Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЕННО-МОРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНГЛИИ И РОССИИ В1915 -1916 ГГ.

Работа №66766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Предпосылки к складыванию военно-морского сотрудничества.
Военно-морская конвенция 1914 года 8
Глава II. Военно-морское взаимодействие на Балтийском море 18
Глава III. Военно-морское взаимодействие на Севере России 30
Заключение 42
Список источников и литературы 44


В последнее десятилетия исследование Первой Мировой войны в нашей стране заметно активизировалось. Это связано как с недавно прошедшим столетием с момента начала этого вооружённого конфликта, так и с обновлением методологической базы исторической науки в нашей стране и открытием новых источников по данному вопросу.
В настоящее время, в связи с возвращением России на лидирующие позиции в мировой политике и проведением военных акций в далёком зарубежье (в том числе с применением военно-морских сил), становится вновь актуальным вопрос о военном взаимодействии в борьбе с общим врагом. Обращение к примерам прошлого (в особенности относительного такого масштабного конфликта, как Первая Мировая война) видится более чем актуальным в настоящее время.
Исследование ограничено временными рамками 1915 - 1916 годы по нескольким причинам:
1. 1915 - 1916 годы - наиболее активная и продуктивная фаза
взаимодействия.
2. Непосредственные контакты наладились только к 1915 году.
3. Указанный временной промежуток совпадает с временем деятельности военно-морского агента при Ставке Ричарда Филлимора.
4. После Февральской Революции взаимодействие постепенно сходит на нет.
Основной целью данной работы является сравнение военно-морского сотрудничества Великобритании и России в районе Белого и Баренцева морей и на Балтийском море. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление с литературой, посвящённой данной теме
2. Ознакомление с архивными и эпистолярными источниками
3. Установление особенностей взаимодействия двух стран в обозначенных регионах
Историография данного вопроса в отечественной литературе на всём протяжении (начиная непосредственно с конца Первой Мировой войны вплоть до второго десятилетия XXI века) носила довольно обрывочный характер. К рассматриваемому нами сюжету обращались довольно редко, и сам сюжет не был самоцелью для исследователей. В 20 - 30-х годах выходит целый ряд исследований, посвящённый опыту Первой Мировой войны в вопросах применения тех или иных образцов военной техники. Например, в 1939 году в Военно-морском издательстве НКВМФ СССР вышла книга А.В.Томашевича "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915 гг"1. В этом труде, помимо прочего, даётся подробный анализ действий союзнической подводной эскадры на Балтике в указанный период.
Экономические стороны сотрудничества также затрагивались в эти годы, но под призмой прохладных отношений с Западом и споров вокруг долгов царского правительства, накопленных в течение Мировой войны. Критика на идеологическом уровне держав Антанты мешала объективно освятить связи, существовавшие между правительствами и военными министерствами. Так, уже после подписания Брест-Литвского мирного договора в 1918 году выходит книга М.П.Керженцева "Союзники и Россия" .
После Второй Мировой Войны в нашей стране выходит целый ряд работ, посвящённых дипломатическим аспектам отношений с союзниками в рассматриваемый период. Особое положение среди них занимают труды А.В.Игнатьева, который, в частности, в своих монографиях 1966 года
"Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции" и 2000 года "Внешняя политика России, 1907 - 1914 гг" рассматривает
политические аспекты сотрудничества двух держав, а также предпосылки к складыванию союзнических отношений Великобритании и России.
Сотрудничество на Севере России в трудах отечественных историков раскрыто полнее, чем на Балтийском море. Однако взаимодействие союзников по Антанте рассматривается в качестве прелюдии к иностранной интервенции 1918 - 1919 годов. Привязанные к определённой
идеологической цели (особенно в советское время), эти исследования во многом носили поверхностный характер, поскольку были второстепенными по отношению к сюжетам, связанными с высадкой бывших союзников в Мурманске и Архангельске и последующими боевыми действиями. Однако следует особенно отметить статью ленинградского историка Столяренко М.А. «Англо-русские военно-морские соглашения о северных портах России в годы Первой Мировой войны» , в которой наиболее полно в отечественной историографии раскрыта суть взаимодействия двух великих держав в этом регионе.
Настоящий всплеск интереса к Первой Мировой войне и к англо-русским военно-морским отношениям в частности состоялся в последнее десятилетие в связи с надвигающимся столетним юбилеем её начала. В этот период было опубликовано несколько работ, посвящённых непосредственно данной теме, различным её аспектам. Так, Ю.В. Луневой было проведено исследование, касающееся обстоятельств подписания англо-русской военно¬морской конвенции . Отдельное внимание стоит уделить работам Емелина А.Ю. и Козлова Д.Ю. , которые рассматривали непосредственно различные сюжеты в рамках заявленной темы. Также нельзя не упомянуть исследование Гребенщиковой, посвящённое действиям британских подводных лодок на Балтийском море.
Зарубежные историки практически не обращались к данному сюжету. Некоторые данные о действиях британских подводников на Балтике и Арктической флотилии на Севере России можно встретить в объёмном труде Г. Вильсона «Линкоры в бою» и Г. Ньюболта «The Naval History of the Great War» . Что же касается описания деятельности официальных военно¬морских представителей Великобритании в России, то здесь стоит отметить работы русиста Майкла Хьюза11. Однако характерно, что автор уделяет внимание не военному взаимодействию и роли в нём британских офицеров, а их сообщениям относительно положения дел в царской семье и в России на пороге революции.
Архивные источники главным образом представлены в РГАВМФ. Документы этого архива позволяют взглянуть на официальную сторону взаимодействия, рассмотреть те события, которые не были описаны в исторической науке в предыдущие годы. Так, впервые в научный оборот вводится комплекс документов, связанных с пребыванием в России военно-морского агента при Ставке, вице-адмирала Ричарда Филлимора. Мемуары представлены воспоминаниями британского военно-морского офицера Руперта Стэнли Гвоткина-Уильямса «Under The Black Ensign» , в которых достаточно подробно показана повседневная жизнь британского личного состава на Севере России и их отношение к русским союзникам. Также следует отметить воспоминания русского представителя при британском Гранд Флите Г.К. фон Шульца , отличающиеся высокой степенью объективности и чёткости в изложении.
Глава I. Предпосылки к складыванию военно-морского
сотрудничества. Военно-морская конвенция 1914 года
Со времён Крымской войны Англия рассматривалась военно-морскими элитами России как главный соперник на море. Постоянное внешнеполитическое напряжение, связанное с осложнением положения на Балканском полуострове, а также столкновением интересов двух великих держав на Ближнем Востоке, заставляло принимать во внимание угрозу со стороны английского Гранд-Флита при составлении планов развёртывания Балтийского флота в случае войны. Особенно положение ухудшилось после Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Тогда Англию рассматривали наиболее вероятным противником в грядущей войне, несмотря на русско- французское и англо-французское сближение. Любопытно, но именно после Русско-Японской войны военно-морские круги Великобритании, в свою очередь, полностью переориентируются на германскую угрозу в связи с амбициозными планами главы кайзеровского флота Альфреда Тирпица().
В начале 10-х годов XX века стало очевидным, что в грядущей мировой войне Англия примкнёт к Франции. К 1911 году была завершена масштабная реформа российского военно-морского ведомства . Одним из её результатов стало налаживание взаимодействия Морского министерства с внешнеполитическими органами. Так, Морской Генеральный Штаб (МГШ) очень часто ориентировал высшее руководство страны во флотских делах при принятии тех или иных внешнеполитических решений. Его специалисты участвовали в разработке международно-договорных документов . Кроме того, МГШ руководил работой военно-морских агентов, находившихся за границей и снабжавших Санкт-Петербург разнообразной информацией о положении дел во флотах других держав .
В 1912 году Россия и Франция подписали военно-морскую конвенцию, согласно которой флоты и Адмиралтейства обеих стран обязывались наладить сотрудничество в вопросах технического обеспечения, совместной координации усилий против общего противника. В том же году Англия и Франция заключили аналогичную конвенцию, преследовавшую те же цели. Естественно, встал вопрос о подписании договора между Англией и Россией для окончательного скрепления «сердечного согласия». Весной 1912 года император Николай II дал указания министру иностранных дел
С.Д.Сазонову искать сближения с Англией по военно-морским вопросам. Во время своего визита в Великобританию министр поднимал вопрос «о некоторой помощи со стороны британского флота» . Решительный ответ дан не был. Великобритания в случае общеевропейской войны опасалась посылать свой флот в Балтийское море, поскольку в случае оккупации Германией Дании и перехода под их контроль Бельтских проливов он рисковал попасть в капкан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В 1917 году Российская Империя исчезла с политической карты мира. Ей на смену пришла Советская Россия, которая уже почти через полгода после Октябрьского Переворота находилась фактически в состоянии войны с бывшими союзниками по «Сердечному Согласию». На Севере, в Мурманске и Архангельске, высаживались англо-американские (преимущественно) десанты, а в акватории Балтийского моря Ройял Нэви противостоял совсем ещё молодому красному Балтфлоту.
Англо-русское военно-морское взаимодействие, несмотря на недостаточный масштаб, оказал сильное влияние на обе стороны. Что касается России, то это влияние оказалось двояким, в то время как Великобритания при минимуме затрат получила максимум бенефиций впоследствии.
Итак, в результате проведённой работы были сделаны следующие выводы:
1. Взаимодействие на Севере России и на Балтийском море различалось в значительной степени. Это объясняется разной стратегической ценностью для союзников вышеозначенных регионов.
2. Слабо развитое сотрудничество на Балтике вкупе с пассивностью Ройял Нэви в данном направлении стало одной из причин поражения Балтийского флота осенью 1917 года.
3. Значительное проникновение британских военно-морских чинов в административный аппарат Севера России во многом предопределил успешное начало интервенции в 1918 году.
Поскольку данное исследование было проведено в основном с опорой на российские источники, можно говорить о том, что использование британских архивов должно пролить свет на многие аспекты военно-морского взаимодействия. Например, ввод в научный оборот британских документов, связанных с пребыванием в России вице-адмирала Ричарда Филлимора, должен раскрыть многие аспекты сотрудничества двух стран и осветить «тёмные пятна» в истории его поездок по фронтам. В связи с этим отчётливо проглядываются перспективы в расширении источниковой базы данного исследования для составления ещё более полной картины военно-морского сотрудничества России и Великобритании.
Привлечение мемуарных источников как русского, так и британского происхождения позволяет в дальнейшем развить имагологическую составляющую исследования, учитывая актуальность имагологии как смежной исторической дисциплины в нынешнее время. Раскрыть образ России и русских моряков у британских офицеров (и наоборот) позволит также более глубоко понять особенности военно-морского взаимодействия двух стран, взглянуть не только на техническую составляющую этого исторического сюжета.



I. Источники.
Архивные источники:
1) РГАВМФ. Ф.1135. Управление главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря.
2) РГАВМФ. Ф.378. Флотилия Северного Ледовитого океана.
3) РГАВМФ. Ф.418. Морской Генеральный Штаб.
4) РГИА. Ф.1276. Совет Министров. Особые журналы заседаний. Август 1915. №4230 - 4296.
Мемуары:
1) Gwatkin-Williams R.S. Under the Black Ensign. London, 1922. 266 p.
2) Records by Admiral of the Fleet, Lord Fisher. London, Hodder and Stoughton, 1919. 280 p.
3) Бубнов А.Д. В царской ставке. СПб, 1995. 168 с.
4) Григорович И.Е. Воспоминания бывшего морского министра. Кронштадт, 2005. 352 с.
5) Шеер Р. Германский флот в мировую войну. М. - Л.:, 1940. 337 с.
6) Шульц Г.К. С английским флотом в мировую войну: Воспоминания представителя русского флота при английском Гранд Флите. СПб., 2000. 92 с.
II. Литература.
Монографии:
1) Hughes M. Inside the Enigma: British officials in Russia, 1900-1939. London, 1997. 336 p.
2) Newbolt H. J. A naval history of the war, 1914-1918. London, 1920. 350 p.
3) ВильсонX. Линкоры в бою. 1914-1918 гг. М.,2002. 432 с.
4) Игнатьев А.В. Внешняя политика России,1907 - 1914. М., 2000. 231с.
5) Игнатьев А.В. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции. М., 1966. 400с.
6) Керженцев М.П. Союзники и Россия. М., 1918. 80 с.
7) Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действия флота в Первой Мировой войне (1914 - 1917). М., 2013. 536 с.
8) Назаренко К.Б. «Мозг» флота России. СПб., 2006. 213 с.
9) Нахтигаль Р. Мурманская железная дорога (1915 - 1919
годы): военная необходимость и экономические соображения. СПб., 2011. 320 с.
10) Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914 - 1915 гг. М., 1939. 303 с.
Статьи:
1) H. G. Thursfield. Phillimore, Sir Richard Fortescue (1864-1940) [Электронный ресурс]// Oxford Dictionary of National Biography, 2004. URL:
http: //www.oxforddnb .com/view/article/35510.
2) Hughes M. 'Revolution Was in the Air': British Officials in Russia during the First World War// Journal of Contemporary History. Vol. 31. №1. P.75 - 97.
3) Гребенщикова Г.А. Британские подводные лодки типа “E” на Балтике 1914 - 1918//Гангут. Вып. 28 - 29. 2001. С.34 - 48.
4) Ежов М.Ю. Один из мифов о крейсере «Магдебург»//Вопросы истории. 2007. №2. С.152 - 156.
5) Емелин А.Ю. Военно-морские агенты России//Морской сборник. 2007. №2. С.64 - 70.
6) Емелин А.Ю. Научно-технические аспекты взаимодействия
русского и британского флотов. 1914 - 1917//Военно-
исторический журнал. 2007. №7. С.44 - 46.
7) Емелин А.Ю., Бочаров А.А. Легенды крейсера «Магдебург»//Цитадель. 2002. №10. С.33 - 44.
8) Жалнин Д.Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику//Европейский Север в судьбе России. XX век. Мурманск, 2006. С.60 - 65.
9) Завьялов И.В. Российские морские агенты о подводном кораблестроении за рубежом в канун Первой Мировой войны// Гангут. Вып. 58. 2010. С.61 - 80.
10) Залесский Н.А. Флот Русского Севера в годы Первой
Мировой и Гражданской войн//Летопись Севера. Т.6. М.,
1972. С.130 - 161.
11) Козлов Д.Ю. Вклад Российского флота в коалиционные усилия Антанты//Великая война 1914 - 1918. Вып. 3. М.,2013. С.12 - 121.
12) Козлов Д.Ю. К вопросу об организации и результатах военно-морского сотрудничества России с Францией и Великобританией накануне Первой Мировой войны (1911 - 1914)//Великая война 1914 - 1918. Вып. 2. М., 2013. С.5 - 17. 

конвенция//Морской сборник. 1929. №2. С.60 - 67.
14) Лунева Ю.В. Англо-русские морские переговоры накануне Первой Мировой войны (1914 год)//Россия и Британия. Вып. 4. Связи и взаимные представления XIX - XX века. М., 2006. С.194 - 206.
15) Перев М.Б. Английские планы десантной операции на Балтике в 1914 г.//Морской сборник. 1927. №3. С.111 - 116.
16) Столяренко М.А. Англо-русские соглашения о северных портах России в годы первой мировой войны//Вестник Ленинградского университета. 1961. Вып. 2. №8. С.46-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ