ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты обучения аудированию 7
1.1 Особенности обучению аудированию, как виду речевой
деятельности в средней школе 7
1.2 Трудности понимания иностранной речи на слух 18
1.3 Специфика обучения аудированию на начальном этапе 23
Выводы по Главе 1 32
Глава II. Способы обучению аудированию на начальном этапе в общеобразовательной школе 34
2.1 Диагностика сформированности навыков аудирования на
констатирующем этапе 34
2.2 Система упражнений по обучению аудированию 40
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.... 48
Выводы по Главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Приложения 58
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объёме.
Среди четырех видов речевой деятельности аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе обучения. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет научить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, сформировывать умения предвосхищать смысловое содержание высказывания и, таким образом, воспитать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.
Тема данного исследования является актуальной в современной методике обучения немецкому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Термин «аудирование» противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование - очень трудный вид речевой деятельности, и школьники владеют им в недостаточной степени.
Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И, конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушивании радиопередачи и т.п.
Аудирование - это сложный вид речевой деятельности, поэтому необходимо начинать обучение аудированию на начальном этапе. Это очень важно и способствует развитию навыков понимания иноязычной речи на слух на основе аутентичных текстов. Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. Именно на младшем этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения следует совершенствовать на всем его протяжении. В целом на начальном этапе в школе закладываются основы овладения языком и задачей учителя является максимальная помощь ученикам. Педагог должен стараться облегчить усвоение нового материала, для этого он использует разнообразные виды деятельности на уроке и всего периода обучения иностранному языку.
Поставленные в нормативных документах цели и задачи обучения аудированию могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению иностранным языкам с учётом психологических особенностей младших школьников. Однако в начальной школе зачастую недооценивают значимость аудирования и его дальнейшее влияние на развитие речевой компетенции школьника. Такая недооценка может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке учащихчя. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества.
Целью данной квалификационной работы является поиск эффективных способов обучения аудированию младших школьников на уроке немецкого языка.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучению аудированию как виду речевой деятельности в средней школе.
2. Провести анализ трудностей понимания иностранной речи на слух.
3. Рассмотреть приемы и методы обучения аудированию на начальном этапе.
4. Разработать и экспериментальным путем апробировать
собственную систему упражнений по аудированию на начальном этапе обучения.
5. Подвести итоги проведенной опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку младших школьников.
Предметом исследования является обучение аудированию на уроке немецкого языка на начальном этапе.
Гипотеза: обучение аудированию младших школьников будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• методически верная организация процесса обучения аудированию ;
• данный процесс будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младшего возраста в процессе обучения;
• построение системы упражнений с использованием наглядности и игровых приемов.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение и синтез информации, извлеченной из научной и методической литературы; тестирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; анализ экспериментальных данных.
Базой исследования, является Репенская средняя школа Алексеевского района. Исследование проводилось в 3 классе по учебнику И.Л. Бим Немецкий язык «Первые шаги» 3 класс.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные задания, можно использовать в средней общеобразовательной школе на начальном этапе обучения аудированию, где изучается немецкий язык в качестве иностранного.
Содержание выпускной квалификационной работы определило ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во ВВЕДЕНИИ представлена актуальность выбранной темы, цель данного исследования, объект, предмет, задачи которые необходимо рассмотреть, выведена гипотеза квалификационной работы.
В Главе I описываются теоретические аспекты обучения аудированию, особенности обучения аудированию в средней школе, трудности с которыми сталкиваются учащиеся и специфика преподавания аудирования на начальном этапе обучения.
В Главе II описывается опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение результативности обучения аудированию на уроке немецкого языка на начальном этапе, а также представлена система упражнений по обучению аудированию и проведен анализ опытно-экспериментальной работы.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ излагаются выводы о проделанной работе.
Библиографический список содержит труды отечественных авторов.
В данной работе были рассмотрены ключевые теоретические вопросы, связанные с обучением аудированию, а также практические примеры преподавания аудированию в младших классах. Изучив все представленные материалы, возможно сделать следующие выводы.
При обучении аудированию мы решаем задачи развивать речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную зоны ответственности. Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности, вследствие этого на базе его расширенного использования можно сделать изучение иностранному языку во много раз успешнее.
Анализ явлений, затрудняющих восприятие речи на слух, разрешает адекватно отобрать и градуировать материал, применяемый для обучения пониманию на слух, и служит причиной для исследования системы процедур нацеленных на то, чтобы научить учеников преодолению рассмотренных проблем. Главным средством преподавания аудированию как цели считается аудио текст и профессиональная организация работы с ним призвана решить ряд наиглавнейших задач преподавания пониманию иноязычной речи на слух.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, было выяснено, что работу с аудиотекстами лучше начинать на начальном этапе. Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Учителю следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способным вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении аудированию.
В данном исследовании мы предположили, что обучения аудированию младших школьников на уроке немецкого языка будет проходить эффективно при соблюдении определенных условий. Разработанная система упражнений
была внедрена с соблюдением педагогических принципов и современных требований к процессу обучения аудированию на уроке немецкого языка. В ней были использованы различные виды наглядности: картинки, таблицы, игрушки, видеоматериал. Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с учениками 3 класса в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе в результате диагностики уровня навыков аудирования и выявления доминирующего типа восприятия было определено, что учащиеся нуждаются в применении системы упражнений, направленных на развитие механизмов восприятия на слух, смысловой догадки, интерпретации, антиципации.
Проведенная работа подтверждает, что аудирование должно проводиться как можно чаще, в различном предоставлении (учитель, аудиозапись, видеофильм, сообщения самих учеников), так как оно содействует формированию понимания речи на слух, а значит, способствует формированию коммуникативной компетенции.
Результаты эксперимента подтверждают целесообразность и эффективность примененной системы упражнений. На контрольном этапе было выявлено, что уровень аудирования школьников стал выше по сравнению с констатирующим этапом.
В заключении можно сказать, что цель данной экспериментальной работы достигнута, задачи, поставленные для ее реализации, решены.
1. Адаменко, Н. А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н. А. Адаменко ; Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 2005. - 225 с.
2. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам : учебник / В. А. Артемов. - М. : Просвещение, 2006. — 279 с.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного поведения М. : Просвещение, 2006. — 193 с.
4. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. Гамезо. - М. : Наука, 2005. - 45 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Московского университета, 2008. - 486 с.
6. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Елухина, Н.В. Методика преподавания иностранного языка/ Н.В. Елухин - Москва, 2003 - 124 с.
8. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе : учебник для вузов / И. А. Зимняя ; Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2005. - 384 с.
9. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку : учебник / Я. М. Колкер, Е.С. Устинова ; под общ. ред. Я. М. Колкера - М.: Академия, 2006. - 178 с.
10. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика,
2005. - 302 с.
11. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н. Ф. Коряковцева.- М. : Академия, 2005. - 201с.
12. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. - М. : Просвещение, 2006. - 316с.
13. Кулиш, В.Г. Самоучитель немецкого языка/ В.Г. Кулиш - Донецк: Ооо пкф «Бащ», 2009 - 224.
14. Максимова, И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» / А.К. Максимова, - М. : Просвещение, 2006. - 147
15. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 2005. - 189 с.
16. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной
общеобразовательной школе : учебное пособие для студентов
педагогических колледжей / под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
17. Морянова, Н.П. Формирование мотивации учения: книга для учителя / Н. П. Морянова. - М. : Просвещение, 2005. - 189 с.
18. Мынбаева, А. К. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать : учебное пособие / А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова. -4-е изд., доп. - Алматы. : Аруна, 2002. - 201с.
19. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606 с.
20. Осипова, И. Г. Формирование учебной мотивации школьников / И.Г. Осипова. - М.: Просвещение, 2004. - 98 с.
21. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 2005. — 276 с.
22. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе : пособие для учителей иностранного языка / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
23. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. для студ. пед. учебных заведений / П. И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2002. - 356 с.
24. Практический курс методики преподавания иностранных языков : учеб. пособие / под. ред. П. К. Бабинская. - 4-е изд.- Минск: ТетраСистемс,
2006. - 200с.
25. Психология развивающейся личности : учебное пособие / под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 2000. - 165 с.
26. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф.М. Рабинович, Т. Е. Сахарова ; под общ. ред. Г. В. Рогова. - М. : Просвещение, 2005. — 287 с.
27. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластенина. - М.: «Академия», 2002. - 576 с.
28. Соколов, С.А. «Сборник лексико-грамматических упражнений для работы с магнитофоном» / С.А. Соколов . - М.: «Академия», 2002 - 78 с.
29. Соловова, Н. Е. Методика обучения иностранным языкам : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Н. Е. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
30. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учебно-методическое пособие / П. В. Сысоев. - М. : Феникс, 2000. - 201с.
31. Талызина, Н. Ф.Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - М. : «Академия», 2001. - 288 с.
32. Ткачук, С.Л. Методика обучения иностранным языкам : пособие для студентов пед. вузов и учителей / С. Л. Ткачук. - М.: Просвещение, 2002. - 155 - 160 с.
33. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева ; под. общ. ред. К. В. Фокиной. - М. : Юрайт, 2002. - 200с.
34. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении / А. М. Фридман. - М. : Знание, 2010. -80 с.
35. Щукина, Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 214 с.
36. Абдрашитова, Н. Т. Современные проблемы лингвистики и методики преподавания английского языка [Электронный ресурс] / Н. Т. Абдрашитова, Г. В. Артамонова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512396/
37. Булатова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы:
учебное пособие [Электронный ресурс] / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - Режим доступа:
http://www.krotov.info/lib sec/shso/7
38. Максимова И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному
языку в школе» - Режим
доступа://http://festival.1september.ru/articles/589313/