ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 СУЩНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2 СТРАТЕГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 10
1.3 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО
«МАКСИДОМ» 24
2.1 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 24
2.2 ПРОВЕДЕНИЕ РАСПРОДАЖ КАК МЕТОДА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 33
2.3 АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «МАКСИДОМ» И ЕГО
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Создание благоприятных условий хозяйствования для существования и развития фирмы является одной из главных задач ее менеджмента, но из-за влияния факторов внешней среды, а также различных внутренних разногласий, появляются причины, из-за которых развиваются кризисные ситуации. Крайне важно для управляющих предвидеть такую ситуацию, не допустить развитие кризиса, а если она все же произошла, то грамотно купировать ее, сохранив платежеспособность компании и возможность ее дальнейшего функционирования с минимальными потерями.
Тема антикризисного управления является весьма актуальной в современных условиях хозяйствования. Тысячи фирм ежегодно прекращают свою деятельность из-за того, что не могут подстроиться под меняющиеся условия внешней среды, разработать грамотную стратегию развития, оценить всевозможные риски и ликвидировать их. Антикризисное управление должно являться неотъемлемой частью управленческой стратегии любой компании во избежание наступления кризиса. Особенно в условиях российской действительности, где предпринимательство, как деятельность самостоятельного хозяйствующего субъекта, появилось сравнительно недавно. Недостаточность опыта российских управленцев, само отличие системы управления компанией в нашей стране от управления в других странах также порождает несколько разные подходы к определению и понятию антикризисного управления различными учеными. То есть, как и многие другие, данная сфера требует постоянного развития и совершенствования, разработки новых подходов и новых точек зрения.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить основные аспекты распродаж как механизма антикризисного управления на предприятии.
Задачи:
1. Определить сущность антикризисного управления на предприятии.
2. Проанализировать стратеги и разработать алгоритм осуществления стратегии антикризисного управления.
3. Сравнить имеющиеся подходы к оценке эффективности антикризисного управления.
4. Проанализировать методы антикризисного управления.
5. Показать применение одного из методов на практическом примере.
6. Оценить ликвидность и платежеспособность, а также сильные и слабые стороны определенной компании.
Необходимо помнить, что любая фирма - это сложная, многогранная система, соединяющая в себе множество элементов, таких как производство, человеческие взаимоотношения, отношения с внешней средой, в том числе с рынком и т д. Управлять такой системой - задача не из легких, и, само собой, что время от времени случаются некоторые непредвиденные ситуации, приводящие к определенным последствиям. Разрешение таких ситуаций при сохранении целостности фирмы, не отклонение от существующих целей и соблюдение установленных ценностей - вот главные задачи любого управляющего. Конечно, бывают случаи, когда фирма избирает для себя новые пути и виды деятельности, и распознавание, когда изменения приводят к улучшению, а когда их следует избегать, также является задачей менеджера.
Антикризисное управление - одно из направлений менеджмента, и, как будет показано ниже, весьма важное его направление. Поэтому пренебрегать им крайне не рекомендуется.
Таким образом, можно заключить, что кризис - это неотъемлемое явление любой деятельности, поэтому преодолевать его - это участь любого хозяйствующего субъекта, а правильно с ним бороться с минимальными потерями помогает антикризисное управление. Кризисы бывают разных видов, определяемых в зависимости от причин их возникновения и других факторов, большинство авторов выделяют одни и те же типологии кризисов, но некоторые представляют и другие их виды (табл. 1 стр. 6).
Сущность антикризисного управления на предприятии была определена в п. 1.1. После чего автором было предложено следующее определение АУ: «Одно из направлений менеджмента, как тактического, так и стратегического, которое включает в себя совокупность мероприятий, направленных на предвидение кризиса в компании, недопущение или преодоление его, а также анализ полученных результатов для введения полезных изменений в деятельность компании».
Существуют великое множество классификаций стратегий АУ, которые, однако, не противоречат друг другу, каждая стратегия применяется при определенных условиях и в различных ситуациях. Наиболее общие классификации стратегий антикризисного управления были приведены в таблице 2 на стр. 10-11. Алгоритмы АУ различаются между собой в зависимости от того, в какой стране и, следовательно, в каких экономических условиях, находится его автор. Тем не менее, я считаю, что анализы внутренней и внешней среды должны являться неотъемлемыми пунктами любого алгоритма, т. к. они порождают соответствующие ограничения и помогают сделать акцент на сильных и важных сторонах компании при разработке антикризисных мероприятий. Поэтому мной был предложен свой авторский подход к реализации стратегии АУ, представленный в табл. 3 на стр. 15.
Также существуют различные методики оценки эффективности антикризисного управления. Несмотря на проводимые исследования, общепризнанная методика определения эффективности антикризисного управления сейчас отсутствует, как и непосредственно система критериев для определения эффективности. На мой взгляд, наилучшая методика была предложена А. Н. Пыткиным и А. В. Кондратьевой, потому как она учитывает также фактор управленческого воздействия, хотя и является весьма субъективной.
Существующие методы антикризисного управления можно подразделить на следующие группы:
• методы, направленные на сокращение затрат и оптимизацию бизнес-процессов;
• методы, подразумевающие введение инноваций;
• реструктуризация, реинжиниринг и реорганизация предприятия;
• реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности.
В таблице 5 на странице 31 мной был приведен сравнительный анализ данных методов, указаны их основные области воздействия преимущества и недостатки.
Метод сокращения затрат и оптимизации бизнес-процессов является довольно популярным и применяется многими компаниями в их деятельности. Метод проведения распродаж является разновидностью данных методов. При проведении распродаж фирма должна прежде определить цели данного действия, оценить необходимые затраты и выгоды, которые она может получить. В условиях кризиса предприятию могут понадобиться дополнительные денежные средства для расчетов с кредиторами, которые при условии проведения распродаж высвобождаются более быстро. Метод анализа эффекта от проведения распродаж сезонной продукции на примере ООО «Максидом» представлен мной на страницах 36-41. На странице 38 предложена формула, по которой можно принять решение о проведении распродаж. Компания грамотно применяет метод для увеличения своих показателей дохода, активизации покупателей и приобретения возможности обновления ассортимента.
Проанализировав ликвидность и платежеспособность ООО «Максидом» можно увидеть, что не все показатели достигают общепринятых норм, а доля краткосрочной кредиторской задолженности довольно велика, соотношение заемного и собственного капиталов больше чем 1:1. Однако в данном случае нельзя говорить о неспособности фирмы управлять своими средствами. Этот вывод можно сделать, зная, что в анализируемые периоды она осуществляла расширение сети посредством строительства новых гипермаркетов для увеличения оборота, что подтверждает значительное увеличение счета внеоборотных активов в балансе организации. Основными угрозами, выявленными в результате анализов в таблицах 14 и 15 на стр. 43-44, для компании является снижение спроса вследствие кризисного положения в стране, нарастающей конкуренции, а также несовременного вида гипермаркетов, тогда как основные преимущества, которыми фирма должна пользоваться это: широкий ассортимент, положительный образ бренда и его популярность в Санкт-Петербурге.
Таким образом, я считаю, что цель данной работы: «выявить основные аспекты распродаж как механизма антикризисного управления на предприятии» достигнута.
1. Адаменко, М. А., Хаджиев М. Р Реструктуризации как метод антикризисного управления / М. А. Адаменко, М. Р Хаджтев // Труды грозненского государственного нефтяного технического университета им. Академика М. Д. Миллионщикова. - 2003. №3. - С. 254-258
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес ; пер. с англ. В. Кузина. — М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2014. — 36 с.
3. Бабаева, З. Ш. Как вывести предприятие из финансового кризиса / З. Ш. Бабаева // Актуальные проблемы современной науки. - 2010. №6(56). - С. 29
4. Балашов, А.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие /Балашов А. П. - Новосибирск: ГУП РПО СО РАСХН. - 2004. - 176 С.
5. Балтачева, Н. Р. Бережливое производство как метод повышения эффективности на предприятии / Н. Р Балтачева // Science time. - 2015. №8(20) .- С. 28
6. Баутов А.Н., Тронев О.В. Комплексный показатель эффективности антикризисного управления страховой организацией и критерии его оценки / А. Н. Баутов, О. В. Тронев // Страховое дело. - 2009. № 7. - С. 10-12.
7. Большаков А.С.. Антикризисное управление: финансовый аспект / А. С. Большаков. — СПб.: СПбГУП. - 2005. — С. 51-74
8. Васильев, В. Л., Седов, С. А., Устюжина, О. Н. Бережливое производство как метод повышения экономической предприятий и безопасности организаций / В. Л. Васильев, С. А. Седов, О. Н. Устюжина // Интернет-журнал науковедение. - 2015. №5(30). - С. 9
9. Васильева Е.С., Якимкина Н.В. Экономический механизм антикризисного управления: оценка эффективности / Е. С. Васильева, Н. В. Якимина // Справочник экономиста. - 2010. № 3. - С. 67-74.
10. Васькова, Ю. И. Подходы к оценке эффективности антикризисного управления мясоперерабатывающими предприятиями АПК Украины / Ю. И. Васькова // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. №2 (124). - 22
11. Габдулин Р.Р. Промышленные предприятия в условиях нестабильной среды: способы оценки антикризисных мероприятий / Р. Р. Габдуллин // Справочник экономиста. - 2010. № 6. - С. 37-43.
12. Гаврилова, О. А. Процессный метод как метод антикризисного управления предприятием / О. А. Гаврилова //Вестник государственного Астраханского технического университета. Серия: Экономика. - 2014. №2. - 14-24 С.
13. Гончарук, А. Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика / А. Ю. Гончарук. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2006. - С. 191
14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : [принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г.: по состоянию на 1 марта 2012 г.]. Часть первая. Ст. 57-60. - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10164072/4/ (дата обращения 02.03.2016)
15. Гукова, А. В., Клопов, В. Н. Реструктуризация задолженности как способ финансового оздоровления предприятия / А. В. Гукова, В. Н. Клопов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика, экология. - 2006. №10. - С. 41
16. Деловой Петербург. - О компании «Максидом». - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://whoiswho.dp.ru/cart/company/53134/ (дата обращения 04.03.2016)
17. Дорожкина, Н. И., Федорова, А. Ю. Реструктуризация как наиболее эффективный способ оптимизации кредиторской задолженности предприятия / Н. И. Дорожкина, А. Ю. Федорова // Известия Юго-Заподного государственного университета. Серия: экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. №1. - С. 218-220
18. Дорофеев, В. Д. Антикризисное управление / В. Д. Дорофеев [и др.]. - Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2006.
- С. 69-70
19. Жарковская, Е. В. Антикризисное управление/Е. В. Жарковская, Б. Е. Бродский, И. Б. Бродский. - М.: Омега-Л, 2011. - С. 8
20. Землянко, Е. В. Антикризисное управление в управленческой теории и практике / Е.
В. Землянко //Научные записки ОРЕЛГИЭТ, 2012. - №1 (5). - С. 285-288
21. Земсков, А. Е. Условия и факторы оптимизации бизнес-процессов / А. Е. Земсков // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2014. №3. - С. 47
22. Зуб, А. Т. Антикризисное управление: учебник для бакалавров/А. Т. Зуб. - М.: Издательство Юрайт, 2013 г. - С 64.
23. Зябриков, В. В. Общий менеджмент: Курс лекций 2-е изд. испр., и доп./В. В. Зябриков.
- СПб.: ЭФ СПБГУ, 2011. - 242 С.
24. Иоффе К. И. Биологическое влияние видимого света на организм человека//Светотехника и электроэнергетика. - 2008. №3. - С. 21-29.
25. Каблов, Е. В. Внедрение инновационных информационных технологий - как метод антикризисного управления предприятием, выполняющим проектную деятельность / Е. В. Каблов. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2012. №4. - С. 85-88
26. Калиматова, Л. Б. Управление кризисными ситуациями на предприятии: кризисный подход / Л. Б. Калиматова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2016. №1(68). - С. 36
27. Карпец, О. В. Реинжиниринг - радикальная форма реструктуризации компании / О. В. Карпец // Известия Восточного института. - 2001. №6. - С. 63
28. Комаристый, Е. Распродажи авиабилетов: экономические предпосылки, технология проведения и результаты / Е. Комаристый // ЭКО. - 2007. №3. - С. 1-2
29. Коротков, Э. М. Антикризисное управление/Э. М. Коротков [и др.]. - М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 232
30. Костюнина, Д. С., Азовская, О. Н. Бережливое производство как один из методов повышения эффективности бизнес-процессов / Д. С. Костюнина, О. Н. Азовская // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. №3-3. - С. 46-47
31. Кудрявцев, А. А. Интегрированный риск-менеджмент: Учебник/ А. А. Кудрявцев. - СПбГУ, экон. факультет. - Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. - С. 130
32. Кузьмина, М. А., Мерзликина, Г. С. Реструктуризация в системе антикризисного управления / М. А. Кузьмина, Г. С. Мерзликина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. - 2011. №2. - С 21-23
33. Набоко, С. Значение системы корпоративного управления в условиях экономического кризиса / С. Набоко // Предпринимательство. - 2009. №5. - С. 137
34. Нестеров А.Ю. Оценка эффективности антикризисного управления предприятиями // Теория и практика общественного развития. - 2011. № 8. С. 302-306.
35. Новицкая, Е. В. Управление ценой продажи скоропортящегося товара / Е. В. Новицкая // Вестник Томского государственного университета. - 2004. №284. - С. 63
36. Окладников, Д. Е., Цвиркун, А. Д. Методы Ценообразования и практические примеры / Д. Е. Окладников, А. Д. Цвиркун. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (Москва), 2013. - С. 124
37. Паночкина, К. В. Методы антикризисного управления при принятии решений на предприятиях реального сектора экономики / К. В. Паночкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. №2. - С. 63
38. Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели/Ассоциация менеджеров. Экспертно-аналитический доклад. Москва, 2011 г. - 27 С.
39. Пыткин, А. Н., Кондратьева, К. В. Эффективная модель организационно-экономического механизма антикризисного управления промышленным предприятием / А. Н. Пыткин, К. В. Кондратьева // Вестник Пермского университета: серия экономика, 2016. №1(28). - С. 142
40. Скуба, Р В. Бережливое производство как метод антикризисного управления / Р В. Скуба //Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Экономические науки, 2015. № 1(3). - 98-101 С.
41. Стром, А. А. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием до введения процедур банкротства / А. А. Стром // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2010. №1. - С. 22
42. Сычева, О. Ю. Маржинальный анализ при обосновании управленческого решения проведения акции-распродажи / О. Ю. Сычева // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. №1 (31). - С. 150-152.
43. Терещенко О.О. Управление финансовой санацией предприятий: Учебник. 2-е издание, без изм. Киев: КНЕУ, 2009. - 552 С.
44. Титов, К. М. Антикризисное управление предприятием на основе реинжиниринга бизнес-процессов / К. М. Титов // Микроэкономика. - 2008. №3. - С. 14
45. Топий И. И. Метод оценивания уровня успешности реализованных антикризисных мероприятий / И. И. Топий // Материалы Международной научно-практической конференции [«Современные проблемы экономики и менеджмента»]- Львов: Издательство нац. ун-та «Львинская политехника». - 2011. - С. 651-652.
46. Чартолани, Л. Дж. Разработка системы антикризисного менеджмента в аспекте антикризисного управления / Л. Дж. Чартолани // Инициативы XXI века. - 2014. №4. - С. 7-9
47. Чекаловец, М. А., Лобков, К. Ю. Инструменты антикризисного управления в современных условиях / М. А. Чекаловец, К. Ю. Лобков // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. №9. - С.57-58
48. Чернова, Е. Г. Теория антикризисного управления: Рабочая тетрадь-конспект/Е. Г. Чернова. - СПб.: ОЦЭиМ, 2008. - 154 С.
49. Чижик, А. С. Предпосылки антикризисного управления компаниями / А. С. Чижик // Экономика, социология и право. - 2015. №1. - 168 С.
50. Шелковников, С. А., Федоров, М. Н., Кокоркин, А. В. Способы управления дебиторской и кредиторской задолженностью в целях улучшения финансового состояния предприятия (на примере ООО «НКХП») / С. А. Шелковников, М. Н. Федоров, А. В. Кокоркин // Экономика и предпринимательство. - 2015. №12-4 (65-4). - С. 678-679
51. ASIS International, "Organizational Resilience: Security, Preparedness, and Continuity Management Systems-Requirements with Guidance for Use, ASIS SPC.1-2009, American National Standard", 2009
52. Diy.ru - Лидеры рынкаDIY. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.diy.ru/post/5239/ (дата обращения 26.10.2015)
53. DV-Reclama.ru. - Рекламируем распродажу. - 2006. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.dv-reclama.ru/others/articles/prodaji/8197/reklamiruem_rasprodazhu/ (дата обращения 10.03.2016)
54. Jaques T. Issue Management and Crisis Management: An Integrated, Non-linear, Relational Construct / T. Jaques. - Public Relations Review. - 2007. - P 150
55. Kristina Garskaite-Milvydiene. Anti-crisis management of enterprises as precondition of sustainable entrepreneurship / K. Garskaite-Milvydiene //Entrepreneurship and Sustainability issues. - 2014. №1(4) - p. 191. - [Electronic journal]. URL: http://jssidoi.org/dok/Entrepreneurship%20and%20Sustainability%20Issues/JESI %202014%201(4)/2014%201%204(1).pdf (дата обращения 21.11.2015)
56. Pekka, I. Business crisis and its management - Crisis management as a part of safety and security management in a tourism company / I. Pekka. - RAMK University of Applied Sciences. - 2012. - P. 32
57. Starosta A. Anti-crisis management strategies. The case of companies in the Greater Poland Voivodeship//Management. - 2014. -. №1. - P. 258-260
58. URL: http://utmagazine.ru/posts/13883-rasprodazha (дата обращения 03.04.2016)
59. URL: http://www.gd.ru/articles/3706-organizatsiya-rasprodaj (дата обращения 13.03.2016)
60. URL: http://www.kom-dir.ru/article/3-red-organizatsiya-rasprodaj (дата обращения 21.04.2016)