ВВЕДЕНИЕ 3
1. Обзор научно - методической литературы 5
1.1. Особенности боевого искусства тхэквондо 5
1.2. Специальная сила в тхэквондо 12
1.3. Средства и методы развития силовых способностей 18
1.4 Анатомо-физиологические особенности детей 12-13 лет 21
2. Организация и методика исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация экспериментальной работы 28
2.3. Экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей
тхэкводистов 12-13 лет 31
3. Результаты исследования и их обсуждения 37
3.1. Диагностика развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет 37
3.2 Влияние экспериментальной методики на развитие скоростно-силовых
способностей и обсуждение результатов 38
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность . За последние десятилетия значительно возрос интерес к различным видам восточных и западных спортивных единоборств. Тхэквондо из-за своей динамичности, зрелищности и доступности является одним из наиболее популярных видов восточных боевых искусств. Включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу подготовить систему спортивной подготовки российских тхэквондистов высшей квалификации к успешным выступлениям не только на первенстве России, но и на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.
Подготовка спортсмена - понятие широкое и представляет собой направленное использование всей совокупности факторов - средств, методов, условий - с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям.
Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов является совершенствование организации, содержания, средств и методов учебно-тренировочного процесса.
Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной тренировки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта. При этом остро встает вопрос о специальной физической подготовке, определении и развитии специальных физических качеств тхэквондистов, проявление которых, дало бы наибольший результат в соревновательной деятельности.
Тхэквондо является скоростно-силовым видом спорта. Поэтому высокая прочность проявления специальных двигательных навыков в соревновательной обстановке возможна лишь тогда, когда тренер в работе с подопечным создает намеренно наиболее эффективные скоростно-силовые условия при совершенствовании навыков.
Развитие скоросно-силовых способностей у тхэквондистов является важнейшим аспектом в спортивной подготовке, а в научно-исследовательской литературе недостаточно данных о методиках ее развития в данном виде спорта. В этом и заключается основная проблема, рассмотренная в данной работе.
Объект исследования - процесс физической подготовки тхэквондистов 12-13 лет.
Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Цель исследования - разработать методику, направленную на повышение уровня скоростно-силовых способностей у юных тхэквондистов 12-13 лет
Задачи исследования:
1) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Разработать и апробировать экспериментальную методику по развитию скоростно-силовых способностей у тхэквондистов 12-13 лет.
3) Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Гипотеза исследования предполагалось, что применение разработанных комплексов специализированных упражнений используемых преимущественно методом динамических усилий позволит повысить уровень скоростно-силовых способностей тхэквондистов 12-13 лет.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика позволит повысить уровень скоростно-силовых способностей юных тхэквондистов, что обусловлено важностью при
дальнейшей специализации на занятиях по тхэквондо.
Анализ теоретической и методической литературы, а также проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что проявление силового и скоростного компонентов в структуре скоростно-силовых способностей взаимосвязано со многими морфологическими и функциональными особенностями организма, совершенствования координации движений, концентрации усилий во времени и положения тела. Скоростно-силовые способности в тхеквондо являются ведущими для достижения высоких спортивных результатов.
2. Разработана экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей, которая основывается на разработке комплексов специальных упражнений используемых преимущественно методом
динамических усилий.
3. Полученные в ходе исследования результаты позволяют судить об эффективности разработанной методики по развитию скоростно-силовых способностей тхеквондистов 12-13 лет, так как во всех четырех проведенных тестах получены статистически достоверные изменения показателей (Р<0,05). Данная методика может быть рекомендована для практического применения.
1. Агафонов Э.В., О.Г. Мешалкин Техника борьбы, Красноярск, 2012 - 600 с.
2. Аракелян Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) / Е. Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко - М. : Физкультура и спорт - 1988.
- 205 с.
3. Багаев, С.В. Современные тенденции в структуре средств технико-тактических действий в вольной борьбе и методика их совершенствования : дис. . канд. пед. наук. 13.00.04 / С.В. Багаев.- М., 1998. - 144 с.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В. К. Бальсевич // Физкультура, образование, наука - 1996 - № 1. - С. 3-53.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика - 2004., №1, С. 26-33
6. Баршай, В.М. Гимнастика: издание второе / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов - М. : 2009. - 320 с.
7. Балуй, И. Долговременная программа подготовки и способность к перенесению тренировочных нагрузок в детском возрасте / И. Балуи // Спортивная наука в зарубежных странах. — М. : Сов. спорт. — 2006. — С. 30
— 36.
8. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Верхошанский Ю. В. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
9. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.
10. Глебов, Е.И. Тхэквондо. Основы олимпийского спарринга / Е.И. Глебов ; С. М. Чой. Ростов-н/Д : «Феникс», 2002. - 320 с.
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / Е. Н. Г огунов, Б.И. Мартынов - М. : Академия, 2002. - 285 с.
14. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: издание второе / В. М. Зациорский - М. : Спорт без границ, 2009. - 200 с.
15. Зимкин, Н. В. Физиология человека / Н. В. Зимкин - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 334 с.
16. Лисенков А.Н. Математические методы планирования много-факторных медико-биологических экспериментов / А. Н. Лисенков - М. : Медицина, 1979. - 343 с.
17. Косов Б. Б. Психомоторное развитие школьников младшего возраста / Б. Б. Косов - М., 1989.
18. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки юношей : Учебное пособие / В. Н. Курысь - М. : Советский спорт, 2004. - 264 с.
19. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивности периодов психического развития человека / Н.С. Лейтес // Принципы развития в психологии. - М. : 1978. - С. 196 -211.
20. Лях В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика ФК. - 1987. - N° 7. - С. 28-30.
21. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и пр. физ. культ. - 1990. - № 3. - С. 15-18.
22. Лях В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н. А. Бернштейна / В.И. Лях // Теория и практика физ. культ. 1996. - С. 20-26.
23. Набатникова, М. Я. Специальная выносливость спортсменов / М. Я. Набатникова. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 190 с.
24. Паффенбаргер, Р.С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни / Р.С. Паффенбаргер, Э. Ольсен - К.: Олимпийская литература - 1999. - 211 с.
25. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - М. : Прогресс, 1979. - 1025с.
26. Фомин, Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин. М. : 1981. -356 с.
27. Хайрулин, А.Р. Организация и проведение соревнований по тхэквондо (ВТФ) : методические рекомендации / А.Р. Хайрулин. Екатеринбург : УГПУ, 1992.-32 с.
28. Хайрулин, А.Р. Терминология используемая в тхэквондо (ВТФ) : методические рекомендации / А.Р. Хайрулин. Екатеринбург : УГПУ. - 1992. - 14 с.
29. Ханин, ЮЛ. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга / Ю.Л. Ханин. Л. : ЛНИИТЕК, 1976.-С. 56-61.
30. Худолей, О. Н. Методика развития силы у юных гимнастов на этапах начальной и специализированной подготовки / О. Н. Худолей // Физическое воспитание студентов- 2010,- №4, -С. 15-21
31. Филин, В. П. Становление и развитие теории и методики юношеского спорта / В.П. Филин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.,1998. - Т. 2. - С. 50-56.
32. Шахмурадов, Ю.А. Программирование средств и методов тренировочных воздействий в спортивной борьбе. Актуальные проблемы спортивной борьбы / Ю.А. Шахмурадов ; А.Д. Суханов. М. : ФОН, 1998, С. 30-33.
33. Шейка, В.И. Правила соревнований по кйоруги и их интерпретация / В.И. Шейка ; С.А. Данилов ; С.Г. Фсткчян. Ростов-н/Дону : «Феникс», 2002. -80 с.
34. Шейка, В.И. Тхэквондо. Книга рефери / В.И. Шейка ; А.П. Ефремов. М. : МФТ, 2000. - 127 с.
35. Шлемин, А. М.Система подготовки юных гимнастов: Методическое пособие для студентов ГЦОЛИФКа / А. М. Шлемин, П. К. Петров - М. : ГЦОЛИФК, 1977. - 98 с.
36. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н. Шустин. М. : РГАФК, 1995. - 104 с.
37. Эпов, О.Г. Конфликтное взаимодействие тхэквондистов в тактико-технических структурах при выполнении боевого маневрирования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / О.Г. Эпов. М. : РГАФК, 2000. - 131 с.
38. Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство: учебное пособие / по ред. Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова - М. : «Феникс», 2007. - 263 с.
39. Тхэквондо. Техника и тактика / под. ред. И. Х. Парк, Т. Сибурн.- М. : АСТ, 2004. - 312 с.
40. Тхэквондо / П.Джаннерини, С.Фаверо, В.Бос - М. : АСТ, 2004. - 189 с.
41. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.И. Ильинича.
- М. : АСВ, 2000. - 315 с.
42. Бьон Ю, Бликер Т. Путь мастера Ю как стать хозяином своей судьбы [Текст] / Ю. Бьен, Т.Бликер - М. : АСТ, 2007. - 207 с.
43. Джонсон, Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и наука: Методы планирования эксперимента/ Н. Джонсон, Ф. Лион - М. : Мир, 1981. - 510 с.
44. Дук, Сунг Сон Серия: Боевые искусства / Дук Сунг Сон - М. : Гранд, 2004. - 156 с.
45. Руссобит-М Мо Серия: Мастера боевых искусств / Руссобит-М Мо
- Ростов н/Д : «Феникс» - 2005. - 277 с.
46. Чой, Сунг Мо Путь тхэквондо. От белого пояса к черному / Чой Сунг Мо - М. : Феникс, 2003 г. - 205 с.
47. Сайт европейского союза тхэквондо [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mudokwan.at/index.php?id=44