ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ В КИТАЕ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития судостроения 8
1.1 Структурные изменения в развитии судостроения 8
1.2 Роль инноваций в развитии судостроения 17
2 Анализ развития судостроения Китая 27
2.1 Динамика развития судостроения Китая 27
2.2 Инновационно-технологическое развитие судостроения в Китае... 42
3 Проблемы и перспективы инновационно-технологического развития
судостроения в Китае 54
3.1 Проблемы инновационно-технологического развития Китая на
современном этапе 54
3.2 Возможные пути активизации инновационно-технологического
развития судостроения в Китае 62
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложение 83
1 Теоретические аспекты развития судостроения 8
1.1 Структурные изменения в развитии судостроения 8
1.2 Роль инноваций в развитии судостроения 17
2 Анализ развития судостроения Китая 27
2.1 Динамика развития судостроения Китая 27
2.2 Инновационно-технологическое развитие судостроения в Китае... 42
3 Проблемы и перспективы инновационно-технологического развития
судостроения в Китае 54
3.1 Проблемы инновационно-технологического развития Китая на
современном этапе 54
3.2 Возможные пути активизации инновационно-технологического
развития судостроения в Китае 62
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложение 83
Разумные технологические инновации не только способствуют рациональному распределению средств, но также способствуют экономии использования природных ресурсов, улучшению научно-технического развития страны. Кроме этого, технологические инновации позволяют повысить уровень промышленного развития и обеспечить оптимальное распределение ресурсов, что является важным направлением экономического развития страны.
В течение XX в. и первого десятилетия XXI в. на мировом рынке судостроения произошли серьезные изменения. Ряду стран удалось практически с «нуля» создать собственное судостроение.
На сегодняшний день судостроение является одной из важнейших отраслей транспортно-логистического комплекса страны. Безусловно, развитие данной отрасли имеет ряд структурных изменений в связи с активным развитием современных технологий, а также структурной перестройкой промышленного производства в мире.
Судостроение принадлежит к числу тех секторов экономики, которые обладают высоким научно-техническим и производственным потенциалом и способны существенно влиять на развитие технологий в смежных отраслях. В связи с этим морские державы мира уделяют особое внимание созданию и развитию инновационных технологий в судостроительной отрасли.
Китай имеет существенный опыт развития судостроения, а также в ходит в число мировых лидеров по уровню развития судостроительной промышленности. Китай совершил немыслимый прорыв в судостроении за последние несколько десятилетий. Особенно масштабное строительство судов в Китае пошло во второй половине 2000-х гг., когда объем импортируемого страной сырья (железной руды, бокситов, угля, нефти и др.) вырос до немыслимых высот, и китайцы решили завозить его преимущественно на судах своего производства. Отличительной чертой судостроения Китая является сильная государственная поддержка.
Эволюция судостроительной отрасли китайского морского хозяйства это опыт успешной реструктуризации одной из отраслей тяжелой промышленности, сложившейся еще во времена командно-административной системы.
На сегодняшний день технологические инновации являются основным направлением развития судостроительной промышленности Китая. В тоже время, обрабатывающей промышленности Китая сталкивается со многими проблемами и возможностями.
Важным является изучение вопросов инновационно-технологического развития судостроения в Китае, выявление проблем и перспектив инновационно-технологического развития судостроения в Китае, а также формирование возможных путей активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае.
Выбранная тема исследования является актуальной и значимой.
Целью исследования является изучение инновационно-технологического развития судостроения в Китае для дальнейшего выявления перспективных направлений активизации международного сотрудничества в сфере судостроения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития судостроения; выявить структурные изменения в развитии судостроения;
- определить роль инноваций в развитии судостроения;
- провести анализ развития судостроения в Китае;
- выявить динамику развития судостроения в Китае;
- провести анализ инновационно-технологического развития судостроения в Китае;
- изучить проблемы и перспективы инновационно-технологического развития судостроения в Китае;
- предложить возможные пути активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае.
Объектом исследования является судостроение Китая. Предметом исследования является инновационно-технологическое развитие судостроения в Китае.
Теоретическим основанием работы являются исследования российских ученых К. Астанова, И.С. Астафуровой, И.Ю. Бочаровой, Ю.А. Дуровой, Е.В.Карлинской, С. Логачевой, В. Христенко и др. А также работы китайских ученых: Цзя Хайтао, Чжао Хуашэн и др.
Источниками статистической информации для проведения исследования послужили данные международных агентств, министерств, ведомств и управлений по судостроению в Китае и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на двух конференциях: очный доклад на международной научно-практической конференции молодых ученых «Формирование новой системы мировой экономики: вызовы современности и диспропорции развития», 24-25 ноября 2017г., ШЭМ ДВФУ; очный доклад на апрельской научно-практической конференции молодых ученых «Новая экономика, бизнес и общество», 2018г., ШЭМ ДВФУ. По теме исследования опубликовано две статьи в сборниках конференций.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 65 источников, из них 16 иностранных источников, а также приложения.
В первой главе «Теоретические аспекты развития судостроения» изучены теоретические аспекты развития судостроения, выявлены структурные изменения в развитии судостроения. Также определена роль инноваций в развитии мирового судостроения.
Во второй главе «Анализ развития судостроения Китая» проведен анализ развития судостроения в Китае. Рассмотрена динамика развития судостроения в Китае за последние десятилетия. Определены аспекты инновационно¬технологического развития судостроения в Китае.
В третьей главе «Проблемы и перспективы инновационно-технологического развития судостроения в Китае» изучены проблемы инновационно-технологического развития судостроения в Китае на современном этапе. Также определены возможные пути активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае, в том числе во взаимодействии с Россией.
В течение XX в. и первого десятилетия XXI в. на мировом рынке судостроения произошли серьезные изменения. Ряду стран удалось практически с «нуля» создать собственное судостроение.
На сегодняшний день судостроение является одной из важнейших отраслей транспортно-логистического комплекса страны. Безусловно, развитие данной отрасли имеет ряд структурных изменений в связи с активным развитием современных технологий, а также структурной перестройкой промышленного производства в мире.
Судостроение принадлежит к числу тех секторов экономики, которые обладают высоким научно-техническим и производственным потенциалом и способны существенно влиять на развитие технологий в смежных отраслях. В связи с этим морские державы мира уделяют особое внимание созданию и развитию инновационных технологий в судостроительной отрасли.
Китай имеет существенный опыт развития судостроения, а также в ходит в число мировых лидеров по уровню развития судостроительной промышленности. Китай совершил немыслимый прорыв в судостроении за последние несколько десятилетий. Особенно масштабное строительство судов в Китае пошло во второй половине 2000-х гг., когда объем импортируемого страной сырья (железной руды, бокситов, угля, нефти и др.) вырос до немыслимых высот, и китайцы решили завозить его преимущественно на судах своего производства. Отличительной чертой судостроения Китая является сильная государственная поддержка.
Эволюция судостроительной отрасли китайского морского хозяйства это опыт успешной реструктуризации одной из отраслей тяжелой промышленности, сложившейся еще во времена командно-административной системы.
На сегодняшний день технологические инновации являются основным направлением развития судостроительной промышленности Китая. В тоже время, обрабатывающей промышленности Китая сталкивается со многими проблемами и возможностями.
Важным является изучение вопросов инновационно-технологического развития судостроения в Китае, выявление проблем и перспектив инновационно-технологического развития судостроения в Китае, а также формирование возможных путей активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае.
Выбранная тема исследования является актуальной и значимой.
Целью исследования является изучение инновационно-технологического развития судостроения в Китае для дальнейшего выявления перспективных направлений активизации международного сотрудничества в сфере судостроения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития судостроения; выявить структурные изменения в развитии судостроения;
- определить роль инноваций в развитии судостроения;
- провести анализ развития судостроения в Китае;
- выявить динамику развития судостроения в Китае;
- провести анализ инновационно-технологического развития судостроения в Китае;
- изучить проблемы и перспективы инновационно-технологического развития судостроения в Китае;
- предложить возможные пути активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае.
Объектом исследования является судостроение Китая. Предметом исследования является инновационно-технологическое развитие судостроения в Китае.
Теоретическим основанием работы являются исследования российских ученых К. Астанова, И.С. Астафуровой, И.Ю. Бочаровой, Ю.А. Дуровой, Е.В.Карлинской, С. Логачевой, В. Христенко и др. А также работы китайских ученых: Цзя Хайтао, Чжао Хуашэн и др.
Источниками статистической информации для проведения исследования послужили данные международных агентств, министерств, ведомств и управлений по судостроению в Китае и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на двух конференциях: очный доклад на международной научно-практической конференции молодых ученых «Формирование новой системы мировой экономики: вызовы современности и диспропорции развития», 24-25 ноября 2017г., ШЭМ ДВФУ; очный доклад на апрельской научно-практической конференции молодых ученых «Новая экономика, бизнес и общество», 2018г., ШЭМ ДВФУ. По теме исследования опубликовано две статьи в сборниках конференций.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 65 источников, из них 16 иностранных источников, а также приложения.
В первой главе «Теоретические аспекты развития судостроения» изучены теоретические аспекты развития судостроения, выявлены структурные изменения в развитии судостроения. Также определена роль инноваций в развитии мирового судостроения.
Во второй главе «Анализ развития судостроения Китая» проведен анализ развития судостроения в Китае. Рассмотрена динамика развития судостроения в Китае за последние десятилетия. Определены аспекты инновационно¬технологического развития судостроения в Китае.
В третьей главе «Проблемы и перспективы инновационно-технологического развития судостроения в Китае» изучены проблемы инновационно-технологического развития судостроения в Китае на современном этапе. Также определены возможные пути активизации инновационно-технологического развития судостроения в Китае, в том числе во взаимодействии с Россией.
В ХХ в. на мировом рынке судостроения произошли большие изменения. В Восточной Азии стоили балкерный и танкерный флот, в Европе - контейнеровозы, пассажирские суда.
Судостроение это одна из самых трудоемких отраслей машиностроения, где доля трудозатрат это почти 40% стоимости судна, 60% - оборудование и материалы.
С 2000 г. ситуация на мировом рынке резко изменилась. Судостроение азиатских стран вытеснило европейские страны почти во всех частях рынка судостроения. Сейчас страны Европы выпускают в основном военные корабли и судовое оборудование для гражданских судов. В будущем страны Европы переориентируются на создание инновационных типов судов.
Инновации играют большую роль в судостроении. Инновационные технологии повышают экономическую эффективность морских перевозок. Основная цель развития инновационных технологий в мировом судостроении это соединение экологической и экономической эффективности создаваемых судов. Основные направления инноваций в мировом судостроении касаются параметров судов - размер, конструкция корпуса, энергоэффективность.
Сейчас актуальны инновации в конструкции корпуса судов для сокращения расхода топлива и стоимости постройки судна. Например, инновационное решение это асимметричные обводы корпуса проекта ледоколов для ликвидации разливов нефти, судно имеет боковое движение во льду при сборе нефти.
С 2005 г. мощности мирового судостроения росли на 11% ежегодно, тогда как объемы морских перевозок - на 4,6% в год. Китайское судостроение росло темпами, вдвое превышающими общемировые - 22% ежегодно.
Обладая самым большим потенциалом в сфере морских перевозок, Китай является лидером мирового торгового флота, работающим под собственным флагом. Несомненным преимуществом транспортной логистики Китая является гармонизация морской инфраструктуры с береговой и континентальной:
70
Большая поддержка государства, политика протекционизма, создание совместных предприятий с Р.Корея и Японией обеспечили быстрое вхождение Китая в число мировых лидеров судостроения.
Масштабное строительство судов началось в Китае с 2000г., когда объем импортируемого сырья вырос до огромных размеров и правительство решило завозить его на судах китайского производства.
Китайское судостроение находится в государственной собственности, закрепленной за «Государственной судостроительной корпорацией Китая» (CSSC - China State Shipbuilding Corporation), контролирующей деятельность более чем 100 судостроительных и судоремонтных фирм и крупных предприятий морской промышленности, в состав которых входят 26 крупных и средних верфей, 67 заводов.
C 2013 г. Китай проводит политику сокращения количества судостроительных верфей, ожидается, что их число будет сокращено с 644 до 70 единиц. Китай накладывает ограничения на компании, которые помещены в официальный список компаний судостроения (white list).
Сейчас правительство Китая проводит политику по увеличению доли крупных предприятий в судопромышленной промышленности. С 2009г. Госсовет Китая принял пакет мер по поддержке судостроения в условиях мирового кризиса: меры по контролю над количеством малых и средних предприятий, меры по содействию слияниям и поглощениям в судостроении.
Характерной особенностью судостроения Китая является большая государственная поддержка, которая заключается в следующих мерах:
1) наличие двух крупных государственных корпораций в судостроении, которые имеют все для строительства современных судов и занимают 50% рынка заказов Китая,
2) создание условий для работы совместных предприятий с судостроительными компаниями Р.Корея и Японией, большая международная кооперация в особых экономических зонах Китая,
3) стимулирование китайских компаний к размещению заказов на китайских верфях, государственные субсидии и льготы,
4) привлечение банков Китая к финансовой поддержке строительства судов на верфях Китая по низким процентным ставкам.
Инновационное развитие судостроения Китая идет в нескольких направлениях:
- с 2013 г. Правительство Китая решило строить высокотехнологичные суда - газовозы сжиженного природного газа, суперконтейнеровозы, химические танкеры.
- с 2017 г. Китай начинает строительство крупных плавучих крепостей для туризма, добычи нефти и газа.
- Инновационным направлением сейчас является строительство судов по китайским технологиям. Например, сейчас Китай строит первое в мире судно для глубоководной добычи полезных ископаемых в море.
- Китайские судостроительные предприятия внедряют национальные инновационные технологии очень успешно. Например, с 2007 г. на Даляньском заводе по производству дизельных двигателей для судов успешно создан самый мощный в стране дизельный двигатель.
- Сейчас в инновационном развитии судостроения преобладает стратегия «Цифровая навигация (e-Navigation)» или «е-Навигация». Это новейшая стратегия, обусловленная широким проникновением современных технологий в судостроительной промышленности.
Таким образом, можно с уверенностью резюмировать, что Китай имеет существенный опыт развития судостроения, входит в число мировых лидеров по уровню развития судостроительной промышленности. Китай совершил значительный прорыв в судостроении за последние десятилетия.
Правительство Китая поставило национальную приоритетную задачу - вывести отрасль судостроения на инновационный путь развития.
В связи с этим, роль инновации наиболее существенна в построении современных фундамента судостроительной промышленности страны. И многое уже сделано в данном направлении.
Китай активно вовлечен в современную инновационную стратегию развития судостроения - «Цифровая навигация (e-Navigation)».
При этом, стратегические позиции в каждом сегменте морской индустрии контролирует государство, напрямую связывая их с безопасностью и будущим Китая. И такая политика государства дает свои положительные результаты.
Для развития судостроения Китаю необходимо зарубежное сотрудничество во многих направлениях.
Что касается сотрудничества с Россией в области судостроения, то на Дальнем Востоке планируется создание нового судостроительного кластера. Министерство по развитию Дальнего Востока России подписало с Китаем меморандум о сотрудничестве в области судостроения. С китайской стороны созданием инфраструктуры кластера должна заняться одна из крупнейших компаний на рынке контейнерных перевозок Китая - компания. China Shipping Container Lines Co.
Также следует отметить перспективность совместного российско- китайского сотрудничества в Арктике.
Для Пекина Арктика интересна с разных сторон: и как богатый энергоресурсами регион мира, и с точки зрения развития новых транспортных маршрутов, и в плане геополитического присутствия в одном из ключевых регионов мира.
В части Большой стратегии развития Китая, которая охватывает период тринадцатой пятилетки на 2016-2020 гг., отдельно прописано намерение Китая принимать активное участие в законотворческих инициативах в Арктике.
В настоящее время необходимо решение следующих задач:
- создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной гражданской морской техники, а также проведение научно¬исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения;
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно¬экспериментальной и стендовой базы для сохранения и укрепления потенциала отрасли в целях проведения фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой новой гражданской морской техники;
- совершенствование кооперации, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции
Судостроение это одна из самых трудоемких отраслей машиностроения, где доля трудозатрат это почти 40% стоимости судна, 60% - оборудование и материалы.
С 2000 г. ситуация на мировом рынке резко изменилась. Судостроение азиатских стран вытеснило европейские страны почти во всех частях рынка судостроения. Сейчас страны Европы выпускают в основном военные корабли и судовое оборудование для гражданских судов. В будущем страны Европы переориентируются на создание инновационных типов судов.
Инновации играют большую роль в судостроении. Инновационные технологии повышают экономическую эффективность морских перевозок. Основная цель развития инновационных технологий в мировом судостроении это соединение экологической и экономической эффективности создаваемых судов. Основные направления инноваций в мировом судостроении касаются параметров судов - размер, конструкция корпуса, энергоэффективность.
Сейчас актуальны инновации в конструкции корпуса судов для сокращения расхода топлива и стоимости постройки судна. Например, инновационное решение это асимметричные обводы корпуса проекта ледоколов для ликвидации разливов нефти, судно имеет боковое движение во льду при сборе нефти.
С 2005 г. мощности мирового судостроения росли на 11% ежегодно, тогда как объемы морских перевозок - на 4,6% в год. Китайское судостроение росло темпами, вдвое превышающими общемировые - 22% ежегодно.
Обладая самым большим потенциалом в сфере морских перевозок, Китай является лидером мирового торгового флота, работающим под собственным флагом. Несомненным преимуществом транспортной логистики Китая является гармонизация морской инфраструктуры с береговой и континентальной:
70
Большая поддержка государства, политика протекционизма, создание совместных предприятий с Р.Корея и Японией обеспечили быстрое вхождение Китая в число мировых лидеров судостроения.
Масштабное строительство судов началось в Китае с 2000г., когда объем импортируемого сырья вырос до огромных размеров и правительство решило завозить его на судах китайского производства.
Китайское судостроение находится в государственной собственности, закрепленной за «Государственной судостроительной корпорацией Китая» (CSSC - China State Shipbuilding Corporation), контролирующей деятельность более чем 100 судостроительных и судоремонтных фирм и крупных предприятий морской промышленности, в состав которых входят 26 крупных и средних верфей, 67 заводов.
C 2013 г. Китай проводит политику сокращения количества судостроительных верфей, ожидается, что их число будет сокращено с 644 до 70 единиц. Китай накладывает ограничения на компании, которые помещены в официальный список компаний судостроения (white list).
Сейчас правительство Китая проводит политику по увеличению доли крупных предприятий в судопромышленной промышленности. С 2009г. Госсовет Китая принял пакет мер по поддержке судостроения в условиях мирового кризиса: меры по контролю над количеством малых и средних предприятий, меры по содействию слияниям и поглощениям в судостроении.
Характерной особенностью судостроения Китая является большая государственная поддержка, которая заключается в следующих мерах:
1) наличие двух крупных государственных корпораций в судостроении, которые имеют все для строительства современных судов и занимают 50% рынка заказов Китая,
2) создание условий для работы совместных предприятий с судостроительными компаниями Р.Корея и Японией, большая международная кооперация в особых экономических зонах Китая,
3) стимулирование китайских компаний к размещению заказов на китайских верфях, государственные субсидии и льготы,
4) привлечение банков Китая к финансовой поддержке строительства судов на верфях Китая по низким процентным ставкам.
Инновационное развитие судостроения Китая идет в нескольких направлениях:
- с 2013 г. Правительство Китая решило строить высокотехнологичные суда - газовозы сжиженного природного газа, суперконтейнеровозы, химические танкеры.
- с 2017 г. Китай начинает строительство крупных плавучих крепостей для туризма, добычи нефти и газа.
- Инновационным направлением сейчас является строительство судов по китайским технологиям. Например, сейчас Китай строит первое в мире судно для глубоководной добычи полезных ископаемых в море.
- Китайские судостроительные предприятия внедряют национальные инновационные технологии очень успешно. Например, с 2007 г. на Даляньском заводе по производству дизельных двигателей для судов успешно создан самый мощный в стране дизельный двигатель.
- Сейчас в инновационном развитии судостроения преобладает стратегия «Цифровая навигация (e-Navigation)» или «е-Навигация». Это новейшая стратегия, обусловленная широким проникновением современных технологий в судостроительной промышленности.
Таким образом, можно с уверенностью резюмировать, что Китай имеет существенный опыт развития судостроения, входит в число мировых лидеров по уровню развития судостроительной промышленности. Китай совершил значительный прорыв в судостроении за последние десятилетия.
Правительство Китая поставило национальную приоритетную задачу - вывести отрасль судостроения на инновационный путь развития.
В связи с этим, роль инновации наиболее существенна в построении современных фундамента судостроительной промышленности страны. И многое уже сделано в данном направлении.
Китай активно вовлечен в современную инновационную стратегию развития судостроения - «Цифровая навигация (e-Navigation)».
При этом, стратегические позиции в каждом сегменте морской индустрии контролирует государство, напрямую связывая их с безопасностью и будущим Китая. И такая политика государства дает свои положительные результаты.
Для развития судостроения Китаю необходимо зарубежное сотрудничество во многих направлениях.
Что касается сотрудничества с Россией в области судостроения, то на Дальнем Востоке планируется создание нового судостроительного кластера. Министерство по развитию Дальнего Востока России подписало с Китаем меморандум о сотрудничестве в области судостроения. С китайской стороны созданием инфраструктуры кластера должна заняться одна из крупнейших компаний на рынке контейнерных перевозок Китая - компания. China Shipping Container Lines Co.
Также следует отметить перспективность совместного российско- китайского сотрудничества в Арктике.
Для Пекина Арктика интересна с разных сторон: и как богатый энергоресурсами регион мира, и с точки зрения развития новых транспортных маршрутов, и в плане геополитического присутствия в одном из ключевых регионов мира.
В части Большой стратегии развития Китая, которая охватывает период тринадцатой пятилетки на 2016-2020 гг., отдельно прописано намерение Китая принимать активное участие в законотворческих инициативах в Арктике.
В настоящее время необходимо решение следующих задач:
- создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной гражданской морской техники, а также проведение научно¬исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения;
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно¬экспериментальной и стендовой базы для сохранения и укрепления потенциала отрасли в целях проведения фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой новой гражданской морской техники;
- совершенствование кооперации, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции
Подобные работы
- Научно-технологическое развитие Китая
в конце ХХ - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КИТАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ И КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Международная кооперация промышленности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Экономика Китая: состояние, перспективы развития и влияние на
мировую экономику
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КИТАЙ И СТРАНЫ СНГ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Основные российско-китайские экономические проекты (2000-2018 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4530 р. Год сдачи: 2019



