Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИГРАМ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №66798

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения спортивным играм (на 8 примере баскетбола) на уроках физической культуры
1.1 Характеристика баскетбола как средства физического воспитания... 8
1.2. Методические особенности обучения техническим приемам
баскетбола на уроках по физической культуре 13
1.3. Особенности построения уроков баскетбола в 6-7 классах 17
Глава 2. Анализ особенностей обучения спортивным играм школьников среднего звена на уроках физической культуры 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 24
2.3. Методические особенности обучения баскетболу на уроках
физической культурой 30
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 1 50
Приложение 2 53
Приложение 3 62
Приложение 4 65


Актуальность исследования. Современные методико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом играют важную роль в укреплении здоровья детей и подростков. Нормальное развитие ребенка немыслимо без энергичных и многообразных двигательных действий. Именно в детские и юношеские годы наиболее ярко проявляется положительное влияние регулярных физических нагрузок на развитие организма (Вуден Д. Р., 2002).
Спортивные игры очень разнообразны и степень воздействия их на организм не одинакова, особенно большей палитрой двигательных действий отличается баскетбол. Занятия баскетболом активизируют работу различных мышечных групп, повышая обмен веществ, стимулируют систему дыхания и кровообращения. Положительным моментом является и то, что периоды напряжения в играх сменяются отдыхом, нет непрерывности движений. Различные мышечные группы поочередно вступают в работу, и те, что отдыхают в данный момент, лучше восстанавливаются на фоне повышенного функционирования других мышц (Еремин И.В., 2007).
Играм в системе физического воспитания подрастающего поколения отводится важное место. Главное, что определяет их удельный вес в системе физического воспитания, заключается в их ценности как комплекса, требующего одновременного проявления разнообразных двигательных действий, физических, моральных и волевых качеств (Матрунин В.П., 2010; Найминова Э.С., 2001, Преображенский И.Н. и др., 2009).
Игровая деятельность предъявляет высокие требования к функциям зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий является также положительным фактором. Вместе с тем, увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение игровой обстановки, большая самостоятельность действий не позволяют точно дотировать и регулировать физическую нагрузку.
Несмотря на столь положительное влияние баскетбола на организм подростков, игра не столь практикуема как средство физического развития детей. Этому способствует бытующее неверное мнение о высоком травматизме игры и отсутствие материально технической базы, хотя двигательная активность при игре в баскетбол многократно превышает другие виды спортивных игр.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей среднего школьного возраста, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Водянникова И.А. и др., 2004).
При всем многообразии технических приемов в баскетболе, основным остается бросок, от которого в полной мере зависит исход игры. Броскам мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.
Цель исследования - выявить особенности обучения спортивным играм (на примере баскетбола) школьников среднего возраста на уроках физической культуры.
Тема, объект, предмет и цель нашего исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемому вопросу.
2. Выявить наиболее эффективные методы и средства при обучении техническим приемам баскетбола.
3. Обозначить особенности современного преподавания учащимся раздела «Баскетбол» на уроках физической культуры.
4. Разработать конспекты уроков по разделу «Спортивные игры» для учащихся 6-7-х классов.
Объект исследования - процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - особенности обучения спортивным играм (на примере баскетбола) школьников среднего возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: Предполагается, что изучение уровня
обучаемости технике выполнения бросков и дриблинга на уроках физической культуры, заложенных в комплексную программу для 6-7-х классов и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего исправления ошибок, повысит эффективность процесса обучения броскам, дриблингу в баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они дополняют теорию и методику обучения баскетбола знаниями и представлениями о базовых элементах техники и базовых способах выполнения технических приемов баскетбола; об оптимальной последовательности обучения технике баскетбола в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ, в учебно-тренировочном процессе учащихся ДЮСШ по баскетболу; студентов средних и высших учебных заведений, изучающих баскетбол в рамках учебных планов и учебных программ; в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям и направлениям подготовки «Физическая культура» и «Физическая культура и спорт»; в системе повышения квалификации тренеров по баскетболу.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Анализ литературных источников;
2. Лонгитюдный метод;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической обработки материала.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка (48 источников) и 4 приложений. Бакалаврская работа изложена на 72 страницах компьютерного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организационно-методические аспекты обучения баскетболу в условиях общеобразовательной школы достаточно обширны. Одним из важных организационных моментов в проведении урока по баскетболу является обеспечение безопасных условий для работы. Спортивное оборудование и тренировочные площадки должны быть безопасными для детей и других участников, отвечать соответствующим стандартам, быть в хорошем состоянии.
В занятиях с учащимися среднего школьного возраста надо обязательно придерживаться следующих методических положений:
• Подбирать средства и методы с учетом особенностей развития детского организма, отличающегося повышенной пластичностью нервной системы.
• В одном занятии не рекомендуется решать сразу несколько задач.
• Изучать больше двух новых технических приемов.
• Стремление детей показать себя с наилучшей стороны следует развивать, проводя соревнования по сдаче нормативов.
Важно поддерживать рациональное соотношение между различными сторонами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности занимающихся.
Обучение технике игры в баскетбол должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. В процессе обучения наряду с образовательными задачами необходимо решать воспитательные и оздоровительные. Эффективность обучения в баскетбол во многом зависит от соблюдения принципов обучения: сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности; постепенности.
Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки.
Подводя итог, мы может отметить, что при занятиях баскетболом в условиях общеобразовательной школы необходимо придерживаться ряда методических положений.
• Не следует стремиться быстрее научить детей играть в баскетбол в ущерб всесторонней физической подготовке, но в то же время не нужно и чрезмерно увлекаться общей физической подготовкой, уменьшая долю специальных упражнений.
• В одном занятии не рекомендуется решать сразу много учебных задач и изучать больше двух новых приемов.
• Учитывая степень трудности выполнения технико-тактических действий, переходить от одной степени трудности к другой только тогда, когда обучающийся достиг 80% точности. Например, из 10 бросков пять попадают в корзину.
• На занятии по баскетболу целесообразно 60% времени отводить на общую физическую и 40% на техническую подготовку. Для успешного обучения навыкам игры в баскетбол из 60% времени, отводимого на физическую подготовку, необходимо 20% времени выделять на скоростно - силовые упражнения и 40% на общеразвивающие упражнения, игры и игровые упражнения.



1. Анискина, С.Н. Методика обучения технике и тактике баскетбола: метод. разработка для специальности 032101 - Физ. культура и спорт / С.Н. Анискина. - Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М.: Физ. культура, 2008. - 40 с.
2. Анискина, С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: метод. разработка. / С.Н. Анискина. - М.: ГЦОЛИФК, 2001. - 38 с.
3. Анненков, В.Н. Средства и методы технико-тактической подготовки юных баскетболистов 8-11 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб, 1993. - 24 с.
4. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // под общей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. - М., 2004.- 154 с.
5. Баула, Н.П. и др. Баскетбол: Тактика игры 5-6 классы / Н.П. Баула, В.И. Кучеренко. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
6. Башкирова, В.Г. и др. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // В.Г. Башкирова, Ю.М. Портнов, В.Г. Луничкин, М.И. Духовный, А.Б. Мацак, С.В. Чернов, А.Б. Саблин - М.: Советский спорт, 2008. - 100 с.
7. Берговина, М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие /М.Л. Берговина. - Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2011. - 111 с.
8. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол / А.Н. Бондарь. - Минск: Полынья, 2006. - 111с.
9. Буйлова, Л.А. Применение игрового метода в физическом воспитании школьников (на примере баскетбола) / Л.А. Буйлова: дис. ... канд. пед. наук: Малаховка, 2004. - 221 с.
10. Волков, Е.П. Уроки физической культуры по баскетболу в IV-VIII классах общеобразовательной школы. - Харьков, 2002. - 72 с.
11. Вуден, Д.Р. Современный баскетбол / Д.Р. Вуден - М.: Физкультура и спорт, 2002 - 143 с.
12. Вяземский, М.Н. Специальная подготовка в баскетболе: теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - 44 с.
13. Гатмен, Б.Ю. и др. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гатмен, Т. Финнеган / пер. с англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.
14. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов: учеб. пособие / А.М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 112 с.
15. Громоглазова, И.Г. Урок физической культуры в школе. Раздел «Баскетбол»: учебно-методическое пособие. - Благовещенск, 2015. - 48 с.
16. Гомельский, А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: А Генетю «ФАИР», 1997. - 224с.
17. Гомельский, Е.Я. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами: методическое пособие. - М.: Издат. дом 1 сентября, 2009. - 92 с.
18. Грошев, А.М. Обеспечение надежности бросков мяча в баскетболе: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Малаховка, 2005. - 23 с.
19. Емельянова, Ю.Н. и др. Практикум по баскетболу: учебно-методическое пособие для студентов факультета ФКиС / Составители: Ю.Н. Емельянова, О.А. Хмырова, А.А. Курылёв. - Тирасполь, 2010. - 76 с.
20. Ерёмин, И.В. Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет на оанове системной организации скоростно-силовой подготовкин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп. 2007. - 16 с.
21. Жаровцев, В.В. и др. Обучение баскетбольным упражнениям: методические рекомендации. // В.В. Жаровцев, М.П. Бандаков. - Киров: КГПИ им В.И.Ленина. 2005. - 78 с.
22. Железняк, Ю.Д. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.
23. Зельдович, Т.А. Формирование у подростков навыков тактических действий в процессе обучения баскетболу: автореф. дис. ... канд. пед. наук; НИИ возрастной физиологии и физ. воспитания АПН РСФСР. - М., 2004. - 16 с.
24. Зинин, А. М. Детский баскетбол: научное издание / А. М. Зинин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 182 с.
25. Костикова, Л.В. и др. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. // Л.В. Костикова, А.А. Шерстюк, И.М. Григорович - М., 1999. - 142 с.
26. Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 91 с.
27. Краузе, Д. В. Баскетбол - навыки и упражнения: пер. с англ - М. АСТ: Астрель, 2006.
28. Кричфалуший, М.Ф. Развитие координации у юных баскетболистов. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. трудов. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - С. 14.
29. Кузин, В.В. и др. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 136с.
30. Кузнецов, В. С. Баскетбол: развитие скоростных способностей / В. С. Кузнецов. // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 59-63.
31. Кузнецова, В.С. Упражнения для обучения и совершенствования техники игры в баскетбол: метод. пособие. - Сургут, 2000.
32. Мандриков, В.Б. и др. Баскетбол на занятиях по физической культуре в медицинских и фармацевтических вузах: учебное пособие // В.Б. Мандриков, Р.А. Туркин, М.П. Мицулина, И.А. Ушакова, С.А. Голубин.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ, 2012. -237 с.
33. Матвеев, А.П. и др. Физическая культура. 1 - 11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.
34. Матрунин, В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах / В.П.
Матрунин // Физкультура в школе. 2010.-№1- С.18-21.
35. Минасян, Ж.А. Эффективные средства и методы обучения
баскетболу детей младшего школьного возраста: автореф. дис... канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 2005.-25 с.
36. Мухаммед, Дахир Ганави. Методика обучения школьников техническим приемам в баскетболе с использованием мультимедиа и хармедиа: дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. - Тамбов. 2010. - 203 с.
37. Найминова, Э. С. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя / Э.С. Найминова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 256 с.
38. Нестеровский, Д.И. Теория и методика баскетбола: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.И. Нестеровский. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 352 с.
39. Нестеровский, Д.И. Теоретико-методические основы обучения игровой деятельности в баскетболе: учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры, учителей школ и тренеров по баскетболу / Д. И. Нестеровский; Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г.Белинского. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. - 78 с.
40. Никандров, В.В. Экспериментальная психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 480 с.
41. Осипов, Р.Л., Начальное обучение в спортивных играх (баскетбол): учебное пособие // Р.Л. Осипов, В.В. Жаровцев - Киров: КГПИ им В.И. Ленина, 2000. -102 с.
42. Полянцева, H.B. Тренировка точности выполнения технических приемов игры у юных баскетболистов 10-12 лет: автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1990. - 23 с.
43. Преображенский, И.Н. и др. Баскетбол в школе / И.Н. Преображенский, А.А. Харазянц. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
44. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / М.Ю. Скворцова. - Кемерово, Изд-во ГУ КузГТУ, 2007. - 112 с.
45. Сустнов, К.В. Обучение школьников игре в баскетбол. - Алма-Ата, 2005.-92 с.
46. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1994. - 232 с.
47. Цариков, Б.А. Техническая подготовка баскетболистов на основе индивидуализации процесса обучения: дис. ... канд. пед. наук: Гомель, 2006. - 143 с.
48. Шерстюк, А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: учеб. пособие. // А.А. Шерстюк, Костикова Л.В., Григорович И.Н. - Омск: ОТФК, 2011. - 60 с.
49. Шестаков, М. П. и др. Техническая подготовка / М.П.Шестаков, И. Г. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 127 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ