Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Работа №66817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Генезис воспитательных пространств, создаваемых современной России 7
1.1 Сущность понятия «воспитательное пространство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Особенности формирования открытого воспитательного
пространства 17
1.3 Теоретическое обоснование проектирования открытого
воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 23
Глава 2. Исследование проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 32
2.1 Анализ проектов открытого воспитательного пространства в
условиях сельского поселения 32
2.2 Оценка удовлетворенности участников образовательного
процесса организацией деятельности в открытом воспитательном пространстве дошкольного учреждения 41
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию
проектирования открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения 51
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложения 69

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от с изменениями и дополнениями от 8 августа 2009 г., 10 февраля 2017 г. N 1662-р, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий(33;37).
Сельские регионы всегда играли важную роль не только в системе продовольственной безопасности страны, но и являлись центрами рождения социальных инноваций, духовных преобразований, способствующих динамичному развитию экономики, образования и культуры. Сегодня сельский социум и его население находятся в прямой зависимости от социально - экономических преобразований, происходящих в нашей стране. На селе остаются ограниченными возможности в получении бытовых, медицинских, образовательных и других социальных услуг. Социальная педагогика рассматривает процесс развития, социализации и воспитания личности в системе многофакторных средовых взаимодействий, где объектом является личность, среда, социум. Нельзя сегодня заниматься отдельно детьми, не оказывая воспитательного влияния на взрослых, на семью, не вовлекая их в сам процесс воспитания. Таким образом, возникает острая необходимость построения такого воспитательного пространства, на базе учебных и дошкольных учебных заведений, которое будет помогать населению сельской местности взаимодействовать с социальной средой и менять ее в позитивном направлении. Для воспитательного пространства сельского района характерна небольшая численность населения, что создает сравнительно благоприятные возможности для развития его как единого и целостного, для научно обоснованного этим пространством, для повседневной работы с педагогическими кадрами, направленной на вооружение их достижениями науки, развитие их творчества, на организацию коллективного исследовательского поиска.
Вместе с тем воспитательное пространство сельской местности имеет и свою специфику:
- численность населения в его райцентре обычно бывает небольшой, недостаточной для выделения его выделения в самостоятельную административную единицу, в нем сравнительно немного оказывается и образовательных учреждений;
- его промышленная база оказывается еще меньше, чем в малом городе, являющемся самостоятельной административной единицей, зато в нем оказывается большей роль сельскохозяйственного производства;
- отдаленность селений друг от друга и от райцентра, слабое развитие коммуникаций придает автономность воспитательным пространствам этих селений как микрорайонам, к тому же здесь и более тесные связи между людьми, живущими рядом;
- в структуре образовательной системы сельского района значителен удельный вес начальных, основных, а также малокомплектных средних школ, значительная роль этих школ как культурных центров селений - в силу неразвитости на селе сети учреждений дополнительного образования;
- на селе более широкие возможности для разнообразных контактов воспитанников с природой, для ее использования в воспитании, для привлечения школьников к повседневному труду (40).
Проблемой создания и развития воспитательных пространств на различных этапах занимались такие ученые как, Т.Ф. Борисова,А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, М.В.Корешков, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова,Т.А. Панкова,Ю.П. Сокольников, Е.Ф. Свашинская и другие, в данной работе мы будем ссылаться на их труды(4;8;9;19;23;29;34;41;44).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать что, выбор данной темы исследования обусловлен необходимостью изучения и усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в условиях сельских поселений современной России.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе представлен не только генезис воспитательных пространств, создаваемых в современной России, но и обосновывается необходимость их функционирования как открытых педагогических систем. А также представлен опыт проектирования открытого воспитательного пространства, созданного в одном из крупных сёл белгородчины - в селе Головчино Грайворонского района.
Объект исследования: воспитательное пространство сельского поселения.
Предмет исследования: проектирование открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей усиления воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в сельской местности - на основе проектирования открытого воспитательного пространства. Целью исследования является решение данной проблемы.
Гипотеза исследования: процесс развития открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения в условиях сельского поселения, возможно, повысить при следующих условиях:
- интеграции потенциала дошкольного учреждения, семьи ребенка и социо-культурной сферы, а также системы их взаимодействий, направленных на повышение его воспитательных возможностей;
-системообразующим фактором может быть проектирование взаимодействия образовательного учреждения, социо-культурной сферы, семьи;
- степень развития и продуктивности открытого воспитательного пространства дошкольного учреждения определяется степенью удовлетворенности участников образовательного процесса, его организацией и повышением качества дошкольного образования.
Задачи:
1. Исследовать генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательное пространство». Показать особенности формирования открытого воспитательного пространства. Обосновать проектирование открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
3. Провести анализ проектов открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения. Оценить удовлетворенность участников образовательного процесса организацией деятельности в открытом пространстве. Разработать рекомендации по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения.
Методы исследования теоретические: анализ современной педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, метод проектов.
База исследования: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области в структуру, которой передан детский сад «Берёзка».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе настоящего исследования мы пришли к выводу, что в новых социально-педагогических условиях крайне необходимо не просто создать воспитательное или образовательное пространство (в том числе и в городских, и сельских условиях их функционирования), но и сделать их доступными, свободными, как по определению, данном в словаре русского языка С.И. Ожегова, «кем то уже открытое». Но необходимо открыть существующее закрытое пространство.
Совершить открытие в пределах имеющегося пространства (например, дошкольного образовательного учреждения в сельской местности). То есть создать новое (инновация - новшество, нововведение). Создать новые условия для функционирующего в обычном режиме детсада. Такие условия должны быть, как уже было сказано в первой главе, не только необходимыми (в обычном понимании - база, кадры, управление учебно-воспитательным процессом), но и достаточными. Достаточными для введения того самого нового.
Задача: раскрыть потенциал дошкольного образовательного учреждения. На основании подробного анализа ранее полученных результатов проектно-исследовательской деятельности базовой школы и самой образовательной организации дошкольного образования. Для этого будут нужны:
1) новый проект по созданию открытого воспитательного (или образовательного пространства (как показатель перевода в режим развития - по Т.И. Шамовой);
2) воодушевляющее управление (по А.С. Макаренко);
3) создание единого воспитательного пространства (как предтечи открытого воспитательного пространства) (по Ю.П. Сокольникову), по- настоящему открытого для инноваций для всестороннего развития ребёнка. Открытого - значит доступного для всех желающих (в значении «открытое» - значит «доступное»).
Наше исследование позволило выявить важную особенность при организации открытого образовательного пространства в сельской местности. Благодаря созданию необходимых и достаточных условий для разностороннего развития детей:
- появились благоприятные возможности для интеграции педагогических средств, для стирания явных граней при проведения работы с ребенком как внутри, так и за пределами дошкольного образовательного учреждения (с использованием старых связей школы с углубленным изучением отдельных предметов с социальными партнёрами и новых, установленных руководством школы и дошкольных групп в открытом воспитательном пространстве образовательной организации нового типа);
- формы и методы организации образовательной деятельности воспитанников стали более разнообразными - благодаря использованию материальной базы партнёров по воспитанию и других материальных ресурсов, а также их кадрового потенциала;
- снята излишняя напряженность и заорганизованность, образовательная среда ребенка стала более естественной и комфортной;
- появилась возможность быстро, оперативно перестраивать учебный процесс под его потребности и возможности, обеспечивая успешность образовательной деятельности детей.
Кроме того, у педагогов дошкольного образовательного учреждения появилась уверенность в завтрашнем дне: они с оптимизмом восприняли новые проекты по созданию открытого воспитательного пространства в крупном сельском поселении Головчино Грайворонского района. Проектирование стало неотъемлемой частью их собственных (авторских) образовательных программ.
Как показали результаты анкетирования родителей, они также считают, что работа в условиях открытого образовательного пространства положительно скажется на развитии воспитанников (80% от числа опрошенных).
А теперь, когда группы детского сада вошли в состав школы, головчинские педагоги реализуют новые открывшиеся возможности - уже на уровне дошкольного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами:
1. Исследован генезис воспитательных пространств, создаваемых в целях усиления содержания воспитательной работы с подрастающими поколениями, проживающими в различных территориях современной России.
2. Раскрыта сущность понятия «воспитательное пространство».
Показаны особенности формирования открытого воспитательного пространства, изучена организация открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения региона (изучены социальные связи с социальными партнерами; выявлено наличие программ, проектов базовой школы с углубленным изучением отдельных предметов и дошкольных групп, осуществлён их анализ; изучена удовлетворенность родителей и педагогов открытым пространством, организацией социального партнерства: путём анкетирования педагогов и родителей).
3. Обоснована необходимость реализации метода проектов в организации воспитательной работы с подрастающими поколениями. Изучен ход экспериментальной работы по проектированию открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения и подтверждена его необходимость. В контексте настоящего исследования следует отметить, что в течение 2012 - 2015 гг. здесь успешно реализована программа эксперимента по теме: «Проектная деятельность как форма индивидуального сопровождения обучающегося в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в школе с углубленным изучением отдельных предметов ».
Нами разработаны рекомендации теперь уже по проектированию открытого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского поселения. Цель работы достигнута.



1. Алексеев Р.А. Семья в системе воспитания ценностных ориентаций и социализации личности [Текст] / Р.А. Алексеев, А.Б. Потапова, В. ВРыжов // Казанский педагогический журнал.- 2016. - № 1. - С. 114.
2. Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство [Текст] / З.И. Батюкова //Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 98 - 102.
3. Березина В.А. К вопросу о взаимодействии системы образования с детскими общественными объединениями и организациями: Тенденция развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии [Текст] / В.А Березина. - Челябинск, 2003. - С. 46-50.
4. Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дисс. канд. пед. наук[Текст] / Т.Ф. Борисова. - М.,1999. - С. 204.
5. Бондырева С.К. Единое образовательное пространство СНГ как объект интегративных и дифференцирующих процессов в современном мире [Текст] / С.К. Бондырева //Мир психологии. - 1999. - № 4. - С. 138 - 145.
6. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания[Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4.- С. 29 - 36.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - С.25.
8. Гаврилин А.В. Воспитательное пространство сельского района как поле диалога субъектов воспитания: Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа [Текст] / А.В. Гаврилин под ред. Л.И. Новиковой. - М., 2000.-С.31-39.
9. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход: Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. Статей [Текст] / Д.В. Григорьев. - Пермь, 2001.- С. 77-88.
10. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового
образовательного пространства [Текст] / В.И. Гинецинский // Педагогика. -1997. № 3. - С. 10- 15.
11. Гукаленко, О. В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития [Текст] / О. В. Гукаленко // Педагогика. - 2007. - № 2. - С.11.
12. Данюшенков В. С., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве [Текст] / В. С. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика.- 2004.- №9.- С. 2.
13. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика [Текст] / И.Д. Демакова. - М.: Новый учебник, 2003.- С. 256.
14. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России[Текст] / Э.Д. Днепров. - М., 1994.-С. 241.
15. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- С.176.
16. Епанчинцева Н.Д. Рабочая программа по реализации примерной «сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы[Текст] / под редакцией Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Моисеенко. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА».- 2008.
17. Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе[Текст] / Т. М. Ковалева// Проблемы современного образования. - 2010. -№ 4. - С.1-2.
18. Костенко С.В. Преемственность дошкольных групп и начальной школы с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт: автореф. дис. [Текст] /С.В. Костенко - Белгород, 2016. - С. 23.
19. Корешков М. В Воспитательное пространство малого города. [Текст] / Под ред. А. В. Гаврилина, М. В. Корешкова. - Владимир: «Владимирская школа».- 1999.-С.124.
20. Князева О.Л. Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [Текст] / О.Л. Князева - Белгород: Изд. - во БелГУ, 2004. - С. 32.
21. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования [Текст] / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. - 1995. № 2. - С. 67 - 102.
22. Лиферов А.Л. Глобальное образование — путь к интеграции мирового образовательного пространства/ А.Л. Лиферов. - М.: Педагогический поиск, 1997.-С. 107.
23. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Современные
гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. Статей[Текст] / Ю.С. Мануйлов. - Пермь, 2001.- С. 57-77
24. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности[Текст] / А.С.
Макаренко - М.: Педагогика, 1972.- С.136-137.
25. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для пед вузов[Текст] / А.В. Мудрик под ред. В.А. Сластенина. -2-е изд. Испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.- С.190-192.
26. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»: портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http// golovchinos.ucoz.ru. Дата обращения: 22.03.2017.
27. Муниципальное образование - Головчинское сельское поселение: портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//.golovchino.ru. Дата обращения: 15.03.2017.
28. Мясников В.А., Бондырева С.К. Социально-педагогические предпосылки формирования единого образовательного пространства стран СНГ [Текст] / В.А Мясников, С.К. Бондырева //Магистр. № 6. - 1999. - С. 73 - 83.
29. Новикова Л.И. Воспитательное пространство как открытая система [Текст] /Л.И. Новикова., M.B. Соколовский//Общественные науки и современность. -1998.-№1.- С.140-143.
30. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.-С - 175 с.
31. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка[Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- Издательство: ИТИ Технологии, 2008.- С. 270.
32. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
33. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. N 1662-р. [Текст] /Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. - Москва, 17 ноября 2008 .
34. Панкова, Т.А. Реализация социально-педагогического подхода в конструировании школьного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук[Текст] / Т.А. Панкова. Оренбургский госпедуниверситет. - Оренбург.- 2004. - С. -42.
35. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. [Текст] / В. М. Полонский //. М.: Педагогика. - 1997. - С. 144.
36. Понеделко Н.П., Становление личности школьника: индивидуальное сопровождение : учеб. - метод. Пособие[Текст] / Н.П. Понеделко, В.Л. Холод, М.В. Мотайло. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - С. 35-48.
37. Российская Федерация. Президент (2008-2012; Д.А. Медведев) Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», N 120 [Текст] // Российская газета. - 30 января. - 2010.
38. Российская Федерация. Государственная Дума. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Текст]. - [Офиц. изд.].- Москва: ЭКСМО, 2016. - 860 с.
39. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Основы психологической антропологии: учеб. пособие для вузов[Текст] / В.И. Слободчиков, Н.А. Исаев.- М., 2000.-С. 281.
40. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств[Текст] / Ю.П. Сокольников. - Издательство Белгородского государственного университета, 1998.-С.8-14.
41. Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности [Текст] / Ю.П. Сокольников // М. - Белгород. АПСН, ассоциация «Воспитание», БелГУ; - 1997.-С.30.
42. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Сокольников // Москва - БелГУ.- 2000.-С.- 145.
43. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном
пространстве: Современные концепции воспитания[Текст] / Н.Л.
Селиванова материалы конференции. - Ярославль, 2000. - [Электронный документ].
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&i d=1191501007&archive=&start_from=&ucat=& (Дата обращения
21.02.2017).
44. Свашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Текст] / Е.Ф. Свашинская.- Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.-С.15-16.
45. Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов[Текст] / Т.Б. Сергеева.- Ставрополь: изд-во СтГМА 2009. С.18-19.
46. Холод В.Л. Единое воспитательной пространство сельского района как фактор формирования подрастающих поколений [Текст] / В. Л. Холод. - Белгород: Изд. - во БелГУ, 2004. - С. 128.
47. Холод В.Л. О микросреды - к воспитательному пространству региона в
формировании нравственной устойчивости подрастающих
поколений[Текст] / В.Л. Холод // Проблемы воспитания нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям среды : материалы регион. науч. - практ. конф., посвящ. памяти доктора пед. наук, почетного проф. БелГУ И.П. Прокопьева, Белгород, 16 нояб. 2006 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред.: Е.В. Головко, Т.М. Стручаева. - Белгород, 2006. - С. 25-28.
48. Холод, А.В. Социальная безопасность воспитательного пространства региона [Текст] / А.В. Холод // Учеб.пособие. - Белгород: Изд. - во БелГУ, 2004.-С. 128.
49. Холод В.Л. Системная работа дошкольного образовательного учреждения как открытого воспитательного пространства в условиях сельского поселения [Текст] / Холод В.Л., Краснокутский Н.В., Гайдидей А.Н.// Московский психо-социальный университет XI Межвузовская научно-практическая конференция «Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты» г. Москва, 18 апреля 2017 года. В печати.
50. Фрумин И.Д. Коллективное и индивидуальное в постановке
педагогических задач на примере рефлексивного подхода[Текст] / Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации / И.Д. Фрумин, В.В. Башев. - Томск, 2000. - С.40-47.
51. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования[Текст] / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова.- М.: ЦГЛ, 2003.- с.¬199.
52. Шипова А. В. Феномен воспитательного пространства в современной образовательной парадигме [Текст] / А. В. Шипова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 93-96.
53.Эльконин Д.Б. Психическое развитие детских возрастах: Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин под ред. Д.И. Фельдштейна:3-е изд.-М.: Московский психолого - социальный институт, Воронеж: НПО « МОДЭК» ,2001.-С.153.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ