Введение 3
Глава 1. Творческий путь В. Познера: от радиожурналистики - к тележурналистике 6
1.1 Период работы В. Познера в качестве радиокомментатора 6
1.2. В. Познер - ведущий телемостов СССР - США 12
1.3. Телепрограммы В. Познера на «Первом канале» 18
Глава 2. Своеобразие журналистского творчества В. Познера 29
2.1. Жанровые характеристики творчества В. Познера 29
2.2. Содержательно-стилистические особенности телепрограммы «Познер»
на «Первом канале» 35
2.3. Коммуникативный стиль В. Познера-тележурналиста 41
2.4. Современники о творчестве В. Познера 45
Заключение 49
Список литературы
Владимир Владимирович Познер (1934) является одной из важнейших фигур как советской, так современной российской журналистики. Он широко известен и в России, и за рубежом, как талантливый радио- и тележурналист, обладающий хорошей литературной подготовкой. Исследователи и потребители медиаконтента отмечают, что тематический круг творчества В. Познера- журналиста чрезвычайно широк, что, безусловно, указывает на высокий уровень его мастерства. Кроме того, не вызывает никакого сомнения тот факт, что в своей профессиональной деятельности Владимир Познер уделяет повышенное внимание такой категории, как достоверность (и, в частности, одному из её важнейших аспектов - объективности), о чём свидетельствуют жанровые, сущностные и лингвистические особенности создаваемого им контента. Сумма этих свойств указывает на тот факт, что творчество журналиста В. В. Познера действительно представляет ценность как для аудитории, так и для исследователей, поскольку, творчески раскрывая свои способности, этот автор активно реализует в своих работах ряд важнейших функций средств массовой информации - информирует представителей аудитории, так или иначе воздействует на сознание аудитории, вступает в коммуникацию с аудиторией, влияет на общественное мнение, организует и просвещает аудиторию.
Однако, невзирая на тот факт, что роль влияния творчества В. Познера на становление и развитие современной российской журналистики переоценить весьма сложно, к сожалению, по состоянию на сегодняшний день было пред-принято ничтожно малое количество попыток изучения его. Частично это связано с тем, что Владимир Познер создавал и продолжает создавать журналистские тексты (как в классическом, так и в конвергентном аспекте) не только на русском, но также и на английском и французском языках, что предполагает для исследователя наличие определённой культурной и лингвистической подготовки. Это в значительной степени затрудняет процесс исследования его работ. Тем не менее, данная причина не является основополагающей. Кроме того, как было сказано нами ранее, тематический, проблематический и жанровый диапазон творчества В.В. Познера очень широк, что, безусловно, зачастую ограничивает потенциал исследователей рамками одного жанра, проблематического круга или тематического направления. Этим и обусловливается актуальность нашего исследования.
Целью настоящей работы является исследование журналистского творчества Владимира Познера в совокупности его тематических, проблематических, стилистических, сущностных и иных свойств. Данная цель предполагает постановку следующих задач:
1. Провести контент-анализ творчества В. Познера-журналиста в синхронном и диахронном аспектах;
2. Выявить и изучить основные тематические направления журналистских работ В. В. Познера;
3. Определить круг актуальных проблем, в целом характерных для творчества данного журналиста;
4. Изучить творчество Владимира Познера в контексте теории языковой личности.
Таким образом, объектом нашей работы является творчество журналиста
В. Познера, а предметом - стилистические, сущностные, лингвистические и жанровые особенности его.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы с параграфами, заключение и список литературы. Первая глава включает в себя описание творческого пути В.Познера в качестве радио- и тележурналиста. Вторая глава содержит контент-анализ его журналистского творчества.
Теоретическую базу нашего исследования составили работы таких вы-дающихся отечественных исследователей, как Я. Н. Засурский, И. И. Засурский, A. П. Короченский, Р. П. Баканов, И. М. Дзялошинский, Т. Г. Добросклонская, М. Н. Черкасова, В. В. Тулупов, В. Е. Чернявская и др.
Эмпирической базой для ВКР послужили журналистские работы, созданные Владимиром Познером в течение всей его творческой биографии (включая телевизионные и радиотексты).
Методологическая база работы включила в себя метод аналитического реферирования литературы, необходимый для формирования списка литературы и создания теоретической части исследования; метод дискурс-анализа, важный для исследования медиатекстов, созданных В.В. Познером; феноменологический метод, дающий возможность изучить журналистское творчество
B. Познера в общекультурном контексте; семиотический метод, позволивший в совокупности исследовать журналистские работы Владимира Познера с позиций семантики, синтактики и прагматики образов, транслируемых в них.
Итак, нами было исследовано журналистское творчество Владимира Познера в синхронном и диахронном аспектах. Мы не только изучили особенности его актуальных работ, но также выяснили, какие особенности были характерны для более раннего творчества В.В. Познера. Исходя из того, что творческий путь этого журналиста занимает более пятидесяти лет, мы последовательно рас-смотрели каждый его этап - от работ, созданных в рамках Агентства производства новостей, до многолетних телепроектов.
Нами было выявлено, что тематический и проблематический круг работ Познера-журналиста чрезвычайно масштабен, ведь он обращается к культурным, социальным, экономическим, историческим и иным вопросам, стараясь привлекать к ним внимание общественности. В частности, именно благодаря В.Познеру стало возможным открыто обсуждать на телевидении проблему ВИЧ-инфекции как реально существующую и представляющую для общества угрозу.
Помимо этого, нами была предпринята попытка изучения коммуникативного портрета Владимира Познера в контексте теории о языковой личности. Мы проанализировали коммуникативные стратегии и тактики, которые использует в своём поведении В.В. Познер, и пришли к выводу, что его можно назвать одним из эталонных, поскольку даже в случаях коммуникативной неудачи и/или неприятия со стороны собеседника, как показывает исследование, этот журналист и телеведущий не использует язык агрессии. Однако, невзирая на это, он всё-таки подвергается критике со стороны других журналистов, а также - популярных деятелей культуры. Причины пути этой критики также были изучены нами в процессе исследования.
Полагаем, что результаты проведённого нами контент-анализа телевизионных и радиоработ Владимира Познера, могут быть полезными для освоения ряда предметов, изучаемых в процессе подготовки по направлению 42.03.02 Журналистика.
1. Аграновский А. А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980.
2. Аграновский В. А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). М., 1978.
3. Баканов Р. П. (2010). Особенности творческого стиля Ирины Петровской, телекритика газеты «Известия». Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 152 (5), 133-143.
4. Баканов Р. П. (2012). Приемы подачи информации в творчестве телевизионного критика Славы Тарощиной. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 14 (12 (131)), 127-136.
5. Баканов Р. П. (2013). Портрет “Первого канала” российского телевидения в оценках обозревателей “Литературной газеты”. Ученые записки Казан-ского университета. Серия Гуманитарные науки, 155 (6), 86-107.
6. Баканов Р. П. Медийная критика как учебная дисциплина (опыт Казанского университета) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 12. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - № 24 (119). - С. 150 - 159.
7. Баранова К. В. Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.
8. Баранова К. В. Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу: дис. ... канд. филол. Наук / К.В. Баранова. - Санкт- Петербург, 2006 - 186 с.
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1979. - 424 с.
10. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Академиа-Центр, Медиум, 1995. - 321 с.
11. Блинова Н. М. Научные подходы к пониманию имиджа // Электронный
научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика» [электронный ресурс]. М., 2014. № 3. Режим доступа:
http://psvchologv.snauka.ru/2014/03/2887
12. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Л., 1984.
13. Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр / Поэтика и политика: альманах Рос.-фр. центра социологии РАН. - М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1999. - С. 220.
14. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-49.
15. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1930.
16. Галинская Т. Н. (2013). Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике. Вестник Оренбургского государственного университета, (11 (160)), 91-94.
17. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб., 1993.
18. Дзялошинский И. М. Роль СМИ в организации диалога власти и общества / И. М. Дзялошинский // Роль СМИ в формировании гражданского обще¬ства. - М. : Хроникер, 2006. - С. 211-234.
19. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации / Т. Г. Добросклонская // Вестн. МГУ. - Сер. 10 «Журналистика». - 2006. - № 2.
20. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: уч. Пособие. - М.: Флинта; Наука, 2008. - 264 с.
21. Ершова А. В. (2013). Медиаперсона в зеркале метафорологии: формирвание картины мира. Журналистский ежегодник, (2-2), 57-59.
22.Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. — Ростов н/Д: иэд-во «Феникс», 1999. — 320 с.
23.Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е го-ды. - 2001.
24.Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации //Информационное общество. - 1999. - Т. 1. - С. 36-40.
25.Засурский Я. Н. Информационное общество сегодня и завтра //Информационное общество. - 2001. - №. 3. - С. 57-58.
26.Захаров Е.Е. Телекритика как средство диалога литературной и телевизионной культур // Журналистика: взаимодействие науки и практики: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 3-7 окт. 2007 г. - Ростов н/Д: НМЦ Логос, 2007. -С. 109-114.
27.Зубанова Л. Б. (2008). Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации. Вестник культуры и искусств, (2 (14)), 6-17.
28. Иванова И. В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / И. В. Иванова. - Астра¬хань, 2009. - 24 с. 33.
29. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е / О. С. Иссерс. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. - 288с.
30. Каблова Д. В. Проблема формирования массового сознания в работе журналиста: модель детерминантов //Медиасреда. - 2017. - №. 12.
31. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2002.
32. Козлова О. А., Бондарев Д. А. (2011). Национальные особенности развития жанра общественно-политического ток-шоу на российском телевидении. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика, (10), 119-125.
33. Короченский А. П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов-н/Д.: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - Доступно также на: URL: http://www.ksu.ru/fl3/rbakanov/index.php?id=5&idm=0&num=23(дата об-ращения 10.04.2018 г.)
34. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. - Ростов: Международный институт филологии и журналистики, 2003.
35. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов. М., 2010.
36. Леонова Л. Л., Кукьян, В. Н. (2013). Медиапространство как фактор культурной идентификации. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки, (2), 40-46.
37. Лукина М. М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.
38. Майданова Л. М., Калганова С. О. Практическая стилистика жанров СМИ: Учебное пособие. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006.
39. Маркина Н.А. Текст как способ презентации языкового сознания. - Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001.
40. Муратов С. Диалог: Телевиз. общение в кадре и за кадром. М., 1983.
41.Ольшанский И.Г. Язык и языковая личность в условиях современного социального контекста. // РГСУ. Ученые записки. - 2004. - № 1. - С. 79-80.
42. Романенко М. С. и др. Портрет современника в глубоком экранном интер-вью. - 2015.
43.Руцкая С. С. Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам (американский и российский опыт). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www. mediascope. ru/node/611.
44. Руцкая С. С. Элитарная тележурналистика постсоветского периода //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №.
5. - С. 203-206.
45. Смирнов С.В. Времена лжи с Владимиром Познером. - М.: ЭКСМО, 2005.с.25-27.
46. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982
47. Стюфляева М. И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.
48. Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М., 1980.
49. Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж: Инфа, 1996.
50.Черкасова М. Н. (2010). Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 7 (18 (89)), 250-257.
51.Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта: Наука, 2006.
52. Юровский А. Телевидение — поиски и решения. М., 1975.
53. Юрчина А. Д. Драматургия ток-шоу. Дипломная работа. - Е., 2011. - 59 с.