Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИОХИЙСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Возникновение и влияние Антиохийской богословской школы в эпоху
Вселенских соборов 7
1.2. Основание, развитие и влияние Одесской и Нисибинской богословских
школ 37
ГЛАВА 2. ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И БОГОСЛОВСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИДНЕЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАДИКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АНТИОХИЙСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ 54
2.1. Диодор Тарсийский 54
2.2. Феодор Мопсуестийский 59
2.3. Феодорит Кирский 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Библиографический список
Антиохия, жемчужина Востока. Наверное, ни один патриархат Древней Церкви не может обладать такой же немеркнущей славой. Будучи основан ещё Селевком I Никатором, этот город явил в себе сочетание и взаимопроникновение множества культур: греческой, персидской, сирийской, арабской, тюркской, еврейской. Смешение всех этих элементов дало Антиохии настолько великое наследство, что она стала политическим, культурным и религиозным ориентиром для всего Ближнего Востока эпохи Вселенских Соборов.
В разные периоды времени каждая и перечисленных цивилизаций обдала решающим влиянием на формирование культурной и богословской мысли в Антиохии, а через призму её великой богословской школы на весь восток Римской, а затем Византийской империи. Находясь на перекрестке экономических, культурных и религиозных взаимодействий, возвеличившись в результате цивилизационного синтеза, Антиохия стала примерном не только одним из величайших городов эллинистической ойкумены, но и вместе со своим величием распространила по христианскому миру ряд богословских воззрений своих величайших сынов.
Безусловно, невозможно переоценить значимость Антиохии для Православной Церкви. Именно здесь последователи Христа стали именоваться христианами, именно с Антиохий так или иначе были связаны великие отцы Церкви - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Мелетий Антиохийский, Иоанн Дамаскин, - те святые, без которых невозможно даже и представить жизнь современной Церкви.
Но, к сожалению, в истории антиохийской богословской школы были и печальные страницы. Это, прежде всего осуждение Третьим Вселенским Собором антиохийца на Константинопольском престоле - Нестория, деятельность одного из важнейших вождей монофизитства, Севира, осуждение на Пятом Вселенском Соборе «трех глав» - Феодора Мопсуэстийского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского и, как венец всех испытаний, завоевание города мусульманами и его гибель в нескончаемых войнах средневековья. Как следствие, гибель города стала залогом сведения к минимуму богословского влияния его школы. С каждым столетием представления современников о богословской школе и мысли этого города обрастала новыми наслоениями, которые стали мешать осмыслению наследия и роли Антиохийской богословской школы в актуализации и формировании христианской догматики.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью адекватного осмысления и пересмотра наследия виднейших представителей Антиохийской богословской школы путем разоблачения субъективных наслоений предыдущих эпох.
Степень изученности темы. Изучение наследия древних христианских богословских школ началось в отечественной науке во второй половине XIX века. Прежде всего, необходимо отметить обобщающие работы по истории христианской церкви (В. В. Болотов, А. И. Бриллиантов, А. П. Лебедев ) и отдельные монографии, посвященные виднейшим деятелям эпохи христологических споров (Н. Н. Глубоковский, А. А. Спасский, Т. Лященко). В целом, дореволюционные исследователи, подробным образом рассмотревшие историю богословских споров, в своих оценках были склонны к идеалистическому и провиденциальному взгляду на события эпохи вселенских соборов. Кроме того, в трудах дореволюционных авторов экономические, социальные и политические события, связанные с богословскими школами были рассмотрены недостаточно.
В советский период большое внимание христианскому богословию в его антиохийском изложении было уделено в монографиях Н. В. Пигулевской, которые освящают историю Антиохийской богословской школы с политической стороны, при этом в монография практические не разбирается богословский язык и термины исследованной эпохи. В постсоветской науке внимание исследователи привлекло изучение антиохийского богословия в Сасанидском Иране и Арабском халифате. Изучению этого аспекта посвящены работы Н. Н. Селезнева и епископа Илариона (Алфеева). Работа В.Я. Саврея посвящена Антиохийской школе в целом.
В зарубежной литературе история богословской мысли в Антиохии была затронута как в обобщающих работах (А. Гарнак, Р. В Селерс, М. Я. Френсис) так и в трудах, освящающих отдельные аспекты (С. Брок, Д. В. Чабот ). Для зарубежной литературы свойственен подробный филологический анализ источников, при этом упомянутые авторы склонны видеть в Антиохийской богословской школе в первую очень культурный, а не религиозный феномен.
Таким образом, в современной исторической науке исследования, подобного нашему, нет.
Целью работы является попытка объективного исследования вопросов происхождения, развития и влияния Антиохийской богословской школы, и особенно её основных радикальных направлений.
Достижение цели исследования планируется путем решения следующих задач:
- проанализировать сочинения виднейших представителей Антиохийской богословской школы;
- изучить специфическое восприятие антиохийской парадигмы в Одесской и Нисивинской богословских школ;
- выявить влияние антиохийского богословия в период Вселенских Соборов;
- выявить влияние различных культур на формирование богословских позиций антиохийцев;
- исследовать радикальные направления антиохийского богословия, воспринятые в Византии как ересь.
Источниками по работе являются сочинения богословов, сочинения которых принадлежат Антиохийской богословской школе. Это работы Диодора Тасийского, Феодора Мопсуестийского и Феодорита Кирского. Сочинения этих авторов сохранились в различной степени. Следует отметить, что наиболее важный корпус текстов остался от Феодорита Кирского.
Все эти сочинения в силу их характера можно исследовать почти исключительно с точки зрения анализа содержащихся в них богословских идей, что, собственно, и является целью данного исследования.
Кроме прочего, нужно отметить сочинения ранневизантийских церковных историков - Сократа Схоластика, Созомена, а также уже упомянутого Феодорита Кирского, так как он помимо богословия оставил еще и историческое сочинение. Эти труды позволяют представить общий фон, на кото-ром разворачивалась деятельность рассматриваемых богословов.
К церковно-историческим трудам примыкает «Хронография» Иоанна Малалы. Это сочинение VI в. написано выходцем из Антиохии, поэтому не-которые исторические реалии, передаваемые автором относительно Антиохии, заслуживают определенного внимания.
Для сравнения идей рассматриваемых богословов с наиболее авторитетной богословской традицией привлекались сочинения Отцов церкви «золотого века» патристики.
В целом привлекаемых нами источников достаточно для решения задач настоящего исследования.
Научная новизна данной работы состоит в том, что она является первой попыткой в отечественной историографии комбинированного исследования источников, зарубежной литературы, монографий дореволюционных авторов, связанных с данной тематикой, и трудов современных российских востоковедов. Работа призвана дать объективную оценку событий, явлений и процессов эпохи Вселенских Соборов и последующих веков так или иначе связанных с Антиохийской богословской школой.
Объект исследования - учения главнейших представителей Антиохийской богословской школы радикальных направлений.
Предметом исследования является процесс формирования и развития радикальных направлений внутри Антиохийской богословской школы.
Методология исследования: теория локальных цивилизаций, принципы историзма и объективности.
Методы исследования: общенаучные - анализ и синтез, интерпретация, систематизация и сравнение.
Специальные исторические методы применялись следующим образом. Сравнительно-исторический метод использовался для сравнения мнений и идей рассматриваемых антиохийских богословов с наиболее авторитетными сочинениями отцов церкви «золотого века» патристики. Историко-генетический метод позволил рассмотреть истоки и происхождение рассматриваемых идей. Метод контент-анализа дал возможность на основе анализа содержания текстов источников сделать определенные наблюдения и выводы.
Хронологические рамки работы охватывают конец IV - V вв., когда существовало и развивалось рассматриваемое направление Антиохийской школы богословской мысли.
Территориально-географические рамки исследования - Восточное Средиземноморье, провинции Ранней Византийской империи.
Апробация материалов и выводов исследования осуществлялась в ходе докладов на ряде научных конференций различного уровня, проводившихся в БелГУ, а также в нескольких публикациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В современном христианском сознании всем и каждому известно, что расколы и ереси внутри Единой Церкви Христовы на протяжении всей её истории были событиями чрезвычайными, но предсказуемыми и поэтому внезапными их назвать нельзя.
После Миланского эдикта Вселенская Церковь столкнулась с не виданными доселе для неё свободами и привилегиями, при этом обстановка апологетической борьбы христиан с властью и язычеством внутри Римской империи сменилась противостоянием внутри христианской ойкумены между различными представителями кардинально отличающихся друг от друга богословских систем. Каждая богословская школа внесла свою лепту с оформление Православной догматики и выработку приёмов и традиции герменев-тики, причем ни одно богословское направление не оказалось определяющим на пути создания Всеправославной теологии. Но как только мы сталкиваемся с актуализацией триадологических и христологических вопросов в Древней Церкви, то нам становиться ясно, что каждая школа полагала свое богословие универсальным и эталонным, что каждая школа стремилась навязать свое богословие всем прочим богословским системам.
Изучение богословия каждой конкретной школы являлось предметом обстоятельных и фундаментальных исследований, как в России, так и за рубежом. Но подводя итоги исследования богословской полемики в Древней Церкви необходимо признать тот факт, что наиболее сложным и в тоже время востребованным является исследование Антиохийской богословской школы и особенно её радикальных направлений оформившихся в несторианство.
В научно-богословской литературе встречаются различные отзывы и мнения о Сирийских богословских школах. Но проанализировав достаточное количество источников, статей и монографий можно сделать ряд выводов, которые будут приемлемы и для ортодоксального исследователя и для более либеральных читателей истории богословия Христианской Церкви.
Изучая историю Сирийской богословской традиции необходимо помнить, что здесь православный исследователь сталкивается с целым рядом проблем, начиная от малого числа первоисточников и заканчивая наличием литературы на различных древних и современных языках, что делает работу более кропотливой и продолжительной. При этом ни одно, даже самое обстоятельное исследование не может делать универсальных выводов. Не делаем мы их и в нашей работе, хотя бы потому, что на сегодняшний день проанализированы далеко не все аспекты Антиохийской богословской парадигмы.
Но в целом, решив задачи, поставленные во введении работы, мы можем сделать следующие выводы:
1) Антиохийская богословская школа оказала сильное влияние на формирование Православного богословия, а также ход и постановления первых Четырех Вселенских Соборов,
2) В контексте богословской борьбы с главнейшими ересями и Александрийской Богословской школы внутри школы Антиохийской сложились радикальные направления,
3) Богословская борьба представителей радикальных направлений Антиохийской и Александрийской богословских школ с друг другом и с умеренными богословскими течениями внутри Римской империи оказали решающее воздействие национально-религиозное самоопределение многих народов Северной Африки и Ближнего Востока,
4) В результате того, что сирийский народ не смог консолидироваться ни в одном направлении Восточного Христианства последовала национальная катастрофа разделившая этнос на три группы согласно религиозному принципу: православные сирийцы-мелькиты, восточные сирийцы - несториане и западные сирийцы - монофизиты-яковиты.
5) Ввиду того что большинство деятелей Сиро-Персидской Церкви были выпускниками Эдесской и Нисивинской богословских школ, культивирующих достижения радикального направления Антиохийской богословской школы, то необходимо признать, что именно через их посредство богословие Эдессы и Нисивина стало господствующим в юрисдикции Церкви Востока.
6) Основные сирийские богословские термины, разработанные представителями Эдесской и Нисибинской школ, стали одной из основных причин непонимания между сирийцами и греками ввиду неадекватного перевода и ошибочного фразеологического сопоставления.
Таким образом, не смотря на значительные достижения Антиохийской богословской школы, её богословие и герменевтика не приобрели универсально характера для Православной Церкви. Более того, богословская традиция, идущая от «трех греческих учителей» после дискредитации в Византии стала для сирийцев, живших за пределами империи ромеев той точкой идеологической опоры и религиозной консолидацией, которая и сегодня помогает выжить Антиохийской богословской традиции в условиях без государственного существования.
1. Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. - Казань, Центральная типография, 1908. - 287 с.
2. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. В 12 томах. Т. I. Книга I. - М., 2006. - 327 с.
3. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. (Серия «Памятники исторической мысли»). - М.: Наука, 1993. - 576 с.
4. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. - СПб., 1892. - 588 с.
5. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. - Т. 1-10. - СПб.: Изд. СПбДА, 1898.
6. Несторий. Книга Гераклида Дамасского (избранное) / Пер. с сир. и прим. Н. Н. Селезнёва // Традиция, религия, культура. 12. 2006. - С. 66-82.
7. Феодорит Кирский. Краткое изложение божественных догматов. - СПб., 1844. - 137 с.
8. Феодорит Кирский. Церковная история. - СПб., 1852. - 380 с.
9. Theodore of Mopsuestia, Commentary on the Nicene Creed. Chapter III.
On Faith [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.tertullian.org/fathers/theodore of mopsuestia nicene 02 text.htm#362
Исследования
1. Бриллиантов А. И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 381 с.
2. Бриллиантов А. И. Лекции по истории Древней Церкви. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 465 с.
3. Величко А. М. История Византийских императоров. В пяти томах. Том II. - М.: ФИВ, 2009. - 447 с.
4. Всеволод (Филипьев), инок. Путь святых отцов. Патрология. - М.: Паломник, 2007.- 640 с.
5. Восточные отцы и учителя Церкви V века. Антология / Составитель Иларион (Алфеев), иеромонах. - М., Издательство МФТИ, 2000. - 544 с.
6. Гарнак А. Учебник истории догматов. - СПб., 1911. - 322 с.
7. Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996. - 463 с.
8. Геростергиос А. Юстиниан Великий - император и святой. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. - 448 с.
9. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно-правительственной власти: Историко-юридическое исследование. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1908. - 778 с.
10. Глубоковский Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. - М.: Университетская типография, 1890. - 349 с.
11. Гурьев П. Феодор, епископ Мопсуестийский. - М.: Типография Л. и А. Снегиревых, 1890. - 356 с.
12. Дашков С. Б. Цари царей — Сасаниды. История Ирана III — VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. — М.: СМИ-АЗИЯ, 2008. — 352 с.
13. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Издание 4-е, исправленное. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008. - 935 с.
14. Доброклонский А. П. Сочинение Факунда, епископа Гермианского, В защиту трех глав. - М., 1880. - 243 с.
15. Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней церкви. - СПб., 1913. - 64 с.
16. Заозерский Н. А. Церковный суд в первые века христианства. - Ко-строма: Типография Андроникова, 1878. - 357 с.
17. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров. - М.: Издательство ПСТГУ, 2012. - 373 с.
18. Игнасио Ортис де Урбина. Сирийская патрология. - М.: Издательство ПСТГУ, 2013. - 283 с.
19. Иларион (Алфеев), епископ. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. - 441 с.
20. Иларион (Алфеев), епископ. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. - 592 с.
21. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 176 с.
22. Карташев А. В. Вселенские Соборы. - М.: Издательство Сретенского монастыря 2006. - 352 с.
23. Козлов М. Е. Западное христианство: взгляд с Востока. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. - 608 с.
24. Лебедев А. П. Вселенские Соборы IV-V веков. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 418 с.
25. Лебедев А. П. Вселенские Соборы VI ,VII и VIII веков. - СПб. Издательство Олега Абышко, 2004. - 319 с.
26. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: СТСЛ., 2010.- 448 с.
27. Лященко Т. И. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и литературная деятельность. - Киев, 1913. - 444 с.
28. Мейендорф И. Ф. Введение в Святоотеческое богословие. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000. - 365 с.
29. Мейендорф И. Ф. Иисус Христос в Восточном Православном бого-словии. - М.: Издательство ПСТГУ, 2000. - 318 с.
30. Мейендорф И. Ф. История Церкви и восточно-христианская мистика. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003.— 576 с.
31. Петр (Люилье), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005. - 528 с.
32. Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. - М.: Наука, 1946. - 293 с.
33. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. - М., 1979. - 241 с.
34. Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. - СПб.: Наука, 2000. - 766 с.
35. Преображенский В. Восточные и западные школы во времена Карла Великого. - СПб., 1881. - 476 с.
36. Риболов С. Богословская методология Феодора Мопсуестийского / Труды КДА №18. 2013. - С. 164-184.
37. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско- богословской мысли. - М.: КомКнига, 2011. - 1008 с.
38. Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Патрология. - СПб., 2004. - 1218 с.
39. Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). - М.: Б./И, 2006. - 568 с.
40. Селезнев Н. Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. - М.: Путь, 2001. - 104 с.
41. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. - М.: Путь, 2005. - 111 с.
42. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. - М.: 2002. - 198 с.
43. Сидоров А. И. Блаженный Феодорит Кирский - архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия. - М.: Паломник, 1996. - 720 с.
44. Смирнов Е. И. История христианской церкви. - Свято-Троице Сергиева лавра, 1997. - 768 с.
45. Соломинцев А. М. Эдесская и Нисибинская богословские школы. Этнокультурный контекст возникновения и виднейшие представители // Материалы VI международной студенческой научно-богословской конференции. - СПб., 2014. - 361 с.
46. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). - СПб., 1914. - 648 с.
47. Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикейского. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. - 567 с.
48. Спиридонов Д. К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикейским // Христианское чтение. 1910. - №2 - С. 256- 265.
49. Тер-Нарсенян С. Армения. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2008. - 188 с.
50. Тимофеев Б. Некоторые особенности языка Священного Писания как предмет экзегезы. Взгляд представителей Антиохийской школы // Сборник трудов кафедры библеистики Московской Православной Духовной академии 2013. - №1 - С. 13 - 37.
51. Тойнби Д. Постижение истории. - М.: Айрис Пресс, 2010. - 632 с.
52. Тов Э. Текстология Ветхого Завета. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - 424 с.
53. Тьерри А. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий. - Минск: Ильин,
2006. - 448 с.
54. Фетисов Н. Диодор Тарсский. Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности. - Киев. 1915. - 476 с.
55. Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII вв. - Минск: Издательство Белорусского экзархата, 2006. - 335 с.
56. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. - Минск: Издательство Белорусского экзархата, 2006. - 303 с.
57. Френсис М. Я. От Никеи до Халкидона. Введение в греческую патристическую литературу и её исторический контекст. - М.: Издательство ПСТГУ, 2013. - 623 с.
58. Яблоков И. Н. История религий. В двух томах. Т. II. - М.: Издатель-ство Высшая школа, 2007. - 680 с.
59. Altaner B., Stuiber A. Patrologie. - Basel, 1966. - 495 р.
60. Brock S. P. Syriac. - London, 1990. - 317 р.
61. Brock S. The Christology of the Church of the East. - London, 2002. - 192 р.
62. Daryaee T. The Oxford Handbook of Iranian History. - Oxford, 2012. - 414 р.
63. Dignas B., Winter E. Rome and Persia in Late Antiquity: Neighbours and Rivals. - Cambridge, 2007. - 365 р.
64. Chabot J. B. Narsai le docteur et les origins de 1'Ecole de Nisibe. - Par¬is, 1905. - 117 р.
65. Kelley J.N.D. Early Christian Doctrines. - San Francisco, 1978. - 392 р.
66. Mason J. A History of the Hoy Eastern Church. The patriarchate of An-tioch. - Oxford, 1873. - 241 р.
67. Paul B., Clayton J. The Christology of Theodoret of Cyrus. - Oxford,
2007. - 355 р.
68. Pope Shenouda III. The Nature of Christ. - Jersey City, 1999. - 23 р.
69. Sellers R. V. Two ancient Chistologies. - London, 1940. - 264 р.
70. Steven K. Roman Edessa: politics and culture on the eastern fringes of the Roman Empire, 114-242 C.E. - New York, 2001. - 204 р.
71. Sullivian A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. - Rome, 1956. - 215 р.
72. Volker L. Justinian and the Making of the Syrian Ortodox Church. - Ox-ford, 2008. - 316 р.