ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ 6
1.1. Обращение с твердыми коммунальными отходами
как задача государства 6
1.2 Нормативно-правовая база обращения с отходами в
России 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1. Организация обращения с твердыми
коммунальными отходами в Тюменской области 32
2.2 Оценка состояния в сфере обращения с твердыми
коммунальными отходами в регионе 41
2.3. Проблемы в сфере обращения с ТКО и перспективы их решения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИИ 6
1.1. Обращение с твердыми коммунальными отходами
как задача государства 6
1.2 Нормативно-правовая база обращения с отходами в
России 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1. Организация обращения с твердыми
коммунальными отходами в Тюменской области 32
2.2 Оценка состояния в сфере обращения с твердыми
коммунальными отходами в регионе 41
2.3. Проблемы в сфере обращения с ТКО и перспективы их решения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последнее время экологическая проблема, связанная с обращением отходов, вызывает все большее беспокойство граждан развитых стран. Любая национальная политика должна быть направлена на рациональное управление отходами. Предотвращение образования отходов является лучшим вариантом обеспечения экологической безопасности, а затем повторное использование, утилизация и рекуперация энергии.
Несанкционированные свалки растут с огромной скоростью. И если оценивать по критериям степени вреда, законная свалка ничем не лучше стихийной. Поликомпонентность свалочных объектов губительно влияет на экосистему, токсичность разлагающихся на свалках всех видов мусора - зашкаливает.
Проблема утилизации и захоронения отходов занимает одно из главных мест в регионах Российской Федерации. Ежегодно россияне производят семьдесят миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов. Согласно подсчетам Счетной палаты, российские свалки занимают около четырех миллионов гектаров, что является суммарной площадью Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в России действует более тысячи полигонов для отходов, пятнадцать тысяч санкционированных свалок и около тридцати тысяч несанкционированных свалок и мест размещения мусора [64].
Для решения данной проблемы с 1 января 2019 года в России вступила в силу так называемая «мусорная» реформа.
Стратегическая задача властей при осуществлении «мусорной реформы» - максимальное сокращение объемов мусорных захоронений и снижение числа нелегальных свалок. Путей решения проблемы несколько, самый рациональный из которых - строительство и ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающих заводов и сортировочных комплексов.
Проблема организации обращения с твердыми коммунальными отходами является одной из главных проблем современности.
Государственные и общественные организации продолжают активную борьбу с проблемами охраны окружающей среды, но количество коммунальных отходов, одного из серьезных источников загрязнения окружающей среды, в России увеличивается. По словам Савельевой А.Г., постоянная тенденция нарастания объемов ТКО с преобладающей частью упаковочных отходов, требует от государства разработки и внедрения эффективных методов регулирования обращения с отходами производства и потребления [60].
Законодательное обеспечение такого регулирования играет ключевую роль в рыночной экономике. Поэтому предоставляемая хозяйствующим субъектам свобода выбора способов производства в условиях рынка должна ограничиваться не столько командно-административными методами или запретами, сколько экономической заинтересованностью в соблюдении требований экологической безопасности собственной деятельности.
В этой связи проблемы обращения с отходами представляются актуальными и определяют выбранную тему исследования.
Объектом данного исследования выступает система обращения с ТКО в Российской Федерации.
Предметом данного исследования является анализ проблем в области обращения с ТКО.
Цель данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и перспективные варианты их решения на примере Тюменской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать ситуацию в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России.
2. Определились нормативно-правовую базу области обращения с ТКО.
3. Проанализировать организацию обращения с ТКО в Тюменской области и оценить ее состояние.
4. Рассмотреть проблемы в сфере обращения с ТКО в регионе, а также определить пути решения данных проблем.
Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Е.Я. Андурского, А.П. Анисимова, Т.В. Ашихминой, Л.А. Велихова, А.Г. Воронина, Т.В. Овчинниковой, И.П. Савельевой, Т.А. Трифоновой.
Эмпирическую основу работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экономики природопользования и охраны окружающей среды, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы отечественных организаций в области управления обращением ТБО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной задачи сформулированы практические рекомендации по повышению качества организации и управления обращением ТБО, адресованные руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления.
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Несанкционированные свалки растут с огромной скоростью. И если оценивать по критериям степени вреда, законная свалка ничем не лучше стихийной. Поликомпонентность свалочных объектов губительно влияет на экосистему, токсичность разлагающихся на свалках всех видов мусора - зашкаливает.
Проблема утилизации и захоронения отходов занимает одно из главных мест в регионах Российской Федерации. Ежегодно россияне производят семьдесят миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов. Согласно подсчетам Счетной палаты, российские свалки занимают около четырех миллионов гектаров, что является суммарной площадью Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в России действует более тысячи полигонов для отходов, пятнадцать тысяч санкционированных свалок и около тридцати тысяч несанкционированных свалок и мест размещения мусора [64].
Для решения данной проблемы с 1 января 2019 года в России вступила в силу так называемая «мусорная» реформа.
Стратегическая задача властей при осуществлении «мусорной реформы» - максимальное сокращение объемов мусорных захоронений и снижение числа нелегальных свалок. Путей решения проблемы несколько, самый рациональный из которых - строительство и ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающих заводов и сортировочных комплексов.
Проблема организации обращения с твердыми коммунальными отходами является одной из главных проблем современности.
Государственные и общественные организации продолжают активную борьбу с проблемами охраны окружающей среды, но количество коммунальных отходов, одного из серьезных источников загрязнения окружающей среды, в России увеличивается. По словам Савельевой А.Г., постоянная тенденция нарастания объемов ТКО с преобладающей частью упаковочных отходов, требует от государства разработки и внедрения эффективных методов регулирования обращения с отходами производства и потребления [60].
Законодательное обеспечение такого регулирования играет ключевую роль в рыночной экономике. Поэтому предоставляемая хозяйствующим субъектам свобода выбора способов производства в условиях рынка должна ограничиваться не столько командно-административными методами или запретами, сколько экономической заинтересованностью в соблюдении требований экологической безопасности собственной деятельности.
В этой связи проблемы обращения с отходами представляются актуальными и определяют выбранную тему исследования.
Объектом данного исследования выступает система обращения с ТКО в Российской Федерации.
Предметом данного исследования является анализ проблем в области обращения с ТКО.
Цель данной бакалаврской работы - рассмотреть проблемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и перспективные варианты их решения на примере Тюменской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать ситуацию в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России.
2. Определились нормативно-правовую базу области обращения с ТКО.
3. Проанализировать организацию обращения с ТКО в Тюменской области и оценить ее состояние.
4. Рассмотреть проблемы в сфере обращения с ТКО в регионе, а также определить пути решения данных проблем.
Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Е.Я. Андурского, А.П. Анисимова, Т.В. Ашихминой, Л.А. Велихова, А.Г. Воронина, Т.В. Овчинниковой, И.П. Савельевой, Т.А. Трифоновой.
Эмпирическую основу работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экономики природопользования и охраны окружающей среды, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы отечественных организаций в области управления обращением ТБО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной задачи сформулированы практические рекомендации по повышению качества организации и управления обращением ТБО, адресованные руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления.
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты и выводы.
Комплексная стратегия снижения объема мусора в России решается двумя способами - удалением отходов и их переработкой. В первом случае ТКО подлежат захоронению на полигонах или сжиганию. В масштабах нашей страны создание новых полигонов не представляет технической сложности, однако проблему такими методами решить невозможно. Сжигание - еще более опасный способ, так как в его процессе образуется вредный выброс в атмосферу.
В последние годы область обращения с отходами претерпела большие изменения в части законодательства. Государственная политика в данной области направлена на сокращение захоронения отходов, путем вовлечения их в хозяйственный оборот. На данный момент переходный период к новой системе обращения с отходами во многих регионах России, в частности в Тюменской области, уже завершен.
Со вступления в силу с 1 января 2019 года так называемой «мусорной реформы», можно выделить следующие результаты, в частности, касающиеся Тюменской области.
Теперь организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения твердых коммунальных отходов осуществляется Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (в Тюменской области - ООО «Тюменское экологическое объединение).
Сортировка мусора осуществляется на мусороперерабатывающем заводе в г. Тюмень, заявленная мощность которого 350 тыс. тонн в год. С помощью современного оборудования, рабочие отбирают из общей массы отходов стекло, пластик, металл, картон и бумагу, которые имеют потребительские свойства. Оставшийся мусор, не поддающийся вторичной обработке, прессуется и утилизируется на полигоне. Отобранное сырье прессуется и формируется в плотные тюки, для дальнейшей перевозки и переработки.
Также в ноябре-декабре 2020 года ожидается запуск еще двух мусоросортировочных заводов в г. Тобольске и Ишимском районе, заявленная мощность которых 40 тыс. тонн в год 25 тыс. тонн в год соответственно.
Анализ состояния территории Тюменской области позволил выявить следующие положительные стороны:
1) Ежегодное ведение Банка данных об отходах и о технологиях обработки, утилизации и обезвреживания отходов различных видов в Тюменской области;
2) Развитая система сбора и сортировки отходов;
3) Мощность сортировки отходов равна 350 тыс. тонн, что позволяет отсортировывать большое количество полезных продуктов для вторичной переработки;
4) Существующие нормы накопления ТКО были утверждены в 2019 году.
Также были выявлены незначительные минусы в некоторых аспектах обращения с твердыми коммунальными отходами:
- отсутствие электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами;
- недостаточное количество контейнеров для отходов;
- неправильное оборудование контейнерных площадок;
- несвоевременный вывоз ТКО;
- Региональный оператор не предоставляет информацию о своей деятельности в открытом доступе.
Проблемы, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, накапливались десятилетиями, и решить их одномоментно едва ли возможно.
Выявленные проблемы являются незначительными, поэтому можно сделать вывод, что в целом в Тюменской области переходный этап к новой системе обращения с отходами имеет положительный характер. Уже к 2027 году ожидается увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов до 89%, а также доля ликвидированных (рекультивированных) свалок к общему количеству свалок, выявленных на 01.01 2017, до 100%.
Комплексная стратегия снижения объема мусора в России решается двумя способами - удалением отходов и их переработкой. В первом случае ТКО подлежат захоронению на полигонах или сжиганию. В масштабах нашей страны создание новых полигонов не представляет технической сложности, однако проблему такими методами решить невозможно. Сжигание - еще более опасный способ, так как в его процессе образуется вредный выброс в атмосферу.
В последние годы область обращения с отходами претерпела большие изменения в части законодательства. Государственная политика в данной области направлена на сокращение захоронения отходов, путем вовлечения их в хозяйственный оборот. На данный момент переходный период к новой системе обращения с отходами во многих регионах России, в частности в Тюменской области, уже завершен.
Со вступления в силу с 1 января 2019 года так называемой «мусорной реформы», можно выделить следующие результаты, в частности, касающиеся Тюменской области.
Теперь организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения твердых коммунальных отходов осуществляется Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (в Тюменской области - ООО «Тюменское экологическое объединение).
Сортировка мусора осуществляется на мусороперерабатывающем заводе в г. Тюмень, заявленная мощность которого 350 тыс. тонн в год. С помощью современного оборудования, рабочие отбирают из общей массы отходов стекло, пластик, металл, картон и бумагу, которые имеют потребительские свойства. Оставшийся мусор, не поддающийся вторичной обработке, прессуется и утилизируется на полигоне. Отобранное сырье прессуется и формируется в плотные тюки, для дальнейшей перевозки и переработки.
Также в ноябре-декабре 2020 года ожидается запуск еще двух мусоросортировочных заводов в г. Тобольске и Ишимском районе, заявленная мощность которых 40 тыс. тонн в год 25 тыс. тонн в год соответственно.
Анализ состояния территории Тюменской области позволил выявить следующие положительные стороны:
1) Ежегодное ведение Банка данных об отходах и о технологиях обработки, утилизации и обезвреживания отходов различных видов в Тюменской области;
2) Развитая система сбора и сортировки отходов;
3) Мощность сортировки отходов равна 350 тыс. тонн, что позволяет отсортировывать большое количество полезных продуктов для вторичной переработки;
4) Существующие нормы накопления ТКО были утверждены в 2019 году.
Также были выявлены незначительные минусы в некоторых аспектах обращения с твердыми коммунальными отходами:
- отсутствие электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами;
- недостаточное количество контейнеров для отходов;
- неправильное оборудование контейнерных площадок;
- несвоевременный вывоз ТКО;
- Региональный оператор не предоставляет информацию о своей деятельности в открытом доступе.
Проблемы, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, накапливались десятилетиями, и решить их одномоментно едва ли возможно.
Выявленные проблемы являются незначительными, поэтому можно сделать вывод, что в целом в Тюменской области переходный этап к новой системе обращения с отходами имеет положительный характер. Уже к 2027 году ожидается увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов до 89%, а также доля ликвидированных (рекультивированных) свалок к общему количеству свалок, выявленных на 01.01 2017, до 100%.
Подобные работы
- Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти в РФ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДА ТЮМЕНИ)
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Благоустройство советских городов в 1964-1991 гг. на примере г. Сургута
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



