Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мода в условиях общества потребления (на примере российского рынка органической косметики)

Работа №66752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению моды в условиях общества потребления 10
§1. Социологический анализ общества потребления 10
1.1 Концептуальная модель общества потребления 10
1.2 Особенности общества потребления в России 17
§2. Этичное потребление как одна из современных потребительских практик 23
§3. Эволюция основных социологических концепций моды 27
Глава II. Современный рынок органической косметики 35
§1. Специфика российского рынка органической косметики 35
§2. Мода на потребление органической косметики в России 43
§3. Эмпирическое исследование потребителей органической косметики . .. 47
Заключение 64
Список литературы 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85


Во второй половине ХХв. в жизни многих мировых сообществ начали происходить изменения, которые ознаменовали собой наступление эпохи «общества потребления», для которой характерно возведение потребления в культ, ускорение его темпов, превращение сферы потребления в пространство циркуляции нереференциальных знаков. Общество потребления наделило своеобразной логикой развития всю социальную систему, и каждая подсистема стала работать на благо воспроизводства целого. Трансформация, которой сопровождался новый период, коснулась и сферы моды, что привело к изменению механизма ее функционирования и приходу новой концепции, объясняющей ее. В ответ на появление массового производства, развитие маркетинговых инструментов, нарастание темпов социальных изменений, повышение мобильности социальных структур мода вышла на новый уровень. Она начала наращивать свое влияние в качестве одной из довлеющих структур и подчинила себе индустрию. Товаропроизводителям пришлось оперативно реагировать на появление новых трендов, чтобы соответствовать новым ценностям, производимым индустрией моды. Одним из подобных трендов, трансформировавшим индустрию и принесшим новые ценности, стал глобальный экотренд.
Глобальный экотренд возник в 60-е гг. ХХв. на Западе как реакция на недобросовестные практики крупных корпораций, загрязняющих окружающую среду. Постепенно он начал распространять свое влияние на различные сферы, в том числе сферу производства косметической продукции. Так, в ответ на реакцию со стороны потребителей, структура косметического рынка стала меняться, в нем образовался сегмент, представляющий собой специфический рынок органической косметики. Однако дальнейшая динамика развития и расширение данного рынка обязаны воздействию моды и средств массовой информации. Через воздействие моды и посредством иных каналов тренд на потребление органической косметики подхватила в начале XXI в. и Россия.
Однако отсутствие в России необходимого фундамента для полноценного формирования рынка органической косметики в виде высокого уровня этичного потребления граждан и законодательного регулирования данной сферы привело к тому, что рынок начал функционировать в условиях, отличных от Запада. В России он стал в основном отражением специфики функционирования и динамики индустрии моды на современном этапе. Этичное потребление - это модель потребительского поведения, в соответствии с которой поведение потребителя определяется нравственными факторами. К этичным потребительским практикам можно отнести отказ от продукции, тестируемой на животных, бойкотирование продукции производителей, нарушающих права работников и дискриминирующих отдельные социальные группы, и другие. Потребление органической косметики в развитых постиндустриальных странах является одним из ярких примеров развития практик подобного этичного потребления. В России же потребление органической косметики стало не столько способом реализации одной из этичных практик потребительской активности, сколько способом конструирования собственной идентичности через потребление социального образа, построенного вокруг органической продукции. Тем самым индивид получает возможность обособить себя от остальной массы потребителей, продемонстрировать знание новых трендов и соответствие им, а также ценностям и символам современной моды. Начала происходить подмена ценностей этичного потребления, а также их «симуляция». Данная ситуация тем не менее не мешает расширению рынка и не снижает готовность потребителей переплачивать за не представляющую для них реальной ценности этичность. Такое несоответствие ценностей потребителей тем ценностям, которые на самом деле несет в себе потребление органической косметики, вызывает вопрос о том, что же на самом деле влияет на потребление в России, каковы реальные ценностные ориентации отечественных потребителей и насколько они этичны.
Данная тематика не является широко изученной в рамках современной отечественной экономической социологии, также нет достаточного количества эмпирических исследований по данной теме. Таким образом, актуальность работы объясняется тем, что группа потребителей, являющихся носителями ценностей и фактором формирования и развития рынка органической косметики, до сих пор остаются малоизученной. Что и обусловило необходимость экономико¬социологического анализа данной группы, мотивации ее поведения в сфере потребления, особенностей формирования рынка органической косметики в России, а также, на этой основе, возможность анализа, постижения специфики формирования отечественной индустрии моды в условиях сложных и многообразных процессов становления общества потребления в России.
Научная литература о влиянии специфики моды, процессов ее формирующих, на потребление органической косметики написана, в основном, современными зарубежными исследователями. Низкая степень изученности данной проблематики в России может быть связана с тем, что в России только зарождается этичный потребитель, одной из практик которого является потребление органической косметики. Но в связи с тенденцией данного рынка к росту представляется необходимым изучение участвующих на нем потребителей, их ценностей, а также в целом моды на потребление органической косметики в России.
Анализируя степень разработанности тематики исследования, можно также сказать, что разные авторы внесли значительный вклад в описание особенностей современной моды и модной индустрии. Механизм функционирования моды в условиях общества потребления описал Ж.Бодрийяр в работе «Символический обмен и смерть». Опираясь на его подход, отечественный исследователь в области социологии моды Л.И.Ятина в работе «Мода глазами социолога» предложила собственную концепцию индустрии моды, адекватную логике современного общества. Понять, как зарождались первые социологические концепции моды, которые отражали специфику общества до ХХв., можно посредством работ Г.Тарда («Законы подражания»), Г.Зиммеля («Мода») и Г.Спенсера. Процесс становления индустрии моды как ярчайшего примера проявления феномена демонстративного потребления описали в своих трудах Т.Веблен («Теория праздного класса») и В.Зомбарт. Основные принципы функционирования индустрии моды с середины ХХв. и до его конца описали Г.Блумер и П.Бурдье, а также российский социолог А.Б.Гофман.
Проблематикой общества потребления, его становления и развития в России также занимался целый ряд авторов. Сам термин «общество потребления» был введен Э.Фроммом в его работе «Иметь или быть?». Но возросшая популярность данного термина связана с именем французского социолога Ж.Бодрийяра («Общество потребления. Его мифы и структуры»). Об обществе потребления пишут и отечественные исследователи, например, авторы коллективной монографии по экономической социологии под редакцией Ю.В.Веселова и А.Л.Кашина выделяют этапы его становления, а также тенденции, которые привели к его формированию. О специфике российского общества потребления и его развитии пишет В.И.Ильин («Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность»).
Исходя из результатов предварительного анализа специфики отечественного рынка органической косметики, а также отсутствия фундамента, необходимого для формирования группы этичных потребителей, в данной работе выдвигается гипотеза о неэтичности ценностных ориентаций, влияющих на потребление органической косметики.
Объектом исследования является рынок органической косметики в России как отражение специфики функционирования моды в условиях общества потребления, предметом - ценностные ориентации потребителей, влияющие на их вовлеченность в потребление данной продукции.
Цель работы заключается в анализе специфики российского рынка органической косметики как примера функционирования индустрии моды в условиях становления общества потребления в России. Для достижения поставленной цели предполагается решение конкретных задач:
1. Проанализировать подходы зарубежных и отечественных авторов к анализу общества потребления и описания его специфики;
2. Рассмотреть основные концепции исследования моды в их логической исторической последовательности, на их основе проанализировать особенности функционирования индустрии моды;
3. Осуществить анализ особенностей российского рынка органической косметики в связи с проблемами и возможностями формирования этичного потребления;
4. Исследовать основные социальные и институциональные факторы, влияющие на развитие российского рынка органической косметики.
Методы исследования, которые применены в данной работе:
1. Анализ основных теоретических подходов к исследованию общества потребления, а также функционированию индустрии моды в его условиях.
2. Вторичный анализ данных существующих эмпирических исследований, соответствующих тематике работы.
3. Сравнительный анализ данных аналитических отчетов о мировом и российском рынках органической косметики.
4. Опрос потребителей органической косметики.
5. Методы анализа данных: корреляционный анализ, регрессионный анализ.
Основные результаты исследования:
1. Проанализированы подходы зарубежных и отечественных авторов к анализу общества потребления и описанию его специфики. Выполнен анализ работ современных отечественных исследователей для определения специфики общества потребления в России. Для общества потребления характерно подчинение всех сфер общественной жизни логике потребления. В России специфика данного феномена выражается в оазисном характере общества потребления (сосредоточение основных черт в больших городах) и существовании лишь малой части потребителей в условиях реального изобилия и возможностей для чрезмерного потребления.
2. Проанализировано развитие основных концепций исследования моды в их логической исторической последовательности. Также рассмотрены особенности функционирования моды на современном этапе в качестве индустрии. В отличие от первых концепций моды, для которых характерно линейное развитие, отражение модой содержания основных общественных процессов и поддержание ценностей модернизации, современную моду характеризуют полистилизм, производство новых ценностей, подчинение индустрии.
3. Проведен анализ особенностей российского рынка органической косметики как примера функционирования моды в условиях общества потребления. Российский рынок отражает такие сущностные черты функционирования индустрии моды на современном этапе, как: подчинение глобальному экотренду индустрии (что и привело к формированию социальных и институциональных особенностей исследуемого рынка), подмена этических ценностей в сфере потребления и их «симуляция», потребление как способ сконструировать собственную идентичность, обособить себя от других покупателей, продемонстрировать соответствие современным ценностям через следование модным трендам (в данном случае - потребление органической косметики), слабая развитость ценностей этичного потребления.
Проанализированы основные проблемы развития данного рынка, которые проявляются, в том числе, в низком уровне мотивации потребителей к этичному потреблению в стране и отсутствии регламентации сферы потребления соответствующими законодательными актами.
4. Проведено эмпирическое исследование российских потребителей органической косметики, их ценностей, влияющих на потребление, а также иных факторов, детерминирующих вовлеченность в потребление органической косметики. Установлено, что вовлеченность в процесс потребления органической косметики определяется определенным уровнем этической самоидентификации потребителей. Тем не менее, значительное влияние на предпочтение потребителями органической косметики по-прежнему оказывает неосознанное следование приходящим извне модным тенденциям в сфере потребления и распространение экотренда через различные медиаканалы. Это свидетельствует о противоречивости ценностных ориентаций потребителей, но также и о потенциале для дальнейшего массового распространения этичного потребления и возможностях искоренения спекулятивных практик некоторых компаний, пытающихся увеличить прибыль в основном за счет неосведомленности широких слоев населения об органической косметике, основных сертифицирующих ее организациях, органических маркировках, ингредиентах и т.д.
Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, список литературы и четыре приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы состояла в анализе специфики российского рынка органической косметики как примера функционирования индустрии моды в условиях общества потребления. Для этого были проанализированы основные теоретические подходы, раскрывающие специфику общества потребления. Также были рассмотрены основные социологические концепции моды в исторической последовательности с акцентом на специфике функционирования индустрии моды на современном этапе. На основании данных аналитических отчетов и результатов существующих эмпирических исследований, посвященных исследуемой проблематике, был проведен анализ отечественного рынка органической косметики, а также его особенностей, позволяющих расценивать его как пример функционирования моды в обществе потребления. Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено собственное эмпирическое исследование российских потребителей органической косметики, так как именно они являются фактором формирования и развития данного рынка, а также носителями определенных ценностных ориентаций.
В ходе выполнения задач в первой главе были рассмотрены основные экономико-социологические подходы к анализу потребления. Были рассмотрены идеи Т.Веблена, Г.Зиммеля. Также были изложены идеи более современных авторов, таких как П.Бурдье и Дж.Гэлбрэйт. Анализ общества потребления был представлен посредством анализа работ Ж.Бодрийяра, а также отечественных социологов. Авторы коллективной монографии по экономической социологии под ред. Ю.В.Веселова и А.Л.Кашина выделили тенденции, которые привели к появлению общества потребления, а также основные этапы его формирования. В.И.Ильин указал на особенности, присущие обществу потребления в России. В.В.Радаев выделил ряд причин, которые обусловили переход к обществу потребления.
В продолжение главы были выполнены задачи, связанные с анализом основных социологических концепций моды. Основные концепции функционирования моды были проанализированы в их логической исторической
последовательности, что обусловлено необходимостью объяснения тенденций, которые привели к становлению специфики современной моды и особенностей ее функционирования. Анализ основных социологических концепций проводился на основании классификации, предложенной современным отечественным исследователем в области социологии моды Л.И.Ятиной. Также для изучения современного этапа развития моды были проанализированы основные идеи Ж.Бодрийяра.
Для решения задач во второй главе на основании данных аналитических отчетов был проведен анализ мирового и российского рынков органической косметики, основных факторов, которые их формируют, а также проблем, существующих на них. Была также выявлена специфика моды на потребление продукции данного рынка в России. В связи с тем, что фактором формирования рынка выступили потребители органической косметики, был проведен анализ их ценностных ориентаций, а также иных факторов, потенциально способных влиять на мотивацию потребителей и потребление органической косметики. Основой для анализа послужило эмпирическое исследование, проведенное в апреле 2017 г. среди потребителей органической косметики г.Санкт-Петербург и г.Москва.
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о противоречивости ценностных ориентаций отечественных потребителей органической косметики. С одной стороны, было установлено, что потребление определяется уровнем этической самоидентификации, и с увеличением ее уровня повышается и вовлеченность в потребление. С другой стороны, неосознаваемое индивидами значительное влияние на выбор также оказывает и мода, то есть довлеющее влияние экотренда, охватывающего многие практики, на предпочтение органической косметики обычной. Такая ситуация стала возможна в силу существования нерешенных проблем в виде низкого уровня этичного потребления в стране, низкого уровня экологического сознания, а также отсутствия законодательного регулирования данной сферы. Тем не менее, сосуществование этичных и неэтичных ценностей и мотивов позволяет говорить о наличии определенного потенциала к дальнейшему распространению экологического сознания и прививания практик осознанного потребления среди широких слоев населения. Данный потенциал также определяется и тем, что преобладающие «интра-факторы», связанные с получением личных выгод от покупки органической косметики, все же свидетельствуют о том, что потребители, поддерживающие ценности здорового образа жизни и осуществляющие сопряженные с этим практики, обнаруживают большую склонность к потреблению органической косметики. Результаты исследования показали взаимосвязь между разными этичными практиками: поддержание одних этичных практик (например, практик питания) влечет за собой другие этичные практики (потребление органической косметики).
Большинство респондентов признали существование этичного потребления в России. Но дальнейший анализ результатов позволил отметить фрагментарность его проявления, приверженность данной практике крайне малой группы людей и зачаточный характер такого потребления в нашей стране. Однако, в соответствии с полученными данными, сами потребители оказались сегментированы. Представители разных социально-демографических групп обнаружили неодинаковую склонность к потреблению. Например, была замечена тенденция ее повышения с возрастом и при вступлении в брак и заведении детей.
Также было установлено, что мода все же имеет значительное влияние на потребление. Само повышение интереса к данной тематике определяется ею. Потребители, даже если со временем развивают свое экологическое сознание, приходят к выбору органической косметики неосознанно через моду и медиаканалы.
Таким образом, основная гипотеза о неэтичности ценностных ориентаций потребителей, оказывающих влияние на потребление, подтвердилась частично. Отечественный рынок органической косметики в некоторой степени представляет собой механизм функционирования моды в обществе потребления (конструирование идентичности через потребление, приобщение к ценностям современности, демонстрация знания основных модных трендов, подчинение индустрии модой), но он не представляет собой «симуляцию» в чистом виде. Происходит трансформация ценностей и их движение в сторону этичности, это свидетельствует об институционализации рынка, а также о потенциале его дальнейшего развития. При условии просвещения широких слоев населения возможно распространение практик этичного потребления, привлечение потребителей на рынок органической косметики, формирование на нем устойчивого спроса и группы лояльных потребителей, а также гарантирование защиты от спекуляции производителей «псевдоорганической» косметики на незнании потребителей.
Данное исследование представляет собой предварительный анализ проблематики этичного потребления в целом и потребления органической косметики в частности в контексте его обусловленности модой в условиях общества потребления. Результаты исследования позволяют сформулировать новые вопросы респондентам, ответы на которые можно найти посредством более глубокого анализа данных. Тем не менее, данная работа дополняет существующие данные о рынке органической косметики как примере отражения специфики функционирования современной индустрии моды и открывает перспективы для новых исследований.



1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
2. Басов А.Ю. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. 2016. С. 17-20.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика; Культурная
революция, 2006. 269 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 224 с.
6. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
7. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 40-58.
8. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
9. Глобальный рынок косметики-2014: результаты, динамика, прогнозы и
бренды // Старая крепость. URL:
http://www.cosmopress.ru/analyst/?ELEMENT_ID=194214. (дата обращения:
13.04.2017)
10. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.
11. Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций//
Социологические исследования. 2011. № 8. С.72-82. URL:
http: //ecsocman.hse. ru/data/2011/12/19/1270386284/Gurova.pdf.
12. Гурова О.Ю. Fastfashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном российском обществе // Экономическая социология. 2008. №5. С. 56-67.
13. Ефимов Е.Г. Теория роскоши Вернера Зомбарта // Научный потенциал регионов на службу модернизации. 2011. С. 236-239.
14. Заболотнов А.Ю. Общество потребления в современной России // Экономика
и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5901.
15. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. 607 с.
16. Зиммель Г. Мода. М.: Юристъ, 1996. 608 с.
17. Иванова Т.А. Модели потребительского поведения как основа маркетинговой стратегии // Вестник российского университета дружбы народов. 2012. №2.
С. 110-118. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_17660294_81007058.pdf.
18. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России. Социология. Этнология. 2005. № 2. С. 3-40.
19. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.
20. Ким М.А. Роль симулякра в современной культуре // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 46-48.
21. Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе (эмпирические данные по 19 странам). // Экономическая социология. 2009. №2. С. 76-97.
22. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
23. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.
24. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700¬1917. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 412 с.
25. Тард Г. Законы подражания. М.: Академический проект, 2011. 304 с.
26. Терешкина В.Н. Концептуализация феномена «мода» в социологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. №1. С. 67-74.
27. Троцук И.В. Давыденкова Е.С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. №1. С. 65-81.
28. Фромм Э. Иметь или быть? Киев: Ника-центр, 1998. 400 с.
29. Шабанова М.А. Гицалова Т.А. Социально-экономические факторы развития
этичного потребления в современном мире: есть ли будущее в России? // Социологические исследования. 2015. №3. С. 150-160. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_23307033_82133157.pdf.
30. Шабанова М. А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 79-103. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_23369249_29637734.pdf.
31. Шабанова М.А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества // Общественные науки и современность. 2015. №5.
С. 19-34. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2110/download/elibrary_24639577_88867776.pdf.
32. Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю.В.Веселова и А.Л.Кашина. СПб.: Нестор-История, 2012. 760 с.
33. Ятина Л.И. Мода глазами социолога. СПб.: Элексис Принт, 2006. 176 с.
34. COSMOS-Standard AISBL. URL: https://cosmos-standard.org. (дата обращения: 13.04.2017)
35. Dimitrova V., Kaneva M., Gallucci T. Customer knowledge management in the natural cosmetics industry // Industrial Management & Data Systems, vol. 109.
2009. N. 9 P. 1155 - 1165. URL:
http://www.emeraldinsight.com/doi/full/10.1108/02635570911002243.
36. Greenwashing Report 2010 URL: http://sinsofgreenwashing.com/index35c6.pdf. (дата обращения: 13.04.2017)
37. Kumar S. Exploratory analysis of global cosmetic industry: major players,
technology and market trends // Technovation, vol. 25. 2005. N. 11. P. 1263 - 1272. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2055/science/article/pii/S0166497204001099.
38. McEachern M.G. McClean P. Organic purchasing motivations and attitudes: are they ethical? // International Journal of Consumer Studies, vol.26. 2002. N. 2. P. 85-92. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1046zj.1470-
6431.2002.00199.x/pdf.
39. Natura Siberica - первый российский бренд качественной органической
косметики. URL: http://www.naturasiberica.ru/our-story. (дата обращения:
13.04.2017)
40. Pantone. Color of the year 2017. URL: https://www.pantone.com/color-of-the- year-2017. (дата обращения: 20.12.2016).
41. Sooyoung Cho. Andreas H. Krasser. What makes us care? The impact of cultural values, individual factors, and attention to media content on motivation for ethical consumerism // International Social Science Review, vol. 86. 2011. N. /2. P. 3-23. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/41887471 .pdf.
42. Freestone O. McGoldrick P. Motivations of the Ethical Consumer // Journal of
Business Ethics, vol. 79. 2008. N. 4. P. 445-467. URL:
http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/25482128.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ