Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «CHILDHOOD» В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.ДИККЕНСА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ДЭВИД КОППЕРФИЛЬД» И «ОЛИВЕР ТВИСТ»)

Работа №67029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Методологические основы комплексного описания концепта
Childhood 6
1.1. Содержание термина «концепт» 6
1.2. Тема детства и сиротства в творчестве и жизни Ч.
Диккенса 8
1.3. Оценка концепта Childhood в фактах метаязыковой
рефлексии 15
Выводы по ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. Анализ концептуального поля Childhood в произведениях
Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд» и «Оливер Твист» 24
2.1. Онтологические основания выделения концепта Childhood 24
2.2. Описание единиц репрезентации концептуального пространства Childhood
в произведении «Дэвид Копперфильд» 29
2.3. Репрезентация концепта Childhood в романе «Оливер Твист» 35
Выводы по ГЛАВЕ II 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема детства является одной из ключевых тем мировой художественной литературы. Концепция детства, образ ребенка и отношение к нему менялись с развитием истории. Исследование художественных концепций детства и детских образов позволяет реконструировать культурный и ментальный образ конкретного социума. Творчество Ч. Диккенса, словно зеркало, отображает социально-бытовые проблемы викторианской Англии.
Актуальность данной темы определяется тем, что данное исследование находится в русле наиболее востребованных направлений лингвистики и социально-гуманитарного знания. Детство - является одним из основополагающих концептов, характеризующих человеческое сообщество на любом этапе его развития. Анализ данного концепта через его единицы- репрезентанты позволяет воссоздать языковую картину мира
соответствующего периода.
Объектом данного исследования является концепт Childhood в викторианском английском романе Диккенса.
Предметом изучения являются особенности лексической репрезентации концепта Childhood в произведениях Чарльза Диккенса.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности концепта Childhood при помощи языковых средств, исследуемых в романах Чарльза Диккенса.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить опыт отечественных и зарубежных ученых и выделить подходы к рассмотрению концепта как лингвистического и культурного явления;
- рассмотреть подходы к вопросу структурирования и репрезентации концепта;
- охарактеризовать основные тенденции изображения проблем детства в произведениях Диккенса и определить роль и значение образов детства в творчестве писателя;
- отобрать и проанализировать лексические единицы со значением Childhood в романах Диккенса.
Современный этап развития языкознания характеризуется многочисленными попытками ученых заново осмыслить традиционные понятия и явления, в том числе и языковые. Данная работа, выполненная в русле лингвистических исследований, посвящена анализу концепта Childhood в романах Чарльза Диккенса. Теоретической базой в нашем исследовании послужили труды как зарубежных, так и отечественных учёных: Э. Сепира, Б. Уорфа, Дж. Лакоффа, М. Минского, Р.И. Павилёниса, Ч. Филлмора, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачёва, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева, А.П. Бабушкина, 3.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.В. Колесова и многих других. Несмотря на обилие исследований этой тематики, термин концепт, в виду своей сложности и полифункциональности, до сих пор получает в лингвистике самую разную трактовку
Практическая ценность дипломной работы заключается в возможности применения ее основных положений и выводов в анализе других концептов, применения ее основных положений и выводов в курсах лекций и семинаров по лексикологии английского и русского языков.
Фактический материал исследования составляют языковые единицы, отобранные из двух произведений Диккенса: «Oliver Twist» и «David Copperfield».
Основным методами исследования в нашей работе являются контекстуальный анализ, качественный и количественный анализ, стилистический, а также метод обобщения и систематизации.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы. Дипломная
работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении определяются цели и задачи исследования. Обосновывается его актуальность, описывается структура данной работы, и указывается источники исследуемого материала.
В первой главе излагается теоретическая основа исследования: рассматриваются основные подходы к определению концепта.
Во второй главе проводится практическое исследование концепта Childhood на материале двух произведений Чарльза Диккенса, а также проводится анализ лексических единиц, репрезентирующих концепт Childhood.
В заключении обобщаются полученные результаты и формулируются выводы, полученные в ходе исследования, а также намечаются пути дальнейшего изучения данной проблематики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения цели, поставленной во введении настоящей работы, был выполнен ряд задач. В теоретической части работы были исследованы теоретические вопросы концептуального понимания картины мира и проблемы трактовки термина «концепт» как оперативной единицы сознания, отражающей весь спектр полученных знаний и опыта всей человеческой деятельности, рассмотрены подходы к типологизации концептов, к выделению структуры концепта и особенностям его репрезентации и онтологических оснований выделения данного концепта.
В практической части была дана общая характеристика творчества Диккенса и рассмотрены критические подходы к исследованию его творчества. На основании полученных эмпирическим путем данных можно сделать вывод о значимости темы детства в творчестве Диккенса, который в рамках гуманистического направления в литературе прославляет добро и справедливость и осуждает равнодушие в отношении проблем детства.
Анализ структуры и содержания концепта Childhood как универсальной концептуальной доминанты, которая пронизывает все сферы общественной жизни и репрезентируется большим количеством наименований, которые образуют семантическое поле отношений с детьми, позволяет сделать следующие выводы.
Содержательный минимум концепта Childhood, выделенный на основе анализа романов Чарльза Диккенса в англоязычной лингвокультуре составляют компоненты «child», «children», «boy», «girl», «orphan». Приведенные признаки формируют ядро концепта и одновременно свидетельствуют о наличии в его структуре двух концептуальных зон - отношения по оси «ребенок - ребенок» и отношения со взрослыми «ребенок - взрослый/взрослые».
Проведенный нами комплексный анализ позволил выявить лексические средства репрезентации концепта Childhood и определить существительное child/children ключевым словом-именем концепта, отражающими ядерные признаки исследуемого концепта. Околоядерная группа также представлена целым спектром единиц, имеющие непосредственное отношение к теме детства. К концепту «child» относится тематический ряд - ребенок (child, boy, girl, kid, kiddie, kiddy, nestling, nipper, shaver, tike, tyke, tiddler, youngster и др.). Исследование романов Диккенса позволило выделить у изучаемого концепта такие периферийные когнитивные признаки как возраст и жизненные этапы (newborn, baby, infant, toddler, child, teen, youth, birth и др.), включая возрастные характеристики (childish, young, green, minor, small fry, bread-and-butter и др.); семья (mother, father, brother, sister, siblings, immediate family, parents, grandparents, aunt, uncle, cousin и др.); характерные для детей признаки (innocence, purity, dependence, curiosity, unconcern, happiness и др.); воспитание и поведение (mischief, naughtiness,devilment, obedience/disobedience, misbehavior и др.), детская внешность, место обитания, жилье (home, playingroom и др.), детские вещи и игрушки (cradle, rattle, toys, и др.); детские болезни (measles, flu, cold, chickenpox и др.), обучение и познание (school, classroom, hometask, classmates и др.), недостаток знаний и опыта (infantine, innocent, native, simple- hearted и др.).
Следует отметить, что в каждой из концептуальных зон, представленных лексическими средствами, имеются свои области ядра и периферии. Ядро каждой концептуальной зоны представлены лексикой, образующей первичные признаки концепта и называющей наиболее актуализированные явления. Зона ближней периферии представлена языковыми средствами, которыми являются часто употребляемые слова и словосочетания и представлениями, существующими в сознании носителей языка. Зону дальней периферии составляет лексика, косвенно указывающая на детство. Грани ядерной и периферийной областей каждой концептуальной зоны являются незамкнутыми и неустойчивыми по своему составу. Изменения в социальной жизни влияют на качественный состав концептуальных зон.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что внутренний мир ребенка служит ключом к решению многих взрослых проблем современности. Понимание этого мира имеет значимые и теоретические последствия.
Поставленные задачи выполнены, цели достигнуты.
Перспектива дальнейшей работы может быть обозначена расширением объекта исследования, в частности в сопоставительной характеристике концепта Childhood со смежными концептами, исследованию вторичных номинаций на основе когнитивных признаков, характеризующих детство, а также углубленный анализ единиц, репрезентирующих данный концепт.



1. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивносемиологическая синергетика слова: Монография / Н.Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2006. - 228 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта:
Теоретическое исследование. - Волгоград: Перемена, 2003. - 95 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Вербализация концепта и смысловая
синергетика языкового знака / Н.Ф. Алефиренко // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы междунар. симпозиума. 22-24 мая 2003а. Ч.1. Волгоград, 2003. - 3-13 с.
4. Арутюнова Н.Д. Введение// Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 2004. - 3 с.
5. Алефиренко Н.Ф., Золотых Л.Г. Проблемы фразеологического значения и смысла (в аспекте межуровневого взаимодействия языковых единиц). - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет»,
2004. -296 с.
6. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Л.: ЛГУ, 1963 - 405 с.
7. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. / Под ред. проф. В.П. Нерознака В.П.. - М.: Academia, 1997. - 347 с.
8. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. - 104 с.
9. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 52-57 с.
10. Белинский В.Г. Полн. СОБР. соч., т. XII, ОГИЗ, 2005. - 305 с.
11. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Изд-во Тамбов. ун-та, 2000. - 123 с.
12. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. Шмелева А.Д. под ред. Булыгиной Т.В. — М.: Языки русской культуры, 2003. — 263-305 с.
13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. - М.: Ин-т рус.яз. им. Пушкина А.С. , 2001. - 84 с.
14. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русской и английской паремиологии // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 145-148 с.
15. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. - М., 2003. - 5-12 с.
16. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. - Москва: МГУ,
2005. - №4. - 76-82 с.
17. Григорьев А.А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие //Вопросы философии. - 2006. - №3. - 64-76 с.
18. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. Моног. 2010. - 159 с.
19. Горький А.М. В людях. Собр. соч., т.13, 2000. - 448 с.
20. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. Стернина И.А. - Воронеж: ВГУ,
2001. - 75 - 80 с.
21. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - Архангельск, 2003. - 367 с.
22. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. - Волгоград, 2001. - 398 с.
23. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
25. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., Acadimia, 2004. - 280-287 с.
26. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 2001. — Т. 52. — № 1. — 3-10 с.
27. Минский М. Фреймы для представления знаний; пер. с англ. — М.: Энергия, 2000. — 151 с.
28. Возрастная психология - Обухова Л.Ф. 2002. - 56 с.
29. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации - Кемерово, 2004. - 385 с.
30. Пименова М.В. Введение в концептуальные исследования: учеб. пособие / Пименова М.В., Кондратьева О.Н. Кемерово: КемГУ, 2009. - 160 с.
31. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике // «Истоки» - Воронеж, 2001.- 20-21 с.
32. Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка / Попова
З.Д., Стернин И.А.: Монография. Воронеж: «Истоки», 2006. - 226 с.
33. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык как национальная картина мира. - Воронеж, 2000. - 59 с.
34. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 30 с.
35. Савенкова Л.Б. Языковое воплощение концепта// Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Междунар. симпозиума. Волгоград, 22 - 24 мая 2003 г.: В 2ч. - Ч. 1. Научные статьи. - Волгоград: Перемена, 2003. - 258 - 264 с.
36. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 128 с.
37. Слышкин Г.Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. - Волгоград, 2000. - 123 с.
38. Салтыков-Щедрин М.Е. Рецензия на «Лесную глушь» Максимова С. Собр. соч., т. 8, 2001. - 463 с.
39. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Диссертация. - Волгоград, 2004. - 323 с.
40. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2003. - 231 с.
41. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Степанов Ю.С., М.: Школа «Языки русской культуры», 2003. - 824 с.
42. Стернин И.А. Типы и концепты // Концептуальное пространство языка: сб. научн. трудов, посвященных юбилею Болдырева Н.Н. / под ред. Кубряковой Е.С. Тамбов. 2005. - 257-282 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ