Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННЕВИЗАНТИЙСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ (IV - 1 ПОЛ. VII ВВ.)

Работа №66829

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Палестины IV-VII вв. по данным археологии
1.1. Влияние процесса христианизации на экономическое развитие Византийской Палестины 17
1.2. Археологическое изучение палестинских святынь 28
Глава 2. Паломничество и монашество в эпоху Поздней античности
2.1. Паломничество в монашеской культуре в IV-VII вв 44
2.2. Возникновение и развитие регионального паломничества 56
2.3. Василий Великий, Григорий Нисский, Иероним Стридонский и их
паломничество в Палестину 70
Глава 3. Благочестивые паломничества в Палестину
3.1. Личности паломников и «паломнический маршрут» 86
3.2. Ранневизантийский Иерусалим: главные святыни и богослужение в
Иерусалимской церкви 100
Заключение 116
Список источников и исследований

Актуальность. Паломничество на протяжении уже долгого времени является одной из важнейших практик христиан. Тем не менее, не все верующие люди одинаково относятся к данному явлению и не все его совершают. Данная работа призвана ответить на вопросы: изменилась ли суть паломничества за сотни лет существования данного феномена; какие цели пре-следовали первые паломники и насколько различны они с современными.
Несмотря на то, что Палестина всегда имела важное значение для Русской Православной Церкви, единой работы по истории возникновения паломничества так и не было выпущено. Активную работу в этом направлении вело Императорское Православное Палестинское Общество во второй половине ХХ века. Под его началом были выпущены труды, касающиеся истории отдельных церквей и святых мест, а также части письменных источников, связанных с Палестиной византийского периода.
Для того, чтобы разобраться во всех тонкостях сложившейся традиции паломничества, следует начать с истории Палестины и её значимости в изучаемое время. Этот регион и в наши дни имеет тот особый статус, который получил во время христианизации. Мы привыкли к тому, что Палестина - Святая земля по умолчанию, но мало кто задаётся вопросом, как она получила и сохранила этот статус.
Первые века нашей эры характеризуются возникновением многих культов, связанных прямо или косвенно с паломничеством, а также установлением догматических норм. Активные богословские споры не обошли стороной и зарождающиеся паломничество, оказав определённую долю влияния на его дальнейшее развитие.
С паломничеством неразрывно связаны культ святых мест, культ почитания мощей и реликвий, принадлежавшим не только Христу, но и святым людям. Эти традиции, по сути, и есть основа паломничества как христианского культа.
Актуальность данной работы заключается в том, что она представляет собой разностороннее изучение проблемы по указанным выше вопросам. Выделенные пункты являются своеобразными опорными точками для единого комплексного исследования выбранной темы. Фактически, данное исследование основывается на синтезе нескольких отдельно изученных составляющих, формирующих единую картину паломничества в позднеантичную эпоху.
Объектом данного исследования является раннехристианская культовая традиция в ее отдельных проявлениях.
Предмет работы - паломничество по местам библейской истории в IV - VII вв.
Цель работы - изучение особенностей паломничества как феномена в ранневизантийский период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить дневники первых паломников,
• изучить материал археологических исследований святых мест Палестины,
• сопоставить данные археологии и письменных источников,
• выделить отличительные черты монашеского паломничества на основе агиографической литературы .
Хронологические рамки исследования охватывают период IV - VII вв. так как именно в это время происходит становление паломничества как христианского культа.
Территориальные рамки включают в себя территорию Палестины, Малой Азии, части Сирии и Египта в ранневизантийский период. На этой территории происходили основные события Библии, и там же сохранились самые почитаемые христианские святыни.
Методологической основой исследования является теория локальных цивилизаций, представляющая византийское общество (включая его историческое сознание) как отдельный культурно-исторический организм, наряду с проявлением в нем общеисторических закономерностей.
С последней четверти ХХ в. значительно изменилось понимание эпохи Поздней античности (IV-VI вв.). По ряду параметров можно выделить это переходное время в самостоятельную историческую эпоху в комплексе взаимодействия всех составляющих ее разнонаправленных факторов. Его основным содержанием является идея континуитета - качественной преемственности между античной и византийской цивилизациями, что предполагает построение динамической модели эпохи из различных взаимодействующих элементов в системе «преемственность - дискретность». Поздняя античность - это общество в движении, изменении, переформатировании , транзитивное общество (концепция Late Antiquity).
В ходе работы мы также опирались, как методологически необходимые, - на принцип историзма и на комплексный подход к источникам.
Методы исследования делятся на общенаучные и специальные исторические. К первым следует отнести методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Ко вторым можно отнести историко-биографический, лежащий в основе подходов к интерпретации хронологических текстов, и сравнительно-исторический (компаративный), при котором сравниваются различные явления и стороны повседневной жизни ранневизантийского общества через призму библейских традиций в христианско-византийской монашеской литературе. Метод контент-анализа был необходим при работе с письменными источниками, построения классификаций и обобщений.
Историко-генетический метод применялся для рассмотрения происхождения изучаемых явлений сквозь призму традиции ранневизантийских историков и хронистов и медиевализации исторического знания.
Структурно-диахронный метод использовался для изучения сущностно-временных изменений исторической реальности, так как он отличается от синхронного (т.е., одновременного) анализа, который имеет целью раскрыть неизменные в определённом хронологическом отрезке свойства исторической действительности.
Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени использовался приём исторического описания.
Типологический (классификационный) метод основан на классификации исторических явлений, событий, объектов; выявлении общего в единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий. Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам.
Метод интерпретации. Интерпретация - одна из фундаментальных процедур мышления, процесс придания смысла и значения любым проявлениям социальной и природной действительности, включенных в мир культу-ры, объективированных в предметно-знаковой форме. В процессе интерпретации исторических фактов, событий, явлений и процессов субъект познания восстанавливает, реконструирует прошедшую социально-историческую действительность.
Под общенаучными понимается метод системного анализа и диалектический метод, который можно назвать универсальным.
В своей совокупности методологический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные перед исследованием.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной исторической науке нет комплексного исследования, объединяющего изучение разных аспектов указанной проблематики. Феномен ранневизантийского паломничества впервые рассматривается как историческое явление в парадигме концепции «Поздней античности».
Научно-практическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть использовано при изучении как истории христианства в целом, так и при изучении его отдельных аспектов. Рассматриваемый материал может быть использован при преподавании истории на исторических факультетах средних и высших учебных заведений, а также в обучении на специальных курсах, связанных с историей христианской церкви.
Источники, составившие базу данного исследования можно разделить на три группы. Первая включает в себя агиографическую литературу IV - VII вв. При написании работы была использована Historia Religiosa («История боголюцев»), написанная Феодоритом Кирским примерно в 444 г. По своему характеру эта книга - агиографический сборник, состоящий из описания жизни 36 подвижников и подвижниц, живших в Сирии с начала IV до середины V вв. Произведение разделено на 31 главу и предисловие к ним. В первых 20 главах автор описал жизнь уже умерших к тому моменту святых, а в следующих 10 - своих современников, с которым ему удалось пообщаться. Последняя глава, известная как «Слово о Божественной любви», долгое время воспринималась как отдельный труд, но по своей сути органично дополняет всё произведение, выражая мысли самого Феодорита о написанном.
«Жития восточных святых» Иоанна Эфесского по жанру близки к «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского. В данный сборник вошло 58 «историй» о жизни сторонников монофизитства. Со многими героями своего произведения автор был знаком лично и рассказы были написаны ещё при их жизни. Среди героев «жития» встречаются монахи - подвижники, исповедники времён гонения Юстиниана I, выдающиеся деятели антихалкидонитского движения. Некоторые из рассказов не были завершены Иоанном Эфесским так как он не владел сведениями о нужном периоде жизни героя.
Изучение монашеской жизни мало возможно без обращения к сборнику изречений пустынных отцов Apophthegmata Patrum. Предположительно, он был создан в V или VI вв. Сборник содержит высказывания (апофегмы), истории и назидательные поучения, которые касаются духовной жизни, аскетических принципов, монашеской этики. В сборник вошли апофегмы монахов, живших на Синайском полуострове, в Египетской пустыне и Палестине. Apophthegmata Patrum сохранился не только на греческом и латинском языке, но и на многих других языках христианского Востока: коптском, арамейском, грузинском, армянском и др. Учёные затрудняются назвать более - менее точную дату появления сборника, говоря о том, что процесс складывания такого большого объёма высказываний в один корпус занимал значительный временной промежуток.
Тесно связан с традицией апофегм «Аскетикон» Исайи Скитского. «Аскетикон» представляет собой цикл наставлений, записанных одним из учеников аввы Исайи. Наставления лишены тематической последовательности и в разных версиях их последовательность также отличается, но суть высказываний передаётся одинаково. Главная цель, которую преследовал Исайя при создании «Аскетикона» - показать, что монашеский подвиг это не что иное, как реализация основ Священного Писания. Произведение Исайси направлено, в первую очередь, к отшельному монашеству. В «Аскетиконе» впервые появляется понятие «безмолвие» (исихаз). По словам автора, достижение состояния безмолвия позволяет подвижнику приблизиться к Богу.
В один ряд с «Аскетиконом» и Apophthegmata Patrum можно поставить «Praktikos» Евагрия Понтийского. Это произведение также представляет из себя наставление о том, как монахам вести праведную жизнь. Главная мысль, заложенная автором сводится к тому, как бороться с «демонами» и не поддаваться на их искушения чтобы не свернуть с Божьего пути.
О жизни монахов в позднеантичную эпоху также повествует Historia monachorum («история египетских монахов»). Произведение посвящено описанию путешествия, совершённого монахами из монастыря на Елеонской горе по местам аскетических подвигов египетских отшельников. Автор рассказал о жизни и подвигах святых, встретившихся на его пути, а также о известных подвижниках Египта более раннего времени. Произведение включает пролог, 26 глав (в латинской редакции 33 главы) и эпилог. «Историю египетских монахов» считают одним из первых дошедших сочинений о паломничестве.
При создании исследования была использована информация из Жития Петра Ивера , написанное Иоанном Руфом. Пётр Ивер был грузинским князем, сосланным в Константинополь в качестве заложника. Здесь он получил образование под покровительством императрицы Евдокии. Вместе со своим учителем Пётр предпринял паломничество в Иерусалим, где принял постриг в монахи. В дальнейшем, Пётр основал свой монастырь и стал епископом города Маюма. Долгое время Пётр принадлежал к противникам Халкидонского собора, но вопрос о том, принял ли Пётр решения Халкидона окончательно, остаётся до сих пор открытым в исторической науке. Многие исследователи склоняются к тому, что в Житии фигура Петра была существенно искажена автором в сторону антихалкидонистства.
Житие Порфирия Газского было написано его другом Марком Диаконом после его смерти. Из «Жития» можно узнать сведения не только о епископе Порфирии, но и о самом авторе. Марк жил в Палестине, служил вместе с Порфирием как дьякон, выполнял различные его поручения. Их жития видно, что Марк находился с Порфирием в близких отношениях и Порфирий многое ему доверял. Долгое время житие было известно лишь в латинском переводе. Только в 1874 году был найден греческий подлинник и издан Королевской Академией Наук в том же году.
Важную информацию дало житие Саввы Освященного, создателя Иерусалимского устава, используемого и в наши дни в православных церквях. Житие было создано Кириллом Скифопольским в VI веке . Кроме этого жития, автором было составлено описание жизней ещё шести палестинских подвижников.
При изучении роли монастырей и монахов в паломничестве, было использовано житие Григорий Хозевита, монаха одного из палестинских монастырей.
В «Лавсаике» Палладия Еленопльского был написан в первой половине V века. Сочинение написано по просьбе препозита священной опочивальни Византийского императора Феодосия евнуха Лавса. В честь его имени книга и получила название. Автор совершил путешествие по Египту и составил сборник о жизни святых и блаженных христианских монахов. Книга получила большое распространение по христианскому миру, известны её многие переводы, в том числе и старославянский.
К житиям может быть отнесено «Послание о жизни преподобной Макрины», написанное Григорием Нисским . Житие было написано сразу после её смерти, в 380 году. Создавая это произведение, Григорий Нисский стремился создать образ идеального подвижника, чьему примеру следует следовать, чтобы достичь праведной жизни. Стоит отметить, что Макрина - сестра Григория Нисского и Василия Великого, именно она после смерти матери взялась за их воспитание и стала для них наставницей. Не исключено, что описание Макрины было слегка приукрашено, но, тем не менее, оно формирует высокоинформативное представление о жизни христиан в Позднюю Античность.
Для дополнения общей картины монахов - аскетов, было использовано житие Феодора Сикеота, Анастасиупольского епископа. Несмотря на небольшой объём жития, этот источник смог дать информацию, подходящую к теме исследования.
«Хроника» Иеронима Стридонского является одним из ценнейших источников для изучения многих аспектов не только истории раннехристианского периода, но и предшествующих времён . В данном произведении Иероним излагает историю мира от его сотворения основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского, дополняя её.
Вторую группу использованных источников составляют письма. Для расширения исследования были использованы письма следующих лиц: Филоксена Маббугского, Евагрия Понтийского, Василия Великого, Григория Нисского и Иеронима Стридонского. «Аппологию против книг Руфина» Иеронима Стридонского также можно отнести к письмам, так как была адресована конкретным людям - Марцелле и Пахомию.
Ещё одну группу источников составляют паломнические дневники - итинерарии. Итинерарий выделяют как отдельный жанр латинской литературы в связи с усилившимся движением паломников на Святую землю. При создании исследования было использовано три итинерария. Итинерарий паломника из Бурдигаллы датируется 333 годом. Это самый ранний путеводитель, известный в наше время. Он уступает в объёме другим дневникам, но его особенностью является указание точного маршрута с указанием расстояния между населёнными пунктами.
Итинерарий Эгерии был написан паломницей в форме письма, адресованного своим сёстрам. Эгерия совершила своё путешествие в конце IV века. Уникальность её отчёта заключается в том, что именно она оставила единственное и очень подробное описание богослужения в Иерусалимской церкви.
В VI веке появился итинерарий Паломника из Пьяченцы. Кроме описаний самих святых мест и топографии библейских мест, данный источник сохранил информацию о различных тонкостях путешествия, например об евлогиях - сувениров с «благословением» от святынь. Опираясь на переданные паломником впечатления, можно воссоздать картину бытовой стороны ран-невизантийских паломничеств.
Таким образом, имеющихся в нашем распоряжении источников вполне достаточно для решения поставленных перед исследованием задач.
Историография данной работы в большей степени включает в себя за-рубежные исследования. В первую очередь, стоит выделить работы археологов, занимавшихся изучением святынь Палестины. Изучая историю святых мест Палестины нельзя не ознакомившись с трудами Микаэля Ави-Йона. Именно он одним из первых занялся изучением Палестины античного и византийского периодов. В период «британского мандата» он занимал должность хранителя архива полевых исследований Департамента древностей Палестины, а до 1953 г. - Департамента древностей Израиля; являлся редактором двух главных журналов по археологии Палестины: Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine и Israel Exploration Journal. Ави-Йона выпустил несколько популярных книг и пособий по археологии и исторической топографии Палестины, одна из которых - «History of the Holy Land» - была использована при написании данного исследования.
При описании отдельных объектов помогли археологические отчёты одного из ведущих специалистов по христианской и церковной археологии Мартина Бидла. В частности, при описании истории Храма Гроба Господня была взята информация из книги Бидла «The Tomb of Christ: Sources, methods and a new approach».
Большой вклад в разработки многих почитаемых мест Палестины внесли учёные - францисканцы. В начале ХХ в. ими была выдвинута гипотеза о существовании так называемого «иудео-христианства» в первые века нашей эры. Беллармино Багатти был одним из выдающихся археологов - францисканцев. Несмотря на то, что многие свои находки он пытался объяснить существованием «иудео - христианской» общины, они имеют исключительную ценность. Многие его книги стали основой для последующих исследований, связанных со Святой землёй. Багатти занимался изучением «могилы Адама», «гробницы Девы Марии» в Гефсимании, руководил раскопками святынь в Назарете.
Одной из важнейших находок в археологии Палестины стала пещера с оссуариями, на которых сохранилось большое количество граффити. Вы-дающийся французский археолог Шарль Клермон - Ганно издал труд «Epi-graphes heraiques et grecques sur des ossuaires juifs inedits», описывающий данную находку и теории, касающиеся её происхождения.
Кроме этого, для дополнения представления о топографии Палестины были изучены один из томов о Храме Гроба Господня Виргилио Корбо, а также статьи М. Авьема, Виньяшина и Ролла, И. Эльгавиша.
При изучении различных аспектов позднеантичной Палестины нельзя обойти стороной работу американского профессора Хагит Сиван «Palestine in Late Antiquity» . Именно эту работу по праву можно назвать непревзойдённой по полноте, так как она создана на основе огромного количества источников разного рода.
Общую картину развития Паслестины в изучаемый период дополнила статья Дорона Бара, посвященная вопросу о христианизации Палестины. В своей статье он, опираясь на данные археологии, показал взаимосвязь процесса христианизации Палестины и экономического развития региона.
В книге Д. Ханта «Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312-460» рассмотрены первые известные паломничества, как монашеские, так и благочестивые. Начиная с Константина и Елены, учёный рассматривает детали паломнических путешествий разных лиц, комментируя их и сравнивая.
Паломничеству в монашеских кругах IV - VII вв. посвящена монография «Encountering the Sacred: The Debate on Christian Pilgrimage in Late Antiq¬uity». Автор анализирует споры, возникшие в монашеской среде, касающиеся места и значения паломничества для монахов. Он рассматривает первые паломничества отцов церкви и известных путешествий монахов, подкрепляя разные идеи о необходимости паломничества примерами из житийной литературы.
Книга Г. Викана «Early Byzantine Pilgrimage Art Dumbarton» посвящена «художественной» стороне ранневизантийских паломничеств. В книге сделан обзор на объекты материальной культуры, которые напрямую связаны с паломничеством: внутреннее убранство церквей, граффити, мозаики и знаменитые сувениры со Святой земли - евлогии. Важно, что автор сопоставляет реальные артефакты с их описанием, найденным у паломников.
В отечественной историографии археология Палестины изучена в монографии Л. А. Беляева «Христианские древности». Сама состоит из очерков по истории исследования христианской цивилизации от ее зарождения в эпоху поздней античности до позднесредневекового периода. Часть, посвящённая археологическому изучению Палестины основывается на исследованиях зарубежных учёных.
Также в отечественной исторической науке выделяется работа А.М. Лидова «Реликвии в Византии и древней Руси: Письменные источники», в которой исследователь, по сути, сделал подборку отрывков из источников, описывающих палестинские святыни византийского периода.
В целом в историографии, несмотря на разработку ряда важных проблем, специального исторического исследования феномена ранневизантийского паломничества в Палестину, на основе современных методологических подходов, еще не сделано.
Для обозначения понятий, употребляемых в данной работе, были использованы статьи из Православной энциклопедии.
Апробация некоторых результатов исследования была осуществлена в качестве докладов на конференциях «Классическая и византийская традиция - 2017», «Белгородский диалог - 2018», а также в рамках работы в Летней школы по византологии в НИУ «БелГУ» (2017). Некоторые из докладов были опубликованы в следующих сборниках: «Эргастирий: сборник материалов Всероссийской летней школы по византиноведению (г. Белгород, август 2017)», «Классическая и византийская традиция. 2017», «Молодёжь — науке. 2017. МНПК ПсковГУ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследования, можно сказать, что все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
Вопрос о времени зарождения паломничества вообще ещё часто подвергается критике. С точной уверенностью о появлении паломничества как массового явления можно говорить с IV века. Начало формирования данного феномена неразрывно связанно с деятельностью Константина Великого и императрицы Елены. Именно благодаря им были обретены те самые святые места и реликвии, к которым так стремился попасть народ. Потоки паломников не иссякают к ним и сегодня. Строительство храмов, госпиталей и странноприемных домов во многом облегчило путь к желаемым святыням и сделало его организованным.
После почти двух тысяч лет насыщенной истории, запомнившейся своими разрушительными страницами, многие памятники византийского периода были утрачены безвозвратно или же сильно искажены. Не смотря на попытки археологов восстановить хотя бы прообраз Палестины первых веков нашего времени, фактически это маловероятно. Несмотря на большое количество теорий и гипотез вокруг найденного материала, он точно доказывает наличие развитой системы храмов и церквей, дорог и постоялых дворов, что свидетельствует о том, что Палестина была активно посещаемым регионом.
Важнейшую информацию донесли до нас дневники, оставленные паломниками. Материал из этих источников даёт информацию сразу о нескольких аспектах паломничества. Во-первых, о целях, с которыми пилигримы отправлялись в путешествие. При описании святых мест они записали эмоции, ту радость, которую испытали, когда прибыли в желанное место. Во- вторых, оставили красочное описание церквей и святынь, которые они посещали. Эти данные активно используются археологами для идентификации находок. В-третьих, паломники описывали фрагменты из повседневной жизни, что позволяет изучить бытовую сторону жизни как Византийской империи в целом, так и её отдельных регионов - Палестины, Египта, Малой Азии. Благодаря итинерариям создание исследования о ранневизантийском паломничестве вообще представляется возможным.
Странничество монахов занимает отдельное место в вопросе изучения ранневизантийского паломничества и может стать темой отдельного исследования. Паломничество, связанное с монахами, также имеет ряд особенностей. После того, как христианство стало законной религией и преследования прекратились, активными темпами монашество стало расти и развиваться. За первые десятилетия появились десятки монастырей. Среди монашества к V веку выделилось движение отшельничества (анахорет).
Совершая паломничество, монахи хотели не только поклониться местам жизни Христовой, но и совершить определённые практики. Напрямую с паломничеством для монаха была связана ксенития - преодоление привязанности к месту. Многие пытались совершить исихазм - «безмолвие», отказ от общения с окружающим миром в угоду Господу. В таком случае путешествие действительно могло стать выгодным предприятием: монах мог проверить на прочность свои духовные способности и совершить молитву на Святой земле.
После судьбоносного Халкидонского собора и запрета посещения святых мест приверженцам противоположных взглядов, фактически появляется альтернативный вид паломничества - паломничества к выдающимся современникам. Полностью связывать с богословскими спорами новый вид паломничества не стоит. Выдающихся монахов посещали верующие разных взглядов. Судя по письменным источникам после объявления результатов Халкидонского собора, потоки желающих прикоснуться к живому воплощению Божьей силы в разы увеличивается. В исследовании был рассмотрен данный вид паломничества, так как он дополнил «сакральную топографию» поздней античности.
Паломничество уже с первых лет оказалось довольно ярким и многогранным феноменом. Оно разрослось в масштабное движение за несколько лет и смогло сохранить силу до наших дней почти не изменив своего первоначального замысла и даже распространиться на другие религии. Этот феномен заслуженно стал краеугольным камнем всех направлений христианства.



1. A Letter of Philoxenus of Mabbug Sent to a Friend, 2, 16 / ed. and trans.G. Olinder, Acta Universitatis Gotoburgensis. - Goteborg,1950. - Р. 44 - 46.
2. Abba Isaiah. Asceticon [Электронный ресурс]. - URL:
https://books.google.ru/books?id=zn2ml4g79WcC&pg=PA265&redir_esc=y#v=o nepage&q&f=false (дата обращения: 11. 05.2018)
3. Apophthegmata patrum [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. pravenc. ru/text/75770. html
4. Evagrius Ponticus. Letter 7 // Evagrios Pontikos: Briefe aus der Wuste / ed. Frankenberg, G. Bunge. — Trier, 1986. - Р. 58-60.
5. Evagrius Ponticus. Praktikos [Электронный ресурс]. - URL: https: //web.archive.org/web/20120428133436/http: //www.ldysinger.com/Evagrius/ 01_Prak/00a_start.htm (дата обращения: 11.05.2018)
6. Historia monachorum [Электронный ресурс]. - URL: http://www.touregypt.net/documents/aquileia7.htm#Chapter%20XXVII(дата об-ращения: 10.05.2018)
7. Theodoreti Cyrensis Historia religiosa// Theodoreti Cyrensis Episcopi Opera Omnia. Post Recensionem Jacobi Sirmondi / Ed. J. L. Schulze and Migne, J. P. vol. 4. - Paris, 1864. - 853 p.
8. Itinerarium Antonii Placentini // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 125. - Turmhaut: Brepols, 2000. - P.157-218.
9. Itinerarium Burdigalense// Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 125. - Turmhaut: Brepols, 2000. - P. 3-33.
10. Itinerarium Egeriae (S. Silviae Aquitanae Peregrinatio ad Loca sancta) // Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 125. - Turmhaut: Brepols, 2000. - P. 37-101.
11. John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints / Ed., transl. E. W. Brooks. - Paris, 1923. - 885 p.
12. John Rufus. Vitae Petri Iberi // Griggs C.W. Early Egyptian Christianity: From Its Origins to 451 C.E. - Leiden: Brill, 1990. - Р. 76-99.
13. Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae / Ed. E. Schwartz - Leipzig: J. C. Hinrichs Verlag, 1939. - Р. 85-201.
14. Mark the Deacon. Life of Porphyry, Bishop of Gaza / trans.be G.F. Hill - Oxford: Clarendon press, 1913. - 95 p.
15. Palladius of Galatia. Historia Lausiaca // Patrologia Graeca. Tomus 034: SS / Editores et J.-P. Migne Successores. - Paris, 1860. - 710 p.
16. Vita Sancti Georgii Chozibitae [Электронный ресурс]. - URL : http://library.princeton.edu/byzantine/translation/15576(дата обращения: 12. 05.2018)
17. Василий Великий. Письмо 1 «К философу Евстафию» [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.rU/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/1(дата обращения: 30.05.2018)
18. Василий Великий. Письмо 207 «К неокесарийским клирикам»
[Электронный ресурс]. - URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/199(дата обращения: 30.05. 2018)
19. Василий Великий. Письмо 223 «Против Евстафия Севастийкого»
[Электронный ресурс]. - URL:
https://azbyka.rU/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/215 (дата обращения:
30.05.2018)
20. Григорий Нисский. Письмо 2. «О тех, которые предпринимают путешествия в Иерусалим» [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka. ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pisma/#0_2 (дата обращения: 05.05.2018)
21. Григорий Нисский. Письмо 3 «Поистине почтеннейшим и благоговейнейшим сестрам Евстафии и Амвросии и почтеннейшей и честнейшей дочери Василисе» [Электронный ресурс]. - URL:
https://azbyka.rU/otechnik/Grigorij_Nisskij/pisma/#0_3(дата обращения: 05.05. 2018)
22. Григорий Нисский. Послание о жизни преподобной Макрины
[Электронный ресурс]. - URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/poslanie-o-zhizni-prepodobnoj- makriny/(дата обращения: 03.05.2018)
23. Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского [Электронный ресурс]. - URL :
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/362(дата обращения: 11.05. 2018)
24. Иероним Стридонский. Письмо 46 «К Марцелле» [Электронный ресурс], URL: https://azbyka.rU/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_38(дата обращения: 06.05.2018)
25. Иероним Стридонский. Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле // Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 5. - Киев, 1879. - С. 1-149.
26. Иероним Стридонский. Изложение хроники Евсевия Памфила // Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 5. - Киев, 1879. - С. 345 - 408.
27. Иероним Стридонский. Письмо 108 «К Августину» [Электронный
ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma-87-
117/#0_22 (дата обращения: 06.05. 2018)
28. Иероним Стридонский. Письмо 53 «К Павлину» [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma-44-86/#0_35(дата обращения: 06.05.2018)
Исследования
1. Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании. Автореф. канд. дисс. - М., 2000. - 20 с.
2. 2000. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. - СПб.: Алетейя, 2000. - 575 с.
3. Болгов Н.Н. Поздняя античность: очерки истории и культуры. - Белгород: БелГУ, 2009. - 90 с.
4. История Византии. Т. 1. - М.: Наука, 1967. - 522 с.
5. Красносельцев Н.Ф. Богослужение в Иерусалимской церкви IV века
[Электронный ресурс] - URL:
https:ZZazbyka.ru/otechnikZNikolaj_KrasnoselcevZbogosluzhenie-ierusalimskoj- tserkvi-v-kontse-4-veka/(дата обращения: 05.05.2018)
6. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1996. - 498 с.
7. Лидов А.М. Реликвии в Византии и древней Руси: Письменные источники - М.: Прогресс-традиция, 2006. — 440 с.
8. Лопухин А.П. Иерусалим христианский: исторический очерк и па-мятники ZZ Православная Богословская Энциклопедия. Т. VI. - СПб., 1905. - С. 444-466.
9. Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002.-С. 31-46.
10. Мереминский С.Г. Итинерарий ZZ Православная энциклопедия. Т. 28
- М., 2012. - С. 341-355.
11. Ненарокова М.Р. Чудеса Востока глазами средневековых европейских путешественников // Культурологический журнал. - 2014 - № 3 [Электронный ресурс] - URL: http:ZZcr-journal.ru/rus/journals/281.html&j_id=20 (дата обращения: 03.05.2018)
12. Ростовцев М.И. Русская археология в Палестине // Христианский Восток. Т. 1. Вып. III. - СПб., 1912 - С. 235-250.
13. Aviam M. Christian Galilee in the Byzantine period // Galilee through the Centuries.: Confluence of Cultures / ed. Eric M. Meyers. - Winona Lake, Ind.: Ei- senbrauns, 2001. - P. 59-95.
14. Avi-Yonah M. A History of the Holy Land. - London, 1969. - 556 p.
15. Bagatti B. Excavations in Nazareth. Vol. I - Jerusalem, 1969. - 1120 p.
16. Bagatti B., Piccirillo M., Prodomo A. New discoveries at the tomb of Virgin Mary in Gethsemane / trans. L. Sciberras. - Jerusalem, 1975. - 195 p.
17. Bagatti В.Note sull’iconographia di «Adamo sotto il Calvario». - Roma, 1977. - 290 p.
18. Bar D. Population, Settlement and Economy in Late Roman and Byzan-tine Palestine (70-641 AD) // Bulletin of the School of Oriental and African Stu¬dies, University of London, Vol. 67, No. 3. - London, 2004. - P. 307-320.
19. Biddle M. The Tomb of Christ: Sources, methods and a new approach. - London: Sutton Publishing, 1999. - 192 p.
20. Binyamin I., Roll I. The Legio-Scythpolis Road // British Archaeological Reports, International Series 141. - Israel, 1982. - Р. 123-143.
21. Bitton-Ashkelony B. Encountering the Sacred: The Debate on Christian Pilgrimage in Late Antiquity. - Berkeley - Los Angeles, 2005. - 250 p.
22. Clermont-Genneau C. Epigraphes heraiques et grecques sur des os- suaires juifs inedits // RA (3 ser.). Vol. 1. - Paris, 1883. - 320 p.
23. Corbo V.C. II Santo Sepolcro de Gerusalemme. Aspetti ar-chaeologici dalle origini al periodi crociato. Vol. 1. - Jerusalem, 1981. - 770 p.
24. Elgavish Y. Shiqmona: on the Seacoast of Mount Carmel. - Tel Aviv, 1994. - 215 p.
25. Gould G. Moving on and staying put in the Apophthegmata Patrum. - StPatr, 1989. - 151 p.
26. Guillaumont А.Le depaysement comme forme d’ascese dans le mona- chisme ancient. - Begrolles en Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1979. - 284 p.
27. Hamilton F.J., Brooks E.W. The Syriac chronicle known as that of Za- chariah of Mitylene. — London, 1899. - 360 p.
28. Hunt D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312¬460. - Oxford, 1982. - 280 p.
29. O'Loughlin T. Adomnan and the Holy Places: The Perceptions of an In-sular Monk on the Location of the Biblical Drama. - L.: Bloomsbury Publishing, 2007. - 368 p.
30. Sivan H. Palestine in Late Antiquity. - Oxford - New York: OUP, 2008. - 450 p.
31. Vikan G. Early Byzantine Pilgrimage Art Dumbarton. - Oaks Research Library and Collection, 2010. - 154 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ