ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетического вкуса младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание эстетического вкуса личности 7
1.2. Формирование эстетического вкуса младших школьников 12
1.3. Аппликация из бумаги как средство формирования
эстетического вкуса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги 28
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического вкуса
младших школьников 28
2.2. Методика формирования эстетического вкуса младших
школьников в процессе изготовления аппликации из бумаги 37
2.3. Динамика формирования эстетического вкуса младших
школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги 41
Заключение 49
Библиографический список 51
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетического вкуса младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание эстетического вкуса личности 7
1.2. Формирование эстетического вкуса младших школьников 12
1.3. Аппликация из бумаги как средство формирования
эстетического вкуса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги 28
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического вкуса
младших школьников 28
2.2. Методика формирования эстетического вкуса младших
школьников в процессе изготовления аппликации из бумаги 37
2.3. Динамика формирования эстетического вкуса младших
школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги 41
Заключение 49
Библиографический список 51
В последние годы педагогическая наука уделяет большое внимание духовному развитию личности, что влечёт за собой увеличение значимости в школьном преподавании предметов художественно-эстетического цикла, закладывающих фундамент в формирование духовно богатой, творчески активной саморазвивающейся личности. Где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить духовное богатство народа, приобщаться к художественному творчеству. Деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет (и уже приводит) к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.
Исследования в области художественной культуры (Н.А. Ветлугина,Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Торшилова,Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др.) посвящались в основном проблемам «приобщения школьника к искусству»: изыскивались методы пробуждения художественных интересов, приемы овладения навыками художественно-творческой деятельности, пути формирования способностей адекватно воспринимать художественное произведение и верно его оценивать, понимать язык искусства и т.д. Однако процесс художественного воспитания не завершается обращением ребёнка к занятиям искусством: упускается существенная фаза - влияние искусства на развитие эстетической культуры личности, в частности ее эстетического вкуса (Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Б.И. Ивасив, Н.В. Киреева, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев,З.П. Морозова, Б.М. Неменский ,Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна, А.Б. Щербо и др.). Даже в исследованиях по психологии уделяется несправедливо мало внимания личностным характеристикам, формирующимся под влиянием искусства.
Выясняя характер влияния искусства на развитие личности школьника, Э.В. Ильенков говорил, что специфика искусства усматривается «в том, что оно (искусство) развивает отнюдь не «специфическую», а всеобщую, универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде» (Ильенков, 1984, 87).
Одним из важных средств формирования эстетического отношения к действительности является воспитание её эмоционального восприятия и умения отобразить эту действительность в художественном творчестве. Оно пробуждает и развивает способности школьников, обогащает духовную жизнь детей, широко открывает им двери в мир прекрасного. Это замечательное средство увлечённого и целенаправленного познания действительности, развития эстетического вкуса личности.
Особую роль играют в этом процессе занятия аппликацией из бумаги(В.И. Романина, В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева, Т.М. Геронимус, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, И.П. Ильинская и др.), которые формируют способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает эстетический вкус, проявляющийся в умении отличать подлинно прекрасное, ценить его, наслаждаться им, пробуждает желание к творчеству, постепенно перерастающее в потребность создавать прекрасное. Аппликацией младшие школьника занимаются на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время. Это один из самых доступных видов детского художественного творчества. Занятиям аппликацией во внеурочной деятельности по обработке бумаги отводится особое место в начальной школе, так как этот материал не только очень прост в обработке, но и предоставляет широкие возможности для развития личности учащегося, формирования его эстетического вкуса.
Процесс формирования эстетического вкуса младших школьников предполагает, что учителю необходимо знать уровень развития эмоционально-эстетической сферы личности, показателями которой являются положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира; устойчивость, сила и глубина переживания в связи с восприятием прекрасного в жизни, в искусстве, в человеке, в труде; способность подключать образные впечатления, воображение, фантазию, ассоциации (способность к творческому мышлению); умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, анализа, оценки.
В связи с этим нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Решение этой проблемы явилось целью нашего исследования.
Объект исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Гипотеза исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях аппликацией по обработке бумаги;
- использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучение теоретической литературы по педагогике, эстетическому воспитанию, художественному образования младших школьников; методике преподавания изобразительного искусства и воспитания;
2) выявление педагогических условий формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги;
3) разработка и апробация системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Методы исследования:
1) анализ теоретической литературы;
2) анкетирование;
3) педагогическое наблюдение;
4) педагогический эксперимент.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода в 3 «А» классе и состояло из нескольких этапов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы эстетического вкуса младших школьников: сущность и содержание эстетического вкуса личности, особенности формирование эстетического вкуса младших школьников, аппликация из бумаги как средство формирования эстетического вкуса младших школьников.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по формированию эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
В заключении содержатся выводы по результатам экспериментальной работы.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении помещены конспекты внеурочных занятий, презентации
Исследования в области художественной культуры (Н.А. Ветлугина,Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Торшилова,Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др.) посвящались в основном проблемам «приобщения школьника к искусству»: изыскивались методы пробуждения художественных интересов, приемы овладения навыками художественно-творческой деятельности, пути формирования способностей адекватно воспринимать художественное произведение и верно его оценивать, понимать язык искусства и т.д. Однако процесс художественного воспитания не завершается обращением ребёнка к занятиям искусством: упускается существенная фаза - влияние искусства на развитие эстетической культуры личности, в частности ее эстетического вкуса (Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Б.И. Ивасив, Н.В. Киреева, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев,З.П. Морозова, Б.М. Неменский ,Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна, А.Б. Щербо и др.). Даже в исследованиях по психологии уделяется несправедливо мало внимания личностным характеристикам, формирующимся под влиянием искусства.
Выясняя характер влияния искусства на развитие личности школьника, Э.В. Ильенков говорил, что специфика искусства усматривается «в том, что оно (искусство) развивает отнюдь не «специфическую», а всеобщую, универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде» (Ильенков, 1984, 87).
Одним из важных средств формирования эстетического отношения к действительности является воспитание её эмоционального восприятия и умения отобразить эту действительность в художественном творчестве. Оно пробуждает и развивает способности школьников, обогащает духовную жизнь детей, широко открывает им двери в мир прекрасного. Это замечательное средство увлечённого и целенаправленного познания действительности, развития эстетического вкуса личности.
Особую роль играют в этом процессе занятия аппликацией из бумаги(В.И. Романина, В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева, Т.М. Геронимус, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, И.П. Ильинская и др.), которые формируют способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает эстетический вкус, проявляющийся в умении отличать подлинно прекрасное, ценить его, наслаждаться им, пробуждает желание к творчеству, постепенно перерастающее в потребность создавать прекрасное. Аппликацией младшие школьника занимаются на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время. Это один из самых доступных видов детского художественного творчества. Занятиям аппликацией во внеурочной деятельности по обработке бумаги отводится особое место в начальной школе, так как этот материал не только очень прост в обработке, но и предоставляет широкие возможности для развития личности учащегося, формирования его эстетического вкуса.
Процесс формирования эстетического вкуса младших школьников предполагает, что учителю необходимо знать уровень развития эмоционально-эстетической сферы личности, показателями которой являются положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира; устойчивость, сила и глубина переживания в связи с восприятием прекрасного в жизни, в искусстве, в человеке, в труде; способность подключать образные впечатления, воображение, фантазию, ассоциации (способность к творческому мышлению); умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, анализа, оценки.
В связи с этим нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Решение этой проблемы явилось целью нашего исследования.
Объект исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Гипотеза исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях аппликацией по обработке бумаги;
- использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучение теоретической литературы по педагогике, эстетическому воспитанию, художественному образования младших школьников; методике преподавания изобразительного искусства и воспитания;
2) выявление педагогических условий формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги;
3) разработка и апробация системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
Методы исследования:
1) анализ теоретической литературы;
2) анкетирование;
3) педагогическое наблюдение;
4) педагогический эксперимент.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода в 3 «А» классе и состояло из нескольких этапов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы эстетического вкуса младших школьников: сущность и содержание эстетического вкуса личности, особенности формирование эстетического вкуса младших школьников, аппликация из бумаги как средство формирования эстетического вкуса младших школьников.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по формированию эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги.
В заключении содержатся выводы по результатам экспериментальной работы.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении помещены конспекты внеурочных занятий, презентации
Формирование эстетического вкуса младших школьников - важная задача, стоящая перед педагогами школы на современном этапе. Эстетический вкус как компонент эстетической культуры личности способствует всестороннему развитию личности, повышению ее духовного потенциала, формированию базовой культуры личности школьника.
Эстетический вкус личности - это способность различать прекрасное и безобразное в явлениях жизни и искусства. Нередко эстетический вкус определяется философами через склонности и способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства.
Эстетический вкус младшего школьника не может быть определен однозначно, поскольку это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно меняющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, соединенных с эстетической деятельностью на основе конкретного жизненного опыта каждого ребенка и детского коллектива в целом. Процесс формирования эстетического вкуса личности младшего школьника - это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, процесс, осуществляемый учителем и организуемый им совместно с детьми.
К концу обучения в начальной школе эстетический вкус как компонент эстетической культуры личности, тесно взаимосвязанный с эстетическими чувствами, суждениями, оценкой и отношением, не может быть полностью сформирован, но мы можем говорить о процессе его формирования, точнее формирования его основ и создания педагогических условий для его дальнейшего развития. Формирование эстетического вкуса младшего школьника требует строгого учета возрастных особенностей учащихся, включения его в постоянную и разнообразную эстетическую деятельность.
Во внеурочной деятельности занятия по изготовлению аппликации из бумаги являются эффективным средством формирования эстетического вкуса младших школьников. Для этого необходимы реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях по изготовлению аппликации из бумаги и использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе изготовления аппликации из бумаги.
Результаты проделанной экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях аппликацией по обработке бумаги;
- использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников.
Материалы нашего исследования могут быть использованы в практике работы учителей по формированию эстетического вкуса младших школьников на занятиях аппликацией из бумаги. Безусловно, работа в этом направлении будет продолжена.
Эстетический вкус личности - это способность различать прекрасное и безобразное в явлениях жизни и искусства. Нередко эстетический вкус определяется философами через склонности и способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства.
Эстетический вкус младшего школьника не может быть определен однозначно, поскольку это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно меняющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, соединенных с эстетической деятельностью на основе конкретного жизненного опыта каждого ребенка и детского коллектива в целом. Процесс формирования эстетического вкуса личности младшего школьника - это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, процесс, осуществляемый учителем и организуемый им совместно с детьми.
К концу обучения в начальной школе эстетический вкус как компонент эстетической культуры личности, тесно взаимосвязанный с эстетическими чувствами, суждениями, оценкой и отношением, не может быть полностью сформирован, но мы можем говорить о процессе его формирования, точнее формирования его основ и создания педагогических условий для его дальнейшего развития. Формирование эстетического вкуса младшего школьника требует строгого учета возрастных особенностей учащихся, включения его в постоянную и разнообразную эстетическую деятельность.
Во внеурочной деятельности занятия по изготовлению аппликации из бумаги являются эффективным средством формирования эстетического вкуса младших школьников. Для этого необходимы реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях по изготовлению аппликации из бумаги и использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе изготовления аппликации из бумаги.
Результаты проделанной экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе занятий аппликацией из бумаги будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при решении младшими школьниками творческих задач на внеурочных занятиях аппликацией по обработке бумаги;
- использование системы упражнений, направленной на формирование эстетического вкуса младших школьников.
Материалы нашего исследования могут быть использованы в практике работы учителей по формированию эстетического вкуса младших школьников на занятиях аппликацией из бумаги. Безусловно, работа в этом направлении будет продолжена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое развитие младших школьников на занятиях оригами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Освоение художественной техники «акварель» младшими подростками в процессе работы над пейзажем
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



