ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПАРХИЙ КРЫМА В СРЕДНИЕ ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Проблема возникновения христианских епархий в Таврике 11
1.1. Приход христианства в Крым: проблема возникновения христианских епархий 11
1.2. Вопрос о роли православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью 34
Глава II. Внутренняя жизнь Таврических епархий в IX - XV вв 49
2.1. Роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности
византийской Церкви 49
2.2. Проблема определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. Проблема возникновения христианских епархий в Таврике 11
1.1. Приход христианства в Крым: проблема возникновения христианских епархий 11
1.2. Вопрос о роли православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью 34
Глава II. Внутренняя жизнь Таврических епархий в IX - XV вв 49
2.1. Роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности
византийской Церкви 49
2.2. Проблема определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования состоит в том, что история православных епархий Крыма детально не исследовалась историками. История христианства в Крыму, эта важнейшая сторона истории всего достопримечательного полуострова, не обращала на себя серьезного внимания ни светских, ни духовных писателей.
Если истории Русской Православной Церкви в целом в научной литературе уделялось внимание, то жизнь крымских православных епархий IV - XV вв., за небольшим исключением, оказалась предана забвению. Целые века как-то выпадают из церковной памяти, внимание историков останавливается только на отдельных лицах, событиях или материалах. Фактически истории православных епархий Крыма, несмотря на ее важное значение для понимания и оценки культурных, этнических, социальных и политических процессов, по-прежнему уделяется недостаточно места.
Рассматривая историографию проблемы, мы можем сказать следующее. Интерес к истории христианской церкви в Крыму возрос только в последние годы. Это связано с отказом от целенаправленной атеистической пропаганды, восстановлением православных церквей и монастырей, а также с возрождением интереса к истокам Русского Православия. К сожалению, недостаток знаний в данной области слабо удовлетворяется публикацией брошюр, копирующих дореволюционные издания, и отдельными статьями в периодической печати. Ощущается недостаток в обширных фундаментальных трудах, которые бы объединяли и комментировали все имеющиеся на сегодняшний день материалы в области истории Православия на территории Крыма. Недостаточно освещены проблемы истории православного монашества в Крыму в силу его специфического положения в структуре церкви. При изучении данного вопроса акцент делался на исследования в области археологии и архитектуры. Оценка роли монашества как носителя культуры, влиятельного института в сфере политики и социального развития остается в тени.
Историческое прошлое Крыма, вещественные памятники его многовековой культурной жизни издавна исследовались отечественными и зарубежными учёными. Большое значение для изучения ранней истории Крымского полуострова имеют опубликованные до революции либо в последние годы записки средневековых путешественников, архивные документы, а также государственные и церковные юридические акты.
Вторую группу источников составляют публикации священнослужителей и историков Русской Православной Церкви XIX — начала ХХ вв. В их числе обширные труды епископа Гермогена, протоиереев А. Лебединцева и Г. Руднева, посвященные в целом истории христианства в Крыму. Особое место в русской церковной историографии занимает митрополит Московский и Коломенский Макарий. В его обширном труде «История Русской Церкви» была сделана попытка дать последовательное и подробное освещение исторического пути Православия на Руси от времени апостола Андрея Первозванного до Синодального периода в истории Русской Церкви. Он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. В его обширном труде уделено немало внимания и истории Православия в Крыму. Макарий ввел в научный оборот множество новых материалов, что особенно касается изложения раннего средневекового периода истории Таврики.
В ряде церковных публикаций приводятся описания отдельных монастырей. В них наряду с объективной исторической информацией фигурируют церковная интерпретация событий и легенды.
Ученый митрополит римо-католических церквей в России Сестренцевич-Богуш составил исторический очерк судеб Крыма с древнейших времен до присоединения его к России. В 1800 г. он издал свой труд, составленный на французском языке, под заглавием «Histoire de la Tauride». В 1806 г. это сочинение появилось в русском переводе.
Светские источники дореволюционного периода представлены как путеводителями, так и научными трудами. В этот период к истории таврических монастырей обращались краеведы, историки, археологи. В большинстве случаев описания монастырей содержались в путеводителях по Крыму, но и они тяготели к пересказу сведений, взятых из церковной литературы, дополненных описанием архитектуры и некоторых событий текущей жизни обителей. В 1794 г. академик Паллас совершил путешествие в Крым и на Таманский полуостров, по его итогам он составил ученое описание края. В области изучения крымских древностей работал Кёлер. В 1804 г. в Академию Наук им была представлена учёная работа «Lettres sur plusieurs medaillts de la Sar- matie d’Europe et de la Chersonese Taurique».
Результатом интереса, проявляемого императором Николаем Павловичем, к добываемым из раскопок древностям стали вышедшие в 1854 г. два огромных тома под заглавием «Древности Босфора Киммерийского - Anti- quites du Bosphore Cimmtrien» с текстом на русском и французском языках и великолепным атласом таблиц. В этом издании были соединены все находки, сделанные до этого времени в Керчи и Тамани.
Эпоху в историческом и археологическом изучении Крыма составил академик П. И. Кеппен своим трудом «Крымский Сборник» с археологической картой полуострова. Труд вышел в Петербурге в 1837 г. Кеппен в течение нескольких лет собирал сведения о местах древних поселений и осветил историю края.
В 1839 г. возникло Одесское Общество Истории и Древностей, целью которого стало изучение древностей черноморского побережья и исторических судеб края. С 1844 г. Общество начало издавать свои «Записки», которые содержат множество ценных исследований, статей, заметок и материалов по истории и археологии Крыма и юга России.
Надписи всегда являлись и являются важным источником нашего знания о судьбах и культурной жизни юга России. В 1896 г. академик Латышев собрал в одно издание все ставшие известными христианские надписи юга России под заглавием «Сборник греческих надписей христианских времен из южной России». Здесь собраны эпиграфические тексты с переводами на русский язык и обширными учёными комментариями.
Следует отметить также капитальный труд английского ученого, члена Кембриджского университета И. Е. Миннза «Scythians and Greeks» (Cam¬bridge, 1913). Хорошо владея русским языком, много поработав над изучением памятников, в том числе и на местах раскопок, Миннз поставил цель свести в одном томе все, что было известно на данный момент по археологии, этнографии и истории области от Карпат и до Кавказа. Изучив всю литературу по крымским древностям на русском, французском, немецком и других языках и вступив в переписку с учеными всех европейских стран, Миннз дал свод систематизированного материала. Закончил он свой труд подробным историческим обзором отдельных культурных центров на основании всего имевшегося в наличии исторического, археологического и нумизматического материала. Труд Миннза богато снабжен картами, планами и снимками.
Большой интерес представляют труды по истории Крыма В. Х. Кондараки, и Е. Л. Маркова. В числе научных трудов указанного периода особо следует отметить ценную работу Ф. Хартахая, попытавшегося на основе накопившихся к его времени данных изложить историю христианства на полуострове. Сугубо научны и обоснованны исследования в области истории христианской церкви А.А. Васильева, В.Г. Васильевского, Ю.А. Кулаковского, А.Л. Бертье-Делагарда.
В труде профессора Юлиана Кулаковского «Прошлое Тавриды» представлен очень ценный материал. Этот очерк - попытка представить в связной форме свод данных по истории Крыма в их исторической последовательности с самого начала, с которого начинаются исторические свидетельства о жизни этой части нашего отечества. Работа исполнена не как исследование, а
как результат исследования. В ней кратко сопоставлены достоверные исторические события и преемственность этнических и культурных воздействий на жизнь населения Таврического полуострова. В примечаниях даны указания на источники, из которых были почерпнуты приводимые в тексте факты и утверждения. В «Приложении» сделан общий обзор последовательного хода научной разработки археологии Крыма и заголовки изданий в этой области русской науки.
В советский период изучение истории Православия в Крыму рассматривалось как неактуальное и, по сути, было приостановлено. Исследователи в основном касались церковных памятников средневекового периода. Им уделяли внимание Е.В. Веймарн, А.Л. Якобсон, О.И. Домбровский, В.Л. Мыц и некоторые другие исследователи, работы которых были посвящены преимущественно анализу результатов археологических исследований.
В последнее время значительно расширилась источниковедческая база, были введены в научный оборот новые источники, а ранее известные получили новую трактовку. Это относится как к письменным источникам, так и в еще большей мере - к памятникам археологическим. Сейчас в Крыму восстали из небытия десятки раннехристианских храмов. Продолжая изучение проблем истории Православия в Крыму, в постсоветский период этой проблеме в той или иной степени посвятили свои работы: В.Н. Даниленко, А.Г. Герцен, В.Ф. Филиппенко и Ю.М. Могаричев. Особняком стоит работа группы исследователей Херсонесского музея - «Крым христианский». В ней впервые, используя метод комплексного исследования источников, делается попытка осветить в динамике историю христианской церкви в Крыму с древнейших времен до начала ХХ в. В указанном труде должное место отведено и православным монастырям полуострова. Истории православных монастырей Крыма посвящена и работа В.Г. Тура «Православные монастыри Крыма в XIX - начале XX вв.». Работа охватывает широкие временные рамки VIII - начала XX вв., в ней, что очень ценно для нас, рассматриваются проблемы утверждения христианской церкви на Крымском полуострове. В своей книге В.Г.
Тур использовал материалы Государственного архива Автономной Республики Крым, а также научной и церковно-исторической литературы XIX-XX вв.
Из современных исследований хотелось бы отметить следующие работы. А.И. Айбабин в книге «Этническая история ранневизантийского Крыма» на основе комплексного анализа археологических, письменных, нумизматических, эпиграфических источников предлагает ознакомиться с историческими процессами, происходившими в Крыму в IV-V вв. При этом особое внимание автор уделяет проблемам истории средневекового Херсона и Боспора.
В монографии И.С. Пиоро «Крымская Готия» освещены проблемы формирования этнического состава населения Крыма во времена вторжения готов на полуостров, гуннского нашествия, господства Византийской империи и Хазарского каганата.
А.Г. Герцен и О.А. Махнева-Чернец в работе «Пещерные города Крыма» не только описывают памятники средневекового Крыма, но и стремятся дать ответы на ключевые вопросы крымского прошлого.
Книга В.М. Зубаря и С.Б. Сорочан «У истоков христианства в Юго-Западной Таврике: эпоха и вера» содержит описание основных этапов исторического развития Херсонеса Таврического и Юго-Западной части Таврики в период, который охватывает последнюю четверть III-VI вв. На историческом фоне авторы на основе имеющихся на сегодняшний день источников рассматривают обстоятельства начального периода проникновения и распространения христианской религии в регионе, отмечают особенности этого процесса в конкретно-исторических условиях.
«Сугдейский сборник» открывает серию изданий, посвящённых истории, археологии и культуре средневекового Крыма. В сборнике учтены материалы научной конференции «Сугдея, Сурож, Солдайя в истории Руси- Украины», проводившейся в 2000 г. Многие эпиграфические, археологические и другие материалы публикуются впервые.
Нужно также отметить коллективный труд Ю.М. Могаричева, А.В. Сазанова, А.К. Шапошникова «Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Житие Иоанна Готского - ценный и часто цитируемый источник по истории раннесредневекового Крыма. В книге он анализируется в контексте истории Крымского полуострова. Житие рассказывает о событиях и процессах, протекавших на территории Южного Крыма в VIII в. В приложении дано также Житие Стефана Сурожского. На этих источниках в значительной степени основываются существующие представления о политической и церковной истории Таврики раннесредневекового времени. В первую очередь это касается выводов о времени образования Готской епархии, о характере и степени византийского влияния в Крыму. Кроме того, из Житий Иоанна Готского и Стефана Сурожского можно почерпнуть важные сведения по истории Византии иконоборческого периода.
Целью данной работы является определение основных этапов истории православных епархий Крыма со времени их возникновения до турецкого завоевания в XV в.
Достичь указанной цели возможно при условии решения следующих задач:
- исследовать время возникновения христианских епархий в Крыму;
- проанализировать роль православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью;
- рассмотреть роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности византийской Церкви;
- исследовать проблему определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период.
В связи с вышеизложенными целью и задачами объектом нашего исследования будет процесс становления и развития православных епархий Крыма в эпоху Средневековья.
А предметом соответственно внутренняя жизнь и миссионерская деятельность средневековых православных епархий Таврики.
Теоретической основой данной работы являются сравнительно-исторический метод, метод синхронного и диахронного анализа, подход школы «Анналов» к изучению повседневной жизни древности и Средневековья, отражённые в трудах таких исследователей как М. Блок, Л. Февр, Ж. ле Гофф, А.Я. Гуревич, Г.Г. Литаврин, Н.А. Скабаланович, Ю.А. Кулаковский и др.
Практическая значимость работы. Материалы нашей работы могут быть применены на практике в рамках курсов всеобщей истории, отечественной истории, «Основ православной культуры». Вследствие своего географического положения Крымский полуостров с древних времен имеет важное политическое значение, поэтому, во многом опираясь на историю христианской церкви, и в частности на историю православных епархий на территории средневековой Таврики, мы можем проанализировать и оценить различные политические события, имеющие непосредственное отношение к истории Юга Украины и России. Крым, где часто сменялись государства и правители, навсегда остался очагом православия для народов, вышедших из лона Киевской Руси. Мы надеемся, что эта работа, позволит восполнить пробел в изучении истории Крымского полуострова, окажется интересной и полезной для исследователей и всех тех, кто интересуется историей своего Отечества. Мы рассчитываем, что работа будет интересна для студентов исторических и теологических факультетов, что она будет использована в качестве дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, и религиоведение, а также поможет при изучении базовых дисциплин. Материалы работы могут быть полезны педагогам при проведении внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Если истории Русской Православной Церкви в целом в научной литературе уделялось внимание, то жизнь крымских православных епархий IV - XV вв., за небольшим исключением, оказалась предана забвению. Целые века как-то выпадают из церковной памяти, внимание историков останавливается только на отдельных лицах, событиях или материалах. Фактически истории православных епархий Крыма, несмотря на ее важное значение для понимания и оценки культурных, этнических, социальных и политических процессов, по-прежнему уделяется недостаточно места.
Рассматривая историографию проблемы, мы можем сказать следующее. Интерес к истории христианской церкви в Крыму возрос только в последние годы. Это связано с отказом от целенаправленной атеистической пропаганды, восстановлением православных церквей и монастырей, а также с возрождением интереса к истокам Русского Православия. К сожалению, недостаток знаний в данной области слабо удовлетворяется публикацией брошюр, копирующих дореволюционные издания, и отдельными статьями в периодической печати. Ощущается недостаток в обширных фундаментальных трудах, которые бы объединяли и комментировали все имеющиеся на сегодняшний день материалы в области истории Православия на территории Крыма. Недостаточно освещены проблемы истории православного монашества в Крыму в силу его специфического положения в структуре церкви. При изучении данного вопроса акцент делался на исследования в области археологии и архитектуры. Оценка роли монашества как носителя культуры, влиятельного института в сфере политики и социального развития остается в тени.
Историческое прошлое Крыма, вещественные памятники его многовековой культурной жизни издавна исследовались отечественными и зарубежными учёными. Большое значение для изучения ранней истории Крымского полуострова имеют опубликованные до революции либо в последние годы записки средневековых путешественников, архивные документы, а также государственные и церковные юридические акты.
Вторую группу источников составляют публикации священнослужителей и историков Русской Православной Церкви XIX — начала ХХ вв. В их числе обширные труды епископа Гермогена, протоиереев А. Лебединцева и Г. Руднева, посвященные в целом истории христианства в Крыму. Особое место в русской церковной историографии занимает митрополит Московский и Коломенский Макарий. В его обширном труде «История Русской Церкви» была сделана попытка дать последовательное и подробное освещение исторического пути Православия на Руси от времени апостола Андрея Первозванного до Синодального периода в истории Русской Церкви. Он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. В его обширном труде уделено немало внимания и истории Православия в Крыму. Макарий ввел в научный оборот множество новых материалов, что особенно касается изложения раннего средневекового периода истории Таврики.
В ряде церковных публикаций приводятся описания отдельных монастырей. В них наряду с объективной исторической информацией фигурируют церковная интерпретация событий и легенды.
Ученый митрополит римо-католических церквей в России Сестренцевич-Богуш составил исторический очерк судеб Крыма с древнейших времен до присоединения его к России. В 1800 г. он издал свой труд, составленный на французском языке, под заглавием «Histoire de la Tauride». В 1806 г. это сочинение появилось в русском переводе.
Светские источники дореволюционного периода представлены как путеводителями, так и научными трудами. В этот период к истории таврических монастырей обращались краеведы, историки, археологи. В большинстве случаев описания монастырей содержались в путеводителях по Крыму, но и они тяготели к пересказу сведений, взятых из церковной литературы, дополненных описанием архитектуры и некоторых событий текущей жизни обителей. В 1794 г. академик Паллас совершил путешествие в Крым и на Таманский полуостров, по его итогам он составил ученое описание края. В области изучения крымских древностей работал Кёлер. В 1804 г. в Академию Наук им была представлена учёная работа «Lettres sur plusieurs medaillts de la Sar- matie d’Europe et de la Chersonese Taurique».
Результатом интереса, проявляемого императором Николаем Павловичем, к добываемым из раскопок древностям стали вышедшие в 1854 г. два огромных тома под заглавием «Древности Босфора Киммерийского - Anti- quites du Bosphore Cimmtrien» с текстом на русском и французском языках и великолепным атласом таблиц. В этом издании были соединены все находки, сделанные до этого времени в Керчи и Тамани.
Эпоху в историческом и археологическом изучении Крыма составил академик П. И. Кеппен своим трудом «Крымский Сборник» с археологической картой полуострова. Труд вышел в Петербурге в 1837 г. Кеппен в течение нескольких лет собирал сведения о местах древних поселений и осветил историю края.
В 1839 г. возникло Одесское Общество Истории и Древностей, целью которого стало изучение древностей черноморского побережья и исторических судеб края. С 1844 г. Общество начало издавать свои «Записки», которые содержат множество ценных исследований, статей, заметок и материалов по истории и археологии Крыма и юга России.
Надписи всегда являлись и являются важным источником нашего знания о судьбах и культурной жизни юга России. В 1896 г. академик Латышев собрал в одно издание все ставшие известными христианские надписи юга России под заглавием «Сборник греческих надписей христианских времен из южной России». Здесь собраны эпиграфические тексты с переводами на русский язык и обширными учёными комментариями.
Следует отметить также капитальный труд английского ученого, члена Кембриджского университета И. Е. Миннза «Scythians and Greeks» (Cam¬bridge, 1913). Хорошо владея русским языком, много поработав над изучением памятников, в том числе и на местах раскопок, Миннз поставил цель свести в одном томе все, что было известно на данный момент по археологии, этнографии и истории области от Карпат и до Кавказа. Изучив всю литературу по крымским древностям на русском, французском, немецком и других языках и вступив в переписку с учеными всех европейских стран, Миннз дал свод систематизированного материала. Закончил он свой труд подробным историческим обзором отдельных культурных центров на основании всего имевшегося в наличии исторического, археологического и нумизматического материала. Труд Миннза богато снабжен картами, планами и снимками.
Большой интерес представляют труды по истории Крыма В. Х. Кондараки, и Е. Л. Маркова. В числе научных трудов указанного периода особо следует отметить ценную работу Ф. Хартахая, попытавшегося на основе накопившихся к его времени данных изложить историю христианства на полуострове. Сугубо научны и обоснованны исследования в области истории христианской церкви А.А. Васильева, В.Г. Васильевского, Ю.А. Кулаковского, А.Л. Бертье-Делагарда.
В труде профессора Юлиана Кулаковского «Прошлое Тавриды» представлен очень ценный материал. Этот очерк - попытка представить в связной форме свод данных по истории Крыма в их исторической последовательности с самого начала, с которого начинаются исторические свидетельства о жизни этой части нашего отечества. Работа исполнена не как исследование, а
как результат исследования. В ней кратко сопоставлены достоверные исторические события и преемственность этнических и культурных воздействий на жизнь населения Таврического полуострова. В примечаниях даны указания на источники, из которых были почерпнуты приводимые в тексте факты и утверждения. В «Приложении» сделан общий обзор последовательного хода научной разработки археологии Крыма и заголовки изданий в этой области русской науки.
В советский период изучение истории Православия в Крыму рассматривалось как неактуальное и, по сути, было приостановлено. Исследователи в основном касались церковных памятников средневекового периода. Им уделяли внимание Е.В. Веймарн, А.Л. Якобсон, О.И. Домбровский, В.Л. Мыц и некоторые другие исследователи, работы которых были посвящены преимущественно анализу результатов археологических исследований.
В последнее время значительно расширилась источниковедческая база, были введены в научный оборот новые источники, а ранее известные получили новую трактовку. Это относится как к письменным источникам, так и в еще большей мере - к памятникам археологическим. Сейчас в Крыму восстали из небытия десятки раннехристианских храмов. Продолжая изучение проблем истории Православия в Крыму, в постсоветский период этой проблеме в той или иной степени посвятили свои работы: В.Н. Даниленко, А.Г. Герцен, В.Ф. Филиппенко и Ю.М. Могаричев. Особняком стоит работа группы исследователей Херсонесского музея - «Крым христианский». В ней впервые, используя метод комплексного исследования источников, делается попытка осветить в динамике историю христианской церкви в Крыму с древнейших времен до начала ХХ в. В указанном труде должное место отведено и православным монастырям полуострова. Истории православных монастырей Крыма посвящена и работа В.Г. Тура «Православные монастыри Крыма в XIX - начале XX вв.». Работа охватывает широкие временные рамки VIII - начала XX вв., в ней, что очень ценно для нас, рассматриваются проблемы утверждения христианской церкви на Крымском полуострове. В своей книге В.Г.
Тур использовал материалы Государственного архива Автономной Республики Крым, а также научной и церковно-исторической литературы XIX-XX вв.
Из современных исследований хотелось бы отметить следующие работы. А.И. Айбабин в книге «Этническая история ранневизантийского Крыма» на основе комплексного анализа археологических, письменных, нумизматических, эпиграфических источников предлагает ознакомиться с историческими процессами, происходившими в Крыму в IV-V вв. При этом особое внимание автор уделяет проблемам истории средневекового Херсона и Боспора.
В монографии И.С. Пиоро «Крымская Готия» освещены проблемы формирования этнического состава населения Крыма во времена вторжения готов на полуостров, гуннского нашествия, господства Византийской империи и Хазарского каганата.
А.Г. Герцен и О.А. Махнева-Чернец в работе «Пещерные города Крыма» не только описывают памятники средневекового Крыма, но и стремятся дать ответы на ключевые вопросы крымского прошлого.
Книга В.М. Зубаря и С.Б. Сорочан «У истоков христианства в Юго-Западной Таврике: эпоха и вера» содержит описание основных этапов исторического развития Херсонеса Таврического и Юго-Западной части Таврики в период, который охватывает последнюю четверть III-VI вв. На историческом фоне авторы на основе имеющихся на сегодняшний день источников рассматривают обстоятельства начального периода проникновения и распространения христианской религии в регионе, отмечают особенности этого процесса в конкретно-исторических условиях.
«Сугдейский сборник» открывает серию изданий, посвящённых истории, археологии и культуре средневекового Крыма. В сборнике учтены материалы научной конференции «Сугдея, Сурож, Солдайя в истории Руси- Украины», проводившейся в 2000 г. Многие эпиграфические, археологические и другие материалы публикуются впервые.
Нужно также отметить коллективный труд Ю.М. Могаричева, А.В. Сазанова, А.К. Шапошникова «Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Житие Иоанна Готского - ценный и часто цитируемый источник по истории раннесредневекового Крыма. В книге он анализируется в контексте истории Крымского полуострова. Житие рассказывает о событиях и процессах, протекавших на территории Южного Крыма в VIII в. В приложении дано также Житие Стефана Сурожского. На этих источниках в значительной степени основываются существующие представления о политической и церковной истории Таврики раннесредневекового времени. В первую очередь это касается выводов о времени образования Готской епархии, о характере и степени византийского влияния в Крыму. Кроме того, из Житий Иоанна Готского и Стефана Сурожского можно почерпнуть важные сведения по истории Византии иконоборческого периода.
Целью данной работы является определение основных этапов истории православных епархий Крыма со времени их возникновения до турецкого завоевания в XV в.
Достичь указанной цели возможно при условии решения следующих задач:
- исследовать время возникновения христианских епархий в Крыму;
- проанализировать роль православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью;
- рассмотреть роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности византийской Церкви;
- исследовать проблему определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период.
В связи с вышеизложенными целью и задачами объектом нашего исследования будет процесс становления и развития православных епархий Крыма в эпоху Средневековья.
А предметом соответственно внутренняя жизнь и миссионерская деятельность средневековых православных епархий Таврики.
Теоретической основой данной работы являются сравнительно-исторический метод, метод синхронного и диахронного анализа, подход школы «Анналов» к изучению повседневной жизни древности и Средневековья, отражённые в трудах таких исследователей как М. Блок, Л. Февр, Ж. ле Гофф, А.Я. Гуревич, Г.Г. Литаврин, Н.А. Скабаланович, Ю.А. Кулаковский и др.
Практическая значимость работы. Материалы нашей работы могут быть применены на практике в рамках курсов всеобщей истории, отечественной истории, «Основ православной культуры». Вследствие своего географического положения Крымский полуостров с древних времен имеет важное политическое значение, поэтому, во многом опираясь на историю христианской церкви, и в частности на историю православных епархий на территории средневековой Таврики, мы можем проанализировать и оценить различные политические события, имеющие непосредственное отношение к истории Юга Украины и России. Крым, где часто сменялись государства и правители, навсегда остался очагом православия для народов, вышедших из лона Киевской Руси. Мы надеемся, что эта работа, позволит восполнить пробел в изучении истории Крымского полуострова, окажется интересной и полезной для исследователей и всех тех, кто интересуется историей своего Отечества. Мы рассчитываем, что работа будет интересна для студентов исторических и теологических факультетов, что она будет использована в качестве дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, и религиоведение, а также поможет при изучении базовых дисциплин. Материалы работы могут быть полезны педагогам при проведении внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Мы исследовали историю православных епархий Крыма со времени их возникновения до турецкого завоевания. В рамках этого исследования мы:
1) рассмотрели время возникновения христианских епархий в Крыму;
2) проанализировали роль православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью;
3) подвергли рассмотрению роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности византийской Церкви;
4) разобрали проблему определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период.
В качестве выводов нашего исследования мы должны отметить следующие моменты.
- христианство пришло в пределы Крымского полуострова еще в апостольский век и было принесено непосредственно самими апостолами.
- Христианство получило распространение и начало утверждаться в Таврике с IV в. Этому способствовала активная политика Византийских императоров и содействие патриархов Царьграда.
- В VI-VII вв. христианство широко распространилось и процветало на территории Таврического полуострова. Были образованы и в течение длительного времени успешно существовали не менее пяти епархий: Херсонская (с центром в городе Херсон), Готская (с центром в городе Феодоро или Мангуп), Сугдейская (Сурожская) (с центром в Сугдее), Фулльская (с центром в Фуллах - точно не локализуются, предположительно это Чуфут-Кале или Эски-Кермен), Боспорская (с центром в городе Керчь).
- Несмотря на многочисленные свидетельства распространения христианства в Причерноморье (строительство первых храмов, канонизация священном учеников, склепы и погребения с христианской символикой и так далее), относящиеся к данному периоду, следует отметить, что язычество сохраняло сильные позиции вплоть до VIII в., с одной стороны, из-за консервативности части жителей Таврики — далекой периферии империи, с другой — благодаря влиянию кочевых племен раннего средневековья.
- К VIII в. почти все епархии Причерноморья приобрели статус архи-епископии и митрополии, а первосвятители относительную независимость. Но несмотря на это, все они вследствие принятия христианства из Византии, в различной степени признавали над собою духовную власть Византийского патриарха.
- Вследствие вышеуказанной связи все, что происходило в то время в Византийской Церкви, повторялось и у причерноморских христиан:
• в Византийской империи появлялась иконоборческая ересь - и она проникала на территорию Крымского полуострова;
• в Византии были гонения на иконопочитателей - эти же гонения со всею своею силою не раз происходили и в пределах Таврического полуострова;
• там против ересей и расколов и для благоустроения Церкви вообще созывались Соборы - и в этих Соборах часто принимали непосредственное участие пастыри из здешних мест. Там и здесь была одна христианская жизнь и взаимопонимание.
- В Тавриде жили и совершали свои подвиги многие великие святые и мученики, сосланные или бежавшие во время гонений иконоборческой эпохи сюда - на окраину Византийской империи. Благодаря этому Крым становился такой окраиной, которая иногда в духовном отношении становилась важнее центра.
- Православные епископы Таврики (Иоанн Готский, Стефан Сурожский) много содействовали торжеству православия: они не только вели жизнь подвижников Церкви и отстаивали основы христианской веры - они объединили вокруг себя противоиконоборческие силы и возглавили их как в борьбе против воли императоров-иконоборцев, так и в противостоянии неправедным первосвятителям Царьграда.
- Как результат монашеской эмиграции в Тавриду в иконоборческий период на полуострове получило начало пещерножительство как тип монастыря, который получил в дальнейшем широкое распространение.
- В после иконоборческий период активная внешнеполитическая деятельность Византийской империи в Северном Причерноморье неразрывно была связана с деятельностью миссионерской, что способствовало глубокой христианизации всего населения православных епархий Крыма.
- Географическая отдаленность Крыма обеспечивала минимальное вмешательство византийских светских властей в жизнь подвижников церкви. Это отвечало интересам братии, ищущей уединения от мира ради служения Богу. Вероятно, в VIII - X вв. здесь был ослаблен контроль не только со стороны государственных учреждений, но и Константинопольского патриархата, сросшегося с институтами власти империи. В то же время близость языческого мира предоставляла широкие миссионерские перспективы.
- Причерноморские епархии способствовали христианизации Киевской Руси. Принятие Русью христианства в X в. отчасти можно считать успешным актом миссионерства Константинопольской церкви.
- Миссионерские труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создали условия, благодаря которым славянские народы смогли усвоить и принять православную веру вместе со всем ее богатым литургическим и святоотеческим наследием. Немалая часть трудов просветителей относится к посещению Крыма (городов Сурожа, Партенита, Керчи, Херсона, загадочных Фулл и других), где просветители не только проповедовали Священное Писание, но также обрели величайшую святыню - мощи святого Климента Римского.
- Православные епархии Таврики приняли христианство из Константинополя в форме православия и сохранили его неповрежденным, защищая от влияния ислама и миссионеров Рима; дали православное направление и русскому народу.
- Период активной христианизации Таврики, начавшийся в IV-VIII вв. достиг своего апогея в XII-XV вв. Христианство, проникшее в Крым из Византии, способствовало распространению греческой культуры. Наличие пяти епархий и сети монастырей, подчиненных Константинопольскому патриарху, свидетельствует о доминирующей роли на полуострове ортодоксального христианства.
- В ХП—ХШ вв., несмотря на падение в регионе политического значения Византийской империи, церковная структура в Таврике не претерпела существенных изменений. По-прежнему существовали четыре епархии: Херсонская, Готская, Сугдейская в соединении с Фулльской и Боспорская.
- Епископии полуострова, объединенные под управлением архиепископа или митрополита, продолжали сохранять статус автокефалии по отношению к Константинопольскому патриархату.
- В связи с постоянно меняющейся экономической и политической ситуацией в регионе кафедра старшего среди архиереев епископий постоянно перемещалась. Центром авокефалии определялся город, отличавшийся экономической и политической стабильностью, высоким уровнем развития и политического влияния, а также, вероятно, значительной численностью христианского населения.
- В условиях территориального дробления и нестабильности в регионе церковная иерархическая структура оказалась более гибкой, чем светские институты управления. На определенном этапе епархиальные власти, вероятно, подменяли для христианского населения светские органы власти.
- К середине ХШ в. политическая ситуация на полуострове относительно стабилизировалась. К этому времени четко определяются три основных политически самостоятельных региона Крыма: прибрежные города, укрепления и населенные пункты, контролируемые венецианцами и позднее генуэзцами; княжество Феодоро, с тяготеющими к нему южнобережными поселениями; предгорье, степной и Восточный Крым, контролируемый ханами Крымского юрта (позднее — Крымским ханством).
Уникальная по своему богатству христианская культура, созданная в Византийской империи, оказала глубокое воздействие на государства Причерноморья. Ориентированность ортодоксального христианства на преемственность от древних традиций ярко проявилась именно в истории православных обителей Таврики.
Нужно отметить, что вторжение многочисленных кочевых племен, военная опасность, политическая и экономическая нестабильность, постоянные поборы завоевателей не вели к падению влияния церкви, а наоборот, способствовали концентрации вокруг христианских центров местного населения вплоть до ХУ в.
Однако в результате турецкой агрессии против Константинополя, а впоследствии — и против православного княжества Феодоро и генуэзских торговых колоний Таврики, где ортодоксальное христианство уживалось с католицизмом, давление ислама, являвшегося государственной религией в Османской империи и вассально зависимом от нее Крымском ханстве, положило конец доминирующей роли христианства в Крыму и привело к сокращению численности христианского населения. Из пяти епархий, бывших в Таврике сохранилась лишь одна.
Турецкое влияние в Крымском ханстве, постоянная борьба с соседними государствами, уничтожение во время военных вторжений и последующая ассимиляция части местного населения, смешанные браки и экономическое давление на «неверных» привели к необратимому процессу.
Укрепление Крымского ханства и, соответственно, торжество ислама на полуострове свели христианство к религии меньшинства. Православная церковь была оттеснена и утратила свое доминирующее значение, достигнутое в период средневековья.
1) рассмотрели время возникновения христианских епархий в Крыму;
2) проанализировали роль православных епископов Таврики в борьбе с иконоборческой ересью;
3) подвергли рассмотрению роль православных епархий Крыма в миссионерской деятельности византийской Церкви;
4) разобрали проблему определения границ Таврических епархий в послеиконоборческий период.
В качестве выводов нашего исследования мы должны отметить следующие моменты.
- христианство пришло в пределы Крымского полуострова еще в апостольский век и было принесено непосредственно самими апостолами.
- Христианство получило распространение и начало утверждаться в Таврике с IV в. Этому способствовала активная политика Византийских императоров и содействие патриархов Царьграда.
- В VI-VII вв. христианство широко распространилось и процветало на территории Таврического полуострова. Были образованы и в течение длительного времени успешно существовали не менее пяти епархий: Херсонская (с центром в городе Херсон), Готская (с центром в городе Феодоро или Мангуп), Сугдейская (Сурожская) (с центром в Сугдее), Фулльская (с центром в Фуллах - точно не локализуются, предположительно это Чуфут-Кале или Эски-Кермен), Боспорская (с центром в городе Керчь).
- Несмотря на многочисленные свидетельства распространения христианства в Причерноморье (строительство первых храмов, канонизация священном учеников, склепы и погребения с христианской символикой и так далее), относящиеся к данному периоду, следует отметить, что язычество сохраняло сильные позиции вплоть до VIII в., с одной стороны, из-за консервативности части жителей Таврики — далекой периферии империи, с другой — благодаря влиянию кочевых племен раннего средневековья.
- К VIII в. почти все епархии Причерноморья приобрели статус архи-епископии и митрополии, а первосвятители относительную независимость. Но несмотря на это, все они вследствие принятия христианства из Византии, в различной степени признавали над собою духовную власть Византийского патриарха.
- Вследствие вышеуказанной связи все, что происходило в то время в Византийской Церкви, повторялось и у причерноморских христиан:
• в Византийской империи появлялась иконоборческая ересь - и она проникала на территорию Крымского полуострова;
• в Византии были гонения на иконопочитателей - эти же гонения со всею своею силою не раз происходили и в пределах Таврического полуострова;
• там против ересей и расколов и для благоустроения Церкви вообще созывались Соборы - и в этих Соборах часто принимали непосредственное участие пастыри из здешних мест. Там и здесь была одна христианская жизнь и взаимопонимание.
- В Тавриде жили и совершали свои подвиги многие великие святые и мученики, сосланные или бежавшие во время гонений иконоборческой эпохи сюда - на окраину Византийской империи. Благодаря этому Крым становился такой окраиной, которая иногда в духовном отношении становилась важнее центра.
- Православные епископы Таврики (Иоанн Готский, Стефан Сурожский) много содействовали торжеству православия: они не только вели жизнь подвижников Церкви и отстаивали основы христианской веры - они объединили вокруг себя противоиконоборческие силы и возглавили их как в борьбе против воли императоров-иконоборцев, так и в противостоянии неправедным первосвятителям Царьграда.
- Как результат монашеской эмиграции в Тавриду в иконоборческий период на полуострове получило начало пещерножительство как тип монастыря, который получил в дальнейшем широкое распространение.
- В после иконоборческий период активная внешнеполитическая деятельность Византийской империи в Северном Причерноморье неразрывно была связана с деятельностью миссионерской, что способствовало глубокой христианизации всего населения православных епархий Крыма.
- Географическая отдаленность Крыма обеспечивала минимальное вмешательство византийских светских властей в жизнь подвижников церкви. Это отвечало интересам братии, ищущей уединения от мира ради служения Богу. Вероятно, в VIII - X вв. здесь был ослаблен контроль не только со стороны государственных учреждений, но и Константинопольского патриархата, сросшегося с институтами власти империи. В то же время близость языческого мира предоставляла широкие миссионерские перспективы.
- Причерноморские епархии способствовали христианизации Киевской Руси. Принятие Русью христианства в X в. отчасти можно считать успешным актом миссионерства Константинопольской церкви.
- Миссионерские труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создали условия, благодаря которым славянские народы смогли усвоить и принять православную веру вместе со всем ее богатым литургическим и святоотеческим наследием. Немалая часть трудов просветителей относится к посещению Крыма (городов Сурожа, Партенита, Керчи, Херсона, загадочных Фулл и других), где просветители не только проповедовали Священное Писание, но также обрели величайшую святыню - мощи святого Климента Римского.
- Православные епархии Таврики приняли христианство из Константинополя в форме православия и сохранили его неповрежденным, защищая от влияния ислама и миссионеров Рима; дали православное направление и русскому народу.
- Период активной христианизации Таврики, начавшийся в IV-VIII вв. достиг своего апогея в XII-XV вв. Христианство, проникшее в Крым из Византии, способствовало распространению греческой культуры. Наличие пяти епархий и сети монастырей, подчиненных Константинопольскому патриарху, свидетельствует о доминирующей роли на полуострове ортодоксального христианства.
- В ХП—ХШ вв., несмотря на падение в регионе политического значения Византийской империи, церковная структура в Таврике не претерпела существенных изменений. По-прежнему существовали четыре епархии: Херсонская, Готская, Сугдейская в соединении с Фулльской и Боспорская.
- Епископии полуострова, объединенные под управлением архиепископа или митрополита, продолжали сохранять статус автокефалии по отношению к Константинопольскому патриархату.
- В связи с постоянно меняющейся экономической и политической ситуацией в регионе кафедра старшего среди архиереев епископий постоянно перемещалась. Центром авокефалии определялся город, отличавшийся экономической и политической стабильностью, высоким уровнем развития и политического влияния, а также, вероятно, значительной численностью христианского населения.
- В условиях территориального дробления и нестабильности в регионе церковная иерархическая структура оказалась более гибкой, чем светские институты управления. На определенном этапе епархиальные власти, вероятно, подменяли для христианского населения светские органы власти.
- К середине ХШ в. политическая ситуация на полуострове относительно стабилизировалась. К этому времени четко определяются три основных политически самостоятельных региона Крыма: прибрежные города, укрепления и населенные пункты, контролируемые венецианцами и позднее генуэзцами; княжество Феодоро, с тяготеющими к нему южнобережными поселениями; предгорье, степной и Восточный Крым, контролируемый ханами Крымского юрта (позднее — Крымским ханством).
Уникальная по своему богатству христианская культура, созданная в Византийской империи, оказала глубокое воздействие на государства Причерноморья. Ориентированность ортодоксального христианства на преемственность от древних традиций ярко проявилась именно в истории православных обителей Таврики.
Нужно отметить, что вторжение многочисленных кочевых племен, военная опасность, политическая и экономическая нестабильность, постоянные поборы завоевателей не вели к падению влияния церкви, а наоборот, способствовали концентрации вокруг христианских центров местного населения вплоть до ХУ в.
Однако в результате турецкой агрессии против Константинополя, а впоследствии — и против православного княжества Феодоро и генуэзских торговых колоний Таврики, где ортодоксальное христианство уживалось с католицизмом, давление ислама, являвшегося государственной религией в Османской империи и вассально зависимом от нее Крымском ханстве, положило конец доминирующей роли христианства в Крыму и привело к сокращению численности христианского населения. Из пяти епархий, бывших в Таврике сохранилась лишь одна.
Турецкое влияние в Крымском ханстве, постоянная борьба с соседними государствами, уничтожение во время военных вторжений и последующая ассимиляция части местного населения, смешанные браки и экономическое давление на «неверных» привели к необратимому процессу.
Укрепление Крымского ханства и, соответственно, торжество ислама на полуострове свели христианство к религии меньшинства. Православная церковь была оттеснена и утратила свое доминирующее значение, достигнутое в период средневековья.
Подобные работы
- Православные монастыри Крыма в Средние века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - КАДРОВЫЙ СОСТАВ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - НАРОДНЫЕ КУЛЬТЫ СВЯТЫХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - НАРОДНЫЕ КУЛЬТЫ СВЯТЫХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



