Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕКАДЕНТСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Работа №66984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО ТИПА» ЛИЧНОСТИ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ ЭПОХИ ПЕРЕХОДА НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
1.1. Кризис сознания общественности в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков как условие формирования нового типа женщины с декадентским мировосприятием
1.2. Трансформация гендерных ролей женщин из интеллигентской среды на рубеже XIX - XX веков
2. СКЛАДЫВАНИЕ «ДЕКАДЕНТСКОГО» МИРОВОСПРИЯТИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
3. ПРОЯВЛЕНИЯ «ДЕКАДЕНТСКОГО» ОБРАЗА ЖИЗНИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность настоящего исследования определяется тем, что женская и гендерная история - одно из ведущих и наиболее актуальных направлений современной исторической науки. В русле данной парадигмы историописания актуальность дипломной работы определяется значимостью для отечественной истории изучения женского опыта в прошлом с целью сделать его действительно социально различимым, «видимым». Конец XIX - начало XX века для Российской империи - это время активизации модернизированных процессов, проведения буржуазных реформ, социальной трансформации общества, постепенной трансформации ментальных структур, во многом «декаданса» сознания, размывания традиционных гендерных стереотипов. Исследователи говорят о появлении в данный период нового типа личности, в том числе о новом типе женщин. Новые качества, обретенные женщиной в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков, отражались в частной и публичной сферах, а именно в:
- трансформации семейных отношений,
- активной реализации личностного потенциала в общественной жизни,
- свободе самовыражения и творческой реализации,
-нацеленности на материальное благополучие и личный успех, что в совокупности привело к незащищенности женщины, поскольку социальные институты и общественное мнение только подготавливали почву для «новой женщины».
Изучение феномена формирование нового типа женщины является в настоящее время одной из наиболее важных проблем гендерной истории России конца XIX - начала ХХ столетия.
Целью исследования является конструирование «декадентского» образа русской интеллигентки в условиях модернизации социального сознания и трансформации сфер общественных отношений в эпоху перехода - рубежа XIX - XX веков. Так же цель предполагает формирование гипотетических критериев «нового» типа женщины, которые позволят концептуализировать научное представление о:
- характере изменения поведенческих стереотипов женщины в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков,
-причинах возникновении женской «депривированной» (связан со специфическим отношением к миру, к себе, к окружающим людям) и «девиантной» (поскольку большая часть общества жила по традиционным представлениям, а «новые черты характера», возникающие у представителей другой части общества, в частности, у женщины воспринимались как отклоняющиеся от нормы) модели поведения в переходную эпоху рубежа XIX- начала XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие научно-исследовательские задачи:
1. Выявить и охарактеризовать исторические условия, сложившиеся в России в конце XIX-начале XX века, способствовавшие формированию «нового типа» личности: форсированная индустриализация, трансформация социальной структуры общества, урбанизация, научно-технический прогресс, модифицирование содержания культуры, либерализация общественной мысли.
2. Разработать на основе анализа привлеченных источников критерии женщины «нового типа» конца XIX-начала XXв.
3. Выявить и описать направление трансформации гендерных ролей - отношение русских интеллигенток к браку, деторождению, профессионализации, выбору жизненного пути, революции, искусству, месту женщины в обществе.
4. Охарактеризовать проявления «декадентского» образа жизни в публичной и частной сферах и выявить личностно-психологические и социокультурные мотивации, содействующие данному облику жизни.
5. Доказать, что комплексный анализ публичной и частной сферы жизни русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков на основе анализа эго-документов позволяет проследить динамику трансформации той части контингента женской интеллигенции, которая выступала как «новый тип» женщины в условиях того, что она являлась ретранслятором «современных» для авторов мемуаров явлений и событий.
Источниковая база исследования основывается на источниках личного происхождения, или, как принято говорить в современной исторической науке - эго-документах . Речь идет о текстах русских интеллигенток, живших в России в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков - воспоминания, мемуары Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок, Марии Клавдиевны Тенишевой, Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, Нины Ивановны Петровской.
Данный вид источника представляет собой вид женского письма, в котором выражена особенность личной самопрезентации и рефлексии прожитых переживаний автора воспоминаний. Научная значимость данных источников в исследовании заключалась в том, что согласно изложению жизненного пережитого опыта и авторской оценки составительниц воспоминаний была(и):
- воссоздана историческая эпоха конца XIX-начала XX веков, написанная с позиции женского опыта;
-раскрыты маркеры (внешние знаки-облик) и корреляты (показатели- особенности поведения) женщины «нового» типа;
-воспроизведена действительность, увиденная, пережитая и записанная женщиной;
-прослежены новые возможности и особенности поведенческих установок, учитывая эмоциональные суждения и психологические переживания, отраженные в источниках личного происхождения.
Отражение в эго-документах личных переживаний с необъективной оценкой событий позволило дефенировать неудовлетворенность женщины ее «приниженного и ограниченного социальными рамками, догмами и стандартами» положения, модифицировать поведенческие стереотипы в публичной и приватной сфере с точки зрения субъективного самосознания личности. Поскольку описание хода жизненных событий необъективно, явилось возможным реконструировать то, каким образом автор источников личного происхождения понимала себя в разных социальных ролях -как женщину, личность, жену, мать, профессионального работника, но, прежде всего, согласно гендерной идентичности и признанности.
Так как представленные источники являются эго-документами, то привлечение к анализу данного рода материалов, позволило реконструировать персональный опыт женщины и ее роль в качестве ретранслятора феминного сознания в контексте общественного понимания объективной действительности. А также воссоздать отчасти общий социальный опыт, поскольку, во-первых, в текстах источников личного происхождения встречаются цитирования мнений современников в отношении авторов, во-вторых, заявленные составительницы мемуаров принадлежали к определенным социальным группам и они отражали взгляды, присущие им. Обращение к изучению источников личного происхождения позволило определить изменение социального статуса и функциональных ролей женщины.
Объектом исследования являются психологические переживания, возникшие у интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX-начала XX веков под воздействием социальных перемен в Российской империи и трансформации гендерных ролей в сфере общественного и частного.
Предмет исследования — рефлексия переживаемых событий женщин- интеллигенток в контексте профессионального и личностного самоопределения в обстановке видоизменения структуры общества и его самосознания в переходную эпоху рубежа XIX-начала XX веков.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой его проблематики. Автором используются современные научные подходы и методы исторического исследования:
• Гендерный подход (Пол.Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. Вып. 1. М., 1999; Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы // Новая и новейшая история. 1997. № 6.; Вып. 2. М., 2000; Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования. 2001. № 4; Воронина О.А.
Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М., 2002; Пушкарева Н.Л. Предмет и перспектива гендерного подхода в исторических научных исследованиях // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. Тверь, 2005; и др.) к анализу исторических явлений заключается в анализе социально-исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени.
• Теория социальной идентичности (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1967; Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. М., 1993. С. 35-46; Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 48-58; Даудрих Н.А. Социальная идентичность: методический аспект // Социологические исследования. 2000. № 13. С. 77-95; Баранова Т.С., Акопов Г.В. Российское сознание: историко-психологические очерки. Самара, 2002; Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 8-47 с.; и др.) к анализу исторических явлений заключается в изучении общества, в частности человека, с позиции его социальной идентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности. В данном исследовании эта теория применяется для исследования проявлений трансформации социальной идентичности русских женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Теория гендерной идентичности (Милюска Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле // Социология. Серия 11. РЖ, 1999. № 4. С. 102¬114; Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 363; Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы// Психологический журнал. 2004. № 1. С. 41-51; и др.) применяется для анализа гендерной идентичности женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Историко-генетический метод (Проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования: материалы V научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко // Труды Исторического факультета МГУ. Серия 2. Исторические исследования М.: МГУ, 2014. 306 с.; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. №1. С. 3-33; и др.) при анализе исторических явлений заключается в показе причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. В заявленном исследовании данный метод должен помочь объяснить предпосылки и причины, а также субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры повседневности русских женщин-интеллигенток в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
• Историко-сравнительный метод (Черепнин Л.В., К вопросу о сравнительно-историческом методе для изучения русского и западно-европейского феодализма в отечественной историографии // Средние века. Выпуск. 32. М., 1969; Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках // Философия и методология истории. Общая ред. проф. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. С. 143-167; Мелконян Э.Л. Проблема сравнительного метода в историческом знании. Ереван, 1981; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. №1. С. 3-33; и др.) при анализе исторических явлений позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.
Степень изученности проблемы: В конце XIX - начале XX в. в связи с обретением женщиной гражданской позиции, решимости и стремления в получении высшего образования, а также профессионального выбора, актуальной стала проблема женского самоопределения. В трудах современников были определены допустимость и, наоборот, невыполнимость осуществления женщиной данных прав. Указывалась целеустремленность женщин в достижении своих свобод, прав и обязанностей наравне с мужчиной , были акцентированы исторические предпосылки, согласно которым женщина в развитии общественного сознания занимала изначально доминирующие позиции. Но в связи с развитием науки, приоритетную роль в которой занял мужчина, женщина была оттеснена от участия в развитии общественной жизни. Это, в свою очередь, акцентировало ее внимание на решение проблем, связанных с ведением домашнего хозяйства и воспитания детей.
Кроме того, в научных работах рассматривались психологические различия между мужчиной и женщиной, была определена женская природа, указана ее значимость для общества и потребность в даровании прав и свобод, обосновывалась необходимость профессионализации женщины и получения ей высшего образования как лейтмотива обретения экономической независимости в условиях уменьшения количества мужчин, желающих вступать в брачные отношения. По мнению исследователей, значимым условием обретения самостоятельности, а также личностного выбора могло стать объединение женщин в сообщества, чтобы сбросить оковы традиционной жизненных представлений на женщину в рамках патриархального строя .Временем зарождения обретения женской свободы определялась вторая половина XIX века, это период модернизационных преобразований и Великих реформ. К началу XX века женщинами была определена цель, в рамках которой становилась допустимой реализация политических и гражданских прав и свобод женщины, указывалась потребность получения высшего образования.
С другой стороны, ряд современников полагали, что требование женщины на труд, всестороннего развития и обучения в рамках конкурентоспособности наравне с мужчиной, являлось излишним и бесполезным. Истинным предназначением обозначалось ведение семейного очага, воспитание детей, поскольку данные критерии относились к полноценной реализации женщины в их понимании. Ее предначертание было заложено в материнстве, преобразовании природы, а также в творческом оплодотворении души того, кого она полюбила - в этом женщина незаменима и безгранично одарена, и от этого ее положение не становится угнетенным . Были обозначены причины неравенства полов, которые лежали в самой природе человека и носили исторический характер.
В рамках современного рассмотрения проблемы положения женщины в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков исследователи обосновывают причины и предпосылки дестандартизации положения женщины в условиях: модернизационных процессов, капиталистического развития, деформации структурных компонентов идеологических представлений женщины, усилении активности профессионального самоутверждения, увеличивающейся потребности в получении высшего образования, реализации гражданских и политических прав и свобод. Следствием чего стало появление новых видов профессий, в которых женщина стала целенаправленно реализовываться в качестве самостоятельного субъекта.
Основополагающим термином исследования является «декаденство», содержание и смысл которого остается спорным по настоящий момент. Ряд исследователей, которые являлись свидетелями зарождения данного феномена в России (конец XIX начало XX века), сравнивали его проявление в жизни общества с западными странами. Обосновывали причины и следствия декадентских умонастроений, развивали идеи не только о его литературной направленности, но и придавая ему социокультурную значимость. Были продемонстрированы переживания, присущие людям декадентского толка, среди которых упадочническое настроение. Кроме того, декадентство было воспроизведенос разных ракурсов, как пагубно влияющее и развращающее общество, так и раскрывающее новую ментальность людей, среди которых были положительные характеристики. Современники и свидетели этих настроений связывали декадентское умонастроение с переходным этапом, рубежом веков, когда произошел мировоззренческий переворот, а также неблагополучным состоянием жизни общества.
Точка зрения на данный феномен особенно активно стала отстаиваться с начала 80-ых годов, где отечественными исследователями были предложены новые гипотезы и трактовка данного определения. Так, с одной стороны, декадентство в России это экспериментализм в искусстве и жизни, адогматизм искателей и пафос нового восприятия вещей. С другой стороны, являлось последней фазой развития культуры сенситивного типа (чувственной), которая знаменовала собой начало постепенной смены культурной парадигмы, декаданс раскрыл новые миры перед человеком, а также возможность небывалого эстетического наслаждения. Его выдвигали как отражение заката буржуазной культуры, который имел социально-экономическое объяснение-кризис капитализма , а также кризисным явлением европейской культуры конца XIX-начала XX века.
Применимо к конкретной личности декадентство рассматривали как явление, занимающее промежуточное положение между пассивно-чувственным и идеалистическим, что определяло новый цинически- чувственный тип ментальности. Отмечалось, что индивида декадентского мироощущения отображала характерная «минорность», призванная подчеркнуть принципиальное разъединение человека от враждебного ему внешнего мира.
Современные исследования в большей степени связаны с разработкой концепции литературной значимости декадентства, отводя на вторые роли его социальную характеристику. Декадентство рассматривается как творческое самовыражение в различных сферах искусства, а также как критический феномен переходной эпохи рубежа XIX -XX веков.
Категориальный аппарат дипломной работы не ограничивается понятиями «декадентский образ жизни» и «декадентское мировосприятие», сущность и критерии которых были определены в результате всестороннего, комплексного изучения научной литературы, так как в исследовательских трудах не обозначен и не сформирован совокупный перечень критериев, который бы позволял дефенировать и репрезентовать декадентский образ русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков как проявление «нового» типа женщины. Установленные критерии позволили отнести представительниц творческого самовыражения в профессиональном русле, проживавших в указанный период, к женщинам «нового типа». Так, в трудах известного историка, основоположницы исторической фелинологии и гендерной истории в России Пушкаревой Н.Л. рассмотрена гендерная история в рамках современного перспективного направления в отечественной науке. Изучение и выявление примерных критериев и условий формирования данного рода женщин на современном этапе гендерных исследований сопровождается всесторонним и многогранным рассмотрением как конкретной исторической эпохи с присущими ей формами и методами развития, так и внешних воздействий окружающей среды . Вместе с этим сфера чувственных переживаний и внутренних
мотивов, побудивших к смене социокультурных парадигм и поведенческих установок женщин, живших в рассматриваемую эпоху, не были рассмотрены как условия формирования «нового типа» женщины, что объясняет научную значимость исследования.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты представления о прогрессе в общественной жизни Российской империи, указаны причины, побудившие к переосмыслению и к «жажде» преобразований;
2. Исследованы возможные пути развития ментальности интеллигенции
описываемого периода, принадлежавших к двум противоположным
направлениям - традиционному и реакционному;
3. Представлена личная жизнь русской интеллигентки на основе анализа источников личного происхождения, выявлены причины, побудившие женщин к раскрепощению в личной жизни и повлиявшие на трансформацию манер поведения и женского облика;
4. Охарактеризовано место женщины в обществе в переходную эпоху, показано отношение мужской половины общества с явным недовольством к изменению в этических нормах женщины;
5. Представлены психологические надломы и эмоциональные переживания, сопровождаемые пессимистичностью и бренностью существованию, влекущие к представлениям о невозможности изменить реальность, что, в свою очередь приводит к упадочническому настроению;
6. Продемонстрированы декадентские мироощущения, побудившие к самостоятельности в выборе партнера, к иллюзорному отношению к жизни, к идейному обоснованию собственных взглядов, к жертвованию за идею всем;
7. Охарактеризована причина творческого самовыражения русской интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков, являющаяся основополагающим принципом построения общественного самосознания женщины;
8. Определены и систематизированы мотивы «девиантного» поведения как результат модернизированных процессов в России рубежа XIX -XX веков;
9. Подтверждено, что интеллектуальный потенциал русской интеллигентки в
переходную эпоху рубежа XIX -XX веков содействовал ее участию в благотворительных, просветительских, художественных, литературных общественных организациях, что явилось следствием материальной заинтересованности для «благополучной» жизни и идеи личного успеха и признанности в общественной сфере.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курса отечественной истории, факультативных занятий по истории в общеобразовательных школах.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены автором на трех Международных молодежных научных форумах «Белгородский диалог - 2014», «Белгородский диалог - 2015», «Белгородский диалог - 2016».
Дипломная работа обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и документоведения НИУ «БелГУ».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что декадентство - это явление не только в сфере искусства, литературы, но и общественное явление. Декадентский образ русской интеллигентки можно интерпретировать благодаря изучению повседневности, ментальности, частной жизни русской интеллигентки в переходную эпоху рубежа XIX- ХХ вв. на основе анализа эго-документов, как ожидание женщинами прихода пути, в котором начнется «истинная жизнь» - возможность действовать, реализовывать сложившиеся идеи, поскольку их умонастроения характеризовалось иллюзорным отношением к жизни. И все отношение к браку, деторождению, выбору жизненного пути, профессионализации, месту женщины в обществе, искусству, революции было обусловлено желанием капитальной мировоззренческой ревизии ценностей, поскольку сущность «старых ценностей» не могла бы привести к удовлетворительным результатам. Так как эти ценности не соответствовали внутренним предвосхищениям, которые сложились в умах этих русских интеллигенток в переходную эпоху рубежа XIX-XX веков и представляли собой видение новой картины мира. Они считали неотложной задачей своей жизни идти к прогрессу для служения новым идеям, мыслям, которые можно было реализовывать на практике, исходя их социального женского самосознания. По сути, являлись женщинами «нового типа», что привело к изменению социального статуса и функциональных ролей.
К критериям, позволяющим реконструировать новый тип женщины- интеллигентки, можно отнести:
1. проявление нетипичных практик поведения;
2.отказ иметь детей вследствие убежденности в необходимости общественного служения;
3. свобода в выражении чувств;
4. проживание каждого дня как последнего (своего рода гедонистическое отношение к действительности);
5. свобода в поведении с окружающими людьми;
6. возможность строить свою личную жизнь самостоятельно, в том числе допущение развода, платонических и сексуальных отношений вне брака;
7. активная общественная жизнь, профессионализация не только как способ получения материального достатка, но и личностного самовыражения;
8. уверенность в полезности женщины для общества;
9. пессимистичность в настроении, усталость - отказ от ведения полноценного домашнего хозяйства;
10. активная общественная жизнь, профессионализация не только как способ получения материального достатка, но и личностного самовыражения.
Данные гипотетические критерии не применимы к отдельной женщине, но они позволяют в дальнейшем при формировании общего образа русской интеллигентки «декадентского» толка, относящейся к сфере не только творческих профессий, проследить динамику изменения поведенческих установок и альтернативного жизненного опыта женщины.



1. А.С. Дневник акушерки. История одного секретного убежища. М.: Типография И. Люндорф. 1910. 164 с.
2. Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 7. Мы и они. Литературный дневник. Публицистика 1899 - 1916. М.: Русская книга. 2003. 528 с.
3. Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат. 1972. 430 с.
4. Менделеева-Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе. Бремен.1979.103с.
5. Петровская Н.И. Разбитое зеркало// Минувшее. Исторический альманах».М.:Феникс. 1992. 504 с. С. 7-138.
6. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М.: Молодая гвардия. 2006. 448 с.
7. Что такое женская «эмансипация»? Речь госпожи И. Кеттлер, председательницы «Немецкого Общества женской реформы». Одесса: Типография Исаковича. 1893. 32 с.
8. Щепкина-Куперник Т.Л. Дни моей жизни: театр, литература, общественная жизнь.М.: Федерация. 1928.327 с. воспоминаний.М.:Всероссийское
театральное общество. 1959. 463 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Д. Роза мира // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая половина XIX - первая треть XX в. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С. 294-297.
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории : документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с.
3. Бакунин П. Запоздалый голос сороковых годов: по поводу женского вопроса//Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С. 9-23.
4. Бебель А. Женщина и социализм. М: Госполитиздат, 1959.596 с.
5. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). СПб.:Тип.т-ва «Общественная польза». 1910. 310 с.
6. Бландова М.О. О современном положении русской женщины // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с . С.261-271.
7. Вахтина М.Л. Брачный вопрос в настоящем и будущем// Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С.272-277.
8. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя. 2001. 708 с.
9. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. М.: Логос. 2005. 236 с.
10. Гофпггеттер И. Поэзия вырождения. Философские и психологические мотивы декадентства. СПб.: Типография училища глухонемых. 1902. 32с.
11. Гумилев Н.С. Proetcontra / сост., вступ. ст. и примеч. Ю. В. Зобнина. 2-е издание. СПб : РХГИ. 2000. 672 с.
12. Дингес М. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М.: Наука. С. 96-124.
13. Долгенко А.Н. Русский декаданс как форма выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа XIX-XX веков // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 5. С. 18-20.
14. Долгенко А.Н. Декадентское и символистское в понимании символа на рубеже XIX-XX веков // Донченко А.П., Филиппов Г.Г., Некита А.Г., Маленко С.А. (ред.). Бренное и вечное. Образы мифа в пространствах современного мира. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 339 с.
15. Иванов В. И. Родное и вселенское // Сост., вступит.ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика. 1994. 428 с.
16. Исполатова С.К. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя //Женщина и земля. 1992. № 3. С.45-47.
17. Кабанов А.А. Образ андрогина в декадентском искусстве // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С.169-172.
18. Кайдаш С.Н. Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв.). М.: Советская Россия. 1989.288 с.
19. КирстиЭконен. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. М.: Новое литературное обозрение.2011. 403 с.
20. Косиков Г. К.: Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора М.: Изд-во МГУ. 1993. С. 5-62.
21. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века. М.: Флинта: Наука. 2009. 400 с.
22. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.: Мысль. 1981. 285с.
23. Матич О. Поэтика отвращения в Петербурге Андрея Белого // Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций.
Под редакцией Яна Палмера, ШаммыШахадат, Марка Эли. М.: Новое литературное обозрение. 2010. 512 с. С.353-379.
24. Меньшиков М.О. Выше свобод. М.: Современный писатель,1998. 373 с.
25. Меньшикова Е.Н., Семенов М.Ю. Конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» конца XIX - начала ХХ века // Историческая психология и социология истории. 2014. Том 7. № 2. С. 117-131.
26. Мижуев П. Женский вопрос и женское движение // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая пол. XIX - первая треть XX в. Антология. Том II. Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.243-293.
27. Надёхина Ю.П. Общественная деятельность творческой интеллигенции на рубеже XIX—XX вв. (На примере журналистско-редакторского корпуса Москвы)// Интеллигенция и мир. Иваново:ИВГУ. 2013. № 1. 145 с. С. 72-80.
28. Нартыев Н.Н. Декадентский извод в русской поэзии конца XIX - начала XX века (на материале творчества З. Гиппиус). Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 12. 2013.С. 132-139.
29. Нордау М. Вырождение. М.: Республика. 1995. 403с.
30. Пиетров-Эннкер Бианка. Новые люди России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. М.: Издательский центр РГГУ. 2005. 448 с.
31. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVIII - начале ХХ в.: приобретения и потери //Мир истории. 2000. № 4. с. 6-14.
32. Пушкарева Н.Л. Гендерная проблематика в исторических науках. // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГЦ. СПб.: Алетейя. 2001. 708 с. С. 289.
33. Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание.
СПб.: Алетейя. 2007. 495 с.
34. Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Историческая психология и социология истории. Том 3. № 2. 2010. С.51-64.
35. Пушкарева Н.Л. Устная история и гендерная история: сближение и перспективы развития // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 168-176.
36. Розанов В.В. Декаденты. СПб.: Тип. П. Ф. Вощинской. 1904. 24 с.
37. Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под. Ред. Яна Пламера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 512 с.
38. Савельев К.Н. Исторические портреты английского декаданса. Магнитогорск: МАГу. 2008. 354 с.
39. Семенов М.Ю., Меньшикова Е.Н. Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX в. (на примере театральной жизни) // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 29-36.
40. Соловьев Н. Женщины и дети // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том П.Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.24-55.
41. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм 1860-1930.М.: РОССПЭН. 2004.305 с.
42. Стейнберг М. Меланхолия Нового времени: дискурс о социальных эмоциях между двумя революциями // Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Под редакцией Яна Палмера, ШаммыШахадат, Марка Эли. М.: Новое литературное обозрение. 2010. 512 с. С.202-226.
43. Толмачев В.М. О границах символизма // Вестник Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология.
Философия. История. М. 2004. № 3. С. 247-267.
44. Толстой Л. Мысли об отношениях между полами // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Том П.Тверь: Феминист Пресс. 352 с. С.120-167.
45. Туманова А. В. Добровольные организации и общественность Москвы в начале ХХ в. // Россия XXI: общественно-политический и научный журнал. 2005.№ 1.С. 96-119.
46. Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск: НГПУ. 2002. 152 с.
47. Тыркова А.В. Изменение женской психологии за последние сто лет. // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С.402-405.
48. Тюрберт С. А. Женский вопрос и политический строй // Русские женщины в лабиринте равноправия: очерки политической теории и истории: документальные материалы. М.: РИК Русанова. 1998. 405 с. С. 181-196.
49. Филичева Н.В. Трансформация художественной образности в культуре модернизма. СПб.: Издательство «Таро». 2011. 320 с.
50. Хвостов В.М. Женщина в обновленной культуре. М.: Издательство преподавателей Московскогоуниверситета. 1917. 32 с.
51. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи // Успенская В. (сост.) Мужские ответы на женский вопрос в России. 2 пол. XIX - первая треть XX вв. Антология. Тверь:Феминист Пресс. Том II. С.173-242.
52. Хвостов В.М. О равноправии женщины. М.: Типолитография
товарищества И. Н. Кушнерев и Ко.1911. 68 с.
53. Хвостов В.М. Участие женщины в умственной культуре человечества. М.: Типография Вильде. 1914.24с.
54. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. № 4. С. 3-26.
55. Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ