ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СВЕТОВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Световоздушная перспектива и её основные законы 8
1.2. Педагогическая целесообразность обучения шестиклассников общеобразовательной школы основам создания световоздушной
перспективы 11
1.3. Анализ школьных программ по изобразительному искусству 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СВЕТОВОЗДУШНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В
6-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 24
2.1. Недочеты школьной системы художественного образования и способы
их устранения 24
2.2. Методики обучения основам создания световоздушной перспективы в
рисунке и живописи 27
2.3. Экспериментальная работа по обучению подростков созданию
световоздушной перспективы в пейзажной живописи 31
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 48
3.1. Краткая история возникновения световоздушной перспективы 48
3.2. Этапы выполнения творческой части дипломной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Библиографический список 53
Интернет-ресурсы 54
Приложения 56
Актуальность исследования. В общеобразовательной школе все учебные дисциплины нацелены на развитие тех или иных мыслительных процессов. Математика нацелена на развитие логики и абстрактного мышления, литература развивает духовно, химия и физика дают представление об естественнонаучной картине мира. В это же время изобразительное искусство должно формировать художественно-образное мышление, развивать у ребенка чувство гармонии, красоты окружающей действительности, учить изображать этот мир на картине. Кроме того данный предмет демонстрирует межпредметные связи между искусством и выше перечисленными учебными дисциплинами.
Однако программные и методические материалы по изобразительному искусству, свидетельствую о том, что предмет очень обширен и требует к себе более пристально внимания. Учитель, объясняя тему занятия! Визуальное и теоретическое знакомство с произведениями мастеров живописи на практике не дают сколько-то серьезных результатов. Рисунки маленьких детей искренни, своеобразны, независимы от навязанных взрослыми стереотипов. Потом в процессе взросления человек утрачивает непосредственное своеобразное восприятие мира и действует по уже заученной схеме.
Мы наблюдали, как многие школьники - подростки переживают свое неумение передать в рисунке то, что они видят в действительности. Они понимают, что между их умением и умением художника-мастера лежит огромная пропасть. Именно поэтому подрастая, ребенок с радостью соглашается с тезисом, утверждающим, что талант художника дается Богом.
К тому же имеющемуся положению дел в сфере изобразительного искусства имеют прямое отношение современные медиа-технологии при которых не обязательно уметь рисовать. Есть и еще одна причина, по которой обучению изобразительному искусству на уроках в общеобразовательной школе следует уделять больше времени. Эта причина кроется в том, что появившийся в 70-х годах прошлого века постмодернизм уничтожил противостояние массового и элитарного искусства из-за чего произошло нивелирование границ, качественного и оценочного смысла между этими видами искусства. [http://artdosug.ru/archives/12081] С одной стороны есть возможность насыщения содержания уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе, но на них выделяется слишком мало времени, всего лишь 1 час в неделю.
За это время невозможно научить рисовать, так как изрядная часть времени тратится на объяснение материала. Таким образом, возникает противоречие между временем, отведенным данному предмету и целями, которых мы, безусловно, хотели бы достичь. Решение этого вопроса лежит в такой организации урока, где бы теоретическая и практическая части занятия шли параллельно. Только действуя таким образом мы будем иметь возможность научить подростков правильно изображать окружающий мир.
В России, успешно работающие в западном мире результаты современных исследований недостаточно интегрируются в практические советы и не получают широкого распространения с целью развития изобразительного творчества. Переиздаются отечественные самоучители прошлых веков, ценные по большей части для историков, школьные учебники и тетради по изобразительному искусству.
1. Сложность обучения младших подростков созданию глубины пространства в рисунке и живописи и формирование у них необходимых для этого пространственных представлений заключается не только в недостатке учебного материала и методик. Оно также заключается в следующем:
Во-первых, в решении значительной задачи передачи теории живописи, которая должна быть адекватна психологическим особенностям зрительного, чувственного и понятийного восприятия, характерным для младшего подросткового возраста.
2. В правильном, научно обоснованном подборе наглядного материала, который наиболее полно отражает художественные средства передачи трехмерного пространства на двумерной поверхности.
3. В недостаточности исследований пространственных представлений младших подростков.
4. В доказательствах эффективности и научной обоснованности программно-методического обеспечения занятий по изучению младшими подростками основ создания световоздушной среды.
5. Недостача академических часов, предусмотренных для изучения предмета Изобразительное искусство.
Эти предпосылки дали нам материал для формулировки проблемы исследования.
Проблема исследования - каковы возможности включения знаний о художественных средствах передачи воздушной перспективы в пейзажной живописи в систему практических занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе?
Цель исследования - разработка условий последовательного освоения представления о световоздушной перспективе в пейзажной живописи у учащихся 6 классов.
Объект исследования - содержательные и методологические аспекты проведения уроков ИЗО в 6-х классах.
Предмет исследования - методические аспекты освоения детьми художественных средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа.
Гипотеза исследования. Освоение художественных средств передачи воздушной перспективы учащимися 6 классов будет возможно, если:
• учащиеся будут выполнять задачи по живописи пейзажа на основе наблюдения натуры;
• теоретический материал по художественным средствам передачи световоздушной перспективы будет адаптирован для понимания младших подростков и будет даваться параллельно с практикой;
• будет найдена определенная последовательность выполнения заданий по освоению средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа.
Задачи исследования
1) Выяснить, какие художественные средства использовались художниками для передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа.
2) Выявить, какие из художественных средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа могут быть доступны учащимися 6 классов общеобразовательной школы.
3) Определить последовательность освоения художественных средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа учащимися6 классов общеобразовательной школы.
4) Разработать систему упражнений, нацеленную на освоение художественных средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа.
Методология исследования. В исследовании мы опирались на психологические и педагогические исследования отечественных ученых: С.П. Ломова, А.С. Зайцева, Н.Н. Волкова, Б.В. Раушенбаха, труды художников-педагогов по методике преподавания изобразительного искусства: И.П. Глинской, А.Ю. Зубко, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Л.Г. Савенковой, Д.Е. Стариченко, Ю.Н. Протопопова, Т.Я. Шпикаловой.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа с учащимися, анализ научной и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, качественное сравнение результатов деятельности контрольной и экспериментальной групп.
Теоретическая значимость исследования. Структурировано и адаптировано понятие «воздушная перспектива» в живописи пейзажа как
художественных средств. Теоретически обоснована экспериментально доказана возможность освоения подростками достаточно сложных представлений и умений в области изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования. Разработана методика обучения детей средствам передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа. Разработанная система заданий по живописи пейзажа с передачей элементов воздушной перспективы, которая может быть использована в процессе обучения на уроках ИЗО.
Этапы исследования.
Этап 1. Обоснована тема научного исследования, проведен анализ научной и методической литературы, сформирован научный аппарат исследования, составлено оглавление, намечен план исследования.
Этап 2. Проведен констатирующий эксперимент, разработана модель формирующего эксперимента, определена экспериментальная база исследования.
Этап 3. Проведен формирующий эксперимент, подведены итоги исследования, разработаны методические пособия, выполнен текст дипломной работы, выполнена творческая часть дипломной работы.
В начале исследовательской работы была поставлена цель - разработка методик формирования у шестиклассников пространственного видения и поэтапного освоения основ создания световоздушной перспективы в рисунке и живописи. Логика педагогического исследования потребовала формулировки гипотезы и задач исследования. Мы предположили, что основными условиями эффективного освоения средств передачи воздушной перспективы будут: наглядность и наблюдение за натурой. А так же адаптированная к восприятию младших подростков подача теоретического материала. Разработка последовательности заданий по освоению предположения были нами доказаны в процессе проведения теоретической и экспериментальной работы. Результаты проведенного эксперимента показали, что учащиеся 6 классов вполне могут осваивать достаточно сложные художественные приемы, используемые для создания световоздушной перспективы. Однако для того, чтобы эти сложные понятия были усвоены и применялись на практике, материал необходимо подавать в упрощенном, понятном и увлекательном виде.
В целом данное исследование, выполненное в рамках выпускной квалификационной работы, позволило нам приобрести навык разработки методик преподавания основных закономерностей световоздушной перспективы учащимся 6х классов общеобразовательной школы. Исследовательская деятельность по выбранной теме исследования потребовала чтения и тщательного анализа специальной литературы по педагогике, психологии, школьных программ, методических и дидактических разработок. Научило последовательности проведения научных изысканий и практическому применению полученных знаний в реальных условиях.
Данные этой разработки могут использоваться на уроках ИЗО в СОШ, а также факультативах и кружковой работе.