СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
1.1. Особенности организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих таможенных органов
1.2. Нормативно-правовое регулирование организации
профессиональной подготовки государственных
гражданских служащих таможенных органов
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1. Анализ организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской таможни
2.2. Направления совершенствования профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Белгородской таможни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время работа таможенных органов (далее ТО) Российской Федерации производится в обстановке, обусловленной существенными преобразованиями во внешней торговле, глобализацией мировой экономики, усилением противозаконной деятельности в части таможенного дела, увеличением количества и разнообразия угроз государственной безопасности во внешнеэкономической сфере. Данная ситуация требует решения новых задач от таможенных органов. Должностным лицам таможенных органов России необходимо регулярно увеличивать степень профессиональной подготовки: изучать инновационные способы реализации таможенного контроля и таможенного оформления, прогрессивные информативные технологические процессы в отрасли таможенного дела, а кроме того новейшие инструменты управления рисками во внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, проф. переподготовка, повышение квалификации и проф. учеба на месте службы должностных лиц таможенных органов России является важной для развития кадрового состава, который направлен на рост умственного потенциала профессионалов таможенного дела.
В последнее время, благодаря формированию техники и науки, происходит повышение качества и уровня предоставления таможенных услуг, поскольку трансформация в электронное декларирование и применение новейших информационно-технических систем и технологий нуждается в кадровом обеспечении общей концепции таможенных органов Российской Федерации, учитывая современные новейшие требования . Помимо этого, прослеживается повышение образовательного уровня не только для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и должностных лиц и работников бюджетной сферы таможенных органов, что обуславливает необходимость детального и подробного изучения и проведения анализа системы профессиональной подготовки кадрового состава таможенных органов.
Применение новейших образовательно-научных, управленческих, информативных и таможенных технологий для повышения эффектности работы ФТС России непосредственно связано с уровнем проф. квалификации кадрового состава и кадровыми возможностями и потенциалом таможенной сферы. Особую актуальность, в связи с этим, получает улучшение роли и влияния проф. подготовки кадров в структуре ТО на итоговые результаты работы, а также аналитические и контрольные показатели структурных подразделений ФТС России.
Следовательно, в данный период развития и становления внешнеторговой работы для улучшения качества и эффектности функционирования кадровых мероприятий в единой структуре ТО требуется изобретение механизма и техники управления подготовкой проф. кадров ТО, учитывая современную обстановку. Внедрение и применение современнейшего подхода к управлению персоналом (кадрами), базирующегося на применении новейших образовательных и информатизированных технологий, помогает качественно и целенаправленно создавать кадровый потенциал единой структуры ТО Российской Федерации с требуемым уровнем проф. подготовки.
Степень изученности темы дипломного исследования. Особое внимание уделяется работам в сфере организации механизма управления персоналом в таможенных органах, которые подробно охарактеризованы в трудах В.Д. Баранова и Г.В. Матвиенко.
Социально-исторические предпосылки проблем, появившихся в современности, в структуре государственной службы России, научные пути преобразования ее кадровых возможностей, предложениями о внесении поправок базовых принципов подготавливания государственных работников в высшей школе, а также разработки в сфере научного анализирования теоретических сложностей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ТО Российской Федерации, воздействие ресурсного запаса подготовки кадров на показатели работы ТО, в основании которого лежит многофакторная регрессивная модель, показанная в работах А.А. Антипова, А.В. Барановой, И.Е. Ткаченко.
Важные направления производства процесса управления ТО, современные направления к пониманию процесса управления ТО ФТС России, учитывая характеристики современного положения экономики, актуальные пути улучшения эффектности профессиональной деятельности должностных лиц ТО подробно описаны в работах Д.Г. Зеркина, М.А. Месяца, В.В. Макрусева, Е.Н. Петрушко, В.В. Шкилева.
Результативность и эффективность использования техники проф. подготовки кадров в ТО четко проанализированы в исследованиях Т.Ю. Водостоевой, Ю.Н. Егорова, В.А. Колобковой.
Научные теоретические предложения по созданию исследовательно- методических несовершенств, решению практических вопросов в сфере производства и функционирования процессов управления в современнейшей таможенной службе изучены практиками и учеными, а именно Д.А. Поповой, И.В. Сергеевым, П.В. Скрипченко, А.Ю. Терешковой .
Но следует заметить, что в итоговом результате проведенных исследований совокупная методическая база для построения качественной и эффектной системы управления персоналом в ТО и исследуемая тема не раскрыта в данном аспекте в достаточном объеме из-за чего требуются дальнейшие изучения, не была разработана.
Проблема исследования заключается в противоречии между надобностью модернизирования организации проф. подготовки государственных служащих ТО и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом исследования является проф. подготовка государственных гражданских служащих в единой структуре ТО.
Предметом исследования выступает организация проф. подготовки государственных гражданских служащих в ТО.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации проф. подготовки государственных гражданских служащих в ТО.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть организационно-правовые основы профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в таможенных органах;
2) изучить теоретические основы организации проф .подготовки государственных гражданских служащих в ТО;
3) проанализировать практику организации проф. подготовки государственных гражданских служащих в ТО Белгородской таможни.
4) разработать направления совершенствования проф.подготовки государственных гражданских служащих в ТО.
В качестве теоретико-методологической основы дипломного исследования выступают положения системного подхода, который изложен в научных трудах и исследованиях А.Ф. Андреева, И.Г. Гришко, Л.В. Ивановской, А.Я. Кибанова, В.В. Макрусева, В.Н. Пчелинцева, которые рассматривают необходимость и эффектность методики проф. подготовки работников с точки зрения стратегии кадровой политики, выявляющей способы управления сотрудниками в ТО и главные направления кадровой политики, разработанные на основе стратегии управления персоналом. Для анализа практических данных в дипломной работе применялись следующие методы: анализа и синтеза, сравнения и сопоставления.
Эмпирическую базу исследования составили положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений, писем, методических рекомендаций и указаний ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в практической деятельности структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации, поскольку определяют необходимость и актуальность системного теоретического анализа организации профессиональной подготовки государственных служащих в таможенных органов, влияющих на функционирование единой таможенной системы таможенных органов в условиях экономического и административного реформирования таможенного законодательства.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
При условии углубления внешнеэкономических связей и преобразования комплекса высшего образования главным и основным приоритетом становится подготовление будущих специалистов таможенного дела новейшего уровня, согласно современным требованиям. Учитывая это комплексу высшего образования требуется не только сохранить и развивать индивидуальные характеристики данного направления подготовки, но и освоить совершенно новый уровень эффективности, который позволит обеспечить требования государства в высококвалифицированных специалистах таможенного дела. Основным толчком проф. развития должностных лиц ТО считается совокупность подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации работников, которая также и обеспечивает проведение их бесперебойного обучения.
Под проф. подготовкой понимается комплекс особенных знаний, умений и навыков, качества, рабочего опыта обеспечивающих возможность эффектной работы по определенной профессии. Проф. подготовка производится для расширения уровня квалификации специалистов для их подготавливания к новейшим экономическим и социальным условиям и ведения новой проф. работы, в том числе с учетом зарубежных требований и стандартов. На сегодняшний день комплекс проф. подготовки кадров для таможенной службы организован и проводится в целях обеспечения и поддержки достаточного уровня проф. должностных лиц ТО, постоянной и непрерывной модернизации их проф. знаний.
В настоящее время проф. развитие кадров ТО основывается и регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 114- ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ гражданских служащих Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной подготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы», Приказом ФТС России от 25.11.2004 № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации», Приказом ФТС России от 25.07.2008 №915 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации». Данные правовые акты предусматривают организационно-правовые формы проф. подготовки государственных служащих, порядок, периодичность, сроки и условия проф. обучения и затрагивают некоторые другие вопросы.
Воплощение принципов проф. и грамотности на государственной службе обеспечивается, совокупностью проф. развития государственных служащих. На государственных гражданских служащих возлагается обязанность в поддержании уровня квалификации, необходимого для выполнения своих должностных обязанностей, а на кадровые службы ТО возложена обязанность анализировать уровень проф . подготовки государственных гражданских служащих ТО.
Основное место в комплексе ТО России занимает Центральное таможенное управление, которое считается одним из самых больших среди восьми территориальных таможенных управлений ФТС России. В частности Белгородская таможня в настоящее время считается одной из крупнейших в Центральном регионе России. Белгородская таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности ЦТУ в пределах своих компетенций.
В Белгородской таможне в 2017 году организовано получение должностными лицами дополнительного профессионального образования, доля которых в общей фактической численности должностных лиц таможни составила 37,7% (в 2016 г. - 35,7%) при плановом показателе на 2017 год - не менее 28,5%. В целом ежегодно увеличивается численность государственных гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование. Так в 2017 году получили дополнительное профессиональное образование 490 должностных лиц, из них 443 государственных гражданских служащих и 47 сотрудников таможни.
Отдел гос. службы и кадров, являющийся структурным подразделением Белгородской таможни, был образован 26 декабря 2012 г., организационно-методическое руководство и контроль деятельности которого осуществляет кадровая служба ЦТУ, а в части выполнения задач и функций, возложенных на отдел - заместитель начальника Белгородской таможни по работе с кадрами. На отдел государственной службы и кадров возложены задачи по реализации проф. подготовки кадров таможенных органов в Белгородской таможне.
Проф. подготовка должностных лиц таможни играет важную роль в комплексе функционирования единой системы ТО, ведь деятельность в структурных подразделениях единой системы ТО Российской Федерации требует от должностных лиц высокого уровня проф . подготовки на протяжении всей работы. Это обусловлено тем, что наличие высшего образования считается одним из необходимых условий эффектного исполнениями должностными лицами ТО своих должностных обязанностей, ведь от проф-ма, компетентности и ответственности должностных лиц ТО во многом зависит эффектность таможенной службы в целом.
Сегодня уровень кадровых возможностей ТО не совсем может удовлетворить потребностям ФТС России. Это полность. связано с имеющимся рядом недочетов дополнительного проф. образования должностных лиц ТО. Основными проблемами являются:
- отсутствие программы получения дополнительного
профессионального образования по направлениям деятельности таможенных органов тылового обеспечения и организационно-аналитических подразделений;
- по отдельным направлениям профессиональной деятельности существуют обучающие программы дополнительного профессионального образования лишь для руководящего состава (специальные отряды быстрого реагирования);
- нет единообразного понимания вопроса получения дополнительного
профессионального образования сотрудниками подразделений,
подчиняющихся начальнику таможни лишь структурно (оперативно-технические подразделения);
- ведомственная нормативная база требует переработки, требования программ дополнительного профессионального образования во многом устарели;
- в связи с достаточно большим количеством обучающихся в дистанционном режиме, часто возникают сбои в работе сервера филиалов РТА, что, в свою очередь, создает проблемы при входе в систему дистанционного обучения и влечет несвоевременную сдачу тестирования по программам дополнительного профессионального образования.
Решение выявленных проблем очень важно для развития не только Белгородской таможни, но и всей системы таможенных органов в целом в части улучшения качества предоставляемых услуг, а также соответствия международным стандартам. Для наиболее эффективной деятельности таможенных органов необходимо:
- пересмотреть, доработать и упорядочить нормативную базу по профессиональной подготовке и вопросам получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими и сотрудниками таможенных органов;
- разработать программы получения дополнительного профессионального образования для оперативно-технических подразделений, для сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования, а также программы в электронной форме по направлениям деятельности тылового обеспечения, организационно-аналитических подразделений таможенных органов;
- разработать единую инструкцию по реализации программы дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов (сотрудников и гражданских служащих);
- РТА регулярно обновлять учебные программы и планы для профессиональной учебы должностных лиц на местах, оказывать методическую помощь, централизованно направлять в адрес РТУ и таможен учебные пособия, увеличить количество курсов повышения квалификации для отделов бухгалтерского учета и финансовой экспертизы, отделов документационного обеспечения, отделов государственной службы и кадров, правовых отделов;
- внедрение контролинга, который является наиболее перспективной системой управления, позволяющей решать большой спектр управленческих задач, стоящих перед управлением таможенными органами, путем использования технологии управления знаниями.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 15.03.2018) [Текст] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) от 01 января 2018 г. // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 06.02.2018).
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
5. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
6. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
7. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
9. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон
от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
11. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации
[Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 (ред. от 15.05.2018) // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
13. О внесении изменений в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110, и Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 156 (ред. от 10.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 12. - Ст. 1263.
14. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 19.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
15. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 10.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 439.
16. О мерах по совершенствованию организации деятельности в
области противодействия коррупции [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 (ред. от 19.09.2017) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.
17. О некоторых вопросах противодействия коррупции [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред. от 15.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1506.
18. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30.09.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 440.
19. О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 01.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 438;
20. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 (ред. от 28.08.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 437.
21. Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 (ред. от 07.05.2012) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2338.
22. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
23. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 (ред. от 08.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 203.
24. Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 25 июля 2008 г. № 915 / Документ опубликован не был. - Режим доступа : http://www.tks.ru/news/law/2005/02/09/0002(дата обращения: 09.04.2018).
25. Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 25 ноября 2004 № 329 (ред. от 25.11.2004) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
26. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 12.06.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
27. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 (ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 19. - Ст. 2194.
28. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5616.
29. Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения (вместе с Правилами обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и возмещения указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения) [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 (ред. от 27.10.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 45. - Ст. 6241.
30. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575 -р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
31. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 10.02.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
32. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 28.07.1992) / Документ опубликован не был. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9006606(дата обращения: 05.03.2018).
33. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 14 августа 2007 г. № 977 (ред. от 14.08.2007) / Документ опубликован не был. - Режим доступа :
http://www.customs.ru/index.php?id=14209&option=com_content&view=article(дата обращения: 09.03.2018).
34. О внесении изменений в Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации, утвержденное приказом ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 [Текст] : Приказ ФТС России от 18 ноября 2013 г. № 2171 (ред. от 18.11.2013) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 1. - январь (извлечение).
35. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
36. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
37. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 14 ноября 2013 г. № 2315 (ред. от 01.02.2013) // Российская газета. - 2013. - № 21. - 1 февраля.
38. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 24 декабря 2008 г. № 1658 (ред. от 17.04.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 11. - 16 марта.
39. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения
должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 (ред. от
22.02.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
40. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 (ред. от 05.08.2015) // Российская газета. - 2013. - № 74. - 05 апреля.
41. О соблюдении принципов служебного поведения [Электронный ресурс] : Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01 -11/51938 (ред. от 17.05.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
42. Андреев, А. Ф. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : монография / А. Ф. Андреев, В. В. Макрусев. - М. : Издательство РТА, 2014. - 170 с.
43. Антипов, А. А. Подготовка госслужащих в России : социально-исторические истоки современных проблем и образовательные пути их разрешения [Текст] / А. А. Антипов // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 11-17.
44. Баранов, В. Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход) [Текст] : дис. ... докт. эконом. наук : 08.00.05 / В. Д. Баранов. - М., 2011. - 425 с.
45. Гришко, И. Г. Формирование вариантов организации кадрового обеспечения таможенных органов в современных социально-экономических условиях [Текст] / И. Г. Гришко // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 3. - С. 53-59.
46. Гришко, И. Г. Оценка влияния ресурсного обеспечения подготовки кадров в Российской таможенной академии на показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации [Текст] / И. Г. Гришко // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 4. - С. 43-49.
47. Егоров, Ю. Н. Формирование системы подготовки кадров высшей квалификации в Федеральной таможенной службе [Текст] : монография / Ю. Н. Егоров, В. А. Колобкова, Т. Ю. Водостоева. - М. : Издательство РТА, 2009. - 217 с.
48. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учебно - практическое пособие [Текст] : А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская / под ред. А. Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
49. Макрусев, В. В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов [Текст] : монография / В. В. Макрусев, Д. Г. Зеркин, М. А. Месяц. - М. : Издательство РТА, 2012. - 170 с.
50. Макрусев, В. В. Управление развитием таможенных органов [Текст] : монография / В. В. Макрусев, Н. В. Пчелинцев. - М. : Издательство РТА, 2013. - 144 с.
51. Матвиенко Г. В. Таможенная служба на защите интересов национальной безопасности: проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий [Текст] / Г. В. Матвиенко // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 2 (16). - С. 75-81.
52. Месяц, М. А. Совершенствование организационного механизма процессного управления таможенными органами России [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / М. А. Месяц. - М., 2013. - 200 с.
53. Москаленко, О. А. Управление таможенными органами как важнейшим регулятором внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] : монография / О. А. Москаленко, Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилев. - Белгород : Издательство «Эпицентр», 2016. - 163 с.
54. Москаленко, О. А. Таможенная служба как важнейший регулятор
внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] / О. А. Москаленко, Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилев // Научный рецензируемый журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета». Серия: Экономика.
Информатика. ISSN 2411-3808. - Белгород: НИУ «БелГУ» Издательский дом «Белгород». - 2016. - № 2 (223), выпуск 37. - 194 с., С. 51-56.
55. Петрушко, Е. Н. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилев // Academic science - problems and achievements VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 28-29.09.2015, Vol. 2 - North Charleston, SC, USA: Create Space. - 2015. - Р. 273-297.
56. Петрушко, Е. Н. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилев // Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, - North Charleston, SC, USA: CreateSpace. - 2015. - Р. 281-288.
57. Петрушко, Е. Н. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилев // Научный рецензируемый журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета». Серия: Экономика. Информатика. ISSN 2411-3808. - Белгород: НИУ «БелГУ» Издательский дом «Белгород». - 2015. - № 19 (216), выпуск 36/1. - С. 91-95.
58. Попова, Д. А. Развитие научно-методического аппарата и разработка практических рекомендаций по адаптации должностных лиц к условиям профессиональной деятельности в целях повышения кадрового потенциала таможенных органов [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Д. А. Попова. - Москва, 2013. - 179 с.
59. Просянников, Н. Н. Управление персоналом в таможенных органах [Текст] : монография / Н. Н. Просянников. - Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 160 с.
60. Сергеев, И. В. Совершенствование управления подготовкой кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / И. В. Сергеев. - М., 2013. - 171 с.
61. Скрипченко, П. В. Совершенствование профессиональной подготовки кадров в условиях формирования экономики знаний [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / П. В. Скрипченко. - М., 2015. - 256 с.
62. Ткаченко, И. Е. Компетентностный подход как условие повышения качества кадрового потенциала таможенных органов [Текст] / И. Е. Ткаченко, А. В. Баранова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 17-21.
63. Терешкова, А. Ю. Совершенствование организационно - экономического механизма управления таможенными услугами [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / А. Ю. Терешкова. - М., 2012. - 220 с.
64. Шкуренко, Е. К. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Е. К. Шкуренко. - М., 2013. - 161 с.