ВВЕДЕНИЕ
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО ТИПА» ЛИЧНОСТИ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ПЕРЕХОДА НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
1.1. Кризис сознания общественности в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков как условие формирования нового типа женщины с декадентским мировосприятием
1.2. Трансформация гендерных ролей женщин из интеллигентской среды на рубеже XIX - XX веков
2. СКЛАДЫВАНИЕ «ДЕКАДЕНТСКОГО» МИРОВОСПРИЯТИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
3. ПРОЯВЛЕНИЯ «ДЕКАДЕНТСКОГО» ОБРАЗА ЖИЗНИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что женская и гендерная история - одно из ведущих и наиболее актуальных направлений современной исторической науки. В русле данной парадигмы историописания актуальность дипломной работы определяется значимостью для отечественной истории изучения женского опыта в прошлом с целью сделать его действительно социально различимым, «видимым». Конец XIX - начало XX века для Российской империи - это время активизации модернизированных процессов, проведения буржуазных реформ, социальной трансформации общества, постепенной трансформации ментальных структур, во многом «декаданса» сознания, размывания традиционных гендерных стереотипов. Исследователи говорят о появлении в данный период нового типа личности, в том числе о новом типе женщин. Новые качества, обретенные женщиной в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков, отражались в частной и публичной сферах, а именно в:
- трансформации семейных отношений,
- активной реализации личностного потенциала в общественной жизни,
- свободе самовыражения и творческой реализации,
-нацеленности на материальное благополучие и личный успех, что в совокупности привело к незащищенности женщины, поскольку социальные институты и общественное мнение только подготавливали почву для «новой женщины».
Изучение феномена формирование нового типа женщины является в настоящее время одной из наиболее важных проблем гендерной истории России конца XIX - начала ХХ столетия.
Целью исследования является конструирование «декадентского» образа русской интеллигентки в условиях модернизации социального сознания и трансформации сфер общественных отношений в эпоху перехода - рубежа XIX - XX веков. Так же цель предполагает формирование гипотетических критериев «нового» типа женщины, которые позволят концептуализировать научное представление о:
- характере изменения поведенческих стереотипов женщины в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков,
-причинах возникновении женской «депривированной» (связан со специфическим отношением к миру, к себе, к окружающим людям) и «девиантной» (поскольку большая часть общества жила по традиционным представлениям, а «новые черты характера», возникающие у представителей другой части общества, в частности, у женщины воспринимались как отклоняющиеся от нормы) модели поведения в переходную эпоху рубежа XIX- начала XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие научно-исследовательские задачи:
1. Выявить и охарактеризовать исторические условия, сложившиеся в России в конце XIX-начале XX века, способствовавшие формированию «нового типа» личности: форсированная индустриализация, трансформация социальной структуры общества, урбанизация, научно-технический прогресс, модифицирование содержания культуры, либерализация общественной мысли.
2. Разработать на основе анализа привлеченных источников критерии женщины «нового типа» конца XIX-начала XXв.
3. Выявить и описать направление трансформации гендерных ролей - отношение русских интеллигенток к браку, деторождению, профессионализации, выбору жизненного пути, революции, искусству, месту женщины в обществе.
4. Охарактеризовать проявления «декадентского» образа жизни в публичной и частной сферах и выявить личностно-психологические и социокультурные мотивации, содействующие данному облику жизни.
5. Доказать, что комплексный анализ публичной и частной сферы жизни русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков на основе анализа эго-документов позволяет проследить динамику трансформации той части контингента женской интеллигенции, которая выступала как «новый тип» женщины в условиях того, что она являлась ретранслятором «современных» для авторов мемуаров явлений и событий.
Источниковая база исследования основывается на источниках личного происхождения, или, как принято говорить в современной исторической науке - эго-документах . Речь идет о текстах русских интеллигенток, живших в России в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков - воспоминания, мемуары Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок, Марии Клавдиевны Тенишевой, Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, Нины Ивановны Петровской.
Данный вид источника представляет собой вид женского письма, в котором выражена особенность личной самопрезентации и рефлексии прожитых переживаний автора воспоминаний. Научная значимость данных источников в исследовании заключалась в том, что согласно изложению жизненного пережитого опыта и авторской оценки составительниц воспоминаний была(и):
- воссоздана историческая эпоха конца XIX-начала XX веков, написанная с позиции женского опыта;
-раскрыты маркеры (внешние знаки-облик) и корреляты (показатели- особенности поведения) женщины «нового» типа;
-воспроизведена действительность, увиденная, пережитая и записанная женщиной;
-прослежены новые возможности и особенности поведенческих установок, учитывая эмоциональные суждения и психологические переживания, отраженные в источниках личного происхождения.
Отражение в эго-документах личных переживаний с необъективной оценкой событий позволило дефенировать неудовлетворенность женщины ее «приниженного и ограниченного социальными рамками, догмами и стандартами» положения, модифицировать поведенческие стереотипы в публичной и приватной сфере с точки зрения субъективного самосознания личности. Поскольку описание хода жизненных событий необъективно, явилось возможным реконструировать то, каким образом автор источников личного происхождения понимала себя в разных социальных ролях -как женщину, личность, жену, мать, профессионального работника, но, прежде всего, согласно гендерной идентичности и признанности.
Так как представленные источники являются эго-документами, то привлечение к анализу данного рода материалов, позволило реконструировать персональный опыт женщины и ее роль в качестве ретранслятора феминного сознания в контексте общественного понимания объективной действительности. А также воссоздать отчасти общий социальный опыт, поскольку, во-первых, в текстах источников личного происхождения встречаются цитирования мнений современников в отношении авторов, во-вторых, заявленные составительницы мемуаров принадлежали к определенным социальным группам и они отражали взгляды, присущие им. Обращение к изучению источников личного происхождения позволило определить изменение социального статуса и функциональных ролей женщины.
Объектом исследования являются психологические переживания, возникшие у интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX-начала XX веков под воздействием социальных перемен в Российской империи и трансформации гендерных ролей в сфере общественного и частного.
Предмет исследования — рефлексия переживаемых событий женщин- интеллигенток в контексте профессионального и личностного самоопределения в обстановке видоизменения структуры общества и его самосознания в переходную эпоху рубежа XIX-начала XX веков.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой его проблематики. Автором используются современные научные подходы и методы исторического исследования:
• Гендерный подход (Пол.Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. Вып. 1. М., 1999; Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы // Новая и новейшая история. 1997. № 6.; Вып. 2. М., 2000; Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования. 2001. № 4; Воронина О.А.
Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М., 2002; Пушкарева Н.Л. Предмет и перспектива гендерного подхода в исторических научных исследованиях // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. Тверь, 2005; и др.) к анализу исторических явлений заключается в анализе социально-исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени.
• Теория социальной идентичности (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1967; Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. М., 1993. С. 35-46; Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 48-58; Даудрих Н.А. Социальная идентичность: методический аспект // Социологические исследования. 2000. № 13. С. 77-95; Баранова Т.С., Акопов Г.В. Российское сознание: историко-психологические очерки. Самара, 2002; Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 8-47 с.; и др.) к анализу исторических явлений заключается в изучении общества, в частности человека, с позиции его социальной идентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности. В данном исследовании эта теория применяется для исследования проявлений трансформации социальной идентичности русских женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Теория гендерной идентичности (Милюска Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле // Социология. Серия 11. РЖ, 1999. № 4. С. 102¬114; Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 363; Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы// Психологический журнал. 2004. № 1. С. 41-51; и др.) применяется для анализа гендерной идентичности женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Историко-генетический метод (Проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования: материалы V научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко // Труды Исторического факультета МГУ. Серия 2. Исторические исследования М.: МГУ, 2014. 306 с.; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. №1. С. 3-33; и др.) при анализе исторических явлений заключается в показе причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. В заявленном исследовании данный метод должен помочь объяснить предпосылки и причины, а также субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры повседневности русских женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Историко-сравнительный метод (Черепнин Л.В., К вопросу о сравнительно-историческом методе для изучения русского и западно-европейского феодализма в отечественной историографии // Средние века. Выпуск. 32. М., 1969; Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках // Философия и методология истории. Общая ред. проф. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. С. 143-167; Мелконян Э.Л. Проблема сравнительного метода в историческом знании. Ереван, 1981; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. №1. С. 3-33; и др.) при анализе исторических явлений позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.
Степень изученности проблемы: В конце XIX - начале XX в. в связи с обретением женщиной гражданской позиции, решимости и стремления в получении высшего образования, а также профессионального выбора, актуальной стала проблема женского самоопределения. В трудах современников были определены допустимость и, наоборот, невыполнимость осуществления женщиной данных прав. Указывалась целеустремленность женщин в достижении своих свобод, прав и обязанностей наравне с мужчиной , были акцентированы исторические предпосылки, согласно которым женщина в развитии общественного сознания занимала изначально доминирующие позиции. Но в связи с развитием науки, приоритетную роль в которой занял мужчина, женщина была оттеснена от участия в развитии общественной жизни. Это, в свою очередь, акцентировало ее внимание на решение проблем, связанных с ведением домашнего хозяйства и воспитания детей.
Кроме того, в научных работах рассматривались психологические различия между мужчиной и женщиной, была определена женская природа, указана ее значимость для общества и потребность в даровании прав и свобод, обосновывалась необходимость профессионализации женщины и получения ей высшего образования как лейтмотива обретения экономической независимости в условиях уменьшения количества мужчин, желающих вступать в брачные отношения. По мнению исследователей, значимым условием обретения самостоятельности, а также личностного выбора могло стать объединение женщин в сообщества, чтобы сбросить оковы традиционной жизненных представлений на женщину в рамках патриархального строя .Временем зарождения обретения женской свободы определялась вторая половина XIX века, это период модернизационных преобразований и Великих реформ. К началу XX века женщинами была определена цель, в рамках которой становилась допустимой реализация политических и гражданских прав и свобод женщины, указывалась потребность получения высшего образования.
С другой стороны, ряд современников полагали, что требование женщины на труд, всестороннего развития и обучения в рамках конкурентоспособности наравне с мужчиной, являлось излишним и бесполезным. Истинным предназначением обозначалось ведение семейного очага, воспитание детей, поскольку данные критерии относились к полноценной реализации женщины в их понимании. Ее предначертание было заложено в материнстве, преобразовании природы, а также в творческом оплодотворении души того, кого она полюбила - в этом женщина незаменима и безгранично одарена, и от этого ее положение не становится угнетенным . Были обозначены причины неравенства полов, которые лежали в самой природе человека и носили исторический характер.
В рамках современного рассмотрения проблемы положения женщины в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков исследователи обосновывают причины и предпосылки дестандартизации положения женщины в условиях: модернизационных процессов, капиталистического развития, деформации структурных компонентов идеологических представлений женщины, усилении активности профессионального самоутверждения, увеличивающейся потребности в получении высшего образования, реализации гражданских и политических прав и свобод. Следствием чего стало появление новых видов профессий, в которых женщина стала целенаправленно реализовываться в качестве самостоятельного субъекта.
Основополагающим термином исследования является «декаденство», содержание и смысл которого остается спорным по настоящий момент. Ряд исследователей, которые являлись свидетелями зарождения данного феномена в России (конец XIX начало XX века), сравнивали его проявление в жизни общества с западными странами. Обосновывали причины и следствия декадентских умонастроений, развивали идеи не только о его литературной направленности, но и придавая ему социокультурную значимость. Были продемонстрированы переживания, присущие людям декадентского толка, среди которых упадочническое настроение. Кроме того, декадентство было воспроизведенос разных ракурсов, как пагубно влияющее и развращающее общество, так и раскрывающее новую ментальность людей, среди которых были положительные характеристики. Современники и свидетели этих настроений связывали декадентское умонастроение с переходным этапом, рубежом веков, когда произошел мировоззренческий переворот, а также неблагополучным состоянием жизни общества.
Точка зрения на данный феномен особенно активно стала отстаиваться с начала 80-ых годов, где отечественными исследователями были предложены новые гипотезы и трактовка данного определения. Так, с одной стороны, декадентство в России это экспериментализм в искусстве и жизни, адогматизм искателей и пафос нового восприятия вещей. С другой стороны, являлось последней фазой развития культуры сенситивного типа (чувственной), которая знаменовала собой начало постепенной смены культурной парадигмы, декаданс раскрыл новые миры перед человеком, а также возможность небывалого эстетического наслаждения. Его выдвигали как отражение заката буржуазной культуры, который имел социально-экономическое объяснение-кризис капитализма , а также кризисным явлением европейской культуры конца XIX-начала XX века.
Применимо к конкретной личности декадентство рассматривали как явление, занимающее промежуточное положение между пассивно-чувственным и идеалистическим, что определяло новый цинически- чувственный тип ментальности. Отмечалось, что индивида декадентского мироощущения отображала характерная «минорность», призванная подчеркнуть принципиальное разъединение человека от враждебного ему внешнего мира.
Современные исследования в большей степени связаны с разработкой концепции литературной значимости декадентства, отводя на вторые роли его социальную характеристику. Декадентство рассматривается как творческое самовыражение в различных сферах искусства, а также как критический феномен переходной эпохи рубежа XIX -XX веков.
Категориальный аппарат дипломной работы не ограничивается понятиями «декадентский образ жизни» и «декадентское мировосприятие», сущность и критерии которых были определены в результате всестороннего, комплексного изучения научной литературы, так как в исследовательских трудах не обозначен и не сформирован совокупный перечень критериев, который бы позволял дефенировать и репрезентовать декадентский образ русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков как проявление «нового» типа женщины. Установленные критерии позволили отнести представительниц творческого самовыражения в профессиональном русле, проживавших в указанный период, к женщинам «нового типа». Так, в трудах известного историка, основоположницы исторической фелинологии и гендерной истории в России Пушкаревой Н.Л. рассмотрена гендерная история в рамках современного перспективного направления в отечественной науке. Изучение и выявление примерных критериев и условий формирования данного рода женщин на современном этапе гендерных исследований сопровождается всесторонним и многогранным рассмотрением как конкретной исторической эпохи с присущими ей формами и методами развития, так и внешних воздействий окружающей среды . Вместе с этим сфера чувственных переживаний и внутренних
мотивов, побудивших к смене социокультурных парадигм и поведенческих установок женщин, живших в рассматриваемую эпоху, не были рассмотрены как условия формирования «нового типа» женщины, что объясняет научную значимость исследования.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты представления о прогрессе в общественной жизни Российской империи, указаны причины, побудившие к переосмыслению и к «жажде» преобразований;
2. Исследованы возможные пути развития ментальности интеллигенции
описываемого периода, принадлежавших к двум противоположным
направлениям - традиционному и реакционному;
3. Представлена личная жизнь русской интеллигентки на основе анализа источников личного происхождения, выявлены причины, побудившие женщин к раскрепощению в личной жизни и повлиявшие на трансформацию манер поведения и женского облика;
4. Охарактеризовано место женщины в обществе в переходную эпоху, показано отношение мужской половины общества с явным недовольством к изменению в этических нормах женщины;
5. Представлены психологические надломы и эмоциональные переживания, сопровождаемые пессимистичностью и бренностью существованию, влекущие к представлениям о невозможности изменить реальность, что, в свою очередь приводит к упадочническому настроению;
6. Продемонстрированы декадентские мироощущения, побудившие к самостоятельности в выборе партнера, к иллюзорному отношению к жизни, к идейному обоснованию собственных взглядов, к жертвованию за идею всем;
7. Охарактеризована причина творческого самовыражения русской интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков, являющаяся основополагающим принципом построения общественного самосознания женщины;
8. Определены и систематизированы мотивы «девиантного» поведения как результат модернизированных процессов в России рубежа XIX -XX веков;
9. Подтверждено, что интеллектуальный потенциал русской интеллигентки в
переходную эпоху рубежа XIX -XX веков содействовал ее участию в благотворительных, просветительских, художественных, литературных общественных организациях, что явилось следствием материальной заинтересованности для «благополучной» жизни и идеи личного успеха и признанности в общественной сфере.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курса отечественной истории, факультативных занятий по истории в общеобразовательных школах.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены автором на трех Международных молодежных научных форумах «Белгородский диалог - 2014», «Белгородский диалог - 2015», «Белгородский диалог - 2016».
Дипломная работа обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и документоведения НИУ «БелГУ».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Проведенное исследование показало, что декадентство - это явление не только в сфере искусства, литературы, но и общественное явление. Декадентский образ русской интеллигентки можно интерпретировать благодаря изучению повседневности, ментальности, частной жизни русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX- ХХ вв. на основе анализа эго-документов, как ожидание женщинами прихода пути, в котором начнется «истинная жизнь» - возможность действовать, реализовывать сложившиеся идеи, поскольку их умонастроения характеризовалось иллюзорным отношением к жизни. И все отношение к браку, деторождению, выбору жизненного пути, профессионализации, месту женщины в обществе, искусству, революции было обусловлено желанием капитальной мировоззренческой ревизии ценностей, поскольку сущность «старых ценностей» не могла бы привести к удовлетворительным результатам. Так как эти ценности не соответствовали внутренним предвосхищениям, которые сложились в умах этих русских интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков и представляли собой видение новой картины мира. Они считали неотложной задачей своей жизни идти к прогрессу для служения новым идеям, мыслям, которые можно было реализовывать на практике, исходя их социального женского самосознания. По сути, являлись женщинами «нового типа», что привело к изменению социального статуса и функциональных ролей.
К критериям, позволяющим реконструировать новый тип женщины- интеллигентки, можно отнести:
1. проявление нетипичных практик поведения;
2.отказ иметь детей вследствие убежденности в необходимости общественного служения;
3. свобода в выражении чувств;
4. проживание каждого дня как последнего (своего рода гедонистическое отношение к действительности);
5. свобода в поведении с окружающими людьми;
6. возможность строить свою личную жизнь самостоятельно, в том числе допущение развода, платонических и сексуальных отношений вне брака;
7. активная общественная жизнь, профессионализация не только как способ получения материального достатка, но и личностного самовыражения;
8. уверенность в полезности женщины для общества;
9. пессимистичность в настроении, усталость - отказ от ведения полноценного домашнего хозяйства;
10. активная общественная жизнь, профессионализация не только как способ получения материального достатка, но и личностного самовыражения.
Данные гипотетические критерии не применимы к отдельной женщине, но они позволяют в дальнейшем при формировании общего образа русской интеллигентки «декадентского» толка, относящейся к сфере не только творческих профессий, проследить динамику изменения поведенческих установок и альтернативного жизненного опыта женщины.
1. А.С. Дневник акушерки. История одного секретного убежища. М.: Типография И. Люндорф. 1910. 164 с.
2. Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 7. Мы и они. Литературный дневник. Публицистика 1899 - 1916. М.: Русская книга. 2003. 528 с.
3. Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат. 1972. 430 с.
4. Менделеева-Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе. Бремен.1979.103с.
5. Петровская Н.И. Разбитое зеркало// Минувшее. Исторический альманах».М.:Феникс. 1992. 504 с. С. 7-138.
6. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М.: Молодая гвардия. 2006. 448 с.
7. Что такое женская «эмансипация»? Речь госпожи И. Кеттлер, председательницы «Немецкого Общества женской реформы». Одесса: Типография Исаковича. 1893. 32 с.
8. Щепкина-Куперник Т.Л. Дни моей жизни: театр, литература, общественная жизнь.М.: Федерация. 1928.327 с. воспоминаний.М.:Всероссийское
театральное общество. 1959. 463 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Д. Роза мира // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая половина XIX - первая треть XX в. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С. 294-297.
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории : документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с.
3. Бакунин П. Запоздалый голос сороковых годов: по поводу женского вопроса//Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С. 9-23.
4. Бебель А. Женщина и социализм. М: Госполитиздат, 1959.596 с.
5. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). СПб.:Тип.т-ва «Общественная польза». 1910. 310 с.
6. Бландова М.О. О современном положении русской женщины // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с . С.261-271.
7. Вахтина М.Л. Брачный вопрос в настоящем и будущем// Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С.272-277.
8. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя. 2001. 708 с.
9. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. М.: Логос. 2005. 236 с.
10. Гофпггеттер И. Поэзия вырождения. Философские и психологические мотивы декадентства. СПб.: Типография училища глухонемых. 1902. 32с.
11. Гумилев Н.С. Proetcontra / сост., вступ. ст. и примеч. Ю. В. Зобнина. 2-е издание. СПб : РХГИ. 2000. 672 с.
12. Дингес М. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М.: Наука. С. 96-124.
13. Долгенко А.Н. Русский декаданс как форма выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа XIX-XX веков // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 5. С. 18-20.
14. Долгенко А.Н. Декадентское и символистское в понимании символа на рубеже XIX-XX веков // Донченко А.П., Филиппов Г.Г., Некита А.Г., Маленко С.А. (ред.). Бренное и вечное. Образы мифа в пространствах современного мира. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 339 с.
15. Иванов В. И. Родное и вселенское // Сост., вступит.ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика. 1994. 428 с.
16. Исполатова С.К. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя //Женщина и земля. 1992. № 3. С.45-47.
17. Кабанов А.А. Образ андрогина в декадентском искусстве // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С.169-172.
18. Кайдаш С.Н. Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв.). М.: Советская Россия. 1989.288 с.
19. КирстиЭконен. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. М.: Новое литературное обозрение.2011. 403 с.
20. Косиков Г. К.: Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора М.: Изд-во МГУ. 1993. С. 5-62.
21. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века. М.: Флинта: Наука. 2009. 400 с.
22. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.: Мысль. 1981. 285с.
23. Матич О. Поэтика отвращения в Петербурге Андрея Белого // Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций.
Под редакцией Яна Палмера, ШаммыШахадат, Марка Эли. М.: Новое литературное обозрение. 2010. 512 с. С.353-379.
24. Меньшиков М.О. Выше свобод. М.: Современный писатель,1998. 373 с.
25. Меньшикова Е.Н., Семенов М.Ю. Конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» конца XIX - начала ХХ века // Историческая психология и социология истории. 2014. Том 7. № 2. С. 117-131.
26. Мижуев П. Женский вопрос и женское движение // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая пол. XIX - первая треть XX в. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.243-293.
27. Надёхина Ю.П. Общественная деятельность творческой интеллигенции на рубеже XIX—XX вв. (На примере журналистско-редакторского корпуса Москвы)// Интеллигенция и мир. Иваново:ИВГУ. 2013. № 1. 145 с. С. 72-80.
28. Нартыев Н.Н. Декадентский извод в русской поэзии конца XIX - начала XX века (на материале творчества З. Гиппиус). Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 12. 2013.С. 132-139.
29. Нордау М. Вырождение. М.: Республика. 1995. 403с.
30. Пиетров-Эннкер Бианка. Новые люди России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. М.: Издательский центр РГГУ. 2005. 448 с.
31. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVIII - начале ХХ в.: приобретения и потери //Мир истории. 2000. № 4. с. 6-14.
32. Пушкарева Н.Л. Гендерная проблематика в исторических науках. // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГЦ. СПб.: Алетейя. 2001. 708 с. С. 289.
33. Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание.
СПб.: Алетейя. 2007. 495 с.
34. Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Историческая психология и социология истории. Том 3. № 2. 2010. С.51-64.
35. Пушкарева Н.Л. Устная история и гендерная история: сближение и перспективы развития // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 168-176.
36. Розанов В.В. Декаденты. СПб.: Тип. П. Ф. Вощинской. 1904. 24 с.
37. Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под. Ред. Яна Пламера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 512 с.
38. Савельев К.Н. Исторические портреты английского декаданса. Магнитогорск: МАГу. 2008. 354 с.
39. Семенов М.Ю., Меньшикова Е.Н. Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX в. (на примере театральной жизни) // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 29-36.
40. Соловьев Н. Женщины и дети // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том П.Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.24-55.
41. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм 1860-1930.М.: РОССПЭН. 2004.305 с.
42. Стейнберг М. Меланхолия Нового времени: дискурс о социальных эмоциях между двумя революциями // Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Под редакцией Яна Палмера, ШаммыШахадат, Марка Эли. М.: Новое литературное обозрение. 2010. 512 с. С.202-226.
43. Толмачев В.М. О границах символизма // Вестник Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология.
Философия. История. М. 2004. № 3. С. 247-267.
44. Толстой Л. Мысли об отношениях между полами // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том П.Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.120-167.
45. Туманова А. В. Добровольные организации и общественность Москвы в начале ХХ в. // Россия XXI: общественно-политический и научный журнал. 2005.№ 1.С. 96-119.
46. Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск: НГПУ. 2002. 152 с.
47. Тыркова А.В. Изменение женской психологии за последние сто лет. // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С.402-405.
48. Тюрберт С. А. Женский вопрос и политический строй // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С. 181-196.
49. Филичева Н.В. Трансформация художественной образности в культуре модернизма. СПб.: Издательство «Таро». 2011. 320 с.
50. Хвостов В.М. Женщина в обновленной культуре. М.: Издательство преподавателей Московскогоуниверситета. 1917. 32 с.
51. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Тверь:Феминист Пресс. Том II. С.173-242.
52. Хвостов В.М. О равноправии женщины. М.: Типолитография
товарищества И. Н. Кушнерев и Ко.1911. 68 с.
53. Хвостов В.М. Участие женщины в умственной культуре человечества. М.: Типография Вильде. 1914.24с.
54. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. № 4. С. 3-26.
55. Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России.