Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ОДНОКЛАССНИКАМ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

Работа №67097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у младших
школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел
1.1. Понятие дружеских отношений в системе нравственного
формирования личности
1.2. Психологические аспекты развития у младших
школьников дружеских отношений к одноклассникам
1.3. Педагогические условия развития у младших школьников
дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел
Глава 2. Экспериментальное исследование развития
у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел
2.1. Диагностика уровня развития у младших школьников
дружеских отношений к одноклассникам
2.2. Содержание работы по развитию у младших школьников
дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел
Заключение
Библиографический список
Приложение


Каким станет наше общество завтра - зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники. Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.
Для создания благоприятных личностных, деловых, эмоциональных, рациональных межличностных отношений необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.
Для развития межличностных отношений детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Актуальность темы заключается в том, что проблема общения и дружеских отношений является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные дружеские отношения между собой и психологические особенности этих отношений во многом остаются неизученными.
Основными способами сплочения детской группы являются общие увлечения и совместная деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
Также эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных дружеских отношений и их мотивации имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Проблема дружеских отношений в педагогике является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться.
Коллективные творческие дела являются практически первой возможностью для учеников наладить отношения между сверстниками.
Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников.
Таким образом, организация коллективных творческих дел - важнейшее условие развития межличностных отношений детей.
Данной проблемой в своё время занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, Я.Л. Коломенский, Т.А. Мальковская и многие другие.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел будет максимально эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс нравственного формирования личности младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел.
Гипотеза исследования: выполняя задачу установления дружеских отношений между учащимися класса в процессе выполнения коллективного творческого дела необходимо:
- информировать школьников о способах правильного взаимодействия с окружающими людьми, в том числе и с одноклассниками;
- формировать положительные мотивы и установки на взаимодействие с одноклассниками;
- создавать специально организованное общение для отработки конкретных приемов и способов гуманного, демократического взаимодействия с одноклассниками.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой можно выделить следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие дружеских отношений в системе нравственного
формирования личности младшего школьника;
- рассмотреть психологические аспекты развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам;
- выявить педагогические условия развития у младших школьников
дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел;
- провести диагностическое исследование уровня развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам;
- составить содержание работы по развитию у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация, упражнение, педагогический эксперимент, педагогического опыта по проблеме исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №48 г. Белгорода, 4 "А" класс.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы и научный аппарат исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел.
Во второй главе проводится экспериментальное исследование развития у младших школьников дружеских отношений к одноклассникам в процессе выполнения коллективных творческих дел.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 55 источников.
В Приложении дан эмпирический материал диагностического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе было раскрыто такое понятие, как "коллектив", отмечены особенности взаимоотношений младших школьников, раскрыто понятие "Коллективные творческие дела" (КТД), указаны виды и этапы проведения КТД. Предположив, что КТД влияет на становление межличностных отношений, было проведено анкетирование по методике профессора А.Н. Лутошкина, на основе которого можно сделать вывод о том, что класс находится на 1-м уровне формирования коллектива - "Мягкая глина".
Такие коллективные творческие дела нужно стараемся проводить часто, в рамках организации воспитательно - развивающего пространства во внеурочной деятельности на основе познавательной и творческой активности учащихся начального звена. Она насыщена интересными мероприятиями, направленными на сплочение детского коллектива. Детям нужна помощь друг друга, поддержка. Лишь в общих делах дети научились спокойно общаться, помогать друг другу.
Коллективные творческие дела создают ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: "Я сам!", "Я смог!", "Я знаю!". Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик. Коллектив - это высший тип группы. Это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
Педагогическое использование перспектив совместной деятельности предполагает, прежде всего, переключение внимания детей:
- от вредных и безнравственных перспектив их будущей деятельности
- скажем, перспектив где-то что-то украсть, сломать или поджечь - к полезным; от исключительно - личных - к объединяющим личные и общественные интересы; творчество.
Организация коллективной творческой деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между людьми.
Замысел объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям участвовать в коллективной творческой деятельности, мы получаем возможность управлять созданием групп. В групповых делах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива.
В течение всего учебного года было проведено множество больших и малых коллективных дел.
КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Таким образом, организация коллективной творческой деятельности способствует становлению межличностных отношений младших школьников. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика, снижает уровень конфликтности учащихся.



1. Агапов В. С. Сущностная характеристика Я-концепции // Психология Я- концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: Изд-во МГСА, 2002. - 230 с.
2. Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов)/В.И. Андреев // Народное образование. - М.:1995. - 128с.
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся // Методика воспитательной работы. - Ярославль, Академия развития, 2007. - 336 с.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте // Серия "Мастера психологии". - СПб.:2008. - 400 с.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника // Академический проект. М.:2005. - 208с.
6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во Владос - пресс, 2002. - 176 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников // Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010. -223с.
8. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений, рекомендовано М-вом образования РФ / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан / - М.: Академия, 2001.
9. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания./И.П.Иванов/- Просвещение, 1990. - с.208
10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел // М.: изд. "Педагогика", 1989.
11. Ильясов И.И. Структура процесса учения // Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: 1996.
12. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД "Памятник Букве Е", 2008 - №1, 103-106с.
13. Кашкаров С.Н. Заместитель директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3, 76-77с.
14. Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе
класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. -
М.:Центр "Педагогический поиск", 200. - 160 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. учеб. Заведений/Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос, 2004. - 347с.
16. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников //Автореф. докт. дис. - М., 1981.
17. Комратов Н.Г., Грибова Л.Ф. Растим патриотом России // Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 208с.
18. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007, 45-96с.
19. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006, 266с.
20. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2, 37-41с.
21. Лизинский В.М. Коллективные творческие дела // Классный
руководитель/ В.М Лизинский. // 2007 - №8, 112-113с.
22. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе/М.: Центр
"Педагогический поиск", 2002, 160 с.
23. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М.: 1976.
24. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997, 364с.
25. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М.: 1954, 403с.
26. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. - М.: Академия, 2003. - 544с.
27. Неменский, Б. М. Борис Неменский. Каталог выставки / Б.М. Неменский, Ю.Э. Осмоловский, Н.Д. Вилисова. - Л.: Советский художник, 1986.
28. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Реформа школы: пути ускорения // Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 144с.
29.Ожегов С.И. "Словарь русского языка"
30. Пахомова Н.Ю. Методическая библиотека // Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е издание., испр. и доп.- М.: Аркти, 2008. - 112c.
31. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П/ 2000, 148с.
32. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192с.
33. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2009.
34. Петровский А.В. Развитие личности. - М., 2007.
35. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:ТЦ "Сфера", 2010.
36. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: "Педагогика", 2011.
37. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 256с.
38. Репина Т . А . Отношения между сверстниками в группе детского
сада. М., 2008.
39. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2011.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. - 720с.
41. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации
школьников на самооценку и на оценку другими людьми /Автореф. Канд. Дис. - М.: Изд. МГУ, 1970. - 16с
42. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2012.
43. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998, 28с.
44. Соковня И. Игровые методики // Родительское собрание. - М.: - 2004. -
№1. - 77-91с.
45. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 2008.
46. Соснин, В. А. Социальная психология / В. А. Соснин. - М.: ФОРУМ ИНФА - М, 2014, 336с.
47. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 256с.
48. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А.Стефановская. - М.: Академия, 2006, 160с.
49. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : «Феникс», 2003. — 544 с.
50. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119
51. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: МГНПУ, 2011. - 204 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М.: Просвещение, 2011. - 47с.
53. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. - М., 1981.
54. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 528 с.
55. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. - М.: Маска, 2008. - 226 с.
56. Эриксон Э. Идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007. С.493-533.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ