Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры 8
1.1. Педагогические основы нравственно-эстетического воспитания
личности 8
1.2. Особенности нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 16
1.3. Народная художественная культура как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры 29
2.1. Диагностика нравственно-эстетической воспитанности
младших школьников 29
2.2. Методика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников средствами народной художественной
культуры 39
2.3. Динамика нравственно-эстетического воспитания младших
школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
В настоящее время помимо положительных и важных перемен, которые произошли в России до настоящего момента, в процессе развития страны возникли и имели место негативные влияния, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность, становление гражданской идентичности, а также на духовную сферу личности. Копирование западных форм жизни, которое осуществляется через насаждение моделей поведения через средства массовой информации, интернет, телевидение, отсутствие единой идеологической системы привели к эрозии ряда важных моральных и эстетических норм и ценностных установок.
Вслед за А.И. Данилюком, В.А. Кондаковым, А.М. Тишковым, которые в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (Концепция) обосновали наиболее значимые проблемы современного общества, мы считаем, что главной причиной вышеназванных явлений является неактуализированная система общенациональных ценностей и приоритетов, отсутствие четких представлений о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего (Данилюк, 2013, с. 9). Необходимо искать пути решения возникшей на сегодняшний день проблемы. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Главной целью процесса воспитания является формирование базовой культуры личности. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование основ мировоззрения школьников, под которым понимается целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир.
Вопросы нравственно-эстетического воспитания личности нашли отражение в работах ученых и методистов К.В. Гавриловец, И.П. Ильинской, М.С. Кагана, И.И. Казимирская, Б.Т, Лихачева, Э.И. Медведь, Л.П. Печко, Е.Л. Правник, В.А. Разумного, А.В.Репринцева, Л.Х. Салимовой, А.В. Тутолмина, А.С. Харина и др., которые сформулировали сущность и содержание нравственно-эстетического воспитания личности; предложили модели, методы, приемы, направленные на нравственно-эстетическое воспитание личности. Нравственно-эстетическая составляющая процесса воспитания, по нашему мнению, является приоритетной в плане духовного воспитания личности, так как в нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, красота регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру. Этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т.е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей - добра и красоты.
Формирование моральных установок, ценностных ориентиров, как этических, так и эстетических не происходит стихийно. В основу положена кропотливая, целенаправленная работа, необходим воспитательный идеал, характерный для данного этнического сообщества. Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Поэтому необходимо обратиться к истокам развития культуры, к изучению опыта, накопленного человечеством. Это находит отражение в народной художественной культуре (НХК), которая содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Нравственно-эстетические идеалы, созданные на разных исторических этапах, выступают образцом поведения, регулятором общественных отношений.
Опираясь на исследования психологов, необходимо отметить, начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте (Арзямова, 2000, с. 28-33).
Анализ теоретических источников показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании. Исследования Т.И. Баклановой, М.С. Жирова, И.П. Ильинской и др. подтверждают, что в последнее время изменились восприятие жизни и система моральных и эстетических ценностей. Есть мнение, что современная картина мира характеризуется возникновением новых форм и идеалов, выступающих в качестве ценностных смыслов. На этом фоне образуются новые целостные системы, новые подходы к жизни и культуре. Данные факты доказывают необходимость разработки программы, направленной на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами НХК.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего
исследования.
Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников.
Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Гипотеза исследования: нравственно-эстетическое воспитание
младших школьников средствами народной художественной культуры будет эффективным, если:
• обеспечить эстетически насыщенное элементами народной художественной культуры образовательное пространство;
• стимулировать интерес учащихся к изучению народной художественной культуры;
• в педагогическом процессе осуществлять учет всех компонентов нравственно-эстетической воспитанности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени её разработанности в психологической и педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности нравственно-эстетического
воспитания личности в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать народную художественную культуру как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников в учебно¬воспитательном процессе.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические задания); педагогический эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиборовская начальная школа-детский сад» Шебекинского района Белгородской области, 3 «А» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования. Определены методы исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры: анализируются педагогические основы
нравственно-эстетического воспитания личности; выявлены возрастные особенности нравственно-эстетического воспитания младших школьников; обосновывается эффективность народной художественной культуры как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народной художественной культуры: диагностика нравственно-эстетической воспитанности младших школьников; методика формирования нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами народной художественной культуры; динамика нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 53 источника.
В приложении представлены диагностические и методические материалы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта показали, что проблема нравственно-эстетического воспитания младших школьников является актуальной и значимой в современной школе. Падение прежних и отсутствие новых идеалогических норм, отсутствие разработанной системы приобщения младших школьников к культурному прошлому своего народа затрудняет процесс нравственно-эстетического воспитания. Поэтому необходимо искать новые пути, которые будут способствовать получению знаний младшими школьниками об основах народной художественной культуры, формированию эмоционально-чувственного отношения к действительности, проявлению добротворческого поведения младшими школьниками.
Исходя из вышесказанного, в процессе исследования мы выделили особенности нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, охарактеризовали средства народной художественной культуры в формировании нравственно-эстетической воспитанности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В практической части нашего исследовании мы разработали программу внеурочной деятельности «Тропинка в прошлое» на основе народной художественной культуры, направленную на знакомство младших школьников с достижениями общечеловеческой культуры, с нравственными и эстетическими ценностями русского народа: трудолюбием, милосердием, любовью к природе, родной земле, стремлением к красоте и др.
В проведенном исследовании выявили и экспериментально апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
В ходе исследования мы убедились, что обращение к этнокультурным традициям выступает действенным средством, способствующим повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников. Кроме этого, создание эстетически насыщенного образовательного пространства элементами народной художественной культуры; стимулирование учащихся к изучению народной художественной культуры; учет когнитивного, эмоционально-чуственного, поведенческого компонентов выступают необходимыми условиями нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры. Данные положения и опытно-экспериментальная работа позволили убедиться в подтверждении положений выдвинутой гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народной художественной культуры.
Материалы, представленные в работе, рекомендованы к использованию учителям в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
1. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и её эстетический аспект / Г.В. Арзямова // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 2000. - С. 28-33.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.:
Просвещение, 1999. - 378 с.
3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакаланова. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
4. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: учебно-методическое пособие. / Т.А. Барышева. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.6-13.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.
6. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. - 176 с.
7. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности.
Основные задачи нравственного воспитания / К.Н. Вентцель. - М.:
Искусство, 2001. - 233 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
9. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание
школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. - Минск: Салвиа, 1988. - 156 с.
10. Гёффдинг Г. Этика, или наука о нравственности. Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям / Г. Гёффдинг. Изд. 3-е. - М: Издательство ЛКИ, 2012. - 382 с.
11. Гусев В.Е. Народная художественная культура: Теоретические очерки / В.Е. Гусев. - СПб.: Питер, 1993. - 286 с.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2013. - 24 с.
13. Джалилова С.А. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе творческого труда / С.А. Джалилова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 47-52.
14. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учеб. пособие / М.С. Жиров. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 312 с.
15. Зубкова Л.А. Прикосновение к прекрасному. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Л.А. Зубкова // Учитель. - 1998. - № 6. - С. 50-55.
16. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства): Учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 220 с.
17. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами культуры разных народов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.П. Илинская. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.
18. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - Спб.: Петрополис, 1997. - 543 с.
19. Каргин А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. - М.: Просвещение, 1997. - 86 с.
20. Косов Г.В. Теория народной художественной культуры / Г.В. Косов. - Ставрополь: Ставрополье, 2008. - 326 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 464 с.
22. Лазарев В.С. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского / В.С. Лазарев // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 56-61.
23. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.С. Лазурус // В кн.: Эмоциональный стресс. - М.: Наука, 2003. - С. 178-209.
24. Лексенберг Е.Д. Классификация и сущность эмоций и чувств / Е.Д. Лексенберг, Е.А. Крынина. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1981. - 386 с.
26. Лихачев Б.Т. Система эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1983. - 176 с.
27. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2003. - 212 с.
28. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие / Э.И. Медведь. - М: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с.
29. Нигматулина И.К. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры у школьников [электронный ресурс] / И.К. Нигматулина - Режим доступа - URL: http:// 1sentybrea.ru (дата обращения к ресурсу: 9.10.2012 г.)
30. Осиленкер Л.Б. Духовно-нравственное воспитание детей и
родителей / Л.Б. Осиленкер // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 14-19.
31. Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании [электронный ресурс] / М.С. Пацекина. - режим доступа - URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/innovatsionnye-tekhnologii-v- obrazovanii (дата обращения к ресурсу: 23.11.2012 г.)
32. Правник Е.Л. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству народных мастеров / Е.Л. Правник // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 9. - С. 42-46.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник / Ред. С.А. Смирнова. - Москва: Академия, 2001. - 512 с.
34. Печко Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников / Л.П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: Новая школа, 1994. - С. 45-52.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М.: Просвещение, 1994. - 234 с.
36. Разумный В.А. Творчество народа и современность /В.А. Разумный. - М.: Прометей, 2001. - 286 с.
37. Разумный В.А. Художественная педагогика / В.А. Разумный. - М.: Просвещение, 1999. - 204 с.
38. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование / А.В. Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 182 с.
39. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы
нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.:
Просвещение, 1981. - 563 с.
40. Садохин А.П. Этнология: учебник для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
41. Салимова Л.Х. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики / Л.Х. Салимова. - Уфа: ИИЯиЛ УфНЦ РАН, 2002. - 134 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
43. Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию, проективного метода исследования личности. Методы исследования / Е.Т. Соколова. - Тбилиси: Пегас, 1978. - 206 с.
44. Сокольников Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное
понимание педагогической действительности / Ю.П. Сокольников. -
Чебоксары: Нью паблишин, 2001. - 32 с.
45. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1998. - 544 с.
46. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.В. Тутолмин. - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. - 212 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //
standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959, дата обращения к электронному ресурсу: 1.12.2012 г.
48. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
49. Шанина М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание
школьников на уроках изобразительного искусства / М.Ю. Шанина // Духовно-нравственное становление детей и молодежи средствами искусства: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей и тезисов докладов очно/заочной межрегиональной научно-практической конференции 05.02.2010 Омск / ред. А.П. Сухарева. - Омск: ИРО Омской области, 2010. - С. 156-157.
50. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2000. - 250 с.
51. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
52.Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя / сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 133 с.
53.Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников / П.М. Якобсон // Советская педагогика. - 1966. - № 4. - С. 34-39.