Введение 3
Глава 1. Религиозные взгляды хауса 9
1.1. Краткий очерк традиционных верований хауса 9
1.2. Появление ислама на территории проживания народа хауса (современная Северная Нигерия) 11
1.3. Влияние джихада Усмана дан Фодио на религиозное мировоззрение хауса
1.4. Особенности развития религиозного мировоззрения хауса в 1903-1960 гг
Глава 2. Религиозное образование в Северной Нигерии 19
2.1. Особенности традиционного религиозного образования у хауса..19
2.2. Введение западного образования в Северной Нигерии и его
особенности 24
Глава 3. ‘Hali zanen dutse’ 33
3.1. ‘Hali zanen dutse’ как пример печатной религиозной литературы
Северной Нигерии 33
3.2. Структура ‘Hali zanen dutse’ 41
3.3. Содержание и анализ ‘Hali zanen dutse’ 43
Заключение 60
Список литературы
На 2014 год население Нигерии составляет 173 611 131 человек, из которых около 48,4 процентов проживают в городе, а 51,6 % - в сельской местности. Нигерия - многонациональная стран, где проживают более 200 народов, из которых четыре наиболее многочисленные йоруба - 21%, хауса и фульбе - 29%, игбо - 18%. Необходимо отметить, что Нигерия отличается не только многонациональностью, но также в ней представлены различные религиозные течения: около 50% - мусульмане, 40% - христиане, 10% населения придерживаются местных традиционных верований. Мусульмане преобладают на севере и западе страны (сонгаи, канури, хауса, фульбе), в то время как христиане - на западе и востоке. Народ хауса преимущественно проживает в таких штатах Нигерии, как Сокото, Кебби, Замфара, Кацина, Кано, Джигава, Баучи, Гомбе, Кадуна, а также в других странах - Нигер, Кот Д’Ивуар, Того, Чад и т.д. На языке хауса (западная подгруппа чадской ветви афразийской семьи) говорят около 55 миллионов человек (35 миллионов в качестве первого языка, для остальных 20 миллионов он является вторым языком).
Раннегосударственная организация у хауса начала появляться на рубеже XVI века. К тому времени существовало несколько главных городов государств: Кацина, Кано, Зария, Кебби, Гобир, Замфара и т.д., отношения между которыми характеризовались периодами междоусобных войн и перемириями. Значительное влияние на развитие этих городов-государств оказал ислам, пришедший в эти земли предположительно около XIV века, однако на протяжении несколько веков исламизированной оставалась только знать, местное население лишь внешне исполняло исламские обряды. Это стало одним из поводов джихада фульбе Усмана дан Фодио, который создал халифат Сокото. Халифат Сокото занимал огромную территорию и просуществовал до установления протектора Британией над Северной Нигерией в 1903 году. Колониальные власти избрали систему непрямого управления для контроля над захваченными территориями, т.е. управление через систему традиционных институтов. [Зотова 1979, с. 120]. В 1914 году Северная и Южная Нигерия были объединены в единое государство Нигерия. 1 октября 1960 года Нигерия получила независимость и в 1963 году была провозглашена республикой во главе с президентом Ннамди Азикиве. В 1966 году был совершен ряд военных переворотов, в результате которых к власти пришел Якубу Говон, правивший с 1966 по 1975. В 1976 году после ещё одного военного переворотаОлусегун Обасанджо стал во главе правительства и в 1979 году передал власть гражданскому президенту Шеху Шагари, при котором была принята новая конституция, ознаменовавшая начало «второй республики». В 1983 году его сместила группа военных. Только в 1998 году власть переходит к гражданскому президенту ОлусегунуОбасанджо. При нем был установлен особый порядок, согласно которому на посту президента должны сменять друг друга представители мусульманской и христианской общины. Обасанджо пробыл на своём посту два срока. Новым президентом в 2007 году был выбран его ставленник — мусульманин Умару Яр-Адуа. В 2010 году президентский пост занял Гудлак Джонатан, которого в 2015 году сменил Мохаммад Бухари.
На протяжении всей истории как Нигерии в целом, так и отдельно Северного региона религиозный вопрос был одним из ключевых. Он являлся причиной многих конфликтов в Нигерии.
Современная Северная Нигерия населена преимущественно народом хауса, большинство представителей которого исповедуют ислам на протяжении нескольких веков. Ислам глубоко внедрился в социально-политическую структуру, культуру и быт местного населения. Литература и другие сферы культуры традиционно подчинены религиозной сфере, и их функция - привитие мусульманских норм обществу. Так в одном из хаусанских современных журналов есть статья, в которой автор обсуждает, как приложить исламские нормы к хаусанской действительности. В начале автор статьи Хаува Идрис Адам (Hauwa Idris Adam)приводит библейское сказание о создании Адамы и Евы. Аллах создал Адама из глины, а потом Еву из ребра его. При этом он дал мужчине больше способностей: ум, силу и т.д., чтобы тот был полноценным хозяином семьи. Этим обуславливается превосходство мужчины над женщиной. Женщина всё же, как пишет автор, в исламе занимает достойное положение, в то время как в эпоху Джахиллии её третировали как животное, как источник всех бед. Однако женщина должна сидеть дома и повиноваться мужу, на чьих плечах лежит ответственность за семью и который должен кормить жен и детей. Автор далее пишет, что, несмотря на заветы Аллаха, в современной африканской жизни, с её тяжелыми условиями, женщины нередко вынуждены подрабатывать, чтобы содержать семью. Будучи даже вынуждены работать, им следует соблюдать правила приличия, продиктованные Аллахом. Во-первых, они не должны выходить на улицу без причины и без разрешения мужа, а лучше бы вообще брать работу на дом. Во-вторых, если они, допустим, занимаются торговлей, они должны общаться с мужчинами осторожно, не заводя неприличных разговоров. Также автор подчеркивают, что женщины должны думать о своей работе не как о развлечении, а как о возможности помочь главе дома управлять семьей, а главное, несмотря на работу, им следует выделять много времени на семью. [Nishadi 1990: 50]
Однако же, «традиции ислама в Тропической Африке - это традиции религии и культуры синтетического типа, сочетающие в себе привнесенные элементы мусульманского культа, права, мусульманской политической организации и элементы собственно африканской традиции.». [Кобищанов 1988: 30] Так, например, Умар Хабила Дадем Данфулани (Umar Habila Dadem Danfulani)пишет, что в 1990 году он услышал по радио, как восхваляли девочку в Баучи, в которую вселился дух (iska),который дал ей средство от всех болезней. Передача, по которой это транслировалась, началась со слов «Нет конца чудесам Аллаха». [Danfulani 1999: 413]
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, становится ясным, что для понимания политической и социально-экономической жизни представляется важным изучить религиозные взгляды народа хауса, которые являются уникальными. Так как они преимущественно закладываются в детстве, в процессе обучения, представляется важным изучение литературы, используемой в целях воспитания детей. Одной из книг, написанной специально для образовательных целей, является произведение ‘Hali zanen dutse ’ на языке хауса. ‘Hali zanen dutse ’ относится к произведениям печатной религиозной литературы, появившейся в Северной Нигерии в начале XX века.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей религиозного мировоззрения хауса на основе произведения ‘Hali zanen dutse ’.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи:
• Дать краткий очерк традиционным верованиям хауса.
• Проанализировать, какое влияние оказал джихад Усмана дан Фодио на развитие религиозного мировоззрения у хауса.
Описать развитие религиозного мировоззрения хауса в 1903-1960
гг.
Выяснить, какая роль в хаусанском обществе отводится религии и религиозному образованию.
• Рассмотреть особенности традиционного религиозного образования у хауса.
• Рассказать об особенностях религиозного образования западного образца в Северной Нигерии (1903-1960 гг.).
• Рассмотреть ‘Hali zanen dutse ’ как пример печатной религиозной литературы Северной Нигерии.
• Проанализировать структуру и содержание ‘Hali zanen dutse’.
Объектом исследования являются особенности формирования религиозного мировоззрения хауса с начала появления ислама до получения независимости Нигерии. Предметом исследования является содержание произведения ‘Hali zanen dutse ’.
Хронологические рамки исследования, таким образом, охватывают период с 11-12 веков до 1960 гг. Это связано с тем, что выбранное для изучения произведение датируется 1954 годом. Соответственно, анализ текста должен в первую очередь базироваться на рассмотрении особенностей формирования религиозного мировоззрения хауса в предшествующий период.
Состояние и степень изученности проблемы. В настоящее время накоплен сравнительно небольшой научно-теоретический и учебно-методический материал, позволяющий в полной мере рассмотреть религиозное мировоззрение народа хауса. Так, только существует сравнительно обширная литература, рассматривающая появление и развитие ислама в Северной Нигерии. Среди наиболее полезных можно отметить труды таких ученых как: Кобищанов Ю.М., Добронравин Н.А., М. Хискетт, С. Райхмут, Дж. Рейнольдс. Традиционные верования хауса описаны в работах Х. Дж. Баркова, Умара Хабила Данфулани, Х.Р. Палмера. Ценным источником по религиозному образованию в Северной Нигерии для настоящего исследования выступили работы А.Ф.Огунсора, Г.О. Гбадамоси и Джо А. Макинтайра и Л. Мюррея.
Что касается методологических принципов исследования, то работа затрагивает две области научного знания: религиоведение и этнологию, позволяющие описать с разных точек зрения произведение ‘Hali zanen dutse’. Таким образом, данное исследование отличается комплексным характером, оно построено на сочетании принципов структурного и функционального подходов.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная тема никогда не рассматривалась через изучение религиозной литературы, созданной специально для образовательных целей.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что её результаты можно будет использовать при дальнейшем изучении социальной, политической и культурной жизни народа хауса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут полезны в ходе полевой работы в Северной Нигерии, так как, например, в исследовании содержатся ценные знания об особенностях этики народа хауса.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит четыре раздела, вторая глава - два раздела. Третья глава включает в себя три части.
Цель данной работы состояла в исследовании особенностей религиозного мировоззрения хауса на основе произведения ‘Hali zanen dutse ’.
В целях достижения данной цели были последовательно решены следующие задачи:
• Был дан краткий очерк традиционным верованиям хауса. В современной Северной Нигерии хаусанцы, называющиеся maguzawa (язычники), верят в нескольких богов, среди которых главный - Ubangiji,и духов (iskoki).Существуют «хорошие» и «плохие» духи. C духами связан культ бори, культ одержимости.
Как правило, maguzawaживут отдельно от мусульман. С приходом ислама происходит трансформация традиционных религиозных верований maguzawa.Аллах стал ассоциироваться с Ubangiji,а духи - с джиннами. Более того, как верят хаусанцы, «светлые» духи (farfaru)приняли ислам и живут по его нормам, соблюдая все религиозные практики, характерные для ислама.
• Было рассмотрено влияние джихада Усмана дан Фодио на развитие религиозного мировоззрения у хауса. Ислам проник на территорию проживания народа хауса предположительно ещё в XII веке, но его распространение связано с миграцией вангарава в начале XV века. На протяжении нескольких веков ислам оставался религией правящей элиты. Последние всё же не пренебрегали обращаться к традиционным лекарям и участвовали в языческих обрядах. В начале XIX века глава фульбского клана мусульманин Усман дан Фодио организовал джихад с целью очистить ислам от языческих элементов и захватить власть. Ему удалось основать халифат Сокото, но не заставить людей перестать верить в духов, отказаться от культа бори. В XIX веке также становятся популярными тарикаты Тиджанийя и Кадирийя. Дифференциация ислама происходит не по линии вероисповеданий и мазхабов, а по линии тарикатов, которые пользовались большим влияниям вплоть до 1960-го года.
• Было описано развитие религиозного мировоззрения хауса в 1903-1960 гг. Развитие религиозного мировоззрения хауса в эти годы связано с политикой Британии, которая установила протекторат над Северной Нигерией в 1903 году. С самого начала был провозглашен принцип невмешательства в дела религии и политика непрямого управления. В целях сохранения вертикали власти поддерживался только тарикат Кадирийя, в то время как все силы были направлены на подавление развития братств Тиджанийи, махдистов и др., так как, по мнению колониальной администрации, они могли представлять угрозу. Колониальные власти разработали концепцию «хорошего» мусульманина и пропагандировали её в Северной Нигерии.
• Были рассмотрены особенности традиционного религиозного образования у хауса. Традиционное религиозное образование представлено кораническими школами (makarantar alloи makarantar ilmi),в которых преподают маламы. Как правило, обучение в таких школах ограничивается изучением Корана и хадисов. В 50-хх годах XX века на основе коранической школы создается islamiyya school,которая сочетает в себе западную методику преподавания и исламские дисциплины. Такие школы были противопоставлены западной системе образования в Северной Нигерии.
• Были освещены особенности религиозного образования западного образца в Северной Нигерии (1903-1960 гг.). Введение образования по западному образцу связано с нуждами колониальной администрации в обученных чиновниках. Так как основание христианских школ встретило агрессию со стороны местных властей, было принято решение интегрировать западную систему образования в традиционную хаусанскую, которая является исламской. В школах, помимо западных дисциплин, преподавались исламские предметы, возле учебных заведений строились мечети. Благодаря этой политике, правительственные школы набирали популярность среди мусульманского населения в течение первой половины XX века. В то же время увеличивалось количество коранических школ. Это можно объяснить устоявшейся традицией отправлять детей учиться у маламов.
‘Hali zanen dutse ’ был рассмотрен как пример печатной религиозной литературы Северной Нигерии на языке хауса. С распространением правительственных школ понадобились печатные учебные материалы на языке хауса, поскольку хауса был языком преподавания, как в правительственных школах, так и в коранических. Так как особенность западного образования в Северной Нигерии состояла в том, что в программу входило изучение ислама, понадобилась обучающая литература на религиозные темы. Необходимость в ней и стала причиной написания ‘Hali zanen dutse’. Книга обладает рядом характеристик, которые присуще почти всей религиозной печатной литературе того времени: небольшой формат, маленький объем. Отличиями этого произведения от остальных являются комплексный характер, совмещение теоретических и практических подходов, употребление в книге хаусанских пословиц.
• Были проанализированы структура и содержание ‘Hali zanen dutse’. Книга состоит из предисловия, обращения и основной части. Основную часть условно можно поделить на пять разделов (отношения между людьми; описание понятия kirki;раздел, связанный с телом человека; раздел про денежные траты; правила посещения и принятия гостей). Проанализировав произведение, можно сделать вывод, что в исследуемой книге основным понятием является mutumin kirki(человек, обладающий kirki), основные качества которого подробно изложены (ум или внимательность, наличие стыда в трех его видах, умение хранить тайны, уважение к другим людям, любовь к родине, умение прислушиваться к советам, правдивость, отсутствие высокомерия). Вместе с тем следует подчеркнуть, что kirki является этноиндифицирующим понятием, корни которого берут свое начало в доисламской эпохе. Предположительно, оно приобрело новое значение с появлением ислама на территории проживания хауса.
Помимо теоретической части, даются практические советы: как ходить в гости, как говорить, как есть и т.д., чтобы быть «хорошим» мусульманином.
Остается надеяться, что данная работа ляжет в основу дальнейшего изучения религиозного мировоззрения хауса через исследование религиозной печатной литературы.
• Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).
М.: Наука. Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1986
• Зотова Ю.Н. Традиционные политические институты. М.: Наука, 1979Исмагилова Р.Н.
История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред.
А.В. Смирнова. — М.: Академический Проект, 2013
• Кобищанов Ю.М. Ислам в Западной Африке / Отв. Ред. Ю. М. , А. В. Малашенко. М.: АН СССР, Ин-т Африки, 1988
• Петров Е. Нигерия. Социально-экономические проблемы развивающихся стран. М.: Мысль, 1971
• Родионов. М.А. Ислам классический. — СПб.: «Петербургское
Востоковедение», 2001
• Следзевский И.В. История Нигерии в новое и новейшее время/ Отв. ред. И.В. Следзевский, Ю.Н. Зотова. - М.: Наука, 1981.
• Этнический фактор в политической жизни Нигерии // Нигерия. Власть и политика: сб. статей/ Отв.ред. Р.Н. Исмагилова, А.Ю. Грушевский. - М.: Наука, 1988
• Добронравии Н.А. Нигерийская модернизация, локализация демократии и перманентный кризис федерализма. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010.URL: https://eu.spb.ru/images/M_center/M_17_10_for_site.pdf(дата обращения: 26.02.2016)
• Kane Oumar. Othman Dan Fodio, fondateur de 1'empire de Sokoto, A.B.C.-
Paris, N.E.A.-Dakar-Abidjan, 1976
• Lewis L.G. Society, school and progress in Nigeria. Oxford: Pergamon
Press, 1975
• Mervyn Hiskett, The Sword of Truth: The Life and Times of the Shehu Usuman dan Fodio, (Evanston, Ill: Northwestern University Press, 1994
• Musaazi J.C.S. Planning and Development in Education: African Perspectives New York: Routledge, 1986
• Nduka, O.Western education and Nigerian cultural background. Ibadan: Oxford University Press, 1965
• Ogunsola, A.F. Legislation and education in Northern Nigeria. Ibadan: Oxford University Press, 1977
• Powzechna W. Literatures in African Languages: Theoretical issues and sample surveys. Cambridge: Cambridge University Press and Warsaw, 1985
• Salamone Frank A. Kirki: a core value of Hausa culture//Africa: Rivista trimestrale di studi e documentazione dell'Istituto italiano per l'Africa e l'Oriente, Anno 48, No. 3.1993, p. 359-381
• Barkow Jerome H. Evaluation of Character and Social Control among the Hausa// Ethos, Vol. 2, No. 1. Wiley on behalf of the American Anthropological Association, 1974. p. 1-14 URL: http://www.jstor.org/stable/640173 (дата обращения: 26.02.2016)
• Barkow H.J. Muslims and Maguzawa in North Central State, Nigeria: An Ethnographic Comparison. Canadian Journal of African Studies / Revue Canadienne des Etudes Africaines, Vol. 7, No. Taylor & Francis, Ltd. on behalf of the Canadian Association of African Studies Stable, 1973. p. 59-76 URL: http://www.jstor.org/stable/483750(дата обращения: 26.02.2015)
• Danfulani Umar Habila D. Factors Contributing to the Survival of the Bori Cult in Northern Nigeria// Numen, Vol. 46, No. 4. Brill Stable, 1999. p. 412-447 URL: http://www.jstor.org/stable/3270434(дата обращения: 26.02.2016)
• Dictionary of African Biography/ Emmanuel K. Akyeampong, Henry Louis Gates, Vol.2. New York: Oxford University Press, 2012 URL: https://books .google.ru/books?
id=39JMAgAAQBAJ&pg=RA2PA155&lpg=RA2PA155&dq=R.M.East+nigeria& source=bl&ots=1zbl1qsxWu&sig=PUUj1Vn8U2vTRXFr5RoEYtN_64&hl=ru&sa =X&ved=0ahUKEwjdzHzydrMAhWiApoKHficCF0Q6AEIPzAF#v=onepage&q=
R.M.East%20nigeria&f=false (дата обращения: 26.02.2016)
• East R.M. Recent Activities of the Literature Bureau//Africa: Journal of the
International African Institute, Vol. 14, No. 2 (Apr.,). Zaria: Cambridge University Press on behalf of the International African Institute, 1943. p. 71-77 URL: http://www.jstor.org/stable/1156385(дата обращения: 26.02.2016)
• Fuglestad F. A Reconsideration of Hausa History before the Jihad// The Journal of African History, Vol. 19, No. 3. Cambridge University Press Stable, 1978. p. 319-339 URL: http://www.jstor.org/stable/181947 Accessed: 15-05-2016 10:28 UTC (дата обращения: 26.02.2016)
• Gbadamosi G.O. The establishment of Western education among muslims in Nigeria (1896-1926)//Journal of the Historical Society of Nigeria, Vol. 4, No. 1. Historical Society of Nigeria, 1 967. p. 89- 115 URL: http://www.jstor.org/stable/41971202(дата обращения: 26.02.2016)
• McIntyre Joe A. An Overview of Education in Northern Nigeria: Attempted from the Perspective of Qur'anic Education. Africa Spectrum, Vol. 17, No. 1. Hamburg: Institute of African Affairs at GIGA, 1982. p. 21-31 URL: http://www.jstor.org/stable/40174051 Accessed: 08-05-2016 21:12 UTC (дата обращения: 26.02.2016)
• Muhammad S. U. Education and Islamic Trends in Northern Nigeria: 1970s- 1990s// Africa Today, Vol. 48, No. 2. Indiana University Press, 2001. p. 127-150 URL: http://www.jstor.org/stable/4187415(дата обращения: 26.02.2016)
• Murray L. Children and the Experience of Violence: Contrasting Cultures of Punishment in Northern Nigeria//Africa: Journal of the International African Institute, Vol. 70, No. 3. Cambridge University Press on behalf of the International African Institute. 2000. p. 359-393 URL: http://www.jstor.org/stable/1161066(дата обращения: 26.02.2015)
• Palmer H.R. Note on Traces of Totemism and Some Other Customs in
Hausaland Author. Man, Vol. 10. Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland Stable, 1910. p. 72-76 URL: http://www.jstor.org/stable/2788309(дата обращения: 26.02.2016)
• Phillips John E. Hausa in the twentieth century: an overview. Sudanic Africa, Vol. 15/ Language in Africa. Centre for Middle Eastern Studies (University of Bergen), 2004. p. 55-84 URL: http://www.jstor.org/stable/25653413(дата обращения: 26.01.2016)
• Reichmuth S. New Trends in Islamic Education in Nigeria: A Preliminary Account//Die Welt des Islams, New Series, Bd. 29, Nr. 1/4. Brill, 1989. p. 41-60 URL: http://www.jstor.org/stable/1570982(дата обращения: 26.02.2016)
• Reynolds J. Good and Bad Muslims: Islam and Indirect Rule in Northern Nigeria Author(s) // The International Journal of African Historical Studies, Vol. 34, No. 3. Boston University African Studies Center , 2001. p. 601-618. URL: http://www.jstor.org/stable/3097556(дата обращения: 01.02.2016).
• Ritchie Ian. Hausa Sensory Symbolism Author(s)// Anthropologica, Vol. 32, No. 1. Canadian Anthropology Society Stable, 1990. p. 113-119. URL: http://www.jstor.org/stable/25605562(дата обращения: 01.03.2016).
• Yeld E. R. Islam and Social Stratification in Northern Nigeria Author(s) //The British Journal of Sociology, Vol. 11, No. 2. Wiley on behalf of The London School of Economics and Political Science Stable, 1960. p. 112-128 URL: http://www.jstor.org/stable/587419(дата обращения: 01.04.2016)
• UNICEF: at a glance: Nigeria. Statistics. URL: http://www.unicef.org/infobycountry/nigeria statistics.html(дата обращения: 12.09.2013)
Bahago A. Haske maganin duhu. Kano: MBF, 1995
Binji H. Ibada da hukunci. Zaria: NNPC, 1968
Dan’Iya I.A. Neman alkibla: Labaran babanmu. Kano, 1981Iman A. Halizanen dutse. Zaria: NNPC, 1966
Gummi A. M. Aikin haji da umra. Kaduna: Kankina farms, 1976
Kyaure Hassan T. Hasken sallah.
Yahaya Y. I. Hausa a rubuce: Tarihin rubuce-rubuce cikin Hausa. Zaria:
Gaskiya, 2002
• Ado Ahmad Gidan Dabino. Ta Leko Ta Koma: Jaridu da mujallun Hausa - Ina Mafita? Tsakar Gidan Dabino. URL: http://gidandabino.blogspot.ru/2007/05/ta-leko-ta-koma-jaridu- da-mujallun 27.html(дата обращения: 13.04.2014)