Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №66971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития интереса к культуре родного края у старших дошкольников в проектной деятельности 7
1.1. Особенности развития интереса к . культуре родного края у старших дошкольников 7
1.2. Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации 19
1.3. Педагогические условия развития интереса у старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности 33
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию интереса к культуре родного края в проектной деятельности у старших дошкольников 43
2.1. Изучение уровня развития у старших дошкольников интереса к
культуре родного края 43
2.2. Методические рекомендации по развитию интереса к культуре родного края у старших дошкольников в проектной деятельности 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дошкольный возраст - пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Одной из главных задач дошкольного образования, определенной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и конкретизированной в примерных образовательных программах дошкольного образования, является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В образовательном процессе дошкольной организации эта задача решается путем развития интереса у дошкольников к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям родного края. В каждом уголке нашей Родины есть свои особенности, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г.Н. Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.).
Исследования учеными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине XX в. (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI вв. выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г.Н. Данилина, Л.Ю.Ильина, Ю.Н. Мамонова, М.Ю. Новицкая, А.А. Остапец, Л.И. Русских, М.Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей (доверие к взрослому, подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств), легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Проблемы, связанные с развитием интереса у детей старшего дошкольного возраста как побудительной силы деятельности, были рассмотрены в работах М.Ф. Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.К. Дусовицкого, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н.Леонтьева, Ф.К. Савиной, И.М. Цветкова, Г.И. Щукиной и др. В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей старшего дошкольного возраста потребность в познании окружающего мира и информационном обмене, что изучалось Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В.Запорожцем, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъяковыми др.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками по развитию у них интереса к истории и культуре родного края мы считаем проектную деятельность. Проектная деятельность в детском саду являлась предметом исследования в работах И.В. Гарифуллиной, А. Зариповой, К. Ленг, Е.В. Проскура и т.д. Изучение особенностей развития личности дошкольника (Т.И. Бабаева, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, АН. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) показало, что проектная деятельность адекватно отражает возрастные потребности дошкольников: в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
На основании вышеизложенного мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы «Развитие интереса к истории и культуре родного края у старших дошкольников в проектной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интереса у старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития интереса к культуре родного края у старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития интереса у старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие интереса у старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности предполагает создание следующих педагогических условий:
- проектная деятельность будет строиться с учетом интересов дошкольников к культуре родного края;
- обеспечение позиции субъекта проектной деятельности, которое предполагает создание ситуаций самостоятельного выбора темы проекта, проблемы, содержания проектной деятельности и средств ее реализации, привлечение детей к оценке результатов работы над проектом, возникших затруднений и достижений;
- взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников и с другими организациями, которые могут способствовать развитию интереса у старших дошкольников к истории и культуре родного края .
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы развития интереса у старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности.
2. Обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития интереса к культуре родного края у старших дошкольников в проектной деятельности.
3. Выявить уровень развития интереса к культуре родного края у старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по развитию интереса к культуре родного края у старших дошкольников в проектной деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил нам определить интерес к истории и культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста как устойчивое эмоционально - положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям, субъектам и объектам родного края, которое развивается в активной практической деятельности по его изучению.
Проведенный нами анализ исследований позволил выделить структурные компоненты интереса к истории и культуре родного края у старших дошкольников.
- когнитивно-потребностный компонент включает знания детей о род-ном крае, желание участвовать в процессе познания его истории и культуры;
- содержательно-деятельностный компонент проявляется в способности вступать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края;
- эмоционально-волевой компонент - отражает эмоциональное отношение ребенка к истории и культуре родного края, которое проявляется в его эмоциях, чувствах, воле.
Мы отметили, что в примерных образовательных программах дошкольного образования ставится задача знакомства дошкольников с социокультурным окружением: названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением. Отмечается, что усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Изучение литературы позволило определить, что метод проектов является педагогической технологией, стержень которой - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Выделяют этапы работы над проектом: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что развитие интереса старших дошкольников к истории и культуре родного края в проектной деятельности будет эффективным при создании следующих педагогических условий: проектная деятельность будет строиться с учетом интересов дошкольников к истории и культуре родного края; обеспечение позиции субъекта проектной деятельности, которое предполагает создание ситуаций самостоятельного выбора темы проекта, проблемы, содержания проектной деятельности и средств ее реализации, привлечение детей к оценке результатов работы над проектом, возникших затруднений и достижений; взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников и с другими организациями, которые могут способствовать развитию интереса у старших дошкольников к истории и культуре родного края.
Практическая работа осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети старшей разновозрастной группы в количестве 21 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших до-школьников интереса к истории и культуре родного края, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития интереса к истории и культуре родного края у старших дошкольников: высокий уровень интереса к родному городу показали 14,3% (3) дошкольников, средний уровень - 28,6% (6) детей, низкий уровень - 57,1% (12) детей.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию интереса у старших дошкольников к истории и культуре родного края в проектной деятельности.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития интереса у старших дошкольников к истории и культуре родного края в проектной деятельности и может быть продолжена.



1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2015
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МОДЭК, 2005. - 382с.
3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 15 с.
4. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - 16 с.
5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2015. — 256 с.
6. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1973.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. — 672 с.
8. Бывшева М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4 - С.57-62.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Педагогика, 1988. - 378 с.
10. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
11. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
12. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 208 с.
13. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.
14. Гарифуллина И.В. Метод проектов как способ организации жизни до-школьников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции - СПб: Союз, 2017.
15. Данилина Г.Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005—2015 годы». — М.: АРКТИ, 2006. - 184 с.
16. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2014. - № 4. - С. 11—13.
17. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования.- 2015.-134с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб: Детство - Пресс, 2014. - 528с.
19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика» / А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.
20. Дусовицкий А.К. Формула интереса. — М.: Педагогика, 2009. —172 с.
21. Евдокимова Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. — Волгоград: Перемена, 2011. — 83 с.
22. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2012.
23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. — 1986. — Т. 1. — 316 с.
24. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. —М., 1986.
25. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников - СПб.: Нева-Принт, 2016. - 83 с.
26. Кагаров Е.Г. Использование проектного метода в дошкольном учреждении - М.: Айрис-пресс, 2012.
27. Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2011. - 96 с.
28. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: программа: учеб.-метод. пособие. — 2-е изд., пере- раб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс, 1999. — 304 с.
29. Кобзева Т. Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2014.- 23 с.
30. Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1.
31. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 67 с.
32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — М.:
Педагогика, 1983. - 340
33. Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай родной край. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. - Воронеж, 2015.
34. Литвиненко В.А. Пути сотрудничества педагога и родителей в вопросах воспитания юного горожанина: методическое пособие для воспитателей - Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2014.
35. Логвинов И.И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - 242 с.
36. Лосева В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности // Дошкольная педагогика - 2014. -№ 8 (103). - С. 21 - 26.
37. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. — М.: Прометей, 1990. — 219 с.
38. Мацкайлова О.А. Позиция как Характеристика субъекта. - Вестник ОГУ. - 2015, № 10. - Т. 1.- С.83-88.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческой способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
40. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. —567 с.
41. Миловидова Н.А. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие - Клин, 2015.
42. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). - М.: Просвещение, 2009. - 280 с.
43. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 608 с.
44. Натарова В.И. Моя страна. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015.
45. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2013, 200с.
46. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. -336с.
47. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2014. - № 1. - С.42-48.
48. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
49. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров . — М., 1999. —224 с.
50. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html
51. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л. С. Киселева и др.. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
52. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.Ф. Запорожца, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
53. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964. - 578 с.
54. Ревенюк Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание - 2011. — № 4. — С. 24—30.
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Содес, 1998. - 670с.
56. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Лекция № 8. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502410.
57. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2014. — 272 с.
58. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. —800 с.
59. Суетина Л. Р., Фрезе И. И., Малахова Л. Н. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый. - 2014. - №17. — С. 544-546. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/76/13065/
60. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 80 с.
61. Тихонова А. Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел): авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2011.- 21 с.
62. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. - М.: Линка-пресс, 2009. - 319 с.
63. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
64. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Авторы- составители С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др. - М.: Просвещение, 2015. - 235 с.
65. Ушинский К.Д. Воспитание человека / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Академия, 2009.-256c.
66. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 8.- С. 77 - 83.
67. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №
4.
68. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
69. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-ведений -4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. -384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ