ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 14
1.3. Возможности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка») 33
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных действий младших школьников 33
2.2. Проектирование экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»» 40
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 14
1.3. Возможности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка») 33
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных действий младших школьников 33
2.2. Проектирование экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»» 40
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ не только к успешной деятельности человека, но и к успешной жизни в целом.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий», в частности коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Поэтому перед педагогами школ стоит задача - формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
В решении этой задачи особую роль может сыграть внеурочная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся. Однако на практике это значение часто недооценивается, и внеурочная деятельность оказывается не включенной в школьные программы формирования универсальных учебных действий.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.В. Дубровина, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумарина, А.В. Луначарский, Р.В. Овчарова, И.Н. Садовникова.
Большую роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий играет школьный театр. Театр - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр побуждает детей действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в театральном кружке занимались Ш.А. Амонашвили, Н.В. Абрамовских, Д.В. Григорьев, Г.Ф. Кумарина, А.В. Луначарский, Г.К. Селевко, Н.В. Штильман.
Несмотря на то, что театральный кружок оказывает значительное влияние на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, в школьной практике он не достаточно используется как форма внеурочной деятельности.
На основании выше изложенного была сформулирована тема исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка»).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка»).
Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на занятиях школьного театра «Петрушка») будет эффективными если:
1) используются театрализованные игры и игровые приемы обучения;
2) организуется коллективная творческая деятельность учащихся.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
2) выявить возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности;
3) провести диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4) спроектировать экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, диагностические (беседа, специальные диагностические задания), педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №9» г. Белгорода, 4 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в публикации статьи по теме исследования в сборнике статей российской научно-практической конференции «Традиции и инновации в начальном образовании» (12 апреля 2018, г. Елец).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее изученности в психолого-педагогической литературе, определен научный аппарат исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности; описывается сущность коммуникативных универсальных учебных действий; возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий; возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; проектирование экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»».
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список включает 51 источник.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий», в частности коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Поэтому перед педагогами школ стоит задача - формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
В решении этой задачи особую роль может сыграть внеурочная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся. Однако на практике это значение часто недооценивается, и внеурочная деятельность оказывается не включенной в школьные программы формирования универсальных учебных действий.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.В. Дубровина, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумарина, А.В. Луначарский, Р.В. Овчарова, И.Н. Садовникова.
Большую роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий играет школьный театр. Театр - одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр побуждает детей действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в театральном кружке занимались Ш.А. Амонашвили, Н.В. Абрамовских, Д.В. Григорьев, Г.Ф. Кумарина, А.В. Луначарский, Г.К. Селевко, Н.В. Штильман.
Несмотря на то, что театральный кружок оказывает значительное влияние на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, в школьной практике он не достаточно используется как форма внеурочной деятельности.
На основании выше изложенного была сформулирована тема исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка»).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности (на примере школьного театра «Петрушка»).
Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на занятиях школьного театра «Петрушка») будет эффективными если:
1) используются театрализованные игры и игровые приемы обучения;
2) организуется коллективная творческая деятельность учащихся.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
2) выявить возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности;
3) провести диагностику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4) спроектировать экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, диагностические (беседа, специальные диагностические задания), педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №9» г. Белгорода, 4 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в публикации статьи по теме исследования в сборнике статей российской научно-практической конференции «Традиции и инновации в начальном образовании» (12 апреля 2018, г. Елец).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее изученности в психолого-педагогической литературе, определен научный аппарат исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности; описывается сущность коммуникативных универсальных учебных действий; возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий; возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; проектирование экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»».
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список включает 51 источник.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой, так как эти умения влияют не только на результаты обучения, но и на развитие личности в целом. Ученые выделяют три группы коммуникативных универсальных учебных действий: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как интериоризация. Все они формируются в процессе общения, который имеет сложную структуру.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников зависит от возрастных особенностей. Они предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Наиболее эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является внеурочная деятельность, так как она способствует развитию межличностных, коллективных отношений. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их взрослой жизни. Немаловажную роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий играет школьный театр.
Экспериментальная работа, проведенная на базе МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода, состояла из двух этапов: констатирующий и формирующий.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Группа коммуникация как условие интериоризации сформирована хуже всего
В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»: использовались театрализованные игры и игровые приемы обучения, а также организовывалась коллективная творческая деятельности обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение в ходе теоретического и практического исследования.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников зависит от возрастных особенностей. Они предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Наиболее эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является внеурочная деятельность, так как она способствует развитию межличностных, коллективных отношений. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их взрослой жизни. Немаловажную роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий играет школьный театр.
Экспериментальная работа, проведенная на базе МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода, состояла из двух этапов: констатирующий и формирующий.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Группа коммуникация как условие интериоризации сформирована хуже всего
В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях кружка «Школьный театр «Петрушка»: использовались театрализованные игры и игровые приемы обучения, а также организовывалась коллективная творческая деятельности обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение в ходе теоретического и практического исследования.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем.



