Глава 1. Теоретические основы обогащения речи младших школьников именами прилагательными с
положительной оценочной коннотацией 7
1.1. Обогащение речи младших школьников именами
прилагательными как проблема лингводидактики 7
1.2. Понятие об оценочной коннотации имен прилагательных 13
1.3. Педагогические условия обогащения речи младших
школьников именами прилагательными с положительной коннотацией 21
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 30
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в
аспекте исследуемой проблемы 30
2.2. Диагностика и анализ уровня владения младших школьников
именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 42
2.3. Проектирование экспериментальной работы по обогащению
речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 47
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 69
В настоящее время развитию личности ребенка отводится большое внимание. Для того, чтобы школьник вырос успешным, коммуникативным и всесторонне развитым, он должен освоить различные виды деятельности. Одним из главных компонентов для успешного развития является речевая деятельность, и ей уделяется особое внимание, ведь богатство словаря обу-чающихся - главный показатель. Проблема речевого развития младших школьников в настоящее время очень актуальна и в зоне пристального вни-мания. Поэтому одной из главных задач начального языкового образования является обогащение речи учащихся в соответствии с предъявляемыми тре¬бованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
Учеными отмечается, что преобладание внелитературных форм выра¬жения оценки, речевая агрессия являются большой проблемой современной коммуникации, чем обусловлен возрастающий научный интерес к языковым средствам с положительной коннотацией, выросший в теорию языкового по¬зитива (В.К. Харченко). Исследования лексического состава языка с точки зрения лингвопрагматики свидетельствуют о том, что среди оценочных средств языка в целом преобладают слова, выражающие отрицательную оценку.
Особое внимание при развитии речи младших школьников следует об¬ратить на такую часть речи, как имя прилагательное, изучение которого спо¬собствует обогащению их словаря, воспитанию внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи. Имя прилагательное делает речь образной, придаёт ей точность, меткость, выразительность, по¬могает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию яркость, передать оценку и своё от¬ношение к описываемому.
Имена прилагательные с положительной оценочной коннотацией яв-ляются сложным и весьма интересным объектом изучения. Вопросы изуче-ния созначения лексических единиц в языкознании поднимали Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, Е. М. Вольф, В. И. Говердовский, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия, В. К. Харченко, В. И. Шаховский и другие.
О важности и значимости изучения имен прилагательных в образова-нии посвящены труды В. В. Виноградова, Л. С. Выготского, М. Р. Львова, М. М. Разумовского, Н. С. Рождественского, К. И. Чуковского,
А. А. Шахматова, М. С. Ягодиной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оце¬ночной коннотацией.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс обогащения речи младших школьников. В качестве предмета иссле¬дования мы рассматриваем педагогические условия обогащения речи млад¬ших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: обогащение речи младших школьников име¬нами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом их си-стемных связей (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследо¬вания:
1. Рассмотреть понятие «положительная оценочная коннотация», ее структуру, классификацию типов оценки.
2. Проанализировать учебники по русскому языку в рамках действую¬щих учебно-методических комплектов с целью выявления объема и содержа¬ния учебного материала, рассчитанного на изучение имени прилагательного с положительной оценочной коннотацией в начальной школе.
3. Охарактеризовать педагогические условия обогащения речи млад-ших школьников именами прилагательными с положительной коннотацией.
4. Организовать экспериментальную работу с целью диагностики и по¬вышения уровня сформированности речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), анализ учебников, педагогический эксперимент (констатиру¬ющий и формирующий этапы), математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №47» города Белгорода в 3 «А» классе (учитель - Окуне¬ва Г алина Николаевна).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обогащения речи младших школьников, сущность понятия о оценочной коннотации, пе-дагогические условия, способствующие обогащению речи младших школь-ников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по фор¬мированию речи младших школьников именами прилагательными с положи¬тельной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, из-ложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список включает в себя 58 источников.
В приложение вынесены технологические карты уроков по русскому языку, нацеленных на обогащение речи младших школьников именами при¬лагательными с положительной оценочной коннотацией; материалы для сло¬варя имен прилагательных.
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема обогащения речи младших школьников именами прилагательными с поло-жительной оценочной коннотацией актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание обогащения речи младших школьников в современных условиях определяются возрастными особенно-стями учащихся, уровнем подготовки педагогов к решению данной пробле-мы.
Уделять внимание данной теме необходимо, так как активное восприя-тие действительности происходит через положительную мотивацию, соот-ветственно, именно прилагательные с положительной оценочной коннотаци-ей призваны стать одним из инструментов, формирующих отношение уча-щихся как к языку, так и к окружающему их миру.
Анализ научной литературы позволил сформулировать понятия «оцен¬ка», «коннотация», «положительная оценочная коннотация». Под положи¬тельной оценочной коннотацией в данном исследовании понимается созна- чение слова, которое выражает позитивную оценку предмета, явления, дей¬ствия.
В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить мето-дику обучения русскому языку с целью обогащения речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
По итогам анализа учебно-методических комплектов мы определили, что в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, как и в УМК «Школа России», ведется работа по обогащению словарного запаса учеников, при этом авторы включают в материал учебников прилагательные, имеющие положительную оценочную коннотацию. На наш взгляд, именно использование УМК «Школа России» в контексте изучаемой проблемы наиболее целесообразно, так как данный учебный комплекс дает возможность, наряду с преподаванием основных разделов темы, осуществлять работу по обогащению словарного запаса учащихся на основе лексических значений имен прилагательных с положительной оценочной коннотацией.
Обогащение речи младших школьников осуществлялось с помощью различных заданий, формирующих: 1) умение находить в тексте имена прилагательные; 2) умение образовывать имена прилагательные разными способами; 3) умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных; 4) умение определять функцию имен прилагательных в речи и реализовывать её в собственных предложениях и текстах.
Выполнение данного комплекса заданий должно способствовать обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией. Материал был отобран согласно принципам доступности, функциональности и воспитательной ценности, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость использования данных слов.
Диагностическая работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией строи-лась с опорой на критерии оценивания владения младшими школьниками прилагательными с положительной оценочной коннотацией, которые вклю-чали три компонента (мотивационный, смысловой и продуктивный).
В ходе проведения констатирующего этапа мы убедились в актуальности темы, так как речь младших школьников однообразна в устной и письменной форме, они ограничиваются обобщенными словами (хороший, красивый, добрый). Следовательно, диагностика подтвердила актуальность проблемы исследования.
Исследование подтверждает, что обогащение речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом систем-ных отношений (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
В ходе формирующего этапа нами было выявлено, что учащиеся стали осознавать функцию данных слов, чаще употреблять имена прилагательные с положительной оценочностью в устной и письменной речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в исследовании положительной оценочной коннотации в аспекте культурно-оценочных смыслов, в также в поиске новых путей, методов и средств обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - Екатерин¬бург, 1999. - 623 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - М., 1988. - 339 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская Энциклопедия, 1966. - 608 с.
5. Баширова Р. Р. Обогащение речи младших школьников именами прилагательными в процессе изучения антонимов / Р. Р. Баширова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» [Офиц. сайт]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26463747_49230477.pdf (дата обращения 18.03.2018).
6. Борискина И. В. Обогащение речи младших школьников в связи с
изучением имени прилагательного / И. В. Борискина // Фестиваль педагоги-ческих идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/529420/ (дата обращения 21.03.2018).
7. Борискина И. В. Система упражнений для совершенствования зна¬
ний учащихся по теме «Имя прилагательное» / И. В. Борискина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/574632/ (дата обращения 21.03.2018).
8. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция. Пер. с нем. / Под ред. В. Д. Мазо. 2-е изд. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 528 с.
9. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи / Е. Д. Ващенко. - Ро¬стов-на-Дону: Феникс, 2002. - 352 с.
10. Верещагин Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М., 1980. - 320 с.
11. Власенко А. Н. Организация и выработка умения учиться /
A. Н. Власенко, Н. А. Колесников, Т. Б. Сафарова. - Пятигорск:ПРИНТ, 2017. - 47 с.
12. Волина В. В. Занимательный этимологический словарь /
B. В. Волина. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 256 с.
13. Володина В. Н. Дидактические игры по русскому языку /
B. Н. Володина. - М.: Педагогика, 1989. - 115с.
14. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова, И. И. Челышева. - Изд. 3-е, стереот. - М., 2006. - 280 с.
15. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Педоло¬гия / Л. С. Выготский. - 1928. - №1. - С. 59-65.
16. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические иссле-дования. - М., 1956. - 389 с.
17. Говердовский В. И. О предпосылках создания коннотационного
словаря / В. И. Говердовский // Теоретические проблемы семантики и её от-ражение в одноязычной лексикографии. - Кишинёв: Штиинца, 1982. -
C. 211-214.
18. Говердовский В. И. Теоретический и практический аспекты лекси¬ческой коннотации (морфологический подход): дисс. д-ра филол. наук: 10.02.01 / В. И. Говердовский. - М., - 1990. - 364 с.
19. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов / Б. Н. Головин -2-е изд. - М.: Высшая школа, 1988. - 320 с.
20. Городилова Г. Г. Формирование речевых умений // Вопросы мето¬дики обучения русскому языку учащихся национальной школы / под ред. Н. З. Бакеевой. - М.: Педагогика, 1976. - С. 36-44.
21. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьни¬ков (Теоретический и практический аспекты): Монография / И. А. Гришанова. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.
22. Гуляева Т. Ю. Развитие речи младших школьников в процессе изу¬чения имени прилагательного: дисс. ... канд. пед. н. / Т. Ю. Гуляева. - Май¬коп, 2004. - 170 с.
23. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: в 4-х т. / А. П. Евгеньева / РАН, Ин-т лингвистических исследований. - 4-е изд., М.: Рус. яз., Полигра- фресурсы, 1999. - С. 505.
24. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 220 с.
25. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. - М.: Издательство МГУ, 1970. - 83 с.
26. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Посо¬бие для учителя. 2-е изд., перераб. / М. Р. Львов - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
27. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов. - Москва: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - 79 с.
28. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподава¬ния русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 470 с.
29. Маркелова Т. В. Семантическая категория оценки и средства ее вы¬ражения в русском языке / Т. В. Маркелова. - М.: Изд-во МПУ, 1993. - 125 с.
30. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Из¬ложение принципов доказательства в связи с методами научного исследова¬ния / предисл. и прил. В. К. Финна - М.: ЛЕНАНД, 2011. - Изд. 5-е, испр. и доп. - 832 с.
31. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка / И. Г. Милославский - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
32. Музафарова Л. Р. Имя прилагательное как часть речи / Л. Р. Музафарова // Начальная школа. - 2014. - №1. - С.1-3.
33. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1984. - 798 с.
34. Ольхова Л. Н. Позитивное и негативное в восприятии и оценке мира русской языковой личностью / Л. Н. Ольхова. - 2000. - 213 с.
35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / В. А. Лукова // Психология: классические труды - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
36. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь / 2-е изд., - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999. - 1456 с.
37. Прохоров А. М. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн., кн.1-ая / А. М. Прохоров // М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1023 с.
38. Ревзина О. Г. О понятии коннотации // Языковая система и её раз-витие во времени и пространстве / О. Г. Ревзина. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 436-446.
39. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей / Н. С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2007. - 222 с.
40. Русский язык. Учеб. для 3кл. нач. шк. В 2 ч. / А. В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017.
41. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд. - Мосвка: Просвещение, 2017.
42. Соловейчик М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1, 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. - 144 с.
43. Стернин И. А. К проблеме системной связи в структуре языка / И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973. - 122 с.
44. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина - М.: Академия, 1998. - 288 с.
45. Текучев А. В.Методика русского языка в средней школе: учебник для вузов / А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
46. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных еди-ниц / В. Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 144 с.
47. Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой учёный. - 2014. - №7. - С. 565-567.
48. Уфимцева А. А. Лексическое значение // Принципы семиологиче- ского описания лексики / А. А. Уфимцева - М.: Наука, 1986. - 238 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
50. Харченко В. К.Взаимодействие коннотативных признаков, созначе- ний в семантике слова / В. К. Харченко // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1983. - С.47-52.
51. Харченко В. К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова / В. К. Харченко // Русский язык в школе. - 1976. - №3. - С.66-71.
52. Черкасова О. В. Развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного // Научно-методический электронный жур¬нал «Концепт» [Офиц. сайт]. - 2014. - Т. 26. - С. 296-300. URL: http://e- koncept.ru/2014/64360. htm.
53. Черкасова О. В. Фундаментальное ядро содержания общего образо¬вания / В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
54. Чуковский К. И. От двух до пяти. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. - М.: Детская литература, 1968. - 814 с.
55. Шаховский В. И. К типологии коннотации / В. И. Шаховский // Ас¬пекты лексического значения: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воро¬неж. ун-та, 1982. - С. 29-34.
56. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 190 с.
57. Швачкин Н. Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии речи и мышления. - М., «Известия Академии педагогических наук», 1954. - Вып. 54. - С. 131.
58. Ягодина М. С. Пособие по развитию речи на материале газетных текстов / М. С. Ягодина - М.: Электротехнический ин-т связи, 1968. - 90 с.