Введение 3
Глава 1. Китайская журналистика в контексте глобализации 7
1.1. Журналистика как феномен социокультурной динамики 7
1.2. Этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее 17
1.3. Влияние идеологии Китая на современную журналистику 33
1.4. Изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета 43
Глава 2. Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику
Китая (2000-2014 гг.) 51
2.1. Особенности аудитории современных китайских СМИ 51
2.2. Анализ контента новостных телепередач Китая 63
2.3. Новостная радиопередача «Голос Китая»: национальные особенности. .72
2.4. Тенденция развития теле- и радио передач 83
Заключение 97
Список литературы 101
Приложение
Актуальность темы исследования. Начиная с декабря 1978 года, в КНР осуществляются экономические и политические преобразования. К 2014 году в жизни страны достигнуты громадные экономические, политические, индустриальные и социально-культурные изменения. В конце 1980-х гг. стало возможным осуществлять компьютерный набор иероглифов. Это достижение позволило китайским журналистам во много раз ускорить процесс производства печатной продукции: отныне вместо кисти и типографского набора повсюду стала использоваться компьютерная техника. В начале 1990- гг. в Китае появился Интернет. В 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию. Страна включилась в систему глобальных экономических отношений. Все это оказывает большое влияние на экономическую, политическую и общественную жизнь страны, в которой проживает более 1300 млн. чел. В настоящее время в Китае идет работа по созданию «гармоничного общества». Все это прямо связано с работой журналистов и средств массовой информации Китая и ставит перед ними новые задачи.
Отметим, что уже с 2002 года существует рабочая группа по делам китайско-российского сотрудничества в сфере средств массовой информации. Китайский опыт в области журналистики интересует также страны Азиатско- Тихоокеанского региона, Европейский союз, США.
Сейчас в китайских СМИ проходят значительные структурные изменения, вызванные новыми тенденциями в средствах массовой коммуникации. Особый интерес в журналистике вызывают новые жанры, которые появляются под воздействием, прежде всего, внешних факторов. Интернет изменяет культурные коммуникации. Активно развивается тележурналистика и радиожурналистика Китая. В данном контексте актуально и своевременно исследование социокультурной динамики современных СМИ Китая.
Цель исследования состоит в изучении динамики китайской журналистики нового тысячелетия (период 2000-2014 гг.). Особый интерес представляют тенденции и перспективы развития китайской журналистики.
Предмет исследования: специфика социокультурной динамики китайских СМИ нового тысячелетия.
Объект исследования: новостные телепрограммы центрального новостного канала и радиоканала «Голос Китая», тележурналистика и радиожурналистика, на примере Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт») в контексте современной социокультурной динамики.
Научно-теоретическую базу диссертации составили труды российских исследователей: А. А. Калмыкова, А. И. Уткин, А. Моли, Л. Н. Когана, Л. П. Марьиной, П. А. Сорокина, С. Г. Корконосенко, Я. Б. Йоскевича и других. Также была проанализирована коллективная монография «Журналистика Китая», изданная в Петербурге в 2006 году и другие китайские научные материалы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы китайской тележурналистики и радиожурналистики такие, как «Синьвэнь Ляньбо» (Новости), «Цзаоцзянь Синьвэнь» («Утренние новости»), «Дунфан Шикун» («Восточный горизонт»), новостные телепрограммы центрального канала и провинциальные телепрограммы: «Новые истории ЛяоЧжэ», «Ван Ган повествует истории», «Взгляд Ляна на мир», «Народный жизни», «Ла Гуа».
В радиожурналистике проведен анализ китайской радиопередачи «Голос Китая», в том числе «Синьвэн хэ баочжи чжайяо» («Резюме новостей и газет»), «Синьвэнь цзунхэн» («Новости») и «Янгуан синьвэнь вангаофэн» («Вечерние новости центрального народной радиостанции»).
Хронологическая база исследования. Данное исследованное анализирует изменения, происходящие в китайской журналистике нового тысячелетия с 2000 по 2014 года. Однако для того, чтобы характер исследования был более масштабными, автор диссертации посчитал необходимым периодически делать небольшие экскурсы в историю журналистики Китая прошлых лет.
Основные методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, социальный опрос.
Новизна исследования определяется изучением слабо разработанной в научной литературе проблемы художественности программы теленовостей в китайской журналистике, анализом его жанровые особенности в условиях новых технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить журналистику Китая в контексте социокультурной динамики;
2. Систематизировать этапы развития китайской журналистики: прошлое и настоящее;
3. Охарактеризовать китайские традиционные СМИ в условиях новых технологий;
4. Анализ аудиторного фактора современных китайских СМИ;
5. Проанализировать развитие китайской тележурналистики и радиожурналистики под влиянием глобализации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Характеристика особенностей журналистики Китая нового тысячелетия.
2. Современная журналистика Китая в контексте глобальных
информационных процессах.
3. Китайская аудиовизуальная журналистика в условиях новых технологий.
4. Национальные особенности современной китайской журналистики: синтез самобытности и ценностей массовой культуры.
Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики большого количества ранее не известных в России источников, связанных с современным состоянием китайской журналистики. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики, а также в подготовке журналистских кадров и переводчиков.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Китайская журналистика нового тысячелетия» анализируются теоретико-методологическая основа журналистики как социокультурного феномена, рассматриваются этапы развития и влияние идеологии Китая на современную журналистику, анализируются изменение традиционных китайских СМИ в эпоху Интернета.
Во второй главе «Влияние массовой культуры на аудиовизуальную журналистику Китая (2000-2014 гг.)», исследуются особенности аудитории современных китайских СМИ, анализируется тенденцию развития теле- и радиопередач, на примере анализ контента новостных телепередач Китая и национальные особенности новостной радиопередачи «Голос Китая».
В приложении представлены результаты социологического опроса аудитории китайских СМИ, этапы развития интернет журналистики Китая, контент новостных телепрограмм и радиопрограмм.
Начало XXI века побуждает ученых заново обдумывать социальный статус культуры, перспективы, приоритетные направления и тенденции её развития. Исторический аспект системного исследования предполагает выявление закономерностей социокультурной динамики, которая выражается в изменениях взаимоотношений таких элементов системы, как ценности и знания, реальность и моделирование будущего, технический и эстетический потенциал деятельности, утилитарность и игра.
Используя теорию «социальной динамики», мы исследовали ее влияние на развитие журналистики Китая как части социокультурного пространства.
Журналистика как феномен социокультурной динамики, занимает особое место в системе материального, духовного и художественного общения, обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Как часть социальной культуры журналистика способствует освоению субъектом объективной реальности, познанию и ценностному освоению мира. Ценность журналистики в том, что она обеспечивает людей проверенной информацией. Она может быть использована для того, чтобы принять лучшие решения, и впоследствии может быть применена на практике. Наиболее важным является систематический процесс - дисциплина проверки, которую журналисты используют для того, чтобы найти не только факты, но также "правду о фактах".
Журналистика как феномен культуры обладает инструментарием воздействия на взаимоотношения человека и социума. Мы попытались представить журналистику в контексте культуры, которая существует как целостная система доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности. Современная социокультурная динамика обуславливает процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ, и приводит к появлению медиаглобализации.
В социальной динамике Китая существовало многих важных событий, которые способствовали развитию общества не только в области экономики и политики, но и в сфере культуры. Среди них, самая важная - Движение за новую культуру. Движение 4 мая 1919 г. положило начало движению за новую культуру Китая. В этот период китайская журналистика начался новый этап, в результате которого в стране появилась коммунистическая печать, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие китайской журналистики.
Китайские СМИ получили огромное развитие после образования КНР. После октября 1949 года, Китай начал строить журналистику с социалистической природой и устанавливать систему журналистики: систему печати, в которой газета «Жэньминь жибао» (ежедневник «Народная газета») занимает центральное место, а органы партийных комитетов всех ступеней занимают основные места; система государственных информационных агентств, которые состоят из агентства «Синьхуа» («Новая Китая»), «Чжунсиньшэ» («Китайская журналистика») и других; система народного радио, в которой «Центральная народная радиостанция» занимает центральное место. Китайская журналистика подвергалась гонениям в период «великой культурной революции» (1966-1976). В это время количество газет и журналов, деятельность телевидения, радиовещания и других резко снижалось. После 1978 года, китайская журналистика вновь восстанавливалась и развивалась. С 1978 года и до сих пор КПК выдвигали много различных руководящих идей, которые значительно способствовали и способствуют развитию китайской журналистики.
Развитие Интернета и других новых СМИ также предоставляет традиционным медиа возможность для нового развития. Сначала 1990-х годов, отечественные газетные медиа начали вступать в контакт с новыми СМИ, затем создали веб-сайт газеты в интернете. Развитие новых средств массовой коммуникации оказало влияние на развитие телевидения. В контексте развития интернет потребности аудитории также изменились. Опрос аудитории китайских СМИ привел к следующим приоритетам: телевидение - первое место, интернет - второе, и третье место занимает радиовещание. Согласно результату опроса, социальные новости самые популярные.
В настоящей работе был проведен анализ тенденции теле- и радиопередач.
До сих пор, на телевидении появились разнообразные новостные программы и телепередачи, в том числе политические, экономические, культурные, военные, спортивные, социальные и другие. Изменилась жанровая специфика телевидения. Популярным стал жанр ток-шоу, который возник в Китае в начале 90-ых годов 20 века. Ток-шоу относительно молодой жанр телевидения для Китая. Копирование американского опыта стимулировало зарождение ток-шоу в стране. Динамика современного медиапространства, необходимость осмысления этого процесса и его прогнозирование побудило к систематизации истории развития ток-шоу как культурного феномена современности. По мнению китайских исследователей, тенденция развития ток-шоу, заключается в повышении активности участия зрителей, и увеличение их значимости в программе. Ток- шоу помогают донести коммуникационные ценности, перенести в обыденную жизнь модели поведения и визуальные образы. В контексте интеграции СМИ, телевизионных новостей СМИ должна воспользоваться этой возможностью, взять на себя инициативу интегрировать в новые средства массовой информации, и на основе его собственных характеристик развития, идти по пути изменения в соответствии со своими собственными особенностями, чтобы компенсировать недостатки, с тем чтобы повысить уровень развития телевизионных новостей, в целях содействия продвижения телевизионной индустрии, общей интеграции старых и новых средств массовой информации.
Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей, делать обновления средств массовой информации широкого вещания, провести работу над новостными программами в целях развития сообщества и жизни людей и обеспечения более эффективной трансляции информации.
В контексте Интернета, средства массовой информации широкого вещания делают хорошую модернизацию, но необходимо, чтобы в полной мере использовались преимущества Интернета. Стремление к эстетике людей также меняется, для того, чтобы продолжать удовлетворять потребности людей, надо использовать широкий спектр богатого содержания для привлечения более широкой аудитории. в последние годы в связи с общей реформой в медиа-индустрии, жизнь телевизионных и радиопрограмм стала более концентрированной. Интернет широко используется в фоновом режиме, транслируемые программы новостей должны быть готовы к изменениям и инновациям, чтобы следовать модели развития Интернета, соответствовать потребностям людей.
11. Коган Л. Н. Социология культуры. Учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992. - 120 с.
12. Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. Пособие. - М. : КНОРУС, 2011. — 272 с.
13. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 287 с.
14. Корконосенко. С. Г. «Социология журналистики». — М.: Аспект Пресс, 2004.
15. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь — М.: Изд. группа «АСТ», 2004. — С.105.
16. Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия. Львов: ПАИС, 2013 - 164 с.
17. Мастер ток-шоу. //"Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 2006, вып.4.
18. Михайлов С. А., Ли Динсинъ, Чэюан Хэфэн и др. Журналистика Китая. - СПБ., 2006. — 608 с.
19. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 401 с.
20. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике.М.: "Искусство", 2003.
21. Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1989. С. 118.
22. Сидоров В. А. Политическая культура журналиста. Изд-во «Петрополис», 2010. - С. 8.
23. См. [Электронный ресурс]: йИрзГ/ги.мткхреШа.огд/мткт/Аудитория СМИ.
24. См. подробнее: Содержание лекции УМК [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://courses.edu.nstu.ru.
25. См.: Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003.
26. См.: Законы общественного развития. Субъекты истории. Социальная динамика. Уральский Федеральный университет им. Б. Н. Ельцина «У П И».[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1881241/
27. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - СПБ.: Астрель, 2006. - 1176 с.
28. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. — СПБ.: «Астрель»; РХГИ, 2000.
29. Телевидение глазами телезрителей. //Журналистика. №6-2006.
30. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999, — 261 С.
31. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. - 271 с.
32. Цит. по: Орнатская Л. А. Введение в культурологию: курс лекций / Л. А. Орнатская; под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. — СПБ., 2003. — С. 41.
Китайские и английские:
1. CCTV национальной выборки телевизионной аудитории обзорным докладом 2012.
2. Ван Фэнсян. Развитие поисковых двигателей в 2010 году. Пекин: Изд-во Обществоведение, 2011. С. 173.
3. Ван Цхань. Раздел телевизионных новостей Проект тенденции развития в новой медиа-среде. Цюйфу: Цюйфу педагогический университет, 2014. С. 41.
4. Ван Цюнь и Цао Кэфань, Введение ведущих разговорной телепрограммы. Пекин, 2007. С.1-2.
5. Ван Чжицян и Ли Яньхун. Мультимедийные технологии. Пекин: Изд-во Политехнический институт Цинхуа, 2010. С. 12.
6. Вэнь Чуньин и Гу Юаньпин. Исследование современных китайских СМИ. Пекин: Изд-во китайский университет коммуникаций, 2013. С. 190.
7. Гэ Гунчжэнь. История китайских газет. Шанхай: Изд-во китайской журналистики, 2007. С. 69.
8. Ежегодник китайских печатных газет. Хайнань: Изд-во китайская печатная газета, 2011. С. 118.
9. Избранные произведение Цзян Цзэминь. Сиань: Изд-во: Жэньминь. 2006. С. 563-564.
10. Китайский Информационный центр Интернет (CNNIC): Статистический отчет по развитию Интернет в Китае, 2014. С. 14.
11. Краткая история китайской журналистики. Шанхай: Изд-во университет Фудань, 2003. С. 130.
12. Ли Сюежун. Обсуждение о интеграции радио и новые СМИ. Гуанчжоу: Изд-во: китайское радио. 2012. С. 60-63.
13. Ли Цзюань. Эстетическую ценность телевизионных новостей. Циньдао: Шандунское аудиовизуальное издательство, 2016. С. 42.
14. Ли Шиюэ. Антихристианское движение. Пекин: Совместное издательство, 1962. С. 64.
15. Лян Цзялу и др. Китайская история журналистики. Гуанси: Гуансиское Народное издательство, 2005. С. 44.
16. Пань Чхао Хуа. Тренд СМИ в конвергенции радио новостей, инновационная форма программы исследований Китая. Кайфэн: Хэнань университета, 2010. С. 14.
17. Рекомендация печатей вовремя Синьайской революции. Пекин: Изд-во Народная издательство, 2007. С. 88.
18. У Синь Сюнь. Радио и телевидение, журналистика. Шанхай: Фудань университет, 2011. С. 19.
19. Фан Ханьци и др. Краткая история китайской журналистики. Пекин: Изд- во Китайский Народный университет, 2005. Стр. 14.
20. Фан Ханьци. История современной китайской газеты. Шаньси: Изд-во Шаньсиское Народное издательство, 2010. С. 10.
21. Фэн Цзыю. История революции. Шанхай: Изд-во книгоиздательство, 2010. С. 10-11.
22. Цзинь Чжэньмао и Цзинь Ичи. Интеграция станции и интернет в контексте новых СМИ. Хайнань: Изд-во исследование радио юг Китая, 2009. С. 34.
23. Цуй Баого. Доклад о развитии индустрии средств массовой информации Китая в 2006 году. Пекин: Изд-во Шехуэй кесюе вэнсянь чубаныне, 2006. С.147.
24. Цюань Мей. Контрмеры развития станции вещания трансляции программы новостей Китайской национальной народной республики. Яньбянь: Изд-во Яньбянь университет, 2014. С. 5.
25.Чен Шуан. Инновационные исследования телевизионных программ новостей Медиа конвергенция. Гуйлиня: Гуанси педагогический университет, 2013. С. 47.
26.Чжан Лигуан Особенности развития журналистики Китая на рубеже третьего тысячелетия: Дисс...канд. Филол.наук. Москава. 2006. С. 18.
27.Чжан Фу Цзе. Редактирование трансляции новостей, стратегии развития финансовых СМИ - Новости Чжэнчжоу Народный канал радио. Хэнань: Изд-во Хэнань университет, 2013. С. 7.
28.Чжун Пейчжан Современная китайская журналистика. Пекин: Изд-во Современная Китая, 2011. С. 420.
29. Чжунго чуапьмэй чанье фачжань баогао (гл. ред. Цуй Баого). Доклад о развития индустрии средств массовой информации Китая. Пекин: Изд-во научно-социальной литературы, 2014.
30.Чу Цзюньцзе. Развитие китайского радио в 2011 голу. Сиань: Изд-во китайское радио, 2012. С. 25-28.
31. Шанхайский институт сильной конституции. Шанхай: Изд-во Божественный Свет общества, 1953. С. 390.
32. Ши Чаншунь, Сян Пэйфэн. Анализ изменения СМИ от освещения "Борьба с метелей". Гуанчожу: Изд-во исследование телевидения, 2010. С. 27.
33. Юэ Мяо. Исследование истории китайских телевизионных новостных программ. Фуцзянь: Изд-во Сямэньский университет, 2009. С. 47.
34. Bill Kovach,Tom Rosenstiel. The Elements of Journalism. Изд-во: Three Rivers Press, 2007.