Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Культура поведения детей старшего дошкольного возраста:
понятие, структура, содержание 7
1.2 Задачи, методы и средства формирования культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Культура поведения детей старшего дошкольного возраста:
понятие, структура, содержание 7
1.2 Задачи, методы и средства формирования культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова принадлежит к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Общие проблемы нравственного воспитания личности нашли отражение в исследованиях, проведенных О.С. Богдановой, Н.И. Болдыревым, Е.В. Бондаревской, Т.Е. Конниковой, И.Ф. Свадковским и другими учеными.
В данной ситуации наиболее актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, которые осуществляют образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях.
Выдающиеся психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) утверждали, что дошкольный возраст - период зарождения и формирования нравственных норм, морали, этических инстанций.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложных, важных задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и др.
Одним из аспектов нравственного воспитания ребенка является формирование культуры поведения.
Актуальность проблемы определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
Необходимо научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и, каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и, чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным и воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Каждый человек имеет право и обязанность стать гармоничной личностью и уметь достойно вести себя в каждой ситуации. С правилами хорошего тона следует знакомить дошкольников, начиная с раннего возраста и продолжать в течение всего периода детства.
Разные аспекты формирования культуры поведения дошкольников отражены в исследованиях: Л.И. Дурандиной, Л.В. Лидак, С.В. Петериной (формирование культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой); Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, (педагогические условия формирования культуры поведения); Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой (влияние сюжетно-ролевой игры на формирование культуры поведения).
Теоретические основы формирования культуры поведения активно исследовались в советское время, однако на сегодняшний день не достаточно современных исследований по данной проблеме.
Ввиду неполной разработанности проблемы исследования в теории и практике на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, структуру, содержание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить задачи, методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть предпосылки и этапы формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
Общие проблемы нравственного воспитания личности нашли отражение в исследованиях, проведенных О.С. Богдановой, Н.И. Болдыревым, Е.В. Бондаревской, Т.Е. Конниковой, И.Ф. Свадковским и другими учеными.
В данной ситуации наиболее актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, которые осуществляют образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях.
Выдающиеся психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) утверждали, что дошкольный возраст - период зарождения и формирования нравственных норм, морали, этических инстанций.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложных, важных задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и др.
Одним из аспектов нравственного воспитания ребенка является формирование культуры поведения.
Актуальность проблемы определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
Необходимо научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и, каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и, чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным и воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Каждый человек имеет право и обязанность стать гармоничной личностью и уметь достойно вести себя в каждой ситуации. С правилами хорошего тона следует знакомить дошкольников, начиная с раннего возраста и продолжать в течение всего периода детства.
Разные аспекты формирования культуры поведения дошкольников отражены в исследованиях: Л.И. Дурандиной, Л.В. Лидак, С.В. Петериной (формирование культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой); Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, (педагогические условия формирования культуры поведения); Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой (влияние сюжетно-ролевой игры на формирование культуры поведения).
Теоретические основы формирования культуры поведения активно исследовались в советское время, однако на сегодняшний день не достаточно современных исследований по данной проблеме.
Ввиду неполной разработанности проблемы исследования в теории и практике на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, структуру, содержание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить задачи, методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть предпосылки и этапы формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование культуры поведения.
Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности (С.В. Петерина). Мы выделили следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.
С целью конкретизации содержания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы». Анализ содержания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что оно представлено элементарными представлениями о культурно-гигиенических навыках, о культуре общения, о культуре деятельности, а также соответствующими умениями и навыками.
Используя примерные основные общеобразовательные программы «Детство», «От рождения до школы» мы проанализировали задачи по формированию культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая группа). Основными задачами являются: воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении, формирование представлений о полезных и вредных привычках, укрепляющих здоровье, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей, формирование готовности детей к совместной деятельности, формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
В работе по формированию культуры поведения воспитатель использует различные методы.
Методы формирования культуры поведения рассматриваются в рамках нравственного воспитания дошкольников.
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического взаимодействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества.
Нами были рассмотрены методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие три группы методов:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности.
Мы выяснили, что к первой группе методов относятся рассказ, этическая беседа, пример; вторая группа методов включает в себя упражнение, поручение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации; к третьей группе методов относятся соревнование, поощрение и наказание.
Анализ литературы позволил нам выделить следующие четыре группы средств формирования культуры поведения дошкольников:
1) художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы);
2) природа;
3) собственная деятельность детей (труд, игра, учение);
4) окружающая обстановка (семья, близкие, взрослые, друзья, сверстники).
Также мы рассмотрели предпосылки и основные этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками формирования культуры поведения дошкольников являются выполнение указаний взрослого, следование нормам поведения, сосредоточение на каком-нибудь деле и доведение его до конца, планирование своих действий, выполняет многие действия быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.
Этапы формирования навыков культурного поведения (С.В. Петерина):
1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.
2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.
3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях (44).
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: определить исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по изучению культуры поведения детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий был выявлен исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Для участия в эксперименте было отобрано 10 детей старшего дошкольного возраста: 4 девочки и 6 мальчиков. Для выявления исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные Г.А. Урунтаевой. Нами было выявлено 3 уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: низкий - 20% детей, средний - 50% и высокий - 30%.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности;
4) использовать фотопособия.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование культуры поведения.
Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности (С.В. Петерина). Мы выделили следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.
С целью конкретизации содержания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы». Анализ содержания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что оно представлено элементарными представлениями о культурно-гигиенических навыках, о культуре общения, о культуре деятельности, а также соответствующими умениями и навыками.
Используя примерные основные общеобразовательные программы «Детство», «От рождения до школы» мы проанализировали задачи по формированию культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая группа). Основными задачами являются: воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении, формирование представлений о полезных и вредных привычках, укрепляющих здоровье, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей, формирование готовности детей к совместной деятельности, формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
В работе по формированию культуры поведения воспитатель использует различные методы.
Методы формирования культуры поведения рассматриваются в рамках нравственного воспитания дошкольников.
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического взаимодействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества.
Нами были рассмотрены методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие три группы методов:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности.
Мы выяснили, что к первой группе методов относятся рассказ, этическая беседа, пример; вторая группа методов включает в себя упражнение, поручение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации; к третьей группе методов относятся соревнование, поощрение и наказание.
Анализ литературы позволил нам выделить следующие четыре группы средств формирования культуры поведения дошкольников:
1) художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы);
2) природа;
3) собственная деятельность детей (труд, игра, учение);
4) окружающая обстановка (семья, близкие, взрослые, друзья, сверстники).
Также мы рассмотрели предпосылки и основные этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками формирования культуры поведения дошкольников являются выполнение указаний взрослого, следование нормам поведения, сосредоточение на каком-нибудь деле и доведение его до конца, планирование своих действий, выполняет многие действия быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.
Этапы формирования навыков культурного поведения (С.В. Петерина):
1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.
2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.
3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях (44).
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: определить исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по изучению культуры поведения детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий был выявлен исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Для участия в эксперименте было отобрано 10 детей старшего дошкольного возраста: 4 девочки и 6 мальчиков. Для выявления исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные Г.А. Урунтаевой. Нами было выявлено 3 уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: низкий - 20% детей, средний - 50% и высокий - 30%.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности;
4) использовать фотопособия.
Подобные работы
- Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Содержание работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Использование поощрений и наказаний в работе по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здоровьесберегаюшего поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



