КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования текста, категории оценки и детской литературы
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Средства выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников
Выводы по Главе 2
Заключение
Список использованной научной литературы
Глава 1. Теоретические основы исследования текста, категории оценки и детской литературы
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Средства выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников
Выводы по Главе 2
Заключение
Список использованной научной литературы
Настоящая работа представляет собой комплексное исследование, посвященное изучению средств выражения категории оценки в детской литературе. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий и признается основным способом отражения системы ценностей человека в языке. Поэтому изучение детской литературы для дошкольников с этой точки зрения представляет несомненный интерес.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом ученых к изучению категории оценки, а с другой стороны, необходимостью анализа средств выражения категории оценки в произведениях детской литературы для дошкольников вследствие того, что реализация категории оценки в детской литературе еще недостаточно изучена.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней представлено системное описание средств выражения категории оценки в детской литературе не только с точки зрения лексикологии, но и стилистики.
Объектом исследования являются средства выражения категории оценки в детской литературе.
Предметом исследования являются средства выражения категории оценки.
Целью данного исследования является описание и анализ лингвистических средств выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие текст и его категории.
2. Изучить оценку как универсальную категорию текста и ее классификацию.
3. Изучить средства выражения категории оценки.
4. Рассмотреть понятие детской литературы, ее классификацию и особенности.
5. Произвести выборку средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
6. Определить и проанализировать особенности найденных средств в соответствии с замыслом и адресатом текстов.
7. Определить наиболее типичные средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
Для решения сформулированных задач применяются следующие методы
и приемы исследования:
• Комплексный метод исследования, включающий теоретический анализ литературы по изучаемым проблемам;
• Метод классификации и систематизации материала
• Описательный
• Сравнительный анализ по частеречным признакам
• Дефиниционный анализ
• Метод трансформации дефиниций
• Сопоставительный анализ средств выражения категории оценки в тексте
• Обобщение
Практическим материалом исследования являются произведения детской литературы для дошкольников: “The sly old cat” Беатрис Поттер (Beatrix Potter), “Daisy’s Journey” Дональда Биссета (Donald Bisset), “Yertle the Turtle” Доктора
Сьюза (Dr. Seuss) и стихотворение “Three Little Kittens”, которое обычно входит в состав сборника «Песенки Матушки Гусыни (“Mother Goose collection”), а его авторство традиционно приписывают Элизе Ли Кабот Фоллен (Eliza Lee Cabot Follen).
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении особенностей использования средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников для дальнейшей разработки исследований данной категории.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проведения лекционных и практических занятий по лексикологии и стилистике, при обучении дошкольников и младших школьников английскому языку, а также при переводе детской литературы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной литературы и приложения.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом ученых к изучению категории оценки, а с другой стороны, необходимостью анализа средств выражения категории оценки в произведениях детской литературы для дошкольников вследствие того, что реализация категории оценки в детской литературе еще недостаточно изучена.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней представлено системное описание средств выражения категории оценки в детской литературе не только с точки зрения лексикологии, но и стилистики.
Объектом исследования являются средства выражения категории оценки в детской литературе.
Предметом исследования являются средства выражения категории оценки.
Целью данного исследования является описание и анализ лингвистических средств выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие текст и его категории.
2. Изучить оценку как универсальную категорию текста и ее классификацию.
3. Изучить средства выражения категории оценки.
4. Рассмотреть понятие детской литературы, ее классификацию и особенности.
5. Произвести выборку средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
6. Определить и проанализировать особенности найденных средств в соответствии с замыслом и адресатом текстов.
7. Определить наиболее типичные средства выражения категории оценки в произведениях для дошкольников.
Для решения сформулированных задач применяются следующие методы
и приемы исследования:
• Комплексный метод исследования, включающий теоретический анализ литературы по изучаемым проблемам;
• Метод классификации и систематизации материала
• Описательный
• Сравнительный анализ по частеречным признакам
• Дефиниционный анализ
• Метод трансформации дефиниций
• Сопоставительный анализ средств выражения категории оценки в тексте
• Обобщение
Практическим материалом исследования являются произведения детской литературы для дошкольников: “The sly old cat” Беатрис Поттер (Beatrix Potter), “Daisy’s Journey” Дональда Биссета (Donald Bisset), “Yertle the Turtle” Доктора
Сьюза (Dr. Seuss) и стихотворение “Three Little Kittens”, которое обычно входит в состав сборника «Песенки Матушки Гусыни (“Mother Goose collection”), а его авторство традиционно приписывают Элизе Ли Кабот Фоллен (Eliza Lee Cabot Follen).
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении особенностей использования средств выражения категории оценки в произведениях для дошкольников для дальнейшей разработки исследований данной категории.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для проведения лекционных и практических занятий по лексикологии и стилистике, при обучении дошкольников и младших школьников английскому языку, а также при переводе детской литературы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной литературы и приложения.
В работе представлены результаты исследования, в ходе которого были описаны средства выражения категории оценки в детской литературе для дошкольников.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Текст - это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство, обладающее различными категориями, одной из которых является категория оценки.
2. Категория оценки в работе рассматривается как положительное или отрицательное отношение субъекта к объекту действительности, обусловленное соотнесением его с нормой, при этом оценочное суждение всегда антропоцентрично. Существует несколько классификаций оценки по различным признакам. В данном исследовании классификация на основе оценочного знака является основной, кроме этого применяется классификация по месту оценочного компонента в структуре значения и в зависимости от контекста, а также применяется классификация Н. Д. Арутюновой по признаку «общее/частное». Лингвистический аспект категории оценки составляет совокупность средств ее выражения. В данной работе анализируются лексические, морфологические и стилистические средства выражения категории оценки.
7. В качестве объекта исследования выбрана литература для дошкольников. Проанализировав лексические средства выражения категории оценки в данных произведениях с точки зрения источника появления оценки в разных частях речи, можно заключить, что оценочный компонент, который базируется на основе признака «хорошо/плохо» содержатся в денотативном, коннотативном значениях, а также возникает окказионально под влиянием контекста, но анализируемые произведения дошкольной литературы отличает то, что преобладают лексические единицы с оценкой в денотате.
3. Используемые в текстах лексические единицы хорошо знакомы ребенку и часто употребляются в его повседневной жизни. Данные тексты дают возможность показать, что практически все части речи могут выражать оценку, но отсутствуют числительные, по причине того, что обычно дошкольники еще не уметь считать, соответственно, не могут понять содержащуюся в них оценку. Фразеологические единицы малочисленны, что также связано с возрастом читателей, а также с их психологическими особенностями.
4. Характерной особенностью анализируемых произведений является преобладание отрицательной оценки, полученный результат подтверждает мнение ученых, которые считают, что обычно превалирует отрицательная оценка.
5. С точки зрения классификации лексических единиц, выражающих оценку по признаку «общее/частное», анализируемые произведения для дошкольников отличает преобладание частнооценочных единиц, а среди них превалирует эмоциональная, что связано с эмоциональностью детей. Утилитарная, этическая и интеллектуальная оценки также многочисленны, что можно объяснить тем, что понятия о добре и зле, пользе входят рано в сознание ребенка, а эстетическое формирование личности происходит обычно в более старшем возрасте.
7. Морфологические средства выражения категории оценки используются ограниченно. Нарушение употребления грамматических категорий отсутствует, а в словообразовательной структуре слова оценка выражается с помощью аффиксации только однократно. Такое ограниченное использование аффиксации может быть объяснено спецификой аналитического строя английского языка.
8. Использование изобразительных средств ограничивается лишь антитезой, гиперболой, сравнением, олицетворением и эпитетом, по причине того, что дети обычно воспринимают слова в их прямом значении и связывают их с конкретными образами.
9. Характерной особенностью данных текстов, является обилие разнообразных повторов, а выразительные средства с отсутствием компонента речи малочисленны, что связано с детской психологией, так как дети лучше усваивают информацию при частом повторении, но не могут в таком возрасте представить недостающий элемент рассказа. Тем не менее, выразительные средства усиливают оценку, выраженную другими средствами.
10. Анализ фонетические средства выражения оценки показал, что отсутствуют орфоэпические отклонения от нормы, а вот интонационные средства играют значительную роль для эмоционального усиления оценки, выраженную другими средствами. Фоносемантический анализ данных текстов позволил сделать вывод, что связь между звуком и значением прослеживается и оценка также передается.
11. Использование графических средств для выражения оценки ограничено, но тем не менее, они не только выражают оценку, но и акцентируют внимание на оценке, выраженной средствами других уровней.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме. Проведено исследование средств выражения категории оценки на практическом материале текстов детской литературы для дошкольников, также определены причины выбора автора конкретных средств и частотность их употребления. В заключении следует отметить, что изучение и анализ средств категории оценки является перспективным направлением и требует дополнительного изучения.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Текст - это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство, обладающее различными категориями, одной из которых является категория оценки.
2. Категория оценки в работе рассматривается как положительное или отрицательное отношение субъекта к объекту действительности, обусловленное соотнесением его с нормой, при этом оценочное суждение всегда антропоцентрично. Существует несколько классификаций оценки по различным признакам. В данном исследовании классификация на основе оценочного знака является основной, кроме этого применяется классификация по месту оценочного компонента в структуре значения и в зависимости от контекста, а также применяется классификация Н. Д. Арутюновой по признаку «общее/частное». Лингвистический аспект категории оценки составляет совокупность средств ее выражения. В данной работе анализируются лексические, морфологические и стилистические средства выражения категории оценки.
7. В качестве объекта исследования выбрана литература для дошкольников. Проанализировав лексические средства выражения категории оценки в данных произведениях с точки зрения источника появления оценки в разных частях речи, можно заключить, что оценочный компонент, который базируется на основе признака «хорошо/плохо» содержатся в денотативном, коннотативном значениях, а также возникает окказионально под влиянием контекста, но анализируемые произведения дошкольной литературы отличает то, что преобладают лексические единицы с оценкой в денотате.
3. Используемые в текстах лексические единицы хорошо знакомы ребенку и часто употребляются в его повседневной жизни. Данные тексты дают возможность показать, что практически все части речи могут выражать оценку, но отсутствуют числительные, по причине того, что обычно дошкольники еще не уметь считать, соответственно, не могут понять содержащуюся в них оценку. Фразеологические единицы малочисленны, что также связано с возрастом читателей, а также с их психологическими особенностями.
4. Характерной особенностью анализируемых произведений является преобладание отрицательной оценки, полученный результат подтверждает мнение ученых, которые считают, что обычно превалирует отрицательная оценка.
5. С точки зрения классификации лексических единиц, выражающих оценку по признаку «общее/частное», анализируемые произведения для дошкольников отличает преобладание частнооценочных единиц, а среди них превалирует эмоциональная, что связано с эмоциональностью детей. Утилитарная, этическая и интеллектуальная оценки также многочисленны, что можно объяснить тем, что понятия о добре и зле, пользе входят рано в сознание ребенка, а эстетическое формирование личности происходит обычно в более старшем возрасте.
7. Морфологические средства выражения категории оценки используются ограниченно. Нарушение употребления грамматических категорий отсутствует, а в словообразовательной структуре слова оценка выражается с помощью аффиксации только однократно. Такое ограниченное использование аффиксации может быть объяснено спецификой аналитического строя английского языка.
8. Использование изобразительных средств ограничивается лишь антитезой, гиперболой, сравнением, олицетворением и эпитетом, по причине того, что дети обычно воспринимают слова в их прямом значении и связывают их с конкретными образами.
9. Характерной особенностью данных текстов, является обилие разнообразных повторов, а выразительные средства с отсутствием компонента речи малочисленны, что связано с детской психологией, так как дети лучше усваивают информацию при частом повторении, но не могут в таком возрасте представить недостающий элемент рассказа. Тем не менее, выразительные средства усиливают оценку, выраженную другими средствами.
10. Анализ фонетические средства выражения оценки показал, что отсутствуют орфоэпические отклонения от нормы, а вот интонационные средства играют значительную роль для эмоционального усиления оценки, выраженную другими средствами. Фоносемантический анализ данных текстов позволил сделать вывод, что связь между звуком и значением прослеживается и оценка также передается.
11. Использование графических средств для выражения оценки ограничено, но тем не менее, они не только выражают оценку, но и акцентируют внимание на оценке, выраженной средствами других уровней.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме. Проведено исследование средств выражения категории оценки на практическом материале текстов детской литературы для дошкольников, также определены причины выбора автора конкретных средств и частотность их употребления. В заключении следует отметить, что изучение и анализ средств категории оценки является перспективным направлением и требует дополнительного изучения.



