Введение 3
Глава 1 12
ИСТОРИЯ БУДДИЗМА И ЗНАКОМСТВО ЗАПАДА С ЭТИМ РЕЛИГИОЗНО¬
ФИЛОСОФСКИМ УЧЕНИЕМ 12
1.1 История буддизма 12
1.2. Распространение буддизма на Западе 19
Глава 2 27
БУДДИЗМ В ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 27
2.1. Фильмы, в которых буддизм представлен явно 28
2.2. Фильмы, в которых буддизм представлен имплицитно 42
Заключение 56
Список литературы
Кинематограф уже давно перестал быть лишь средством изображения реальности и приступил к ее формированию, воздействуя на жизнь людей. Не является исключением и такая важная сфера человеческого бытия как религия, которую, обладая некоторыми навыками, можно изучать через призму киноискусства, анализируя религиозные идеи и образы, встречающиеся в фильмах. Кинематографическое религиоведение, в силу своего юного возраста, не представляет собой единой традиции, однако уже сейчас можно говорить об основной задачи: не просто поиск религиозных элементов в отдельно взятых фильмах, но использование киноискусства для изучения религиозных традиций и происходящих в них изменений. Это возможно по той причине, что кинематограф является своеобразной лакмусовой бумагой современного общества, и все происходящие перемены оперативно находят в нем свое отображение.
Актуальность темы дипломной работы обуславливается все возрастающей популярностью буддизма в западном мире, что находит свое отражение в массовой культуре, в том числе, в киноискусстве. Жители традиционно не буддийских стран проявляют все больший интерес к учениям и практикам данной религии, изучают ее философию и практики. Несмотря на то, что по статистике буддизм исповедуют всего около 6-8% населения мира, что значительно уступает показателям численности сторонников христианства и ислама, заинтересованность этим религиозно-философским учением в качестве интеллектуально-духовного ресурса находится на очень высоком уровне.
Исторически буддизм представлен в виде различных направлений и течений, чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас больше напоминающих разные религии, нежели просто конфессии в рамках одной религии. Вопросы, касающиеся интерпретации буддизма в западном кинематографе, являются очень актуальными, поскольку демонстрируют многообразие представлений Запада о данной религии и помогают проследить причины его все возрастающей популярности в данных странах.
Объектом исследования дипломной работы является буддизм в качестве религиозно-философского учения.
Предметом дипломной работы является роль буддизма в западном кинематографе, его видение западными режиссерами.
Хронологические рамки исследования охватывают, главным образом, период конца двадцатого - начала двадцать первого веков, однако для полноты получившейся картины мы рассмотрим также первые фильмы, в которых находит отражение интерес Запада к буддийскому учению.
Цель дипломной работы - выявить и по возможности полно проанализировать представления о буддизме в западном кинематографе в интересующий нас период времени.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Дать характеристику буддизму в качестве мировой религии и религиозно-философского учения.
2. Рассмотреть знакомство Запада с буддизмом.
3. Определить причины популярности данного религиозно-философского учения на территории традиционно небуддийских стран.
4. Исследовать отношение западных режиссеров к буддизму, их взгляды относительно его воздействия на массовую культуру и кинематограф.
5. Подвергнуть всестороннему анализу особенности изображения и тенденции развития представлений о буддизма в западном кинематографе.
Методы исследования дипломной работы обусловлены спецификой рассматриваемого материала, а также целями и задачами данного исследования. Базовыми методами являются текстологический и киноведческий анализы источников, направленные на прояснение их содержания. Применение компаративного метода создает возможность более рельефного выявления смыслов, заключенных в исследуемых источниках. Для анализа развития основных тенденций перцепции буддизма в западном кинематографе используется проблемно-хронологический метод. Изучение и обобщение отечественных и зарубежных исследований позволяет сформировать более полную картину по освещаемой в исследовании проблематике.
Базу использованной литературы составили несколько групп материалов.
Первую группу составляют работы по истории буддизма, в том числе энциклопедические статьи, включающие в себя как рассмотрение самого религиозно-философского учения, его основных школ и направлений, так и анализ проникновения и распространения буддизма на Запад, его растущей популярности в странах, исторически далеких от данной религии .
Во вторую группу материалов входят работы, в которых рассматриваются непосредственно представление буддизма в западном кинематографе, тенденции его формирования и развития.
Третью группу источников составляют фильмы западных кинорежиссеров о буддизме, его деятелях и основных событиях, а также картины, в которых можно найти аллюзии на буддийское учение.
Четвертая группа материалов включает в себя интервью кинорежиссеров.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы в отечественной и зарубежной литературе можно обозначить как среднюю. Впервые интерес к буддизму на Западе находит отражение на широком экране в начале двадцатого века, а популяризация данного учения на Западе и его рецепция массовой культурой приходится на вторую половину прошлого столетия, что обуславливает новизну данного исследования.
В отечественном религиоведении изучение истории буддизма представлено, прежде всего, работами О.О. Розенберга, Е.А. Торчинова, В.Г. Лысенко, В.П. Андросова. Также данной проблематикой занимались западные ученые, например, Г. Дюмулен и А. Арвон.
История буддизма, его школ и направлений представлена достаточно полно, однако перипетии его распространения на Западе изучены меньше, однако работ. В этой связи следует отметить статью А. Берзина, посвященную положению буддизма в двадцать первом веке, труды А.А. Терентьева, Д. С. Лопеса, С. Батчелора, Р. Филдса. В своей работе
К.М. Кьюсак рассматривает причины популярности буддизма на Западе, отмечая важную роль массовой культуры в его распространении и формировании такого феномена как «популярный», несколько упрощенный и обобщенный, буддизм. Данную тему также затрагивали Д.Л. МакМэхон и Р. Дасгупта.
Российский исследователь М.С. Уланов рассматривал теософское общество в качестве одного из первых массовых каналов информации о буддизме на Западе, что также упоминает в своей работе А.Н. Сенкевич
У. Ирвин и Кьюсак упоминают о совместимости, предложенного Блаватской варианта буддизма с наукой, что сыграло важную роль в распространении этого учения на Западе.
Представление буддизма в западном кинематографе также исследовано недостаточно полно. В отечественной литературе следует выделить работу О.К. Михельсон и Н.С Полякова, посвященную формированию образа и интерпретации буддизма в западном кинематографе.
Анализ изображения буддизма в западном кинематографе представлен такими зарубежными исследователями как Дж. Волен-Бридж и Г. Сторхов, и особенно М.М. Дэсмари, всесторонне рассматривающей в своей работе как представления о «чистом» буддизме, так и вариации его собирательного образа в различных фильмах.
Е.Л. Маллен в своей статье рассматривает экранный образ тибетского буддизма, как наиболее часто изображаемого направления в западном кинематографе, с точки зрения его идеализации, а Д.С. Лопес высказывает достаточно радикальную позицию касательно умышленно создаваемого среди западной общественности возвеличивания образа Тибета, что приводит к его недостоверному представлению в кинематографе.
В качестве источников я рассматривала западные кинофильмы, которые можно разделить на две группы. К первой относятся фильмы, в которых представлен непосредственно буддизм . Вторую группу составляют картины, в которых можно найти аллюзии на буддийское учение .
Интервью и статьи одного из организаторов и членов экспертного совета Международного фестиваля буддистских фильмов Р. Турмана, западных режиссеров и актеров, например, М. Скорсезе, В. Херцога и Дж. Лукаса, позволяют составить более полную картину представления буддизма в кино глазами современных западных кинорежиссеров и отразить тенденцию популяризации буддизма в массовой культуре на примере знаменитых представителей данного религиозно-философского учения. Анализ фильмов, связанных с буддийской тематикой, демонстрируют работы М. Браннигана, Г. Басшама, Л. Ричмонда и Ч. Рида.
Практическая значимость дипломной работы определяется ее новизной. Результаты и материалы представленного исследования могут послужить для дальнейшего изучения рассмотренных в работе тем.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.
Во Введении обосновывается актуальность, определяются объект, предмет, хронологические рамки, цель, задачи и методы исследования, оцениваются его степень разработанности в отечественной и зарубежной литературе и научная новизна, формируется практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «История буддизма и знакомство Запада с этим религиозно-философским учением» дается информационная справка о мировой религии.
В первом параграфе «История буддизма» рассказывается об его возникновении, основных школах и направлениях, а также представленности в различных странах.
Второй параграф «Распространение буддизма на Западе» посвящен истории знакомства традиционно небуддийских стран с данным религиозно - философским учением, а также факторам, способствовавшим его популяризации на Западе.
Во второй главе «Буддизм в западном кинематографе» рассматривается отражение на широком экране интереса Запада к буддизму. Западные фильмы, имеющие отношение к данному религиозно-философскому учению, можно разделить на два типа: к первому относятся произведения, иллюстрирующие те или иные события из истории буддизма (особенно в данном ключе можно выделить фильмы, повествующие о судьбе Тибета), второй тип включает в себя картины, не связанные напрямую с данной мировой религией, но в которых находят выражения те или иные буддийские идеи, аллюзии на них.
В первом параграфе «Фильмы, в которых буддизм представлен явно» проанализированы основные тенденции демонстрации буддизма в западном кинематографе. Рассматривается эволюция его представления: от абсолютно экзотического учения до применимой к жизни философии, популяризация которой на сегодняшний день представлена в массовой культуре, правда, в достаточно упрощенном и идеализованном варианте.
Второй параграф «Фильмы, в которых буддизм представлен имплицитно» посвящен картинам, далеким от религиозности и демонстрации основных событий и представителей буддизма, но в которых можно встретить аллюзии на данное религиозно-философское учение. Правда, следует отметить, что буддийская философия представлена и в них в упрощенной форме, поскольку данная мировая религия в настоящее время прочно проникла в массовую культуру на достаточно поверхностном уровне.
В Заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по рассматриваемой теме.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В настоящее время буддизм нашел широкое распространение на Западе, правда, в достаточно поверхностное форме, что отражается в массовой культуре, включая кинематограф.
2. Западные кинорежиссеры, по большей части, не являющиеся буддистами, питают интерес к данному религиозно-философскому течению, отражая свое представление о нем в фильмах и транслируя его своим зрителям.
3. Фильмы, имеющие отношение к буддизму можно разделить на две категории: кино, представляющее события из истории буддизма, практики, а так же картины, в которых находят выражения те или иные буддийские идеи, аллюзии на них, но сами они не связаны напрямую с данным религиозно-философским учением.
4. Создатели фильмов стараются выдвинуть на первый план общие для всех буддийских школ и направлений мотивы, демонстрируя собирательный образ буддизма.
Кино играет важную роль в жизни нашего общества. В современных западных кинофильмах можно найти буддийские идеи и образы, а также аллюзии на данное религиозно-философское учение. В своем исследовании я рассмотрела существующие в современном западном кинематографе представления о буддизме. Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы касательно данной проблематики.
В настоящее время буддизм уже не так широко представлен в стране своего возникновения, Индии, он нашел более массовое распространение на Тибете, в Японии, Китае, Таиланде, Мьянме, Камбодже, Шри-Ланке, Вьетнаме, Монголии и Корее. Приверженцев этого учения можно найти по всему свету: буддийский мир простирается от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом все еще продолжается начавшийся в конце девятнадцатого века процесс распространения данной религии в Европе и Америке. Буддизм набирает все большую популярность на Западе, что находит свое отражение в массовой культуре.
На протяжении всего двадцатого века влияние институциональной религии на Западе снижалось, а интерес к буддизму все возрастал, правда, подход к данной мировой религии был эклектичным: каждый человек имел свободу выборочно принимать или нет для себя различные элементы буддийского учения.
Теософия стала одним из первых массовых каналов передачи информации о буддизме, правда, распространяемое теософским обществом учение часто подвергалось критике, при этом оставив след в массовом сознании и отложившись в западном суждении о буддизме, поскольку представляло эту религию в понятном для западного человека ключе. Таким образом, на Западе приобрел популярность так называемый «поп-буддизм» в первую очередь в качестве духовной практики, определенного образа мышления, а не религии. Именно такое представление буддизма преимущественно отразилось в западном кинематографе.
Западные режиссеры, в основном не являющиеся приверженцами данного учения, а просто проявляющие интерес к нему, изображают в своих кинофильмах некий собирательный образ буддизма. В данной религии существуют множество направлений и школ, соответственно, не всегда понятно, какую именно форму буддизма мы рассматриваем в контексте кино, поэтому создатели фильмов стараются выдвинуть на первый план общие для всех буддийских школ и направлений взгляды. Таким образом и формируется популярный массовый облик буддизма, находящий отражение в западном кинематографе.
На основании проделанной работы я выделила две основные категории западных фильмов, имеющих отношение к буддизму:
1. Кино, представляющие непосредственно буддизм (иллюстрирующее те или иные события из его истории, демонстрирующее буддийские практики, жизнь выдающихся деятелей).
2. Кино, не связанное напрямую с данной мировой религией, но в котором находят выражения те или иные буддийские идеи, аллюзии на них (встречается оценка происходящего на экране через призму буддийского мировосприятия).
В первой категории отдельно можно отдельно выделить кино о Тибете, поскольку данная тема представлена в кинематографе наиболее широко, отражая переживания многих представителей западной общественности за судьбу Тибета и все возрастающую популярность личности Далай-ламы. Пройдя путь от представления Тибета в качестве экзотической и сказочной страны Шангри-Ла, в настоящее время режиссеры стараются подходить к данной теме с исторической точки зрения, консультируясь с современными деятелями буддизма. Правда, по мнению многих исследователей, в массовой культуре, включая кинематограф, происходит идеализирование Тибета и буддизма в целом, что отражается на достоверности его представления.
Во втором типе фильмов нашел отражение именно массовый облик буддизма, представляющего собой скорее философию, нежели религию. В них можно найти такие буддийские мотивы как: иллюзорность реальности, жизнь как страдание, метемпсихоз, поиски истины и пробуждения. Однако подобные темы характерны не только для буддизма, но и для множества других религиозных и философских доктрин. Таким образом, представлению буддизма характерно упрощение и обобщение. Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод относительно все более массового распространения буддизма на Западе, однако в достаточно поверхностной и примитивной форме, поскольку «традиционный» буддизм во всем его разнообразии и многоаспектности еще остается таинственным и недоступным учением. Его западное понимание часто остается на уровне здорового образа жизни, медитации, йоги и иллюзорности бытия.
1. Газета "Коммерсантъ" №216 от 17.11.2005, URL:
http://www.kommersant.ru/doc/627057(Дата обращения: 3 марта 2016 г.).
2. Интервью Вернера Херцога телеканалу BBC Four, Перевод Натальи
Иноземцевой, 13 февраля 2003 г., URL:
http://savetibet.ru/2011/06/07/print:page,1,wheel-of-time.html (Дата
обращения: 25 марта 2016 г.).
3. Интервью с Мартином Скорсезе, 1998, URL:
http://buddha. ru/content/?q=node/92 (Дата обращения: 10 февраля 2016
г.).
4. Bernardo Bertolucci in Neue Zurcher Zeitung, 18. Februar 1994. - 65 P.
Исследования:
5. Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. - 287 С.
6. Ади-Будда // Большой Энциклопедический словарь, Прохоров А.М., Норинт, 2004 г. - 1456 С.
7. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 С.
8. Арвон А. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 C. — (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).
9. Берзин А. Буддизм в XXI веке: задачи и проблемы, МГИМО, 29 октября
2012 года, URL:
http: //studybuddhism. com/web/ru/archives/approaching buddhism/world today/challenges buddhism 21 century/challenges buddhism 21 century.html(Дата обращения: 20 марта 2016 г.).
10. Берзин А., Управление перерождениями: тибетская система тулку,
Ягендорф, Германия, июнь 1996 г. URL:
http: //studybuddhism. com/web/ru/archives/approaching buddhism/teachers/spiritual student/directing rebith tibetan tulku system.html (Дата
обращения: 23 апреля 2016 г.).
11. Бодхисаттва // Энциклопедия «Мифы народов мира», ред. Токарев,
С.А.: Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах,
М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1147 С.
12. Буксбазен Д. Д. Дзэн-медитация. Базовые практики. — М.: София, 2004. - 176 С.
13. Булич С. К.,. Шастра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб, 1890—1907.
14. Волков С. Тибет. На крыше мира: В поисках легендарной Шамбалы. Среди песков и мифов Центральной Азии., Москва, «АСТ», 2009. - 608 С.
15. Дюмулен Г. Идеал бодхисаттвы // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 С.
16. Известия, Потапов И., 18.11.2005 URL: http://www.portal-
credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=7235, (Дата обращения: 16 апреля 2016 г.).
17. Капра Ф. Дао физики. М: «София», 2008. - 416 С.
18. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496 С.
19. Критический форум Калачакра: Тайны Калачкры-тантры и мифа о Шамбале, URL:http://www.trimondi.de/Russian/Kalachakra.ru.htm (Дата обращения: 28 апреля 2016 г.).
20. Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб, 2010. - 544 С. [Kuzmin S.L. Hidden Tibet. History of Independence and Occupation].
21. Ледбитер Ч. У. Как ко мне пришла теософия, «Амрита-Русь», 2015. - 128 С.
22. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. - 246 С.
23. Мартин Скорсезе возвращается к буддизму?, 15 марта 2007, URL:
http://savetibet.ru/2007/04/15/scorseses tryst with buddhism.html (Дата
обращения: 23 марта 2015 г.).
24. Михельсон О. К., Поляков Н. С. Буддизм в западном кинематографе. Формирование образа и интерпретации // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 4. - С. 97-101.
25. Номшиева Р.С. Посвящение в Калачакру. // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии, Улан-Удэ, 1997. - С. 113 - 123
26. Религия как фактор политической нестабильности в Китае, 29
сентября 2009, URL: http://www.rodon.org/relig-090929121736(Дата
обращения: 14 апреля 2016 г.).
'll.РИА новости Буддолог Турман: все проблемы — от чрезмерного эгоизма, 24.07.2013, URL:
http://m.ria.ru/interview/20130724/951726294.html(Дата обращения: 22 марта 2015 г.).
28. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. - 295 C.
29. Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М.: Алгоритм, 2012. - 480 C.
30. Смертин Ю. С. Японский необуддизм: политическая практика и глобальный проект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — «Издательство Грамота», 2012. — № 8-1.
31. Терентьев А. А. «Буддизм в России», «НГ-РЕЛИГИИ": Тибетский
монах с берегов Гудзона», 07.07.2004, URL: http: //www.portal-
credo.ru/site/?act=monitor&id=4374(Дата обращения: 12 марта 2016 г.).
32. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. — 2-е изд. — М.: «Москва», 1997. - 587 С.
33. Торчинов Е. А. «Введение в буддизм», «Амфора, Петроглиф», 2013. - 432 С.
34. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2000. — 304 C.
35. Уланов М. С. К вопросу о начале распространения буддизма на западе // Современные научные исследования и инновации. — Международный научно-инновационный центр, 2013. — № 11.
36. Утехин И. Визуальная антропология и Вернер Херцог, Сеанс, 21 Января, 2011, URL:http://seance.ru/blog/bells/(Дата обращения: 25 марта 2016 г.).
37. Федоров А. «Видео-Асс Premiere» (Москва). 1994. - N 24.
38. Философия буддизма в Интерстелларе, Матрице и Звёздных войнах, 27 декабря, 2014, URL:http://yaokino.ru/filosovija-buddizma-v-filmah(Дата обращения: 16 апреля 2016 г.).
39. Шигаце, часть третья. О предателях и героях, 30 января 2011, URL: http: //turbina.ru/authors/FarEasterner/travels/view/127943/memo/42192/(Дата обращения: 13 апреля 2016 г.).
40. Шохин В. К. Брахман // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010, URL: http: //iph.ras .ru/enc. htm(Дата обращения: 02 апреля 2016 г.).
41. Шохин В. К. Трикайя // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010, URL: http://iph.ras.ru/enc.htm(Дата обращения: 02 апреля 2016 г.).
42. Bakker F. L. The Challenge of the Silver Screen: An Analysis of the Cinematic Portraits of Jesus, Rama, Buddha and Muhammad. Leiden: Brill, 2009. - 282 P.
43. Bassham G. The Religion of the Matrix and the Problems of Pluralism // The Matrix and Philosophy edited by William Irwin Open Court Chicago and La Salle, Illinois, 2002. - 254 P.
44. Batchelor S. The Awakening of the West: The Encounter of Buddhism and Western Culture, Parallax Press, Berkeley, CA, 1994. - P. 362
45. BBC Russian, 10 марта 2009 года, URL:
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid 7934000/7934063.stm(Дата обращения: 28 марта 2016 г.).
46. Brannigan M. There is No Spoon: A Buddhist Mirror // The Matrix and Philosophy edited by William Irwin Open Court Chicago and La Salle, Illinois, 2002. - 280 P.
47. Buswell R. E., Lopez D. S. The Princeton Dictionary of Buddhism. — Princeton: Princeton University Press, 2013. —1304 P.
48. Court notes (Naturalization of Blavatsky) // New York Times, 9 July 1878.
49. Cusack C. M. The Western Reception of Buddhism: Celebrity and Popular Cultural Media as Agents of Familiarisation, University of Sydney, Australian Religion Studies Review, 2011. - 16 P.
50. Dasgupta R. Pop Buddhism: the New Myth in Popular Culture. URL: http://www.academia.edu/238560/POP BUDDHISM THE NEW MYTH IN POPULAR CULTURE(Дата обращения: 13 апреля 2016 г.).
51. De Silva A. L. Beyond Belief, A Buddhist Critique of Fundamentalist Christianity. Camperdown, N.S.W: Three Gem Publications, 1994. - 134 P.
52. Desmarais M. M. Buddhism and Film // The Continuum Companion to Religion and Film. Ed. W. L. Blizek. Continuum International Publishing Group, 2009. - 440 P.
53. Fields R. How Swans Came to the Lake: A Narrative History of Buddhism in America, Shambhala, Boulder, 1981. - 426 P.
54. FlanneryDailey F., Wagner R. Wake up! Gnosticism and Buddhism in The
Matrix // Journal of Religion and Film. 2001. Vol. 5, No. 2. URL:
http://www.unomaha.edu/jrffgnostic.htm#32(Дата обращения: 26 февраля 2016 г.).
55. Frangsmyr T., Abrams I. Peace, 1981—1990. — World Scientific, 1997.
56. Goldberg E. The Re-Orientation of Buddhism in North America. Method and Theory in the Study of Religion 11, 1999. - 360 P.
57. Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. - 573 P.
58. Irvine W. Apes, Angels and Victorians: Darwin, Huxley and Evolution, Meridian Books, Cleveland and New York, 1967. - 520 P.
59. Lopez D. S. Prisoners of Shangri-La: Tibetan Buddhism and the West, May 1, 1999. - 294 P.
60. McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Oxford University Press, New York, 2008. - 295 P.
61. Mullen E. L. Orientalist Commercializations: Tibetan Buddhism in
American Popular Film, Journal of Religion and Film, Vol. 2, No. 2 October 1998.
62. Nathan L. Karate, Kids, and the Culture: Your Child and the Martial Arts, August 2005, URL:http://www.crossroad.to/articles2/05/karate.htm(Дата обращения: 20 марта 2015 г.).
63. Reed Ch. Fight Club: An Exploration of Buddhism // Journal of Religion
and Film. Vol. 11, No. 2, 2007. URL:
http://www.unomaha.edu/jrf/vol 11no2/ReedFightClub.htm (Дата
обращения: 29 апреля 2016 г).
64. Rene G. Le Theosophisme: Histoire d'une Pseudo-Religion. — Paris: Nouvelle Librairie Nationale, 1921. - 310 P.
65. Richmond L. Buddhism and Groundhog Day. URL: http://www.huffingtonpost.com/lewis-richmond/buddhismandgroundhog-day b 1249815.html(Дата обращения: 16 апреля 2016 г.).
66. Rinchen K. United by Ngabo’s death, Dharamsala and Beijing mourns, December 25, 2009 (reprinted from Phayul).
67. Rinpoche P. Steven Seagal - The Action Lama. World Tibet News, 2010, URL:http://www.sangyetashiling.dk/kt/seagal.htm(Дата обращения: 30 апреля 2016 г.).
68. Serostanoff Д. Газета "ON", 23 декабря 1999, URL:
http://muzyka.kulichki.net/tina turner/(Дата обращения: 18 апреля 2016 г.).
69. Swank H. Free Tibet movement' Publicity // Encyclopedia of Social Movement Media. — SAGE, 2010. - 632 P.
70. The Boy on the Throne, prod. Dianne Atkinson Hudson, Oprah, Harpo Productions, ABC, 17 March 1998.
71. The Religious Affiliation of Director George Lucas URL: http://www.adherents.com/people/pl/George Lucas.html(Дата обращения: 2 мая 2016 г.).
72. The Theosophical Society, Adyar — 2010, http://www.ts-
adyar.org/content/henry-steel-olcott-1832-1907(Дата обращения: 2 апреля 2016 г.).
73. Tillett G. J. Charles Webster Leadbeater (1854—1934), a biographical study. — Sydney: University of Sydney, 1986. - P. 1169.
74. Whalen-Bridge J. and Storhoff G., Buddhism and American Cinema (Suny Series in Buddhism and American Culture), State University of New York Press, 2014. - 273 P.
75. World Christian Encyclopedia (2nd edition) (David Barrett, George Kurian and Todd Johnson), New York : Oxford University Press, 2009. - 1718 P.
76. Zhaxi P. La liberation pacifique du Tibet comme je l’ai vecue, in Jianguo Li (ed.), Cent ans de temoignages sur le Tibet: reportages de temoins de 1’histoire du Tibet, 2005. - 196 P.
Фильмы:
77. Бойцовский клуб, Финчер Д., 1999.
78. Будда, Рафекас Д., 2005.
79. День сурка, Рэмис Х., 1993.
80. Дзен Нуар, Розенбуш М., 2004.
81. Дикая лошадь (Windhorse), Вагнер П., 1998.
82. Звездные войны, Лукас Д., 1997.
83. Золотой ребенок, Ритчи М., 1986.
84. Каратэ-пацан (The Karate Kid), Цварт Х., 2010.
85. Колесо времени, Херцог В., 2003.
86. Кундун, Скорсезе М., 1997.
87. Маленький Будда, Бертолуччи Б., 1993.
88. Матрица, Вачовски Э. и Л., 1999.
89. Миларепа, Кавани Л., 1973.
90. Облачный атлас, Тыквер Т., Вачовски Э. и Л., 2012.
91. Остаться в живых, Бендер Д., Уильямс С., 2004.
92. Парень-каратист (The Karate Kid), Эвилдсен Д., 1984.
93. Парень-каратист 4 (The Karate Kid 4), Кэйн К., 1994.
94. Потерянный горизонт, Капра Ф., 1937.
95. Семь лет в Тибете, Анно Ж., 1997.