Введение 3
Глава I. Категория экспрессивности и система языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства 7
1.1. Понятие экспрессии и дискурсивно-текстового пространства в
антропоцентрическом аспекте
1.2. Языковые и внеязыковые средства и способы экспрессивизации речи
1.3. Специфика функционирования экспрессивизаторов в тексте 26
Выводы к главе 1 33
Глава II. Специфика функционирования языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства в произведениях Н.В. Гоголя 36
2.1. Лексические средства экспрессивизации дискурсивно-текстового
пространства
2.2. Словообразовательные средства экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства 50
2.3. Морфологические средства экспрессивизации дискурсивно-
текстового пространства
2.4. Синтаксические способы экспрессивизации дискурсивно-
текстового пространства
Выводы к главе II 76
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Развитие науки о языке привело к тому, что, начиная с середины ХХ века, лингвистика от изучения языковых единиц (т.е. статики) переходит к рассмотрению различных аспектов, связанных с использованием этих единиц человеком (т.е. динамики).
По выражению В.Г. Гака, лингвистика ставит человека в центр научного творчества [1998: 204]. Следовательно, ведущий принцип при изучении языковых явлений - антропоцентризм. Именно с этого времени все вопросы, связанные с субъективным началом в языке, вызывают обостренный интерес ученых.
Согласно последним тенденциям в языкознании, актуальным является целостное изучение языка, когда предметно-логическое, понятийное и субъективное, эмоциональное взаимно дополняют друг друга. Более того - предметно-логическое можно изучить в полном объеме только в гармонии с субъективным. Выражением же субъективности в языке и речи прежде всего являются экспрессивные средства, при помощи которых через призму восприятия субъектом (человеком) определяются качества предмета [Бабайцева, 2006: 55].
Вот уже на протяжении многих десятилетий феномен экспрессивности остается одним из актуальных и дискуссионных в лингвистической науке. В силу своей «многоликости» [Шаховский, 1987: 88] - явление экспрессивности представлено на всех уровнях языка, текста и речи - данная категория не получила однозначного и непротиворечивого толкования. До сих пор среди лингвистов нет единого мнения по поводу природы, сущности, содержания экспрессивности; вследствие этого нет и единой концепции, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.
Объектом реферируемого исследования являются художественные произведения Н.В.Гоголя. Выбор трудов писателя был обусловлен широким разнообразием экспрессивизаторов всех языковых уровней.
Предмет настоящей работы - языковые средства и способы экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства в русском языке. Было рассмотрено три группы средств, выделенных в соответствии с языковыми уровнями: лексические, словообразовательные, морфологические, а также синтаксические способы экспрессивизации.
Основная цель диссертации заключается в исследовании специфики функционирования языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства.
Реализация сформулированной таким образом цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать научную литературу, посвященную экспрессивизации, и выявить функциональность данной категории и основные способы экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства;
2. Выявить средства и способы экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства в художественных произведениях;
3. Проанализировать особенности экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства в произведениях Н.В. Гоголя и систематизировать их.
Основная гипотеза диссертации: наибольшим потенциалом для экспрессивизации пространства художественного текста обладают лексические экспрессивизаторы.
Научная новизна результатов исследования заключается в систематизации языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства применительно к идиостилю Н.В. Гоголя. Впервые языковые средства и способы экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства были проанализированы на основе цикла произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты и сделанные выводы могут способствовать продолжению разработки системы средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства относительно идиостиля Н.В. Гоголя.
Практическая значимость работы заключается в анализе и описании большого и разнообразного фонда языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства трудов Николая Васильевича Гоголя. Картотека насчитывает более трехсот примеров, которые могут быть использованы при анализе языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства других произведений, а также при изучении данного направления в вузе и профильных классах школы.
Методы исследования вытекают из общей цели и задач и предполагают проведение следующих типов анализа:
1) лингвистического наблюдения - для выделения языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно - текстового пространства и их последовательном описании с точки зрения их структуры и функционирования в художественных текстах;
2) сопоставительного анализа - для выявления специфики языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства;
3) компонентного анализа - для выявления семного состава лексических единиц исследуемых художественных текстов;
4) контекстного анализа - для рассмотрения экспрессивной лексики в контексте анализируемых художественных текстов;
5) элементов суперлинеарного анализа, дающих возможность проникнуть вглубь семантической структуры лексических единиц и тем самым проследить процесс их стилистической актуализации для установления механизма создания экспрессивности текстов.
Апробация исследования. По теме исследования была опубликована 1 научная работа. Статья была защищена на IX международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2017» в г. Белгород в НИУ «БелГУ».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В данном диссертационном исследовании велась работа над актуальной темой.
Экспрессивность - это набор разноуровневых параметров высказывания, которые помогают адресанту сообщения выразить отношение к окружающей и внутренней действительности.
Установлено, что экспрессивность является характеристикой языка и его элементов.
В основе экспрессивности лежат близкие, но разноплановые явления, такие как эмоция, оценка, интенсивность, которые на разных уровнях языка способствуют тому, что текст приобретает окрашенность и теряет нейтральность изложения. Это помогает передать субъективное отношение адресанта к предметам действительности и оказать прагматический эффект на получателя сообщения.
Адекватным термином для комплексного многоаспектного описания результатов текстовой деятельности человека является понятие «дискурс» и «дискурсивное пространство».
Основополагающими для всех направлений являются философские представления о пространстве, которое оценивается на основе понимания видов деятельности: разные виды деятельности человека формируют свои пространства.
Дискурс определяется как экстравертивная фигура коммуникации: «совокупность вербальных форм практики организации и оформления содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности», а текст как интровертивная фигура коммуникации: «совокупность правил лингвистической и экстралингвистической организации содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности».
Специфика функционирования экспрессивизаторов в тексте заключается в том, что они имеют:
1) представленность категории в языке и средствами языка, которые образуют ряд подсистем;
2) связь категории с реальными процессами мыслительно-речевой деятельности;
3) существование в разных языках и в сознании носителей языка.
В рамках данного исследования была рассмотрена специфика функционирования языковых средств и способов экспрессивизации на примере произведений русского классика Николая Васильевича Гоголя (1809-1821). Материалом послужили рассказы из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Выбор произведений был обусловлен широким разнообразием экспрессивизаторов всех языковых уровней.
В работе было рассмотрено четыре группы средств экспрессивизации, выделенных в соответствии с языковыми уровнями: лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Было выявлено, что наибольшим потенциалом для экспрессивизации пространства художественного текста обладают лексические экспрессивизаторы, которые подразделяются на три разновидности:
- лексические стилистические приемы;
- оценочная лексика;
- лексика с экспрессивным значением.
Словообразовательные экспрессивизаторы текстового пространства представляют собой аффиксы: приставки и суффиксы, которые способны изменить значение слова или придать ему новый оттенок смысла.
Морфологические средства экспрессивизации основываются на выразительном потенциале различных частей речи.
Синтаксические же экспрессивизаторы создают выразительность посредством использования особых синтаксических конструкций.
Все четыре вида экспрессивизаторов находятся в тесной взаимосвязи и часто функционируют совместно.
Функции экспрессивизаторов в художественном тексте многообразны. Установлено, что среди них наиболее значимыми являются следующие:
- экспрессивизаторы делают текст более лаконичным, так как способствуют более краткому и емкому выражению мысли автора;
- эмоционально-оценочная функция заключается в способности при помощи экспрессивизаторов выражать весь спектр эмоций и разнообразные оценки;
- прагматическая функция состоит в способности вызывать определенный эмоциональный или мыслительный отклик у читателя или персонажа (в диалоге);
- эстетическая функция заключается в способности экспрессивизаторов служить средством украшения текста путем придания ему образности и определенного ритма;
- изобразительная функция состоит в создании ярких, живых образов;
- характеризующая функция состоит в способности давать прямую или косвенную характеристику персонажам;
- информативная функция заключается в способности доносить определенную информацию;
- жанрообразующая функция состоит в том, что экспрессивизаторы являются неотъемлемым признаком художественного текста.
Таким образом, цель диссертационной работы - исследовать специфику функционирования языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства - достигнута, задачи по проблеме языковых средств и способов экспрессивизации дискурсивно-текстового пространства - решены, гипотеза - доказана.
1. Амирова Т.А. История языкознания / Т.А.Амирова., Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский. - М.: Академия, 2005. - 672 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 1. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян. - [2-е изд., испр. и. доп.]. - М.: "Языки русской культуры", Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. - 472 с.
3. Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике /
Н.Д. Арутюнова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т.32. - 1973. - № 1. С. 84-89.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико¬
семантические проблемы / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 2003. - 383 с.
5. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата / Н.Д. Арутюнова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т.40. - 1981. - №4. - С. 356-367.
6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
8. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Речь / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - С. 136-137.
9. Арутюнян, А.Р. Экспрессия в художественном тексте /
А.Р. Арутюнян // ПГУ. Университетские чтения - 2008. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.pglu.rU/lib/publications/University Reading/2008/V/uch 2008 V 00028.pdf.
10. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 75 с.
11. Бабайцева, В.В. Структурно-семантическое направление в современной русистике / В.В. Бабайцева // ФН. № 2. - 2006. - С. 54 - 64.
12. Батталова А.Р. Дискурсивное поле: структура и категории (на примере дискурсивного поля христианской культуры) / А.Р. Батталова // Вестник Башкирского университета. Выпуск № 4. - 2015. Т. 20. С. 1299 - 1303.
13. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 5-22.
14. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Гл. ред.
В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
15. Бондарко А.В. К анализу категориальных ситуаций в сфере
модальности: императивные ситуации / А.В. Бондарко // ТФГ.
Темпоральность. Модальность. - Л.: Наука, 1990. - С. 80 - 89.
16. Бондарко А.В. Функциональная грамматика / А.В. Бондарко. - Л.: Наука, 1984. - 134 с.
17. Бондаренко В.Н. Виды модальных значений и их выражение в языке / В.Н. Бондаренко // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1979. - №2. - С. 54-61.
18. Виноградов В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Госиздат, 1930. - 193 с.
19. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Труды института русского языка. - Т.2. - М.,Л.: АН СССР, 1950. - С. 38-79.
20. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
21. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М.: Наука, 2002. - 280 с.
22. Вольф Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции /
Е.М. Вольф // Прагматика и проблемы интенсиональности. - М.: АН СССР,
1988. - С. 178-186.
23. Гак В.Г. О категориях модуса предложения / В.Г. Гак // Предложение и текст в семантическом аспекте. - Калинин: Изд. КГУ, 1978. -
С. 19 - 27.
24. Гак В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 768 с.
25. Гак В.Г. Человек в языке / В.Г. Гак. - М.: Индрик, 1999. - 424 с.
26. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке: сб. статей по языкознанию / Е.М. Галкина-Федорук. - М., 1958. -
С. 103-124.
27. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Ч. I. Лексикология / Е.М. Галкина-Федорук - М.: МГУ, 1962. - 408 с.
28. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 148 с.
29. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. - Т. 2. Миргород / Н.В. Гоголь. - М.: АН СССР, 1937. - 763 с.
30. Григорьева О. Н. Стилистика русского языка / О.Н. Григорьева. - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2000. 205 с.
31. Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры / Вильгельм фон Гумбольдт [пер. с нем.]; сост. общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги, Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. - 42 с.
32. Гушкова Л.В. Средства усиления экспрессивности и эмоциональности высказывания в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» / Л.В. Гушкова // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - №1. - 2014. - С. 56 - 60.
33. Дорофеев Ю.В. Антропоцетризм в лингвистике и предмет
когнитивной грамматики / Ю.В. Дорофеев // Актуальные проблемы современной когнитивной лингвистики: мат. XV Междунар.
лингвистической конф. «Язык и мир». - Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского, 2008. - С. 302-309.
художественный текст (на материале русской прозы XIX - XX вв.) / М.Я. Дымарский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 296 с.
35. Ерофеева, Е.В. К вопросу о соотношении понятий ТЕКСТ и ДИСКУРС / Е.В. Ерофеева, А.Н. Кудлаева // Проблемы социо- и психолингвистики: сб.: ст. / под ред. Т.И. Ерофеева. - Пермь, 2003. - Вып. 3 - С. 28-36
36. Загоровская О. В. О семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка / О.В. Загоровская // Экспрессивность на разных уровнях языка: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 1984. С. 74 - 80.
37. Зайченко Н.Д. Прагматический потенциал категории модальности / Н.Д. Зайченко. - Хабаровск: Изд. ХГПУ, 1997.- 100 с.
38. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика / В.А. Звегинцев. - М.: Просвещение, 2007. - 336 с.
39. Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность / А.В. Зеленщиков. - СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2017. - 214 с.
40. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 2011. - 328 с.
41. Золотова Г.А. О категории оценки в русском языке / Г.А. Золотова // Русский язык в школе. - 1980. - №2.
42. Ибадильдина З.Х. Эмотивная лексика казахского и русского языков / З.Х. Ибадильдина. - Дис. канд. филол. наук. - Алматы, 1997 - 223 с.
43. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 752 с.
44. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - С.211-216.
45. Ковалевская Е. Г. Семантическая структура слова и стилистические функции слов / Е.Г. Ковалевская // Языковые значения. Л., 1976. - С. 63-72.
46. Кожина М.Н. О языковой и речевой экспрессивности и ее экстралингвистическом обосновании / М.Н. Кожина // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов н/Д, 1987. - С.8-17.
47. Колшанский Г.В. Лингвистические основы анализа языкового стиля / Г.В. Колшанский // Проблемы лингвистической стилистики. - М., 1969. - С. 65-66.
48. Комарова А.М. О соотношении субституции и экспрессивности /
A. М. Комарова // Экспрессивность на разных уровнях языка. - Новосибирск, 1984. - С. 31- 42.
49. Коммуникативная грамматика русского языка / Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. / Под ред. Г.А.Золотовой. - М.: Изд. МГУ, 1998. - 544 с.
50. Коноваленко Л.И. Семантико-синтаксические средства выражения оценочной модальности в русском и английском языках /
Л.И. Коноваленко - Автореферат дис. канд. филол. наук. - Краснодар, 1997. - 23 с.
51. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? /
B. В. Красных. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.- 375 с.
52. Кубрякова Е.С. Горизонты современной лингвистики. Традиции и новаторство: сбор - ник в честь Кубряковой Е. С. / Е.С. Кубрякова. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 207 с.
53. Лекант П.А. К вопросу о модальных разновидностях предложения / П.А. Лекант // Современный русский язык. Лингвистический сборник. - Вып. 6. - М.: Изд. МОПИ, 1976. - С. 97 - 102.
54. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 709 с.
55. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории / Т.П. Ломтев. - М.: Изд. МГУ, 1972. - 200 с.
56. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1996.- 384 с.
57. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики) / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - С. 55 - 63.
58. Мельник Я.Г. Субъективность как языковая категория / Я.Г. Мельник. - Ивано-Франковск: Альфа, 1997. - 135 с.
59. Петров Н.Е. О содержании и объеме языковой модальности / Н.Е. Петров. - Новосибирск: Наука, 1982.- 160 с.
60. Пешкова Н.П. Психолингвистическая интерактивная модель понимания текстов / Н.П. Пешкова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2013. - №5 (25). - С. 48 - 54.
61. Писарев Д.С. Функционирование восклицательных предложений в современном французском языке и их прагматический аспект /
Д.С. Писарев // Прагматические аспекты функционирования языка. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1983. - С. 114-125.
62. Прияткина А. Ф. Об экспрессивности союза / А.Ф. Прияткина // Экспрессивность на разных уровнях языка: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 1984. С. 6-19.
63. Прохоров Е.Ю. Действительность. Текст. Дискурс / Е.Ю. Прохоров. - М.: Наука, 2004. - 224 с.
64. Распопов И.П. Актуальное членение предложения /
И.П. Распопов. - Уфа: Изд-во Башкирского университета, 1961. - 163 с.
65. Распопов И.П. К вопросу о модальности предложения / И.П. Распопов // Ученые записки Благовещенского пед. ин-та. - Т.8. - Благовещенск: Изд. Благовещ. пед. ин-та, 1957. - С. 177 - 197.
66. Родионова С.Е. Интенсивность и ее место в ряду других семантических категорий / С.Е. Родионова. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 608 с.
67. Рожкова Е.Н. Способы выражения экспрессивности в синтаксисе (на материале немецкого языка) / Е.Н. Рожкова // Научные ведомостиБелгородского государственного университета. Серия «Гуманитарныенауки». - Выпуск № 18 (113). - Том 11. - 2011. - С. 151-156.
68. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1976. - 400 с.
69. Сосновская, В.Б. Аналитическое чтение / В.Б. Сосновская. - М.: «Высшая школа», 1974. - 184 с.
70. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия - М.: Наука, 1986. - 144 с.
71. Теория функциональной грамматики / Под ред. А.В.Бондарко. - Л.: Наука, 1989,1990; СПб: Наука, 1991. - 262 с.
72. Тимофеев К.А. Об экспрессивных средствах синтаксиса русского языка (заметки и наблюдения) / К.А. Тимофеев // Экспрессивность на разных уровнях языка: Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: НГУ, 1984. - С. 3 - 6.
73. Токтамысова Д.Б. Прагматический компонент лексической оценки лица в современном английском языке (положительная оценка) / Д.Б. Токтамысова. - Дис. канд. филол. наук. - Алматы, 1996 - 194 с.
74. Тошович Б. Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского/хорватского языков / Б. Тошович. - М., 2006. - 561 с.
75. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в языке / И.И. Туранский. - М.: Высшая школа, 1990. - 173 с.
76. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская.
Нейропсихологическое исследование. - М.: МГУ, 1998. - С. 6-67.
77. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - 281 с.
78. Черемисина М. И. Экспрессивный фонд и пути его изучения / М.И. Черемисина // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: сб. науч. трудов. Вып. 8. Новосибирск: НГУ, 1979. С. 3¬
11.
79. Чернова С.В. Модальные глаголы в современном русском языке. Семантическая модель «замысел - осуществление замысла» / С.В. Чернова. - Киров: Изд. ВГПУ, 1996. - 284 с.
80. Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики /
В.И. Шаховский // Проблемы семасиологии и лингвостилистики. Вып. II. - Рязань, 1975. - С. 3-26.
81. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. - Воронеж, 1987. - 190 с.
82. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
83. Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности / Т.В. Шмелева // Актуальные проблемы русского синтаксиса. - М.: Изд. МГУ, 1984. - С. 78-100.
84. Шмелева Т.В. Диалогичность модуса / Т.В. Шмелева // Вестник Московского университета. - Сер.9. - Филология. - 1995. - №5. - С. 147-155.
85. Шмелева Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания / Т.В. Шмелева. - Автореф. дисс...докт. филол. наук. - М., 1995. - 48 с.