ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни в
старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Классификация средств физической культуры
формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 34
2.1. Изучение уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Методические рекомендации педагогам по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева,) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников здорового образа жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процес-сом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах Н.Г. Веселова и В.П. Петленко. Современные исследования по валеологическому образованию дошкольников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Актуальность исследования позволила сформировать тему исследования: «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами физической культуры».
Проблема исследования: каковы педагогические средства формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - физическая культура как средство формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами физической культуры будет успешным, если:
- раскрыть классификацию средств физической культуры с учетом специфики формирования здорового образа жизни у дошкольников;
-если осуществить методическое обеспечение средств физической культуры с целью формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «здоровый образ жизни».
2. Раскрыть особенности формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать классификацию средств физической культуры с учетом специфики формирования здорового образа жизни у дошкольников.
4. Исследовать уровень сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры .
Методы исследования: теоретические анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационный работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни дошкольников занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, экологии и педагогики. Интерес к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Определение понятия «здоровой образ жизни» дается в философских работах В.П. Петленко, Г.И. Царегородцева, И.Н. Смирнова и др.; в медицинских исследованиях Ю.П. Лисицына, И. И. Брехмана и др.; в педагогических работах Л.И. Алешиной, Э.Н. Вайнера, Г.К. Зайцева, А.В. Моложавенко, Н.Д. Найденова и др.
Традиционно «здоровый образ жизни» понимается как отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, двигательной активности, использование физических упражнений, закаливания, правильного рационального питания. Так, по мнению Л.И. Алешиной, здоровый образ жизни является «системой индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной)». Эта система проявлений личности отражает отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствует сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности».
Как уже доказано многочисленными исследованиями физическая культура играет довольно значимую роль в формировании здорового образа жизни у дошкольников. Средства физической культуры благоприятно воздействуют на гармоничное развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья.
К средствам физической культуры принято относить: физические упражнения, естественные силы природы (закаливание, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры и т.д.), гигиенические факторы (соблюдение правил личной гигиены, режим дня, питания и отдыха). Для достижения желаемых результатов необходимо использовать все средства физической культуры комплексно.
Анализ результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствует о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности здорового образа жизни. Полученные результаты позволяют говорить о низкой компетентности дошкольников в вопросах здоровья и их слабой готовности вести здорового образа жизни. Часть детей (36%) не испытывает интереса к знаниям, относительно здорового образа жизни и не желает принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности. Дети редко могут организовать самостоятельную двигательную деятельность и в ситуациях трудностей не стремятся с ними справиться. Всё это, по нашему мнению, главные причины негативных тенденций в формировании здорового образа жизни. Основными проблемами формирования здорового образа жизни на данной возрастной ступени являются: неустойчивость действий и
деятельности дошкольников на ценность здоровья и человеческой жизни; низкий уровень мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих; неосознанность нравственных эталонов жизнедеятельности. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у старших дошкольников.
Далее нами были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на формирование интереса к физической культуре средствами физической культуры. При разработке методических рекомендации учитывались педагогические условия гипотезы.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-Пресс, 2005 - 144с.
2. Алешина, Л. И. Возможности формирования потребности в сохранении и укреплении здоровья у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Алешина,// Детство, 2002.- №4- 12- 14с.
3. Алейникова, В.С. Туризм в детском саду: методическое пособие [Текст] / С.В. Кузнецова. - М: Обруч, 2013. - 208 с.
4. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.И. Бочарова. - М: Аркти 2004. - 115 с.
5. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье.2-е изд. [Текст]/И.И. Брехман. - М.: Просвещение, 2011.-242с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
7. Бодалев, А.А. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. [Текст]/А.А. Бодалев. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.
8. Быкова, Е.Ф. Выносливость как фактор оздоровления дошкольников [Текст] / Е.Ф. Быкова // Инструктор по физической культуре. - 2012. - №2. - С. 38-41.
9. Васильева, Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: дис. канд. психол. наук. [Текст] / Е.Н. Васильева. - Н.Новгород, 1994.
10. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов [Текст]/
Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с.
11. Волошина, Л.Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] : монография / Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова. - М. : Академия Естествознания, 2012. - 234 с.
12. Волошина, Л.Н. Будущий воспитатель и культура здоровья [Текст] / Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 23-25.
13. Вульфович А.С. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников [Текст] /А.С. Вульфович // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 5.
14. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская// Дефектология. - 1999. - № 4.
15. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. — № 7. - С. 5 — 9.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
17. Гребенюк, О.С. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / О.С. Гребенюк //Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 8.
18. Гузеев, В.М. Организация урока в форме проблемного семинара [Текст] / О.С. Гребенюк // Народное образование. - 2002. - № 8.
19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
20. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. [Текст]/ В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
21. Зайцев, Г.К., Колбанов ВВ., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы во валеологин [Текст]/Деркунская, В. А.- СПб.: УПМ, 1994. - 78с.
22. Змановский, Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом -внедущие факторы укрепления здоровья ребенка [Текст]/ Ю.Ф. Змановский, // Дошкольное воспитание. -2010. -№8. -с.45-52.
23. Запорожец, А.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст]/. А.В. Запорожец. -М.: Сфера 2009. -128с.
24. Казначеев, В.П. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст]/ Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
25. Кузнецова, И. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. каук [Текст] / И.В. Кузнецова.- Шадринск, 2004.
26. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие [Текст] / Л.В.Карманова - М.: Нар. Асвета, 1980. - 162 с.
27. Кондратьева, Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. и др. "Мы". Программа экологического образования детей [Текст]/ Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2002 - 240с.
28. Кожухова Н. Н. Педагогические технологии в воспитании
дошкольников: простейший туризм [Текст]/ Т. Косолапова // сб. III
Международных педагогических чтений «Традиции и новации образовательной системы». - Чебоксары, 2013. - С. 381-384.
29. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]/
Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
30. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях [Текст]/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
31. Леонтьев, А.Н. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст]/ А.Н. Леонтьев. -М.: Сфера 2009. -128с.
32. Лисицын, Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни [Текст]/ Ю.П. Лисицын. - М: 2001. -231 с.
33. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]// М.И.Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 98 с.
34. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт. 1952. - Т. 1. - 370 с.; Т. 2. - 380 с.
35. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]/ В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
36. Моложавенко, А.В. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни [Текст]/А.В. Моложавенко. - М., 2006 - 18с.
37. Маюрникова, Л.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
38. Новикова, И.М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса [Текст]/ И.М. Новикова //Экология и промышленность России. - 2006. - Декабрь.
39. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития [Текст]/ Новикова, И.М. //Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 6.
40. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.:Просвещение, 1986. -304 с.
41. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12.11.2011 №123 РИ // Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html. (дата обращения:22.05.2013).
40. Прокина, Н.Ф. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практ. пособие. [Текст]/ Л.Н. Павлова. М.: Айрис- пресс, 2006. - 208 с.
41. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
№1155 / Об утверждении Федерального образовательного Стандарта
дошкольного образования // Собрание законодательства РФ. -2013
[электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://szrf.ru, свободный.
42. Примерная образовательная программа (2015) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf(дата обращения: 22.09.2016).
43. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/ Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
44. Петровский, А.В. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы [Текст]/ Т.Г. Карепова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - 170 с.
45. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. [Текст] / Л.Н. Павлова. М.: Айрис- пресс, 2006. - 208 с.
46. Праздников В. П. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: автореферат канд. дис. пед. наук [Текст] В.П. Праздников, Екатеринбург, 2004. 22с.
47. Правдов, Д.М. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в инклюзивных группах [Текст] / Д.М. Правдов.
- Шуя : ФГОУ ВПО «ИвГУ» Шуйский филиал, 2014. - 144 с.
48. Психологический словарь [Текст] /В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
49. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : 5 -7 лет [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.-256 с.
50. Рубинштейн, С. Я. Экологическое образование в детском саду [Текст]/ С.Я. Рубинштейн.- М.: Карапуз, 2003 - 423с.
51. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст]/ М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 208 с.
52. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А.Сластенин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
53. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]/ Н.К. Смирнов.- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
54. Солопов, Б.Я. Проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности [Текст] /Б.Я. Солопов//Концепции современного естествознания.. -М., 1998. С.212-226.
55. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры [Текст] / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
56. Сорокина, И.В. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/И.В. Сорокина - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 96 с.
57. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]: СанПиН 2.4.1.304913// Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 ноября 2015 г. № 45 // Режим доступа: http://base.garant.ru/71181600/#ixzz4sPx1YaOD. (дата обращения: 13.04.2016).
58. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей [Текст]/ О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 128с.
59. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. [Текст]/ Л.Г. Татарникова. - СПб.: Изд-во Акцидент, 2005. - 246с.
60. Фомина, Н. А. Формирование здорового образа жизни [Текст]/Н. Фомина// Управление дошкольным образовательным учреждением.2004. - № 1-75 -79 с.
61. Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного
отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.: дис. . канд. пед. наук: [Текст] / Г.А. Хакимова. Екатеринбург, 2004.- 159 с.
62. Царегородцев, Г.И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст]/ Г.И. Царегородцев. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-96с.
63. Эльконин, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С. Эльконин. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
64. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст]/ А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996.—№ 3. - С. 12 — 14.