ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОГО-ХОЗЯЙСТВА
ПОСЕЛЕНИЙ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА (НА
ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА) 34
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО¬КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСЕЛЕНИЙ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА (НА
ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ 54
ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальное хозяйство важнейшая отрасль, которая определяет показатель развития города, района или поселения. Только при эффективной работе отрасли ЖКХ, возможно обеспечить достойное, комфортное проживание населения. Сфера жилищно¬коммунального хозяйства должна очень слаженно взаимодействовать между собой, для того чтобы удовлетворить потребности населения, которое оно оплачивает.
На данный момент сфера жилищно-коммунального хозяйства остается той самой отраслью, которую мало затронули рыночные преобразования. На данный момент финансирование расходов коммунальных предприятий практически на 45 % оплачивается за счет бюджетных пособий,
производительность коммунальных услуг полностью сосредоточенно в руках местных монополий, полное отсутствие конкуренции и побуждений к сокращению затрат и потерь, не всегда получается привлечь в отрасль ЖКХ частный бизнес и частные инвестиции .
Содержание современных процессов рыночного развития Российской экономики определяющийся институциональными преобразованиями в самых важных инфраструктурных отраслях, в число которых входит система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.
Такая ситуация сложившаяся в сфере жилищно-коммунального хозяйства обосновывается превосходством государственной и муниципальной форм собственности, высокой централизацией управления.
Сложившаяся ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве характеризуется преобладанием государственной и муниципальной форм собственности, высокой централизацией управления, беспричинной монополизацией, что объясняет неэффективное функционирование данной сферы, предопределяет необходимость и направления ее рыночной перемены. Главная цель реформы ЖКХ - это перевод данной сферы в режим самоокупаемости и самофинансирования с гарантией социальной защиты малоимущих граждан.
Не смотря на все это более полутора десятилетий рыночных перемен в сфере ЖКХ, данные цели так и не были достигнуты. Главным результатом развития сферы оказался рост тарифов в рамках решения задачи обеспечения 100 % оплаты граждан затрат по оказанию услуг жилищно-коммунального хозяйства, решаемой при сохранении их невысокого качества, увеличение монополизма хозяйствующих субъектов и низкой эффективности системы управления .
Развитие рынка ЖКХ, сопровождаемое организацией пакета подходящих нормативно-правовых актов, предъявило определенные современные требования, как к производителям услуг, так и к потребителям. Требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
содействует развитию предпринимательской деятельности в ЖКХ; прибавляет трудовую занятость населения, из-за образования новых строительных организаций, организаций, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, привлечению предприятий, которые способны вкладываться и инвестировать в коммунальную сферу.
Рынок ЖКХ имеет свою особенность: во-первых услугами ЖКХ пользуются все граждане, независимо от доходов, которые они
зарабатывают, во-вторых от услуг ЖКХ граждане не могут отказаться ни при каких обстоятельствах т.к. услуги ЖКХ полностью удовлетворяют физиологические потребности каждого гражданина, необходимые для их существования (в воде, в жилище, в пище и т.д). Из-за этого услуги ЖКХ являются жизненно-важным компонентом в структуре рыночной экономики, заставляя государство, частных предпринимателей и предприятия быть социально-ориентированными .
Отметим, что проблемы, которые возникают между социальным статусом и обеспечением основной цели, которая будет ориентировать деятельность частного производителя ЖКХ - это, непосредственно, прибыль.
Это затрагивает, прежде всего, законы предприятий, которые устанавливают цену на услуги ЖКХ. Поэтому, вопросы затрагивающие тему жилищно-коммунального хозяйства, требуют глубокой проработки, что и является причиной актуальности темы дипломного проекта.
Степень изученности темы. Высокая актуальность проблемы функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в России нашла отражение в достаточно большом количестве работ, в которых российскими исследователями были подвергнуты анализу различные аспекты деятельности государственных гражданских служащих.
Различные аспекты формирования жилищно-коммунального хозяйства и муниципального управления исследуются в трудах В. С. Боголюбова, В. В. Бузырева, С. А. Ершовой, Л. Ю. Иволга, Б. Н. Нефедова .
Роль в системе управленческой деятельности ЖКХ, методы и факторы формирования управленческих компетенции в современных условиях реформирования системы управления в России рассматриваются в работах таких отечественных авторов, как Г. И. Голиков, Т. М. Додатенко, В. Н.
Ельцов, В. Н. Казаков, М. В. Кругов .
Непосредственно исследованию системы жилищно-коммунального хозяйства посвятили свои работы Р. В. Зайцева, С. А. Король, С. П. Сазонова .
Таким образом, рассмотрение степени изученности данной проблемы показывает, что при наличии большого количества публикаций есть моменты, которые были освещены недостаточно подробно. К их числу относятся, прежде всего, вопросы, затрагивающие разработку направлений и методов повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между потребностями в улучшении качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и недостаточностью материальных средств для усовершенствования жилищных условий заказчика.
Объект исследования - является система жилищно-коммунального хозяйства Тындинского района Амурской области. Предмет исследования - является проблема управления системой жилищно-коммунального хозяйства Тындинского района.
Цель выпускной квалификационной работы - определить проблемы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством поселений Тындинского района на основе его характеристики и предложить рекомендации по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
2. проанализировать современное состояние жилищно-коммунальной отрасли в Администрации Тындинского района;
3. разработать рекомендации, позволяющие решить выявленные проблемы в системе жилищно-коммунального хозяйства поселений Тындинского района.
Теоретико-методологические основы исследования. Выпускная квалификационная работа основывается на исследованиях в области социологии управления (А. А. Ионов, А. О. Кушнер, Г. И. Леонтьев, А. В. Лысенко и т.д.) .
В качестве основных методов исследования использованы: анализ правовой, экономической, социологической литературы; системный анализ; факторный анализ; метод анализа документов.
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по поселениям Тындинского района, материалы Администрации Тындинского района Амурской области.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования конкретных рекомендаций данной выпускной квалификационной работы муниципальными органами, принимающими решения
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуры управления жилищно-коммунальным хозяйством на федеральном и региональном уровнях1; статистические данные стратегического характера. Предложенные в выпускной квалификационной работе выводы могут представлять практическую ценность для органов муниципального образования в решении вопросов повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Технологическая модернизация ЖКХ, повышение
конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.
Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах и муниципальных образованиях.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование и неэффективная тарифная политика,
предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.
В Тындинском районе Амурской области сложилась довольно устойчивая схема управления жилищно-коммунальным хозяйством. Финансово-экономическое положение организаций, обслуживающих жилищный фонд, в целом находится на приемлемом уровне. Администрация района четко контролирует исполнение своих обязательств и подрядных организаций перед населением района.
Управление ЖКХ в Тындинском районе возглавляет заместитель главы Администрации Тындинского района по вопросам ЖКХ, энергетики и строительства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой района, обеспечивает организацию работы и руководство деятельностью отдела ЖКХ и строительства.
Отраслевым структурным подразделением администрации
Тындинского района, ответственным за предоставление жилищно-коммунальных услуг является Управление ЖКХ Администрации Тындинского района, которое является функциональным органом Администрации Тындинского района, созданным в целях осуществления управленческих функций в сфере строительства и жилищной политики.
Управление осуществляет создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации гражданами своих конституционных прав. В своей деятельности Управление ЖКХ непосредственно подчиняется Главе района и первому заместителю главы Администрации Тындинского района.
В последние годы развитие ЖКХ Тындинского района Амурской области характеризовалось стихийными и точечными инвестиционными проектами без программно-целевой направленности, что отрицательно повлияло на техническое состояние инженерной инфраструктуры в целом. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства района. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки.
Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются: недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством; неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов; высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений; неэффективное использование ресурсов в виде потерь тепловой и электрической энергии в при транспортировке до потребителей; низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Существующие состояние и уровень развития систем управления говорит о том, что район нуждается в усовершенствование системы водо- и теплоснабжения. Необходимо заменить имеющиеся
оборудование современным оборудованием, обеспечить ЖКХ современными котлами, системами подготовки и очистки воды, трубопроводами с внедрением современных энергосберегающих технологий, внедрение новых технологий мониторинга за расходом энергоресурсов.
Для районов крайнего Севера, в том числе и Тындинского района, особую важность в развитии ЖКХ техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия мощностей, большими потерями энергоносителей. Для возможности предоставления качественных услуг населению в сфере ЖКХ Тындинского района необходимо обновление системы ЖКХ, в первую очередь, учитывая специфику Севера. Сследовательно, трубы нуждаются в замене на новые и высококачественные материалы, т.к. это составляющая и самая главная отрасль, которая обеспечивает
благоприятное проживание для жителей района и соответствует сумме налога, который платят жители для обеспечения своего комфортного проживания.
Представляется целесообразным реализация на территории Тындинского района Амурской области проекта «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Тындинского района на 2017-2020 годы». Основными направлениями реализации проекта являются: повышение качества и
надежности предоставляемых коммунальных услуг населению Тындинского района; улучшение экологической ситуации в районе; снижение сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры за счет внедрения новых технологий; создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Тындинского района может привести к снижению уровня износа основных фондов; увеличение площади ремонтируемого жилищного фонда; доведение доли капитального ремонта объектов социальной сферы к 2020 году; снижение уровня износа жилых домов; рост доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Учитывая изложенный в выпускной квалификационной работе материал и стоящие перед управлением отраслью ЖКХ района задачами, Управлению ЖКХ Администрации Тындинского района, необходимо в дальнейшем осуществить следующие направление работ:
- на основе институциональных преобразований и развития рыночных отношений, включающих реструктуризацию органов управления в сфере ЖКХ, организовать повышение качества и доступности жилищно - коммунальных услуг;
- разработать и применить системное построение договорных привлечение частного бизнеса, акционирование предприятий ЖКК, развитие института профессиональных управляющих жилищным фондом, формирование механизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем самоуправления жителей в жилищной сфере;
- обеспечить финансовое оздоровление ЖКХ на основе повышения эффективности использования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан, с учетом специфики жизнедеятельности кочевых племен, в предоставлении определенного стандарта жилищно- коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКХ;
- для преодоления сдерживающих факторов в социально - экономическом развитии муниципального образования Тындинского район, связанных с необходимость усовершенствования систем коммунальной инфраструктуры, требованиями безопасности и возможности быстрого реагирования, представляется целесообразным реализация на территории муниципального района проекта «Усовершенствование коммунальной инфраструктура Тындинского района на 2016-2020 годы»;
- обеспечить прозрачность управления, предполагающую гласность и открытость процессов функционирования и развития ЖКХ, включая тарифную политику, структуру и объемы работ (услуг), включаемые в тарифы и цены, а также участие общественных организаций и иных объединений собственников, нанимателей помещений в принятии решений и контроле их выполнения, на основе пообъектного планирования доходов и расходов, а также ресурсосбережения в масштабах конкретного здания.
1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст] : федер. закон от 31декабря 2010 г. № 176-ФЗ // Российская газета. - 2015. - 19 июня.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 27 мая.
3. Об электроэнергетики [Текст] : федеральный закон 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - 2016. - 30 марта.
4. Об основах федеральной жилищной политики [Текст] : федер. закон от 24 декабря 1994 г. № 4218-1-ФЗ // Российская газета. - 2005. - 1 января.
5. О системе и структуре федеральных органов государственной власти [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - 12 мая.
6. Об утверждении «Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» [Текст] : Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 15. - Ст. 766.
7. О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг [Текст] : Постановление Правительства РФ от 17 октября 2015г. № 1112 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 14. - Ст. 1651.
8. Об утверждении технологических схем предоставления
муниципальных услуг «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению», «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», «Принятие документов, а так же выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»[Текст] : Распоряжение Администрации Тындинского района от 19 февраля 2016 № 86-п //
Муниципальный жилищный контроль Тындинского района: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http://atr.tynda.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2062&Itemid =524.
9. Аксенов, П. М. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса [Текст] / П. М. Аксенов // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 1. - С. 8-11.
10. Башмаков, И. О. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги [Текст] / И. О. Башмаков // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. - С. 136-150.
11. Бессонова, О. Л. Мониторинг жилищной реформы: от
приватизации к новой модели управления [Текст] / О. Л. Бессонова, С. О. Кирдина // ЭКО. - 2013. - № 9. - С. 20-27.
12. Белокрылова, П. И. Роль жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / П. И. Белокрылова // Вопросы экономики. - 2015. - № 45. - С. 56-60.
13. Богданова, В. Е. Экономика жилищной сферы [Текст] / В. Е. Богданова // Деловая жизнь. - 2012. - № 3. - С. 87-90.
14. Боголюбов, В. С. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере [Текст] / В. С. Боголюбов, Н. В. Васильева - СПб.: Питер,
2013. 71 с.
15. Борейко, А. В. Коммунальная страна [Текст] / А. В. Борейко // Эксперт. - 2012. - № 31. - С. 94-96.
16. Бузырев, В. В. Экономика жилищной сферы [Текст] / учеб. пособие для вузов / В. В.Бузырев; под. общ. ред. П. Е. Иванченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристь, 2012. - 63 с.
17. Варнавский, В. П. Частный капитализм в коммунальном хозяйстве России [Текст] / В. П. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 28-35.
18. Галяутдинов, А. Р. Метаморфозы реформы ЖКХ [Текст] / А. Р. Галяутдинов, Р. М. Муллаянов // Социологическое исследование. - 2013. - № 11. - С. 50-54.
19. Герасимова, Е. Р. Кто заменит ЖКХ? [Текст] / Е. Р Герасимова // Спрос. - 2011. - № 2. С. 50-54.
20. Голиков, Г. И. ЖКХ: Проблем много цель одна - достойная жизнь человека [Текст] / Г. И. Голиков // Деловая жизнь. - 2013. - № 5-6. - С. 6-8.
21. Гуртов, В. А. О состоянии жилищно-коммунального комплекса [Текст] / В. А. Гуртов // Экономист. - 2013. - № 7. - С. 47-54.
22. Дареев, А. В. Повышение инвестиционной привлекательности организаций ЖКХ [Текст] / А. В. Дареев // ЭКО. - 2013. - №. 2. - С. 147-153.
23. Додатенко, Т. М. Реформа жилищно-коммунального комплекса [Текст] / Т. М. Додатенко, В. И. Пчелкин, Л. А. Арцишевский // Экономист. - 2012. - № 8. - С. 59-66.
24. Дурнев, В. Н. Кризис жилищно-коммунального хозяйства России: есть ли выход [Текст] / В. Н. Дурнев, Л. П. Лопасов, Д. Б. Мальцев // Вестник РАН. - 2014. - № 2. - С. 130-137.
25. Евдокимов, В. С. Инновационное развитие индивидуального предпринимательства в сфере услуг ЖКХ [Текст] / В.С. Евдокимов // Микроэкономика. - 2014. - № 9. - С. 29-31.
26. Ельцов, В. Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / В. Н. Ельцов // Национальные проекты. - 2014. - № 6. - С. 32-34.
27. Ершова, С. А. Проблемы управления собственностью жилищного сектора сферы городов [Текст] / С. А. Ершова. - СПб. : Изд-во СПбГИЭА, 2010. - 171 с.
28. Жуков, Д. М. Экономика и организация ЖКХ города [Текст] / Д. М. Жуков. - М. : Изд-во Мнфра, 2013. - 132 с.
29. Зайцев, Р. В. Малый бизнес в ЖКХ [Текст] / Р. В. Зайцев, И. П. Колесников // Муниципальная власть. - 2013. - № 5. - С. 82-87.
30. Иволга, Л. Ю. Коммунальные услуги - по новым правилам [Текст] / Л. Ю. Иволга // Вечерний Новосибирск. - 2011. - № 13. - С. 5.
31. Ионов, А. А. Закон о фонде реформирования как катализатор коммунальной реформы [Текст] / А. А. Ионов // Национальные проекты. -
2014. - № 3. - С. 19-21.
32. Кадышев, М. И. Реформа ЖКХ [Текст] / М. И. Кадышев //
Деловая жизнь. - 2014. - № 21. - С. 45-47.
33. Казаков, В. Н. Особенности социально составляющей
реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / В. Н. Казаков, А. Н. Ефимов // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 10. - С. 71-77.
34. Качура, О. В. Оплата населением услуг ЖКХ: вопросы теории и практики [Текст] / О. В. Качура // Вестник НГУ. - 2012. - № 14. - С. 28-31.
35. Король, С. А. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой [Текст] / С. А. Король, А. Н. Семченкова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 9. - С. 31-39.
36. Котов, Д. А. Зарубежный опыт [Текст] / Д. А. Котов // ЭКО. - 2011. - № 11. - С. 90-104.
37. Кругов, М. В. Три ошибки реформы ЖКХ [Текст] / М. В. Кругов // Деловая жизнь. - 2012. - № 150. - С. 41-44.
38. Кулик, П. А. Международный опыт применения концессий в области коммунального хозяйства [Текст] / П. А. Кулик // Муниципальная экономика. - 2011. - № 31. - С 56-60.
39. Кушнер, А. О. Реформа ЖКХ: сценарий развития с
использованием ценных бумаг [Текст] / А. О. Кушнер // Муниципальная экономика. - 2013. - № 4. - С. 64-74.
40. Леонтьев, Г. И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: государство должно вернуться в отрасль [Текст] / Г. И. Леонтьев // Муниципальная власть. - 2012. - № 1. - С. 83-84.
41. Либоракина, М. И. Местное самоуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / М. И. Либоракина, А. Р. Сиваев // Общественные науки. - 2014. - № 2. - С. 12-16.
42. Лысенко, А. В. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и антикризисного управления [Текст] / А. В. Лысенко // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 2. - С. 65-71.
43. Макареня, Т. А. Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг [Текст] / Т. А. Макареня // Вестник НГУ. - 2015. - № 76. - С. 90-95.
44. Миронов, С. В. Кто заплатит за реформу ЖКХ? [Текст] / С. В. Миронов // Российская газета. - 2010. - № 23. - С. 16-18.
45. Науменко, О. Р. Организации ЖКХ: учет, налоги, льготы [Текст] /
О. Р. Науменко // Экономика и жизнь. - 2013. - № 40. - С. 9-16.
46. Нефедов, Б. Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: структура и управление [Текст] / Б. Н. Нефедов, О. И. Шостак // Вечерний Новосибирск. - 2010. - № 15. - С. 54.
47. Никифорова, В. О. Реформа ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества [Текст] / В. О. Никифорова, П. Р. Ткаченко,
B. Р. Дворкин // Стандарты и качество. - 2015. - № 5. - С. 52-55.
48. Плотников, В. Л. Жилищно-коммунальное хозяйство [Текст] / В. Л. Плотников // Муниципальная власть. - 2016. - № 3. - С. 45-50.
49. Плошкин, А. В. Жилищно-коммунальное хозяйство: решение проблем [Текст] / А. В. Плошкин // Деловая жизнь. - 2014. - № 65. - С.54-56.
50. Сазонов, С. П. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения [Текст] / С. П. Сазонов, Д. Ю. Завьялов // Финансы. - 2013. - № 6. -
C. 19-21.