Введение 3
1. Теоретические основы исследования туристской индустрии 6
1.1. Индустрия туризма как отрасль и сфера человеческой деятельности 6
1.2. Теоретико-методологические аспекты цифрового маркетинга в
туризме 10
1.3. Развитие регионального туризма посредством внедрения цифровых
технологий 19
2. Анализ конъюнктуры регионального туристского рынка 26
2.1. Анализ деятельности региональных туристских операторов по продвижению тур продукта в интернет пространстве 26
2.2. Перспективы и возможности внедрения технологий цифрового маркетинга в продвижении продуктов операторов 36
2.3. Хайтек продвижение в туризме и переход на удаленное обслуживание
клиентов 42
3. Использование технологии цифрового маркетинга продвижении регионального турпродукта 47
3.1. Создание цифровой платформы по организации и продвижению туризма
в региональном аспекте 47
3.2. Прогноз результатов по итогам внедрения технологий цифрового
маркетинга 52
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения
Использование информационных технологий и их аспектов в настоящее время в туристской отрасли, характеризуется, как весьма перспективное и жизни необходимое для стремительного развития регионального туризма.
Что связанно с стремительным увеличением информационных потоков по данной теме в сети и повсеместной информатизации общества.
Однако, к сожалению, важность применения цифровых технологий на данный момент не осознается на должном уровне.
В настоящие время туризм играет большую роль на информационном рынке, в виду его масштабной насыщенностью.
Эффективное функционирование туристкой организации на туристском рынке невозможно без современных информационных систем.
Технологии разработки и продвижения туристского продукта требует в кратчайшие сроки представить сведения о доступности транспортных средствах объектах размещения, рекреационных ресурсах региона, прочей необходимой туристской информации. Немаловажным фактором, является возможность автоматизации предоставления актуальной информации на туристском рынке, своевременная покупка и продажа туристских услуг на рынке, продвижение и популизации туристских ресурсов региона.
Во многом это становится достижимо благодаря использованию современных технологий обработки данных и технологий цифрового маркетинга.
Туризм, как отрасль, довольно многолик и многогранен, что с ростом ценности информации требует использования информационных систем, средств продвижения, средств обработки информации о туризме региона.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработки мер по продвижению туристского продукта региона, с использованием средств диджитал маркетинга на основе созданной туристской базы Белгородской области.
Туристская индустрия, как говорилась ранее весьма информационно насыщенна и требовательна к динамической обработки информации для поддержания ее актуальности, но на данный момент должным уровнем информатизации обеспечены лишь некоторые регионы РФ. В Белгородской области, на данный момент нет ни одного ресурса, предоставляющего информацию о регионе в полном объеме, исходя из ее актуальности.
Следовательно, при изучении данного вопроса было заключено, что главная проблематика, заключается в отсутствии передового информационного сервиса, продвигающего туристский продукт региона.
Объектом данного исследования является цифровой маркетинг и возможности его использования в продвижении региональных турпродуктов.
Предметом данной работы являются инструменты, технологии и средства цифрового маркетинга.
Для полноценного понимания процесса выполнения работы определена основная цель исследования, которая заключается в разработке и использовании инструментов цифрового маркетинга в целях продвижения регионального турпродукта и повышения популярности туризма.
В рамках достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
- определить изученность понятия туризм на институциональном уровне;
- изучить вопросы использования цифрового маркетинга в туризме;
- выявить перспективы развития регионального туризма посредством использования цифрового маркетинга;
- проанализировать деятельность региональных туроператоров по про-движению турпродукта в интернет пространстве;
- изучить перспективы и возможности внедрения технологий цифрового маркетинга в продвижении продуктов операторов;
- определить комплекс мер для хайтек продвижения в туризме и перехода на удаленное обслуживание клиентов;
- создать туристский сервис по предоставлению и обработки тематической информации и способный предоставить базу для продвижения туристского продукта в сети;
- разработать комплекс мер по внедрению информационных технологий в туристскую базу для продвижения регионального туризма.
Информационную базу данной работы составляют: законодательство РФ в области туризма, информационные аналитические сервисы (Openstat, Google Trends, Google Analytics и др.), сайт Федеральной службы государственной статистики, аналитические исследования фирмы McRiddle research, материалами статистических исследований компании PWC, универсальная аналитическая платформа Top mail, портал foundemental research.
В основе исследования проведенного в рамках данной работы лежит диалектический метод, предопределяющий изучение поведенческих решений в сети, в их взаимосвязи и постоянном развитии. В процессе исследования также широко применялись аналитические и иные методы исследования -логический и сравнительного анализа, обобщения и статистической обработки данных, методы информационного моделирования, системного подхода.
В перспективе результат данной дипломной работы планируется использовать в туристской информационной сфере в качестве руководства по созданию туристской информационной базы, способной обрабатывать и систематизировать данные, касательно туристского потенциала Белгородской области, и дальнейшего использования средств цифрового маркетинга на основе предоставляемого туристской базой контента в целях продвижения регионального туризма.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три основных раздела, список использованных источников, приложения.
Важность применения информационных технологий в туризме сложно переоценить. Диджитал маркетинг, информационные порталы, системы автоматизации рабочего процесса в настоящее время играют большую роль в производстве и продвижении туристского продукта Белгородской области.
Процесс информатизации туристской индустрии активно ассимилируются обществом, так как он не только создает комфортные условия доступа к информации, но и исключает ряд социальных, экономических, производственных проблем, вызываемыми процессами глобализации и интеграции в глобальную информационную сеть, расширением экономических и культурных связей, нарастающей миграции населения.
На смену общепринятым традиционным средствам коммуникации в современном обществе все более активно используются системы виртуальной коммуникации: электронная почта, чат мессенджеры, видео конференции.
Информационные технологии в туристской отрасли представляют собой: компьютерные системы бронирования, видеосистемы, персональные компьютеры, системы информационного администрирования, сервисы авиа бронирования, электронные кошельки, сети телефонии и прочее средства коммуникации.
Такое многообразие систем информационных технологий персонализировано не туристскими агентами, гостиницами или авиалиниями в отдельности, а в тесном симбиозе.
При этом, комплексное использование данных систем не только влияет на составные части данного симбиоза туристских информационных систем, но и на все их составные части по отдельности.
Данный феномен подтверждается тем, что внедрение электронных технологий в сферу размещений и гостеприимства сопровождалось, также требованиями ведущих объединений туристских агентств о необходимости за-несения данных средств размещения в электронные сети бронирования.
В результате проведенной работы, согласно определенным ранее целям, был создан алгоритм создания туристской информационной базы и комплекс мер продвижения и пупинизации туристского продукта Белгородской области с использованием средств диджитал маркетинга, и развития системы интернет маркетинга в продвижении туристской отрасли на основе созданной информационной базы.
В итоге планируется получения комплексного эффекта по данной деятельности проявляющегося в ряде тенденций:
- рост количества переходов по тематике туризм в регионе;
- появление на туристском информационном рынке ресурса, предоставляющего исчерпывающий контент по туристской тематике региона;
- создание унифицированную платформу по использованию средств цифрового маркетинга в продвижении продукта;
- возможность использования средства обработки и хранения информации по туристской тематике.
В ходе выполнения работы, также был разработан комплекс мер по оптимизации будущей туристской платформы для входа в глобальное информационное пространство.
Для достижения данных целей был предложен ряд мер по оптимизации работы информационной базы в туристской направленности. Предлагается использование доменного имени типа .NET для индексации в глобальной сети, создание скрипт алгоритма для автоматической погрузки контента на туристскую платформу, использование средств продвижения.
Для полноценной реализации поставленных задач был предоставлена последовательность внедрения программных приложений для автоматизации и оптимизации работы с базой, также был разработан план интеграции передовых технологий обработки данных на базе OLAP MySQL, для повышения эффективности работы туристской базы данных.
В рамках задачи по продвижению туристского продукта Белгородской области был разработан ряд мер по использованию средств веб аналитики для мониторинга эффективности использования средств диджитал маркетинга. Что предположительно увеличит количество переходов как на сайт информационной базы, так и на сторонние сайты по региону в пять раз.
Практическая значимость, ровно, как и актуальность данной разработки заключается в ряде тенденций, предположительно проявляющихся после внедрения информационной базы в региональную сеть:
- становление туристской информационной базы основным поставщиком информации о рекреационных ресурсах Белгородской области;
- рост популярности регионального туристского продукта, как на региональном, так и на государственном уровне;
- удовлетворение потребности в динамической обработке данных по туристке тематике;
- повышение уровня информатизации региона
- пересмотре необходимости повышения уровня автоматизации при работе с информационными системами.
В данной работе, также был проведен анализ динамики популярности туристского продукта региона в сети Интернет, исследован уровень современного уровня информатизации региональной туристской отрасли, выявлены факторы повышения спроса на туристский продукт региона, проанализированы передовые средства обработки и хранения информации. Также были изучены понятия средств веб продвижения и веб аналитики.
Таким образом, туристская информационная база региона способна предоставить исключительные возможности по продвижению и развитию туристского продукта региона посредством использования технологий диджитал маркетинга и программных решений автоматизаций рабочего процесса и обработки данных. Что объясняется наличием принятых функциональных решений на стадии разработки базы и созданным планом использования обработки контента средствами цифрового маркетинга.
1. «Об основах туристской деятельности» в РФ [Текст] : федер. закон от 24 октября 1996 г. № 132-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 30, ч. I. - Ст. 4.1.
2. Адров, Д. Internet в России [Текст] : Компьютер пресс / Д. Адров. - М.: Изд-во Академия, 2012. - 110 с.
3. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма [ Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Кузнецова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2016.
- 189 с.
4. Алексеев, А. П. Введение в Web-дизайн: учебное пособие [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / Р. Барысов- М. : Изд-во СОЛОН-ПРЕСС, 2015. - 80 с.
5. Антюфеев, Г.В. Компьютерные технологии реального времени в туристской деятельности [Текст] : руководство для маг. / В. П. Румянцев, М. В. Сергиевский, - 2-е изд., стер. - М. : ВИНИТИ, 2016. - 155 с.
6. Бабарицька, В. К. Менеджмент туризма [Текст] : учеб. пособие / В. К. Бабарицька, О. Ю. Малиновская ; под общ. ред. В. К. Бабарицька. - Москва : Изд-во Альтерпрес, 2014. - 288с.
7. Бальбы, Н. Г. Современные тенденции информационных технологий гостиничного управления [Текст] / В. К. Бальбы, // Журнал «5 звезд. Отели. Рестораны. Туризм». - 2015. - № 3. - С. 8-16.
8. Барысов, Р. Постройте профессиональный сайт сами [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / Р. Барысов - СПБ.: Изд-во БХВ- Петербург, 2017. - 111 с.
9. Биржаков, М. Б. Интернет в туризме [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. Б.Биржаков, М .В. Ушаков; под ред. М. Б. Биржаков. - М. : Изд-во Ворлдвайд, 2015. - 188 с.
10. Бикташева, М. Б Менеджмент в туризме [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / Д. Л. Бикташева - М. : «Инфа-М, 2017. - 120 с.
11. Васильева, И. Г. Американские методы оценки рекреационных ресурсов [Текст] : учеб.-метод. пособие / И.Г. Васильева. - М. : Питер, 2017. - 51 с.
12. Васильев, Г. А. Электронный бизнес и реклама в Интернете [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / Г. А. Васильев, Д. А. Забегалин - 1-е изд., стер. - М. : Юнити-Дана, 2017. - 188 с.
13. Веб-аналитика: выбор инструментов статистики [Электронный ресурс] // www.web-patrol.net. - 2017. - 21 апреля. - Режим доступа: http://www.web- patrol .net/instruments-webanalytics. html.
14. Верховцева, О. Н. Базовые показатели эффективности интернет- маркетинга [Электронный ресурс] / Экономическая наука и практика: матери-алы III науч. конф доступа:https://moluch.ru/conf/econ/archive/94.
15. Вильямсон, Х. Универсальный Dynamic HTML [Текст] : Библиотека программиста / Х. Вильямсон - СПб. : Изд-во ПИТЕР, 2017. - 110 c.
16. Голованова, Д. П. Методы оценки и главные показатели эффективности рекламной деятельности в сети Интернет [Текст] / Д. П. Голованова // Маркетинг и логистика. - 2015. - № 4. - С. 20.
17. Гуляев, В. Г. Новые информационные технологии в туризме [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / В. Г, Гуляев - М. : Изд-во При-ор, 2017. - 112 c.
18. Дронов, В. А. Самоучитель Macromedia Dreamweaver 8 [Текст] : учеб.- метод. пособие / В. А. Дронов- СПб : Изд-во БХВ-Петербург, 2015. - 388 с.
19. Жильцов, Д. А. Маркетинг в социальных медиа // Современное маркетинговое мышление. Сборник научных статей по материалам 2 -го научно-практического круглого стола молодых ученых «Стратегические вопросы со-временного маркетинга». Под общ. редакцией д.э.н., проф. С. В. Карповой // Ответственный редактор д.э.н. проф. Р. Ю. Стыцюк. - М. : Издательство Фин университета, 2014. - 240 с.
20. Интернет как ресурс: туристский интернет маркетинг [Электронный
ресурс] // http://marklog.ru- 2017. - 11 Февраля. - Режим доступа:
http://marklog.ru (дата обращения: 11.02.2017).
21. Казанцев, А. Информационно-технологические ресурсы российских регионов: оценка и сравнительный анализ [Электронный ресурс] / А. Казанцев; Журнал Информационные ресурсы России. - М. ; Ассоциация электронных библеотек - Режим доступа:http://www.aselibrary.ru/press_center.
22. Калашников, И. В. Обзор компьютерных программ для агентств [Текст] : руковолство для студ. заоч. формы обучения / И. В. Калашников- М. : Изд-во Туринфо, 2015. - 220 c.
23. Карминский, А. Н. Информатизация бизнеса [Текст] : учебное пособие для оч. формы обучения / А. Н. Карминский- М. : Изд-во Финансы и статистика, 2015. - 180 c.
24. Карпова, Г. А. Современный туризм [Текст] : Финансы и статистика / Г. А. Карпова - М. : Изд-во ФинПро, 2015. - 322 c.
25. Кроудер, Д. Создание web-сайта [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / Д. Кроудер, - М.: Изд-во Диалектика, 2015. - 190 c.
26. Крылов, Э. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма [Текст] Финансы и статистика / Финансы и статистика - Статистика. : Изд-во Финс, 2015. - 208 c.
27. Михеева, Д. Информационные технологии в туризме [Электронный ресурс] / Д. Михеева; Журнал Webstar studio. - Режим доступа:
http: //www.webstarstudio .com/.
28. Новиков, В. С. Инновации в туризме [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / В. С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
29. Романенкова, О. Н. Тенденции развития и современные подходы к организации рекламного рынка [Текст] : О. Н. Романенкова, Д. А. Забегалин - 4-е изд., стер. - М. : ЭПОС, 2015. - 150 с.
30. Романенкова, О. Н. Интернет-маркетинг [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / О. Н. Романенкова, С. В. Карпова, С. В. Рожков, И. В. Жильцов, Д. А., О. А Артемьева. М. : Юрайт, 2015. - 288 с.
31. Панфилов, К. По ту сторону веб-страницы [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / К. Панфилов - СПБ. : Изд-во ДМК Пресс, 2015. - 121 с.
32. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. оч. формы обучения / Г. А. Папирян- М. : СпбГУ - Санкт-Петербург : Изд-во Парус, 2017. - 512 с.
33. Печников, В. Н. Создание Web-сайтов без посторонней помощи [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / В. Н. Печников - М. : Изд-во Триумф, 2017. - 280 с.
34. Ролл, Ж. Информационные технологии в рекламе туристского продукта [Текст] / Ж. Ролл // Конкуренция и рынок. - 2017. - № 13. - С. 10.
35. Ролл, Ж. Маркетинговые исследования российского туристского рынка [Текст] / Ж.Ролл // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 5. - С. 50
36. Романенкова, О. Н Методы планирования продаж и составления трейд трейд маркетинга в турзме [Текст] : Методы планирования продаж и составления трейд-маркетингового бюджета / О. Н. Романенкова- 4-е изд., стер. - Т. : Внт, 2015. - 144 с.
37. Рэпп, С. Новый максимаркетинг [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. Рпп, Т. Л. Коллинз; под ред. С. Репп. - СПб : Изд-во СПГУЭ, 2015. - 120 с.
38. Свириденко, С. С. Информация и информационные технологии в со-временном обществе [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения /С. С. Свириденко - М. : Изд-во МНЕПУ, 2017. - 210 с.
39. Статистические данные по туристкому рынку в GDS/ADS [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blog.nbcrs.ru/2011/12/gdsads-2011.html.
40. Сухов, Р. И. Организация работы туристического агентства [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. формы обучения / Р. И. Сухов. - М. : 2015. - 90 c.
41. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belg.gks.ru.
42. Успенский, И. В Интернет-маркетинг [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / Успенский И. В. - СПб. : Изд-во СПГУ, 2012. - 310 с.
43. Ушаков, Д. С. Прикладной туроперейтинг [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. С Ушаков ; под ред. Д. С. Ушаков. - М.: Изд-во МарТ, 2015. - 140 с.
44. Цифровое присутсвие, или спрос в туризме [Электронный ресурс] // http://cultlook.org/ - 017. - 20 апреля. Режим доступа:http://cultlook.org/digital-presence.
45. Чудновский, М.А. Информационные технологии управления в туризме [Текст] / М.А. Чудновский// КноРус. - 2015. - № 2. - С. 104.
46. Электронная база Телемарк [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.telemark-it.ru.
47. Вильямсон, Х. Универсальный Dynamic HTML [Текст] : Библиотека программиста / Х. Вильямсон - СПб. : Изд-во ПИТЕР, 2017. - 110 c.
48. A. Report, New technologies in tourism [Текст] : Michigan web libriary / A Report. - NY.: Изд-во WT technology, 2017. - 140 c.
49. Webdesignlanser [Электронный ресурс] //http://Webteamhouse.om/ - 012. - 11 марта. Режим доступа:http://cultlook.org/digital-presence .
50. TheSpringer [Электронный ресурс] // http://www.springer.com/
12 марта. Режим доступа: http://www.springer.com/business+%26+management /business+information+systems.