ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Культура поведения детей старшего дошкольного возраста:
понятие, структура, содержание 7
1.2 Задачи, методы и средства формирования культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова принадлежит к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Общие проблемы нравственного воспитания личности нашли отражение в исследованиях, проведенных О.С. Богдановой, Н.И. Болдыревым, Е.В. Бондаревской, Т.Е. Конниковой, И.Ф. Свадковским и другими учеными.
В данной ситуации наиболее актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, которые осуществляют образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях.
Выдающиеся психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) утверждали, что дошкольный возраст - период зарождения и формирования нравственных норм, морали, этических инстанций.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложных, важных задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и др.
Одним из аспектов нравственного воспитания ребенка является формирование культуры поведения.
Актуальность проблемы определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
Необходимо научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и, каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и, чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным и воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Каждый человек имеет право и обязанность стать гармоничной личностью и уметь достойно вести себя в каждой ситуации. С правилами хорошего тона следует знакомить дошкольников, начиная с раннего возраста и продолжать в течение всего периода детства.
Разные аспекты формирования культуры поведения дошкольников отражены в исследованиях: Л.И. Дурандиной, Л.В. Лидак, С.В. Петериной (формирование культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой); Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, (педагогические условия формирования культуры поведения); Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой (влияние сюжетно-ролевой игры на формирование культуры поведения).
Теоретические основы формирования культуры поведения активно исследовались в советское время, однако на сегодняшний день не достаточно современных исследований по данной проблеме.
Ввиду неполной разработанности проблемы исследования в теории и практике на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, структуру, содержание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить задачи, методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть предпосылки и этапы формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование культуры поведения.
Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности (С.В. Петерина). Мы выделили следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.
С целью конкретизации содержания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы». Анализ содержания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что оно представлено элементарными представлениями о культурно-гигиенических навыках, о культуре общения, о культуре деятельности, а также соответствующими умениями и навыками.
Используя примерные основные общеобразовательные программы «Детство», «От рождения до школы» мы проанализировали задачи по формированию культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая группа). Основными задачами являются: воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении, формирование представлений о полезных и вредных привычках, укрепляющих здоровье, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей, формирование готовности детей к совместной деятельности, формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
В работе по формированию культуры поведения воспитатель использует различные методы.
Методы формирования культуры поведения рассматриваются в рамках нравственного воспитания дошкольников.
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического взаимодействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества.
Нами были рассмотрены методы и средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие три группы методов:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности.
Мы выяснили, что к первой группе методов относятся рассказ, этическая беседа, пример; вторая группа методов включает в себя упражнение, поручение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации; к третьей группе методов относятся соревнование, поощрение и наказание.
Анализ литературы позволил нам выделить следующие четыре группы средств формирования культуры поведения дошкольников:
1) художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы);
2) природа;
3) собственная деятельность детей (труд, игра, учение);
4) окружающая обстановка (семья, близкие, взрослые, друзья, сверстники).
Также мы рассмотрели предпосылки и основные этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками формирования культуры поведения дошкольников являются выполнение указаний взрослого, следование нормам поведения, сосредоточение на каком-нибудь деле и доведение его до конца, планирование своих действий, выполняет многие действия быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.
Этапы формирования навыков культурного поведения (С.В. Петерина):
1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.
2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.
3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях (44).
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: определить исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по изучению культуры поведения детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий был выявлен исходный уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Для участия в эксперименте было отобрано 10 детей старшего дошкольного возраста: 4 девочки и 6 мальчиков. Для выявления исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные Г.А. Урунтаевой. Нами было выявлено 3 уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: низкий - 20% детей, средний - 50% и высокий - 30%.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;
3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности;
4) использовать фотопособия.
1. Андреева Е.П. Особенности формирования гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1-2.
2. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 678-681.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
4. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 11. — С. 18-25.
5. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников : Кн. для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. - М.: Просвещение, 1988. - 204 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
7. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
8. Бойко Е.В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 3-5.
9. Болгова И.В. Использование информационно-коммуникационных
технологий в системе деятельности ДОУ / И.В. Болгова, Н.Е. Мелентьева, И.В. Яцуха, Н.Н. Карачевцева // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.). — Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 104-108.
10. Большой российский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - с.725
11. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие / Роза Семеновна Буре. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 80 с.
12. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.
14. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую
цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — 2000. — № 6. — С. 10-38.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство - пресс, 2014. - 280 с.
16. Зерщикова И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 31¬32.
17. Исаева Е.А. Речевая культура как составляющая высокообразованной личности // Общество: философия, история, культура. - 2014. - №1. - с. 93-97
18. Ильина И.В. Культура поведения как одна из важнейших сторон социального становления личности // Экономика и социум. - 2016. - №4. - С. 23-28.
19. Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
20. Ковалёва М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 639-641.
21. Ковалёва М.В. Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 641-645.
22. Коджаспирова Г.М. «Педагогический словарь» / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Академия, 2001. - 176 с.
23. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 9. - С. 98 -101.
24. Кондратенко Г.А. Общение как средство развития культуры поведения / Г.А. Кондратенко, Н.А. Шинкарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков (и др.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 138-140.
25. Коновалова Н.В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 721-724.
26. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. - М. - 2010. — 148 с.
27. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М.: Экон- информ, 2012. - 147 с.
28. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и
Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
29. Лисина В.Р. Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада / В.Р. Лисина // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М., 2004 . - 141 с.
30. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
31. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
33. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. М: Просвещение, 1984 - 272 с.
34. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010. — Т. 1
- 744 с., Т. 2 - 634 с., Т. 3 - 692 с., Т. 4 - 736 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2016. - 368 с.
36. Пантелеев Г.Н. Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье / Г.Н. Пантелеев. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 235с.
37. Педагогика / под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
38. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.
39. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с
40. Ревнивцева Р.М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.
41. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. — 2-е изд.,
перераб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с.
42. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011.— 144 с.
43. Смирнова Е.О., Витюк М.Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста / Е.О. Смирнова, М.Т. Витюк // Дошкольное воспитание. - 2014. — № 3. — С.14-18.
44. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Шашкова; Шадр. гос. пед. ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Шадринск. 2011. - 217с.
45. Стрелкова Л.Н. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Л.Н. Стрелкова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №8. - C. 32-36
46. Труфанова Н.А., Ширина Т.М. Формирование культуры поведения у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 78-80.
47. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника : учеб. пособи едля студ. учреждений высш. проф. образования. — 2-е изд., испр. —
М.: Издательский центр «Академия», 2012.
48. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.
49. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры / Л.В. Лидак. - Ленинград: (б. и.), 1982. - Ч. 1, 2, 3.
50. Шайдуллина Р.Г. Работа с интерактивной доской Panaboard // Дошкольная педагогика. - 2012. - №3 (78).
51. Шинкарёва Н.А., Соловьева Н.А. Организация работы с педагогами по
формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:
Меркурий, 2015. — С. 138-139.
52. Шинкарёва Н.А., Соловьева Н.А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 46-49.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 384 с.
54. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для
воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. — М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. — 112 с.