РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных
педагогов и психологов 7
1.2. Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста .16
1.3. Дидактическая игра как средство развития восприятия младших дошкольников 21
1.4. Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 43
2.1. Анализ опыта работы воспитателей по развитию восприятия у детей
младшего дошкольного возраста 43
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по развитию восприятия младших дошкольников 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных
педагогов и психологов 7
1.2. Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста .16
1.3. Дидактическая игра как средство развития восприятия младших дошкольников 21
1.4. Педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 43
2.1. Анализ опыта работы воспитателей по развитию восприятия у детей
младшего дошкольного возраста 43
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по развитию восприятия младших дошкольников 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Исследованию вопросов использования дидактических игр в раз-витии восприятия детей посвящены научные труды многих психологов и педагогов (Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Особое внимание уделяется вопросам профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (Е.М. Голикова, В.В. Маркова, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаева и др.).
Следовательно, развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
Гипотеза исследования: успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-пространственной среды;
- повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
- взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- А.К. Бондаренко, В.М. Букатова, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой - о роли дидактической игры в развитии восприятия младших дошкольников;
- Е.М. Голиковой, В.В. Марковой, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаевой и др. - о профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 82 г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г,- апрель 2016 г.) - опытно-поисковый. Проверка гипотезы, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Исследованию вопросов использования дидактических игр в раз-витии восприятия детей посвящены научные труды многих психологов и педагогов (Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и др.).
Особое внимание уделяется вопросам профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (Е.М. Голикова, В.В. Маркова, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаева и др.).
Следовательно, развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
Гипотеза исследования: успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-пространственной среды;
- повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
- взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- А.К. Бондаренко, В.М. Букатова, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой - о роли дидактической игры в развитии восприятия младших дошкольников;
- Е.М. Голиковой, В.В. Марковой, Л.В. Серых, Л.В. Чубенко, В. Яфаевой и др. - о профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 82 г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г,- апрель 2016 г.) - опытно-поисковый. Проверка гипотезы, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Дипломная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Рассмотреть исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия у детей младшего до-школьного возраста.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы.
Развитие восприятия младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для развития восприятия ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны при-обрести значение образцов.
Проблема развития восприятия младших дошкольников очень актуальна и необходимо создать благоприятные условия для обогащения сен-сорного опыта детей дошкольного возраста. Так как именно этот возраст является сензитивным для сенсорного развития. Это отмечали многие известные отечественные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер и другие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни развития восприятия младших дошкольников. В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры для развития восприятия детей экспериментальной группы. В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в развитии восприятия детей экспериментальной группы, что подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены.
1. Рассмотреть исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов.
2. Выяснить особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии восприятия у детей младшего до-школьного возраста.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы.
Развитие восприятия младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для развития восприятия ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны при-обрести значение образцов.
Проблема развития восприятия младших дошкольников очень актуальна и необходимо создать благоприятные условия для обогащения сен-сорного опыта детей дошкольного возраста. Так как именно этот возраст является сензитивным для сенсорного развития. Это отмечали многие известные отечественные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер и другие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни развития восприятия младших дошкольников. В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры для развития восприятия детей экспериментальной группы. В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в развитии восприятия детей экспериментальной группы, что подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе предметной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Дидактическая игра как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром (Развитие речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018



