ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 7
1.1 Физиологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.2 Психологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.3 Физическая подготовка 2
1.4 Современное состояние методики подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования 3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Экспериментальная методика тренировки спортсменов с нарушением
типа слуха
3.2. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха в начале педагогического эксперимента 4
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов
с нарушением слуха в конце педагогического эксперимента 4
ВЫВОДЫ 5
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 7
1.1 Физиологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.2 Психологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.3 Физическая подготовка 2
1.4 Современное состояние методики подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования 3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Экспериментальная методика тренировки спортсменов с нарушением
типа слуха
3.2. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха в начале педагогического эксперимента 4
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов
с нарушением слуха в конце педагогического эксперимента 4
ВЫВОДЫ 5
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
Актуальность. Спорт для глухих - это стимул борьбы, самоутверждения личности, способ социальной реабилитации. Занимаясь теми же видами спорта, выступая по тем же правилам, что и обычные спортсмены, при этом обладая ослабленным слухом, спортсмены добиваются таких же результатов, что и обычные, а зачастую выступают даже лучше их, - чему есть сотни примеров. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Анализ литературных источников показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов с нарушением слуха отрицательно сказывается на физическом развитии. Дисгармония в развитии спортсменов с нарушениями слуха проявляется в более низком по сравнению с нормально слышащими сверстниками уровне физической подготовленности. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений.
По вопросам, посвященным совершенствованию программ и методик организации и проведения занятий по адаптивному спорту для спортсменов с нарушениями слуха, в настоящее время проведено множество исследований. Они имеют такие направления, как использование средств, методов и методических приёмов ритмической гимнастики, развитие скоростно-силовых качеств, включающая упражнения для коррекции физической подготовленности (Л.Б. Дзержинская, 2003; Л.Д. Хода, 2004); Совершенствование методики развития различных видов координационных способностей у спортсменов с нарушенным слухом в учебное и вне учебное время (И.Ю. Горская, 2001);Использование плавания как одной из форм занятий адаптивного физического воспитания и эффективного средства регуляции адаптационных процессов сердечно-сосудистой системы, профилактики и коррекции отклонений в осанке (Антонюк С.Д, 2000) и др..
Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки.
Анализ существующих программ и методик по адаптивному физическому спорту выявил отсутствие содержательной взаимосвязи различных форм занятий, отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов в подборе физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания при проведении этих форм занятий.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в поиске путей повышения результатов спортсменов с учетом систематизации спортивной подготовки, эффективных для лиц с нарушениями слуха.
Объект исследования. Процесс физической подготовки спортсменов с нарушениями слуха.
Предмет исследования. Использование в учебно-тренировочном процессе основных средств и методов, направленных на развитие специальных физических качеств.
Цель исследования. Целью работы является разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Установить теоретические и методические основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования.
2. Разработать экспериментальную методику тренировки легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, основанную на тренировочных средствах и методах, имеющих специальную направленность.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики тренировки легкоатлетов с нарушением слуха.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что разработанная методика подготовки спортсменов с нарушением слуха будет способствовать решению задачи, направленной на достижение более высоких спортивных результатов, при условии оптимального соотношения средств и методов, с учетом анатомо-физиологических и психофизических особенной организма данного контингента.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Методы тестирования физической подготовленности.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют основные теоретико-методологические положения построения спортивной тренировки (Пеганов Ю.А., Лебедева Н.Т., Бондарчук А.П.,Байкина Н.Г., Мутьев А.В., КретЯ.В. и д.р.) исследования различных аспектов подготовки легкоатлетов Решетников И.В., Хода Л.Д.,Дзержинская Л.Б. и д.р.
Научная новизна исследования. Состоят в том, что получены новые научные данные о подготовке легкоатлетов на этапе спортивного совершенствования.
Практическая значимость. Заключается в том, что разработанные комплексы специальных упражнений можно включать в программу спортивного совершенствования легкоатлетов для повышения ее эффективности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 60 листах и содержат 5 рисунков, 1 таблицу. Список литературы включает 51 источник.
Апробация диссертации. Полученные в иследовании данные внедрены в программу спортивного совершенствование легкоатлетов в Центре адаптивного спорта и физической культуры г. Белгорода. Имеется акт внедрения результатов исследования.
Анализ литературных источников показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов с нарушением слуха отрицательно сказывается на физическом развитии. Дисгармония в развитии спортсменов с нарушениями слуха проявляется в более низком по сравнению с нормально слышащими сверстниками уровне физической подготовленности. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений.
По вопросам, посвященным совершенствованию программ и методик организации и проведения занятий по адаптивному спорту для спортсменов с нарушениями слуха, в настоящее время проведено множество исследований. Они имеют такие направления, как использование средств, методов и методических приёмов ритмической гимнастики, развитие скоростно-силовых качеств, включающая упражнения для коррекции физической подготовленности (Л.Б. Дзержинская, 2003; Л.Д. Хода, 2004); Совершенствование методики развития различных видов координационных способностей у спортсменов с нарушенным слухом в учебное и вне учебное время (И.Ю. Горская, 2001);Использование плавания как одной из форм занятий адаптивного физического воспитания и эффективного средства регуляции адаптационных процессов сердечно-сосудистой системы, профилактики и коррекции отклонений в осанке (Антонюк С.Д, 2000) и др..
Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки.
Анализ существующих программ и методик по адаптивному физическому спорту выявил отсутствие содержательной взаимосвязи различных форм занятий, отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов в подборе физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания при проведении этих форм занятий.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в поиске путей повышения результатов спортсменов с учетом систематизации спортивной подготовки, эффективных для лиц с нарушениями слуха.
Объект исследования. Процесс физической подготовки спортсменов с нарушениями слуха.
Предмет исследования. Использование в учебно-тренировочном процессе основных средств и методов, направленных на развитие специальных физических качеств.
Цель исследования. Целью работы является разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Установить теоретические и методические основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования.
2. Разработать экспериментальную методику тренировки легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, основанную на тренировочных средствах и методах, имеющих специальную направленность.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики тренировки легкоатлетов с нарушением слуха.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что разработанная методика подготовки спортсменов с нарушением слуха будет способствовать решению задачи, направленной на достижение более высоких спортивных результатов, при условии оптимального соотношения средств и методов, с учетом анатомо-физиологических и психофизических особенной организма данного контингента.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Методы тестирования физической подготовленности.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют основные теоретико-методологические положения построения спортивной тренировки (Пеганов Ю.А., Лебедева Н.Т., Бондарчук А.П.,Байкина Н.Г., Мутьев А.В., КретЯ.В. и д.р.) исследования различных аспектов подготовки легкоатлетов Решетников И.В., Хода Л.Д.,Дзержинская Л.Б. и д.р.
Научная новизна исследования. Состоят в том, что получены новые научные данные о подготовке легкоатлетов на этапе спортивного совершенствования.
Практическая значимость. Заключается в том, что разработанные комплексы специальных упражнений можно включать в программу спортивного совершенствования легкоатлетов для повышения ее эффективности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 60 листах и содержат 5 рисунков, 1 таблицу. Список литературы включает 51 источник.
Апробация диссертации. Полученные в иследовании данные внедрены в программу спортивного совершенствование легкоатлетов в Центре адаптивного спорта и физической культуры г. Белгорода. Имеется акт внедрения результатов исследования.
Анализ результатов полученных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Установив теоретическую и методическую основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов отрицательно сказывается на физическом развитии. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений. Необходимость научных исследований в области разработки методик для подготовки групп спортивного совершенствования для людей с нарушением слуха, занимающихся легкой атлетикой. Слуховые нарушения отрицательно сказываются на физическом развитии индивида и его физической подготовленности. Поэтому, совершенствование системы адаптивного физического воспитания для глухих спортсменов, становится еще более актуальной проблемой. Необходимо учитывать состояние здоровья каждого занимающегося, его физическое и психическое развитие индивидуально. Наиболее эффективно на подготовку легкоатлетов с нарушениями слуха учебно-тренировочный процесс, предусматривающий проведение занятий с привлечением физически здоровых спортсменов.
2. В ходе эксперимента была разработана методика в которой особое внимание уделялось координационным способностям.
Педагогический эксперимент проводился на базе УСК им. Светланы Хоркиной. Возраст 17-24 годов, пол - мужской, уровень спортивной подготовки от 1 разряда до кандидата мастера спорта (КМС). В эксперименте приняли 5 человек - экспериментальная группа. Цель работы разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
3. По итогу были получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии нашей разработанной методики. Эффективность разработанной методики подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента: показатели физической подготовленности за исследуемый период улучшились. Наиболее значительное улучшение показателей произошло в беге на 30 м с колодок и составляет 6,96 % , и в беге на 60 м с колодок 5,44%
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной методики физического подготовки легкоатлетов с нарушением слуха и ее использования на тренировочных занятиях.
1. Установив теоретическую и методическую основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов отрицательно сказывается на физическом развитии. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений. Необходимость научных исследований в области разработки методик для подготовки групп спортивного совершенствования для людей с нарушением слуха, занимающихся легкой атлетикой. Слуховые нарушения отрицательно сказываются на физическом развитии индивида и его физической подготовленности. Поэтому, совершенствование системы адаптивного физического воспитания для глухих спортсменов, становится еще более актуальной проблемой. Необходимо учитывать состояние здоровья каждого занимающегося, его физическое и психическое развитие индивидуально. Наиболее эффективно на подготовку легкоатлетов с нарушениями слуха учебно-тренировочный процесс, предусматривающий проведение занятий с привлечением физически здоровых спортсменов.
2. В ходе эксперимента была разработана методика в которой особое внимание уделялось координационным способностям.
Педагогический эксперимент проводился на базе УСК им. Светланы Хоркиной. Возраст 17-24 годов, пол - мужской, уровень спортивной подготовки от 1 разряда до кандидата мастера спорта (КМС). В эксперименте приняли 5 человек - экспериментальная группа. Цель работы разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
3. По итогу были получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии нашей разработанной методики. Эффективность разработанной методики подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента: показатели физической подготовленности за исследуемый период улучшились. Наиболее значительное улучшение показателей произошло в беге на 30 м с колодок и составляет 6,96 % , и в беге на 60 м с колодок 5,44%
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной методики физического подготовки легкоатлетов с нарушением слуха и ее использования на тренировочных занятиях.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



