Журналистика Китая в социокультурной динамике (2000-2014гг.)
|
Введение 3
Глава 1. Китайская журналистика в контексте глобализации 7
1.1. Журналистика как феномен социокультурной динамики 7
1.2. Этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее 17
1.3. Влияние идеологии Китая на современную журналистику 33
1.4. Изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета 43
Глава 2. Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику
Китая (2000-2014 гг.) 51
2.1. Особенности аудитории современных китайских СМИ 51
2.2. Анализ контента новостных телепередач Китая 63
2.3. Новостная радиопередача «Голос Китая»: национальные особенности. .72
2.4. Тенденция развития теле- и радио передач 83
Заключение 97
Список литературы 101
Приложение
Глава 1. Китайская журналистика в контексте глобализации 7
1.1. Журналистика как феномен социокультурной динамики 7
1.2. Этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее 17
1.3. Влияние идеологии Китая на современную журналистику 33
1.4. Изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета 43
Глава 2. Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику
Китая (2000-2014 гг.) 51
2.1. Особенности аудитории современных китайских СМИ 51
2.2. Анализ контента новостных телепередач Китая 63
2.3. Новостная радиопередача «Голос Китая»: национальные особенности. .72
2.4. Тенденция развития теле- и радио передач 83
Заключение 97
Список литературы 101
Приложение
Актуальность темы исследования. Начиная с декабря 1978 года, в КНР осуществляются экономические и политические преобразования. К 2014 году в жизни страны достигнуты громадные экономические, политические, индустриальные и социально-культурные изменения. В конце 1980-х гг. стало возможным осуществлять компьютерный набор иероглифов. Это достижение позволило китайским журналистам во много раз ускорить процесс производства печатной продукции: отныне вместо кисти и типографского набора повсюду стала использоваться компьютерная техника. В начале 1990- гг. в Китае появился Интернет. В 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию. Страна включилась в систему глобальных экономических отношений. Все это оказывает большое влияние на экономическую, политическую и общественную жизнь страны, в которой проживает более 1300 млн. чел. В настоящее время в Китае идет работа по созданию «гармоничного общества». Все это прямо связано с работой журналистов и средств массовой информации Китая и ставит перед ними новые задачи.
Отметим, что уже с 2002 года существует рабочая группа по делам китайско-российского сотрудничества в сфере средств массовой информации. Китайский опыт в области журналистики интересует также страны Азиатско- Тихоокеанского региона, Европейский союз, США.
Сейчас в китайских СМИ проходят значительные структурные изменения, вызванные новыми тенденциями в средствах массовой коммуникации. Особый интерес в журналистике вызывают новые жанры, которые появляются под воздействием, прежде всего, внешних факторов. Интернет изменяет культурные коммуникации. Активно развивается тележурналистика и радиожурналистика Китая. В данном контексте актуально и своевременно исследование социокультурной динамики современных СМИ Китая.
Цель исследования состоит в изучении динамики китайской журналистики нового тысячелетия (период 2000-2014 гг.). Особый интерес представляют тенденции и перспективы развития китайской журналистики.
Предмет исследования: специфика социокультурной динамики китайских СМИ нового тысячелетия.
Объект исследования: новостные телепрограммы центрального новостного канала и радиоканала «Голос Китая», тележурналистика и радиожурналистика, на примере Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт») в контексте современной социокультурной динамики.
Научно-теоретическую базу диссертации составили труды российских исследователей: А. А. Калмыкова, А. И. Уткин, А. Моли, Л. Н. Когана, Л. П. Марьиной, П. А. Сорокина, С. Г. Корконосенко, Я. Б. Йоскевича и других. Также была проанализирована коллективная монография «Журналистика Китая», изданная в Петербурге в 2006 году и другие китайские научные материалы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы китайской тележурналистики и радиожурналистики такие, как «Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт»), новостные телепрограммы центрального канала и провинциальные телепрограммы: «Новые истории ЛяоЧжэ», «Ван Ган повествует истории», «Взгляд Ляна на мир», «Народный жизни», «Ла Гуа».
В радиожурналистике проведен анализ китайской радиопередачи «Голос Китая», в том числе «Синьвэн хэ баочжи чжайяо» («Резюме новостей и газет»), «Синьвэнь цзунхэн» («Новости») и «Янгуан синьвэнь вангаофэн» («Вечерние новости центрального народной радиостанции»).
Хронологическая база исследования. Данное исследованное анализирует изменения, происходящие в китайской журналистике нового тысячелетия с 2000 по 2014 года. Однако для того, чтобы характер исследования был более масштабными, автор диссертации посчитал необходимым периодически делать небольшие экскурсы в историю журналистики Китая прошлых лет.
Основные методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, социальный опрос.
Новизна исследования определяется изучением слабо разработанной в научной литературе проблемы художественности программы теленовостей в китайской журналистике, анализом его жанровые особенности в условиях новых технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить журналистику Китая в контексте социокультурной динамики;
2. Систематизировать этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее;
3. Охарактеризовать китайские традиционные СМИ в условиях новых технологий;
4. Анализ аудиторного фактора современных китайских СМИ;
5. Проанализировать развитие китайской тележурналистики и радиожурналистики под влиянием глобализации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Характеристика особенностей журналистики Китая нового тысячелетия.
2. Современная журналистика Китая в контексте глобальных
информационных процессах.
3. Китайская аудиовизуальная журналистика в условиях новых технологий.
4. Национальные особенности современной китайской журналистики: синтез самобытности и ценностей массовой культуры.
Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики большого количества ранее не известных в России источников, связанных с современным состоянием китайской журналистики. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики, а также в подготовке журналистских кадров и переводчиков.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Китайская журналистика нового тысячелетия» анализируются теоретико-методологическая основа журналистики как социокультурного феномена, рассматриваются этапы развития и влияние идеологии Китая на современную журналистику, анализируются изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета.
Во второй главе «Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику Китая (2000-2014 гг.)», исследуются особенности аудитории современных китайских СМИ, анализируется тенденцию развития теле- и радиопередач, на примере анализ контента новостных телепередач Китая и национальные особенности новостной радиопередачи «Голос Китая».
В приложении представлены результаты социологического опроса аудитории китайских СМИ, этапы развития интернет журналистики Китая, контент новостных телепрограмм и радиопрограмм.
Отметим, что уже с 2002 года существует рабочая группа по делам китайско-российского сотрудничества в сфере средств массовой информации. Китайский опыт в области журналистики интересует также страны Азиатско- Тихоокеанского региона, Европейский союз, США.
Сейчас в китайских СМИ проходят значительные структурные изменения, вызванные новыми тенденциями в средствах массовой коммуникации. Особый интерес в журналистике вызывают новые жанры, которые появляются под воздействием, прежде всего, внешних факторов. Интернет изменяет культурные коммуникации. Активно развивается тележурналистика и радиожурналистика Китая. В данном контексте актуально и своевременно исследование социокультурной динамики современных СМИ Китая.
Цель исследования состоит в изучении динамики китайской журналистики нового тысячелетия (период 2000-2014 гг.). Особый интерес представляют тенденции и перспективы развития китайской журналистики.
Предмет исследования: специфика социокультурной динамики китайских СМИ нового тысячелетия.
Объект исследования: новостные телепрограммы центрального новостного канала и радиоканала «Голос Китая», тележурналистика и радиожурналистика, на примере Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт») в контексте современной социокультурной динамики.
Научно-теоретическую базу диссертации составили труды российских исследователей: А. А. Калмыкова, А. И. Уткин, А. Моли, Л. Н. Когана, Л. П. Марьиной, П. А. Сорокина, С. Г. Корконосенко, Я. Б. Йоскевича и других. Также была проанализирована коллективная монография «Журналистика Китая», изданная в Петербурге в 2006 году и другие китайские научные материалы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы китайской тележурналистики и радиожурналистики такие, как «Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт»), новостные телепрограммы центрального канала и провинциальные телепрограммы: «Новые истории ЛяоЧжэ», «Ван Ган повествует истории», «Взгляд Ляна на мир», «Народный жизни», «Ла Гуа».
В радиожурналистике проведен анализ китайской радиопередачи «Голос Китая», в том числе «Синьвэн хэ баочжи чжайяо» («Резюме новостей и газет»), «Синьвэнь цзунхэн» («Новости») и «Янгуан синьвэнь вангаофэн» («Вечерние новости центрального народной радиостанции»).
Хронологическая база исследования. Данное исследованное анализирует изменения, происходящие в китайской журналистике нового тысячелетия с 2000 по 2014 года. Однако для того, чтобы характер исследования был более масштабными, автор диссертации посчитал необходимым периодически делать небольшие экскурсы в историю журналистики Китая прошлых лет.
Основные методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, социальный опрос.
Новизна исследования определяется изучением слабо разработанной в научной литературе проблемы художественности программы теленовостей в китайской журналистике, анализом его жанровые особенности в условиях новых технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить журналистику Китая в контексте социокультурной динамики;
2. Систематизировать этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее;
3. Охарактеризовать китайские традиционные СМИ в условиях новых технологий;
4. Анализ аудиторного фактора современных китайских СМИ;
5. Проанализировать развитие китайской тележурналистики и радиожурналистики под влиянием глобализации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Характеристика особенностей журналистики Китая нового тысячелетия.
2. Современная журналистика Китая в контексте глобальных
информационных процессах.
3. Китайская аудиовизуальная журналистика в условиях новых технологий.
4. Национальные особенности современной китайской журналистики: синтез самобытности и ценностей массовой культуры.
Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики большого количества ранее не известных в России источников, связанных с современным состоянием китайской журналистики. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики, а также в подготовке журналистских кадров и переводчиков.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Китайская журналистика нового тысячелетия» анализируются теоретико-методологическая основа журналистики как социокультурного феномена, рассматриваются этапы развития и влияние идеологии Китая на современную журналистику, анализируются изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета.
Во второй главе «Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику Китая (2000-2014 гг.)», исследуются особенности аудитории современных китайских СМИ, анализируется тенденцию развития теле- и радиопередач, на примере анализ контента новостных телепередач Китая и национальные особенности новостной радиопередачи «Голос Китая».
В приложении представлены результаты социологического опроса аудитории китайских СМИ, этапы развития интернет журналистики Китая, контент новостных телепрограмм и радиопрограмм.
Начало XXI века побуждает ученых заново обдумывать социальный статус культуры, перспективы, приоритетные направления и тенденции её развития. Исторический аспект системного исследования предполагает выявление закономерностей социокультурной динамики, которая выражается в изменениях взаимоотношений таких элементов системы, как ценности и знания, реальность и моделирование будущего, технический и эстетический потенциал деятельности, утилитарность и игра.
Используя теорию «социальной динамики», мы исследовали ее влияние на развитие журналистики Китая как части социокультурного пространства.
Журналистика как феномен социокультурной динамики, занимает особое место в системе материального, духовного и художественного общения, обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Как часть социальной культуры журналистика способствует освоению субъектом объективной реальности, познанию и ценностному освоению мира. Ценность журналистики в том, что она обеспечивает людей проверенной информацией. Она может быть использована для того, чтобы принять лучшие решения, и впоследствии может быть применена на практике. Наиболее важным является систематический процесс - дисциплина проверки, которую журналисты используют для того, чтобы найти не только факты, но также "правду о фактах".
Журналистика как феномен культуры обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Мы попытались представить журналистику в контексте культуры, которая существует как целостная система доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности. Современная социокультурная динамика обуславливает процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ, и приводит к появлению медиаглобализации.
В социальной динамике Китая существовало многих важных событий, которые способствовали развитию общества не только в области экономики и политики, но и в сфере культуры. Среди них, самая важная - Движение за новую культуру. Движение 4 мая 1919 г. положило начало движению за новую культуру Китая. В этот период китайская журналистика начался новый этап, в результате которого в стране появилась коммунистическая печать, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие китайской журналистики.
Китайские СМИ получили огромное развитие после образования КНР. После октября 1949 года, Китай начал строить журналистику с социалистической природой и устанавливать систему журналистики: систему печати, в которой газета «Жэньминь жибао» (ежедневник «Народная газета») занимает центральное место, а органы партийных комитетов всех ступеней занимают основные места; система государственных информационных агентств, которые состоят из агентства «Синьхуа» («Новая Китая»), «Чжунсиньшэ» («Китайская журналистика») и других; система народного радио, в которой «Центральная народная радиостанция» занимает центральное место. Китайская журналистика подвергалась гонениям в период «великой культурной революции» (1966-1976). В это время количество газет и журналов, деятельность телевидения, радиовещания и других резко снижалось. После 1978 года, китайская журналистика вновь восстанавливалась и развивалась. С 1978 года и до сих пор КПК выдвигали много различных руководящих идей, которые значительно способствовали и способствуют развитию китайской журналистики.
Развитие Интернета и других новых СМИ также предоставляет традиционным медиа возможность для нового развития. Сначала 1990-х годов, отечественные газетные медиа начали вступать в контакт с новыми СМИ, затем создали веб-сайт газеты в интернете. Развитие новых средств массовой коммуникации оказало влияние на развитие телевидения. В контексте развития интернет потребности аудитории также изменились. Опрос аудитории китайских СМИ привел к следующим приоритетам: телевидение - первое место, интернет - второе, и третье место занимает радиовещание. Согласно результату опроса, социальные новости самые популярные.
В настоящей работе был проведен анализ тенденции теле- и радиопередач.
До сих пор, на телевидении появились разнообразные новостные программы и телепередачи, в том числе политические, экономические, культурные, военные, спортивные, социальные и другие. Изменилась жанровая специфика телевидения. Популярным стал жанр ток-шоу, который возник в Китае в начале 90-ых годов 20 века. Ток-шоу относительно молодой жанр телевидения для Китая. Копирование американского опыта стимулировало зарождение ток-шоу в стране. Динамика современного медиапространства, необходимость осмысления этого процесса и его прогнозирование побудило к систематизации истории развития ток-шоу как культурного феномена современности. По мнению китайских исследователей, тенденция развития ток-шоу, заключается в повышении активности участия зрителей, и увеличение их значимости в программе. Ток- шоу помогают донести коммуникационные ценности, перенести в обыденную жизнь модели поведения и визуальные образы. В контексте интеграции СМИ, телевизионных новостей СМИ должна воспользоваться этой возможностью, взять на себя инициативу интегрировать в новые средства массовой информации, и на основе его собственных характеристик развития, идти по пути изменения в соответствии со своими собственными особенностями, чтобы компенсировать недостатки, с тем чтобы повысить уровень развития телевизионных новостей, в целях содействия продвижения телевизионной индустрии, общей интеграции старых и новых средств массовой информации.
Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей, делать обновления средств массовой информации широкого вещания, провести работу над новостными программами в целях развития сообщества и жизни людей и обеспечения более эффективной трансляции информации.
В контексте Интернета, средства массовой информации широкого вещания делают хорошую модернизацию, но необходимо, чтобы в полной мере использовались преимущества Интернета. Стремление к эстетике людей также меняется, для того, чтобы продолжать удовлетворять потребности людей, надо использовать широкий спектр богатого содержания для привлечения более широкой аудитории. в последние годы в связи с общей реформой в медиа-индустрии, жизнь телевизионных и радиопрограмм стала более концентрированной. Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей.
Используя теорию «социальной динамики», мы исследовали ее влияние на развитие журналистики Китая как части социокультурного пространства.
Журналистика как феномен социокультурной динамики, занимает особое место в системе материального, духовного и художественного общения, обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Как часть социальной культуры журналистика способствует освоению субъектом объективной реальности, познанию и ценностному освоению мира. Ценность журналистики в том, что она обеспечивает людей проверенной информацией. Она может быть использована для того, чтобы принять лучшие решения, и впоследствии может быть применена на практике. Наиболее важным является систематический процесс - дисциплина проверки, которую журналисты используют для того, чтобы найти не только факты, но также "правду о фактах".
Журналистика как феномен культуры обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Мы попытались представить журналистику в контексте культуры, которая существует как целостная система доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности. Современная социокультурная динамика обуславливает процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ, и приводит к появлению медиаглобализации.
В социальной динамике Китая существовало многих важных событий, которые способствовали развитию общества не только в области экономики и политики, но и в сфере культуры. Среди них, самая важная - Движение за новую культуру. Движение 4 мая 1919 г. положило начало движению за новую культуру Китая. В этот период китайская журналистика начался новый этап, в результате которого в стране появилась коммунистическая печать, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие китайской журналистики.
Китайские СМИ получили огромное развитие после образования КНР. После октября 1949 года, Китай начал строить журналистику с социалистической природой и устанавливать систему журналистики: систему печати, в которой газета «Жэньминь жибао» (ежедневник «Народная газета») занимает центральное место, а органы партийных комитетов всех ступеней занимают основные места; система государственных информационных агентств, которые состоят из агентства «Синьхуа» («Новая Китая»), «Чжунсиньшэ» («Китайская журналистика») и других; система народного радио, в которой «Центральная народная радиостанция» занимает центральное место. Китайская журналистика подвергалась гонениям в период «великой культурной революции» (1966-1976). В это время количество газет и журналов, деятельность телевидения, радиовещания и других резко снижалось. После 1978 года, китайская журналистика вновь восстанавливалась и развивалась. С 1978 года и до сих пор КПК выдвигали много различных руководящих идей, которые значительно способствовали и способствуют развитию китайской журналистики.
Развитие Интернета и других новых СМИ также предоставляет традиционным медиа возможность для нового развития. Сначала 1990-х годов, отечественные газетные медиа начали вступать в контакт с новыми СМИ, затем создали веб-сайт газеты в интернете. Развитие новых средств массовой коммуникации оказало влияние на развитие телевидения. В контексте развития интернет потребности аудитории также изменились. Опрос аудитории китайских СМИ привел к следующим приоритетам: телевидение - первое место, интернет - второе, и третье место занимает радиовещание. Согласно результату опроса, социальные новости самые популярные.
В настоящей работе был проведен анализ тенденции теле- и радиопередач.
До сих пор, на телевидении появились разнообразные новостные программы и телепередачи, в том числе политические, экономические, культурные, военные, спортивные, социальные и другие. Изменилась жанровая специфика телевидения. Популярным стал жанр ток-шоу, который возник в Китае в начале 90-ых годов 20 века. Ток-шоу относительно молодой жанр телевидения для Китая. Копирование американского опыта стимулировало зарождение ток-шоу в стране. Динамика современного медиапространства, необходимость осмысления этого процесса и его прогнозирование побудило к систематизации истории развития ток-шоу как культурного феномена современности. По мнению китайских исследователей, тенденция развития ток-шоу, заключается в повышении активности участия зрителей, и увеличение их значимости в программе. Ток- шоу помогают донести коммуникационные ценности, перенести в обыденную жизнь модели поведения и визуальные образы. В контексте интеграции СМИ, телевизионных новостей СМИ должна воспользоваться этой возможностью, взять на себя инициативу интегрировать в новые средства массовой информации, и на основе его собственных характеристик развития, идти по пути изменения в соответствии со своими собственными особенностями, чтобы компенсировать недостатки, с тем чтобы повысить уровень развития телевизионных новостей, в целях содействия продвижения телевизионной индустрии, общей интеграции старых и новых средств массовой информации.
Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей, делать обновления средств массовой информации широкого вещания, провести работу над новостными программами в целях развития сообщества и жизни людей и обеспечения более эффективной трансляции информации.
В контексте Интернета, средства массовой информации широкого вещания делают хорошую модернизацию, но необходимо, чтобы в полной мере использовались преимущества Интернета. Стремление к эстетике людей также меняется, для того, чтобы продолжать удовлетворять потребности людей, надо использовать широкий спектр богатого содержания для привлечения более широкой аудитории. в последние годы в связи с общей реформой в медиа-индустрии, жизнь телевизионных и радиопрограмм стала более концентрированной. Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей.
Подобные работы
- Журналистика Китая в социокультурной динамике (2000-2014гг.)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016



