ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСДЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе 6
1.2 Специфика слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и содержание изучения особенностей слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
2.2 Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.3 Основные направления логопедической работы по развитию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСДЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе 6
1.2 Специфика слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и содержание изучения особенностей слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
2.2 Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.3 Основные направления логопедической работы по развитию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова,
останавливается на особенности слоговой структуры русских слов,
заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.
Проблема исследования: каковы особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: система коррекционно—логопедической работы по формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые необходимо учитывать при организации коррекционно— логопедического воздействия.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1.Анализ психолого—педагогической литературы по проблеме исследования нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
3. Изучить уровень развития слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Выявить нарушения и провести коррекционно—логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5. Разработать индивидуально—коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико—методологическая основа исследования включает в себя концепцию закономерностей усвоения языка и речив единстве с различными сторонами психического развития (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев), многоаспектность процесса формирования фонетической системы языка (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), системность и последовательность в обучение дошкольников, оптимизация процесса огбучения (Ю.К. Бабанский, Т.А. ладыженская, Л.Я.
Зорина), системный подход при коррекции общего недоразвития речи (Л.С.
Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Методы исследования:
—теоретические: изучение научной и методической литературы по теме исследования; моделирование;
—констатирующий эксперимент: проведение методики, качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова,
останавливается на особенности слоговой структуры русских слов,
заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.
Проблема исследования: каковы особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: система коррекционно—логопедической работы по формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые необходимо учитывать при организации коррекционно— логопедического воздействия.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1.Анализ психолого—педагогической литературы по проблеме исследования нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
3. Изучить уровень развития слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Выявить нарушения и провести коррекционно—логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5. Разработать индивидуально—коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико—методологическая основа исследования включает в себя концепцию закономерностей усвоения языка и речив единстве с различными сторонами психического развития (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев), многоаспектность процесса формирования фонетической системы языка (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), системность и последовательность в обучение дошкольников, оптимизация процесса огбучения (Ю.К. Бабанский, Т.А. ладыженская, Л.Я.
Зорина), системный подход при коррекции общего недоразвития речи (Л.С.
Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Методы исследования:
—теоретические: изучение научной и методической литературы по теме исследования; моделирование;
—констатирующий эксперимент: проведение методики, качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитием речи является обучение связного и последовательного, грамматически и фонетически правильного изложения мыслей, рассказа о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений. Вне специального внимания к речи, дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов, затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Эти нарушения достаточно стойкие, а в силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно, в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Как показала практика, для становления слоговой структуры достаточно эффективными являются методы и приемы, используемые мной в работе и описанные выше.
Коррекционная работа складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале), и коррекционный (работа ведется на вербальном материале).
При использовании упражнений, ярких и интересных пособий, присутствие компьютерных технологий, все это значительно облегчит процесс обучения, и сделает занятия более интересными и результативными.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно изучали нарушения слоговой структуры слова.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов, затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Эти нарушения достаточно стойкие, а в силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно, в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Как показала практика, для становления слоговой структуры достаточно эффективными являются методы и приемы, используемые мной в работе и описанные выше.
Коррекционная работа складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале), и коррекционный (работа ведется на вербальном материале).
При использовании упражнений, ярких и интересных пособий, присутствие компьютерных технологий, все это значительно облегчит процесс обучения, и сделает занятия более интересными и результативными.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно изучали нарушения слоговой структуры слова.



