ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 7
1.1 Физиологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.2 Психологические особенности спортсменов с нарушением слуха
1.3 Физическая подготовка 2
1.4 Современное состояние методики подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования 3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Экспериментальная методика тренировки спортсменов с нарушением
типа слуха
3.2. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха в начале педагогического эксперимента 4
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности легкоатлетов
с нарушением слуха в конце педагогического эксперимента 4
ВЫВОДЫ 5
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5
Актуальность. Спорт для глухих - это стимул борьбы, самоутверждения личности, способ социальной реабилитации. Занимаясь теми же видами спорта, выступая по тем же правилам, что и обычные спортсмены, при этом обладая ослабленным слухом, спортсмены добиваются таких же результатов, что и обычные, а зачастую выступают даже лучше их, - чему есть сотни примеров. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Анализ литературных источников показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов с нарушением слуха отрицательно сказывается на физическом развитии. Дисгармония в развитии спортсменов с нарушениями слуха проявляется в более низком по сравнению с нормально слышащими сверстниками уровне физической подготовленности. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений.
По вопросам, посвященным совершенствованию программ и методик организации и проведения занятий по адаптивному спорту для спортсменов с нарушениями слуха, в настоящее время проведено множество исследований. Они имеют такие направления, как использование средств, методов и методических приёмов ритмической гимнастики, развитие скоростно-силовых качеств, включающая упражнения для коррекции физической подготовленности (Л.Б. Дзержинская, 2003; Л.Д. Хода, 2004); Совершенствование методики развития различных видов координационных способностей у спортсменов с нарушенным слухом в учебное и вне учебное время (И.Ю. Горская, 2001);Использование плавания как одной из форм занятий адаптивного физического воспитания и эффективного средства регуляции адаптационных процессов сердечно-сосудистой системы, профилактики и коррекции отклонений в осанке (Антонюк С.Д, 2000) и др..
Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки.
Анализ существующих программ и методик по адаптивному физическому спорту выявил отсутствие содержательной взаимосвязи различных форм занятий, отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов в подборе физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания при проведении этих форм занятий.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в поиске путей повышения результатов спортсменов с учетом систематизации спортивной подготовки, эффективных для лиц с нарушениями слуха.
Объект исследования. Процесс физической подготовки спортсменов с нарушениями слуха.
Предмет исследования. Использование в учебно-тренировочном процессе основных средств и методов, направленных на развитие специальных физических качеств.
Цель исследования. Целью работы является разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Установить теоретические и методические основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования.
2. Разработать экспериментальную методику тренировки легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, основанную на тренировочных средствах и методах, имеющих специальную направленность.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики тренировки легкоатлетов с нарушением слуха.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что разработанная методика подготовки спортсменов с нарушением слуха будет способствовать решению задачи, направленной на достижение более высоких спортивных результатов, при условии оптимального соотношения средств и методов, с учетом анатомо-физиологических и психофизических особенной организма данного контингента.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Методы тестирования физической подготовленности.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют основные теоретико-методологические положения построения спортивной тренировки (Пеганов Ю.А., Лебедева Н.Т., Бондарчук А.П.,Байкина Н.Г., Мутьев А.В., КретЯ.В. и д.р.) исследования различных аспектов подготовки легкоатлетов Решетников И.В., Хода Л.Д.,Дзержинская Л.Б. и д.р.
Научная новизна исследования. Состоят в том, что получены новые научные данные о подготовке легкоатлетов на этапе спортивного совершенствования.
Практическая значимость. Заключается в том, что разработанные комплексы специальных упражнений можно включать в программу спортивного совершенствования легкоатлетов для повышения ее эффективности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 60 листах и содержат 5 рисунков, 1 таблицу. Список литературы включает 51 источник.
Апробация диссертации. Полученные в иследовании данные внедрены в программу спортивного совершенствование легкоатлетов в Центре адаптивного спорта и физической культуры г. Белгорода. Имеется акт внедрения результатов исследования.
Анализ результатов полученных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Установив теоретическую и методическую основы построения тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением слуха на этапе спортивного совершенствования, показал, что функциональная недостаточность двигательного анализатора спортсменов отрицательно сказывается на физическом развитии. У глухих спортсменов зафиксирован более низкий уровень показателей контрольных упражнений. Необходимость научных исследований в области разработки методик для подготовки групп спортивного совершенствования для людей с нарушением слуха, занимающихся легкой атлетикой. Слуховые нарушения отрицательно сказываются на физическом развитии индивида и его физической подготовленности. Поэтому, совершенствование системы адаптивного физического воспитания для глухих спортсменов, становится еще более актуальной проблемой. Необходимо учитывать состояние здоровья каждого занимающегося, его физическое и психическое развитие индивидуально. Наиболее эффективно на подготовку легкоатлетов с нарушениями слуха учебно-тренировочный процесс, предусматривающий проведение занятий с привлечением физически здоровых спортсменов.
2. В ходе эксперимента была разработана методика в которой особое внимание уделялось координационным способностям.
Педагогический эксперимент проводился на базе УСК им. Светланы Хоркиной. Возраст 17-24 годов, пол - мужской, уровень спортивной подготовки от 1 разряда до кандидата мастера спорта (КМС). В эксперименте приняли 5 человек - экспериментальная группа. Цель работы разработка и экспериментальное обоснование методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой.
3. По итогу были получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии нашей разработанной методики. Эффективность разработанной методики подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента: показатели физической подготовленности за исследуемый период улучшились. Наиболее значительное улучшение показателей произошло в беге на 30 м с колодок и составляет 6,96 % , и в беге на 60 м с колодок 5,44%
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной методики физического подготовки легкоатлетов с нарушением слуха и ее использования на тренировочных занятиях.
1. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учеб.пособие / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. Краснодар, 1999.-71 с.
2. Алехина В.Е. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры / В.Т. Алехина // «Проблемы физ. Воспитания аномальных детей» (1986; Горький). Материалы конференции «Проблемы физ. воспитания аномальных детей», 4-5 июня 1986 г. - М., 1987.-С. 23-26.
3. Ананьев Б.Е. Человек как предмет познания / Б.Е. Ананьев. - Л.: Изд- во СПБ.ун-та, 2001. - 288 с.
4. Анохин П.К. Вопросы общей теории функциональной системы Принципы современной организации функций. - М.: Наука, 1973. - С. 5-61.
5. Антонюк С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4¬6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья /С. Д. Антонюк, С.А. Королев, А.А. Черных, М.А. Шуть // Российские морфологические ведомости. -2000.-№1-2.-С. 193-197.
6. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - Международная педагогическая академия,1994.-110 с.
7. Астафьева В.М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода / В.М. Астафьева. - М.: АПК и ПРО, 2000.
- 100 с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и препод, ин -тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
9. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков //Адаптивная физическая культура. - 2002 - №4.
10. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 192с.
11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина , 1990. - 446 с.
11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Академия, 2002. - с. 3-203
12. Богомильский М.Р., Орлова О.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2008г. - М., С.- 399
13. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. - М. Олимпия Пресс, 2007. - 272с.
14. Боскис Р.М. Глухие и слабослыщаие дети - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с: ил
15. Бычкова Н.В. О воспитании координационных способностей у глухонемых детей / Н.В. Бычкова // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во СибГАФК, 1996.-С. 10-12.
Выгодский Л.С. История развития психических функций 2018
16. Вовненко К.Б., Лотина О.В. Психологическое сопровождение спортсменов с нарушениями слуха как условие их социализации // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность // Материалы III ВНПК, г. Сочи, 7-9октября 2010г. - Сочи. - С.190-193.]
17. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК, 2000.-212 с.
18. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников различным состоянием здоровья: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 46 с.
19. Григорьева Л.П, Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 2002. -№1.-С. 3-13,
20. Дзержинская Л.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Б. Дзержинская - Волгоград, 1997. - 23 с.
21. Дорошенко А.С. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников: учеб. - метод, пособие /А. С. Дорошенко, Г.А. Решетнева, О.С. Шнейдер. - Хабаровск: ДВГАФК, 2000. - 24 с.
22. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерания): учебник / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с
23. С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.Адаптивная физическая культура: учеб.пособие / - М.: Советский спорт, 2000. - 238 с.
24. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.
25. Ефименко Н.Н, Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий
физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. - М.:
Советский спорт 1991. 55 е. - ил.
26. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб.пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2002.-261 с.
27. Калмыков С.А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7. С. 219-222.
28. Колосовская Л.А. О совершенствовании физического воспитания учащихся начальных классов в спецшколах глухих / Л.А. Колосовская // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез.доклад. - Минск, 1996. - С. 60 - 61.
29. Комаров Ю.Н. Восприятие времени у глухих в процессе занятий
физическими упражнениями / Ю.Н. Комаров, В.И. Савенков. - М.:
Просвещение, 1990. - 173 с.
30. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2009.-136с.
31. Лебедева Н.Т. Оптимизация физического воспитания глухих и слабослышащих школьников / Н.Т. Лебедева // Матер. III Междунар.науч.- практ. конф. культ, для инвалидов и лиц с огранич. функц. возможностями. - Спб., 1996.
32. Ленских Т.Н. Новые технологии в формировании устной речи глухих детей // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 1. С. 41-44.
33. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.
35. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих//Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 160-164.
36. Махов А.С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России. //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 12. С. 67-71
37. Н.М. Назарова. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005
38. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2001. - 224 с.
39. Нестеров В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования; учеб. пособие / В. А. РНестеров. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. - 74 с.
40. Озолин Э.С. Спринтерский бег. - М.: Человек, 2010. - 176с.
41. Осколкова Е.А., Рубцова Н.О. Роль адаптивного физического воспитания в системе профессиональной адаптации инвалидов с нарушением слуха, Теория и практика физической культуры, 2008, № 1, С. 14.
42. Пеганов Ю.А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю. А. Пеганов // Дефектология. -1998. - № 2. - С. 37 - 49.
43. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт,2001. - 160с.
44. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. Издание 2-е, стереотипное. - М.: Человек, 2012. - 224 с.
45. Решетников И.В. Как же оценивать физическую подготовленность / П.В. Решетников // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №5. - С. 41-42.
46. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232с.
47. Сермеев Б.В. Формы занятий физическими упражнениями в специальных школах / Б.В. Сермеев // Физическое воспитание детей в специальных школах. -Горький, 1991.-С. 24-30.
48. Хода Л.Д. Модели социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре / Л.Д. Хода // Адаптивная физическая культура. 2010. - № 3.- С. 18 -24.
49. Хода Л.Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых / Л.Д. Хода // Коррекционная педагогика. - 2007. № 4. - С. 5-9.
50. Хода Л.Д. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции неслышащих людей: моногр. / Л.Д. Хода.- Нерюнгри. : Изд-во ТИ (ф) ГОУВПО «ЯГУ», 2008. - 151 с.
51. Шатунов Д.А., Зотова Ф.Р. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 4 (98). С. 183-188.