Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ
ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Детская инициатива: структура и содержание понятия 6
1.2. Особенности организации специфических для дошкольников видов деятельности в разновозрастной группе 18
1.3. Специфика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в малокомплектном сельском детском саду 27
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В
РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО
ДЕТСКОГО САДА 34
2.1. Изучение уровня сформированности инициативности дошкольников 34
2.2. Содержание работы по развитию детской
инициативности в разновозрастной группе сельского детского сада 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
На современном этапе своего развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственно- волевые компоненты в содержании образования. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в образовательных учреждениях, одним из которых является инициативность. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В последнее время в силу разных причин наметилась тенденция роста числа разновозрастных групп преимущественно в сельских детских садах. В связи с этим «спрос» на разновозрастные группы обуславливает усиление интереса педагогов к многообразным проблемам разновозрастной группы.
В Федеральном законе №273- ФЗ (41) и Концепции развития образования РФ до 2020 г (21),указывается, что для современного этапа развития общества характерна потребность в инициативных, социально адаптированных, самоопределяющихся, способных к саморазвитию и созидательной молодых людях. Таким образом, развитие способности детей к проявлению инициативы является приоритетным для российского образования. Дошкольный возраст является периодом активного формирования инициативности ребенка. Инициатива детей в этом возрасте находит выход в различных играх и физической активности, специфических для дошкольника. В связи с тем, что сензитивный для формирования инициативы период приходится на дошкольное детство, дошкольные учреждения должны осуществлять деятельность по развитию детской инициативы.
Проблема исследования: каковы особенности развития детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития инициативы у ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать структуру и содержание понятия детская инициатива;
2) выяснить особенности организации деятельности разновозрастной группы сельского детского сада;
3) рассмотреть специфику реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в малокомплектном сельском детском саду;
4) провести диагностику особенностей развития инициативности дошкольников и обобщить результаты исследования;
5) раскрыть содержание работы по развитию детской инициативности в разновозрастной группе сельского детского сада.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: особенностями развития детской инициативы в разновозрастной группе сельского детского сада являются:
1) активное развертывание несколько связанных по смыслу игровых действий (креативный компонент),
2) поглощенность процессом, прекращение работы, как только появляются отвлекающие моменты (волевой компонент) ;
3) положительная включенность в коммуникативную деятельность (коммуникативный компонент) ;
4) проявление интереса к новым предметам, практическое обнаружение их возможностей; многократное воспроизведение действия (когнитивный компонент).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение МБОУ» Ивано-Лисичанская СОШ» дошкольная группа «Малыш» Белгородская область, Грайворонский район, с. Ивановская - Лисица.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы И ПРИЛОЖЕНИЯ.
Инициативность проявляется как осознанное и решительное желание что- то начать (преобразовать) и является устойчивым свойством личности.
Структура инициативности представлена когнитивным,
интеллектуальным, мотивационным, волевым, эмоциональным,
поведенческим, деятельностным, рефлексивно-оценочным компонентом. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития инициативности.
Организация в ДОУ разновозрастных групп оказывает положительное влияние на возрастное и личностное развитие дошкольников, приобретение ими опыта игрового, социального взаимодействия, естественного речевого, интеллектуального развития. Разница в возрасте выступает одним из условий, потенциальной возможностью, которая может реализоваться, а может иметь и отрицательные последствия.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в малокомплектном детском саду связаны с разновозрастным составом детей в группе и направлены на создание предметно - развивающей среды, способствующей социализации личности ребенка, преемственности со школьным обучением, становление базовых характеристик личности каждого ребёнка.
Для дошкольников разновозрастной группы характерно преобладание самого низкого уровня сформированности инициативы (творческой, инициативы как целеполагания и волевого усилия, коммуникативной, познавательной). У большинства дошкольников уровень инициативы соответствует более младшему возрасту.
Создание развивающей предметно - пространственной среды в разновозрастной группе сельского детского сада, способствует развитию детской инициативности, задействовать сельский социум, использовать ресурсы разновозрастного общения, подбор игр организовать деятельность.
• Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
• Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
• Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи в 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 237 с.
• Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся М.: Академия,2006.- 336 с.
• Бим- Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.:
Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
• БогоявленскаяД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. - 172 с.
• Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2.
• Букатова В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.:
Просвещение, 1997.- 135 с.
• Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.- СПб.: Нева, 2002.- 96 с.
• Бутенко С.Н. Формирование личности дошкольника Омск: Изд-во ОмГУ,
2004. - 68 с.
• Вилкова Н.Н., Зейналова Л.Н. Планирование работы психолога по сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. - С.8 - 21:
• Гербова В.В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2014- 256 с.
• Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников- подростков: дис. канд. пед. наук. - М., 1962. - 261 с.
• Давидчук А.Н. Обучение и игра, М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 210 с.
• Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей psychlib.ru>mgppu/DorPI/DPI-001 .HTM
• Елисеева З.Н. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.
• Ершов П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя.- СПб.: Нева, 2004.- 196 с.
• Ершова А.П. Театральные подмостки школьной дидактики.- М.: Просвещение, 2003.- 125 с.
• Зорькина Н.В. Инициативность личности как педагогическая проблема.- //Вестник ЛОИРО 2010, № 4.- С.73-75.
• Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
• Концепция развития образования РФ до 2020 г.
http://edu.mari.ru/ou respub/sh14/commondocs
• Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - М.: ПИ РАО, 2013. - 152 с.
• КравцоваЕ.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1996. - с. 34-46.
• Крулех М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
• Макеева Т.А. Совершенствование организации и руководства трудовой деятельности в детском саду- М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 200 с.
• Малокомплектный детский сад: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Васильевой М.А. - М.: Просвещение, 1988. - 271с.
• Матюшин А.М. - М.: Просвещение Рабочая концепция одаренности, 1998г.
• Мерлин В.С. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 2. Пермь: ПСИ, 2006.-192 с.
• Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 96 с.
• Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - Москва: Просвещение, 2012. -296 с.
• Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в системе образования в условиях реализации ФГОС /Драганова О.А., М.И. Калараш, И.В. Климова. - Липецк: ЛИРО, 2014. - 68с.
• Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошкольного воспитания в сельской местности/ Поздняк Л.В., Бондаренко А.К., Дружинина Л.В./ под ред. Курбатовой Р.А. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
• Педагогический словарь/ под ред. Шабанова Н.К. - М.: Академический проект, 2005.- 496.
• Погонина Е.А. Психологические особенности инициативы старших школьников в общественной деятельности и условия ее развития: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01 - Брянск, 2007. - 18 с.
• Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2004- 198 с.
• Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Состояние игровой деятельности современных дошкольников //Психологическая наука и образование.
2005. №2. - C. 76-86.
• Смирнова Н.В. К вопросу о развитии инициативы у детей дошкольного
BOЗраCTаhttp://rcokio-chel.ru/pics/uploads/materialy-soveshchaniy/Semenova%2017.04.14.pdf
• Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков /Под ред. Циркина С.Ю.- Спб.: Питер , 2004. — 896 с.
• Степашов Н.С. Творческая инициатива в системе обучения.- М.: Общество Знание, 1990. - 41с.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) base.garant.ru
• Хрестоматия по психологии Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 305 с.
• Цукерман Г.А. Учебная задача — точка роста поисковой активности. М.: Просвещение, 2005.
• Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности [Текст] / Е. А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф.— Уфа: Лето, 2012.
• Щур В.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов-на- Дону, 2006.
• Энциклопедический словарь http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html
• Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Фонд Университетская книга, 2013.- 334 с.
• Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.- М.: Просвещение, 1992.- 128 с.