ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных
педагогов и психологов 7
1.2. Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста .16
1.3. Дидактическая игра как средство развития восприятия младших дошкольников 21
1.4. Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 43
2.1. Анализ опыта работы воспитателей по развитию восприятия у детей
младшего дошкольного возраста 43
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по развитию восприятия младших дошкольников 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Исследованию вопросов использования дидактических игр в раз-витии восприятия детей посвящены научные труды многих психологов и педагогов (Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Особое внимание уделяется вопросам профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (Е.М. Голикова, В.В. Маркова, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаева и др.).
Следовательно, развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
Гипотеза исследования: успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-пространственной среды;
- повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
- взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- А.К. Бондаренко, В.М. Букатова, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой - о роли дидактической игры в развитии восприятия младших дошкольников;
- Е.М. Голиковой, В.В. Марковой, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаевой и др. - о профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 82 г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г,- апрель 2016 г.) - опытно-поисковый. Проверка гипотезы, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Дипломная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Рассмотреть исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия у детей младшего до-школьного возраста.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы.
Развитие восприятия младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для развития восприятия ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны при-обрести значение образцов.
Проблема развития восприятия младших дошкольников очень актуальна и необходимо создать благоприятные условия для обогащения сен-сорного опыта детей дошкольного возраста. Так как именно этот возраст является сензитивным для сенсорного развития. Это отмечали многие известные отечественные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер и другие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни развития восприятия младших дошкольников. В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры для развития восприятия детей экспериментальной группы. В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в развитии восприятия детей экспериментальной группы, что подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены.
1. Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.14¬18 с.
2. Авдонина И.Е. Реализация профессионально важных качеств педагогов как фактор развития способностей дошкольников: дис ... канд. пед. наук.
- Екатеринбург, 2007. - 254 с.
3. Бабинова Н.В. Методическая работа как средство повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник материалы V
Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.13-16.
4. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 89 с.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991г.-169с.
8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы./ В.М. Букатов.- М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. - С. 3 - 45.Венгер А. «Цвета радуги». - М.: Просвещение, 1995. - 98 с.
9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Под ред Л.А. Венгера. - М.: Мозаика, 1998. -144 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
11. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер,
- М.: Просвещение, 1998. - 128 с.
12. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
- М., 1988. - 138 с.
13. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста/Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/
Собр. соч. в 6 т., т. 4. - М., 1982., с. 312.
15. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. - М.: «Педагогика», 1986. - 256 с.
16. Голикова Е.М. Психологические основы становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника: дис.. ..канд.психол.наук / Е.М. Голикова. - Саранск, 2007. - 245 с.
17. Дерягина Л.Б. «Сказка о том, как на свете появились краски» // До-школьная педагогика. - 2003. - № 6 (15) - С. 43 - 45.
18. Детская практическая психология: учебник /Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
19. Детская психология. /Под ред. А.В. Коломенского. - Минск: Асвета, 1982., с. 323.
20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352 с.
21. Дидактические игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Знание, 1985.- 98 с.
22. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Венгера Л.А. - М., 1973. - 112 с.
23. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения /Н.В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс, 201. - 250 с.
24. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия/ Н. Ефремова//Дошкольное воспитание. - 2002. - № 12 - С. 20 - 21.
25. Запорожец А.В. Развитие ощущения и восприятия в раннем дошкольном детстве.//Изобр. псих, труды в 2 т., т. 1. - М.: Просвещение, 1986. - С. 91¬99.
26. Земдиханова А.А. Изучение особенности восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста// Педагогика современности. - 2015. - № 2 (6). - С. 13-16.
27. Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Метод . рекомендации для пед. работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
28. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста//Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 79¬83.
29. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
30. Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании/Под ред. И.И. Комаровой. -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. - 192 с.
31. Лебедева С.А. Система работы по повышению квалификации дошкольных педагогов //Детский сад: теория и практика. - 2013. - №11. -С.100-104.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000//http://koob.ru.
33. Лейкина Е.В. Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности: дис....канд.психол.наук /Е.В. Лейкина. - Ставрополь, 2001. - 200 с.
34. Маркова В.В., Проскурина И.В. Инновационная компетентность как показатель профессионально-личностного роста будущих педагогов.// Проблемы реализации компетентностного подхода в условиях многоуровневой подготовки педагога.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. А.А. Вербицкий, В.В. Маркова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С.178-182.
35. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. - М.: Пресс, 1998. - с. 365.
36. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
37. Немов Р.С. Психология. Т.3. - М.: Наука, 1999. - с. 458.
38. Нефедова К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? - М.: ГНОМ и Д, 2010. - 78 с.
39. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы /Сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 143с.
40. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад.
- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г.
41. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
42. Поляшова Н.В., Уткина Е.В. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста// Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 2 (3). - С. 195-197.
43. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
- М.: Астрель, 2006. - 435 с.
44. Предметно-развивающая среда детского сада. / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
45. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 528 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т., т.1. - М., 2005., с.315.
47. Сенсорное воспитание в детском саду./ Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М.,1996., с. 321.
48. Сенсорное воспитание дошкольников./ Под ред. А.В. Запорожца. - М.,1993.-с. 225.
49. Сенсорное развитие детей в условиях дошкольного учреждения: содержание, средства, организация // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С.23-26.
50. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013, - 80 с.
51. Серых Л.В., Белова Л.А., Бардакова Е.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.- Белгород, 2009.- 54 с.
52. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методич. Материалы /Сост. Н.Б. Вершинина, И.П. Плешакова, Т.А. Гужова. - Волгоград: Учитель, 2016. - 137 с.
53. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1998. - 96 с.
54. Сорокина В.И. Умственное воспитание в детском саду. - М., 1975.
55. Сохина В.П. Восприятие формы и конструирование. //Психология до-школьника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.. - М.: Академия, 1998. - С. 76-86.
56. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991. - 132 с.
57. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду./ Под ред. А.П. Усовой. - М, 1965., с. 278.
58. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская. - М.: Просвещение, 1994. - 96 с.
59. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. - М.: Академия, 1997., с. 412.
60. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - с. 336.
61. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - с. 336.
62. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
63. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников Автор/составитель: Шорыгина Т.А. Издательство: М.: ТЦ Сфера
64. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1012. - 80 с.
65. Хохрякова Ю. Занятия в группах раннего возраста: зачем и как мы их проводим? //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.26-28.
66. Чубенко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 11. - С.56-62.
67. Чумакова И.В. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник материалы V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.25028.
68. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростовн/Д: Фе-никс, 2004. - 284 с.
69. Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2015. - 87 с.
70. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, I960., с. 300.
71. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями до-школьников/ Под ред. Л.В. Коломийченко. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
72. Яфаева В. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей//Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.23-26.