Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66849

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСДЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе 6
1.2 Специфика слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и содержание изучения особенностей слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
2.2 Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.3 Основные направления логопедической работы по развитию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова,
останавливается на особенности слоговой структуры русских слов,
заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.
Проблема исследования: каковы особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: система коррекционно—логопедической работы по формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые необходимо учитывать при организации коррекционно— логопедического воздействия.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1.Анализ психолого—педагогической литературы по проблеме исследования нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
3. Изучить уровень развития слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Выявить нарушения и провести коррекционно—логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5. Разработать индивидуально—коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико—методологическая основа исследования включает в себя концепцию закономерностей усвоения языка и речив единстве с различными сторонами психического развития (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев), многоаспектность процесса формирования фонетической системы языка (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), системность и последовательность в обучение дошкольников, оптимизация процесса огбучения (Ю.К. Бабанский, Т.А. ладыженская, Л.Я.
Зорина), системный подход при коррекции общего недоразвития речи (Л.С.
Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Методы исследования:
—теоретические: изучение научной и методической литературы по теме исследования; моделирование;
—констатирующий эксперимент: проведение методики, качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитием речи является обучение связного и последовательного, грамматически и фонетически правильного изложения мыслей, рассказа о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений. Вне специального внимания к речи, дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов, затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Эти нарушения достаточно стойкие, а в силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно, в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Как показала практика, для становления слоговой структуры достаточно эффективными являются методы и приемы, используемые мной в работе и описанные выше.
Коррекционная работа складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале), и коррекционный (работа ведется на вербальном материале).
При использовании упражнений, ярких и интересных пособий, присутствие компьютерных технологий, все это значительно облегчит процесс обучения, и сделает занятия более интересными и результативными.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно изучали нарушения слоговой структуры слова.



1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.[Текст] - СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 2004. - 48 с.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] — М.: АСТ, 2008. — 60 с.
3. Бабина, Г. В.. Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи./Сафонкина, Н. Ю Учебно—методическое пособие. [Текст] - М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические
технологии». - 96 с.
4. Ванюкова, Л.С., Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Курдвановская, Н.В., [Текст] — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с. К
5. Винарская, Е. Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. [Текст] - Л.: Изд—во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961 - С. 184 - 236.
6. Волкова, Г.А.. Учебное пособие по логопедии. [Текст] — М., 1995. — 52с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] — С.— П.: "Детство — Пресс", 2008. - 144 с.
8. Волкова, Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. [Текст] — С.— П. 2006. - 70 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь//[Текст] Собрание сочинений. - М.,
2006. - 208 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие устной речи.// [Текст] Детская речь. — М., 2006. Ч. 1. С. 51—78.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] — М.: 2006.— 470с.
12. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. [Текст] — СПб., 1995. — 12 с.
13. Гвоздев, А. Н. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. [Текст] — СПб., 2008. — 89с.
14. Гордина, М.В. О различных функциональных единицах языка. —[Текст] М.: Слово, 2000. — 218 с.
15. Гуровец, Г.В., Давидович, Л.Р., Медико—педагогическая характеристика сложных форм патологии речи [Текст] . — СПб., 2002. — 58с.
16. Гуровец, Г. В. Маевская, С. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] . — М., 2000. — 78с.
17. Есечко, Л.Б. Особенности овладения звуко—слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи // [Текст] Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. — М.: Логос,
2007. — 217 с..
18. Есечко, Л. Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе. [Текст] — М., 2005. — 3с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников. —[Текст] М.:
Просвещение, 2006. — 213 с.
20. . Жинкин, Н. И. Нарушение речи у дошкольников. [Текст] — М., 1972. — 55с.
21. Жинкин, Н.И. Язык, речь и текст/Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Хрестоматия. [Текст] — М.: Эксмо—Пресс, 2001. — 564 с.
22. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. [Текст] — М.:Просвещение, 2000. — 546 с.
23. Карпова, С.Н. Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 6—7 лет [Текст] / Мамаева В.В. СПб.: Речь, 2007. —
144 с.
24. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. [Текст] — М., 2000. — 87с.
25. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] М.: «Сов. Россия»,
1973.
26. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. [Текст] / Ванюкова, Л.С.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с. - (Логопедия в ДОУ)
27. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. [Текст] — М.: Наука, 2004. — 234 с.
28. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической
психологии: Избранные психологические труды. [Текст] —
М.:МПСИ,2004.—534 с.
29. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. [Текст] — М., 2001. — 61с.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. [Текст] М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
31. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. [Текст] — СПб.: Питер, 2004. — 320 с.
32. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] — М.: Издательство Московского университета, 2003. — 374 с.
33. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. [Текст] // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59—70
34. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Академия, 2005.
35. Селиверстов, В.И. Понятийно—терминологический словарь логопеда. М.: Просвещение, 1997.
36. Сикорский, И.А. О заикании. (— СПб., 1889 С. 38—152)
//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
37. Слобин, Д.Б. Когнитивные предпосылки развития грамматики.
Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984. - 168 с.
38. Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад: теория и практика. 2012. №11. С. 458—459.
39. Сохин, Ф.А., Подготовка детей к школе в детском саду. М.: Педагогика, 1997.
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981.
41. . Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. [Текст] — СПб., 2007.
42. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №6. С. 54 —58.
43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Дрофа, 2005.
44. Федоренко, Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Фомичева, / Г.А. Лотарев В.К.. М.: Академия, 2011.
45. Филичева, Т.Б., Психолого—педагогическая характеристика детей с
общим недоразвитием речи /Туманова Т.В./ Логопедия. 2006. №2. С. 57— 68.
46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста.— [Текст] Практическое пособие. - М.:
Айрис Пресс, 2008.
47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. [Текст] Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида детей с нарушениями речи.— М.: Просвещение, 2008.
48. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. [Текст] — М.: Тривола, 2001.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ