«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций профессиональной деятельности 11
1.1. Категория «ценность» и ее место в социологии 11
1.2. Эвристическое значение понятия «ценностное ориентации» 24
1.3. Аксиологические проблемы социологии профессиональной деятельности
на примере спорта 31
Глава 2. Социологическая модель изучения ценностей профессионального спорта: принципы построения и особенности применения 41
2.1. Принципы построения социологической модели изучения ценностей
профессионального спорта 41
2.2. Особенности применения социологической модели изучения ценностей профессионального спорта: виды спорта и конкретные профессиональные
сообщества 58
Глава 3. Эмпириче ское исследование ценностных ориентаций в российском профессиональном спорте 68
3.1. Методология, гипотеза, цели и задачи исследования 68
3.2. Результаты и выводы исследования 71
Заключение 80
Литература 88
Приложение 1. Анкета 101
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций профессиональной деятельности 11
1.1. Категория «ценность» и ее место в социологии 11
1.2. Эвристическое значение понятия «ценностное ориентации» 24
1.3. Аксиологические проблемы социологии профессиональной деятельности
на примере спорта 31
Глава 2. Социологическая модель изучения ценностей профессионального спорта: принципы построения и особенности применения 41
2.1. Принципы построения социологической модели изучения ценностей
профессионального спорта 41
2.2. Особенности применения социологической модели изучения ценностей профессионального спорта: виды спорта и конкретные профессиональные
сообщества 58
Глава 3. Эмпириче ское исследование ценностных ориентаций в российском профессиональном спорте 68
3.1. Методология, гипотеза, цели и задачи исследования 68
3.2. Результаты и выводы исследования 71
Заключение 80
Литература 88
Приложение 1. Анкета 101
Актуальность темы. Комплексные и противоречивые процессы общественного разделения труда, глобализация капитализма, рост социальной и профессиональной мобильности, а также технологическое и институциональное развитие стимулировали исследовательский интерес к профессиям, их социальной структуре и социальным отношениям . По мере усиления социологических исследований профессиональной деятельности и профессиональных групп растет внимание к рассмотрению и анализу сферы ценностей, ценностных установок и ценностных ориентаций различных профессий .
Одной из особенностей развития современного общества становится тенденция профессионализации множества самых разнообразных видов человеческой деятельности. В частности, это касается досуговой сферы, и диктуется процессами совершенствования способов организации свободного
времени. Появляются и институционализируются особые профессии, связанные не с производством материальных благ, а с удовлетворением потребностей в досуге. Одной из бурно развивающихся форм досуговой жизнедеятельности является спорт. Однако, характер спортивного досуга приводит к развитию двух отдельных организационных структур: с одной стороны, спорт становится активным инструментом для тех кто сам занимается им, а с другой стороны, спорт превращается в зрелище для публики. Именно вторая форма и выступает основанием становления спортивных практик в качестве профессии.
Профессиональный спорт в последние десятилетия активно входит в сферу интересов социологической науки3. Исследования ценностей профессионального спорта также стало устойчивой программой современных социологов спорта . В отечественной социологии такими исследованиями занимались Л.И. Лубышева, Е.П. Максачук, В.Н. Супиков, В.А. Кадушина, Т.Д. Косинцева, А.Г Егоров, М.А. Захаров, М.П. Безруков , в зарубежной социологии: Н. Элиас, П. Бурдье, Т. Веблен, Дж Круз, М.
Бойксадес, Дж Мимбреро, М. Торрегроса, Л. Валиенте, Л. Вакан, Г. Уотсон, Р Коллис .
Рассматривая функции и место профессионального спорта в обществе, с его многообразными формами социальных отношений, важно сохранять исследовательскую ориентацию системного плана, которая бы выражалась в связях и отношениях более частного порядка. В нашей работе рассматривается один из таких неотъемлемых элементов отношений, а именно ценности профессиональных спортсменов, ввиду того, что ценности выступают в качестве продукта устройства и функционирования общества. Общество создает образцы ценностей, которыми руководствуются профессиональные спортсмены. Однако мыслительный процесс индивида устроен так, что в ценностно-оценочной части мышления различные формы социально опосредованы. Само мышление не приобретается индивидом, если не существует контактов с другими людьми, хотя мышление, как способность человека является врожденным качеством. Стоит отметить, что мышлением люди пользуются индивидуально, а именно на основании опыта определенной личности. Поэтому, важность изучения ценности, как представления внешнего социального конструкта, который осваивается профессиональными спортсменами по-разному, является необходимой для понимания и объяснения поведения в среде профессионального спорта.
Ценности профессионального спорта являются неотъемлемой частью общественных ценностей, однако обладают особенными отличительными чертами. Другими словами, можно сказать, что в профессиональном спорте, как и в любой другой профессиональной деятельно сти, суще ствует дихотомия общественных ценностей и внутренних ценностей профессиональной группы. Также важно отметить, что ценности профессионального спорта как общественные, так и внутренние базируются сегодня на тенденциях развития капиталистического общества. Исходя из материалистического понимания истории, следует не только подчеркнуть фундаментальную роль условий капиталистиче ского производства для всевозможных ценно стных систем современного общества, но и опосредованный характер их взаимного влияния. Высшая ценность - это жизнь, но в зависимости от общественных отношений данная ценность видится для людей в различных формах и значениях, а поэтому она (жизнь) занимает разное место в ценностной иерархии различных социальных групп и индивидов. Данная иерархия выступает как последовательный алгоритм соображений и аргументов, которыми пользуется человеческий интеллект в ситуации принятия решения. В капиталистическом обществе чаще всего обращаются к ценностям свободы и справедливости, а не человеческой жизни. Их важность вытекает из функции оценивания средств получения дохода в системе наемного труда. Эти способы могут варьироваться весьма значительно, но по существу раскрывают различное отношение к капиталу тех или иных социальных групп и индивидов. Это же отношение в специфическом виде представлено в сфере спортивной жизнедеятельности общества.
Новизна исследования проявляется в том, что автору удалось о бнаружить ограниченно сть психологических трактовок ценностей, характерных для отечественных социологических исследований и проявлявшихся в отождествлении ценностей с мотивами. Было обращено внимание на важность различий ценностных ориентаций профессиональных спортсменов исходя из социологических параметров. В первую очередь, это касается роли профессиональной среды, сетей и институциональных связей c социализацией личности спортсмена, а также особых ценностей спортивных групп.
Теоретико-методологическая база. В основе теории и методологии социологического изучения ценностных ориентаций профессионального спорта лежит опыт отечественной социологии, как в области изучения ценностей, так и в области изучения профессий .
Поскольку отечественные исследования ценностей советского периода строились на историко-материалистическом и структурно-функциональном подходах, то это привело к пониманию ценностей на основе их социальной роли в качестве мотивов человеческой жизнедеятельности. Однако, в ходе дипломного исследования потребовалось уточнение этой теоретической конструкции. Поэтому, основное внимание было сосредоточено на выделении Максом Вебером особых механизмов ценностной ориентации поступков, а также на дифференциации Талкотом Парсонсом ценностных и материальных ориентаций.
При определении профессиональной деятельно сти автором использовались концепции отечественных ученых: Л. Лебединцевой, П. Романова, Е. Ярской-Сирновой и зарубежных исследователей: А. Флекснера, Г. Бравермана, Н. Пулантцаса и других . Наибольшее внимание было уделено
функционалистским принципам определения профессий А. Флекснера. В работе также используется неомарксистский подход к определению профессии в контексте современных форм организации наемного труда. В заключении обоснованы перспективы применения реляционного подхода в социологии (М. Эмирбайер, П. Донати, и др. ) к анализу ценностного мира спортивной жизнедеятельности общества.
Цель нашего исследования заключается в рассмотрении ценностных ориентаций профессионального спорта в России, анализе их социальной природы, а также в определении места ценностных ориентаций в повседневном мышлении спортсменов, тренеров, менеджеров и других субъектов профессионального спорта.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретико-методологические основания социологического анализа ценностей и системно проанализировать проблему ценностных ориентаций в профессиональном спорте;
2. Рассмотреть социологическую модель изучения ценностей профессионального спорта;
3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций в современном российском профессиональном спорте.
Формулировка цели и задач исследования привела к необходимости составления гипотезы. Она заключается в том, что ценностные ориентации профессионального спорта строятся на противоречии между материальной заинтересованностью и моральными нормами спортивной игры. Материальная заинтересованность, как мотивационный элемент любой современной профессиональной деятельности, объясняется необходимостью получения дохода для удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека. Моральные императивы спорта вытекают, с одной стороны из соревновательного стремления к победе, а с другой стороны из мотивационной роли установок, конструируемых спортивным сообществом для поддержания культурных рамок игрового пространства.
Этапы организации и план исследования по теме дипломной работы был рассчитан на 3 года (2014-2017 гг.):
I этап (2014-2015 гг.) - Ориентация в проблеме, сбор и анализ литер атурных источников по проблеме ценно стных ориентаций профессиональных спортсменов. Изучение зарубежного опыта анализа ценностей в профессиональном спорте.
II этап (2015-2016 гг.) - Выработка целей, задач, гипотезы исследования. Проведение пилотажного социологического исследования.
III этап (2016-2017 гг.) - Обобщение и систематизация полученных данных, оформление материалов исследования в текст дипломной работы.
Апробация материалов исследования осуществлялась автором в выступлении с докладом «Ценностные ориентации профессиональных спортсменов» на Всероссийской научной конференции с международным участием «IX Санкт-Петербургские социологические чтения», проходившей на базе университета Лесгафта с 14 по 15 апреля 2017 года. Кроме того, автор подготовил стендовый доклад на тему «Moral values and Sport: Searching the ethics of reciprocity via the Russian case (Мораль и спорт: в поиске взаимной этики на примере России)». С данным докладом автор принимал участие в 51-ом Международном Конгрессе по социологии спорта «Спорт, глобальное развитие и социальные изменения», проходившем в Будапеште (Венгрия) с 8 по 12 июня 2016 года. Также автор участвовал с различными докладами по теме дипломной работы на следующих конференциях и конгрессах: на шестых Санкт-Петербургских социологиче ских чтениях «Социология культуры: опыт и новые парадигмы» 2014 г., VI Международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» Этика. Наука. Политика. 2014 г., Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» 2014 г., Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, посвящённой 80- летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Санкт- Петербургского государственного политехнического университете» 2014 г., Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития»
2015 г., Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90- летию журнала «Теория и практика физической культуры» 2015 г., Ломоносовских чтениях 2015 г. в Севостополе, VII Международном научном конгрессе «Спорт, Человек, Здоровье» 2015 г., XIII Международном Конгрессе «Блищенковские чтения» 2016 г., Всероссийской научно¬практической конференции «Физиче ская культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» 2016 г., ХХ Международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех»
2016 г. Наконец, автором было написано 6 статей в периодических изданиях, в частности включенных в перечень ВАК, и 21 статья в научных сборниках.
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, приложения, списка литературы, состоящего из 142 литературных источников, в том числе 32 на иностранном языке.
Одной из особенностей развития современного общества становится тенденция профессионализации множества самых разнообразных видов человеческой деятельности. В частности, это касается досуговой сферы, и диктуется процессами совершенствования способов организации свободного
времени. Появляются и институционализируются особые профессии, связанные не с производством материальных благ, а с удовлетворением потребностей в досуге. Одной из бурно развивающихся форм досуговой жизнедеятельности является спорт. Однако, характер спортивного досуга приводит к развитию двух отдельных организационных структур: с одной стороны, спорт становится активным инструментом для тех кто сам занимается им, а с другой стороны, спорт превращается в зрелище для публики. Именно вторая форма и выступает основанием становления спортивных практик в качестве профессии.
Профессиональный спорт в последние десятилетия активно входит в сферу интересов социологической науки3. Исследования ценностей профессионального спорта также стало устойчивой программой современных социологов спорта . В отечественной социологии такими исследованиями занимались Л.И. Лубышева, Е.П. Максачук, В.Н. Супиков, В.А. Кадушина, Т.Д. Косинцева, А.Г Егоров, М.А. Захаров, М.П. Безруков , в зарубежной социологии: Н. Элиас, П. Бурдье, Т. Веблен, Дж Круз, М.
Бойксадес, Дж Мимбреро, М. Торрегроса, Л. Валиенте, Л. Вакан, Г. Уотсон, Р Коллис .
Рассматривая функции и место профессионального спорта в обществе, с его многообразными формами социальных отношений, важно сохранять исследовательскую ориентацию системного плана, которая бы выражалась в связях и отношениях более частного порядка. В нашей работе рассматривается один из таких неотъемлемых элементов отношений, а именно ценности профессиональных спортсменов, ввиду того, что ценности выступают в качестве продукта устройства и функционирования общества. Общество создает образцы ценностей, которыми руководствуются профессиональные спортсмены. Однако мыслительный процесс индивида устроен так, что в ценностно-оценочной части мышления различные формы социально опосредованы. Само мышление не приобретается индивидом, если не существует контактов с другими людьми, хотя мышление, как способность человека является врожденным качеством. Стоит отметить, что мышлением люди пользуются индивидуально, а именно на основании опыта определенной личности. Поэтому, важность изучения ценности, как представления внешнего социального конструкта, который осваивается профессиональными спортсменами по-разному, является необходимой для понимания и объяснения поведения в среде профессионального спорта.
Ценности профессионального спорта являются неотъемлемой частью общественных ценностей, однако обладают особенными отличительными чертами. Другими словами, можно сказать, что в профессиональном спорте, как и в любой другой профессиональной деятельно сти, суще ствует дихотомия общественных ценностей и внутренних ценностей профессиональной группы. Также важно отметить, что ценности профессионального спорта как общественные, так и внутренние базируются сегодня на тенденциях развития капиталистического общества. Исходя из материалистического понимания истории, следует не только подчеркнуть фундаментальную роль условий капиталистиче ского производства для всевозможных ценно стных систем современного общества, но и опосредованный характер их взаимного влияния. Высшая ценность - это жизнь, но в зависимости от общественных отношений данная ценность видится для людей в различных формах и значениях, а поэтому она (жизнь) занимает разное место в ценностной иерархии различных социальных групп и индивидов. Данная иерархия выступает как последовательный алгоритм соображений и аргументов, которыми пользуется человеческий интеллект в ситуации принятия решения. В капиталистическом обществе чаще всего обращаются к ценностям свободы и справедливости, а не человеческой жизни. Их важность вытекает из функции оценивания средств получения дохода в системе наемного труда. Эти способы могут варьироваться весьма значительно, но по существу раскрывают различное отношение к капиталу тех или иных социальных групп и индивидов. Это же отношение в специфическом виде представлено в сфере спортивной жизнедеятельности общества.
Новизна исследования проявляется в том, что автору удалось о бнаружить ограниченно сть психологических трактовок ценностей, характерных для отечественных социологических исследований и проявлявшихся в отождествлении ценностей с мотивами. Было обращено внимание на важность различий ценностных ориентаций профессиональных спортсменов исходя из социологических параметров. В первую очередь, это касается роли профессиональной среды, сетей и институциональных связей c социализацией личности спортсмена, а также особых ценностей спортивных групп.
Теоретико-методологическая база. В основе теории и методологии социологического изучения ценностных ориентаций профессионального спорта лежит опыт отечественной социологии, как в области изучения ценностей, так и в области изучения профессий .
Поскольку отечественные исследования ценностей советского периода строились на историко-материалистическом и структурно-функциональном подходах, то это привело к пониманию ценностей на основе их социальной роли в качестве мотивов человеческой жизнедеятельности. Однако, в ходе дипломного исследования потребовалось уточнение этой теоретической конструкции. Поэтому, основное внимание было сосредоточено на выделении Максом Вебером особых механизмов ценностной ориентации поступков, а также на дифференциации Талкотом Парсонсом ценностных и материальных ориентаций.
При определении профессиональной деятельно сти автором использовались концепции отечественных ученых: Л. Лебединцевой, П. Романова, Е. Ярской-Сирновой и зарубежных исследователей: А. Флекснера, Г. Бравермана, Н. Пулантцаса и других . Наибольшее внимание было уделено
функционалистским принципам определения профессий А. Флекснера. В работе также используется неомарксистский подход к определению профессии в контексте современных форм организации наемного труда. В заключении обоснованы перспективы применения реляционного подхода в социологии (М. Эмирбайер, П. Донати, и др. ) к анализу ценностного мира спортивной жизнедеятельности общества.
Цель нашего исследования заключается в рассмотрении ценностных ориентаций профессионального спорта в России, анализе их социальной природы, а также в определении места ценностных ориентаций в повседневном мышлении спортсменов, тренеров, менеджеров и других субъектов профессионального спорта.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретико-методологические основания социологического анализа ценностей и системно проанализировать проблему ценностных ориентаций в профессиональном спорте;
2. Рассмотреть социологическую модель изучения ценностей профессионального спорта;
3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций в современном российском профессиональном спорте.
Формулировка цели и задач исследования привела к необходимости составления гипотезы. Она заключается в том, что ценностные ориентации профессионального спорта строятся на противоречии между материальной заинтересованностью и моральными нормами спортивной игры. Материальная заинтересованность, как мотивационный элемент любой современной профессиональной деятельности, объясняется необходимостью получения дохода для удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека. Моральные императивы спорта вытекают, с одной стороны из соревновательного стремления к победе, а с другой стороны из мотивационной роли установок, конструируемых спортивным сообществом для поддержания культурных рамок игрового пространства.
Этапы организации и план исследования по теме дипломной работы был рассчитан на 3 года (2014-2017 гг.):
I этап (2014-2015 гг.) - Ориентация в проблеме, сбор и анализ литер атурных источников по проблеме ценно стных ориентаций профессиональных спортсменов. Изучение зарубежного опыта анализа ценностей в профессиональном спорте.
II этап (2015-2016 гг.) - Выработка целей, задач, гипотезы исследования. Проведение пилотажного социологического исследования.
III этап (2016-2017 гг.) - Обобщение и систематизация полученных данных, оформление материалов исследования в текст дипломной работы.
Апробация материалов исследования осуществлялась автором в выступлении с докладом «Ценностные ориентации профессиональных спортсменов» на Всероссийской научной конференции с международным участием «IX Санкт-Петербургские социологические чтения», проходившей на базе университета Лесгафта с 14 по 15 апреля 2017 года. Кроме того, автор подготовил стендовый доклад на тему «Moral values and Sport: Searching the ethics of reciprocity via the Russian case (Мораль и спорт: в поиске взаимной этики на примере России)». С данным докладом автор принимал участие в 51-ом Международном Конгрессе по социологии спорта «Спорт, глобальное развитие и социальные изменения», проходившем в Будапеште (Венгрия) с 8 по 12 июня 2016 года. Также автор участвовал с различными докладами по теме дипломной работы на следующих конференциях и конгрессах: на шестых Санкт-Петербургских социологиче ских чтениях «Социология культуры: опыт и новые парадигмы» 2014 г., VI Международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» Этика. Наука. Политика. 2014 г., Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» 2014 г., Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, посвящённой 80- летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Санкт- Петербургского государственного политехнического университете» 2014 г., Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития»
2015 г., Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90- летию журнала «Теория и практика физической культуры» 2015 г., Ломоносовских чтениях 2015 г. в Севостополе, VII Международном научном конгрессе «Спорт, Человек, Здоровье» 2015 г., XIII Международном Конгрессе «Блищенковские чтения» 2016 г., Всероссийской научно¬практической конференции «Физиче ская культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» 2016 г., ХХ Международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех»
2016 г. Наконец, автором было написано 6 статей в периодических изданиях, в частности включенных в перечень ВАК, и 21 статья в научных сборниках.
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, приложения, списка литературы, состоящего из 142 литературных источников, в том числе 32 на иностранном языке.
Дипломное исследование подтвердило факт, что ценности и ценностные ориентации в профессиональном спорте имеют решающее значение для легитимации, контроля, ограничения и направления человеческих поступков. В социологии существуют два основных подхода к рассмотрению ценностей. В первом подходе говорится об объективном характере ценности, поскольку в ней заложены свойства объективного мира. Посредством ценностей индивиды удовлетворяют свои потребности или желания. Другой подход утверждает, что ценности являются субъективными конструкциями, а индивиды в процессе взаимодействия обмениваются своими ценностями. Данный подход подчеркивает, что ценности проявляются в межсубъективных отношениях, в которых ценностям придается ритуальный характер. С точки зрения данного подхода, ценности, как таковой нет в природе, она создается в процессе взаимодействия индивидов. Диалектическое понимание ценности фиксирует относительную противоположность и взаимо связь субъективного и объективного в ценностях. Ценностное отношение есть одна из сторон человеческой жизнедеятельности наряду с познавательным и практическим отношениями. Это отношение существует объективно в том смысле, что оно содержится в человеческой природе независимо от того, хотим мы этого или нет. Но оно субъективно в том смысле, что средством осуществления этого отношения является человеческое сознание (точнее, его способность к оценке). Однако оценка не будет являться тождественной ценности. Оценка это умственный акт оценочного отношения, зависимого от свойства предмета. Ценность же в отличие от оценки всегда является положительной, отрицательной ценности нет как таковой в природе. Однако существуют разные культуры, разные мировоззрения. Отсюда скажем, что для некоторых велика ценность каннибализма, но есть те, для кого он не обладает ценностью. Ценность предполагает особое отношение к объекту, отличное от познавательного, ценность есть предмет оценки, однако в результате оценки предмет может быть отнесен либо к ценности, либо не к ценности.
Появление ценностей является продуктом общественной жизнедеятельности. Формирование ценностей личности напрямую связанно с устройством общества, в котором проживает данная личность. Ценности, в первую очередь являются продуктом общественных отношений, продуктом взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Именно общество формирует набор ценностей, которыми руководствуется тот или иной индивид. Мышление человека таково (и в ценностно-оценочной части), что все его формы социально опосредованы. Никто не приобретает мышление без контакта с другими людьми, хотя, как способность мышление является врожденным качеством. Однако пользуются мышлением люди индивидуально, т.е. на основе опыта конкретной личности. Это касается всех функций и сторон мышления, в том числе и способности ценностного отношения к миру. Поэтому, ценности представляются как внешние (общественные) конструкции, которые осваиваются индивидами (по- разному).
Также необходимо отметить, что для понимания структуры ценностей личности следует изучать ее ценностные ориентации, которые отражают содержание личностных и общественных ценностей, проявляющихся в поведении индивида. В делении на личные и общественные ценности выражается противоречие общественной и индивидуальной значимости предметов и явлений.
Ценности всегда раскрываются через отношение человека к окружающему миру. Можно отметить его тройственность: познавательное отношение, ценностное отношение, практическое отношение. Именно ценностное отношение и выдаёт связь с потребностями. Но в отношении потребности каждая вещь выявляет свою полезность, это то ее свойство, которое может удовлетворять человеческую потребность. Но полезность еще не ценность. Ценно сть появляется как действительный способ удовлетворения потребно сти. Это своего рода актуальная полезность. Полезность извлекается из вещи, а ценностями индивиды наделяют данную вещь.
Однако, существуют разные потребности, например, витальные (жизнь) и вторичные (культура), или как у Маркса - потребности данные от природы, и потребности созданные человеком (как средства удовлетворения природных потребностей). Есть и классификация полезности (например, положительная, отрицательная). Отсюда уже вытекает и структур а ценностей. Также, важен вопрос соотношения ценностей и целей. Причем, одна и та же вещь может в одном случае выступать целью, а в другом - ценностью. Всё зависит от отношения, в котором она находится. Ценность может быть всем, но лишь в определенных отношениях и условиях. Далее, ценности часто рассматривают в контексте мотивации, но отождествлять данные понятия ошибочно. Тем не менее, можно обратиться к точке зрения М. Вебера, у которого ценности - это просто ^рационализированные цели при рационализированных средствах. Но можно следовать и мнению Т Парсонса, который утверждал, что ценностные ориентации отличны от мотивационных ориентаций. В любом случае, важно отличать моральные ценности от других ценностей и целей. Для ценностей соотношение со средствами будет иным, чем у целей. Цель предполагает наличие предмета потребности в нашем сознании. Ценность, помимо этого, еще включает аргументацию, обоснование. Но некоторые считают, что как раз, наоборот, в ценности акцент с цели смещается на средство.
Переходя от природы ценностей к ценностным ориентациям, отметим, что они выступают как социальная система норм и мотивов поведения той или иной личности, т.е. ценности как побуждения к действию. Система ценностных ориентаций содержит в себе различные группы ценностей, которые в свою очередь образуют внутреннее ядро культуры личности и культуры общества. Таким образом, в социологиче ском ракурсе роль ценностных ориентаций выступает в жизнедеятельности человека одним из важных средств выбора поведения людей. В социологии при изучении ценностных ориентаций личности упор делается на влияние социальных установок общества и внутренних мотивов поведения личности.
Таким образом, можно сказать, что ядро сложной структуры личности содержит в себе общественные нормы и личностные установки, которые определяют действия индивида в конкретных социальных ситуациях жизнедеятельности . Основные ценностные ориентации в профессиональном спорте напрямую или косвенно связанны с системой ценностей капиталистического общества. Ценности отражают общественную систему не прямо, а опосредованно и искаженно. Это значит, что даже если мы сведем капиталистическую систему к ее наиболее существенному отношению - эксплуатации наемного труда путем извлечения прибавочной стоимости, это не значит, что в сознании общества эта ценность будет выступать со всей ясностью как высшая. Жизнь всегда представляет собой высшую ценность, правда, в зависимости от общественных отношений эта ценность представляется людям в различном виде, а значит, она (данная ценность) может занимать любое место в ценностной иерархии . Сама иерархия и существует как последовательный перечень соображений и аргументов, к которому прибегает человеческое сознание в ситуации принятия решений. В теории же при капитализме чаще обращаются к ценностям свободы и справедливости, а не человеческой жизни. Так, на систему ценностей влияют свойства общественной системы капитализма, но влияют опосредованно, превращаясь на практике во множественные различия установок и ориентаций, часто в связи с положением по отношению к капиталу (и доступу к нему). Доход и деньги выступают значимыми установками в силу того, что только с их помощью в условиях капитализма можно обеспечить удовлетворение основных потребностей - и это общий момент для всех. Объективно они нужны всем, но отношение к ним, к способам их получения и пр. может варьироваться. Тем более это понятно, если речь идет о спорте как о средстве получения дохода.
Рассмотрение профессионального спорта с позиции капиталистической системы ценностей делает возможным говорить о том, что базовой целью профессионального спорта является демонстрация зрелища. Целью профессиональных спортсменов является получение дохода, а уже далее по способам и средствам (в частности, кто обеспечивает доходом, как и т.д.) он может варьироваться у спортсменов. Профессиональный спортсмен постоянно должен воспроизводить то поведение на спортивной арене (для игровых видов спорта), которого от него требуют группы потребителей услуги профессионального спорта. Ввиду того, что профессиональный спорт изменяется вместе с развитием капитализма, важное место в нем (профессиональном спорте) уделяется интересам профессиональных групп (профессиональных спортсменов). Это происходит, так как их интересы (интере сы профессиональных спортсменов) отражают интересы капиталистического класса, ввиду того, что происходит монополизация и контроль профессиональной группой над средствами производства. Профессиональный спорт не создает стоимостей, он лишь предоставляет шоу, на которое направляются финансовые ресурсы, не находящие своей реализации в сфере материального производства, но нуждающие ся в обращении. Однако отметим, что проблема заключается не только в том, что спортсмены за деньги предоставляют свои услуги, но и при каких условиях - это многое определяет. Кто платит, какие потребности это удовлетворяет? Каковы объемы и структура выплат? Почему выплаты неравномерны? Неравенство среди спортсменов в уровне доходов очень велико, следовательно, на фоне неравенства возникают разные интересы, которыми руководствуются спортсмены . Эта про блема также обуславливается капитализмом, характеризующая профе ссиональный спорт, так как в процессе профессиональной деятельности разные спортсмены получают разную прибыль, затрачивается разное количество времени на подготовку того или иного спортивного результата. Следовательно, происходит неравномерное распределение свободного времени. Все это есть результат капиталистического устройства общества.
С точки зрения капитализма представляется важным, что спорт связан с закономерностями воспроизводства капитала, согласно которому необходимым становится периодическое направление капиталов из сферы непосредственного производства материальных благ в другие сферы, где бы капитал мог обращаться вне производства. Однако сами по себе эти тенденции как раз и создают связи между спортивными социальными структурами и капиталом. Выражаться же в ценностном мышлении людей это может по-разному в зависимости от исторического момента, особенностей общества, положения конкретных групп в обществе и других более частных обстоятельств. Однако наиболее важно отметить механизмы выработки ценностей, которые уникальны или характерны именно для спорта, как особого социального типа соревновательных отношений.
Профессиональный спорт является важным элементом современной капиталистической системы, и рассмотрение его в русле профессионализации позволяет нам анализировать профессиональный спорт, как элемент профессиональной деятельности в ракурсе товарно-денежных отношений. Последнее является важным для понимания сущности происхождений тех или иных ценностных ориентаций в профессиональном спорте.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сказать, что профессиональный спорт является продуктом капиталистического общества, и рассмотрение его вне капиталистиче ской системы отношений будет являться ошибкой. Профессиональный спорт в отличие от спорта, находится в рамках не только физической активности, но и в рамках коммерческой деятельности, что говорит о его неравномерном распределении труда, следовательно, и досуга. Профессиональный спорт в историческом контексте появляется раньше, чем любительский спорт. Это обусловлено тем, что профессиональных спортсменов в XIX века выставляли на соревнования представители аристократического класса в качестве подтверждения своего имени и социального статуса (теория демонстративного поведения Т.
Веблена). Однако существует и другое суждение, согласно которому спорт представляет собой самостоятельную форму жизнедеятельности. В данном случае, появляется свободное время, спортом занимаются ради удовольствия, а не за деньги.
Профессиональный спорт принимает форму услуги, удовлетворяющей потребности различных субъектов. Такими субъектами выступают болельщики - потребители зрелища как услуги со стороны профессиональных спортсменов, спонсоры, которые являются в отношении профессиональных спортсменов их работодателями и наконец, сами профессиональные спортсмены, которые выбрали профессиональный спорт в качестве своей профессии. На этом фоне у субъектов отношений профессионального спорта возникают различные формы ценностей, которые они ожидают получить от профессионального спорта. Данные ценности вышеуказанных субъектов, имеющих отношение к профессиональному спорту, проявляются в их действиях в отношении профессионального спорта.
Исходя из вышеуказанного положения, опираясь на методологию изучения ценностей М. Рокичем, следует сказать, что практики ценностных отношений являются составляющими совокупность всего общества. Экстраполируя эту идею на наше исследование, можно сказать, что данные отношения со ставляют совокупность не всего общества в целом, а группы людей, имеющих отношение в качестве потребителей или производителей профессионального спорта. Изучая отношение людей к профессиональному спорту, особое внимание нужно уделить его капиталистиче ской природе в ключе системной характеристики. Социальные отношения в профессиональном спорте существуют и реализуются только как социальные практики или социальные действия. В этом ключе особо важной со ставной частью отношений выступает содержание самих отношений, таким содержанием являются ценности субъектов отношений. Одной из важных характеристик социальных практик профессионального спорта является его капиталистический характер.
Профессиональные спортсмены воспроизводят систему капиталистических ценностей общества в своих социальных практиках, в частности, в самих спортивных состязаниях. Результаты проведенного автором социологического исследования свидетельствуют о том, что современные профессиональные спортсмены в большей степени озабочены своей материальной выгодой и в меньшей - моральной составляющей этой выгоды. Другими словами, можно сказать, что система буржуазных ценностей становится теперь не только частью общественных ценностей, но и частью личностных ценностей профессиональных спортсменов.
Появление ценностей является продуктом общественной жизнедеятельности. Формирование ценностей личности напрямую связанно с устройством общества, в котором проживает данная личность. Ценности, в первую очередь являются продуктом общественных отношений, продуктом взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Именно общество формирует набор ценностей, которыми руководствуется тот или иной индивид. Мышление человека таково (и в ценностно-оценочной части), что все его формы социально опосредованы. Никто не приобретает мышление без контакта с другими людьми, хотя, как способность мышление является врожденным качеством. Однако пользуются мышлением люди индивидуально, т.е. на основе опыта конкретной личности. Это касается всех функций и сторон мышления, в том числе и способности ценностного отношения к миру. Поэтому, ценности представляются как внешние (общественные) конструкции, которые осваиваются индивидами (по- разному).
Также необходимо отметить, что для понимания структуры ценностей личности следует изучать ее ценностные ориентации, которые отражают содержание личностных и общественных ценностей, проявляющихся в поведении индивида. В делении на личные и общественные ценности выражается противоречие общественной и индивидуальной значимости предметов и явлений.
Ценности всегда раскрываются через отношение человека к окружающему миру. Можно отметить его тройственность: познавательное отношение, ценностное отношение, практическое отношение. Именно ценностное отношение и выдаёт связь с потребностями. Но в отношении потребности каждая вещь выявляет свою полезность, это то ее свойство, которое может удовлетворять человеческую потребность. Но полезность еще не ценность. Ценно сть появляется как действительный способ удовлетворения потребно сти. Это своего рода актуальная полезность. Полезность извлекается из вещи, а ценностями индивиды наделяют данную вещь.
Однако, существуют разные потребности, например, витальные (жизнь) и вторичные (культура), или как у Маркса - потребности данные от природы, и потребности созданные человеком (как средства удовлетворения природных потребностей). Есть и классификация полезности (например, положительная, отрицательная). Отсюда уже вытекает и структур а ценностей. Также, важен вопрос соотношения ценностей и целей. Причем, одна и та же вещь может в одном случае выступать целью, а в другом - ценностью. Всё зависит от отношения, в котором она находится. Ценность может быть всем, но лишь в определенных отношениях и условиях. Далее, ценности часто рассматривают в контексте мотивации, но отождествлять данные понятия ошибочно. Тем не менее, можно обратиться к точке зрения М. Вебера, у которого ценности - это просто ^рационализированные цели при рационализированных средствах. Но можно следовать и мнению Т Парсонса, который утверждал, что ценностные ориентации отличны от мотивационных ориентаций. В любом случае, важно отличать моральные ценности от других ценностей и целей. Для ценностей соотношение со средствами будет иным, чем у целей. Цель предполагает наличие предмета потребности в нашем сознании. Ценность, помимо этого, еще включает аргументацию, обоснование. Но некоторые считают, что как раз, наоборот, в ценности акцент с цели смещается на средство.
Переходя от природы ценностей к ценностным ориентациям, отметим, что они выступают как социальная система норм и мотивов поведения той или иной личности, т.е. ценности как побуждения к действию. Система ценностных ориентаций содержит в себе различные группы ценностей, которые в свою очередь образуют внутреннее ядро культуры личности и культуры общества. Таким образом, в социологиче ском ракурсе роль ценностных ориентаций выступает в жизнедеятельности человека одним из важных средств выбора поведения людей. В социологии при изучении ценностных ориентаций личности упор делается на влияние социальных установок общества и внутренних мотивов поведения личности.
Таким образом, можно сказать, что ядро сложной структуры личности содержит в себе общественные нормы и личностные установки, которые определяют действия индивида в конкретных социальных ситуациях жизнедеятельности . Основные ценностные ориентации в профессиональном спорте напрямую или косвенно связанны с системой ценностей капиталистического общества. Ценности отражают общественную систему не прямо, а опосредованно и искаженно. Это значит, что даже если мы сведем капиталистическую систему к ее наиболее существенному отношению - эксплуатации наемного труда путем извлечения прибавочной стоимости, это не значит, что в сознании общества эта ценность будет выступать со всей ясностью как высшая. Жизнь всегда представляет собой высшую ценность, правда, в зависимости от общественных отношений эта ценность представляется людям в различном виде, а значит, она (данная ценность) может занимать любое место в ценностной иерархии . Сама иерархия и существует как последовательный перечень соображений и аргументов, к которому прибегает человеческое сознание в ситуации принятия решений. В теории же при капитализме чаще обращаются к ценностям свободы и справедливости, а не человеческой жизни. Так, на систему ценностей влияют свойства общественной системы капитализма, но влияют опосредованно, превращаясь на практике во множественные различия установок и ориентаций, часто в связи с положением по отношению к капиталу (и доступу к нему). Доход и деньги выступают значимыми установками в силу того, что только с их помощью в условиях капитализма можно обеспечить удовлетворение основных потребностей - и это общий момент для всех. Объективно они нужны всем, но отношение к ним, к способам их получения и пр. может варьироваться. Тем более это понятно, если речь идет о спорте как о средстве получения дохода.
Рассмотрение профессионального спорта с позиции капиталистической системы ценностей делает возможным говорить о том, что базовой целью профессионального спорта является демонстрация зрелища. Целью профессиональных спортсменов является получение дохода, а уже далее по способам и средствам (в частности, кто обеспечивает доходом, как и т.д.) он может варьироваться у спортсменов. Профессиональный спортсмен постоянно должен воспроизводить то поведение на спортивной арене (для игровых видов спорта), которого от него требуют группы потребителей услуги профессионального спорта. Ввиду того, что профессиональный спорт изменяется вместе с развитием капитализма, важное место в нем (профессиональном спорте) уделяется интересам профессиональных групп (профессиональных спортсменов). Это происходит, так как их интересы (интере сы профессиональных спортсменов) отражают интересы капиталистического класса, ввиду того, что происходит монополизация и контроль профессиональной группой над средствами производства. Профессиональный спорт не создает стоимостей, он лишь предоставляет шоу, на которое направляются финансовые ресурсы, не находящие своей реализации в сфере материального производства, но нуждающие ся в обращении. Однако отметим, что проблема заключается не только в том, что спортсмены за деньги предоставляют свои услуги, но и при каких условиях - это многое определяет. Кто платит, какие потребности это удовлетворяет? Каковы объемы и структура выплат? Почему выплаты неравномерны? Неравенство среди спортсменов в уровне доходов очень велико, следовательно, на фоне неравенства возникают разные интересы, которыми руководствуются спортсмены . Эта про блема также обуславливается капитализмом, характеризующая профе ссиональный спорт, так как в процессе профессиональной деятельности разные спортсмены получают разную прибыль, затрачивается разное количество времени на подготовку того или иного спортивного результата. Следовательно, происходит неравномерное распределение свободного времени. Все это есть результат капиталистического устройства общества.
С точки зрения капитализма представляется важным, что спорт связан с закономерностями воспроизводства капитала, согласно которому необходимым становится периодическое направление капиталов из сферы непосредственного производства материальных благ в другие сферы, где бы капитал мог обращаться вне производства. Однако сами по себе эти тенденции как раз и создают связи между спортивными социальными структурами и капиталом. Выражаться же в ценностном мышлении людей это может по-разному в зависимости от исторического момента, особенностей общества, положения конкретных групп в обществе и других более частных обстоятельств. Однако наиболее важно отметить механизмы выработки ценностей, которые уникальны или характерны именно для спорта, как особого социального типа соревновательных отношений.
Профессиональный спорт является важным элементом современной капиталистической системы, и рассмотрение его в русле профессионализации позволяет нам анализировать профессиональный спорт, как элемент профессиональной деятельности в ракурсе товарно-денежных отношений. Последнее является важным для понимания сущности происхождений тех или иных ценностных ориентаций в профессиональном спорте.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сказать, что профессиональный спорт является продуктом капиталистического общества, и рассмотрение его вне капиталистиче ской системы отношений будет являться ошибкой. Профессиональный спорт в отличие от спорта, находится в рамках не только физической активности, но и в рамках коммерческой деятельности, что говорит о его неравномерном распределении труда, следовательно, и досуга. Профессиональный спорт в историческом контексте появляется раньше, чем любительский спорт. Это обусловлено тем, что профессиональных спортсменов в XIX века выставляли на соревнования представители аристократического класса в качестве подтверждения своего имени и социального статуса (теория демонстративного поведения Т.
Веблена). Однако существует и другое суждение, согласно которому спорт представляет собой самостоятельную форму жизнедеятельности. В данном случае, появляется свободное время, спортом занимаются ради удовольствия, а не за деньги.
Профессиональный спорт принимает форму услуги, удовлетворяющей потребности различных субъектов. Такими субъектами выступают болельщики - потребители зрелища как услуги со стороны профессиональных спортсменов, спонсоры, которые являются в отношении профессиональных спортсменов их работодателями и наконец, сами профессиональные спортсмены, которые выбрали профессиональный спорт в качестве своей профессии. На этом фоне у субъектов отношений профессионального спорта возникают различные формы ценностей, которые они ожидают получить от профессионального спорта. Данные ценности вышеуказанных субъектов, имеющих отношение к профессиональному спорту, проявляются в их действиях в отношении профессионального спорта.
Исходя из вышеуказанного положения, опираясь на методологию изучения ценностей М. Рокичем, следует сказать, что практики ценностных отношений являются составляющими совокупность всего общества. Экстраполируя эту идею на наше исследование, можно сказать, что данные отношения со ставляют совокупность не всего общества в целом, а группы людей, имеющих отношение в качестве потребителей или производителей профессионального спорта. Изучая отношение людей к профессиональному спорту, особое внимание нужно уделить его капиталистиче ской природе в ключе системной характеристики. Социальные отношения в профессиональном спорте существуют и реализуются только как социальные практики или социальные действия. В этом ключе особо важной со ставной частью отношений выступает содержание самих отношений, таким содержанием являются ценности субъектов отношений. Одной из важных характеристик социальных практик профессионального спорта является его капиталистический характер.
Профессиональные спортсмены воспроизводят систему капиталистических ценностей общества в своих социальных практиках, в частности, в самих спортивных состязаниях. Результаты проведенного автором социологического исследования свидетельствуют о том, что современные профессиональные спортсмены в большей степени озабочены своей материальной выгодой и в меньшей - моральной составляющей этой выгоды. Другими словами, можно сказать, что система буржуазных ценностей становится теперь не только частью общественных ценностей, но и частью личностных ценностей профессиональных спортсменов.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УСПЕШНЫХ И НЕ УСПЕШНЫХ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и
ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



