ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 9
1.1 Понятие и сущность культурно-познавательного туризма 9
1.2 Развитие культурно-познавательного туризма в России 20
1.3. Направления развития культурно-познавательного туризма в Самарской области 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ ООО «СПУТНИК-ГЕРМЕС») 29
2.1. Общая характеристика турфирмы ООО «Спутник-Гермес» 29
2.2. Анализ основных показателей турфирмы ООО «Спутник-Гермес» 36
2.3 Организация культурно-познавательного туризма в ООО «Спутник-Гермес» 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ ООО «СПУТНИК-ГЕРМЕС») 47
3.1. Использование потенциала городов и районов Самарской области для развития культурно-познавательного туризма 47
3.2. Разработка туристического продукта по Самарской области в турфирме ООО «Спутник-Гермес» 49
3.3. Экономическая эффективность разработанного туристического продукта 61
4 ГЛАВА. ОХРАНА ТРУДА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - ТУРИСТСКАЯ ПУТЕВКА 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - ЛИСТ БРОНИРОВАНИЯ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – БУКЛЕТ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 78
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Сегодня можно наблюдать интенсивное развитие туристической сферы. Экономика ряда стран напрямую зависит от туристического потока. Особенно это подтверждает 2020 год, когда практически все страны миры были закрыты для нерезидентов и, как следствие, понесли колоссальные убытки.
Безусловно, не все страны пользуются популярностью у туристов. В данном случае большое влияние оказывают несколько факторов, среди которых расположение государства, стоимость тура, его культурно-историческое наследие и природные богатства. Можно сказать, что последние два фактора оказывают огромное влияние на туристическую сферу той или иной страны. Именно по этой причине государства все больше заинтересованы в развитии культурно-познавательного туризма.
В основе культурно-познавательного туризма лежит потребность человека в восприятии и усвоении культуры народов других стран посредством их посещения, ознакомления с ценностями, менталитетом, памятниками. В свою очередь, Российская Федерация является страной, обладающей многовековой историей. В ней проживает порядка 190 народов, многие из которых имеют свой язык и традиции, складывающиеся веками. Их уклад жизни вызывает интерес не только у иностранных граждан, но и у самих россиян. Этим объясняется тот факт, что на территории отдельных городов и сел воссоздается быт, имеющий место несколько веков назад. Местные жители не только встречают гостей в национальных костюмах, но и угощают их национальной кухней, а также знакомят со всевозможными народными развлечениями.
На основании этого можно сказать, что главной задачей культурно-познавательного туризма является повышение культурного уровня людей во время путешествия, удовлетворение их культурных потребностей.
Самарская область в свою очередь обладает многими ресурсами, как историческими, так и природными для развития всех разновидностей культурно-познавательного туризма. Эта территория удивительным образом сочетает в себе выгодное географическое положение, мягкий климат, прекрасные ландшафты, огромное количество природных и культурных памятников, а также имеет историческую ценность.
Актуальность выбранной темы дипломной работы в том, что культурно-познавательный туризм и его разновидности становится все более интенсивно развивающейся отраслью экономики, и эта тенденция сохранится в ближайшее время. А в настоящее время необходимо заинтересовывать молодежь необычными, интересными и полезными проектами в области культуры в целях их нравственного воспитания и эстетического развития. В познавательном туризме лично увиденное становится для человека личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств.
Степень разработанности темы дипломной работы: вопросами организации туристской деятельности и туристско-экскурсионного обслуживания занимались такие авторы как Гуляев В.Г., Долженко Г.П., Дурович А.П., Емельянов Б.В., Кауров А.Д., Самойленко А.А.. -по изучению историко-культурного потенциала России посвящены труды таких авторов как Биржаков М.Б., Гордин В.Э., Сапожникова Е.Н., Квартальнов В.А.; по вопросам технологии создания и внедрения нового туристского продукта, менеджмента туристкой деятельности можно выделить труды таких авторов как Гаранин Н.И., Жукова М.А., Ильина Е.Н., Кабушкин Н.И., Кириллов А.Т., Ушаков Д.С.
Цель исследования – разработать туристический продукт на основе Грушинского фестиваля.
Объектом исследования выступает туристическая фирма ООО «Спутник-Гермес».
Предметом исследования выступает организация культурно-познавательного туристического продукта на Грушинский фестиваль для жителей Самарской области, а также гостей из других регионов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты и сущность культурно-познавательного туризма;
2.Проанализировать организацию мероприятий культурно-познавательного туризма (на примере ООО «Спутник-Гермес»);
3.Разработать туристический продукт культурно-познавательного туризма в Самарской области;
4.Провести анализ охраны труда в организации ООО «Спутник-Гермес».
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения культурно-познавательных туров в практику деятельности туристических фирм г. Самара, что будет способствовать приобщению туристов, как проживающих на территории Самарской области, так и туристов из других регионов к фестивальной деятельности в области, что в свою очередь может повысить узнаваемость и популярность нашего региона.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии и приложений. Работа изложена на 78 страницах. Список литературы включает в себя 20 источников.
В теоретической части дипломного исследования раскрыты вопросы, касающиеся культурно-познавательного туризма и фестивальной деятельности в Самарской области. При рассмотрении природных факторов Самарской области было отмечено, что преобладающим фактором, способствующим развитию культурно-познавательного и фестивального туризма, является то, что Самарская область расположена в среднем течении Волги. Волгу можно назвать брендом Самарской области в широком смысле, так как именно природа на берегах огромной русской реки привлекает туристов своей неописуемой, чарующей красотой и величием.
Основная задача фестиваля – внести новизну в культурную жизнь Самарского региона, подготовить площадку для профессиональных музыкантов в различных отраслях, а также гостей и слушателей, любящих такое творчество.
Основными целями фестиваля являются:
• Развитие и пропаганда авторских песен на территории страны;
• Увеличение влияния российской творческой отрасли на мировую культуру;
• укрепление культурных связей с другими странами;
• применение опыта зарубежья в развитии отечественной культуры.
Самара – регион с выгодным географическим расположением, высокой транспортной доступностью, хорошими природно-климатическими условиями, с богатым историческим и культурным прошлым.
Грушинский фестиваль – это больше чем просто одно из направлений туризма. Это стиль жизни, образ мыслей. Создается устойчивое ощущение, что Самарская область была создана для фестивалей самой природой - живописная местность, Жигулевские горы, Мастрюковские озера, острова и притоки. А поездки на фестивали затем остаются яркими воспоминаниями в памяти.
За длительный период работы ООО «Спутник-Гермес» было разработано много туристских маршрутов, но следует провести обновление ряда программ. Следует активнее использовать новые средства и формы. Что и предложено в культурно-познавательном маршруте на «Грушинский фестиваль».
Актуальность маршрута заключается в том, что «Грушинский фестиваль» считается брендом Самарской области и является международным фестивалем авторских песен. Фестиваль помогает раскрыть потенциал молодых артистов и авторов песен. Во время фестиваля образовываются новые малые коллективы со своими музыкальными направлениями и жанрами.
Во время фестиваля студенты разных учебных заведений принимают активное участие в деятельности «Грушинского фестиваля». Это помогает повысить узнаваемость и популяризировать фестивальную деятельность в Самарской области. Плюс этого предложения в том, что это полностью организованная программа, туристу не нужно самому выискивать средства передвижения, места и оборудование для отдыха, искать места питания и прочее. Стоимость предложения так же является выгодной и соответствует критерию «цена-качество».
Данный туристический продукт подойдет для студентов, которые любят фестивальную деятельность, но пока боятся путешествовать сами; музыкантам и фанатам бардовской музыки; туристам любителям путешествий выходного дня; другим людям, ищущим новый формат туристических путешествий.
Эффективность туристического предложения является востребованным для ООО «Спутник-Гермес» и приносит вполне уместную прибыль от продажи путевок со средней стоимостью на фестиваль. Стоимость на фестиваль по сравнению с рыночными ценами и самостоятельным путешествием является выгодным для самих туристов. Это обосновывается тем, что туристам не нужно самим искать арендуемое снаряжение: палатки, спальники, а также групповой трансфер выходит в разы дешевле, чем самостоятельное прибытие на фестиваль.
Хотя выручка от такого предложения невелика и составляет всего около 30 тыс.руб., она все же имеет смысл, так как возрастает спрос также и на другие культурно-познавательные маршруты. Возрастает поток новых клиентов из разных регионов России и близлежащих государств, и за счет этого увеличивается популярность и известность региона.
1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ ст.1.
2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07. 02.1992 г. № 2300-1; в ред. от 05.05.2014
3. Федеральный государственный стандарт Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг
4. Федеральный государственный стандарт Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»
5. Культурный туризм: учебное пособие/ М.Д. Сущинская. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019
6. Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учеб. пособие для магистратуры / Н. А. Колодий. — М.: Издательство Юрайт, 2019
7. Основы туризма/ Кусков А.С., Джаладян Ю.А. учебник-М.: КНОРУС,2013
8. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие/ Ю.В. Безрутченко: издательство «Дашков и компания»,2013
9. Европейская ассоциация по образованию в сферах туризма и отдыха (ATLAS); Международный совет по охране памятников и исторических мест ICOMOS (International Tourism Charter, 2002); LORD Cultural Resources Planning & Management Inc.
10. Грушинский: фестивальная летопись 1968 – 2000 гг. - М.: Лицей, Бояныч, 2001
11. Перечень действующих ООПТ регионального и местного значения на территории Самарской области.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://priroda.samregion.ru/category/ohrana_okr_sredbi/oopt/
12. Самарская область/ Визитная карточка/ История.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://www.samregion.ru
13. Объекты культурного наследия.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г http://nasledie.samregion.ru/node/5344
14. Система интернет-бронирования отелей Booking.com.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://www.booking.com
15. О Тольятти/ История.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://tgl.ru/
16. История города Сызрани.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://syzran.samgd.ru/
17. Официальный сайт «Спутник-Гермес».: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://www.sputnik-germes.ru
18. Официальный сайт «РосВояж».: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://tk-rv.ru/
19. Федеральная служба государственной статистики.: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://rosstat.gov.ru/
20. Официальный сайт «АльянсТур».: [Электронный ресурс], дата обращения 14.05.21г https://www.а-турс.рф/