Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях (на примере студентов СПбГУ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования идентичности в онлайн-сетях
1.1. Опыт концептуализации категории «онлайн-идентичность» 8
1.2. Антропологическая перспектива изучения онлайн-идентичности
Глава 2. Онлайн-сети как исследовательское поле: характеристика актуального состояния
2.1. Онлайн и оффлайн: оппозиция или конвергенция? 31
2.2. Фактор доверия как основа онлайн-идентичности 41
Глава 3. Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях
3.1. Специфика репрезентации идентичности в онлайн-сети «Вконтакте» 52
3.2. Эмпирическое исследование репрезентации
студенческой идентичности в онлайн-сети «Вконтакте» 62
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования идентичности в онлайн-сетях
1.1. Опыт концептуализации категории «онлайн-идентичность» 8
1.2. Антропологическая перспектива изучения онлайн-идентичности
Глава 2. Онлайн-сети как исследовательское поле: характеристика актуального состояния
2.1. Онлайн и оффлайн: оппозиция или конвергенция? 31
2.2. Фактор доверия как основа онлайн-идентичности 41
Глава 3. Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях
3.1. Специфика репрезентации идентичности в онлайн-сети «Вконтакте» 52
3.2. Эмпирическое исследование репрезентации
студенческой идентичности в онлайн-сети «Вконтакте» 62
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Факторы технологического прогресса, связанное с ним умножение количества сред социализации и иные глобальные факторы имплицитного долговременного влияния обуславливают возникновение новых практик репрезентации идентичности, в том числе виртуальных. Надлежащие технические возможности (физическая и материальная доступность интернет-услуг в развитых странах мира, диверсификация рынка потребительской электроники и значительное удешевление гаджетов, рост числа гибридных медиакоммуникаций, новых медиа, мессенджеров) могут служить весовым аргументом в пользу «онлайн-будущего» практик репрезентации идентичности. Демографические данные позволяют увидеть, что естественное глобальное замещение населения предполагает межпоколенческую смену, потенциально влекущую за собой изменения практик репрезентации идентичности, поскольку всякое новое поколение уже будет существовать в эпоху интернета, а возраст первого самостоятельного опыта использования интернета будет неуклонно снижаться. Таким образом, актуальность исследования обусловлена всевозрастающим значением изучаемого феномена в повседневной жизни большей части общества.
Вместе с тем степень проработанности тематики онлайн-идентичности в современной отечественной и зарубежной литературе может быть признана недостаточной. Так, комплексный термин «онлайн-идентичность», проблематизируемый в различных областях социогуманитарного знания, до сих пор не имеет более или менее универсального определения. В его кажущейся самоочевидности кроется двусмысленность, усложняющая корректную научную классификацию: к примеру, в значительной части работ, по священных проблематике идентичности в виртуальной среде, исследовательская оптика смещена в направлении психологически маркированных трактовок феномена. Потому представляется важным попытаться рассмотреть феномен онлайн-идентичности в антропологическом ракурсе и с данных позиций исследовать практики ее репрезентации в специфическом виртуальном пространстве с применением методов дигитальной антропологии. Этим положением продиктована теоретическая значимость данной работы.
Практическая значимость результатов исследования обуславливается высокой эвристической ценностью полученных в результате него выводов и предложенных классификаций, поскольку они окажутся валидными не только в условиях подробно рассматриваемой в работе онлайн-сети «Вконтакте», но и для характеристики других онлайн-сетей, репрезентация идентичности в которых (что доказывается автором во второй главе) имеет те же самые базовые закономерности. Таким образом, результаты данной работы могут быть использованы для определения нового поля антропологических и социологических исследований.
Объект исследования — онлайн-идентичность. Предмет исследования — практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях.
Цель, которую преследует автор работы, состоит в комплексном изучении феномена онлайн-идентичности а также особенностей ее репрезентации, обусловленных характерными для онлайн-сетей принципами сетевого взаимодействия. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Анализ теоретического осмысления рассматриваемой проблематики в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявление социокультурных характеристик пространства онлайн-сетей как социального явления.
3. Исследование практик репрезентации идентичности (визуальных и вербальных) на страницах онлайн-сетей с применением методов дигитальной антропологии.
4. Определение степень взаимообусловленности онлайн- и оффлайн- идентичностей.
В соответствии с поставленной целью автором была выдвинута следующая гипотеза: онлайн-сети в значительной степени воспроизводят существующие в повседневности практики самопрезентации и механизмы взаимного влияния индивидов друг на друга (в значительной степени стандартизованные и унифицированные). Особое значение в данном процессе имеет транспонирование социального и культурного капитала как ресурса для такого влияния.
Очертить контур научной проблемы автору помогло обращение к теории «передних» и «задних» планов И. Гофмана и использование в качестве теоретической базы исследования концепта «impression management», сформулированного и нашедшего развитие в рамках драматургического подхода. В качестве дополнительных теоретических оснований автором были использованы: перформативная теория идентичности Дж. Батлера, концепция силы слабых связей М. Грановеттера, теория сетевого общества М. Кастельса, концепция сетевого капитала Дж. Урри и разработанный им «мобильный метод» изучения виртуального передвижения людей, метод структурного анализа П. Штомпки и др.
Репрезентация идентичности в онлайн-среде выступала предметом научного интереса таких зарубежных исследователей, как Донат Дж., Бойд Д., Стэйнфилд Ч., Лэмп К., Боукер Н., Уолтер Дж., Гиббс Дж., Доминик Л., Кибби Д., Миллер Д., Чендлер Д., Эллисон Н., Флойд А., Паркс М., Утц С., Рамирез А. В отечественной литературе проблематика самопрезентации индивида в онлайн-сетях нашла отражение в работах таких исследователей, как Войскунский А. Е., Белинская Е. П., Бабанин Л. Н., Арестова О. Н., Жичкина А. Е., Гордеев Н. В., Галкин Д. А., Остапенко И. А., Михайлов В. А., Асмолов А. Г., Шкуратова И. П., Чудова Н. В., Шевченко И. С., Наумова Т. А., Бурнаева Е. М., Чепель Ю. В., Тихонов О. В.
Структура магистерской диссертации представлена следующим образом: введение, три главы и заключение. В первой главе работы автором решаются теоретические задачи исследования. Во второй главе предлагается системная характеристика актуального состояния пространства онлайн-сетей как исследовательского поля. В третьей главе представлено эмпирическое исследование, проведенное с использование методов дигитальной антропологии.
Вместе с тем степень проработанности тематики онлайн-идентичности в современной отечественной и зарубежной литературе может быть признана недостаточной. Так, комплексный термин «онлайн-идентичность», проблематизируемый в различных областях социогуманитарного знания, до сих пор не имеет более или менее универсального определения. В его кажущейся самоочевидности кроется двусмысленность, усложняющая корректную научную классификацию: к примеру, в значительной части работ, по священных проблематике идентичности в виртуальной среде, исследовательская оптика смещена в направлении психологически маркированных трактовок феномена. Потому представляется важным попытаться рассмотреть феномен онлайн-идентичности в антропологическом ракурсе и с данных позиций исследовать практики ее репрезентации в специфическом виртуальном пространстве с применением методов дигитальной антропологии. Этим положением продиктована теоретическая значимость данной работы.
Практическая значимость результатов исследования обуславливается высокой эвристической ценностью полученных в результате него выводов и предложенных классификаций, поскольку они окажутся валидными не только в условиях подробно рассматриваемой в работе онлайн-сети «Вконтакте», но и для характеристики других онлайн-сетей, репрезентация идентичности в которых (что доказывается автором во второй главе) имеет те же самые базовые закономерности. Таким образом, результаты данной работы могут быть использованы для определения нового поля антропологических и социологических исследований.
Объект исследования — онлайн-идентичность. Предмет исследования — практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях.
Цель, которую преследует автор работы, состоит в комплексном изучении феномена онлайн-идентичности а также особенностей ее репрезентации, обусловленных характерными для онлайн-сетей принципами сетевого взаимодействия. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Анализ теоретического осмысления рассматриваемой проблематики в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявление социокультурных характеристик пространства онлайн-сетей как социального явления.
3. Исследование практик репрезентации идентичности (визуальных и вербальных) на страницах онлайн-сетей с применением методов дигитальной антропологии.
4. Определение степень взаимообусловленности онлайн- и оффлайн- идентичностей.
В соответствии с поставленной целью автором была выдвинута следующая гипотеза: онлайн-сети в значительной степени воспроизводят существующие в повседневности практики самопрезентации и механизмы взаимного влияния индивидов друг на друга (в значительной степени стандартизованные и унифицированные). Особое значение в данном процессе имеет транспонирование социального и культурного капитала как ресурса для такого влияния.
Очертить контур научной проблемы автору помогло обращение к теории «передних» и «задних» планов И. Гофмана и использование в качестве теоретической базы исследования концепта «impression management», сформулированного и нашедшего развитие в рамках драматургического подхода. В качестве дополнительных теоретических оснований автором были использованы: перформативная теория идентичности Дж. Батлера, концепция силы слабых связей М. Грановеттера, теория сетевого общества М. Кастельса, концепция сетевого капитала Дж. Урри и разработанный им «мобильный метод» изучения виртуального передвижения людей, метод структурного анализа П. Штомпки и др.
Репрезентация идентичности в онлайн-среде выступала предметом научного интереса таких зарубежных исследователей, как Донат Дж., Бойд Д., Стэйнфилд Ч., Лэмп К., Боукер Н., Уолтер Дж., Гиббс Дж., Доминик Л., Кибби Д., Миллер Д., Чендлер Д., Эллисон Н., Флойд А., Паркс М., Утц С., Рамирез А. В отечественной литературе проблематика самопрезентации индивида в онлайн-сетях нашла отражение в работах таких исследователей, как Войскунский А. Е., Белинская Е. П., Бабанин Л. Н., Арестова О. Н., Жичкина А. Е., Гордеев Н. В., Галкин Д. А., Остапенко И. А., Михайлов В. А., Асмолов А. Г., Шкуратова И. П., Чудова Н. В., Шевченко И. С., Наумова Т. А., Бурнаева Е. М., Чепель Ю. В., Тихонов О. В.
Структура магистерской диссертации представлена следующим образом: введение, три главы и заключение. В первой главе работы автором решаются теоретические задачи исследования. Во второй главе предлагается системная характеристика актуального состояния пространства онлайн-сетей как исследовательского поля. В третьей главе представлено эмпирическое исследование, проведенное с использование методов дигитальной антропологии.
Структурные общественные изменения, вызванные стремительным технологическим прогрессом (понимаемым в исследовании как появление доступного интернета в экономически развитых и развивающихся регионах мира, экспоненциальный рост числа пользователей онлайн-сетей, увеличение предложения на рынке потребительской электроники и умножение числа медиаплатформ), обуславливают трансформацию традиционных практик репрезентации идентичности. С процессуальной точки зрения онлайн- идентичность представляет качественно новый феномен, обладающий уникальными фиксируемыми характеристиками.
Формирование и закрепление определенных практик репрезентации идентичности в условиях онлайн-пространства (в особенности, среди молодых людей) происходит естественным путем в процессе постижения собственных жизненных стратегий и целей, а также без какого-либо формального контроля извне. Пространство онлайн-сетей с существующими в нем определенными правилами, референтными группами и нормами сетевой коммуникации (т.н. «сетикета») выступает в этом процессе коллективным актором социализации. При этом осуществляется изменение локуса формирования и репрезентации идентичности с традиционных социальных институтов и масс-медиа (телевидения, прессы, массовых мероприятия и т.д.) на виртуальное пространство онлайн-сетей.
Происходящие в обычном социофизическом пространстве коммуникативные процессы как бы дублируются, обрастая при этом новыми чертами. Таким образом, онлайн-сети в значительной степени устраняют бинарную оппозицию между приватными и публичными коммуникациями в условиях общей диффузии частного и публичного пространства.
Основные выводы, полученные в ходе исследования:
1. Репрезентация идентичности в онлайн-сетях предполагает использование легких для восприятия аудиторией и кратких самохарактеристик (как вербальных, так и визуальных).
2. Пространство онлайн-сетей (в отличие от реальной жизни) характеризуется доминированием в нем «слабых связей».
3. Практики репрезентации идентичности в онлайне в значительной степени определяются практиками потребления и комментирования медиаконтента.
4. Репрезентация пользователями своей онлайн - идентичности отражает гомофилию по половозрастным, демографическим и статусным признакам.
5. «Искаженная» репрезентация идентичности в онлайн-сетях довольно редко связана с целенаправленным уклонением от «объективной» самопрезентации.
6. Тенденции развития онлайн-сетей связаны с неуклонным движением в сторону увеличения публичности пользователей.
7. Особенностью репрезентируемой идентичности в условиях онлайн- сетей является неглубокий, упрощенный характер.
8. Характер репрезентации онлайн-идентичности определяется пассивной или активной вовлеченностью пользователя в пространство онлайн-сетей.
В работе уделяется интерпретации практик репрезентации идентичности как регулирующих и координирующих поведение пользователя. Фиксированная посредством элементов интерфейса, определяемая в процессе онлайн-коммуникации, существующая в ситуации стирания границ между публичным и частным идентичность представляет более флюидное и контекстуально обусловленное явление, чем идентичность, репрезентируемая в иных повседневных практик.
В эмпирической части исследования предпринимается попытка анализа локальных особенностей репрезентации идентичности в отечественных онлайн-сетях; определяется степень взаимообусловленности онлайн- и оффлайн-идентичностей (анализируется представленность профессиональной студенческой идентичности учащихся Санкт- Петербургского государственного университета в онлайн-сети «Вконтакте»).
Данная работа может быть использована в качестве базиса для дальнейших тематических исследований.
Формирование и закрепление определенных практик репрезентации идентичности в условиях онлайн-пространства (в особенности, среди молодых людей) происходит естественным путем в процессе постижения собственных жизненных стратегий и целей, а также без какого-либо формального контроля извне. Пространство онлайн-сетей с существующими в нем определенными правилами, референтными группами и нормами сетевой коммуникации (т.н. «сетикета») выступает в этом процессе коллективным актором социализации. При этом осуществляется изменение локуса формирования и репрезентации идентичности с традиционных социальных институтов и масс-медиа (телевидения, прессы, массовых мероприятия и т.д.) на виртуальное пространство онлайн-сетей.
Происходящие в обычном социофизическом пространстве коммуникативные процессы как бы дублируются, обрастая при этом новыми чертами. Таким образом, онлайн-сети в значительной степени устраняют бинарную оппозицию между приватными и публичными коммуникациями в условиях общей диффузии частного и публичного пространства.
Основные выводы, полученные в ходе исследования:
1. Репрезентация идентичности в онлайн-сетях предполагает использование легких для восприятия аудиторией и кратких самохарактеристик (как вербальных, так и визуальных).
2. Пространство онлайн-сетей (в отличие от реальной жизни) характеризуется доминированием в нем «слабых связей».
3. Практики репрезентации идентичности в онлайне в значительной степени определяются практиками потребления и комментирования медиаконтента.
4. Репрезентация пользователями своей онлайн - идентичности отражает гомофилию по половозрастным, демографическим и статусным признакам.
5. «Искаженная» репрезентация идентичности в онлайн-сетях довольно редко связана с целенаправленным уклонением от «объективной» самопрезентации.
6. Тенденции развития онлайн-сетей связаны с неуклонным движением в сторону увеличения публичности пользователей.
7. Особенностью репрезентируемой идентичности в условиях онлайн- сетей является неглубокий, упрощенный характер.
8. Характер репрезентации онлайн-идентичности определяется пассивной или активной вовлеченностью пользователя в пространство онлайн-сетей.
В работе уделяется интерпретации практик репрезентации идентичности как регулирующих и координирующих поведение пользователя. Фиксированная посредством элементов интерфейса, определяемая в процессе онлайн-коммуникации, существующая в ситуации стирания границ между публичным и частным идентичность представляет более флюидное и контекстуально обусловленное явление, чем идентичность, репрезентируемая в иных повседневных практик.
В эмпирической части исследования предпринимается попытка анализа локальных особенностей репрезентации идентичности в отечественных онлайн-сетях; определяется степень взаимообусловленности онлайн- и оффлайн-идентичностей (анализируется представленность профессиональной студенческой идентичности учащихся Санкт- Петербургского государственного университета в онлайн-сети «Вконтакте»).
Данная работа может быть использована в качестве базиса для дальнейших тематических исследований.
Подобные работы
- Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях
(на примере студентов СПбГУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Маркетинг в социальных сетях как инструмент продвижения бренда (на примере Instagram-аккаунта автомойки «Formula»)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ С 2019 ПО 2022 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «ПЛОЩАДЬ МИРА»)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - Коммуникационные продукты продвижения образовательных услуг
в социальных медиа
(на примере кафедры МТРиСО АлтГУ)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Семейная фотография в цифровой культуре: анализ практик презентации в онлайн-пространстве
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ХОББИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



