Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Работа №67021

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданско-процессуальное право

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОРПОРАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОРПОРАЦИЙ 12
§ 1. Правовая оценка понятия и сущности корпорации 12
§ 2. Особенности правового статуса некоторых видов корпораций 24
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ .. 42
§ 1. Система управления предпринимательской корпорацией в России 42
§ 2. Особенности управления некоммерческими корпорациями 50
§ 3. Внутренний контроль в корпорациях как способ обеспечения 60
соблюдения стратегии управления 60
§ 4. Высший орган управления корпорацией: понятие и порядок формирования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87


Одним из основных приоритетов развития современной отечественной экономики является привлечение широкого круга инвесторов к участию в капитале юридических лиц, главным образом корпоративных юридических лиц (корпораций) как наиболее распространенной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности любой корпорации является уровень ее корпоративного управления, что в свою очередь требует повышения эффективности деятельности членов органов управления
Эффективность деятельности членов органов управления - одно из ключевых условий успеха корпорации в современном бизнесе. Как известно, на определенном этапе развития бизнеса, в процессе его укрупнения, неизбежно появляется необходимость в привлечении профессиональных управленцев, так как с ростом компании увеличивается и количество важных решений, которые собственник уже не в состоянии принимать единолично без ущерба для результативности работы предприятия. Именно от эффективности деятельности членов органов управления в немалой степени зависит уровень капитализации корпорации, темп развития и устойчивость на рынке. Правовым механизмом повышения эффективности деятельности членов органов управления выступает система средств, позволяющих, с одной стороны, привязать уровень вознаграждения членов органов управления к результатам бизнеса, достигнутым при их непосредственном участии, а с другой - не допустить совершения действий, направленных на причинение компании ущерба.
Несмотря на регулярное обсуждение вопросов статуса корпорации и корпоративного управления на различных уровнях, имеющиеся работы в основном посвящены экономическим аспектам корпоративного управления, правовые же аспекты вопросов определения статуса корпорации и
корпоративного управления на сегодняшний день разработаны недостаточно. В то же время практика показала необходимость проведения такого анализа, поскольку активно проводимые в настоящее время серьезные изменения корпоративного законодательства регулируют отдельные аспекты корпоративных отношений, которые часто не связаны или противоречат друг другу и не учитывают особенностей правового статуса корпорации на современном этапе.
Таким образом, объективно имеется необходимость в проведении анализа правовой природы отношений, возникающих в процессе деятельности корпорации. Организационное единство корпорации подразумевает, что общество имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладающие собственной компетенцией. Поэтому возникает необходимость эффективного построения и функционирования системы управления корпорацией. Построение эффективной системы органов юридического лица и распределение полномочий между ними призваны нейтрализовать конфликты разнонаправленных интересов, выработать общий "вектор" воли юридического лица.
Все изложенное свидетельствует об актуальности выбранной для исследования темы.
Объектом настоящего исследования явились отношения в сфере правового регулирования деятельности корпорации. С учетом исторической традиции национального законодательства и зарубежного опыта был исследован современный правовой статус корпорации.
Предметом исследования послужили нормы гражданского законодательства, определяющие место корпорации в системе субъектов гражданско-правовых отношений.
Цель настоящей работы заключается в изучении правового положения корпорации как субъекта гражданских правоотношений и выработке теоретических положений, которые послужили бы основой для совершенствования законодательства и практики его применения.
Эта цель достигается решением ряда задач, среди которых следует выделить:
1. раскрытие общих положений правового регулирования корпораций как юридического лица;
2. изучение понятия «корпоративное управление»;
3. рассмотрение модели корпоративного управления и контроля;
4. определение основных принципов и механизмов корпоративного управления.
Теоретической основой работы явились труды известных цивилистов: Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича, И.Б. Новицкого, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, а так же специалистов по акционерным правоотношениям: М.Г. Ионцева, С.Д. Могилевского, Д.В. Ломакина, В.В. Долинской, Ю.С. Поварова и ряда других.
Нормативную основу настоящего исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти.
Методологическая основа исследования. При работе над данной темой применялись общенаучные (исторический, логический, системный), частнонаучные (статистический) и специальные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический) исследования.
Эмпирической основой диссертации являются акты Верховного Суда Российской Федерации , а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что избранное научное направление позволило выявить сущность и особенности корпорации; установить особенности ее правового статуса; обозначить основные проблемы управления корпорацией. Кроме этого, в работе приведен ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Корпорация - это организация, признанная в установленном законом порядке юридическим лицом, основанная на участии (членстве) и объединении капиталов, в которой имущественный комплекс, образованный из добровольных взносов ее членов, используется для достижения поставленной цели и решения хозяйственных задач корпорации.
2. Понимание корпорации в широком смысле позволило к корпоративным субъектам отнести разнообразные организационно-правовые формы, такие как: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Таким образом, российские корпоративные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.
3. Предлагается учитывать бесспорный момент: во всех
правопорядках корпорация (от лат. corporatio) - это объединение лиц. Не уходя далеко от буквального понимания рассматриваемой дефиниции, к категории "корпорация" предлагается относить:
- организации с правами юридического лица (корпоративные организации);
- объединения лиц, не обладающие правами юридического лица (корпоративные объединения);
- общность лиц, передающих капитал в доверительное управление (корпоративные трасты и фонды).
4. Корпоративное управление - это система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния. А в узком смысле корпоративное управление представляет собой систему принципов, норм, правил, методов поведения участников корпоративных отношений.
5. Исходя из положений различных теорий и концепций корпоративного управления, принято выделять две основные модели корпоративного управления: англо-саксонскую и немецкую.
Англосаксонская (англо-американская) модель предполагает безусловный приоритет прав акционеров (модель "аутсайдеров"), основной контроль осуществляется через рынок капиталов. Такая модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров Великобритании и США.
Немецкая (континентальная) - это в первую очередь модель банковского контроля, когда банки и их представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием (модель "инсайдеров"). Данная модель, характерная для многих европейских стран (Скандинавские страны, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Чехия и проч.), основана на четком разделении наблюдательных и распорядительных функций.
6. Российское корпоративное управление имеет ряд отрицательных черт: 1) совмещение функций владения и управления; 2) слабость
механизмов контроля за деятельностью менеджмента, менеджеры подотчетны только доминирующему акционеру, а не всем и, как правило, аффилированы с ним; 3) распределение прибыли по внедивидендным каналам (через различные финансовые схемы, в том числе при помощи механизмов трансфертного ценообразования); 4) затрудненный доступ к информации о финансовом состоянии, реальных владельцах и аффилированности, об условиях существенных сделок; 5) нередкое применение неэтичных и даже незаконных методов (размывание пакетов акций, увод активов, недопуск на собрание акционеров, арест акций и т.д.).
7. Невозможно признать выверенным и обоснованным законодательное решение о закреплении организационно-правовой формы государственной корпорации, которая в силу ч. 1 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ вообще не основана на членстве и создается только на основании федерального закона. По большей части цели организации и деятельности государственных корпораций тесно связаны с координацией государственной политики в отдельных отраслях экономики, содействием в осуществлении государственных функций и имеют весьма отдаленное отношение к корпорациям и корпоративному праву.
8. Классификацию госкорпораций можно проводить по различным основаниям, так, основаниями для классификации госкорпораций могут служить:
1) сфера деятельности:
- жилищно-коммунальное хозяйство (Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства);
- страхование (Агентство по страхованию вкладов);
2) цель создания:
- строительство олимпийских объектов (Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта - ГК "Олимпстрой");
- содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии (Российская корпорация нанотехнологий);
3) функции госкорпорации:
- внутригосударственные функции (Ростехнологии, Росатом);
- международно-политические функции (Банк развития и внешнеэкономической деятельности - Внешэкономбанк).
9. Анализ законодательства о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественном обеспечении ее деятельности явно свидетельствует о том, что подобная организационно-правовая форма юридических лиц на современном этапе должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус.
10. Органы юридического лица не признаются отечественным законодателем, доктриной и практикой самостоятельными субъектами права.
Существует несколько основных теорий контроля в акционерном обществе как предпринимательской корпорации:
- теория акционерного контроля (контроль над обществом имеют акционеры, аккумулировавшие пакеты акций, достаточные для принятия решений на общих собраниях акционеров) свойственна для России;
- теория контроля финансовых институтов (финансовые институты наделяются правом оказывать влияние на процесс принятия решений посредством заключения кредитных договоров);
- менеджерская теория (вся полнота власти концентрируется у лиц, непосредственно осуществляющих управление акционерным обществом - члены совета директоров, правление, генеральный директор) свойственна для США.
11. Цели, виды и методы деятельности некоммерческих корпораций, реализация ими определенного предназначения требуют специальных, причем в большинстве случаев дифференцированных, подходов к определению структуры, порядка формирования, компетенции их органов, так как управление в данном случае осуществляется не только юридическими лицами, но и особыми общественно значимыми образованиями с публичным статусом.
12. В ряде случаев положения специальных законов кардинально изменяют сложившиеся представления об управлении в корпорации. В частности, к исключительной компетенции общего собрания корпоративного юридического лица ГК РФ относит образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации. Между тем в некоторых некоммерческих организациях эти вопросы решаются иначе. К примеру, атаман войскового казачьего общества, признаваемый его единоличным исполнительным органом, приобретает соответствующий статус на основании акта Президента РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами
13. Сложно признать удачной редакцию ч. 3 ст. 65.3 ГК, в которой
предусмотрена возможность предоставления полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Полагаем, что в интересах
имущественного оборота (прежде всего третьих лиц) и в целях
предупреждения конфликтов интересов в самом юридическом лице должны быть предусмотрены универсальные нормы о порядке и последствиях действий лиц, которые наделены равными возможностями действовать от имени юридического лица без доверенности.
Практическая значимость и апробация результатов исследования состоит в возможности использования полученных автором результатов для дальнейшего совершенствования правового регулирования гражданского законодательства. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности, а также судьями судов всех уровней, практическими работниками органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Материалы исследования могут представлять определенный интерес для учебных заведений при изучении курсов «Гражданское право», «Корпоративное право» и иных специальных дисциплин.
Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций автора:
1. Цуканова Е.Ю., Берестнев Р.Е. Роль обычая и делового обыкновения в регулировании корпоративных отношений // Международный научно¬исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 71-73.
2. Берестнев Р.Е. Обычаи корпоративного права // Человек, общество и культура в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2017 г. - Белгород: ООО АПНИ, 2017. - 152 с.
3. Цуканова Е.Ю., Берестнев Р.Е. Правовой нигилизм в гражданском праве // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. Т. 39. № 3 (252). С. 117-119.
Структура, объем и содержание магистерской диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов.
1. В декабре 2014 г. в системе российских юридических лиц впервые появились корпорации (корпоративные юридические лица) - "юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ" (ст.
65.1 ГК РФ). В данном определении закреплен важнейший признак корпораций - основанность на участии (членстве). Но другие существенные признаки корпорации не отражены, что затрудняет отнесение организационно-правовых форм к корпоративным субъектам. В свою очередь, законодатель трактует понятие корпорации широко, что позволяет расширить перечень видов юридических лиц, относящихся к корпорациям, не ограничивая их только акционерными обществами.
В теории, кроме названных, выделяют и другие признаки корпоративных организаций: наличие статуса юридического лица; права и обязанности участников (членов) корпорации; наличие корпоративной воли, выражающей общую волю ее участников; особая структура органов управления; наличие обособленного имущественного комплекса корпорации.
С учетом вышеизложенного можно предложить такое определение корпорации: это организация, признанная в установленном законом порядке юридическим лицом, основанная на участии (членстве) и объединении капиталов, в которой имущественный комплекс, образованный из добровольных взносов ее членов, используется для достижения поставленной цели и решения хозяйственных задач корпорации.
2. Понимание корпорации в широком смысле позволило к корпоративным субъектам отнести разнообразные организационно-правовые формы, такие как: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 65.1 ГК РФ). Таким образом, российские корпоративные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.
3. Говоря о правовой оценке сущности корпорации, за основу можно взять различные точки отсчета. Так, корпорацию можно рассматривать как юридическое лицо, как правовую форму организации бизнеса (предпринимательства), как способ взаимосвязи лиц - участников предпринимательского и гражданского оборота, как гражданско-правовое сообщество и т.д. То есть, термин "корпорация" не может и не должен ограничиваться пониманием ее исключительно как юридического лица. Российская правовая доктрина должна идти дальше Концепции развития гражданского законодательства 2009 года и учитывать содержание и сущность современных корпоративных отношений.
4. Предлагается учитывать бесспорный момент: во всех
правопорядках корпорация (от лат. corporatio) - это объединение лиц. Не уходя далеко от буквального понимания рассматриваемой дефиниции, к категории "корпорация" предлагается относить:
- организации с правами юридического лица (корпоративные организации);
- объединения лиц, не обладающие правами юридического лица (корпоративные объединения);
- общность лиц, передающих капитал в доверительное управление (корпоративные трасты и фонды).
5. Анализ изменений гражданского законодательства позволяет сделать ряд общих выводов. Во-первых, постоянно предлагаемый и активно лоббируемый Минэкономразвития России и его сторонниками путь фрагментарного и во многом случайного заимствования отдельных законодательных решений и институтов, содержащихся в англо-американском корпоративном праве, представляется чрезвычайно опасным с точки зрения развития отечественного корпоративного законодательства. Использование чужеродных элементов в иной системе координат чревато весьма неблагоприятными, иногда непредсказуемыми последствиями, а прямая рецепция всей исторически сложившейся правовой системы в иной правопорядок невозможна в силу очевидных причин. Во-вторых, новая редакция гл. 4 ГК РФ во многом основана на компромиссах, причем, как правило, не очень удачных, что свидетельствует о пока еще сохраняющейся противоречивости законодательного развития в области отечественного корпоративного права. При этом все яснее проявляется опасность серьезного крена в сторону англо-американских правовых институтов и подходов, в большинстве случаев неприемлемых для российского права. Такого рода подходы должны не только стать предметом критического осмысления со стороны цивилистической науки, но и подвергнуться неизбежной и существенной корректировке со стороны правоприменительной практики.
6. Государственная корпорация - это новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица. Порядок создания таких корпораций сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. Так, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией. Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности. Неясна правовая природа прав учредителя государственной корпорации, так как государственная корпорация не может быть отнесена к той группе юридических лиц, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности.
7. Классификацию госкорпораций можно проводить по различным основаниям, так, основаниями для классификации госкорпораций могут служить:1) сфера деятельности:
- жилищно-коммунальное хозяйство (Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно¬коммунального хозяйства");
- страхование (Агентство по страхованию вкладов - Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");
2) цель создания:
- строительство олимпийских объектов (Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта - ГК "Олимпстрой" - Федеральный закон от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта");
- содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии (Российская корпорация нанотехнологий - Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий");
3) функции госкорпорации:
- внутригосударственные функции (Ростехнологии - Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", Росатом - Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом");
- международно-политические функции (Банк развития и внешнеэкономической деятельности - Внешэкономбанк - Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития").
8. Специфика госкорпораций заключается в выполнении несоразмерно большого объема публичных управленческих функций, что роднит их с учреждениями публичного права. Современная конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не укладывается ни в одну из унифицированных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вероятно, именно по этой причине некоторые специалисты ставят под сомнение целесообразность существования государственной корпорации в ее современном виде как разновидности некоммерческой организации, указывая, что модель государственной корпорации не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, поэтому целесообразность ее существования в таком виде достаточно сомнительна.
9. Анализ законодательства о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественном обеспечении ее деятельности явно свидетельствует о том, что подобная организационно-правовая форма юридических лиц на современном этапе должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус.
10. В российской доктрине органы юридического лица выступают необходимым элементом структуры корпоративного управления. По общему правилу органы юридического лица не признаются отечественным законодателем, доктриной и практикой самостоятельными субъектами права, они не упоминаются в перечне субъектов гражданско-правовых отношений (ст. 2 ГК РФ), а действия органов по общему правилу рассматриваются как действия самого юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ), которое принимает на себя гражданские права и несет ответственность посредством своих органов, формирующих и выражающих его волю.
11. Существует несколько основных теорий контроля в акционерном обществе как предпринимательской корпорации:
- теория акционерного контроля (контроль над обществом имеют акционеры, аккумулировавшие пакеты акций, достаточные для принятия решений на общих собраниях акционеров) свойственна для России;
- теория контроля финансовых институтов (финансовые институты наделяются правом оказывать влияние на процесс принятия решений посредством заключения кредитных договоров);
- менеджерская теория (вся полнота власти концентрируется у лиц, непосредственно осуществляющих управление акционерным обществом - члены совета директоров, правление, генеральный директор) свойственна для США.
12. Структура управления российскими акционерными обществами фактически представляет собой комбинацию американской и германской систем. С одной стороны, законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом (общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган), соответствующую германской модели. Однако фактически закон не обеспечивает полного разграничения исполнительных и контрольных функций между правлением и советом директоров (наблюдательным советом), поскольку последний не способен осуществлять в полной мере контрольные функции по отношению к исполнительному органу общества.
13. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). К некоммерческим корпорациям отнесены потребительские кооперативы; общественные организации; общественные движения; ассоциации (союзы); товарищества собственников недвижимости; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ; адвокатские палаты; адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами; нотариальные палаты.
14. Что касается некоммерческих корпораций, то они представляют
собой особые образования, создаются для достижения общественно полезных благ и имеют соответствующие цели деятельности. С одной стороны, наличие у них статуса юридического лица, дающего возможность участвовать в имущественном обороте, предполагает их подчинение правилам гражданского законодательства, в том числе нормам об управлении в корпорациях. С другой стороны, ряд некоммерческих организаций основывается на конституционных принципах, на некоторые - возлагаются государственно значимые функции. Это свидетельствует о необходимости управления некоммерческой организацией как общественным формированием, участвующим в отношениях, регулируемых
конституционным и иными отраслями права.
15. В ряде случаев положения специальных законов кардинально изменяют сложившиеся представления об управлении в корпорации. В частности, к исключительной компетенции общего собрания корпоративного юридического лица ГК РФ относит образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации. Между тем в некоторых некоммерческих организациях эти вопросы решаются иначе. К примеру, атаман войскового казачьего общества, признаваемый его единоличным исполнительным органом, приобретает соответствующий статус на основании акта Президента РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
16. Цели, виды и методы деятельности некоммерческих организаций, реализация ими определенного предназначения требуют специальных, причем в большинстве случаев дифференцированных, подходов к определению структуры, порядка формирования, компетенции их органов, так как управление в данном случае осуществляется не только юридическими лицами, но и особыми общественно значимыми образованиями с публичным статусом.
17. В законодательстве понятие "внутренний контроль" трактуется по-разному (и как процесс, и как совокупность мер), тем не менее, хотелось бы отметить следующее:
1) внутренний контроль является важнейшей частью системы управления корпорацией, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными ресурсными затратами;
2) законодательством не предусмотрены порядок и способ осуществления внутреннего контроля, что можно трактовать как в позитивном, так и в негативном ключе;
3) внутренний контроль может осуществляться в двух формах - в форме аудита и ревизии; аудит может быть как внешним, так и внутренним.
18. Формирование участниками корпоративных организаций высшего органа управления означает подчинение согласованной воле участников всех других органов корпорации. По существу исследуемый признак содержит не только формальное указание на наличие в корпорациях естественного высшего органа, персонально представленного участниками (членами) корпорации, но и раскрывает признание за соответствующим органом абсолютно всех корпораций некоей исключительной высшей компетенции.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2957.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Российская газета. N 14. 24.01.1996.
7. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства РФ. 07.12.2011. № 40. Ст. 4851.
8. Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" от 19.07.1998 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.07.1998. № 30. Ст. 3611.
9. Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. №17. Ст.1918.
10. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" // Российская газета. N 24.01.12.2007.
11. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. № 162. 27.07.2006.
12. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 № 156- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. N 49. Ст. 4562.
13. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 29.06.2015. N 149. Ст. 5462.
14. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. №
4. Ст. 251.
15. Фе'де'ральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 года // Собрание законодательства РФ. 1999. №10. Ст.1163.
16. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 8. Ст. 214.
17. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов государственной власти. 2007. N 4.
18. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 423.
19. Приказ ФСФР РФ от 9 декабря 2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 4.
20. Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. №421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" // СПС «КонсультантПлюс» (Документ фактически утратил силу в связи с изданием письма Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463, которым рекомендован Кодекс корпоративного управления).
21. Приказ ФСФР РФ от 9 декабря 2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 4.
22. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. № 40. 18.04.2014.
23. Письмо ЦБР "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1999 г.)" // Вестник Банка России. 2001. N 46.
24. Письмо ЦБР от 13 сентября 2005 г. N 119-Т "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях" // Вестник Банка России. 2005. N 50.
25. Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г. и рекомендованный к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. 2014. N 40.
Монографии и научные статьи
1. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010. 796 с.
2. Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. N 4.
3. Андреев В.К. Юридическое лицо как субъект экономической деятельности // Юрист. 2015. N 20. С. 28 - 35.
4. Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью: Сборник зарубежного законодательства / Сост. В.А. Туманов. М., 1995. 455 с.
5. Александрова А.А. Роль кодексов корпоративного управления в гражданско-правовом регулировании организации и деятельности юридических лиц. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 37 с.
6. Бакшинскас В.Ю., Дедов Д.Е., Карелина С.А. Правовое регулирование дея¬тельности акционерных обществ (Акционерное право). Учебное пособие. М, 2009. 256 с.
7. Башарина Е.Н. Корпоративная социальная ответственность в системе управления организацией: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 48 с.
8. Беликов И. Кодекс корпоративного управления: содержание, статус и механизмы реализации // Рынок ценных бумаг. 2010. N 17 (176). С. 55-61.
9. Белых В.С. О корпорации, корпоративных отношениях и корпоративном праве // Бизнес, менеджмент и право. 2016. N 2 (11). С. 75-81.
10. Березин Д.А. Осуществление оценочной деятельности в гражданском процессе // Юридический мир. 2014. N 4 (208). С. 36.
11. Быковская Т.Ю., Шишов М.А., Мартиросов В.Ю. О понятийном аппарате внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Медицинское право. 2017. N 1. С. 10 - 15.
12. Бринчук М.М., Саморукова О.И. Корпоративное управление природопользованием и охраной окружающей среды // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2007. N 3. С. 187-194.
13. Бухвалов А.В., Ильина Ю.Б., Бандалюк О.В. Электронное корпоративное управление и проблемы раскрытия информации: сравнительное пилотное исследование. Научные доклады N 23(R), СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ,
2016. 790 с.
14. Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. Вопросы теории и судебно¬арбитражной практики. М., 2007. 237 с.
15. Василенко Е.В. Корпоративная социальная ответственность в современной России: политологический аспект. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 38 с.
16. Васильева Н., Перегудов И., Тай Ю. Нарушение корпоративных процедур как основание наступления ответственности акционерного общества и мажоритарного акционера // Корпоративный юрист. 2008. N 11 (СПС "КонсультантПлюс").
17. Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами. М.: Юстицинформ, 2012. 184 с.
18. Вайпан В.А. Учет и отчетность в предпринимательской деятельности: основы правового регулирования // Право и экономика. 2015. N 9. С. 25.
19. Гаджиев Г.А. Основные экономические права (Сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 308 с.
20. Глушецкий А.А. Закон "Об акционерных обществах" дополнен, уточнен и... //Экономика и жизнь. 2016. №36. С.43-49.
21. Гонгало Б.М. Доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью как объект гражданского оборота // Проблемы развития частного права. Сб. статей к юбилею В.С. Ема. М., 2011. 725 с.
22. Горячева О.П. Внутренний аудит: Монография. Специально для системы "ГАРАНТ", 2011.
23. Гражданское право: Учебник. В 3-х ч. 4.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2014. 632 с.
24. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4 / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 619 с.
25. Гританс Я.М. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм. М.: Волтерс Клувер, 2015. 388 с.
26. Гришина Я.С. Правовые средства обеспечения социально-предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 19 - 29.
27. Гутников О.В. К вопросу о правовой природе субъективного корпоративного права // Журнал российского права. 2017. N 3. С. 58 - 68.
28. Гутников О.В. Содержание корпоративных отношений // Журнал российского права. 2013. N 1. С. 32-39.
29. Гущин В.В. Корпоративное право: учебник для юридических вузов. М., 2006. 640 с.
30. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 44 с.
31. Дедов Д.И. Конфликт интересов: научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2014. 822 с.
32. Долинская Л.М. Участие работников в корпоративном управлении в Германии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7. С.23-33.
33. Долинская В.В. Органы юридического лица: проблемы доктрины и современного законодательства (на примере акционерного общества) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 11.
34. Долинская В.В. Закон «Об акционерных обществах: органы юридического лица» // Государство и право. 2006. №7. С.59-69.
35. Долинская В.В. Основные положения и тенденции акционерного права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 220 с.
36. Диденко П.А. Правовое регулирование отношений корпоративного управления в США, ЕС и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 161 с.
37. Железникова А.А. Корпоративное право и его специфика // Правовая культура. 2012. N 2 (13). С. 78 - 79.
38. Житов С.А. Право и корпоративные нормы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010. 34 с.
39. Закон об акционерных обществах Германии (с изменениями, внесенными в него по 30 апреля 2008 г.). М.: Волтерс Клувер, 2009. 406 с.
40. Зорина Е.С. Правовое регулирование корпоративных отношений в акционерных обществах. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 44 с.
41. Зурабян А.А. Корпоративные правоотношения как вид гражданских правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 133 с.
42. Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право.
2017. N 8. С. 65, 66.
43. Интервью Л.А. Новоселовой "Наше законодательство динамично меняется, а не динамично развивается" // Закон. 2016. N 3. С. 7 - 12.
44. Иншакова А.О. Унификация корпоративного регулирования в Европейском союзе и Содружестве Независимых Государств. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 52 с.
45. Илларионова Н.Ю. Внутренний контроль: пробелы и параллели // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 9. С. 34 - 43.
46. Ионцев М.Г. Акционерные общества: правовые основы, имущественные отношения, управление и контроль, защита прав акционеров. М.: Ось-89, 2007. С. 258.
47. Кашанина Т.В. Корпоративное право. (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 2009. 894 с.
48. Кашанина Т.В. Корпоративное право - дитя рыночной экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 3 (9).
49. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008
г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-
5. km.duma.gov.ru/site.xp/052049051.html.
50. Кодекс корпоративного управления. Совет директоров: избрание и обеспечение эффективной деятельности совета директоров // Журнал для акционеров. 2015. № 1.
51. Комментарий к федеральному закону "Об акционерных обществах" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2012. 412 с.
52. Константинов Г.Н. Системы корпоративного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7. С. 89-95.
53. Концепция единого ГПК, одобренная Комитетом по гражданскому,
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы от 8 декабря 2014 г. N 124(1) // СПС
"КонсультантПлюс".


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ