Введение
Глава I. Теоретические основы коммуникативного воздействия
1.1. Понятие вирусного медиатекста, принципы его организации
1.2. Побуждение и вовлечение в структуре коммуникативного воздействия
Глава II. Исследование механизмов побуждения и вовлечения в
вирусных медиатекстах
2.1. Анализ популярных вирусных медиатекстов
2.2. Механизм воздействия вирусного медиатекста и наиболее эффективные
инструменты побуждения и вовлечения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Специалистами давно замечено, что аудитория всё чаще начинает предпочитать телевидению Интернет. Результаты исследования компании TNS показывают, что сервис YouTube в 2016 году опередил ведущие федеральные каналы по охвату аудитории:
По данным ассоциации креативных агентств России объёмы рекламы на телевидении, в печатных СМИ и радио за январь-сентябрь 2015 года уменьшились на 19-35%. Показатели повысились только в Интернете на 12%2.
Активное развитие Интернета и стремительное увеличение числа пользователей привело к тому, что многие люди стали монетизировать свой контент за счёт привлечения большого количества подписчиков. Однако с каждым годом становится всё труднее захватывать внимание аудитории. Одним из наиболее популярных способов сейчас является создание вирусных медиатекстов, чем активно пользуются не только простые пользователи, но и специалисты по рекламе.
Цель данной работы - выявить инструменты побуждения и вовлечения в вирусных медиатекстах;
Поставленная цель определила задачи:
- дать определение понятию «вирусный медиатекст»;
- проанализировать теоретическую литературу, посвящённую вирусной коммуникации;
- систематизировать механизмы коммуникативного воздействия на аудиторию;
- составить выборку наиболее популярных вирусных видеороликов в Интернете;
- определить инструменты коммуникативного воздействия на основе анализа отобранных роликов;
Объектом исследования являются вирусные медиатексты в Интернете, а предметом - используемые в них инструменты коммуникативного воздействия. В работе используются такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, гипотетический метод.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, источники, приложения.
Научная новизна работы заключается в выявлении инструментов побуждения и вовлечения в вирусных медиатекстах, чему в опубликованных на данный момент исследованиях не уделялось достаточного внимания.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что выявленные инструменты могут быть использованы для создания рекламных кампаний, видео-блогов, музыкальных клипов, развлекательных шоу и т.д.
Теоретико-методологической база: Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни», Шейнов В.П. «Манипулирование и защита от манипуляций», Ричард Броуди «Психические вирусы», Сет Годин «Идея- вирус? Эпидемия!», Дуглас Рашкофф «Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Медиавирус».
Основой эмпирической базы исследования являются данные статистик сервиса Google: самая популярная реклама (Leaderboard Ads Россия/мир); самые популярные видеоролики (Youtube Rewind Россия/мир); конкурс Cannes Lions.
Данная работа является одним из немногих комплексных исследований воздействия вирусных медиатекстов. Целью было выявить инструменты побуждения и вовлечения в вирусных видеороликах, которые сейчас являются популярным и действенным способом влияния на аудиторию. Для этого мы выполнили все поставленные нами задачи.
Было определено, что вирусный медиатекст является экспоненциально распространяющимся медиасообщением. Синтезировав несколько схожих теорий, мы описали структуру этого текста, что помогло понять механизм его воздействия. Прежде чем переходить к анализу эмпирического материала, мы рассмотрели способы вовлечения и побуждения, использующиеся в психологии и кинодраматургии. Анализ актуальных вирусных видеороликов дал возможность создать графическую модель, отображающую механизм воздействия вируса на сознание потребителя. Выявлено, что медиатекст должен состоять из таких элементов как близкие зрителю ситуации или персонажи; новые впечатления или факты; эмоциональные нагнетания, пики и разрядки. Установлено, что среди этих элементов особое место занимают лейтмотивы, которыми могут быть как визуальные образы, так и речевые конструкции. Удачное сочетание приёмов языковой игры может превратить фразу, использующуюся в тексте, в хэштег, который поддерживает инициируемую исходным (первоначальным) медиатекстом вирусную коммуникацию. Её жизненный цикл продолжается в текстах-последователях (преимущественно пародиях). Самые удачные варианты превращаются в вирусные медиатексты (#впитерепить).
Обязательные элементы модели дополняются инструментами вовлечения и побуждения, которые, как оказалось, зачастую неотделимы друг от друга. В первую очередь ролик должен воздействовать на источники мотивации человека (интересы, чувства, эмоции). Эффективным способом является использование социальной тематики, например, тем феминизма, транссексуализма, дискриминации, которые сейчас являются очень популярными. Однако подобные медиатексты опасны тем, что они избыточно заостряют внимание людей на подобных проблемах. Мы заметили, что часто именно реклама стала скрываться под видом таких нерекламных социальных роликов.
Помимо этого, вирусные медиатексты концентрируют в себе элементы, незаметно воздействующие не просто на психику человека, а непосредственно на его физиологию. Например, музыка способствует вырабатыванию гормона дофамина (гормона радости) за несколько секунд до кульминационного момента. Использование в вирусных медиатекстах специальных музыкальных приёмов, воздействие которых синхронизировано с кульминационными моментами вербальной текстовой структуры, обеспечивает запоминаемость ключевых слов. За счёт создания устойчивой положительной ассоциации, поддерживаемой в том числе видеорядом, ключевые элементы вирусного медиатекста становятся эмоционально нагруженными, что создаёт условия для их дальнейшего успешного функционирования в качестве самостоятельных текстовых элементов - хештегов. Результаты исследования показали, что такой приём используется в большинстве роликов.
Таким образом, вирусные медиатексты являются перспективной формой коммуникативного воздействия, так как они объединяют аудиовизуальные и речевые приёмы, влияя тем самым на эмоциональную сферу человека. Результаты исследования представляют интерес, в первую очередь, с практической точки зрения, так как графическая модель и описанные инструменты могут быть использованы для создания вирусных элементов в рамках рекламных кампаний, личных блогов и пр.
1. Броуди Р Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М., 2007.
2. Годин Сет Идея-вирус? Эпидемия! Заставьте клиентов работать на ваш сбыт. СПб., 2005.
3. Докинз Ричард Эгоистичный ген. Пер. с англ. Н. Фоминой. М., 2015.
4. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М., 2012.
5. Керби Джастин, Мардсен Пол Маркетинг «из уст в уста»: вирусный, «сарафанный» и маркетинг разговоров. М., 2007.
6. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор. Ростов-на- Дону, 2009.
7. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.
8. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
9. Санников В.З. Русский язык в системе языковой игры. М., 2002.
10. Щепилова Г. Г. Щепилов К. В. Основы рекламы: учебник для бакалавров. М., 2013.
Электронные ресурсы
11. Ciotti G. A Scientific Take on Viral Marketing. Help Scout. 2013. URL: https://www.helpscout.net/blog/viral-marketing/
12. Ашкеназы В.О. Колыбель разума и живой мозг. URL: http:// aszkenazy.narod.ru/Cosmos1.htm
13. Берек О. Читать или смотреть? Видео в тренде: YouTube, Instagram и Facebook // Cossa.ru. 2016. URL: http://www.cossa.ru/264/145448/
14. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. URL: http://psylib.org.ua/books/behtv01/
15. Болдырев Н. Н. Фреймовая семанитика как метод когнитивного анализа языковых единиц. URL: http://boldyrev.ralk.info/dir/material/106.pdf
16. Буданова Ю. Остановись мгновенье: всё, что вы хотели знать о #МанекенЧеллендж // Mfive. 2016. URL: http://mfive.ru/expertise/vse- chto-vyi-hoteli-znat-o-manequinchallenge/
17. Верби Ю. Все звёзды делают это // Lenta.ru. 2014. URL: https://lenta.ru/ articles/2014/08/19/icebucketandstars/
18. Горячев А. А. Моделирование речевого воздействия в рекламной
коммуникации. Дисс....канд. филол. наук. СПб., 2010. URL: http:// medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394718605_3091.pdf
19. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Grach/ index.php
20. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Reale_ZapFil/Antica/_05.php
21. Жаркова Т.В. Медиатекст в современном коммуникационном пространстве // Культура и образование. 2014. № 12. URL: http://vestnik- rzi.ru/2014/12/2768
22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003. URL: http://www.koob.ru/ iljin_e_p/motivacia_i_motivi
23. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискус-анализ. №6. URL: http://discourseanalysis.org/ada6.shtml
24. Квят А.Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. №1. URL: http://www.mediascope.ru/node/ 1254
25. Кембриджские учёные раскрыли секрет популярности Ice bucket challenge // Индикатор. URL: https://indicator.ru/news/2017/02/13/ice- bucket-challenge/
26. Котляревская Н. Жучка за внучку. Теория и практика вирусного маркетинга // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2008. № 1. URL: http://www.advlab.ru/articles/article665.htm(дата обращения: 05.11.2016)
27. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. URL: http:// flogiston.ru/library/leontev
28. Лучко А. Почему от музыки бывают мурашки: научное объяснение необычных эмоций // Look at me. 2014. URL: http://www.lookatme.ru/ mag/how-to/inspiration-howitworks/200679-goosebumps
29. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М., 2014. URL: http://24centre.ru/ uploads/files/Texts/Publicisticheskie/Kino_megdu_adom_i_raem.pdf
30. Научно-технический энциклопедический словарь URL: http:// slovarix.ru/nauchno_tehnicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/virus. 750/
31. Нехорошев Л. Драматургия фильма. М., 2009. URL: http:// kinofication.ru/b/Nehoroshev_Dramatyrgia_filma.pdf
32. Объёмы рекламы в средствах её распространения в январе-сентябре 2015 года // Ассоциация коммуникативных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210
33.Ольшанский Д. В. Психология масс. URL: http://www.gumer.info/
bibliotek_Buks/Psihol/olshansk/04.php
34. Подвицкий В. Шутливая песня Pikotaro попала в Книгу рекордов Гиннесса // РИА Новости. 2016. URL: https://ria.ru/culture/ 20161028/1480214004.html
35. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте. Екатеринбург., 2002. № 24. URL: http://www.philology.ru/ linguistics2/popova-02.htm
36. Статистика русского Youtube за 2016 год // Epicstars. 2016. URL: https:// ru.epicstars.com/youtube-statistic/
37. Столетов А. Мемы: мифы и реальность //Advertology.ru. 2009. URL: http://www.advertology.ru/article74564.htm(дата обращения: 05.11.2016)
38. Тард Г. Законы подражания: М., 2011. URL: http://rutracker.org/forum/ viewtopic.php?t=5379248
39. Тютина А. И. Использование языковой игры в заголовках газет «Твой день», «Жизнь», «Новая газета». Курсовая работа. СПб., 2014.
40. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М., 1990. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/basis/5091
41. Швец С. Какой смысл имеет видео Pen Pineapple Apple Pen PPAP? / The Question. 2016. URL: https://thequestion.ru/questions/164741/kakoi-smysl- imeet-video-pen-pineapple-apple-pen-ppap
42. Шпильковская А. Тяжёлый пусть лягушонка Пепе // Медуза. 2016. URL: https://meduza.io/feature/2016/10/01/tyazhelyy-put-lyagushonka-pepe
43. Cisco Visual Networking Index: Forecast and Methodology, 2015-2020 URL: http://www.cisco.com/c/dam/en/us/solutions/collateral/service- provider/visual-networking-index-vni/complete-white-paper-c 11-481360.pdf
44. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
45. Дзялошинский И. М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. М, 2012, URL: https://www.hse.ru/data/2014/03/25/1318940850/03%20Воздействие%20ок^
46. Кирпа Н. Вирусный маркетинг в России: состояние и перспективы. 2007. URL: http://www.advlab.ru/articles/article638.html
47. Лучко А. Почему люди танцуют под музыку: научный взгляд на это странное увлечение // Look at me. 2014. URL: http://www.lookatme.ru/ mag/how-to/inspiration-howitworks/201029-dance
48. Мелихов И. Н. Скрытый гипноз. Практическое руководство. Волгоград, 2003. URL: http://royallib.com/read/melihov_in/ skritiy_gipnoz_prakticheskoe_rukovodstvo.html#0
49. Научно-технический энциклопедический словарь URL: http:// slovarix.ru/nauchno_tehnicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/virus. 750/
50. Памятка музыканту: частоты. Частоты, которые полезно помнить //
McStore. URL: http://mcstore.ru/
pamjatka_muzikantu_chastoti_chastoti_kotorie_polezno_pomnit.htm
51. Психологическая энциклопедия. СПб., 2006. URL: http:// www.twirpx.com/file/29945/
52. Терехов М. Д. Философско-методологические аспекты фреймового подхода. Дисс....канд. филол. наук. М., 2015. URL: http://istina.msu.ru/ media/dissertations/dissertation/7b3/95b/H852863/Dissertatsiya.pdf
53. Толковый словарь Ушакова. URL: http://gufo.me/content_psy/ pobuzhdenie-17440.html
54. Успешное видео в Youtube: длина или эмоции? // Unibrains. URL: http:// unibrains.ru/blog/uspeshnoe-video-v-youtube-dlina-ili-emotsii/
55. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. СПб., 2014. URL: http://kalashnikovandrey.ru/consulting/Book-manipulation.pdf
56. #MannequinChallenge: новый флешмоб, в котором люди изображают манекены // Медуза. 2016. URL: https://meduza.io/shapito/2016/11/09/ mannequinchallenge-novyy-fleshmob-v-kotorom-lyudi-izobrazhayut- manekeny