ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения лингвоэкологии 6
1.1. Понятие лингвоэкологии как науки 6
1.2. Связь лингвоэкологии с интернет-дискурсом 10
1.3. Интернет-блоги: история возникновения и лингвистические
характеристики 15
Выводы по ГЛАВЕ I 22
ГЛАВА II. Лингвоэкологическое исследование англоязычных блогов .. 24
2.1. Анализ лексических особенностей языка блогов 24
2.2. Анализ грамматических особенностей языка блогов 29
2.3. Анализ стилистических особенностей языка блогов 35
Выводы по ГЛАВЕ II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Настоящее исследование посвящено изучению англоязычных блогов с позиции лингвоэкологии, сформировавшейся на стыке социального, психологического и философского подходов в языкознании и объединяющей лингвистику с антропологией, социологией и экологией. Основная задача современных лингвоэкологических исследований состоит в изучении способов взаимодействия между языком, человеком как языковой личностью и окружающей его средой, анализе многочисленных факторов, влияющих на развитие языка, и последствий этого воздействия, что особенно актуально в рамках интернет-общения.
В последнее время интерес лингвистов к изучению интернет- коммуникации возрастает. За счет развития технологических возможностей новые коммуникационные практики становятся частью повседневной жизни и приобретают большую социальную значимость. Также в сети наблюдается большое жанровое разнообразие. Одним из виртуальных жанров, вызывающих особый интерес исследователей, является блог. С конца XX в. изучением специфики данного жанра активно занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые-лингвисты (Е.Н. Галичкина, Л.М. Гриценко, Л.Ю. Иванов, О.В. Лутовинова, Е.В. Парахневич, L. Collister, D. Crystal, E. Darics, S. Herring).
Актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью вопроса о лингвоэкологии языка, используемого в современных англоязычных блогах. Мы полагаем, что данная проблема является одной из наиболее перспективных с точки зрения изучения уровней языка блогов и их специфических характеристик. Мы считаем, что результаты лингвоэкологического анализа помогут составить представление о настоящей степени чистоты языка веб-блогов и определить основные тенденции развития блогосферы в рамках лингвистики.
Объектом исследования служит лингвоэкология в современном интернет-пространстве.
Предметом исследования выступают лексические, грамматические и стилистические особенности языка блогов.
Цель работы заключается в выявлении и анализе языковых особенностей англоязычных блогов с позиции лингвоэкологии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) представить теоретические аспекты изучения лингвоэкологии;
2) определить основные понятия лингвоэкологии как важного направления современной лингвистики;
3) рассмотреть понятие и отличительные признаки интернет-дискурса;
4) выявить связь лингвоэкологической науки с интернет-дискурсом;
5) установить понятие блога и описать его лингвистические характеристики;
6) провести лингвоэкологический анализ лексических, грамматических и стилистических особенностей языка англоязычных блогов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы по языкознанию (Н.Ф. Алефиренко, В.В. Иванов, В.А. Липатова, D. Bolinger), лингвоэкологии (Н.Н. Белозерова, О.В. Библиева, Л.П. Бухарева, Л.М. Ефимова, Е.В. Иванова, Н.Н. Кислицына, Е.К. Коровина, И.Н. Потеряхина, R. Amery, E. Haugen, T. Locher, J.D. Palmer, W. Trampe), лингвистике дискурса (А.В. Волкова, М.Ю. Горбунова, М.Л. Макаров, Б.С. Сосорова, В.Е. Чернявская, T.A. Van Dijk), сфере интернет-коммуникации (Н.А. Ахренова, Е.П. Бардашевич, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, Н.Н. Казнова, О.В. Лутовинова, D. Crystal, S.C. Herring, S. Nowson, H. Thimbleby) и теории и анализу блогов (Е.А. Баженова, В.Ю. Кожанова, М.О. Кочеткова, И.Л. Шарапова, R. Blood, S.C. Herring, L.A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright).
В качестве фактического материала исследования послужили англоязычные текстовые блоги, получаемые методом сплошной выборки. Общее число блогов составляет 30.
В работе было проведено исследование лингвоэкологии английского языка в интернет-пространстве с помощью следующих методов: анализ литературы по исследуемой проблеме, классификация, сравнение исследовательских явлений, сравнительно-сопоставительный анализ, статистический метод, метод сплошной выборки, описательный метод.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции в рамках недели науки, проводимой в НИУ БелГУ. По проблематике настоящей работы была опубликована статья «Лингвистические особенности англоязычных тревел-блогов».
Структура работы разработана в соответствии с целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются основная цель, задачи, методология исследования. В первой главе обобщаются основные теоретические вопросы, связанные с лингвоэкологией, интернет-дискурсом и блогами, а также характеризуется понятийно-терминологический аппарат работы. Вторая глава содержит анализ особенностей английского языка в блогах на различных языковых уровнях и степени лингвоэкологичности языка блогов. В заключении обобщаются полученные в ходе исследования результаты и подводятся основные итоги относительно уровня лингвоэкологии в современном интернет-пространстве.
В рамках нашего исследования мы определили и рассмотрели языковые особенности англоязычных блогов с точки зрения лингвоэкологии и сделали ряд выводов.
Во-первых, в ходе изучения теоретических аспектов нами были выявлены основные понятия этого научного направления. Мы выяснили, что лингвоэкология является развивающейся лингвистической дисциплиной, которая исследует факторы, негативно влияющие на язык и речь человека. Более того, приоритетными задачами данной дисциплины являются устранение лингвотоксичных источников и поиск реабилитирующих речевых элементов.
Во-вторых, нами было установлено, что в настоящее время лингвоэкология является одним из наиболее перспективных направлений лингвистики, а результаты ее исследований широко применяются в различных областях языкознания отечественными и зарубежными учеными.
В-третьих, при изучении специфики лингвоэкологии мы рассмотрели ее связь с интернет-дискурсом. Это объясняется наличием большого количества загрязняющих языковых элементов в данном типе дискурса (отклонения от языковых норм), однако в то же время здесь активно развивается творческий потенциал языковой личности (использование эпистолярного жанра или приемов языковой игры). Мы установили, что интернет-дискурс представляет собой особое сочетание дискурсов, отличающееся сферой употребления и обладающее определенными лингвистическими характеристиками.
В-четвертых, в ходе рассмотрения явления интернет-коммуникации особое внимание было уделено жанру веб-блога, как одному из наиболее популярных видов современных виртуальных отношений. Нами было установлено, что блог - это сайт, состоящий из записей, фотографий, видео автора и комментариев пользователей, используемый блогером для выражения собственных мыслей, передачи определенных знаний или опыта. Изучение данного явления показало, что блог является ценным объектом исследования для ученых, так как в нем содержатся особенные лингвистические признаки на всех уровнях языка, не свойственные другим виртуальным жанрам.
В-пятых, в рамках проведенного лингвоэкологического анализа блогов нами были тщательно рассмотрены лексический, грамматический и стилистический уровни языка.
В результате исследования лексических особенностей был установлен ряд неэкологических лингвистических процессов - экономия словарного запаса (аббревиатуры, сокращения, цифры вместо букв) и преобладание разговорной лексики (междометия, фразеологизмы, сленг). Данная тенденция объясняется непринужденной обстановкой общения и стремлением к выражению эмоций.
В ходе изучения грамматических свойств был выявлен прием упрощения категории времени, выражающийся в использовании английских времен группы “Indefinite”. Специфика данного явления определяется стремлением блогеров соединить разговорную речь с виртуальным миром и быть понятными для всех слоев населения. Однако стоит отметить, что многие авторы предпочитают разнообразие в своих постах, не ограничиваясь выбором лишь того или иного времени.
Кроме того, в проанализированных блогах нами также были обнаружены некоторые синтаксические характеристики. В результате анализа блогов мы определили самые распространенные типы предложений в виртуальной коммуникации - эллиптические и повелительные предложения. Так употребление эллиптических конструкций обосновано экономией времени, рассчитанного на написание поста. Также данная особенность помогает блогерам приблизить письменную речь к устному высказыванию. Наряду с этим, использование повелительных предложений в значительной степени мотивировано публикуемой в блогах рекламой, в рамках которой блогеры прибегают к методу призыва.
В рамках анализа стилистических приемов было установлено, что главными средствами выразительности являются неклишированные эпитеты, метафоры, идиомы, лексический повтор, риторический вопрос. Это говорит о том, что современные блогеры пытаются сочетать книжный стиль с разговорной речью и создавать оригинальные лингвистические тенденции виртуальной коммуникации. Более того, изучив графические средства языка блогов, мы пришли к выводу о том, что с их помощью блогеры привлекают всеобщее внимание и выражают различные чувства.
Таким образом, в рамках нашего исследования на рассмотрение были вынесены лексические, стилистические и грамматические особенности языка блогов. Лингвоэкологический анализ помог составить представление о реальной степени чистоты языка веб-блогов. Поскольку изучение уровней языка блогов и их специфических характеристик находится в стадии разработки, данная проблема является достаточно перспективной с точки зрения современной лингвистики.
1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 89.
2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. / Н.Ф. Алефиренко - М.: Флинта: Наука, 2005. - 17 с.
3. Анисимова Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дисс. ... канд. филол. наук - Краснодар, 2003. - 61-62 с.
4. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: афтореф. дисс. . канд. филол. наук - М., 2009. - 24 с.
5. Баженова Е.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского ун-та. -
2012. - Вып. 4(20). - С. 2-3.
6. Бардашевич Е.П. Современные исследования виртуальной
коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и
информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - С. 3.
7. Белозерова Н.Н. Экология языка: концептуальные преобразования // Вестник Тюм. гос. ун-та. Серия: Филология. - 2011. - №1. - С. 115.
8. Библиева О.В. Молодежный жаргон в свете экологии культуры языка // Народная культура: личность, творчество, досуг. - Омск: Изд.-во «Наука», 2003. - 123 с.
9. Бухарева Л.П. Лингвоэкологические факторы процессов оптимизации языкового поведения: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 36 с.
10. Волкова А.В. Научный текст в аспекте интердискурсивного подхода // Вестник Пермского ун-та. Серия: Российская и зарубежная филология. - 2012. - № 3. - С. 16-17.
11. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Астр. пед. ун-т. - Астрахань, 2001. — 7¬13 с.
12. Горбунова М.Ю. Проблемы жанроведения // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2012. - С. 8.
13. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию про-блемной области // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2012 г. - Вып. 5. - С. 323.
14. Ефимова Л.М. Формирование компетенций в интегрированном курсе экологии и английского языка // Вестник Кузбас. гос. пед. академии -
2013. - №1. - С. 11.
15. Зайцева Ю.Е. Роль ведения Интернет-дневника в становлении индивидуальности // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 5 с.
16. Иванов В.В. Экономика - язык - культура // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону, 2002. - № 1. - С. 42.
17. Иванова Е.В. Цели, задачи и проблемы эколингвистики // Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики: сб. науч. трудов / отв. ред. Н.Б. Попова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 134.
18. Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет- коммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дисс. . канд. филол. наук / Перм. Гос. ун-т. - Пермь, 2011. - 11 с.
19. Кислицына Н.Н. Эколингвистика - новое направление в языкознании // Международный конгресс по лингвистике: сб. материалов. - Казань, 2002. - С. 39.
20. Кожанова В.Ю. Жанровая специфика блогов // Стилистика сегодня и завтра. Материалы конференции. Часть II. - Москва, 2014. - С. 160.
21. Коровина Е.К. Основные атрибуты лингвоэкологии как автономной междисциплинарной отрасли языкознания // Вестник Череповецкого гос. ун¬та. - 2010. - Т. 1, № 28. - С. 562.
22. Кочеткова М.О. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. - 2014. - № 1 (27). - С. 39-41.
23. Липатова В.А. Параметры описания речевого портрета языковой личности // Язык и социальная динамика. - Саратов, 2014. - № 12-1. - С. 414.
24. Лутовинова О.В. Докоммуникативные лингвистически релевантные средства самопрезентации языковой личности в виртуальном дискурсе // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2 (39). - С. 39.
25. Макаров М.Л. Основы теории дискурса / под ред. М.Л. Макарова. - М.: Гнозис, 2005. - 336 с.
26. Потеряхина И.Н. Лингвоэкологические характеристики англоязычной виртуальной корпоративной коммуникации: дис. ... доктора филол. наук - Пятигорск, 2015.
27. Сафонова Т.В. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 2 с.
28. Семчук К.А. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота,
2014. - № 1. - 1233.
29. Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. - Омск: Полиграф. центр «Татьяна», 2011. — 306 с.
30. Сосорова Б.С. Циркулирование разделяемых смыслов в дискурсивном пространстве // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы международной научно-практической конференции (15-16 апреля 2011 г.). - Пенза: Научно-изд. центр «Сфера», 2011. - С. 6-8.
31. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. статей - СПб., 2002. - С. 122.
32. Шарапова И.Л. Блог как инструмент рекламы и PR // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - С. 166.
33. Щеглова Е.М. Дневники 1901-1929 гг. // Нева. - СПб., 1992. - №9. - 260 с.
34. Amery R. Warrabarna Kaurna! Reclaiming an Australian Language (Multi-lingualism and Linguistic Diversity) // Lisse, The Netherlands: Swets & Zeitlinger, 2000. - 38-39 p.
35. Blood R. Weblogs: A History and Perspective // The 50s Most Powerful Blogs. - Cambridge, 2000. - 57 p.
36. Bolinger D. Language, the Loaded Weapon / D. Bolinger. - London: Longman, 1996. - 214 p.
37. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. - 2 edition - Cambridge: University Press, 2006. — 240 p.
38. Haugen E. The Ecology of Language // The Ecolinguistics Reader: Language, Ecology and Environment / ed. by A. Fill, P. Muhlhausler. - London, New York: Continuum, 2001. - 57-66 p.
39. Herring S.C. Computer-Mediated Discourse // Vol. 1: Typology and Process. - London, 1994. - 278 p.
40. Herring S.C., Scheidt L.A., Bonus S., Wright E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences. - London, 2004. - 17 p.
41. Locher T. Ecolinguistics: the state of the art and future horizons. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 3 p.
42. Nowson S. The Language of ICT. Information and communication technology. - London: Grove Press, 2006. - 24 p.
43. Palmer J.D. The language policy course and language ecology. - Cambridge: The MIT Press, 1973. - 11 p.
44. Thimbleby H. Internet, discourse and interaction potential. - London: Middlesex University, 1996.
45. Trampe W. Language and ecological crisis // The ecolinguistics reader: language, ecology, and environment / ed. by A. Fill, P. Muhlhausler. - London; New York: Continuum, 2001. - 53 p.
46. Van Dijk T.A. Discourse, knowledge and ideology // Discourse & Society, vol. 5 (2), 1989. - P. 23.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1995. - 21 с.
2. Online Merriam-Webster Dictionary - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http: //www. merriam-websterdictionary. com/definition/blog (дата
обращения: 12.04.2018).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. A Little Merida Mexico Travel Guide: Where to Stay, Eat, Drink, and
Shop - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fbr-
trash.livejournal.com/3440833.html (дата обращения: 28.04.2018).
2. Anthony Bourdain Post - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tanyaburr.co.uk/(дата обращения: 25.04.2018).
3. aquaheart - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/search(дата обращения: 30.04.2018).
4. bethanynoelm - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.instagram.com/bethanynoelm(дата обращения: 30.04.2018).
5. brayanboy - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.instagram.com/bryanboycomAhnru(дата обращения: 27.04.2018).
6. Celebrating Coach Milano - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bryanboy.com/bryanboy_le_superstar_fab/2017/02/celebrating-coach- milano.html(дата обращения: 1.05.2018).
7. Dates and Cities for Upcoming Us Tour - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zerowastehome.com/category/lifestyle/(дата обращения: 1.05.2018).
8. Family Road Trip With A Twist - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theartofsimple.net/roadtrip-twist/(дата обращения: 3.05.2018).
9. footballfan1 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fbr- trash.livejournal.com/3440844.html(дата обращения: 2.05.2018).
10. Girl’s Day Out - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.girlsdayoutshow.co.uk/(дата обращения: 1.05.2018).
11. Gucci Places - Chatsworth House - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.chatsworth.org/news-media/news-blogs-press-release(дата обращения: 2.05.2018).
12. Hospitality That Feels Like Summer - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theartofsimple.net/hospitality/(дата обращения: 2.05.2018).
13. How to Enjoy Cities Solo - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fashionmenow.co.uk/2017/08/how-to-enjoy-cities(дата обращения: 27.04.2018).
14. I Love This Place: Nozawa Onsen, Japan - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theartofsimple.net/nozawa-onsen/(дата обращения: 25.04.2018).
15. Leaving on Jet Plane - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nicolettemason.com/wand.leaving-on-jet-plane.html(дата обращения: 29.04.2018).
16. Lessons in Breakups - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fashionmenow.co.uk/2018/02/lessons-in-breakups/(дата обращения: 30.04.2018).
17. lilypebbles - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lilypebbles.co.uk/2017/01/html(дата обращения: 26.04.2018).
18. Nomadic State of Mind - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thelondoner.me/2018/03/nomadicstateofmind.html(дата обращения: 30.04.2018).
19. On the Run - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tanyaburr.co.uk/on the run/ (дата обращения: 29.04.2018).
20. R W Guild, New York - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thelondoner.me/2018/03/r-w-guild-new-york.html(дата обращения: 3.05.2018).
21. Sartorial Denim - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stylebubble.co.uk/style_bub/2017/06/sartorial-denim.html(дата обращения: 1.05.2018).
22. Six Tattoos Later. My Thoughts and Learnings - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lilypebbles.co.uk/2018/04/six-tattoos- later-my-thoughts-learnings.html(дата обращения: 4.05.2018).
23. Spring Break In Texas - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.caller.com/story/news/2018/02/27/http-caller-spring-break-in-texas/(дата обращения: 2.05.2018).
24. Style Challenges - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theartofsimple.net/stylechallenges/(дата обращения: 3.05.2018).
25. thatschic - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.instagram.com/thatschic/1&biw=1215(дата обращения: 2.05.2018).
26. The Best Pizza in London - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lilypebbles.co.uk/2017/01/the-best-pizza-in-london.html(дата обращения: 4.05.2018).
27. Valentino’s Grandeur and Levity - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stylebubble.co.uk/style_bubble/2018/01/valentinos-grandeur-and- levity.html(дата обращения: 30.04.2018).
28. Valentino Spring Summer 2018 Fashion Show - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vogue.com/fashion-shows/spring-2018- ready-to-wear/valentino(дата обращения: 2.05.2018).
29. Wake Up and Smell The Rainbows - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fashionmenow.co.uk/2018/wake-up-and-smell-the-rainbows/(дата обращения: 5.05.2018).
30. zerowastehome - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.zoella.co.uk/(дата обращения: 2.05.2018).