Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №66864

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Развитие словаря в онтогенезе 6
1.2. Особенности лексического запаса у детей младшего школьного возраста
с интеллектуальной недостаточностью 16
1.3. Анализ методических работ по развитию словаря существительных у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО
ЗАПАСА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 32
2.1. Организация и методика изучения словарного запаса существительных
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 32
2.2. Анализ результатов обследования словарного запаса существительных
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 37
2.3. Методические рекомендации по развитию словаря существительных у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи. Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь - это понимание значения слов и употребление их в речи. Над этой проблемой работали Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. Методики обследования разработаны, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Работы современных педагогов и психологов раскрывают особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта. Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Следовательно, дети с нарушением интеллекта - особая категория, для которой постижение речи является ежедневной нелегкой работой.
Актуальность данной работы определяется тем, что развитие речи ребенка, начинается со словаря существительных и является неотъемлемой частью постижения мира и формирования знаний об окружающей действительности. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Обладая относительно небогатым запасом существительных, ребенок практически отделен от сверстников, затруднено его обучение элементарным умениям и навыкам, исключены коммуникативные повседневные контакты. Бедность,
недифференцированность значений существительных, приводит к нарушению норм словоупотребления, что значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. Следовательно, необходимость развития словаря существительных, характеризующегося достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запаса и семантики, определила актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявление особенностей развития словарного запаса существительных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Объектом исследования: процесс развития словаря существительных.
Проблема: совершенствование логопедической работы по развитию
словаря существительных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами опытно-практической деятельности.
Предметом исследования: уровень развития словаря существительных.
Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач:
1. Изучить состояние проблемы по литературным источникам.
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения сформированности словарного запаса существительных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Осуществить экспериментальное исследование, направленное на изучение словаря существительных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Проанализировать результаты исследования состояния словаря существительных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
5. Обобщить и оформить результаты исследования.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по развитию словаря существительных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию словаря существительных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- взаимодействия с семьёй с целью актуализации словаря существительных;
- взаимодействия с педагогами общеобразовательного учреждения.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению сформированности словаря существительных у детей с интеллектуальной недостаточностью и созданию методик коррекционной работы А.Г. Зикеев, В.Г. Кузнецова, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, С.Г. Шевченко и др.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, двух глав, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие и совершенствование лексики младших школьников с умственной отсталостью было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. Известно, что базисом речевой организации человека является словарный запас, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с умственной отсталостью ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с умственной отсталостью должно быть формирование и развитие лексики, характеризующейся достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запаса, семантики и синтагматических характеристик. Словарный запас являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.
Перед исследованием мы поставили перед собой цель изучить особенности формирования словарного запаса существительных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для выполнения цели представили ряд задач теоретического и практического характера, подобрали соответствующий инструментарий. В ходе исследования определили состояние проблемы, подобрали методики для успешного изучения состояния словаря существительных у детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществили исследование, проанализировали результаты и выявили особенности словаря существительных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В исследовании участвовало 10 детей с диагнозом легкая умственная отсталость и умеренная умственная отсталость. Для исследования состояния сформированности словаря существительных у младших школьников с умственной отсталостью было взято 4 методики.
В результате исследования мы доказали, что для детей с умственной отсталостью характерны определенные особенности состояния словаря существительных: Пассивный словарь детей, участвующих в эксперименте развит на среднем уровне. Из заданий с «предметными картинками», где детям требовалось показать и назвать предметы данные экспериментатором, дети затруднялись в показе, многие показывали несколько картинок на название одного предмета, например: валенки, галоши, туфли, кроссовки, называли одним словом "ботинки". Некоторые дети с трудом показывали предметы, относящиеся к понятиям: ягоды, кусты. Также вызвали затруднения слова: лось, овца, барсук, галоши, валенки, пиджак. В задании с обобщением слов у детей были затруднения с понятиями: школьные принадлежности и головные уборы.
По заданию «называние предметов по описанию» дети справились достаточно успешно. Затруднения вызвали описание слов - кисточка и иголка, можно предположить, что это связано с ограниченностью знаний об окружающем мире, и не использование этих предметов в жизни, только с помощью взрослых. При обобщении результатов мы видим, что общая сформированность словаря существительных у младших школьников с умственной отсталостью находится на низком уровне.
Таким образом, с уверенностью говорим, что цель нашего исследования реализована
Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении состояния словаря существительных у данной категории детей.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: пособие для логопеда / А.К. Аксенова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 160 с.
2. Баскакова, И. Л. Внимание школьников - олигофренов [Текст]:
учебное пособие / И.Л. Баскакова. - М.: МГПИ, 1983. - 169 с. Режим доступа:
http: //search.rsl .ru/ru/record/01001153838
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебное пособие / Г.А. Волкова. - СПБ.: Детство-Пресс, 2008. -134 с.
4. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов / В.В. Воронкова. - М.: Школа - Пресс, 2007. -190 с.
5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Л.С. Выготского, И.И. Данилевского. - М.: Педагогика, 1983. -520 с. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский.-М.: Лабиринт,1999. -352 с.
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Выготский.- Спб.: Лань,2003. -654 с.
8. Гальперин, П.Я. Теория развития и формирования умственных операций [Текст] / П.Я. Гальперин; под ред. А.Г. Маклакова. - Спб.: Питер 2008. - 203 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детский речи [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Гвоздев.- М.: Детство - Пресс, 2007. -235 с.
10. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст]: учебное пособие / М.Ф. Гнездилов.- М.: Педагогика. 1985. - 186 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/368796/
11. Граборов, А.Н. Очерки по олигофренопедагогике [Текст] : учебное
пособие для студентов / А.Н. Граборов. - М.: Государственное учебно¬
педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. - 196 с. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4466024/
12. Данилкина, Г.И. Особенности обучению русскому языку во вспомогательной школе [Текст]: учебное пособие / Г.И. Данилкина.- М.: Айрис Пресс, 2006. - 180 с.
13. Дульнев, Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей [Текст]: пособие для логопеда / Г.М. Дульнев.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960. - 260 с.
14. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст]: учебное пособие / Т.В. Егорова. - М.: Айрис Пресс, 2007. - 190 с.
15. Ефремова Е.А. Дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст]: сборник научно-методических трудов/ Е.А. Ефремова, Л.Р.Лизунова .- СПб.: Питер, 2016. - 128 с.
16. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]: учебное пособие / С.Д. Забрамная - М.: Просвещение, 1988. - 279 с. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5775011/
17. Забрамная, С.Д. Особенности познавательной деятельности у детей - олигофренов [Текст]: учебное пособие / С.Д. Забрамная.- М.: Норма, 2009. -200 с.
18. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учебное пособие / С.Д. Забрамная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 260 с.
19. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети [Текст]: учебное пособие для вузов / Х.С. Замский. - М.: Академия, 2008. -368 с.
20. Занков, Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы [Текст]: учебное пособие / Л.В. Занков. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976. - 270 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1043543/
21. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. -
М.: Просвещение, 1972. - 123 с. Режим доступа:
http://search.rsl.ru/ru/record/01006925337
22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст]: учебное пособие / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2007. - 200 с.
23. Иванова И.А. Самостоятельная работа как компонент в формировании лексических умений младших школьников при изучении имен существительных [Текст]: сборник научно-методических трудов/ И.А. Иванова, В.Ф, Морскова.- КГУ.: Славянск-на-Кубани, 2014. - 136 с.
24. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Исаев.- СПб.: Речь, 2007. - 391 с.
25. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст]: пособие для родителей / М.М. Кольцова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 214 с.
26. Круподерова Ю.В. Обзор методик формирования лексики у детей с нарушениями интеллекта [Текст]: сборник научно-методических трудов/ Ю.В. Круподерова, Л.Ю. Ястребова .-АГПУ.: Армавир, 2015. - 136 с.
27. Кузмина, Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников [Текст]: учебное пособие / Е.С. Кузмина.-М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - 190 с.
28. Кузнецова, В.Г. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста [Текст] / В.Г. Кузнецова
//Дефектология. - 1979. - № 3. - С. 7 - 15. Режим доступа:
http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d7903.htm
29. Лаврентьева, А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / А.И. Лаврентьева.- СПб.: Образование, 2008. - 160 с.
30. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 223 с.
31. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 303 с.
32. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 160 с.
33. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст]: учебное пособие / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 127 с. Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01001087746
34. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / Р.Е Левина. -М.: Аркти, 2005. -150 с.
35. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев ; под ред. В.А. Ковшикова . - М.: Астрель, 2008. - 351 с.
36. Лунева О.А. Логопедическая работа по формированию номинативного словаря у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития [Текст]: сборник трудов конференции/ О.А. Лунева.-УГПУ.: Екатеринбург, 2011. - 277 с.
37. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст]: учебное пособие /
А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР 1960. - 245 с. Режим доступа:
http://search.rsl.ru/ru/record/01006276335
38. Луцкина, Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения [Текст]: учебное пособие / Р.К. Луцкина. - Алма-Ата: Мектеп, 2009. -150 с.
39. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей [Текст] / А.Р. Маллер // Дефектология. - М.,1994. -№3.- С. 4-8
40. Мастюкова, Е.М. Дети с нарушениями умственного развития [Текст]: учебное пособие / Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. - Иркутск: ИГПИ, 2010. - 280 с.
41. Парамонова, Л. Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Парамонова.- М.: Астрель,
2007. - 225 с.
42. Певзнер, М. С. Дети - олигофрены [Текст]: учебное пособие / М.С. Певзнер.- М.: Просвещение, 1973. -180 с.
43. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -М.: Академия, 2009.- 160с.
44. Петрова, В.Г. Психология умственно-осталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, А.П. Белякова. - СПб.: Речь, 2008.-160 с.
45. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст]: учебное пособие / Ж. Пиаже.- М.: Римис, 2008. - 416 с.
46. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учебное пособие для студентов/
О.В. Правдина.- М.: Просвещение, 1973. - 272 с. Режим доступа:
http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0001
47. Рубинштейн, С.Я. Психология детей с умственной отсталостью [Текст]: учебное пособие/ С.Я. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
48. Смирнова, З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного [Текст]: учебное пособие / З.Н.
Смирнова.- М.: Просвещение, 1971. - 150 с. Режим доступа:
http://search.rsl.ru/ru/record/01007446841
49. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1994. - № 5. -С. 62 - 66.
50. Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Н.В. Тарасенко.- М., 1973. - 16 с. Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record0
51. Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучение предметов окружающей действительности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.К. Ульянова. - М., 1966. - 21с. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/.php
52. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов / Л.П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - М: Изд-во Просвещение, 2005. - 239с.
53. Феофанов, М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащихся вспомогательной школы [Текст]: учебное пособие / М.П. Феофанов.- М.: АПН РСФСР, 1997. - 252с.
54. Филичева, Т.Б. Преодоление задержки речевого развития [Текст]: Кн. для логопеда / Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,- М.: Просвещение, 1973. - 224 с. Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/zhukova-mastyukova- filicheva-preodolenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya c2c6a85d186.html
55. Фотекова, Т.А Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов [Текст]: учебное пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Айрис - Пресс, 2007. - 96 с.
56. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок [Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 320с.
57. Чевелёва, Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения [Текст]: пособие для логопедов / Н.А. Чевелёва. - М.: Провещение, 1978. - 112 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/550307/
58. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2005. - 239с.
59. Шахнарович, А.М. К проблеме развития речи в онтогенезе [Текст]: / А.М. Шахнарович, В.В. Лебединский. - М.: Провещение, 1975. - 270 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/695816/
60. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение.
Организационно-педагогические аспекты [Текст]: / С.Г. Шевченко. - М.:
Просвещение, 1999 - 250 с.
61. Шиф, Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст]: учебное пособие / Ж.И. Шиф.-М.: ТЦ Сфера,
2008. -250с.
62. Штерн, А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности [Текст]: учебное пособие / А.С. Штерн. - СПб.: КАРО, 2007. -236 с.
63. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст]: учебное пособие / А.В. Ястребова.- М.: Просвещение, 1984. -158 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2-0143- 1.shtml



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ