Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ КОННОТАЦИЕЙ

Работа №66842

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы обогащения речи младших школьников именами прилагательными с
положительной оценочной коннотацией 7
1.1. Обогащение речи младших школьников именами
прилагательными как проблема лингводидактики 7
1.2. Понятие об оценочной коннотации имен прилагательных 13
1.3. Педагогические условия обогащения речи младших
школьников именами прилагательными с положительной коннотацией 21
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 30
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в
аспекте исследуемой проблемы 30
2.2. Диагностика и анализ уровня владения младших школьников
именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 42
2.3. Проектирование экспериментальной работы по обогащению
речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией 47
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 69


В настоящее время развитию личности ребенка отводится большое внимание. Для того, чтобы школьник вырос успешным, коммуникативным и всесторонне развитым, он должен освоить различные виды деятельности. Одним из главных компонентов для успешного развития является речевая деятельность, и ей уделяется особое внимание, ведь богатство словаря обу-чающихся - главный показатель. Проблема речевого развития младших школьников в настоящее время очень актуальна и в зоне пристального вни-мания. Поэтому одной из главных задач начального языкового образования является обогащение речи учащихся в соответствии с предъявляемыми тре¬бованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
Учеными отмечается, что преобладание внелитературных форм выра¬жения оценки, речевая агрессия являются большой проблемой современной коммуникации, чем обусловлен возрастающий научный интерес к языковым средствам с положительной коннотацией, выросший в теорию языкового по¬зитива (В.К. Харченко). Исследования лексического состава языка с точки зрения лингвопрагматики свидетельствуют о том, что среди оценочных средств языка в целом преобладают слова, выражающие отрицательную оценку.
Особое внимание при развитии речи младших школьников следует об¬ратить на такую часть речи, как имя прилагательное, изучение которого спо¬собствует обогащению их словаря, воспитанию внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи. Имя прилагательное делает речь образной, придаёт ей точность, меткость, выразительность, по¬могает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию яркость, передать оценку и своё от¬ношение к описываемому.
Имена прилагательные с положительной оценочной коннотацией яв-ляются сложным и весьма интересным объектом изучения. Вопросы изуче-ния созначения лексических единиц в языкознании поднимали Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, Е. М. Вольф, В. И. Говердовский, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия, В. К. Харченко, В. И. Шаховский и другие.
О важности и значимости изучения имен прилагательных в образова-нии посвящены труды В. В. Виноградова, Л. С. Выготского, М. Р. Львова, М. М. Разумовского, Н. С. Рождественского, К. И. Чуковского,
А. А. Шахматова, М. С. Ягодиной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оце¬ночной коннотацией.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс обогащения речи младших школьников. В качестве предмета иссле¬дования мы рассматриваем педагогические условия обогащения речи млад¬ших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: обогащение речи младших школьников име¬нами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом их си-стемных связей (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследо¬вания:
1. Рассмотреть понятие «положительная оценочная коннотация», ее структуру, классификацию типов оценки.
2. Проанализировать учебники по русскому языку в рамках действую¬щих учебно-методических комплектов с целью выявления объема и содержа¬ния учебного материала, рассчитанного на изучение имени прилагательного с положительной оценочной коннотацией в начальной школе.
3. Охарактеризовать педагогические условия обогащения речи млад-ших школьников именами прилагательными с положительной коннотацией.
4. Организовать экспериментальную работу с целью диагностики и по¬вышения уровня сформированности речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), анализ учебников, педагогический эксперимент (констатиру¬ющий и формирующий этапы), математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №47» города Белгорода в 3 «А» классе (учитель - Окуне¬ва Г алина Николаевна).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обогащения речи младших школьников, сущность понятия о оценочной коннотации, пе-дагогические условия, способствующие обогащению речи младших школь-ников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по фор¬мированию речи младших школьников именами прилагательными с положи¬тельной оценочной коннотацией на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, из-ложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список включает в себя 58 источников.
В приложение вынесены технологические карты уроков по русскому языку, нацеленных на обогащение речи младших школьников именами при¬лагательными с положительной оценочной коннотацией; материалы для сло¬варя имен прилагательных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема обогащения речи младших школьников именами прилагательными с поло-жительной оценочной коннотацией актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание обогащения речи младших школьников в современных условиях определяются возрастными особенно-стями учащихся, уровнем подготовки педагогов к решению данной пробле-мы.
Уделять внимание данной теме необходимо, так как активное восприя-тие действительности происходит через положительную мотивацию, соот-ветственно, именно прилагательные с положительной оценочной коннотаци-ей призваны стать одним из инструментов, формирующих отношение уча-щихся как к языку, так и к окружающему их миру.
Анализ научной литературы позволил сформулировать понятия «оцен¬ка», «коннотация», «положительная оценочная коннотация». Под положи¬тельной оценочной коннотацией в данном исследовании понимается созна- чение слова, которое выражает позитивную оценку предмета, явления, дей¬ствия.
В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить мето-дику обучения русскому языку с целью обогащения речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.
По итогам анализа учебно-методических комплектов мы определили, что в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, как и в УМК «Школа России», ведется работа по обогащению словарного запаса учеников, при этом авторы включают в материал учебников прилагательные, имеющие положительную оценочную коннотацию. На наш взгляд, именно использование УМК «Школа России» в контексте изучаемой проблемы наиболее целесообразно, так как данный учебный комплекс дает возможность, наряду с преподаванием основных разделов темы, осуществлять работу по обогащению словарного запаса учащихся на основе лексических значений имен прилагательных с положительной оценочной коннотацией.
Обогащение речи младших школьников осуществлялось с помощью различных заданий, формирующих: 1) умение находить в тексте имена прилагательные; 2) умение образовывать имена прилагательные разными способами; 3) умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных; 4) умение определять функцию имен прилагательных в речи и реализовывать её в собственных предложениях и текстах.
Выполнение данного комплекса заданий должно способствовать обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией. Материал был отобран согласно принципам доступности, функциональности и воспитательной ценности, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость использования данных слов.
Диагностическая работа по обогащению речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией строи-лась с опорой на критерии оценивания владения младшими школьниками прилагательными с положительной оценочной коннотацией, которые вклю-чали три компонента (мотивационный, смысловой и продуктивный).
В ходе проведения констатирующего этапа мы убедились в актуальности темы, так как речь младших школьников однообразна в устной и письменной форме, они ограничиваются обобщенными словами (хороший, красивый, добрый). Следовательно, диагностика подтвердила актуальность проблемы исследования.
Исследование подтверждает, что обогащение речи младших школьни-ков именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу над именами прилагательными с учетом систем-ных отношений (многозначности, синонимии, антонимии);
2) учитывать функциональный подход к изучению имен прилагатель-ных.
В ходе формирующего этапа нами было выявлено, что учащиеся стали осознавать функцию данных слов, чаще употреблять имена прилагательные с положительной оценочностью в устной и письменной речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в исследовании положительной оценочной коннотации в аспекте культурно-оценочных смыслов, в также в поиске новых путей, методов и средств обогащения речи младших школьников именами прилагательными с положительной оценочной коннотацией.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - Екатерин¬бург, 1999. - 623 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - М., 1988. - 339 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская Энциклопедия, 1966. - 608 с.
5. Баширова Р. Р. Обогащение речи младших школьников именами прилагательными в процессе изучения антонимов / Р. Р. Баширова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» [Офиц. сайт]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26463747_49230477.pdf (дата обращения 18.03.2018).
6. Борискина И. В. Обогащение речи младших школьников в связи с
изучением имени прилагательного / И. В. Борискина // Фестиваль педагоги-ческих идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/529420/ (дата обращения 21.03.2018).
7. Борискина И. В. Система упражнений для совершенствования зна¬
ний учащихся по теме «Имя прилагательное» / И. В. Борискина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
http://открытыйурок.рф/статьи/574632/ (дата обращения 21.03.2018).
8. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция. Пер. с нем. / Под ред. В. Д. Мазо. 2-е изд. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 528 с.
9. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи / Е. Д. Ващенко. - Ро¬стов-на-Дону: Феникс, 2002. - 352 с.
10. Верещагин Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М., 1980. - 320 с.
11. Власенко А. Н. Организация и выработка умения учиться /
A. Н. Власенко, Н. А. Колесников, Т. Б. Сафарова. - Пятигорск:ПРИНТ, 2017. - 47 с.
12. Волина В. В. Занимательный этимологический словарь /
B. В. Волина. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 256 с.
13. Володина В. Н. Дидактические игры по русскому языку /
B. Н. Володина. - М.: Педагогика, 1989. - 115с.
14. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова, И. И. Челышева. - Изд. 3-е, стереот. - М., 2006. - 280 с.
15. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Педоло¬гия / Л. С. Выготский. - 1928. - №1. - С. 59-65.
16. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические иссле-дования. - М., 1956. - 389 с.
17. Говердовский В. И. О предпосылках создания коннотационного
словаря / В. И. Говердовский // Теоретические проблемы семантики и её от-ражение в одноязычной лексикографии. - Кишинёв: Штиинца, 1982. -
C. 211-214.
18. Говердовский В. И. Теоретический и практический аспекты лекси¬ческой коннотации (морфологический подход): дисс. д-ра филол. наук: 10.02.01 / В. И. Говердовский. - М., - 1990. - 364 с.
19. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов / Б. Н. Головин -2-е изд. - М.: Высшая школа, 1988. - 320 с.
20. Городилова Г. Г. Формирование речевых умений // Вопросы мето¬дики обучения русскому языку учащихся национальной школы / под ред. Н. З. Бакеевой. - М.: Педагогика, 1976. - С. 36-44.
21. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьни¬ков (Теоретический и практический аспекты): Монография / И. А. Гришанова. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.
22. Гуляева Т. Ю. Развитие речи младших школьников в процессе изу¬чения имени прилагательного: дисс. ... канд. пед. н. / Т. Ю. Гуляева. - Май¬коп, 2004. - 170 с.
23. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: в 4-х т. / А. П. Евгеньева / РАН, Ин-т лингвистических исследований. - 4-е изд., М.: Рус. яз., Полигра- фресурсы, 1999. - С. 505.
24. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 220 с.
25. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. - М.: Издательство МГУ, 1970. - 83 с.
26. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Посо¬бие для учителя. 2-е изд., перераб. / М. Р. Львов - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
27. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов. - Москва: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - 79 с.
28. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподава¬ния русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 470 с.
29. Маркелова Т. В. Семантическая категория оценки и средства ее вы¬ражения в русском языке / Т. В. Маркелова. - М.: Изд-во МПУ, 1993. - 125 с.
30. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Из¬ложение принципов доказательства в связи с методами научного исследова¬ния / предисл. и прил. В. К. Финна - М.: ЛЕНАНД, 2011. - Изд. 5-е, испр. и доп. - 832 с.
31. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка / И. Г. Милославский - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
32. Музафарова Л. Р. Имя прилагательное как часть речи / Л. Р. Музафарова // Начальная школа. - 2014. - №1. - С.1-3.
33. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1984. - 798 с.
34. Ольхова Л. Н. Позитивное и негативное в восприятии и оценке мира русской языковой личностью / Л. Н. Ольхова. - 2000. - 213 с.
35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / В. А. Лукова // Психология: классические труды - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
36. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь / 2-е изд., - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999. - 1456 с.
37. Прохоров А. М. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн., кн.1-ая / А. М. Прохоров // М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1023 с.
38. Ревзина О. Г. О понятии коннотации // Языковая система и её раз-витие во времени и пространстве / О. Г. Ревзина. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 436-446.
39. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей / Н. С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2007. - 222 с.
40. Русский язык. Учеб. для 3кл. нач. шк. В 2 ч. / А. В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017.
41. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд. - Мосвка: Просвещение, 2017.
42. Соловейчик М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1, 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. - 144 с.
43. Стернин И. А. К проблеме системной связи в структуре языка / И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973. - 122 с.
44. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина - М.: Академия, 1998. - 288 с.
45. Текучев А. В.Методика русского языка в средней школе: учебник для вузов / А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
46. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных еди-ниц / В. Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 144 с.
47. Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой учёный. - 2014. - №7. - С. 565-567.
48. Уфимцева А. А. Лексическое значение // Принципы семиологиче- ского описания лексики / А. А. Уфимцева - М.: Наука, 1986. - 238 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
50. Харченко В. К.Взаимодействие коннотативных признаков, созначе- ний в семантике слова / В. К. Харченко // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1983. - С.47-52.
51. Харченко В. К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова / В. К. Харченко // Русский язык в школе. - 1976. - №3. - С.66-71.
52. Черкасова О. В. Развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного // Научно-методический электронный жур¬нал «Концепт» [Офиц. сайт]. - 2014. - Т. 26. - С. 296-300. URL: http://e- koncept.ru/2014/64360. htm.
53. Черкасова О. В. Фундаментальное ядро содержания общего образо¬вания / В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
54. Чуковский К. И. От двух до пяти. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. - М.: Детская литература, 1968. - 814 с.
55. Шаховский В. И. К типологии коннотации / В. И. Шаховский // Ас¬пекты лексического значения: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воро¬неж. ун-та, 1982. - С. 29-34.
56. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 190 с.
57. Швачкин Н. Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии речи и мышления. - М., «Известия Академии педагогических наук», 1954. - Вып. 54. - С. 131.
58. Ягодина М. С. Пособие по развитию речи на материале газетных текстов / М. С. Ягодина - М.: Электротехнический ин-т связи, 1968. - 90 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ