Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования сформированности гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью в подростковом и юношеском возрасте 6
1.1 Исследование феномена удовлетворенности жизнью в психологии 6
1.2 Понятие гендерной идентичности 21
1.3 Основные характеристики развития в подростковом и юношеском
возрасте 25
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Описание выборки исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Процедура исследования 39
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Исследование удовлетворённости жизнью у подростков 41
3.2 Анализ данных анкеты 46
3.3 Изучение гендерной идентичности подростков 48
3.4 Анализ полученных взаимосвязей полученных результатов 52
Выводы 60
Заключение 62
Список использованных источников 63
Темой данного дипломного исследования является сформированность гендерной идентичности и удовлетворенность жизнью и в подростковом и юношеском возрасте. Тема гендера и гендерной идентичности изучается в психологии давно. Изучением этой области психологии занимались такие известные психологи, как Э.Эриксон , З.Фрейд, К.Юнг, Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин и другие. Сегодня эта тема не утратила актуальности, а, возможно, и приобрела большую значимость. Традиционно люди делятся на два пола, каждый из которых по-своему уникален. Это деление накладывает на человека, как определенные возможности, так и ограничения, а так же предполагает социальные установки, паттерны воспитания и поведения, которые влияют на различные стороны жизни в социуме. Соответственно, наличие здорового осознания и принятия своего гендера позволяет занять комфортные позиции в обществе, а так же повысить общую удовлетворённость своей жизнью. Удовлетворённость жизнью является важным компонентом психологического благополучия личности и является предметом пристального внимания специалистов разных сфер науки. В психологии этот феномен связан с такими именами, как А.Маслоу, В.Франкл, Р.Р Мэй, Е.В.Бенко и другими.
Однако, несмотря на довольно обширные знания в данных областях, у людей, в процессе формирования идентичности, порой, случаются затруднения, нарушения или отклонения, которые могут значительно усложнить, как жизнь в социуме, так и достижение удовлетворённости разными сторонами своей жизни. Несомненно, эта проблема остаётся актуальной и, вероятно, будет актуальна ещё очень долго.
Цель данного исследования заключалась в изучении взаимосвязи статуса и направленности гендерной идентичности и степени удовлетворённости жизнью у подростков и юношества.
Задачи:
1. Исследование уровня удовлетворённости жизнью.
2. Исследование гендерной идентичности.
3. Анализ взаимосвязи параметров гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью.
Объект исследования: Гендерная идентичность и сфера психологического благополучия личности.
Предмет исследования: взаимосвязь сформированности и статусов гендерной идентичности и степени удовлетворённостью жизни у подростков и юношей.
Гипотезы:
1. Удовлетворенность жизнью подростков и юношей связана со сформированостью гендерной идентичности, соответствующей принятым в социуме традиционным нормам.
2. Статусы гендерной идентичности по-разному связаны с субъективным ощущением благополучия у подростков и юношей с разным уровнем удовлетворенности своей жизнью.
Участники исследования: 100 юношей в возрасте от 14 до 18 лет.
Исследование было посвящено изучению сформированности гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью в подростковом и юношеском возрасте, а так же анализу взаимосвязей данных параметров.
В ходе работы было выяснено, что представители выборки действительно имеют различный субъективный уровень удовлетворённости жизнью, что позволило разделить выборку на три группы и взять крайние, по показателю общей удовлетворённости жизнью. В ходе анализа взаимосвязей, было выявлено, что у группы с высоким общим уровнем удовлетворённости жизнью существуют опосредованные положительные взаимосвязи между параметрами гендерной идентичности, традиционно воспринимаемой, как адекватной и параметром общей удовлетворённости жизнью. Данные взаимосвязи проходили через параметры ориентации личности на ближайшие перспективы, эмоционально-нравственные ориентиры и прагматическую направленность личности. Наличие данных связей позволило предположить, что имея традиционно адекватную идентичность, наши респонденты имели меньше сложностей в том, чтобы оставаться в рамках социальной желательности, решая текущие проблемы и задачи, характерные для того этапа развития, на котором они находились на момент участия в исследовании, что и оказывало влияние на общий уровень удовлетворённости жизнью. Что же касается группы с низким уровнем удовлетворённости жизнью, у них данные связи отсутствовали, что позволяет предположить, что идентичность, не соответствующая традиционно принятым нормам создаёт помехи для успешного решения текущих задач, что и влияет на общий уровень удовлетворённости жизнью.
Полученные результаты могут быть использованы, как для дальнейшего, более полного и глубокого изучения данной проблемы, так и могут быть полезными в работе с подростками с нарушениями гендерной идентичности и низким самоощущением удовлетворённости жизнью.
1. Аргайл М. Психология СЧАСТЬЯ — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с: ил..
2. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворённости жизнью: измерение и интегральные показатели. — Мониторинг общественного мнения № 4(76), октябрь - декабрь 2005.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.// Вопросы психологии, № 1, 1989.
4. Бенко Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвящённых исследованию благополучия. Челябинск. УДК 159.923.2.07+316.6 ББК Ю994
5. Берн Шон «Гендерная психология». М.: 2002
6. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симф.2001.
7. Антология гендерных исследований. Сб.пер./ Сост. и комментарии. Е.И. Гаповой и А.Г. Усмановой. - Мн.: Пропилен, 2000. - 384 с.
8. Галиахметова Л. И. Психология личности
9. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. Изд. «Институт психологии РАН». М., 2013.
10. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург. Рама Паблишинг,2010.
11. Ильин Е.П. Пол и Гендер. Питер; СПб; 2010.
12. Карабанова О.А. Возрастная психология. М., 2005.
13. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
14. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978 — 367с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
16. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Проблема гендерно-половой идентичности. Екатеринбург РГППУ 2014.
17. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.
18. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Спб 2002.
19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. 2001
20. Фролов Ю.И Психология подростка хрестоматия. Российское педагогическое агенство. М., 1997.
21. Фетискин Н.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова.2015.
22. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.:2007