Введение. 2
Глава I. Монополистическая конкуренция. 3
1.1. Несовершенная конкуренция. 3
1.2. Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина. 6
1.3. Дифференциация продукта и ее последствия. 11
Глава II. Роль Теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина 15
2.1. Особенности теории конкуренции Э. Чемберлина. 15
2.2. Историческое значение теории Э. Чемберлина. 19
Заключение. 22
Библиография. 23
Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того, данная структура имеет место на сырьевых рынках и рынках абсолютно различных товаров в случае конкуренции.
Представители неоклассической школы предполагали, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 20 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известной работой в этом направлении стала “Теория монополистической конкуренции” Чемберлина.
Подводя итог, можно сказать, что согласно взглядам Чемберлина рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Таким образом, важное значение имеет не только цена продукта, но и такие факторы как реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т.д. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.
В теории Э. Чемберлина монополия и конкуренция взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. При этом в условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик. Но лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары – субституты (заменители).