Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ)

Работа №66906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ)
1.1. Проблема формирования умений и навыков изобразительно
деятельности у детей пятого года жизни в процессе обучения рисованию
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по формированы
умений и навыков рисования у детей пятого года жизни
1.3. Педагогические условия формирования умений и навыков
изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на пример рисования)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕР РИСОВАНИЯ)
2.1. Определение уровня сформированности умений и навыков
изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на пример рисования)
2.2. Методические рекомендации по формированию умений и навыков
изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на пример рисования)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Изобразительная деятельность является одним из любимых дошкольниками видов деятельности. Кроме того, изобразительная деятельность обладает большими потенциальными возможностями в развитии личности дошкольника. В процессе изобразительной творческой деятельности ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.
Проблеме развития изобразительного творчества в рисовании детей дошкольного возраста посвящены научные исследования многих авторов (Е.И. Игнатьев, А.А. Медик-Пашаев, В.В. Кузин, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова и др.). Ученые едины во мнении о необходимости обучать рисованию детей дошкольного возраста. В ходе обучения у детей формируются необходимые умения и навыки в рисовании, способствующие развитию их изобразительного творчества.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются их найти. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения маленького художника.
Поэтому для формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста и правильного их закрепления необходимо целенаправленное обучение под руководством взрослого.
Без помощи взрослого ребенку трудно освоить процесс рисования, его изобразительную и техническую стороны. Данное противоречие и послужило основой для выбора темы выпускной квалификационной работы «Формирование умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования)?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
Предмет исследования: обоснование педагогических условий формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
Гипотеза исследования: успешность формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования) может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- умением обследовать объект рисования;
- обучением работе с разными изобразительными материалами и техниками;
- организацией самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды педагогов и психологов на проблему формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни в процессе обучения рисованию.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по формированию умений и навыков рисования у детей пятого года жизни.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
4. Определить уровень сформированности умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
5. Обобщить методические рекомендации по формированию умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
Теоретической основой данного исследования являются научные труды:
- Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
- Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ, констатирующий этап педагогического эксперимента, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Ездочное Чернянского района Белгородской области».
Поставленные нами задачи исследования были решены в несколько этапов:
Первый этап - (июнь 2017 - сентябрь 2017 г.) определение темы исследования, составление библиографического списка по теме исследования, изучение научной и методической литературы по проблеме исследования, определение научного аппарата исследования, определение комплекса диагностических методик для изучения опыта работы педагогов.
Второй этап - (октябрь - ноябрь 2017 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (декабрь 2017 - апрель 2018 г.) обобщение и описание методических рекомендаций по формированию умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
Четвертый этап - (май 2018 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Рассмотреть взгляды педагогов и психологов на проблему формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни в процессе обучения рисованию.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по формированию умений и навыков рисования у детей пятого года жизни.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
4. Определить уровень сформированности умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
5. Обобщить методические рекомендации по формированию умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
В соответствии с первой задачей исследования нами было изучено более 80-ти источников научной и методической литературы, среди которых были монографии, учебные пособия, научные статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад: теория и практика», «Радуга», материалы диссертаций, методические руководства по организации детского изобразительного творчества.
Нами было выяснено, что понятия «изобразительная деятельность» и «детское изобразительное творчество» не являются синонимичными и имеют свои отличительные особенности. Развитие изобразительного творчества дошкольников является объектом изучения многих педагогов-исследователей (Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.К. Ривиной и др). Таким образом, на каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать особенности развития изобразительного творчества дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Также мы выяснили, что актуальной в современных условиях отечественного образования является разработка новых современных методов обучения, при которых ребёнок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который даёт ему взрослый.
Вторая и третья задачи исследования были решены в процессе организации и проведения экспериментальной работы по проблеме исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Ездочное Чернянского района Белгородской области».
В исследовании приняли участие 15 воспитанников средней группы и два воспитателя.
Экспериментальная работа, состояла из двух этапов. Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).
На втором этапе нами были обобщены методические рекомендации для педагогов по формированию умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования). В основу содержания методических рекомендаций были положены условия гипотезы и учтены результаты проведенной диагностики.
Согласно гипотезе исследования, успешность формирования умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования) может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- умением обследовать объект рисования;
- обучением работе с разными изобразительными материалами и техниками;
- организацией самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников.
Мы полагаем, что реализация в практической работе с дошкольниками представленных нами методических рекомендаций будет способствовать формированию умений и навыков изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (на примере рисования).



1. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного
воспитания // Революция - искусство - дети. Ч.2./ Сост. Н.П.
Старосельцева. - М.: Просвещение, 1998.
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. -С. 2-6.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 80с.
5. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
6. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. С. 12-15.
7. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание.
- 1989. - №2. - С.11-14.
8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 344 с.
10. Доронова Т. От изобразительной деятельности - к «Художественному творчеству» // Обруч: образовние, ребенок, ученик. - 2011. - № 3 - С.5-8.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. - 280 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 368с.
13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
14. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2. - С. 13-15.
15. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества / В.А. Езикеева. - М., 1973. - 115 с.
16. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. - М., 1968. - 187 с.
17. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 225 с.
18. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С. 58-63.
19. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
20. Казакова Т.Г. Изобразительная Деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1983. - 206 с.
21. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985. - 127 с.
22. КазаковаТ.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ Т.Г. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
23. Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 73-75.
24. Кольченко Е. Все дети талантливы: Этапы эволюции
изобразительного творчества детей // Искусство в школе. - 2000. - №4.- С. 7-11.
25. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 223 с.
26. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М: Мозаика- Синтез,2005. - 120 с.: цв.вкл.
27. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - С. 65-68.
28. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.
29. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
30. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е перераб и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158с.
31. Комарова Т. С. Детское художественное творчество.
Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.:
МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
32. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1995. - 165 с.
33. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.
34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 326 с.
35. Комарова, Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, 1990. - № 6 - 44 с.
36. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
37. Косминская В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1981. т 323 с.
38. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.:
Просвещение; Учебная литература, 1998. - 278 с.
39. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / Дошкольное воспитание. — 1995. - № 9. - С.52-59; № 10. - С.62-69.
40. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 2005.
41. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество у Детей / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 207 с.
42. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников- современное состояние и перспективы развития / Интернет-доклад //http://www.childpsy.ru/
43. Лук А.Н. Психология творчества.— М.: Наука, 1978. - 125с..
44. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
45. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». — М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА». 2007. — 144 с.
46. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Художник в каждом ребенке. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, „ М.: Просвещение,2008. - 175 с.
47. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.
- М.: Просвещение, 1985. - 271с.
48. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 326 с.
49. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка.: Дис.. ..докт. психол наук. - М., 1972. - 442 с.
50. Мухина, В.С. Детская психология : Учебник для студентов пед. институтов./ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 340 с.
51. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство : ФГОС / Л.А. Неменская. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с.
52. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения: Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Ростов-на-Дону, 2001. - .281с.
53. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Академия, 1999. - 356 с.
54. Погодина Е.В. Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов /Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2001. - 231 с.
55. Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством // Искусство в школе. - 2001. - №2. - С. 7-11.
56. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. - 1997.-№1. - С. 98-106.
57. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют / Ю.А. Полуянов. - М.:
Педагогика, 1988. - 160 с.
58. Привалов А.В. Проблема стереотипности в детском рисунке: дис.канд. пед. наук, Москва, 1993. - 171 с.
59. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. - М., 1954. - 127 с.
60. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
61. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М., 1982. - 134с.
62. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина - М.: Просвещение, 1965. - 130с.
63. Сидоренко В.Н., Микляева Н.В. Дифференциация понятий «изобразительная деятельность» и «изобразительное творчество» в теории и практике детского сада // Детский сад от А до Я: научно¬методический журнал для педагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.6¬10.
64. Силивон В.А. Когда ребенок рисует. - Минск, 1990. - 116 с.
65. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание.- 1993. - №2. - С 15-19.
66. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. — 2004. - №9. - С.42-45.
67. Стариченко, Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника : ступени развития / Н.Л. Стариченко. - Белгород: Изд. БелГУ, 1999. - 143 с.
68. Стариченко, Н.Л. Многобразие изображения как основной принцип художественного развития личности // Проблемы профессиональной подготовки будущего педагога. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
69. Стариченко, Н.Л. Принцип многообразия в детских рисунках - основа художественного развития личности // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: материлы междунар. конф. - М.: Ин-т худ. образования РАО, 2003.
70. Стариченко, Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника - ступени развития / Н.Л. Стариченко // Преемственность в воспитательном процессе ДОУ и начальной школы; — Белгород: БелГУ, 1999. С. 75-83.
71. СтаричеНко, Н.Л. Многообразие изображения как фактор художественного развития личности // Развивающее обучение: история, теория, практика. - М.: Начальная школа, 1998 - С. 375-378.
72. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду -М.: Просвещение, 1985. - 348 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
74. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
75. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
76. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. - 327с.
77. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В.С. Щербаков. - М., 1969. - 126 с.
78. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон — М.: Педагогика, 1971. - 241 с.
79. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Изд-во Флинта, 1997.- 235 с.
80. Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 6 — с. 57-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ