НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры 8
1.1. Педагогические основы нравственно-эстетического воспитания
личности 8
1.2. Особенности нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 16
1.3. Народная художественная культура как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры 29
2.1. Диагностика нравственно-эстетической воспитанности
младших школьников 29
2.2. Методика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников средствами народной художественной
культуры 39
2.3. Динамика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры 8
1.1. Педагогические основы нравственно-эстетического воспитания
личности 8
1.2. Особенности нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 16
1.3. Народная художественная культура как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры 29
2.1. Диагностика нравственно-эстетической воспитанности
младших школьников 29
2.2. Методика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников средствами народной художественной
культуры 39
2.3. Динамика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
В настоящее время помимо положительных и важных перемен, которые произошли в России до настоящего момента, в процессе развития страны возникли и имели место негативные влияния, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность, становление гражданской идентичности, а также на духовную сферу личности. Копирование западных форм жизни, которое осуществляется через насаждение моделей поведения через средства массовой информации, интернет, телевидение, отсутствие единой идеологической системы привели к эрозии ряда важных моральных и эстетических норм и ценностных установок.
Вслед за А.И. Данилюком, В.А. Кондаковым, А.М. Тишковым, которые в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (Концепция) обосновали наиболее значимые проблемы современного общества, мы считаем, что главной причиной вышеназванных явлений является неактуализированная система общенациональных ценностей и приоритетов, отсутствие четких представлений о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего (Данилюк, 2013, с. 9). Необходимо искать пути решения возникшей на сегодняшний день проблемы. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Главной целью процесса воспитания является формирование базовой культуры личности. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование основ мировоззрения школьников, под которым понимается целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир.
Вопросы нравственно-эстетического воспитания личности нашли отражение в работах ученых и методистов К.В. Гавриловец, И.П. Ильинской, М.С. Кагана, И.И. Казимирская, Б.Т, Лихачева, Э.И. Медведь, Л.П. Печко, Е.Л. Правник, В.А. Разумного, А.В.Репринцева, Л.Х. Салимовой, А.В. Тутолмина, А.С. Харина и др., которые сформулировали сущность и содержание нравственно-эстетического воспитания личности; предложили модели, методы, приемы, направленные на нравственно-эстетическое воспитание личности. Нравственно-эстетическая составляющая процесса воспитания, по нашему мнению, является приоритетной в плане духовного воспитания личности, так как в нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, красота регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру. Этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т.е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей - добра и красоты.
Формирование моральных установок, ценностных ориентиров, как этических, так и эстетических не происходит стихийно. В основу положена кропотливая, целенаправленная работа, необходим воспитательный идеал, характерный для данного этнического сообщества. Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Поэтому необходимо обратиться к истокам развития культуры, к изучению опыта, накопленного человечеством. Это находит отражение в народной художественной культуре (НХК), которая содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Нравственно-эстетические идеалы, созданные на разных исторических этапах, выступают образцом поведения, регулятором общественных отношений.
Опираясь на исследования психологов, необходимо отметить, начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте (Арзямова, 2000, с. 28-33).
Анализ теоретических источников показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании. Исследования Т.И. Баклановой, М.С. Жирова, И.П. Ильинской и др. подтверждают, что в последнее время изменились восприятие жизни и система моральных и эстетических ценностей. Есть мнение, что современная картина мира характеризуется возникновением новых форм и идеалов, выступающих в качестве ценностных смыслов. На этом фоне образуются новые целостные системы, новые подходы к жизни и культуре. Данные факты доказывают необходимость разработки программы, направленной на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами НХК.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего
исследования.
Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников.
Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Гипотеза исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников средствами народной художественной культуры будет эффективным, если:
• обеспечить эстетически насыщенное элементами народной художественной культуры образовательное пространство;
• стимулировать интерес учащихся к изучению народной художественной культуры;
• в педагогическом процессе осуществлять учет всех компонентов нравственно-эстетической воспитанности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени её разработанности в психологической и педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности нравственно-эстетического
воспитания личности в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать народную художественную культуру как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников в учебно¬воспитательном процессе.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические задания); педагогический эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиборовская начальная школа-детский сад» Шебекинского района Белгородской области, 3 «А» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования. Определены методы исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры: анализируются педагогические основы
нравственно-эстетического воспитания личности; выявлены возрастные особенности нравственно-эстетического воспитания младших школьников; обосновывается эффективность народной художественной культуры как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры: диагностика нравственно-эстетической воспитанности младших школьников; методика формирования нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами народной художественной культуры; динамика нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 53 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы.
Вслед за А.И. Данилюком, В.А. Кондаковым, А.М. Тишковым, которые в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (Концепция) обосновали наиболее значимые проблемы современного общества, мы считаем, что главной причиной вышеназванных явлений является неактуализированная система общенациональных ценностей и приоритетов, отсутствие четких представлений о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего (Данилюк, 2013, с. 9). Необходимо искать пути решения возникшей на сегодняшний день проблемы. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Главной целью процесса воспитания является формирование базовой культуры личности. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование основ мировоззрения школьников, под которым понимается целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир.
Вопросы нравственно-эстетического воспитания личности нашли отражение в работах ученых и методистов К.В. Гавриловец, И.П. Ильинской, М.С. Кагана, И.И. Казимирская, Б.Т, Лихачева, Э.И. Медведь, Л.П. Печко, Е.Л. Правник, В.А. Разумного, А.В.Репринцева, Л.Х. Салимовой, А.В. Тутолмина, А.С. Харина и др., которые сформулировали сущность и содержание нравственно-эстетического воспитания личности; предложили модели, методы, приемы, направленные на нравственно-эстетическое воспитание личности. Нравственно-эстетическая составляющая процесса воспитания, по нашему мнению, является приоритетной в плане духовного воспитания личности, так как в нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, красота регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру. Этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т.е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей - добра и красоты.
Формирование моральных установок, ценностных ориентиров, как этических, так и эстетических не происходит стихийно. В основу положена кропотливая, целенаправленная работа, необходим воспитательный идеал, характерный для данного этнического сообщества. Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Поэтому необходимо обратиться к истокам развития культуры, к изучению опыта, накопленного человечеством. Это находит отражение в народной художественной культуре (НХК), которая содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Нравственно-эстетические идеалы, созданные на разных исторических этапах, выступают образцом поведения, регулятором общественных отношений.
Опираясь на исследования психологов, необходимо отметить, начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте (Арзямова, 2000, с. 28-33).
Анализ теоретических источников показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании. Исследования Т.И. Баклановой, М.С. Жирова, И.П. Ильинской и др. подтверждают, что в последнее время изменились восприятие жизни и система моральных и эстетических ценностей. Есть мнение, что современная картина мира характеризуется возникновением новых форм и идеалов, выступающих в качестве ценностных смыслов. На этом фоне образуются новые целостные системы, новые подходы к жизни и культуре. Данные факты доказывают необходимость разработки программы, направленной на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами НХК.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего
исследования.
Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников.
Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Гипотеза исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников средствами народной художественной культуры будет эффективным, если:
• обеспечить эстетически насыщенное элементами народной художественной культуры образовательное пространство;
• стимулировать интерес учащихся к изучению народной художественной культуры;
• в педагогическом процессе осуществлять учет всех компонентов нравственно-эстетической воспитанности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени её разработанности в психологической и педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности нравственно-эстетического
воспитания личности в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать народную художественную культуру как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников в учебно¬воспитательном процессе.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические задания); педагогический эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиборовская начальная школа-детский сад» Шебекинского района Белгородской области, 3 «А» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования. Определены методы исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры: анализируются педагогические основы
нравственно-эстетического воспитания личности; выявлены возрастные особенности нравственно-эстетического воспитания младших школьников; обосновывается эффективность народной художественной культуры как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры: диагностика нравственно-эстетической воспитанности младших школьников; методика формирования нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами народной художественной культуры; динамика нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 53 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта показали, что проблема нравственно-эстетического воспитания младших школьников является актуальной и значимой в современной школе. Падение прежних и отсутствие новых идеалогических норм, отсутствие разработанной системы приобщения младших школьников к культурному прошлому своего народа затрудняет процесс нравственно-эстетического воспитания. Поэтому необходимо искать новые пути, которые будут способствовать получению знаний младшими школьниками об основах народной художественной культуры, формированию эмоционально-чувственного отношения к действительности, проявлению добротворческого поведения младшими школьниками.
Исходя из вышесказанного, в процессе исследования мы выделили особенности нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, охарактеризовали средства народной художественной культуры в формировании нравственно-эстетической воспитанности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В практической части нашего исследовании мы разработали программу внеурочной деятельности «Тропинка в прошлое» на основе народной художественной культуры, направленную на знакомство младших школьников с достижениями общечеловеческой культуры, с нравственными и эстетическими ценностями русского народа: трудолюбием, милосердием, любовью к природе, родной земле, стремлением к красоте и др.
В проведенном исследовании выявили и экспериментально апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
В ходе исследования мы убедились, что обращение к этнокультурным традициям выступает действенным средством, способствующим повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников. Кроме этого, создание эстетически насыщенного образовательного пространства элементами народной художественной культуры; стимулирование учащихся к изучению народной художественной культуры; учет когнитивного, эмоционально-чуственного, поведенческого компонентов выступают необходимыми условиями нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры. Данные положения и опытно-экспериментальная работа позволили убедиться в подтверждении положений выдвинутой гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Материалы, представленные в работе, рекомендованы к использованию учителям в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
Исходя из вышесказанного, в процессе исследования мы выделили особенности нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, охарактеризовали средства народной художественной культуры в формировании нравственно-эстетической воспитанности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В практической части нашего исследовании мы разработали программу внеурочной деятельности «Тропинка в прошлое» на основе народной художественной культуры, направленную на знакомство младших школьников с достижениями общечеловеческой культуры, с нравственными и эстетическими ценностями русского народа: трудолюбием, милосердием, любовью к природе, родной земле, стремлением к красоте и др.
В проведенном исследовании выявили и экспериментально апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
В ходе исследования мы убедились, что обращение к этнокультурным традициям выступает действенным средством, способствующим повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников. Кроме этого, создание эстетически насыщенного образовательного пространства элементами народной художественной культуры; стимулирование учащихся к изучению народной художественной культуры; учет когнитивного, эмоционально-чуственного, поведенческого компонентов выступают необходимыми условиями нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры. Данные положения и опытно-экспериментальная работа позволили убедиться в подтверждении положений выдвинутой гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Материалы, представленные в работе, рекомендованы к использованию учителям в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
Подобные работы
- НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МЯГКОЙ ИГРУШКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



