ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ КОННОТАЦИЕЙ
|
Глава 1. Теоретические основы обогащения речи младших школьников именами прилагательными с
положительной оценочной коннотацией 7
1.1. Обогащение речи младших школьников именами
прилагательными как проблема лингводидактики 7
1.2. Понятие об оценочной коннотации имен прилагательных 13
1.3. Педагогические условия обогащения речи младших
школьников именами прилагательными с положительной коннотацией 21
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 30
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в
аспекте исследуемой проблемы 30
2.2. Диагностика и анализ уровня владения младших школьников
именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 42
2.3. Проектирование экспериментальной работы по обогащению
речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 47
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 69
положительной оценочной коннотацией 7
1.1. Обогащение речи младших школьников именами
прилагательными как проблема лингводидактики 7
1.2. Понятие об оценочной коннотации имен прилагательных 13
1.3. Педагогические условия обогащения речи младших
школьников именами прилагательными с положительной коннотацией 21
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 30
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в
аспекте исследуемой проблемы 30
2.2. Диагностика и анализ уровня владения младших школьников
именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 42
2.3. Проектирование экспериментальной работы по обогащению
речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 47
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 69
В настоящее время развитию личности ребенка отводится большое внимание. Для того, чтобы школьник вырос успешным, коммуникативным и всесторонне развитым, он должен освоить различные виды деятельности. Одним из главных компонентов для успешного развития является речевая деятельность, и ей уделяется особое внимание, ведь богатство словаря обу-чающихся - главный показатель. Проблема речевого развития младших школьников в настоящее время очень актуальна и в зоне пристального вни-мания. Поэтому одной из главных задач начального языкового образования является обогащение речи учащихся в соответствии с предъявляемыми тре¬бованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
Учеными отмечается, что преобладание внелитературных форм выра¬жения оценки, речевая агрессия являются большой проблемой современной коммуникации, чем обусловлен возрастающий научный интерес к языковым средствам с положительной коннотацией, выросший в теорию языкового по¬зитива (В.К. Харченко). Исследования лексического состава языка с точки зрения лингвопрагматики свидетельствуют о том, что среди оценочных средств языка в целом преобладают слова, выражающие отрицательную оценку.
Особое внимание при развитии речи младших школьников следует об¬ратить на такую часть речи, как имя прилагательное, изучение которого спо¬собствует обогащению их словаря, воспитанию внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи. Имя прилагательное делает речь образной, придаёт ей точность, меткость, выразительность, по¬могает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию яркость, передать оценку и своё от¬ношение к описываемому.
Имена прилагательные с положительной оценочной коннотацией яв-ляются сложным и весьма интересным объектом изучения. Вопросы изуче-ния созначения лексических единиц в языкознании поднимали Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, Е. М. Вольф, В. И. Говердовский, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия, В. К. Харченко, В. И. Шаховский и другие.
О важности и значимости изучения имен прилагательных в образова-нии посвящены труды В. В. Виноградова, Л. С. Выготского, М. Р. Львова, М. М. Разумовского, Н. С. Рождественского, К. И. Чуковского,
А. А. Шахматова, М. С. Ягодиной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оце¬ночной коннотацией.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс обогащения речи младших школьников. В качестве предмета иссле¬дования мы рассматриваем педагогические условия обогащения речи млад¬ших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: обогащение речи младших школьников име¬нами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом их си-стемных связей (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследо¬вания:
1. Рассмотреть понятие «положительная оценочная коннотация», ее структуру, классификацию типов оценки.
2. Проанализировать учебники по русскому языку в рамках действую¬щих учебно-методических комплектов с целью выявления объема и содержа¬ния учебного материала, рассчитанного на изучение имени прилагательного с положительной оценочной коннотацией в начальной школе.
3. Охарактеризовать педагогические условия обогащения речи млад-ших школьников именами прилагательными с положительной коннотацией.
4. Организовать экспериментальную работу с целью диагностики и по¬вышения уровня сформированности речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), анализ учебников, педагогический эксперимент (констатиру¬ющий и формирующий этапы), математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №47» города Белгорода в 3 «А» классе (учитель - Окуне¬ва Г алина Николаевна).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обогащения речи младших школьников, сущность понятия о оценочной коннотации, пе-дагогические условия, способствующие обогащению речи младших школь-ников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по фор¬мированию речи младших школьников именами прилагательными с положи¬тельной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, из-ложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список включает в себя 58 источников.
В приложение вынесены технологические карты уроков по русскому языку, нацеленных на обогащение речи младших школьников именами при¬лагательными с положительной оценочной коннотацией; материалы для сло¬варя имен прилагательных.
Учеными отмечается, что преобладание внелитературных форм выра¬жения оценки, речевая агрессия являются большой проблемой современной коммуникации, чем обусловлен возрастающий научный интерес к языковым средствам с положительной коннотацией, выросший в теорию языкового по¬зитива (В.К. Харченко). Исследования лексического состава языка с точки зрения лингвопрагматики свидетельствуют о том, что среди оценочных средств языка в целом преобладают слова, выражающие отрицательную оценку.
Особое внимание при развитии речи младших школьников следует об¬ратить на такую часть речи, как имя прилагательное, изучение которого спо¬собствует обогащению их словаря, воспитанию внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи. Имя прилагательное делает речь образной, придаёт ей точность, меткость, выразительность, по¬могает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию яркость, передать оценку и своё от¬ношение к описываемому.
Имена прилагательные с положительной оценочной коннотацией яв-ляются сложным и весьма интересным объектом изучения. Вопросы изуче-ния созначения лексических единиц в языкознании поднимали Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, Е. М. Вольф, В. И. Говердовский, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия, В. К. Харченко, В. И. Шаховский и другие.
О важности и значимости изучения имен прилагательных в образова-нии посвящены труды В. В. Виноградова, Л. С. Выготского, М. Р. Львова, М. М. Разумовского, Н. С. Рождественского, К. И. Чуковского,
А. А. Шахматова, М. С. Ягодиной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оце¬ночной коннотацией.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс обогащения речи младших школьников. В качестве предмета иссле¬дования мы рассматриваем педагогические условия обогащения речи млад¬ших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: обогащение речи младших школьников име¬нами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом их си-стемных связей (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследо¬вания:
1. Рассмотреть понятие «положительная оценочная коннотация», ее структуру, классификацию типов оценки.
2. Проанализировать учебники по русскому языку в рамках действую¬щих учебно-методических комплектов с целью выявления объема и содержа¬ния учебного материала, рассчитанного на изучение имени прилагательного с положительной оценочной коннотацией в начальной школе.
3. Охарактеризовать педагогические условия обогащения речи млад-ших школьников именами прилагательными с положительной коннотацией.
4. Организовать экспериментальную работу с целью диагностики и по¬вышения уровня сформированности речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), анализ учебников, педагогический эксперимент (констатиру¬ющий и формирующий этапы), математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №47» города Белгорода в 3 «А» классе (учитель - Окуне¬ва Г алина Николаевна).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обогащения речи младших школьников, сущность понятия о оценочной коннотации, пе-дагогические условия, способствующие обогащению речи младших школь-ников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по фор¬мированию речи младших школьников именами прилагательными с положи¬тельной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, из-ложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список включает в себя 58 источников.
В приложение вынесены технологические карты уроков по русскому языку, нацеленных на обогащение речи младших школьников именами при¬лагательными с положительной оценочной коннотацией; материалы для сло¬варя имен прилагательных.
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема обогащения речи младших школьников именами прилагательными с поло-жительной оценочной коннотацией актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание обогащения речи младших школьников в современных условиях определяются возрастными особенно-стями учащихся, уровнем подготовки педагогов к решению данной пробле-мы.
Уделять внимание данной теме необходимо, так как активное восприя-тие действительности происходит через положительную мотивацию, соот-ветственно, именно прилагательные с положительной оценочной коннотаци-ей призваны стать одним из инструментов, формирующих отношение уча-щихся как к языку, так и к окружающему их миру.
Анализ научной литературы позволил сформулировать понятия «оцен¬ка», «коннотация», «положительная оценочная коннотация». Под положи¬тельной оценочной коннотацией в данном исследовании понимается созна- чение слова, которое выражает позитивную оценку предмета, явления, дей¬ствия.
В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить мето-дику обучения русскому языку с целью обогащения речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
По итогам анализа учебно-методических комплектов мы определили, что в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, как и в УМК «Школа России», ведется работа по обогащению словарного запаса учеников, при этом авторы включают в материал учебников прилагательные, имеющие положительную оценочную коннотацию. На наш взгляд, именно использование УМК «Школа России» в контексте изучаемой проблемы наиболее целесообразно, так как данный учебный комплекс дает возможность, наряду с преподаванием основных разделов темы, осуществлять работу по обогащению словарного запаса учащихся на основе лексических значений имен прилагательных с положительной оценочной коннотацией.
Обогащение речи младших школьников осуществлялось с помощью различных заданий, формирующих: 1) умение находить в тексте имена прилагательные; 2) умение образовывать имена прилагательные разными способами; 3) умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных; 4) умение определять функцию имен прилагательных в речи и реализовывать её в собственных предложениях и текстах.
Выполнение данного комплекса заданий должно способствовать обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией. Материал был отобран согласно принципам доступности, функциональности и воспитательной ценности, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость использования данных слов.
Диагностическая работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией строи-лась с опорой на критерии оценивания владения младшими школьниками прилагательными с положительной оценочной коннотацией, которые вклю-чали три компонента (мотивационный, смысловой и продуктивный).
В ходе проведения констатирующего этапа мы убедились в актуальности темы, так как речь младших школьников однообразна в устной и письменной форме, они ограничиваются обобщенными словами (хороший, красивый, добрый). Следовательно, диагностика подтвердила актуальность проблемы исследования.
Исследование подтверждает, что обогащение речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом систем-ных отношений (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
В ходе формирующего этапа нами было выявлено, что учащиеся стали осознавать функцию данных слов, чаще употреблять имена прилагательные с положительной оценочностью в устной и письменной речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в исследовании положительной оценочной коннотации в аспекте культурно-оценочных смыслов, в также в поиске новых путей, методов и средств обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Уделять внимание данной теме необходимо, так как активное восприя-тие действительности происходит через положительную мотивацию, соот-ветственно, именно прилагательные с положительной оценочной коннотаци-ей призваны стать одним из инструментов, формирующих отношение уча-щихся как к языку, так и к окружающему их миру.
Анализ научной литературы позволил сформулировать понятия «оцен¬ка», «коннотация», «положительная оценочная коннотация». Под положи¬тельной оценочной коннотацией в данном исследовании понимается созна- чение слова, которое выражает позитивную оценку предмета, явления, дей¬ствия.
В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить мето-дику обучения русскому языку с целью обогащения речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
По итогам анализа учебно-методических комплектов мы определили, что в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, как и в УМК «Школа России», ведется работа по обогащению словарного запаса учеников, при этом авторы включают в материал учебников прилагательные, имеющие положительную оценочную коннотацию. На наш взгляд, именно использование УМК «Школа России» в контексте изучаемой проблемы наиболее целесообразно, так как данный учебный комплекс дает возможность, наряду с преподаванием основных разделов темы, осуществлять работу по обогащению словарного запаса учащихся на основе лексических значений имен прилагательных с положительной оценочной коннотацией.
Обогащение речи младших школьников осуществлялось с помощью различных заданий, формирующих: 1) умение находить в тексте имена прилагательные; 2) умение образовывать имена прилагательные разными способами; 3) умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных; 4) умение определять функцию имен прилагательных в речи и реализовывать её в собственных предложениях и текстах.
Выполнение данного комплекса заданий должно способствовать обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией. Материал был отобран согласно принципам доступности, функциональности и воспитательной ценности, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость использования данных слов.
Диагностическая работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией строи-лась с опорой на критерии оценивания владения младшими школьниками прилагательными с положительной оценочной коннотацией, которые вклю-чали три компонента (мотивационный, смысловой и продуктивный).
В ходе проведения констатирующего этапа мы убедились в актуальности темы, так как речь младших школьников однообразна в устной и письменной форме, они ограничиваются обобщенными словами (хороший, красивый, добрый). Следовательно, диагностика подтвердила актуальность проблемы исследования.
Исследование подтверждает, что обогащение речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом систем-ных отношений (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
В ходе формирующего этапа нами было выявлено, что учащиеся стали осознавать функцию данных слов, чаще употреблять имена прилагательные с положительной оценочностью в устной и письменной речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в исследовании положительной оценочной коннотации в аспекте культурно-оценочных смыслов, в также в поиске новых путей, методов и средств обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.



