Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №67104

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Общение: понятие, структура, виды, особенности 8
1.2. Особенности взаимодействия старших дошкольников со
сверстниками 14
1.3. Опыт коммуникативного взаимодействия старших дошколь¬ников: понятие, структура, содержание 19
1.4. Педагогические условия формирования опыта коммуника¬
тивного взаимодействия у детей старшего дошкольного воз¬раста 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Уровень сформированности опыта коммуникативного взаи¬
модействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Система работы по формированию опыта коммуникативного
взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста . . . . 48
2.3. Динамика уровня сформированности опыта коммуникатив¬
ного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 76


Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно-ориентированной модели обучения и воспитания детей, приорите-том которой является опора на общечеловеческие ценности, свободное раз-витие личности. Реализация данных принципов приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллек-туальной сфер, так и формирование опыта коммуникативного взаимодей-ствия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили появление в коммуникативной сфере развития подрастающего поколения таких феноменов как социальная деза-даптация, коммуникативные дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативном разви-тии, но и в психическом, личностном развитии в целом. Вследствие этого со-стояние коммуникативного опыта детей дошкольного возраста характеризу-ется существенным снижением их психологической и других видов активно-сти, симплификацией коммуникативного опыта, приводящей к серьезным трудностям в установлении межличностных отношений, в подготовке к школьному обучению, в реализации потенциальных возможностей.
Социально-психологическая готовность к эффективному коммуника-тивному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является не-обходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Именно на ранних этапах детского онтогенеза складываются базисные лич-ностные качества и психические свойства ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Формирование коммуникативных умений и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение ока-зывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятель-ность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе. В этой связи перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффек-тивных форм и методов образовательного воздействия и регулирования ком-муникативной сферы детей в системе дошкольного образования.
Анализ научной литературы, посвященной изучению проблемы фор-мирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у де¬тей старшего дошкольного возраста, его роли и влиянию на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста, показывает, что данная проблема находится под постоянным вниманием ученых. Проблема форми-рования опыта коммуникативного взаимодействия у детей дошкольного воз-раста содержится в фундаментальных исследованиях М.С.Кагана, А.Н. Леон-тьева, М.И. Лисиной, Й. Лингарта, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Элько- нина. Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия комму-никативного развития с различными сферами детского развития: интеллекту-альной - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Т. А. Землянихина, Н.А. Менчинская, Л.А. Пара-монова, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сохини др.; эмоциональной
- О.В. Гордеева, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, С.Ю. Мещерякова, Я.З. Неверович, А.И. Сорокина, Л.П. Стрелкова, Н.М. Трунова и др.; личностной
- К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Т.В. Антонова, Г.В. Акопов, Л.В. Артемова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Е.В. Субботский и др.; дея-тельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г.М. Андре-ева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, М.С. Каган, С.И. Капчеля, В.К. Котыло, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д Парыгин, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, А.П.Усова, П.М.Яноуш.
Проблема формирования опыта коммуникативного взаимодействия дошкольников, его психологическое содержание, структура достаточно глу-боко разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной и ее учени-ками-последователями Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. Развитие общения в дан-ных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной деятельности.
Проблема формирования опыта коммуникативного взаимодействия в дошкольной сфере образования, несмотря на высокую степень разработанно-сти многих ее психологических, социологических и педагогических аспектов, остается недостаточно разработана, в частности, содержание этого процесса в системе дошкольного образования, а также условия, на основе и посред-ством которых процесс этот осуществляется и управляется.
Современная практика дошкольного обучения и воспитания свидетель-ствует, что формирование опыта коммуникативного взаимодействия, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и не целевой характер (А.Г. Ару-шанова, О.В. Гаврилушкина, В.Т. Кудрявцев, Н.А. Короткова, Н.Я. Михай-ленко, С.В. Мананов и др.). Внедрение различных развивающих технологий, как правило, не изменяет психологических и педагогических основ дошколь-ного образовательного процесса, напротив, отмечается тенденция его форма-лизации. Возникает противоречие между социальной потребностью дости-жения определенного уровня сформированности опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно созданными условиями в дошкольных учреждениях, обеспечи-вающих данный уровень.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: како-вы педагогические условия, обеспечивающие систематическое, целенаправ-ленное формирование опыта коммуникативного взаимодействия со сверст-никами у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования выступает процесс формирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего до-школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего до-школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования опыта коммуника-тивного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного воз-раста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических усло-вий:
- обеспечивать развитие у старших дошкольников способности к де- центрации.
- организовывать совместные дидактические игры детей старшего до-школьного возраста в режимных моментах;
- использовать педагогические ситуации для обогащения опыта ком-муникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошколь-ного возраста
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «опыт коммуникативного взаимодей-ствия» старшего дошкольника, его структуру, содержание.
2. Выявить и обосновать систему педагогических условий, обеспечи-вающих эффективное формирование опыта коммуникативного взаимодей-ствия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу по формированию опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего до-школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: анализ научной и методической психо-лого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, педагогический экс-перимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследований: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад село Большетроицкое» Шебекинский район.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование коммуникативных умений и знаний является важней-шей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую соци-ально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный ста¬тус ребенка в современном обществе.
С целью определения сущности понятия опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста нами были проанализированы категории «общение», «опыт», «коммуника-тивный», «взаимодействие», «коммуникативное взаимодействие».
Разделяя точку зрения Барсуковой Л.А., учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста, мы рассматриваем опыт коммуникативного взаимодействия старших дошкольников как совокупность усвоенных пред¬ставлений, коммуникативных умений, навыков, применяемых ребенком в разных коммуникативных ситуациях, а также эмоциональное отношение к ним. В структуре опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, опираясь на исследования Барсукова Л. А., мы выделяем три компонента: когнитивный (отражающий приобрете¬ние теоретического опыта), поведенческий (отражающий приобретение прак-тического опыта) и эмоциональный (отражающий аффективную сторону данного процесса).
Также были выделены особенности формирования опыта коммуника-тивного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников: эмоцио¬нальная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контак¬тов, преобладание инициативных действий над ответными, изменение со¬держания потребности в общении, потребность в сотрудничестве, в призна¬нии и уважении сверстника, способность к взаимопомощи, потребность в са¬моопределении, доброжелательном внимании, во взаимопонимании и сопе¬реживании, первые ростки дружбы.
Для достижения поставленной цели исследования и решения постав-ленных задач, потребовалось проведение педагогического эксперимента, ко¬торый состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Результаты теоретического анализа и данных констатирующего экспе¬римента, позволили выявить следующие педагогические условия, способ¬ствующие формированию опыта коммуникативного взаимодействия у стар¬ших дошкольников: 1)организация совместной деятельности и субъектного взаимодействия детей; 2) обогащение собственного опыта ребенка; 3) реали¬зация системы игр: ролевых, хороводных, имитационных и психотехниче¬ских; 4) развитие у старших дошкольников способности к децентрации.
Апробация данных условий осуществлялась в ходе формирующего эксперимента, в процессе специально организованной системы работы по формированию всех структурных компонентов опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников. Данная система работы включает в себя работу с детьми (интегрированные занятия, игры, игровые упражнения, этюды, сказкотерапию), работу с педагогами (практи¬ческий семинар - КВН, консультации) и работу с родителями (консультация).
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали эффективность, предложенной нами системы работы по формированию опы¬та коммуникативного взаимодействия со сверстниками у детей старшего до¬школьного возраста. Прослеживается положительная динамика: на этапе констатирующем эксперименте высокий уровень сформированности опыта коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста составил 30% (5 детей), а на контрольном этапе - 39% (6 детей); средний уро¬вень показали 56 (8 детей), на контрольном эксперименте - 57% (8 детей плюс 1 ребенок по когнитивному и поведенческому компонентам); низкий уровень- 14% (2 ребенка), на контрольном эксперименте - низкий уровень 4%детей(1 ребенок проявил низкий уровень сформированности эмоциональ¬ного компонента). Сравнительный анализ данных констатирующего и кон¬трольного этапов экспериментальной работы свидетельствует о положитель¬ной динамике.
Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил необходи¬мость реализации выделенной совокупности педагогических условий для формирования опыта коммуникативного взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, пе¬дагогические условия гипотезы доказаны.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Просвещение, 1980. - 334 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. В сб.: Человек и общество. Вып.2. - Л. : Просвещение, 1967. - С. 235-249.
3. Ананьев Б.Г. Структура личности. Фрагменты книги: Человек как предмет познания. - Л. : Просвещение, 1968. - 167 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М. : Просвещение, 1998. - 373 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М. : Про-свещение, 1987. - 144 с.
6. Барсукова С.А. Формирование опыта коммуникативного взаимо-действия старших подростков средствами специального предмета: моногра¬фия. - Пенза, 2002. - 161 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М. : Просвещение, 1988. - 400 с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Просвещение, 1986. - 188 с.
9. Бодалев А.А., Ковалев А.Г. О познавательных процессах в обще-нии. // Когнитивная психология. - М. : Просвещение, 1986. - С. 196-204.
10. Бодалев А.А. Личность и общение. - М. : Просвещение, 1983. - 271 с.
11. Бодалев А.А. Человек как объект и субъект познания в процессе общения // Проблемы общения и восприятия. - Тарту, 1977. - С. 68-78.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. : Просвещение, 1990. - 245 с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 7-11.
15. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Избр. псих. исслед. - М. : Просвещение, 1956. - 367 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. : Просвещение,
1996. - 255 с.
17. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М. : Просвещение, 1992. - 267 с.
18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М. : Просвещение, 1972. - 423 с.
19. Даниленко О.А. Культура общения и ее воспитание. - Л. : Просве-щение, 1989. - 213 с.
20. Даренская Л. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1. - С. 66-70.
21. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд.2-е, переработанное. - СПб. : Акцидент, 2016. - 224 с.
22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще-ния.- М.: Просвещение, 1987. - 205 с.
23. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. / Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - 124 с.
24. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // До-школьное воспитание. - 2005. - №10. - С. 26-36.
25. Дуброва В.П., Милашевич Е.П., Хухлаева О.В. Креативные и пси¬хотехнические игры. - М. : Просвещение, 1996. - 214 с.
26. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенство¬вания коммуникативной компетентности: монография. - М., 1987. - 189 с.
27. Зазульская О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками // Ребенок в детском саду. - 2006. - №1. - С. 2-8.
28. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения в ма¬лых группах // Дошкольное образование. - 2001. - №22. - С. 19-23.
29. Истоки [Текст] : Примерная образовательная программа дошколь¬ного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 161 с.
30. Каган М.С. Мир общения: проблема субъектных отношений. - М. : Просвещение, 1988. - 319 с.
31. Каган М.С. Общение как философская проблема // Философские науки. - 1975. - №5. - С. 40-52.
32. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. 2002. - № 4. - С. 47-58.
33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль,
1997. - 84 с.
34. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навы¬ков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспита¬ние. - 1999. - №10. - С. 44-57.
35. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду // Школьный психолог. - 2000. - №25. - С. 67-73.
36. Кравцова Е., Бережковская Е. Ребенок внутри общения // Дошколь¬ное образование. - 2005. - №3. - С. 7-11.
37. Кравцова Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного воз-раста общаются друг с другом // Дошкольное образование. - 2005. - №4. - С. 6-9.
38. Крушельницкая О., Третьякова А. Все вместе // «Обруч». - 2004. - №4. - С. 18-21.
39. Крякова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста¬юсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. - М. : «Генезис», 2006. - 208 с.
40. Леви В.Л. Искусство быть другом. - М. : Просвещение, 1980. - 207 с.
41. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М. : Просвещение, 1979. - 219 с.
42. Леонтьев Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопро¬сы психологии. - 1988. - №3. - С. 8-13.
43. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном воз-расте // Вопросы психологии. - 1995. - №6. - С. 31-34.
44. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М. : Изда-тельство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЕК», 1997. - 384 с.
45. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С. 3-10.
46. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Просвещение, 1986. - 143 с.
47. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. - М. : Просвещение, 1975. - С. 106-113.
48. Маврина И.В. Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества до¬школьников в образовательном процессе». - М. : Педагогика, 2004. - 260 с.
49. Михалевская Г.И. Коммуникативные умения педагога : Учебное пособие. - СПб, 1996. - 156 с.
50. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. - Л., 1970. - С. 89-91.
51. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М. : Педагогика, 1992. - 160 с.
52. Немов Р.С. Психология : Учебник для студентов пед. ВУЗов: В 3 кн. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 360 с.
53. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольно¬го возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология.
- 1997. - №3. - С. 87-91.
54. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http: //www.pravo .gov.ru
55. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - № 265.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории. факты, проблемы. - М. : Тривола, 1995. - 219 с.
57. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - №10. - С. 11-15.
58. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Просвещение, 1999. - 944 с.
59. Павленко Т. Почему они конфликтуют?: общение дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 72-77.
60. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М. : Просвещение, 2000.
- 171 с.
61. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М. : Просвещение, 1971. - 351 с.
62. Петрушин С.В. Психологический тренинг. - М. : Просвещение», 2000. - 256 с.
63. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М. : Просвещение, 1989. - 216 с.
64. Платонов К.К. Психология. - М. : Просвещение,1977. - 247 с.
65. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Руз-ской А.Г. - М. : Просвещение, 1989. - 101 с.
66. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летне¬го возраста. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд. - М. : Академия, 1998. - 420 с.
67. Сисякина И. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир до¬школьника // Ребенок в детском саду. - 2001. - №4. - С. 29-34.
68. Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости: по материалам анализа валь- дорфской педагогики // Дошкольное воспитание. - 2002. - №1. - С. 65-70.
69. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольни¬ков со сверстниками // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 167-213.
70. Смирнова Е.О. Особенности общения дошкольников. - М. : Про-свещение, 2000. - 260 с.
71. Столин В.В. Самосознание личности. - М. : Просвещение, 1983. - 284 с.
72. Тюников Ю. «Когда мои друзья со мной»: формирование друже-ских взаимоотношений между старшими дошкольниками // Дошкольное вос¬питание. - 2004. - № 10. - С. 24-29.
73. Философский энциклопедический словарь. - М. : Просвещение, 1983. - 447 с.
74. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2005. - 85 с.
75. Чернецкая Л.В Развитие коммуникативных способностей у до-школьников: практическое руководство для педагогов и психологов до-школьных образовательных учреждений. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 256 с.
76. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М. : Изд-во «Детство- Пресс», 2007. - 384 с.
77. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по разви¬тию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
78. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Просвещение, 1978. - 996 с.
79. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 34-


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ