Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования готовности
будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности 10
1.1 Современные образовательные технологии подготовки
учителя в вузе 10
1.2 Ресурсосберегающие технологии: понятие,
классификация и методы обучения на их основе 17
1.3 Критерии профессиональной готовности будущих
учителей информатики к применению информационных ресурсосберегающих технологий 32
2. Технологии подготовки будущих учителей информатики к
применению ресурсосберегающих технологий 35
2.1 Модель подготовки будущих учителей информатики к
применению ресурсосберегающих технологий 35
2.2 Разработка и внедрение дистанционного курса
«Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики» 38
2.3 Оценка готовности будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день все более активно распространяются цифровые технологии, сфера образования подвергается существенным изменениям. А внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно расширяет возможности образования. Согласно ГОСТ Р 55750-2013 необходимо осуществлять реализацию инновационных технологий в современном образовательном процессе. В настоящее время, применение информационно - коммуникационных технологий в сфере образования способствует повышению его качества, появлению новых форм обучения (дистанционного, электронного, мобильного, совместного и т. д.), созданию электронных образовательных ресурсов и организации обширного доступа к ним.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся ресурсосберегающие информационные технологии. Одним из этапов выполнения этих условий является рациональное использование обучающимся ресурсов, при работе со всеми видами информации.
В ответ на растущую обеспокоенность в связи с экологическими проблемами все больше и больше организаций принимают экологические инициативы. В частности, многие высшие учебные заведения (ВУЗы) внедрили различные охранные инициативы в кампусе посредством политики, а также преподавания и обучения. Программы обучения в магистратуре и аспирантуре, обеспечивают обучение в широком спектре информационных технологий наряду с устойчивыми стратегиями, с целью обучения студентов тому, как создавать и обслуживать системы, одновременно снижая их вред для окружающей среды. Университеты, такие как Австралийский национальный университет(АНА), Университет Атабаски, Университет Лидса Беккета в Великобритании предлагают инженерные программы «Устойчивое развитие ИКТ», «Зеленые стратегии в области ИКТ», MScSustainableComputing в режиме полного и неполного доступа.
Анализ деятельности высших учебных заведений, выступлений участников международных и общероссийских конференций привел к тому, что имеющийся потенциал использования технологий дистанционного обучения студента, как ресурсосберегающей технологии в образовании реализуется частично. Недостаточные исследования в данной области не в полной мере отражают системное видение проблемы и требуют дополнительного изучения. На данный момент проведен ряд исследований, раскрывающих методологические и технологические аспекты дистанционного обучения. Разные точки зрения использования средств дистанционного обучения в подготовке студентов вуза исследовали: Т.В. Вергун, М.П. Карпенко, В.Г. Кинелев, А.А. Кузнецов, Н.И. Максюков, В.П. Тихомиров, М.С. Чванова, и др.
Осмысление литературы авторов проведенных исследований, приводит к тому что, обеспечение реализации необходимых требований должно начинаться с формирования потребности у человека рационального использования ресурсов на начальном этапе образования. Т.е. уже школьное обучение должно быть построено так, чтобы развивать тип мышления ученика, которое будет направлено на ресурсосбережение и бережное отношение к природе на основе современных методов обучения. Авторы книги «GreenTeachingandLearninginSchools»ДжекБлендингер, Ли Энн Хейли, Донна Ши [3], чтобы оказать сильное влияние на учащихся в отношении сохранения окружающей среды, путем представления успешных и практических примеров «обучения зеленому» в действии, которые были предоставлены практикующими учителями начальных и средних школ обосновывают важность формирования культуры преподавания и обучения в школе.
Айтал П. и РаоПрити в своем исследовании «Концепции и стратегии зеленого образования в модели высшего образования» [8] говорят о том, что образовательные учреждения также работают над достижением экологичности. Рост или обучение должны происходить только в среде, которая способствует развитию в жизни детей. Преподавателям и студентам необходимо учитывать в процессе обучения осведомленность и применение экологически безопасных методов. Культура сохранения должна являться неотъемлемой частью учебной программы.
Исследователи из Индии КавитаСурьяванши и СамирНаркхеде [4] в статье «Зеленые ИКТ в высшем учебном заведении: решение для поддержания ИКТ в будущем», обосновывают, что зеленые информационно-коммуникационные технологии являются новаторским
подходом к использованию ИКТ, связанных с охраной окружающей среды и устойчивостью ИКТ в будущем, а также представляют собой практику достижения корпоративной социальной ответственности за счет минимизации углеродного следа, отходов ИКТ и экономии энергии. Также анализируется рациональное использование зеленых ИКТ в образовании, и выявляются критические факторы успеха внедрения зеленых ИКТ на основе опроса отдельных учебных заведений и интервью с ключевыми академическими экспертами в Индии. В этом исследовании были выявлены семь важнейших факторов успеха, которые имеют большое значение для устойчивости ИКТ в будущем: оптимальное использование ресурсов, участие заинтересованных сторон, возобновляемые источники энергии, энергосбережение, институциональная политика, деятельность Комитета по зеленым ИКТ, законодательство.
На фоне глобального развития «зеленых технологий» Китай сделал охрану окружающей среды ключевой государственной политикой и включил в Стратегию Национального устойчивого развития. Об этом упоминают в исследовании «Обзор экологического образования(ЭО): тематическое исследование высших учебных заведений. Учебные заведения в Нинбо Ши Симин, ЛюЧунчжао [10]. Во время исследования было выявлено, что студенты в вузах способствовали экологической осведомленности, но они не являлись мотивированными для участия в экологических программах и мероприятиях. Для того чтобы сделать процесс обучения в ВУЗах более интересным нужно совместить теорию с практикой. Для повышения качества экологического образования, вузы должны обновлять и совершенствовать философию преподавания, подготовку кадров, план, содержание, методы обучения и подготовку учителей. Необходимо приложить больше усилий для изучения эффективных методов и способов внедрения «зеленого» образования и высококвалифицированного персонала в новых условиях.
Другой китайский исследователь Лу Чен [6] в своем исследовании говорит о том, что ключом к оптимизации и интеграции высшего образования является изучение концепции ресурсосбережения и всестороннее изучение ее внутреннего смысла и внутренней ценности. С целью экономии ресурсов, возможно, эффективно оптимизировать концепцию индустриализации и интеграции ресурсов высшего образования, способствовать интеграции и оптимизации региональных ресурсов индустриализации, формировать тем самым существенное влияние на разнообразие и многоканальность развития ресурсов высшего образования. Исследование ресурсосберегающего развития высшего образования систематически ограждает ресурсы регионального гармоничного духа и гармоничного качества, что способствует интеграции ресурсных элементов для содействия общему развитию высшего образования.
Исследователи из Малайзии, Шала Асади, Аб Разак Че Хуссин, Халина Дахлан провели обзор литературы в период до 2016 года по изучению исследований GreenIT, с целью лучшего понимания зеленой области ИТ. Они отмечают, что текущие исследования охватывают многочисленные темы в рамках зеленых ИТ, в частности инициирование, подходы и стратегии, рамки принятия и преимущества, но при этом другие темы получают недостаточное внимание. Задавая исследовательские вопросы, они помогают ученым определить строгие научные направления для дальнейшего изучения. Результаты их исследования обеспечивают дорожную карту для руководства будущими исследованиями по зеленым ИТ и выделяют направления успешной реализации зеленых ИТ [9].
Манвиндер Сингх [7] из Индии в своей обзорной статье заключает, что зеленые вычисления стремятся уменьшить нежелательное и вредное воздействие компьютеров на окружающую среду путем уменьшения загрязнения воздуха, воды и почвы.
С помощью постоянно растущих исследований в области науки и техники, возможно, преодолеть препятствия. И каждый из нас должен осуществлять небольшие шаги для принятия зеленых вычислительных мер, чтобы сделать нашу окружающую среду возможной для здорового роста.
Изучение тенденций современного образования, а также изучение вопросов применения информационных, в том числе ресурсосберегающих, технологий в образовании позволило выявить следующее противоречие: между необходимостью внедрения в образовательную практику вуза направлений по формированию готовности будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий и недостаточной разработанностью информационно-методического обеспечения данного процесса.
Названные противоречия определяют проблему исследования: определение эффективных способов формирования готовности будущего учителя информатики к применению ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс подготовки учителя информатики в вузе.
Предмет исследования: формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий.
Цель исследования: выявление критериев профессиональной готовности и разработка модели подготовки будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий.
Формирование профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий является важным условием повышения эффективности современного образования. В рамках исследуемой проблемы в качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что применение ресурсосберегающих технологий в педагогической практике будет способствовать более эффективному обеспечению профессионального образования, повышению уровня знаний будущих педагогов, а также увеличению заинтересованности педагогов в использовании информационных ресурсосберегающих технологий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию
ресурсосберегающих технологий и предложить методы обучения на их основе
2. Выявить критерии профессиональной готовности и разработать модель подготовки учителя информатики к применению информационных ресурсосберегающих технологий.
3. Разработать и внедрить дистанционный курс «Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики».
Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические положения, рассматривающие структурные и содержательные вопросы использования современных методов, средств и форм организации обучения
Методы исследования:
— теоретические - анализ действующих нормативных документов, результатов научных исследований;
— эмпирические - эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема формирования профессиональной готовности будущего педагога к применению информационных ресурсосберегающих технологий на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы. Определен механизм использования ресурсосберегающих технологий, раскрыта психолого-педагогическая сущность современных педагогических и ресурсосберегающих технологий и, показана их взаимосвязь в структуре учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: предложены понятие и классификация информационных ресурсосберегающих технологий, проведено исследование новых методов обучения в цифровой среде на основе информационных ресурсосберегающих технологий.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное учебно-методическое обеспечение дистанционного курса «Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики» служит повышению качества знаний и формированию готовности будущих учителей информатики. Сформулированные в работе выводы свидетельствуют о том, что средства дистанционного обучения являются частью ресурсосберегающих технологий и такие средства целесообразно применять в профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования нашли отражение в докладах различных научно - практических конференциях, VI, VII, VIII, 1ХВсероссийских научно - технических конференциях, а также в Словенском журнале «Прикладная информатика». По результатам диссертации опубликовано 5 статей.
Созданный дистанционный курс «Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики» внедрен в образовательный процесс и прошел апробацию на занятиях студентов по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, по профилю «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования по теме работы, выделены объект исследования, предмет, цель, задачи, обозначены новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе работы «Теоретические аспекты формирования готовности будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности» рассматриваются современные образовательные технологии, дается обоснование понятию ресурсосберегающих технологий, их классификация и методы обучения на их основе. Описываются критерии профессиональной готовности будущих учителей информатики к применению информационных ресурсосберегающих технологий.
Во второй главе «Технологии подготовки будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий» создана модель подготовки будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий, разработан, внедрен и апробирован дистанционный курс «Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики».
В заключении проанализированы результаты исследования, сформулированы выводы.
Озеленение приводит к снижению энергопотребления, выбросов углерода и воздействия на окружающую среду, а также снижению затрат для организаций. Конечная цель зеленого это устойчивость и устранение неблагоприятных экологических последствий. Однако, применяя зеленые технологии, должна быть мотивация с точки зрения социальной ответственности. Комбинируя традиционное обучение с зелеными ИТ, возможно, использовать лучшее из того, что может предложить зеленое и управляемое человеком образование, создавая опыт обучения, который идет в ногу с технологиями, и при этом максимально сократить потребление различных ресурсов. Важно помнить роль, которую учитель-человек всегда будет играть в классе. Ведь преподаватели имеют уникальную и личную информацию о прогрессе каждого учащегося, выступают в качестве образца для подражания и местного эксперта, и предоставляют вдохновение так, как не может это сделать технология.
В данной работе проведен анализ литературных источников, научно-исследовательских публикаций, а также обзор государственных образовательных стандартов. Рассмотрены современные методы и технологии обучения и указаны их основные преимущества и недостатки. Это помогает решить какой метод в будущем удобнее использовать в педагогической деятельности.
Предложены методы обучения на основе информационных ресурсосберегающих технологий:
- обучение с применением современных высокотехнологичных средств;
- метод образовательных тренажеров;
- обучение на основе облачных технологий;
- обучение на основе технологий виртуальной реальности;
- метод обучения с использованием зеленых IT;
- обучение с использованием свободного программного обеспечения;
- методы и технологии электронного обучения.
Дано понятие информационным ресурсосберегающим технологиям. Так, под информационными ресурсосберегающими технологиями мы понимаем комплекс организационно - технических мер, мероприятий и средств, направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов.
Выявлены проблемы, связанные с внедрением и организацией обучения с использованием ресурсосберегающих технологий.
Рассмотрены достоинства и недостатки данного подхода в обучении. Основными преимуществами использования ресурсосберегающих технологий в образовательном процессе являются: возможность обучаться независимо от места и времени, доступность преподавателя практически постоянно, контент многократного использования, снижение не только временных затрат, но и финансовых, разнообразие дидактических подходов и др.
Предложена и описана модель подготовки будущих учителей информатики к применению ресурсосберегающих технологий.
Разработан и внедрен дистанционный курс «Европейские тенденции ресурсосбережения в подготовке учителей информатики», как элемент ресурсосберегающей технологии обучения, платформы и сервисы для его разработки. Дистанционный курс - это форма обучения, которая обладает многими возможностями и предоставляет преподавателю удобный педагогический инструментарий для организации образовательного процесса. Данный курс содержит теоретические, практические и контрольно-измерительные материалы.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза дипломной работы подтверждена.
Полученные результаты исследования носят практико-ориентированный характер и в настоящее время используются в процессе обучения студентов направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» профиль подготовки «Информатика и информационные технологии в образовании», могут послужить теоретической и эмпирической базой для дальнейшего изучения и применения ресурсосберегающих технологий в высших учебных заведениях.
1. «Education via the Internet», «Internet Usage in Education», Proceedings UNESCO. Minsk, 2000. - 253 p.
2. Green technologies in identification systems of transport telecommunication networks / Linets G., Mezentseva Ok., Fomin L.// collection of materials of the International Conference on Information and Digital Technologies, IDT 2015 - IEEE 7222973, pp. 215-222.
3. Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
3. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореф. дис. ...д-рапед наук: 13.00.02/ Андреев Александр Алексеевич. - М., 1999. - 17 с.
4. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования./А. А. Андреев// Информационные технологии. -2000.-с. 154-168.
5. Андреева Н. Л., Безручко Б. П., Сурчалова Л. В., Сумина Г. А. Информатика и межпредметные связи/Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы/Н. Л. Андреева, Б. П. Безручко, Л. В. Сурчалова, Г. А. Сумина//Материалы научно-практической конференции. Саратов: ЗАО «Сигма-плюс», 2000.
6. Андреев, А.Л., Троян, Г.М. Основы Интернет- обучения/А. Л. Андреев, Г.М. Троян - М.: 2003.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)/ В. П. Беспалько. - Москва - Воронеж: Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. - 243с.
8. Буханова Н. В. Стандартизация качества электронных курсов в высшем профессиональном образовании (опыт зарубежных стран) / Новые образовательные технологии в вузе [Электронный ресурс]/ Н. В. Буханова - 2014 - Режим доступа: 24755/1/notv-2014- 038.pdf.
9. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - М.: Стандартинформ, 2001. - 6 с.
10. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно¬
коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - М.:
Стандартинформ, 2009. - 6 с.
11. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2013. - 6 с.
12. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2013. - 5 с.
13. ГОСТ 30166-2014 Ресурсосбережение. Основные положения.
14. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / ИИТО ЮНЕСКО,
2013. - 320 стр.
15. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука.
2014. - с. 34-46.
16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. - 105 с.
17. Зеленая ИТ-инженерия. В двух томах. Том 1. Принципы, модели, компоненты / Под ред. Харченко В.С. - Х.: Нац. аэрокосмический ун-т им. Н.Е.Жуковского «ХАИ», 2014. - 594 с.
18. Зеленая IT-инженерия. Том.2 Системы, индустрия, социум. Лекционный материал. Под редакцией B.C. Харченко. - Министерство образования и науки Украины, Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Харьков. - 2014. - 688 с.
19. Канаев, В.И. Дистанционное обучение: Технологические аспекты. М., 2004. - 303 с.
20. Конопко Е. А. Системы дистанционного обучения как элемент ресурсосберегающих технологий. Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. Науч. конф. Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 1/ под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 348 с.
21. Конопко Е. А., Панкратова О. П. Моделирование процесса подготовки будущих учителей информатики к ресурсосберегающей деятельности на основе европейского опыта. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 13, n. 4, p. 134-140, dec. 2017. ISSN 2411-1473.
22. Кусакин М.Ю., Мелетичев В.В. Диагностика подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. - СПб, 2012.
22. Кухаренко В.Н. Использование вебинара в учебном
процессе [Электронный ресурс]/В.Н. Кухаренко// Портал электронного обучения E-learning-by. - 2011. - Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/Ispoljzovanie-
vebinara-v-uchebnom-processe/ELearning.html
23. Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе// Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета - 2017. -№6.-С.84-88.
24. Панкратова О. П. Методические особенности
применения ресурсосберегающих технологий
дистанционного и электронного обучения в вузе. Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. Науч. конф. Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. М. В. Носкова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 336 с.
25. Панкратова О. П., Конопко Е. А. Ресурсосберегающие технологии и зеленые IT: опыт применения в российском и европейском образовании / Модернизация системы непрерывного образования: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции - Махачкала: АЛЕФ, - 2018. - С. 24-27.
26. Пидкасистый, П.И. Тыщенко, О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. - №5. - С. 145-150.
27. Полат Е.С. Петров, А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. - №7. - С. 165-170.
28. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013.
29. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения, рекомендации): учебное пособие/ В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. - М., 2004. - 152 с.
30. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Технологии дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования// Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология - 2014.-№4.-С.192-193.
31. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство/ В. С. Шаров// Библиография. - 2009. - с.19