ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА
ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВВОЗИМЫХ
ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО
СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ) 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ НА
ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО
СОЮЗА 50
Актуальность темы дипломного исследования. Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля.
Трансформация российской экономики в рыночную модель хозяйствования требует адекватных методов управления во всех ее звеньях, включая внешнеторговую деятельность. Особую важность управление представляет для сфер стоящих на стыке интересов национальной экономики и международной деятельности. К такой сфере относятся таможенные органы, специфика функционирования которых, должна быть ориентирована на безопасность Российской Федерации, базироваться на оптимальном сочетании объемов экспорта и импорта и обеспечивать устойчивое развитие приоритетных отраслей отечественной экономики.
Грамотно построенная таможенная система, охватывающая область внешнеэкономической деятельности, ее структура, правильно сформулированные цели оказывают огромное влияние на состояние и развитие экономики страны, на предпринимательскую активность юридических и физических лиц и уровень жизни граждан. Регулирование таможенных пошлин помогает целенаправленно развивать отдельные отрасли экономики. Например, за счет высоких пошлин на импортные автомобили, и более низких цен на отечественные автомобили повышается конкурентоспособность российского автомобилестроения. А в слаборазвитых областях экономики, например, текстильной промышленности, понижение пошлин на ввоз хлопка, делает выгодным работу наших предприятий на иностранном сырье. Для определения размера таможенных платежей необходима классификация товаров, пересекающих таможенную границу, что достигается заполнением таможенной декларации.
Роль и значение декларирования для таможенных целей весьма велики. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу. Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенной таможенной процедуры.
Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие - их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.
Поэтому механизм таможенного декларирования является одним из важных аспектов в развитии таможенной службы.
Исходя из вышеизложенного, тема дипломной работы является актуальной, а ее выбор обоснованным.
Степень изученности темы дипломного исследования. Значительный интерес относительно темы дипломного исследования представляют труды отечественных ученых А.Ф. Андреева, Г.Д. Дроздова, А.А. Шуклина1 и др.
Проблемы механизма декларирования товаров изучены в работе Т.С. Алексеевой, И.В. Бегишевой, Т.У. Сарсенбаева .
Вопросы, касающиеся совершенствования таможенного
декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, освящены в работах В. В. Гороховой, М. В. Искосковой, С.В. Мозера, О. И. Солодухиной и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования механизма таможенного
декларирования товаров и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом дипломного исследования является таможенное декларирование ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Предметом исследования является механизм таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Целью дипломной работы является разработка основных направлений совершенствования механизма таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы механизма таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
2) проанализировать механизм таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза (на примере Белгородской таможни);
3) предложить направления совершенствования механизма
таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях А. И. Уемова, В. Д. Камава1.
Для наиболее полного раскрытия темы дипломной работы были применены различные подходы и инструменты, в том числе общенаучные и частные методы исследования, а также методы факторного и сравнительного анализа.
Эмпирическую базу исследования составляют Таможенный кодекс
Таможенного союза (ТК ТС), Решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы, Центрального таможенного управления (ЦТУ), Белгородской таможни .
Научно-практическая значимость работы заключается в дальнейшей необходимости изучения технологии таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза, что позволит более качественно осуществлять таможенные процедуры и таможенный контроль в отношении ввозимых товаров, а также снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов по средствам электронного документооборота.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные автором выводы, могут быть использованы при совершенствовании проекта модернизации информационных систем
таможенных органов, позволяющего не только поднять информационные технологии на качественно новый уровень, но и обрабатывать заявляемые в таможенной декларации сведения, с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.
Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и выполняет следующие функции: обеспечивает таможенные органы необходимыми для
таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах; служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранную таможенную процедуру; носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.
Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решениями Евразийской экономической комиссии.
Для модернизации и технологического развития экономики РФ в условиях работы Таможенного союза законодательными органами разработан целый ряд нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию таможенного администрирования и повышения его результативности и эффективности.
Основными целями этой деятельности являются: повышение скорости совершения таможенных операций; снижение непроизводительных издержек участников ВЭД; своевременное и полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет; создание благоприятных условий для устойчивого развития промышленного производства и внешней торговли в Российской Федерации.
Совершенствование таможенных операций, а именно таможенного декларирования, является важнейшим аспектом для комплексного и всестороннего решения данных задач. Основная направленность совершенствования - развитие современных таможенных технологий.
Это касается и электронного декларирования, и предварительного информирования, и внедрения принципа «единого окна» а также расширения практики применения удалённого выпуска.
В основном операции по приему ДТ, документальному контролю заявленных в ней сведений и выпуску ДТ осуществляются одним должностным лицом.
Следует отметить, что деятельность таможенного инспектора, совершающего таможенные операции, связанные с таможенным декларированием, сопряжена с высоким уровнем ответственности, а также с вероятностью допущения несоответствий, влияющих на принятие решения о выпуске товаров. По отдельно взятой ДТ принимается множество решений, являющихся потенциальным объектом ведомственного контроля.
Проанализировав порядок совершения должностными лицами таможенных органов операций при декларировании товаров на Белгородской таможне, изложенный во втором разделе дипломной работы, можно сделать вывод, что декларирование товаров в электронной форме является более оперативным, чем декларирование на бумажном носителе. Это одно из наиболее перспективных направлений совершенствования деятельности таможенных органов, которое позволяет ускорить совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров и транспортных средств, сократить общее время таможенных формальностей.
Кроме этого, система заявления сведений о декларируемых товарах и транспортных средствах в электронной форме делает сам процесс декларирования прозрачным и позволяет исключить влияния негативных факторов при проведении таможенных операций.
В настоящее время при осуществлении таможенного контроля наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов;
электронное декларирование товаров с использованием сети Интернет; удаленный выпуск товаров, как результат развития технологии интернет- декларирования.
Электронное декларирование имеет следующие плюсы.
Во-первых, это безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.
Во-вторых, плюс заметен при таможенном контроле товаров, который осуществляется по долговременным контрактам, если данные по поставкам изменятся, то процесс подготовки и проведения электронных таможенных деклараций займет минимум времени.
В-третьих, данное декларирование обеспечивает полную прозрачность процесса таможенного контроля, что, в свою очередь, исключает коррупционную составляющую.
В-четвертых, электронное декларирование дает возможность провести таможенный контроль в автоматическом режиме.
Можно заметить, что внедрение прогрессивных форм декларирования на Белгородской таможне напрямую влияет на сокращение сроков регистрации и выпуска деклараций. Чем больше процент электронного декларирования в общем числе деклараций, тем в среднем меньше тратится времени на выпуск ДТ.
В настоящее время таможенными органами Белгородской таможни ежедневно оформляется свыше 90% электронных деклараций с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Технология электронного декларирования ЭД-2 и удаленного выпуска товаров имеют устойчивую положительную динамику объемов таможенного оформления. Ее внедрение способствует совершенствованию и оптимизации работы таможенных органов и участников ВЭД.
В исследовании выявлен ряд проблем при электронном декларировании товаров на Белгородской таможне, а именно: отсутствие в электронной базе единой для государств-членов Таможенного союза разрешительных документов, регулирующих ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза; нарушение перевозчиками сроков подачи предварительной информации; представление предварительной
информации в не полном или неактуальном виде; отсутствие альтернативного способа передачи перевозчиком данных должностному лицу таможенного органа, что влечет за собой увеличение времени таможенного декларирования товаров; несоответствие содержания концептуальных документов и таможенного кодекса Таможенного союза, а также программных продуктов, используемых в процессе таможенного декларирования, и банковских документов, представляемых декларантами должностным лицам таможенных органов.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Белгородской таможни: обеспечить внедрение в деятельность механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на основании постановления Правительства РФ от 12 мая 2017 года №561 «О реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности»; реализация принципа «однократности представления документов и сведений в электронном виде» (принцип «однократности») и возможности согласования подходов к реализации данного принципа между государствами-членами Таможенного союза; обеспечить в автоматическом режиме сверку разрешительных и преференциальных документов, указанных в декларации на товары с базами данных этих документов в автоматическом режиме (например, сертификат декларации соответствия); автоматизировать заполнение отчета по рискам при принятии решения по мерам минимизации рисков при указании суммы дополнительно начисленных пошлин, налогов по результатам корректировки таможенной стоимости и таможенного досмотра; предусмотреть при предварительном информировании возможность сверки информации, предоставляемой декларантом при прибытии товара на таможенную территорию, содержащейся у владельцев складов временного хранения при принятии товара на временное хранение, с информацией в электронных документах при декларировании товаров.
Таким образом, прогрессивные направления совершенствования механизма таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Таможенного союза, создают огромные преимущества как для осуществления своих полномочий таможенными органами Белгородской таможни, так и для осуществления деятельности участниками ВЭД.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015) [Текст] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс] : приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с учетом
поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2010) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О государственной границе Российской Федерации [Текст] : закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 4. - 4 мая.
7. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс] :
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской
Федерации от 26 апреля 2002 г. № 552-р [Текст] : Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 1815-р (ред. от 10.12.2003) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. -
Ст. 4937.
9. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -
2014. - № 18 - Ст. 2220.
10. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации
до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
12. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России [Текст] : Приказ ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 711 (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. - 2012. - № 118. - 25 мая.
14. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
15. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
16. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 (ред. от 05.08.2015) // Российская газета. - 2013. - № 74. - 05 апреля.
17. Андреев, А.Ф. Теоретические основы управления таможенным делом [Текст] / А.Ф. Андреев. - М. : Добросвет, 2013. - 420 с.
18. Антохина, Ю.А. Правовое регулирование электронного декларирования товаров [Текст] / Ю.А. Антохина. - СПб. : Ин-т упр. и экономики, 2013. - 368 с.
19. Бегишева, И.У. О недостоверном декларировании товаров, повлекшем занижение таможенных платежей [Текст] / И.У. Бегишева. - М. : Книжный дом «Университет», 2013. - 240 с.
20. Богомолова, А.А. Таможенное право [Текст] / А.А. Богомолова. - М. : Мир, 2014. - 231 с.
21. Борозна, А.А. Таможенное право [Текст] / А.А. Борозна. - М. : Мир, 2013. - 143 с.
22. Бякин, Г.И. Таможенные операции [Текст] / Г.И. Бякин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Таможня, 2015. - 359 с.
23. Габричидзе, Г.Н. Российское таможенное право [Текст] / Г.Н. Габричидзе. - Таганрог : ТРТУ, 2012. - 253 с.
24. Галузно, В.Н. Основы таможенного дела [Текст] / В.Н. Галузно. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
25. Горохова, В.В. Практические рекомендации по
совершенствованию применения современных методов таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе [Текст] / В.В. Горохова. - Уфа : Изд-во Уф. ун-та, 2014. - 563 с.
26. Дроздов, Г.Д. Эффективность управления таможенным делом в современных социально-экономических условиях [Текст] / Г.Д. Дроздов. - М. : Таможенное управление, 2012. - 256 с.
27. Ерёмин, В.В. Соотношение способа и формы таможенного декларирования [Текст] / В.В. Ерёмин. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та,
2012. - 129 с.
28. Завражных, Л.М. Таможенное право [Текст] / Л.М. Завражных. - М. : Академия, 2011. - 432 с.
29. Искоскова, М.В. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе [Текст] / М. В. Искоскова. - М., СПб. : Академия, 2015. -
411 с.
30. Козырин, А. Н. Таможенное право России [Текст] / А.Н. Козырин. - М. : Добросвет, 2012. - 321 с.
31. Лапатская, Е.А. Проблемы недостоверного декларирования таможенной стоимости [Текст] / Е.А. Лапатская. - СПб.: Ин-т управления, 2012. - 725 с.
32. Лебедева, Е.С. Таможенное право [Текст] / Е. С. Лебедева. - М. : МарТ, 2012. - 452 с.
33. Малышенко, Ю.В. Таможенное декларирование и
предварительное информирование в электронной форме [Текст] / Ю.В. Малышенко. - Владивосток: Владивостокский филиал, 2013. - 350 с.
34. Мрачковских, С.Ю. Основные аспекты таможенного менеджмента и декларирования товаров [Текст] / С.Ю. Мрачковских. - М. : ИНФРА-М,
2012. - 352 с.
35. Никитченко, И. И. Применение таможенного декларирования в таможенном оформлении [Текст] / И. И. Никитченко. - М. : Таможня,
2013. - 270 с.
36. Рубинштейн, Т. Б. «ВТО: Практический аспект» [Текст] / Т. Б. Рубинштейн. - М. : «Гелиос АРС». - 2014. - 435 с.
37. Сальников, К.А. Декларирование товаров и транспортных средств [Текст] / К.А. Сальников. - СПб. : ИЦ Интермедия, 2013. - 228 с.
38. Сарсенбаев, Т.У. Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей интернет [Текст] / Т.У. Сарсенбаев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 200 с.
39. Свинухов, В.Г. Правовое регулирование декларирования товаров при осуществлении таможенных операций [Текст] / В. Г. Свинухов. - СПб.: Инт-т упр. и экономики, 2013. - 128 с.
40. Сиротский, А.Н. Основы таможенного дела [Текст] / А. Н. Сиротский. - М. : Парад, 2012. - 125 с.
41. Солодухина, О.И. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через Таможенную границу ЕАЭС физическими лицами [Текст] / О.И. Солодухина. - М. : АР-Консалт, 2015. - 382 с.
42. Тимошенко, И.В. Таможенное право [Текст] / И.В. Тимошенко. - М. : 2015. - 231 с.
43. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.В. Толкушкин. - М. : Академия, 2012. - 436 с.
44. Толстая, С.Б Особенности таможенного декларирования товаров [Текст] / С.Б. Толстая. - М., СПб. : Академия, 2012. - 272 с.
45. Фомин, С.В. Международные экономические отношения [Текст] / С. В. Фомин. - М. : «Юркнига», 2014. - 321 с.
46. Хрешкова, В.В. Правовое регулирование таможенного декларирования товаров [Текст] / В.В. Хрешкова. - СПб. : Ин-т права, 2011. - 53 с.
47. Шаланина, Н.А. Методика оценки последствий таможенных рисков [Текст] / Н.А. Шаланина. - СПб. : Таможенная академия, 2012. - 351 с.
48. Шапошников, Н.Н. Таможенная политика России [Текст] / Н.Н. Шапошников. - М. : Таможенная политика, 2013. - 451 с.
49. Шерстобитов, В.Ю. Таможенное декларирование таможенным представителем [Текст] / В. Ю. Шерстобитов. - СПб. : Таможенная академия, 2013. - 567 с.
50. Шуклин, А.А. Особенности декларирования товаров при пересечении границы [Текст] / А.А. Шуклин. - М. : Экономические исследования, 2013. - 123 с.