ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 6
1.1. Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2. Особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада..12
1.3. Педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 27
2.1. Выявление уровней заботливого отношения к малышам у старших
дошкольников 27
2.2. Содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого
отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 6
1.1. Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2. Особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада..12
1.3. Педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 27
2.1. Выявление уровней заботливого отношения к малышам у старших
дошкольников 27
2.2. Содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого
отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 5
Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы детского сада привлекает многих исследователей.
Малокомплектные дошкольные учреждения активно включаются в решение задач социально-личностного развития детей, воспитания заботливого отношения к малышам у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных путей воспитания заботливого отношения к малышам у старших дошкольников в условиях сельского детского сада.
С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И.Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Вполне явственно обозначается противоречие между ростом количества разновозрастных групп и отсутствием системно обоснованной научной концепции образовательного процесса в них. Выявление психолого-педагогических основ системного построения образовательного процесса в этих группах, переосмысление опыта их деятельности представляется актуальным и своевременным.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: определение педагогических условий воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в разновозрастной группе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что воспитание у старших дошкольников заботливого отношения к малышам наиболее эффективно будет проходить в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотреть особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявить уровни воспитанности у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
5. Раскрыть содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; научные труды.
Методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, метод опроса, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Хохловская СОШ» (дошкольная группа) Белгородского района, Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2015 - сентябрь 2015 г.) определение темы исследования, подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик.
Второй этап - (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение констатирующего этапа эксперимента; определение и описание содержания работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Третий этап - (март 2016- апрель 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; формулировка выводов по главам; оформление результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Малокомплектные дошкольные учреждения активно включаются в решение задач социально-личностного развития детей, воспитания заботливого отношения к малышам у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных путей воспитания заботливого отношения к малышам у старших дошкольников в условиях сельского детского сада.
С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И.Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Вполне явственно обозначается противоречие между ростом количества разновозрастных групп и отсутствием системно обоснованной научной концепции образовательного процесса в них. Выявление психолого-педагогических основ системного построения образовательного процесса в этих группах, переосмысление опыта их деятельности представляется актуальным и своевременным.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: определение педагогических условий воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в разновозрастной группе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что воспитание у старших дошкольников заботливого отношения к малышам наиболее эффективно будет проходить в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотреть особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявить уровни воспитанности у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
5. Раскрыть содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; научные труды.
Методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, метод опроса, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Хохловская СОШ» (дошкольная группа) Белгородского района, Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2015 - сентябрь 2015 г.) определение темы исследования, подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик.
Второй этап - (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение констатирующего этапа эксперимента; определение и описание содержания работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Третий этап - (март 2016- апрель 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; формулировка выводов по главам; оформление результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы является одной из актуальных на сегодняшний день.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. Проанализирована степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотрены особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определены и теоретически обоснованы педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявлены уровни проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
5. Раскрыто содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Воспитание и развитие у детей заботливого отношения - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению.
Экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы проходила в 2 этапа. На первом этапе была проведена диагностика, цель которой заключалась в определении уровней проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами были использованы «Беседа», «Закончи историю», проблемная ситуация «Поможем малышам» и наблюдение.
Метод «Беседа» был направлен на изучение представлений детей о нравственных качествах.
Методика «Закончи историю» была использована с целью осознания дошкольниками нравственных норм.
Проблемная ситуация «Поможем малышам» позволила выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально-значимой задачи: проявить заботу о младших детях.
Проведение наблюдения позволило выявить устойчивость в проявлении заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
В результате мы получили следующие данные: высокий уровень проявления заботливого отношения к малышам был выявлен у пяти детей старшего дошкольного возраста, что составляет 50% и средний уровень выявлен также у пяти детей (50%). Низкий уровень не был выявлен.
На втором этапе нами было определено содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию заботливого отношения к малышам.
При составлении содержания образовательной работы были учтены результаты диагностики и специфика разновозрастной группы.
В качестве педагогических условий, способствующих воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам, мы выделили следующие:
• учет педагогом возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника;
• обогащение представлений детей о нравственных ценностях, формирование моральных суждений;
• использование реальных жизненных ситуаций (режимные моменты, игровая, трудовая, продуктивная виды деятельности).
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. Проанализирована степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотрены особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определены и теоретически обоснованы педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявлены уровни проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
5. Раскрыто содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Воспитание и развитие у детей заботливого отношения - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению.
Экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы проходила в 2 этапа. На первом этапе была проведена диагностика, цель которой заключалась в определении уровней проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами были использованы «Беседа», «Закончи историю», проблемная ситуация «Поможем малышам» и наблюдение.
Метод «Беседа» был направлен на изучение представлений детей о нравственных качествах.
Методика «Закончи историю» была использована с целью осознания дошкольниками нравственных норм.
Проблемная ситуация «Поможем малышам» позволила выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально-значимой задачи: проявить заботу о младших детях.
Проведение наблюдения позволило выявить устойчивость в проявлении заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
В результате мы получили следующие данные: высокий уровень проявления заботливого отношения к малышам был выявлен у пяти детей старшего дошкольного возраста, что составляет 50% и средний уровень выявлен также у пяти детей (50%). Низкий уровень не был выявлен.
На втором этапе нами было определено содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию заботливого отношения к малышам.
При составлении содержания образовательной работы были учтены результаты диагностики и специфика разновозрастной группы.
В качестве педагогических условий, способствующих воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам, мы выделили следующие:
• учет педагогом возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника;
• обогащение представлений детей о нравственных ценностях, формирование моральных суждений;
• использование реальных жизненных ситуаций (режимные моменты, игровая, трудовая, продуктивная виды деятельности).
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО
ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ
ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Формирование сенсорных представлений у детей 3-4 лет посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



